В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 год, Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 1997 год", в развитие распоряжения Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики от 6 ноября 1996 года N 160 и постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 ноября 1996 года N 752, Закона Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию единой системы управления государственными инвестициями, гарантиями и залогами в Удмуртской Республике (прилагается).
2. Разработать Республиканскую целевую программу "Развитие инвестиционной и лизинговой деятельности в Удмуртской Республике на 1997-2000 годы".
3. Определить:
республиканским заказчиком программы - Министерство экономики Удмуртской Республики;
головным разработчиком программы - Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики.
4. Республиканскому заказчику совместно с головным разработчиком программы в срок до 10 сентября 1997 года представить на утверждение в Правительство Удмуртской Республики проект Республиканской целевой программы "Развитие инвестиционной и лизинговой деятельности в Удмуртской Республике на 1997-2000 годы".
5. Министерству финансов Удмуртской Республики выделить Министерству экономики Удмуртской Республики на безвозвратной основе 160 млн.рублей для организации работ по разработке Республиканской целевой программы - заключения договоров на оплату труда ученых, специалистов и организаций.
Затраты учесть по статье бюджета Удмуртской Республики на 1997 год "Научно-исследовательские работы, проводимые по заказу Правительства Удмуртской Республики" (код 3005).
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Концепция
единой системы управления государственными инвестициями,
гарантиями и залогами в Удмуртской Республике
Краткая аннотация
Концепция определяет принципы и инструменты инвестиционной политики Правительства Удмуртской Республики, направленной на преодоление инвестиционного кризиса и обеспечения экономического роста в республике на период 1997-2000 гг.. Концепция является также концепцией целевой республиканской программы "Развитие инвестиционной и лизинговой деятельности в Удмуртской Республике на период 1997 - 2000 гг.".
Государство, как крупнейший собственник и правовладелец, вынуждено в интересах преодоления экономического кризиса решительно усилить свое влияние на экономику. Для этого необходимо использовать все имеющиеся государственные финансовые и материальные средства, организационные и правовые возможности.
Единая система управления государственными инвестициями и гарантиями - это система принятия и исполнения решений в отношении государственных инвестиций. Система определяет источники государственных инвестиционных ресурсов и порядок предоставления государственных инвестиций и гарантий коммерческим организациям в сфере производства.
Система устанавливает единые для всех министерств и ведомств республики цели и условия государственного инвестирования, а также единые критерии оценки его результатов.
В составе бюджета республики выделяется отдельный Фонд инвестиции, гарантии и залогов, определяется порядок его учета, цели и задачи управления им, порядок пополнения и использования его ресурсов.
В 1997 году финансовый учет ресурсов Фонда ведет Министерство финансов, планово-экономический учет ведет Министерство экономики. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о целесообразности создания в республике специализированного банка (например, государственного банка реконструкции и развития республики) или значительного укрупнения одного из существующих банков, исполняющих республиканский бюджет.
Преимущества, возникающие при создании крупного (по масштабам России) банка для управления инвестициями, связаны с необходимостью привлечения в республику внешнего капитала. Для такого привлечения требуется мощный инструмент, который в настоящее время отсутствует и это создает условия для оттока капитала из республики.
По существу, Фонд и внедряемая система управления им являются республиканским Бюджетом развития и аналогом соответствующего федерального бюджета развития.
Фонд наполняется бюджетными ресурсами, предназначенными для инвестирования производства согласно закона о бюджете на 1997 год, а также государственным залоговым имуществом для обеспечения кредитов.
Финансовая цель создания Фонда и внедрения особой системы управления им - это получение государством прибыли и ее реинвестирование в инвестиции. Такая цель диктует особые, фактически, коммерческие принципы управления ресурсами Фонда. Коммерческие принципы деятельности несвойственны для существующих государственных органов управления, поэтому необходимо создать новый орган - Агентство развития инвестиции Агентство должно быть государственной коммерческой организацией и функционировать на принципах окупаемости.
Контроль за деятельностью Агентства должен осуществлять Госсовет и Правительство республики, а также представители промышленных и деловых кругов республики.
Ожидаемые результаты. Для оценки ожидаемых темпов роста объемов инвестиций в качестве ориентира можно принять данные среднесрочной программы Правительства РФ:
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
101 % 107% 110% 112% (или 133% к уровню 1996 г.)
Внедрение в республике единой системы управления инвестициями и гарантиями уже в 1997 году может дать результаты более успешные. Их верхняя оценка такова:
- объем государственного инвестирования производства 168,6 млрд. рублей;
- индуцированный государственными инвестициями дополнительный объем негосударственных инвестиций до 337 млрд.рублей;
- общий рост объемов капвложений в республике до 17 %;
- годовой капитал Фонда инвестиций, гарантий и залогов 570 млрд. рублей.
1. Основания разработки Концепции
В 1997 году Государственная Дума Российской Федерации и Правительство Российской Федерации ввели кардинальные новации в государственную инвестиционную политику.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год", принятый 24 января 1997 года, впервые предусматривает формирование бюджета развития Российской Федерации. В первом чтении принят также проект федерального закона "О бюджете развития Российской Федерации и механизме управления Бюджетом развития Российской Федерации".
В законах устанавливается, что средства бюджета развития будут использоваться исключительно на возвратной, платной и срочной основе. Управление бюджетом развития будет осуществляться специализированным государственным органом (в проекте федерального закона - Агентством экономического развития Российской Федерации). Средства бюджета развития физически отделяются от текущего бюджета в целях их защиты от секвестирования (использования на другие нужды при недостатке бюджетных доходов).
В программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 г. и в Законе "О бюджете Удмуртской Республики на 1997 г." намечено внедрение отдельных новаций, корреспондирующихся с новациями федеральной инвестиционной политики.
В частности, в Программе поставлены задачи в области инвестиционной политики:
1. разработать единую систему управления государственными инвестициями, гарантиями и залогами Удмуртской республики,
2. создать государственный фонд гарантий и залогов, предназначенных для обеспечения инвестиции.
В статьях 29 и 32 Закона Удмуртской Республики о бюджете на 1997 г. установлено, что гарантия (обеспечение обязательств), выдаваемые Правительством УР по долгосрочным инвестиционным кредитам, осуществляются исключительно о рамках единой системы управления государственными инвестициями, гарантиями и залогами.
Настоящая Концепция посвящена описанию целей, задач и принципов функционирования данной системы.
2. Описание единой системы управления государственными
инвестициями, гарантиями и залогами
Единая система управления государственными инвестициями и гарантиями - это система принятия и исполнения решений о предоставлении государственных инвестиций и гарантий, основанная на единых принципах в отношении целей, условий, источников и оценок результатов инвестирования в экономику республики, реализующая государственную политику в области инвестиций и экономического роста в Удмуртской Республике.
Для накопления и учета средств, направляемых на инвестиции, создается фонд инвестиций, гарантий и залогов управление которым осуществляется в рамках единой системы управления.
Главные задачи создания Фонда и Единой системы:
- мобилизовать государственные ресурсы, направляемые на инвестиции с целью повышения эффективности их использования;
- привлечь негосударственные ресурсы для участия в финансировании инвестиций вместе с государством на долевых началах;
- создать условия и механизмы для сохранения, роста и эффективного использования государственных инвестиционных ресурсов за счет применения принципов возвратности, срочности, платности, залоговой обеспеченности со стороны заемщиков;
- обеспечить использование государственных инвестиционных ресурсов в соответствии с приоритетами структурной политики и политики экономического роста, принятых для Удмуртской Республики;
Детальная разработка целей и задач Единой системы, ее базовая инфраструктура и порядок создания и функционирования должна быть осуществлена в целевой Программе "Развитие инвестиционной и лизинговой деятельности в Удмуртской Республике на период 1997 - 2000 гг.", разработка которой предусмотрена программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 год.
В рамках Единой системы все государственные инвестиции должны осуществляются в рамках единого подхода к их предоставлению. Главное в едином подходе - единые условия и конкурсный порядок предоставления инвестиций.
Предоставление коммерческим организациям инвестиционного налогового кредита рассматривается как форма инвестирования и осуществляется в рамках Единой системы.
В государственный Фонд инвестиций, гарантий и залогов включаются все виды государственных н бюджетных ресурсов, предназначенных для осуществления инвестиций согласно закона о бюджете Удмуртском Республики. В состав залогового фонда, входящего в Фонд инвестиций и гарантий, должно войти достаточно ликвидное государственное имущество, а также залоги, предоставляемые получателями государственных инвестиций.
Управление ресурсами Фонда осуществляется в двух формах - в банковской и в организационно-экономической. Учет ресурсов Фонда осуществляется ид принципах отдельного бухгалтерского баланса. Ресурсы Фонда, используемые в качестве залогов, а также инвестиционные риски подлежат обязательному страхованию.
Финансовые и материальные ресурсы Фонда должны быть защищены от нецелевого использования.
Для осуществления банковского управления ресурсами Фонда назначается или создается Управляющий банк. Управляющий банк от имени и по поручению Правительства исполняет банковские операции с использованием ресурсов Фонда: выдает гарантии и кредиты, принимает залоги, управляет залогами, осуществляет взаиморасчеты с кредиторами и заемщиками, выпускает целевые облигации для населения и т.д.
Для организационно-экономического управления ресурсами Фонда формируется новый функциональный орган Правительства - государственное Агентство развития инвестиций и лизинга.
Для страхования залоговых ресурсов и инвестиционных рисков назначается Главный страховщик.
Учет ресурсов Фонда осуществляется Управляющим банком или, в его отсутствие, Министерством финансов.
Правительство Удмуртской Республики, Министерство финансов, Министерство экономики и другие отраслевые ведомства осуществляют координацию деятельности Управляющего банка и Агентства и входят в органы управления ими.
Цели, задачи, этапы создания и порядок функционирования Управляющего банка, Фонда и Агентства изложены ниже.
Банковский принцип управления ресурсами Фонда обеспечивает мультипликацию (умножение) объемов финансирования инвестиций по отношению к номинальному объему ресурсов Фонда за счет привлечения кредитов под залог ресурсов Фонда.
Особые принципы организационно-экономического управления ресурсами Фонда обеспечивают:
- индуцирование (привлечение) дополнительных инвестиций со стороны негосударственных инвесторов за счет применения принципа долевого участия и обязательного распределения рисков;
- ежегодное накопление инвестиционных ресурсов и рост объемов инвестирования за счет возвратности.
Управляющий банк, Агентство, Главный страховщик и другие элементы единой системы управления образуют базовую инфраструктуру инвестиционно-лизинговой деятельности в Удмуртской Республике.
Устанавливается определенная этапность создания элементов базовой инфраструктуры в соответствии с развитием Единой системы и ростом ресурсов Фонда.
Для успешного функционирования Единой системы необходимо разработать отраслевую стратегию экономического роста, принципы инвестиционной политики. Все эти вопросы - предмет целевой Программы "Развитие инвестиционной и лизинговой деятельности в Удмуртская Республике на период 1997 - 2000 гг."
Особое внимание в Программе необходимо уделить разработке критериев, используемых при оценке инвестиционных проектов - соискателей государственных инвестиций. Главными критериями должны стать показатели, обеспечивающие рост бюджетных доходов, рост занятости населения и заработной платы, импортозамещение на потребительском рынке, достижение прибыльности предприятиями и другие.
Реализация целевой Программы в 1997 г. должна заложить организационные основы для формирования бюджета развития республики на 1998 и последующий годы.
3. Источники ресурсов Фонда инвестиций, гарантий и залогов.
Оценка объемов на 1997 г.
Источниками наполнения Фонда инвестиции и гарантий ресурсами на 1997 год указаны в прилагаемой таблице 1.
Бюджетные ссуды предусмотрены Законом УР о бюджете Удмуртской Республики на 1997 год в размере до 27 млрд.рублей.
Из полного объема заимствовании всех видов, включая ценные бумаги, кредиты, векселя и т.д, определенного в объеме 10% от объема доходов бюджета на инвестирование предполагается использовать лишь 2,5%.
Объем гарантий для инвестирования принимается в размере 2,5% от объема доходов бюджета.
Предполагается, что государственный залоговый фонд будет сформирован в размере не менее 50 млрд.рублей.
Возвраты кредитов прошлых лет согласно данным Минфина в 1997 году могут составить не более 10 млрд.рублей.
В состав ресурсов Фонда необходимо включить оплату за выдаваемые гарантии, начиная со второй половины года, из расчета 2% годовых от их общего объема, что составляет 800 млн.рублей.
Из бюджетного финансирования малого предпринимательства, предусмотренного в объеме 4,5 млрд.рублей, целесообразно включить 3 млрд.рублей в состав инвестиционных ресурсов Фонда и 1,5 млрд.рублей в залоговый фонд в форме уставного капитала Агентства развития инвестиций и лизинга.
Встречные залоги предприятий - соискателей инвестиций также входят в состав ресурсов Фонда и могут быть использованы для привлечения дополнительных денежных средств. Их объем равен объему предоставленных инвестиций и гарантий. Учитывая их низкую ликвидность, оценим возможность их использования для привлечения новых кредитов в объеме 10% от объема залогов.
Предполагается, что начиная со второй половины 1997 года начнут поступать проценты под предоставленные инвестиционные кредиты. Их объем можно оценить из расчета 36% годовых (ставка рефинансирования ЦБ РФ) за 6 месяцев второй половины года.
Государственный залоговый фонд должен служить обеспечением для привлечения дополнительных кредитов. Их объем следует оценить в размере не более 50 % от объема залогового фонда.
В итоге, верхняя оценка объема капитала Фонда по его годовому балансу должна составить 570,5 млрд.руб., - а объем годового инвестирования - 168,6 млрд. рублей.
В 1998 г. и в последующие годы ресурсы Фонда необходимо сформировать в соответствии с подходом, принятым для бюджета развития Российской Федерации.
Объем ресурсов Фонда из года в год увеличивается ввиду продолжения бюджетного финансирования и поступления доходов от инвестирования (ежегодно не менее 10 -20% от объемов инвестирования).
Объемы долгосрочных кредитов и инвестиций, привлекаемых в Фонд под обеспечение собственных, ежегодно возобновляемых ресурсов Фонда, имеют размер заведомо больший, чем номинальный объем собственных ресурсов. Это связано с банковским принципом учета ресурсов Фонда и применением страховых принципов, что создает мультипликацию ресурсов, величина которой может составлять от двух-трех до десятка единиц.
Ресурсы Фонда индуцируют приток в экономику инвестиций в объеме много большем номинального объема ресурсов Фонда.
Для оценки объемов индуцированных инвестиций необходимо учесть принципы предоставления государственных инвестиций и гарантий, изложенных ниже. Их объем может составить размер в 2 раза больший, чем объем инвестиций за счет ресурсов Фонда, что составляет 337 млрд.рублей.
Риск потери ресурсов Фонда инвестиций и гарантий и имущества залогового фонда является минимальным. Это обеспечивается особой технологией учета и использования ресурсов Фонда. Для этого, в частности:
- к балансу ресурсов Фонда применяются требования ликвидности, действующие для балансов банковских учреждений, требования по соотношению между собственными средствами и обязательствами, ограничения по соотношению суммы кредита одному заемщику и суммы собственных средств, а также другие требования, обеспечивающие финансовую устойчивость банка, управляющего Фондом;
- определенная (и со временем растущая) доля ресурсов Фонда используются не для прямого инвестирования, а для залогового обеспечения привлекаемых кредитов и государственных гарантий, выдаваемых банкам и предприятиям под привлекаемые ими инвестиций;
- при получении государственных инвестиций и гарантий является обязательным предоставление предприятиями - соискателями встречного залога. Залоги включаются в состав ресурсов Фонда и создают дополнительные возможности для обеспечения и привлечения кредитов;
- объем каждой отдельной инвестиции или гарантии устанавливается, как правило, много меньшим полного объема ресурсов Фонда;
- начиная с 1998 года формируется резервный фонд выплат по гарантия;
- применяется система страхования и перестрахования залогов и инвестиционных рисков, в том числе международная система;
- в обязательном порядке применяется распределение рисков между участниками инвестиционных проектов;
- внедряется высокоэффективная технология отбора объектов инвестирования и системой управления и контроля ходом реализации инвестиционных проектов;
- используется меры государственной налоговой поддержки и протекционизма для обеспечения окупаемости инвестиционных проектов и возвратности инвестиций;
- лизинг является преимущественной и приоритетной формой осуществления инвестиций.
Определенная часть бюджетных денежных средств Фонда должна остаться в неприкосновенности и сформировать резервный фонд. Он принесет дополнительный доход от его банковского депозитирования.
Создание Государственного Фонда инвестиций и гарантий в УР в 1997 году заложит организационно-финансовую основу для формирования бюджета развития республики на 1998 и последующие годы.
4. Управление ресурсами Фонда. Управляющий банк
В 1997 году создание Управляющего банка является преждевременным. Его функции распределяются между Министерством финансов и Агентством развития инвестиций и лизинга, а также отдельными банками, исполняющими бюджет республики в 1997 году по поручению Правительства УР.
В 1997 году учет ресурсов Фонда осуществляет Министерство финансов путем открытия отдельного субсчета в своем финансовом балансе.
Планово-экономический учет инвестиций, затрат, доходов и других показателей осуществляет Министерство экономики.
Организационно - экономическое управление процессами инвестирования осуществляет Агентство.
В последующие годы (1998 и далее) управление ресурсами Фонда должно осуществляться Управляющим банком.
Управляющий банк от имени Правительства Удмуртии осуществляет :
- управление ресурсами Фонда инвестиций и гарантий;
- предоставление инвестиций (долгосрочных кредитов) и гарантий по результатам конкурсов, организуемым Агентством развития инвестиций и лизинга и утвержденным Правительством УР;
- привлечение инвестиционных кредитов и займов из-за пределов республики;
- эмиссия облигаций инвестиционных займов для населения и предприятий;
- прием залогов от получателей государственных инвестиций и гарантий, управление залогами, реализация залогов;
- предоставление залогов под привлекаемые в Фонд денежные ресурсы;
- взаиморасчеты с Заемщиками и Кредиторами;
- операции с государственным имуществом, составляющие залоговый фонд в составе Фонда инвестиций и гарантий;
Банк:
- обеспечивает мультипликацию инвестиции, осуществленных в экономику по отношению к номинальному объему собственных ресурсов Фонда инвестиций и гарантии;
- обеспечивает индуцирование государственными инвестициями и гарантиями дополнительных инвестиций в экономику, осуществляемых негосударственными инвесторами,
- осуществляет банковский контроль за использованием инвестиции и гарантий;
Порядок и лимиты предоставления инвестиций и гарантий, привлечения заемных средств и залогов устанавливаются Госсоветом и Правительством УР.
При выборе концепции создания Управляющего банка, а также при распределении его функций при его отсутствии необходимо учесть следующие особо важные обстоятельства:
1. создание Управляющего банка не отменяет институт уполномоченных банков по исполнению бюджета, но специализирует и совершенствует одну из их функций - функцию управления капвложениями и инвестициями;
2. если приоритетной задачей инвестиционной политики в УР являются внешние заимствования и привлечение в республику внешнего капитала, то целесообразно, действуя в целях укрепления связей с внешними банками-инвесторами и использования их капитала, создать Банк реконструкции и развития совместно с одним из внешних банков-инвесторов или на базе его действующего в республике филиала;
3. если приоритетной задачей инвестиционной политики в УР является мобилизация и концентрация собственных ресурсов республики, то целесообразно создавать Банк реконструкции и развития на базе крупнейшего из банков, исполняющих бюджет республики.
Выбор формы учреждения Управляющего банка в настоящей Программе является вариантным и в дальнейшем должно быть отдельно обосновано.
5. Залоговый фонд
Залоговый фонд предназначен для имущественного обеспечения банковских и иных кредитов и займов, привлекаемых в Фонд инвестиций и гарантий, а также для обеспечения выдаваемых государственных гарантий.
Залоговый фонд формируется в составе ресурсов Управляющего банка.
В состав имущества залогового Фонда могут входить:
1. государственное имущество, имеющее коммерческую рыночную стоимость и высокую ликвидность, выделенное в состав залогового Фонда по решению Правительства УР в установленном порядке, уставной капитал Агентства и Управляющего банка;
2. залогами коммерческих организаций, предоставляемыми под платежные обязательства, связанные с получением ими государственных инвестиций и гарантий.
Имуществом залогового фонда могут быть:
- государственные природные ресурсы (земли, лесные угодья и другие объекты, подлежащие использованию или разработке с отчуждением или без отчуждения);
- здания, сооружения и прочая недвижимость;
- государственные пакеты акций приватизированных предприятий;
- право распоряжения государственной собственностью, в частности, право использования государственной собственности в аренду, в залог с отчуждением или без отчуждения в пользу Залогополучателя;
- целевые резервы, запасы;
- денежные депозиты;
- ценные бумаги;
- материальные ценности (драгметаллы, антиквариат, исторические и культурные ценности...) или права в отношении них;
- долговые обязательства;
- права на использование природных ресурсов и разработку природных недр;
- нематериальные активы;
- другое государственное имущество УР;
- ликвидное залоговое имущество коммерческих организаций.
6. Агентство развития инвестиций и лизинга
Агентство развития инвестиций и лизинга является государственным агентом Правительства УР по развитию инвестиции и лизинга.
Агентство выполняет функции главного проект-менеджера инвестиционных проектов, в которых государство принимает существенное участие капиталом.
Агентство должно функционировать как коммерческая организация на условиях самоокупаемости.
Агентство может выступать в роли инвестора, заемщика, лизингодателя.
В 1997 году до создания Агентства его функции можно возложить на временную межведомственную Комиссию, задачей которой станет также и создание Агентства.
Функции Агентства и принципы деятельности значительно отличаются от функций министерств и ведомств, поэтому подмена Агентства какими либо отделами министерств и ведомств нецелесообразна.
Министерства и ведомства могут принимать участие в управлении Агентством путем участия в наблюдательном совете Агентства.
Агентство целесообразно создать в организационно-правовой форме акционерного общества с преобладающей долей государственного капитала.
Агентство является главным экспертом и консультантом по всем вопросам функционирования единой системы управления инвестициями и гарантиями, функционирования базовой инфраструктуры инвестиционно-лизинговой деятельности, управления залогами Фонда инвестиций и гарантий.
Действуя от своего имени и от имени и по поручению Правительства, Агентство:
- исполняет поручения на разработку и экспертизу инвестиционных проектов;
- рекомендует инвестиционные проекты на конкурсы на соискание государственных инвестиции;
- организует работу по исследованию инвестиционной сферы в целях развития инвестиции, снижения рисков, защиты интересов гарантов и инвесторов;
- осуществляет разработку стандартов и процедур для эффективного функционирования базовой инфраструктуры единой системы управления инвестициями и гарантиями;
- ведет консалтинговую, рекламно-информационную, экспертную, оценочную, маркетинговую и другие виды деятельности, необходимее для роста инвестиций в экономику, повышения эффективности инвестиций;
- осуществляет мониторинг деятельности предприятия в области капвложений.
По поручению Управляющего Банка Агентство:
- осуществляет разработку или экспертизу бизнес-планов соискателей государственных инвестиций и гарантий;
- осуществляет инспекционный контроль за использованием инвестиций и гарантий;
Выдвигая инвестиционные проекты на конкурс, Агентство несет ответственность за обеспечение финансирования инвестиционных проектов в полном объеме.
В составе Агентства организуются группы специалистов по направлениям:
- маркетинга залогов и ресурсов Фонда инвестиций и гарантий для обеспечения их ликвидности и эффективности;
- управления инвестиционными проектами;
- оценщиков активов Фонда;
- технико-экономической и правовой экспертизы проектов;
- мониторинга предприятий и другие группы.
Группа маркетинга ведет работу по созданию рынка залогов и закладных заемщиков, организует размещение пут-опционов (заключение контрактов от имени Агентства о намерении выкупить залоговое имущество Фонда).
7. Порядок функционирования единой системы управления
инвестициями и гарантиями
Единая система управления инвестициями и гарантиями функционирует на основании настоящей Концепции, целевой Программы развития инвестиций и лизинга, среднесрочной программы социально-экономического развития Удмуртской Республики, ежегодно принимаемого закона "О бюджете УР" и других законодательных и нормативно-правовых актов, планов и мероприятий.
В конце/начале каждого очередного года Госсовет республики рассматривает отчет Правительства УР о ходе реализации целевой Программы, утверждает отчеты Управляющего банка и Агентства развития инвестиций и лизинга, определяет состав и порядок пополнения ресурсов Государственного Фонда инвестиции и гарантии, определяет государственное имущество, включаемое в залоговый фонд, программу и направления государственных инвестиций и гарантий, программу и параметры деятельности Управляющего банка по привлечению средств населения, предприятий н банков в Фонд инвестиций и гарантий.
8. Порядок и условия предоставления государственных
инвестиций и гарантий
Государственные инвестиции и гарантии предоставляются по результатам конкурсного отбора.
Условия предоставления государственных инвестиций - это возвратность, платность, срочность, распределение рисков, долевое участие государственных и негосударственных инвесторов, единый балансовый учет государственных инвестиций, применение общих критериев отбора соискателей, установление единых критериев оценки эффективности и целесообразности предоставления государственных инвестиций, соответствие отраслевой стратегии развития экономики республики и направлениям структурной политики.
Технико-экономические обоснования и бизнес-планы инвестиционных проектов, претендующих на привлечение государственных инвестиций или гарантий, должны включать расчеты динамики бюджетных поступлений и предусматривать рост бюджетных доходов, окупаемость проектов и возвратность инвестиций.
Конкурсы проводит Агентство развития инвестиций и лизинга по поручению Управляющего банка. Заявку на участие в конкурсе соискатели государственных инвестиций и гарантий подают в Агентство от своего имени. В составе заявки обязательно представление гарантий от других участников инвестирования.
Финансово-экономическую экспертизу инвестиционных проектов, выдвинутых на конкурс, осуществляет Агентство.
Подготовку инвестиционных проектов осуществляют коммерческие организации, специализирующиеся на управлении инвестиционными проектами (проект-менеджеры), по выбору соискателей инвестиций.
Вместе с предоставлением государственной инвестиции или гарантии для управления проектом Управляющий банк может назначить проект-менеджера. В особо важных для государства и крупных проектах функции проект-менеджера исполняет Агентство развития инвестиций и лизинга.
Обязательными условиями предоставления государственной инвестиции и гарантии являются следующие условия:
- объем прямого государственного финансирования не должен превышать 20-40% объема инвестиции, требуемой проектом. Остальные средства должны предоставляться другими участниками проекта;
- объем покрытия государственной гарантией не должен превышать 4060% от объема инвестиции,
- предприятия-получатели государственных инвестиции и гарантий должны инвестировать в проект не менее 20% собственных средств;
- предприятия-получатели инвестиции и гарантий в обязательном порядке предоставляют ликвидные залоги.
Принимая решения о предоставлении государственных инвестиций и гарантий, Управляющий банк обязан проверить обеспеченность финансирования инвестиционных проектов в полном объеме. Для этой цели Управляющий банк проверяет платежеспособность соискателей инвестиций и соинвесторов, принимает от них соответствующие гарантии.
9. Законодательное, нормативно-правовое и
организационно-экономическое обеспечение
Состав законодательного и нормативно-правового обеспечения единой системы управления государственными инвестициями и гарантиями должен быть разработан в целевой программе развития инвестиций и лизинга.
Особое значение имеют некоторые важные документы, такие как:
- Положение о классификации и оценке качества проектов, представляемых на конкурс и порядке их подготовки и отбора;
- документы по развитию лизинга, в частности:
- закон УР "О порядке ведения лизинговой деятельности в Удмуртской Республике";
- Постановление Госсовета УР "О мерах налоговой поддержки инвестиционной и лизинговой деятельности в УР";
- Постановление Госсовета УР "О мерах государственной налоговой и организационно-экономической поддержки для обеспечения окупаемости инвестиционных проектов".
10. Заключение
Целесообразно на ежегодных конференциях с участием Правительства и всех заинтересованных кругов и организаций проводить ежегодное публичное обсуждение итогов развития инвестиций, функционирования единой системы управления инвестициями и гарантиями, утверждать координационные планы развития инвестиций.
Приложение
Таблица 1
Состав ресурсов фонда инвестиций, гарантий и залогов
Удмуртской Республики на 1997 год
N Источник ресурсов объем
1. бюджетные ссуды 27,0
2. кредиты и займы всех видов (2,5%) 80,9
3. гарантии (2,5%) 80,9
4. государственный залоговый фонд 50,0
5. возвраты кредитов прошлых лет 10,0
6. оплата за гарантии (2%) 0,8
7. фонд малого предпринимательства 3,0
8. встречные залоги предприятий 226,8
9. доп. займы под залоги предприятий 22,7
10. инвестиционные доходы (48% год.) 40,5
11. кредиты под гос. залоговый фонд 25,0
12. Уставный капитал Агентства 3,0
Капитал Фонда 570,5
Объем инвестиций 168,58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 30 июня 1997 г. N 672 "Об утверждении концепции единой системы управления инвестициями, гарантиями и залогами в Удмуртской Республике и разработке Республиканской целевой программы "Развитие инвестиционной лизинговой деятельности в Удмуртской Республике на 1997-2000 годы"
Текст документа официально опубликован не был