Решение Омского областного суда
от 7 декабря 2012 г. N 3-20/2012
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2013 г. N 50-АПГ13-1 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе:
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Фоминой С.Л.
с участием прокуроров Липинской Е.Г., Михайловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2012 г. гражданское дело по заявлению Щекотова Д.Д., действующего в своих интересах и в интересах Хамидулина Р.С., об оспаривании пункта 48 приложения "Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" к постановлению Правительства Омской области от 30 декабря 2010 г. N 277-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации", установил:
постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2010 г. N 277-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Порядок).
Постановление опубликовано в газете "Омский вестник", N 95, 31 декабря 2010 г. (том 1 л.д. 105-125).
Пункт 48 Порядка изложен в следующей редакции:
"Путевки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам территориальными органами Министерства по месту их жительства в соответствии с очередностью их постановки на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, а также рекомендуемыми профилем, сезоном и местом лечения, указанными в медицинской справке для получения путевки".
Щекотов Д.Д., ..., обратился в суд в своих интересах и в интересах ... Хамидулина Р.С. с заявлением о признании недействующим данного пункта в части слов "в соответствии с очередностью постановки на учет".
В обоснование требований ссылался на то, что оспариваемые положения Порядка противоречат части 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178 "О государственной социальной помощи", согласно которой периодом предоставления гражданам услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год, и создают препятствия для реализации их прав на получение в течение календарного года государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение (том 1 л.д. 1-28).
Определением Омского областного суда от 10 октября 2012 г. Щекотову Д.Д. возвращено в связи с неподсудностью заявление в части исковых требований о возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, отказано в принятии заявления в части исковых требований, заявленных в интересах всех инвалидов, проживающих на территории Омской области, о защите прав (том 1 л.д. 43-46).
В судебном заседании Щекотов Д.Д. заявленные требования поддержал, просил суд признать недействующими с момента принятия положения пункта 48 Порядка в части слов "в соответствии с очередностью постановки на учет".
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Захарова А.Г. против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы действующему законодательству не противоречат и не нарушают права граждан. Указала, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти Омской области с соблюдением предусмотренных порядка и процедуры его принятия, подписано должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями (письменный отзыв - том 1 л.д. 140-145, том 2 л.д. 1-4).
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что выдача путевок инвалидам в соответствии с очередностью направлена на упорядочение данной процедуры в условиях отсутствия достаточных финансовых средств и служит предотвращению нарушений прав граждан на получение бесплатного санаторно-курортного лечения, которые ранее других обратились с соответствующим заявлением и были поставлены на учет (письменный отзыв - том 1 л.д.147-149).
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Токаева О.Ю. в удовлетворении требований заявителя просила отказать, пояснила, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Субвенция, предоставляемая из федерального бюджета, перечислена бюджету Омской области в 2012 г. в установленном порядке. Дополнительной субвенции в 2012 г. не ожидается. Оспариваемая заявителем норма права не влияет на объем финансирования количества граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (письменный отзыв - том 1 л.д. 236-241).
Хамидулин Р.С., представитель Министерства финансов Омской области в судебном заседании не присутствовали, извещены о слушании дела надлежащим образом. В письменном отзыве Министерство финансов Омской области с заявленными требованиями не согласилось (том 2 л.д. 9-11, 56-57).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокуроров Липинской Е.Г. и Михайловой Д.В., полагавших заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Согласно положениям части 8 статьи 6.1, пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (абзац 1 части 2, части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Во исполнение указанного положения Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее уполномоченный орган).
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4. Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Анализируя вышеназванные правовые нормы, суд приходит к выводу, что правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.
Статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону N 184-ФЗ и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2424-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области по передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (далее Соглашение).
Согласно пункту 1.3 Соглашения Правительство Омской области предоставляет услуги по санаторно-курортному лечению отдельным категориям граждан по их личным заявлениям.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно устанавливается Правительством Омской области с учетом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Министерством.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, субъект Российской Федерации в целях реализации прав инвалидов на получение санаторно-курортного лечения, установленных федеральным законодательством, вправе определять процедуру обеспечения такими правами, т.е. осуществлять исключительно организационные полномочия - сбор сведений, учет заявлений и направление граждан на санаторно-курортное лечение.
Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2010 г. N 277-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Порядок).
Согласно пункту 48 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам территориальными органами Министерства по месту их жительства в соответствии с очередностью их постановки на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, а также рекомендуемыми профилем, сезоном и местом лечения, указанными в медицинской справке для получения путевки.
Анализ оспариваемой нормы в системной взаимосвязи с поименованными выше федеральными нормами права приводит к выводу, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая порядок выдачи санаторно-курортных путевок и в этой связи предусматривая очередность их получения, тем самым изменил основной принцип предоставления данной меры социальной поддержки инвалидам, т.е. её периодичность.
Вместе с тем, периодичность предоставления набора социальных услуг, в т.ч. путевок на санаторно-курортное лечение, установлена федеральным законодательством, согласно которому периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год.
Из материалов дела следует, что Щекотов Д.Д. является ... и имеет право на предоставление в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемого в целях профилактики основных заболеваний (том 1 л.д. 31,32).
6 октября 2011 г. он обратился в Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Муромцевского района" Министерства труда и социального развития Омской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (том 1 л.д. 33).
Согласно ответам руководителя Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Муромцевского района" Щекотов Д.Д. поставлен на учет для обеспечения санаторно-курортной путевкой, его регистрационный номер 7703 в списке учета на 27 августа 2012 г. Ему разъяснено, что путевки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам в соответствии с очередностью их постановки на учет (том 1 л.д. 34, 36).
В связи с чем Щекотов Д.Д. обратился в Первомайский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2012 г. (том 1 л.д.153-165).
До настоящего времени Щекотов Д.Д. правом на получение путевки на санаторно-курортное лечение не воспользовался.
Хамидулин Р.С. является ... и имеет право на предоставление в период с 13 марта 2012 г. по 31 декабря 2012 г. путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемого в целях профилактики основных заболеваний (том 1 л.д. 38-39).
На 11 апреля 2012 г. его регистрационный номер в списке учета 8168 (том 1 л.д. 40).
После обращения в суд Хамидулину Р.С. в октябре 2012 г. предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение.
Согласно информации Министерства труда и социального развития Омской области при принятии решения о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение территориальные управления Министерства ссылаются на регистрационный номер и номер (учетный номер), они не совпадают. Регистрационный номер - это номер регистрации заявления гражданина в журнале регистрации заявлений соответствующего территориального управления Министерства, а учетный номер - это номер очереди для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в автоматизированной информационной системе Омской области.
Имеет место ежегодный рост числа инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. В 2011 году заявления для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение подали 2 716 человек, впервые признанных инвалидами, в 2012 году - 2 641 человек. В 2011 году пролечились в санаториях и вновь встали на учет 1 874 инвалида, в 2012 году - 1 413 инвалидов.
На 1 января 2012 года очередность на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение составляла 6 800 человек.
На текущий период 2012 года очередность превышает 8 000 человек (том 2 л.д. 31-32).
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Муромцевского района" ... пояснила, что на конец 2012 года в очереди на получение путевок на санаторно-курортное лечение по Муромцевскому району Омской области находится 81 инвалид.
Оценивая в совокупности вышеназванные обстоятельства, суд считает, что доводы заявителя о нарушении прав инвалидов на получение путевок на санаторно-курортное лечение являются убедительными и нашли подтверждение в судебном заседании.
Установив иное правовое регулирование предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, региональный законодатель фактически исказил суть и принцип механизма, установленного федеральным законодательством, снизил уровень правовых гарантий, ограничил права инвалидов на получение ими путевки в течение календарного года, поскольку наступление очередности может быть как в пределах календарного года, так и за его пределами.
Доводы ответчика о том, что оспариваемая норма является необходимой для упорядочения процедуры обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, поскольку объем поступающих бюджетных средств является недостаточным для получения путевок на санаторно-курортное лечение и оплаты проезда к месту лечения и обратно всеми гражданами, обратившимися с заявлением в текущем году, не могут быть признаны состоятельными.
В статьях 2, 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсутствие надлежащего финансирования не может ограничивать права инвалидов, в том числе путем принятия субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего очередность получения мер социальной помощи без указания срока.
Оспариваемая норма устанавливает такой порядок предоставления инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение, при котором срок реализации такого права не определен, что не исключает решение данного вопроса с длительными временными задержками и, как следствие, вносит неясность в организационный механизм реализации права граждан на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
В этой связи суд находит, что пункт 48 Порядка в части слов "в соответствии с очередностью постановки на учет" противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что положения пункта 48 Порядка применялись на территории Омской области, то суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде постановлений, а именно от 16 июня 1998 г. N 19П, от 11 апреля 2000 г. N 6П, от 27 января 2004 г. N 1П, считает необходимым признать его недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пункта 48 приложения "Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" к постановлению Правительства Омской области от 30 декабря 2010 г. N 277-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации" в части слов "в соответствии с очередностью постановки на учет".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
И.В. Цериградских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 7 декабря 2012 г. N 3-20/2012
Текст решения размещен на сайте Омского областного суда в Internet (http://oblsud.oms.sudrf.ru)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2013 г. N 50-АПГ13-1 настоящее решение оставлено без изменения