Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы развития муниципальных финансов Березовского района
Муниципальная программа "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов городских и сельских поселений Березовского района на 2016 - 2020 годы" разработана, исходя из накопленного за последние годы опыта, в рамках единой системы управления финансами, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникшим новым задачам.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами Березовского района является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Березовского района.
Система управления муниципальными финансами Березовского района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на региональном уровне, так и на муниципальном уровне. Задачами первостепенной важности на этапе бюджетного планирования оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
В результате реализации комплекса мероприятий бюджетный процесс в Березовском районе был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования муниципального сектора экономики. В систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
- введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
- внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных программ Березовского района, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Березовского района;
- внедрение отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений.
В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений в настоящее время в правовом статусе казённых функционирует 39 муниципальных учреждений, в статусе бюджетных - 45 муниципальных учреждений, в статусе автономных - 1 муниципальное учреждение.
При формировании бюджета введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований, в которых указываются данные планируемых бюджетных расходов.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте www.berezovo.ru размещается информация о его деятельности на всех стадиях бюджетного процесса. В рамках полномочий финансового органа Комитет по финансам администрации Березовского района ведет контроль, организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальных сайтах www.bus.gov.ru, www.budget.gov.ru.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Березовском районе еще не завершен. На сегодняшний день сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
- отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
- ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
- низкая мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Большую роль в повышении качества жизни и благосостояния жителей Березовского района играет повышение финансовой грамотности населения.
Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Эти национальные инициативы призваны в конечном итоге обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и к уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере.
Районная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности, проведение информационной кампании в сферах оказания финансовых услуг, управления личными финансами, что позволит населению в полной мере участвовать в экономике и повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Для привлечения большего количества граждан Березовского района к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета автономного округа и его исполнения разработан "Бюджет для граждан". "Бюджет для граждан" предназначен прежде всего для жителей района, не обладающих специальными знаниями в сфере бюджетного законодательства. Информация, размещаемая в разделе с аналогичным наименованием "Бюджет для граждан" на едином официальном сайте www.berezovo.ru, в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики района, с основными характеристиками бюджета и результатами его исполнения.
Организация публичных слушаний по проекту решения о бюджете Березовского района на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета предоставит гражданам открытый доступ к качественной информации.
С 2011 года ежегодно Березовский район принимает участие во Всероссийской акции "День финансовой грамотности в учебных заведениях", обеспечив максимальный охват учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в Березовском районе и привлечение авторитетных экспертов финансового сообщества для проведения уроков, лекций.
Регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "Бюджета для граждан", организация публичных слушаний по проекту решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета, проведение Дня финансовой грамотности в учебных заведениях позволит обеспечить публичность управления общественными финансами, расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста экономики Березовского района.
Бюджетная система Березовского района перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей осуществляется на основе двадцати муниципальных программ. В 2015 году из бюджета Березовского района на финансирование муниципальных программ было направленно 3 723 241,9 тыс. руб., что составило 99,8% общего объема бюджета Березовского района. Программный целевой принцип бюджетного планирования направлен на усиление развития экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе.
В области муниципального долга планируется осуществлять контроль за соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством, за полнотой и своевременностью исполнения муниципального долга, поддержания минимально возможной стоимости обслуживания муниципального долга.
В последние годы в Березовском районе наблюдается рост муниципальных заимствований, что вызвано ростом потребности в бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета округа на поддержку досрочного завоза продукции в районы и населенные пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2006 N 18-оз "О государственной финансовой поддержке досрочного завоза продукции (товаров) в районы и населенные пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов". В 2013 году муниципальные заимствования на осуществление досрочного завоза составляли 168 566,7 тыс. руб., в 2014 году - 267 443,3 тыс. руб., в 2015 году - 285 774,7 тыс. руб. В связи с дефицитом денежных средств в бюджете района в 2014 году был получен бюджетный кредит на покрытие временного кассового разрыва при исполнении бюджета Березовского района 50 000,0 тыс. руб., на частичное покрытие дефицита бюджета - 71 700,0 тыс. руб., которые своевременно погашены.
В 2016 году запланировано снижение муниципальных заимствований в сравнении с предыдущими годами, прогнозный объем заимствований составит 116 277,4 тыс. руб. В связи с ежегодным ростом цен на топливо и возросшей конкуренцией на рынке реализации нефтепродуктов с 2017 года планируется осуществление досрочного завоза централизованным и децентрализованным способами, что позволит снизить объем муниципальных заимствований.
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга зависит от объема муниципального долга, ставки рефинансирования ЦБ и срока пользования бюджетными кредитами. До 2015 года за пользование бюджетными кредитами, предоставленными из бюджета округа на поддержку досрочного завоза продукции, взималась процентная ставка 1/3 ставки рефинансирования (2,75% годовых), по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015 - 2016 годах установлена процентная ставка 0,1% годовых. В 2016 году запланировано привлечение бюджетных кредитов только на осуществление досрочного завоза. В связи со значительным снижением процентной ставки за пользование бюджетными кредитами, объем запланированных бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга составит 81,0 тыс. руб.
Для регулирования вопросов, связанных с осуществлением бюджетных полномочий Березовского района по управлению муниципальным долгом, осуществлению муниципальных заимствований и стабилизации долговой нагрузки бюджета Березовского района принято постановление администрации района от 13.03.2015 N 402 "Об управлении муниципальным долгом Березовского района, методике планирования долговых обязательств Березовского района и определения долговой нагрузки на бюджет Березовского района", распоряжение от 26.02.2015 N 105-р "Об утверждении плана мероприятий по стабилизации долговой нагрузки бюджета Березовского района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы".
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом муниципальной программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема муниципального долга, сокращение стоимости обслуживания.
В последнее время в сфере автоматизации управления общественными финансами Березовского района проведены меры, которые позволили:
- создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;
- организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удаленного взаимодействия Комитета по финансам с распорядителями и получателями средств бюджета;
- создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
- внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования реестра расходных обязательств.
Таким образом, на сегодняшний момент в Березовском районе сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления муниципальными финансами.
Однако, до настоящего времени:
- не во всех сферах управления общественными финансами Березовского района применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
- не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
- не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей нуждается в доработке и развитии.
Основными источниками, формирующими районный бюджет, и бюджеты городских и сельских поселений, являются безвозмездные перечисления из окружного бюджета, которые составляют более 80 процентов всех поступлений в районный бюджет, таким образом, межбюджетные отношения на муниципальном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений на муниципальном уровне.
На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений в Березовском районе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Кардинальные изменения в сфере межбюджетных отношений в Березовском районе начались с 2008 года, когда в Березовском районе в полном объеме начал реализоваться федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разграничивающий полномочия по уровням власти, и с внесения существенных поправок в бюджетное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений.
В связи с этим на очередном заседании Думы Березовского района было принято Решение от 17.12.2008 N 355 "О положении о межбюджетных отношениях в Березовском районе" (далее - решение о межбюджетных отношениях).
Это имело огромное позитивное значение в плане формализации финансовых взаимоотношений между бюджетом Березовского района и бюджетами городских и сельских поселений на основе единых методик, исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании расходных обязательств поселений на территории Березовского района.
Предоставление межбюджетных трансфертов городским и сельским поселениям Березовского района обеспечивает реализацию единой бюджетной политики. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Березовского района и бюджета автономного округа в бюджеты городских и сельских поселений: дотации и иные межбюджетные трансферты, в том числе в рамках муниципальных программ.
Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность городских и сельских поселений в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов. Действующий порядок распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений Березовского района объективен и понятен.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств городских и сельских поселений оказывается финансовая помощь в виде компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня или бюджетных кредитов.
Для стимулирования деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений Березовского района в повышении уровня муниципального управления и управления муниципальными финансами осуществляется механизм грантовой поддержки через предоставление дотаций городским и сельским поселениям.
Повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг осуществляется через механизм делегирований полномочий на уровень городских и сельских поселений с предоставлением иных межбюджетных трансфертов в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.
Действующий в Березовском районе порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений объективен и прозрачен.
Вместе с тем, он не в полной мере предусматривает механизмы, ориентированные на недопущение снижения объема дотации, утвержденной поселению на первый и второй годы планового периода.
Соответственно возникает необходимость проведения работы по совершенствованию методики распределения указанных дотаций.
При этом методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на протяжении всего срока реализации муниципальной программы должна соответствовать установленным бюджетным законодательством требованиям.
В целях софинансирования расходных обязательств городских и сельских поселений из бюджета Березовского района предоставляются иные межбюджетные трансферты в рамках муниципальных программ Березовского района, которые являются одной из форм поддержки в решении вопросов развития экономики и социальной сферы городских и сельских поселений Березовского района, способствующей сокращению существующей дифференциации в социально-экономическом развитии поселения.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов является неотъемлемой частью расходов бюджета Березовского района.
Помимо безвозвратной и безвозмездной нецелевой финансовой помощи из бюджета Березовского района оказывается поддержка на принципах кредитования в виде бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов городских и сельских поселений Березовского района, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета.
Решением о межбюджетных отношениях с 2011 года предусмотрена возможность стимулирования деятельности органов местного самоуправления к повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Березовского района.
Наилучшим городским и сельским поселениям Березовского района, достигшим определенных успехов в повышении уровня муниципального управления и качества организации бюджетного процесса, предоставляются гранты (дотации).
Несмотря на положительную тенденцию в улучшении качества бюджетного процесса в поселениях Березовского района, в ряде городских и сельских поселений Березовского района остается низким качество организации и управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются низкая достоверность финансового планирования, недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом.
Решением Думы Березовского района от 06.03.2013 N 289 "О внесении изменений в приложение к решению Думы Березовского района от 17 декабря 2008 года N 355 "О Положении о межбюджетных отношениях в Березовском районе" предусмотрена возможность стимулирования органов местного самоуправления путем выделения грантов на поощрение за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Березовского района.
В целях содействия местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций городским и сельским поселениям оказывается финансовая поддержка на подготовку и проведение мероприятий к юбилейным датам населенных пунктов. Юбилейными датами населенных пунктов, являются: 20 лет с даты их основания (образования) и далее каждые 10 лет. В период 2016 - 2020 годов юбилейные даты планируются в 6 населенных пунктах Березовского района.
Данные средства предоставляются на реализацию мероприятий по установке объектов монументально-декоративного искусства (памятники, монументы, памятные знаки, мемориальные доски, стелы, скульптурные композиции), обустройству и оборудованию спортивных и детских площадок, парков, скверов, площадей, тротуаров, проведению ремонтных работ фасадов зданий, культурно-исторических объектов, что является дополнительной возможностью для улучшения качества жизни населения.
Муниципальная программа направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами Березовского района, является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, призвана создать условия для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений, в целях наиболее полного удовлетворения спроса граждан на муниципальные услуги, для устойчивого исполнения бюджетов городских и сельских поселений Березовского района, обеспечения финансированием социально-значимых и первоочередных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации, создания стимулов к повышению управления муниципальными финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.