В целях активизации государственной политики содействия занятости населения и смягчения ситуации на рынке труда Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Основные направления по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1997 год (прилагается).
2. Координацию работы по реализации Основных направлений по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1997 год и контроль за их выполнением возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Е.В.Роганова.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Основные направления по содействию занятости населения
Удмуртской Республики на 1997 год
Введение
Основные направления по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1997 год разработаны в соответствие с Законом УР "О занятости населения в Удмуртской Республике".
Основные цели и задачи определены на основе прогноза социально-экономического развития республики на 1997 год, анализа состояния занятости населения и прогноза рынка труда. Государственная политика занятости определена в них как часть общей социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение рабочей силой предприятий путем:
- экономической стабилизации;
- проведения финансово-кредитной и инвестиционной политики, направленной на создание и сохранение рабочих мест;
- качественного развития (модернизации и перепрофилирования) сохраняемых рабочих мест;
- поддержки малого предпринимательства как источника дополнительных рабочих мест;
- проведения активной политики на рынке труда, совершенствования деятельности государственной службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу;
- повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров, переподготовки незанятого населения.
Приоритетными группами населения, на которые распространяются Основные направления, являются безработные граждане, в первую очередь, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и особо нуждающиеся в государственной поддержке, а также занятое население в трудоспособном возрасте, находящееся под риском потери рабочего места.
Основные направления являются документом, координирующим деятельность Министерств и ведомств по осуществлению государственной политики занятости и определяющим финансовые затраты и источники финансирования на проведение намечаемых мероприятий.
Реализация этих направлений в 1997 году позволит:
- поддержать занятость населения в экономике республики на уровне прошлого года;
- сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 8,4% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (9,3% от экономически активного населения).
Итоги работы по реализации программы содействия
занятости населения на 1996 год
В целях реализации Закона УР "О занятости населения в Удмуртской Республике" был принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих механизм реализации отдельных положений Закона:
"О временном порядке признания инвалидов 3 группы безработными";
"О порядке разработки прогнозов и процедуры согласования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования";
"О применении мер воздействия к безработным гражданам, совершившим административные правонарушения";
"О мерах по недопущению сокращения числа занятых в экономике республики";
Координация действий Министерств и ведомств привела к замедлению темпов снижения численности занятых в экономике и сокращению численности официально зарегистрированных безработных.
Проведение активной политики и совершенствование деятельности органов службы занятости позволило оказать содействие в трудоустройстве 45,4 тыс.граждан. Более 7,2 тыс.чел. получили работу на условиях временной занятости. По оргнабору для работы за пределами республики направлено 608 чел. Свыше 7 тыс.безработных смогли трудоустроиться после прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости. Реализация программы "Молодежная практика" в республике способствовала трудоустройству 758 молодых специалистов и выпускников профессиональных училищ. Возможность участия в организуемых в течение года общественных работах была предоставлена 6,2 тыс.безработных. В летний период обеспечена занятость 13,4 тыс. школьников и подростков. Услуги профориентационного характера получила 41 тыс. человек. Около 1 тыс.безработным было оказано содействие в организации собственного дела.
При содействии службы занятости на предприятиях легкой промышленности республики был размещен заказ на пошив 3,2 тыс.комплектов школьной формы на сумму 280,7 млн.рублей и 6,5 тыс.подарков на сумму 100 млн.рублей для детей безработных граждан.
Однако, отсутствие средств в Фонде занятости, дотаций из Федерального бюджета и недостаточное бюджетное финансирование не позволили реализовать мероприятия Программы полностью.
Во втором полугодии был полностью свернут ряд программ активной политики занятости, сокращены объемы профессионального обучения незанятого населения.
В целях снижения социальной напряженности в обществе в условиях дефицита средств основное внимание Правительства и органов службы занятости уделялось обеспечению материальной поддержки граждан, оставшихся без работы. В связи с этим разработана и внедрена система выдачи пособий безработным гражданам товарами и услугами предприятий, имеющих задолженность в Фонд занятости.
Анализ состояния занятости населения и прогноз
на 1997 год
В течение 9 месяцев 1996 года продолжалось дальнейшее падение объемов производства, которое к уровню прошлого года составило 86%, а к уровню 1991 года - 33%. Среднесписочная численность работников по сравнению с январем-сентябрем 1995 года по кругу крупных и средних предприятий республики сократилась более чем на 19 тыс.чел. или 3,2%.
Численность занятых на предприятиях промышленности, испытывающих наибольшие финансово-экономические трудности, снизилась на 7,9%, а к уровню 1991 года составила 71%. Избыточная численность работников этой отрасли, не обеспеченных объемами производства периода 1991 года, достигла 130 тыс.чел.
Ситуация на рынке труда характеризовалась интенсивным движением кадров. Из числа вышедших на рынок труда в 1996 году каждый второй - уволившийся по собственному желанию с целью смены места работы. В то же время количество выбывших с предприятий по этой причине по сравнению с прошлым годом, как и предполагалось, уменьшилось. Наиболее важными причинами этого является:
- ограниченные возможности перелива рабочей силы из сферы материального производства как по количественному, так и по профессиональному признаку;
- недостаточное развитие новых рабочих мест в других сферах экономики.
Сохраняются значительные размеры "скрытой" безработицы на предприятиях. Потери рабочего времени в связи с отпусками и работой неполное рабочее время по инициативе администрации только за 9 месяцев 1996 года составили более 3,7 млн.человеко-дней и равнозначны тому, что 20 тысяч работающих в течение всего прошедшего времени полностью бездействовали. Более 90% всех потерь приходится на промышленность.
Эти явления, как и в прошлые годы, не сопровождались массовым высвобождением работников. Под сокращение за 9 месяцев попали 5,3 тыс.чел. Однако реальные объемы высвобождения с учетом закрытых вакансий составили 17,7 тыс.рабочих мест, что является отражением снижения совокупного спроса на рабочую силу. В особенно тяжелом положении оказалась впервые вышедшая на рынок труда молодежь, выпускники профессиональных учебных заведений, граждане, длительное время не работающие.
В то же время следует отметить, что темпы роста общей безработицы в 1996 году замедлились более чем в 3 раза по отношению к 1995 году. Впервые произошло наиболее значительное, в отличие от прошлых лет, снижение численности официально зарегистрированных безработных. Однако число обращающихся в службу занятости граждан продолжает расти, в связи с чем ситуация на рынке труда республики остается напряженной.
Безработица крайне отрицательно сказывается на состоянии преступности, только за 1996 год неработающими совершено более 8 тысяч преступлений, в дальнейшем отмечается тенденция роста преступлений, совершенных данной категорией населения.
Официально зарегистрированный уровень безработицы на 01.01.97 г. составил 7,4 процента от экономически активного населения, что 2,2 раза выше, чем в среднем по России.
Для достижения и поддержания эффективной занятости необходима стабилизация и последующий рост производства. Однако в ближайшее время экономическая стабилизация не сможет позитивно отразиться на состоянии рынка труда.
Госкомитетом УР по занятости населения разработан прогноз рынка труда на 1997 год в двух вариантах. Первый вариант (мягкий) предполагает стабилизацию или улучшение экономического состояния республики, второй (жесткий) - ухудшение по сравнению с годом, предшествующим прогнозируемому.
Наибольшее влияние на рынок труда республики оказывает состояние ведущей отрасли - промышленности. В соответствие с прогнозом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 год объем промышленной продукции по основным отраслям составит 102 процента к уровню 1996 года. Такие перспективы положены в основу первого варианта прогноза рынка труда, на который ориентированы Основные направления. Учитывая неполную занятость работающих на предприятиях, а также превышение реальных объемов высвобождения над фактическими, предполагается, что общий спрос на рабочую силу с учетом организации временных рабочих мест и общественных работ незначительно превысит уровень прошлого года и составит 118 тыс. рабочих мест.
Результаты проведенных расчетов показали, что совокупное предложение рабочей силы в 1997 году составил 258 тыс.человек, из них незанятое население, ищущее работу на начало прогнозируемого года в количестве 117,8 тыс. и вышедшие на рынок труда в течение года 140,2 тыс.человек.
Объемы возможного трудоустройства не превысят 115,5 тыс.рабочих мест, такое количество человек смогут найти работу. Предполагается, что 2,0 тыс.граждан предпенсионного возраста в основном подвергшихся сокращению оформят досрочную пенсию, 6,0 тыс. - будут направлены на профобучение.
Общая численность безработных возрастет незначительно и составит на конец 1997 года 121,5 тыс.чел. Численность занятых в экономике практически стабилизуется.
Усиление требований работодателей к качеству рабочей силы приведет к тому, что на рынке труда в 1997 году возрастет численность наименее конкурентоспособных граждан.
Из общего предложения рабочей силы 149 тыс.граждан с ограниченными возможностями самостоятельного поиска работы без поддержки государства обратятся к услугам службы занятости, из них 59,3 тыс. - состоят на учете на начало года.
Расширение связей государственной службы занятости с работодателями позволит снять с учета по безработице 53 тыс.чел. по причине трудоустройства, что на 16% превысит уровень 1996 года.
Численность официально зарегистрированных безработных на конец 1997 года может составить 75 тысяч человек или 9,3% от экономически активного населения. Дифференциация по степени напряженности среди городов и районов республики будет значительной. Возникновение критических ситуаций потребует принятия дополнительных мер, предусмотренных городскими и районными программами содействия занятости населения.
В случае, если прогноз социально-экономического развития не оправдается, положение на рынке труда осложнится. Предполагаемая ситуация отражена во втором варианте прогноза.
Дальнейшее падение объемов производства приведет к сокращению спроса на рабочую силу почти на 20 тыс.рабочих мест. При возрастающей напряженности на рынке труда предложение со стороны уволившихся по собственному желанию может сократиться, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение численности высвобожденных работников, а также резкое уменьшение возможностей трудоустройства всех остальных наименее конкурентоспособных групп граждан, предлагающих свою рабочую силу.
В этом случае, общая численность безработных возрастет до 150 тыс.чел., из них 93,5 тыс. - будут состоять на учете в службе занятости. Официально зарегистрированный уровень безработицы составит 11,6% от экономически активного населения.
Таким образом, на данном этапе эффективная занятость может быть достигнута путем сохранения имеющихся рабочих мест, их качественного развития и модернизации. Создание новых рабочих мест возможно в основном путем развития малого предпринимательства.
Приоритетные направления реализации государственной
политики занятости населения в 1997 году
Государственная политика, реализуемая в рамках данных направлений, учитывает особенности социально-экономического развития республики и предусматривает следующее:
1. Экономическая поддержка занятости населения будет осуществляться путем:
- сохранения и создания новых рабочих мест;
- реализации Комплексного плана практических мероприятий по выводу предприятий Удмуртской Республики из кризиса;
- создание условий для развития малого предпринимательства в различных сферах экономики;
- обеспечения занятости работников на предприятиях легкой промышленности путем формирования республиканского государственного заказа по удовлетворению потребностей социальной сферы;
- расширения возможностей для самостоятельной предпринимательской инициативы граждан (самозанятости);
- повышения инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;
- проведения взвешенной миграционной политики, ограничивающей въезд на территорию республики иностранных специалистов.
Итогом работы в данном направлении станет стабилизация численности занятого населения в экономике республики.
2. Обеспечение государственных гарантий занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Для решения этой задачи предполагается:
- выполнение постановления Правительства "О квотировании рабочих мест и предоставлении налоговых льгот работодателям, обеспечивающим условия производственной деятельности для лиц, особо нуждающихся в социальной защите";
- реализация закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части профессиональной реабилитации инвалидов;
- субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов;
- резервирование вакантных рабочих мест для заполнения их инвалидами, имеющими подходящую профессию;
- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- создание условий для социально-трудовой реабилитации граждан, вернувшихся из мест лишения свободы;
- содействие трудоустройству выпускников учебных заведений;
- координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств в области занятости несовершеннолетних подростков;
- оказание финансовой помощи предприятиям, создающим новые рабочие места для детей-сирот и лишенных попечения родителей.
Реализация этих направлений позволит обеспечить трудоустройство граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке, в том числе 750 несовершеннолетних подростков, в первую очередь детей-сирот и лишенных попечения родителей и возвратившихся из мест лишения свободы, 200 инвалидов, 200 граждан, освободившихся из мест лишения свободы, 800 одиноких и многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов, 50 военнослужащих, уволенных в запас.
3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Данное направление предполагается развивать путем профессиональной ориентации населения и непрерывного профессионального обучения кадров. Для этого необходимо:
- совершенствование работы по психологической поддержке граждан с целью повышения их мотивации к труду, в первую очередь, безработных с продолжительным периодом безработицы;
- дальнейшее развитие системы профориентационных услуг для лиц, впервые выходящих на рынок труда, выпускников специализированных учебных заведений и среди учащихся общеобразовательных школ;
- проведение профориентационной работы с работниками, находящимися под угрозой сокращения;
- развитие непрерывного профессионального образования, включая обучение на рабочем месте;
- проведение опережающего профобучения работников с целью их последующего трудоустройства на вакантные и новые рабочие места;
- регулирование структуры и объемов подготовки кадров учебными заведениями с целью минимизации выхода на рынок труда невостребованных рабочих и инженерных кадров;
- разработка и внедрение новых методик и подходов к вопросам профессионального обучения и переобучения безработных граждан;
- обеспечение гарантированного трудоустройства безработных после окончания обучения по направлению службы занятости;
- повышение конкурентоспособности граждан, особо нуждающихся в государственной поддержке за счет профобучения и переподготовки.
Предполагается, что профориентационные услуги получат не менее 35 тыс.чел. На профобучение будет направлено 6 тыс.безработных граждан, что позволит довести объемы обучения с учетом обучающихся на начало года до 8 тыс.чел. За счет смешанного финансирования будет обеспечен отбор и направление на профессиональное обучение граждан, особо нуждающихся в социальной защите (100 инвалидов, 200 учащихся-сирот, детей с врожденными отклонениями в развитии, 25 человек, участвовавших в восстановлении конституционного строя в Чеченской республике, 100 человек освобождающихся из учреждений, исполняющих наказание).
4. Совершенствование деятельности государственной службы занятости.
Развитие и улучшение работы службы занятости будет проводиться путем развития городских и районных центров занятости, способных гибко реагировать на изменение ситуации на рынке труда. Для улучшения функционирования рынка труда предусматривается:
- совершенствование технологии работы с гражданами в центрах занятости;
- формирование республиканского автоматизированного банка "Профессионал";
- улучшение взаимодействия с работодателями на основе качественного и своевременного подбора необходимых кадров;
- организация временных и общественных работ;
- расширение возможностей самостоятельного поиска ищущего работу населения путем развития информационных услуг;
- принятие мер по смягчению последствий массовых высвобождений работающих;
- выявление лиц, получающих пособие обманным путем;
- оснащение центров занятости многотерминальными станциями АS/400 в соответствии с федеральной программой "АИС";
- повышение профессионального уровня и квалификации работников службы занятости.
Работа в этом направлении позволит оказать содействие в трудоустройстве 53 тыс.граждан, в том числе 5 тыс. - на условиях временной занятости. В организованных общественных работах примут участие также 5 тыс.безработных. Информационными услугами при помощи ярмарок вакансий воспользуются 70 тыс.человек. Для адаптации на рынке труда в программах "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" примут участие 2 тыс. человек. Материальную поддержку получат 65 тыс.безработных.
Финансовое обеспечение
Финансирование Основных направлений по содействию занятости в 1997 году предусматривается осуществлять за счет средств Государственного фонда занятости с привлечением средств республиканского и местных бюджетов.
Расчеты по финансированию мероприятий активной политики занятости из Фонда занятости предусматривают расходы в сумме 76 млрд.рублей, на материальную поддержку безработных граждан необходимы средства в сумме около 270 млрд.руб. Информационная поддержка потребует около 5,5 млрд.руб., а для финансирования деятельности органов службы занятости по обеспечению гарантированных законодательством для безработных граждан услуг необходимы средства в сумме 19 млрд.руб.
Общая сумма расходов по Основным направлениям составит около 370,5 млрд.руб. При нормативе отчислений в Фонд занятости в размере 1,5% доходы в республике составят 88,5 млрд.руб. Дефицит средств составит около 282,0 млрд.руб., покрытие которого предполагается осуществлять за счет централизованных на федеральном уровне средств Фонда занятости. Часть мероприятий потребует использования бюджетных средств через финансирование соответствующих Министерств ведомств, участвующих в их реализации. Необходимые расходы составят 3,5 млрд.рублей.
В случае отсутствия дотации из централизованных источников служба занятости вынуждена будет ограничить все активные действия на рынке труда и усилить внимание к вопросам поддержки доходов безработных граждан, обеспечения им минимальных социальных гарантий.
Прогноз рынка труда на 1997 год
(тыс.чел.)
_________________________________________________________________________
1996 год 1997 год (прогноз)
(ожидаемый) -------------------
1 вариант 2 вар.
_________________________________________________________________________
1. Спрос на рабочую силу
Всего 113,0 118,0 97,5
в том числе:
потребность в работниках на создаваемых
новых рабочих местах - всего 6,7 7,8 3,5
из них:
в государственном секторе 2,3 2,8 2,5
в иных секторах 4,4 5,0 2,0
потребность в работниках на заме- 84,0 87,0 73,0
ну выбывающих по собственному
желанию
потребность в работниках на замену 22,3 23,2 21,0
выбывающих по причинам, предусмот-
ренным Законом
2. Предложение рабочей силы на рынке труда
Всего: 242,1 258,0 266,0
в том числе:
- высвобожденные работники 9,0 7,5 18,0
- уволенные по собственному желанию 90,0 92,9 75,8
- нетрудоустроенные выпускники учебных 16,6 16,1 21,0
заведений, а также бросившие учебу в
возрасте 16-28 лет
- уволенные из Вооруженных сил 2,5 2,0 3,5
- освобожденные из учреждений, исполняю- 4,0 3,5 4,3
щих наказание по решению суда
- механический приток населения в трудо- 2,5 2,5 3,5
способном возрасте
- незанятое трудоспособное население в
трудоспособном возрасте - всего 117,5 133,5 139,9
в том числе:
- зарегистрированные в службе занятости
на начало прогнозируемого периода 70,0 59,3 59,3
- ищущие работу из числа занятых в
домашнем и личном подсобном хозяйстве 47,5 74,2 80,6
3. Распределение рабочей силы на рынке труда.
Будут искать работу - всего 242,1 258,0 266,0
в том числе:
самостоятельно 91,1 109,0 105,0
через органы службы занятости 151,0 149,0 161,0
Найдут работу - всего 111,5 115,5 96,5
в том числе:
- самостоятельно 66,1 62,5 48,0
- через органы службы занятости 45,4 53,0 48,0
Будут сняты с учета - всего 46,3 21,0 19,5
в том числе:
- оформлено на досрочную пенсию 3,3 2,0 1,5
- будут проходить профессиональное
обучение 6,4 6,0 3,0
- по другим причинам 36,6 13,0 15,0
Численность безработных на конец года
всего 117,8 121,5 150,0
в том числе:
будут зарегистрированы в службе за-
нятости 59,3 75,0 93,5
Справочно:
Нереализованный спрос на рабочую силу
(незаполненные вакансии) 1,5 2,5 1,0
Численность занятых на конец года -
всего (тыс.чел.) 687,8 682,5 654,0
Численность экономически активного
населения 805,6 804,0 804,0
Уровень безработицы на конец года
(в % к экономически активному населению) 7,4 9,3 11,6
____________________________
Практические мероприятия по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1997 г. не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 10 февраля 1997 г. N 128 "Об основных направлениях по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1997 год"
Текст постановления официально опубликован не был