Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Государственного Совета УР от 13 октября 1998 г. N 682-I "О республиканской целевой программе "Биопрепараты крови" (производственные и научно-образовательные направления в освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови) на 1998-2002 гг."

2. Определить республиканским заказчиком Программы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

3. Правительству Удмуртской Республики предусматривать в проектах республиканского бюджета на 1999 год и последующие годы целевое финансирование республиканской целевой программы "Биопрепараты крови" (производственные и научно-образовательные направления в освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови) на 1998-2002 гг.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по социальной политике, труду, охране здоровья и защите окружающей среды.

 

Председатель Государственного Совета

Удмуртской Республики

А.А.Волков

 

Республиканская целевая программа
"Биопрепараты крови"
(производственные и научно-образовательные направления в
освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови)
на 1998 - 2000 гг.
(утв. постановлением Государственного Совета УР от 13 октября 1998 г.
N 682-I)

 

Паспорт
республиканской целевой программы "Биопрепараты крови"
(Производственные и научно-образовательные направления в освоении
промышленного выпуска биопрепаратов крови)
(в дальнейшем "Программа")

 

     Наименование Программы        Биопрепараты крови (Производственные и
                                   научно-образовательные  направления  в
                                   освоении     промышленного     выпуска
                                   биопрепаратов крови);

 

     Основание для разработки      Закон Российской     Федерации      "О
     Программы                     донорстве   крови  и  ее  компонентов"
                                   N 5142/1-1 от 9 июня 1993 г.

 

                                   Постановление Совмина       Удмуртской
                                   Республики  N  563 от 8 ноября 1994 г.
                                   "О мерах по  выполнению  Постановления
                                   Совмина  Удмуртской  Республики  от 22
                                   декабря   1993    г.    "О    создании
                                   Регионального                 научно -
                                   производственного     комплекса     по
                                   выпуску   остродефицитных   наукоемких
                                   биопрепаратов     медико-ветеринарного
                                   назначения        из       уникального
                                   невостребованного  сырья"  и   Решения
                                   постоянной      комиссии     Госсовета
                                   Удмуртской  Республики  по  социальной
                                   политике,  труду,  охране  здоровья  и
                                   защите окружающей  среды  от  26  июня
                                   1996  г.  "Об  организации  и развитии
                                   отрасли  медицинской  и  биологической
                                   промышленности       в      Удмуртской
                                   Республике";

 

     Государственный заказчик      - Министерство         здравоохранения
                                   Удмуртской Республики;

 

     Юридическое лицо              - Республиканская станция  переливания
                                   крови:

 

     Исполнители                   - Министерство         здравоохранения
                                   Удмуртской   Республики,    Удмуртский
                                   государственный    университет,    ОАО
                                   "Ижевский радиозавод",        Ижевская
                                   государственная медицинская академия;

 

     Соисполнители                 - Комитет по науке, высшему и среднему
                                   профессиональному    образованию   при
                                   Правительстве Удмуртской Республики;

 

     Разработчики                  - Министерство         здравоохранения
                                   Удмуртской Республики, Республиканская
                                   станция переливания крови,  Удмуртский
                                   государственный университет,  Ижевская
                                   государственная медицинская  академия,
                                   ОАО "Ижевский радиозавод";

 

     Важнейшие цели Программы      - наиболее    полное    удовлетворение
                                   потребностей              Министерства
                                   здравоохранения  Удмуртской Республики
                                   в  биопрепаратах  крови   собственного
                                   производства, укрепление экологической
                                   безопасности      и      экономической
                                   самостоятельности           Удмуртской
                                   Республики;

 

     Основные задачи Программы     - организация и развитие  производства
                                   биопрепаратов    крови    в    составе
                                   Республиканской  станции   переливания
                                   крови,               совершенствование
                                   нормативно-технической            базы
                                   производства,  методическое, научное и
                                   материально-техническое    обеспечение
                                   перепрофилирования          гермозоны,
                                   подготовка    кадров,     производство
                                   опытно-промышленных серий;

 

     Сроки реализации Программы    - 1998-2002 г.г.

 

     Ожидаемые конечные результаты - полное  удовлетворение  потребностей
     реализации Программы          лечебно-профилактических  учреждений в
                                   гемостатических     и      комплексных
                                   биопрепаратах     крови,     частичное
                                   обеспечение      бюджетной       сферы
                                   здравоохранения    иммуноглобулиновыми
                                   препаратами в объеме  более  500  тыс.
                                   доз,  в  т.ч.  направленного  действия
                                   против    клещевого    энцефалита    и
                                   геморрагической лихорадки;

 

     Объемы и источники
     финансирования
     - всего:                      65,0 млн.руб.;
     - из них Республиканский      65,0 млн.руб.;
     бюджет:
     -                             Финансовые    средства        ежегодно
                                   уточняются в установленном порядке;

 

     Система контроля за           - Министерство         здравоохранения
     исполнением Программы         Удмуртской Республики в  установленные
                                   сроки представляет        Министерству
                                   финансов УР сведения о  ходе  освоения
                                   средств и     реализации    намеченных
                                   мероприятий.

 

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами

 

Дальнейшее развитие Республиканской службы крови по пути расширения компонентной терапии и организации технически оснащенного плазмоперерабатывающего подразделения индустриального типа направлено на решение нижеследующих приоритетных задач, выполнение которых способствует укреплению национальной (экологической) безопасности и экономической самостоятельности Удмуртии.

 

ГАРАНТ:

О разрешении применения в практике здравоохранения новых медицинских иммунобиологических препаратов см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 16 мая 1994 г. N 90

1.1. Сократить использование в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Удмуртской Республики цельной крови или плазмы в качестве средств гемотрансфузионной терапии. Лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики в гемотрансфузионной терапии ежегодно используют не менее 4.000 литров донорской плазмы. В рамках целей и задач Программы из-за потенциальной угрозы передачи вирусных инфекций переливанием цельной плазмы планируется ограничить ее применение за счет внедрения в практику Республиканского здравоохранения высокоочищенных и эффективных иммуноглобулиновых, комплексных и гемостатических биопрепаратов, не вызывающих постгрансфузионных осложнений, в т.ч. постгрансфузионных вирусных инфекций.

Анализ современных средств диагностики и существующих схем контроля донорской крови или плазмы, а также результатов разноплановых исследований по проблеме безопасности гемотрансфузии, позволяет заключить, что:

а) Переливание цельной донорской крови или плазмы представляет собой идеальный путь передачи инфекционных вирусных агентов. В отличие от биопрепаратов крови (плазмы), цельная кровь или плазма являются биологическими продуктами, стандартный качественный контроль которых не может быть быстрым, дешевым и абсолютно надежным. Общеизвестно, что использование плазмы в трансфузиологии ограничивается совместимостью по групповой принадлежности крови. В последние годы нормативно-техническая база за контролем качества донорской крови и плазмы постоянно расширяется за счет внедрения современных средств и методов диагностики в систему заготовки донорского материала. В экономически развитых странах оптимальная комбинация скрининговых тестов включает иммуноферментную диагностику гепатитов (3 теста), ВИЧ-инфекции (2 теста), герпетической инфекции (2 теста), цитомегаловирусной и онкогенной вирусной инфекции (3 теста), бактериальной и протозойной инфекции (2 теста). В нашей стране в обязательном порядке средства гемотрансфузии исследуются на отсутствие вирусов гепатита (2 теста), вируса иммунодефицита человека (2 теста), возбудителя сифилиса (1 тест).

б) Самые современные средства диагностики с чувствительностью в пределах десятых долей нг/мл не способны надежно прогнозировать инфицирующую способность донорской крови и плазмы. В долгосрочных и крупномасштабных экспериментах, посвященных исследованию эпидемиологии постгрансфузионного гепатита В, установлено, что негативная в иммуноферментном анализе донорская плазма еще содержит в своем составе не менее 100 минимально инфицирующих доз. В случае ВИЧ-инфекции наличие вируса в организме донора не выявляется в течение первых 6 месяцев инфекционного процесса при использовании даже самых современных средств диагностики. В то же время кровь и плазма ВИЧ-инфицированного донора обладают инфицирующими свойствами.

 

в) С течением времени меняется эпидемиология многих заболеваний, претерпевают изменения иммунологический статус и неспецифические факторы резистентности, возникают новые (антиген отличные) штаммы возбудителей инфекционных заболеваний. Поэтому оптимальная комбинация скрининговых тестов требует периодической корректировки. Характерным примером может быть опыт, накопленный в практической трансфузиологии при переливании цитомегаловируспозитивной донорской крови, которая в общем объеме заготовки для проведения гемотрансфузионной терапии составляет около 50%. У реципиентов с ослабленной иммунологической резистентностью развивался различной степени тяжести инфекционный процесс, вплоть до летального исхода. Для выработки оптимально сбалансированного подхода к проблеме обеспечения безопасности гемотрансфузии без снижения объема заготовки донорской крови необходимо в Удмуртской Республике провести определенную работу, в ходе которой предполагается внедрение дополнительных специфических критериев тестирования донорского материала, заготовленного в эндемичных регионах. Применительно к Удмуртской Республике такое направление работ связано с проведением долгосрочных исследований по выявлению постгрансфузионных осложнений при переливании крови или плазмы с повышенным содержанием антител к вирусам клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки.

г) По данным Всемирной Организации Здравоохранения через препараты альбумина и иммуноглобулина, производство которых основано на спиртовых схемах фракционирования донорской плазмы, ВИЧ-инфекция не передается. До настоящего времени эти препараты можно считать безопасными и в отношении передачи вирусов гепатита А, В, С и Дельта, вирусов герпеса и цитомегаловирусной инфекции, потенциально онкогенных вирусов, а также возбудителей сифилиса и протозойных инфекций. Именно поэтому с начала 70-х годов в мировой практике здравоохранения регистрируется резкое снижение в потреблении клиническими подразделениями цельной крови или плазмы. После открытия вируса иммунодефицита человека эта тенденция еще более усилилась. В настоящее время для целей и задач гемотрансфузионной терапии цельная кровь или плазма применяется по жизненным показаниям и только в исключительных случаях.

1.2. Заменить устаревшие средства гемотрансфузии (кровь и плазму) на эффективные и безопасные биопрепараты крови собственного производства из донорского материала, заготовленного на территории Удмуртской Республики. Переработка крови с целью изготовления компонентов и биопрепаратов крови является наиболее эффективным и ресурсосберегающим направлением научно-технического развития национальных служб крови. Для Удмуртии такое направление развития Республиканской станции переливания крови особенно актуально из-за гиперэндемичности региона по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке.

а) Удмуртская Республика относится к регионам с природно-очаговой гиперэндемичностью и занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости клещевым энцефалитом и геморрагической лихорадкой. В соответствии с рекомендациями Екатеринбургского НИИ вирусных инфекций для профилактики и лечения клещевого энцефалита Министерству здравоохранения Удмуртской Республики следует иметь в своем распоряжении 120 тыс.доз специфического иммуноглобулина. Аналогичного подхода требует решение региональной проблемы, связанной с заболеваемостью геморрагической лихорадкой.

б) Без учета потребностей контингента инфекционных больных, для которых препараты альбумина являются средством патогенетической терапии, лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики только на 18-22% обеспечены комплексными биопрепаратами крови (плазмы), которые получает Республика взамен на поставку донорской плазмы.

в) Прогрессивные технологии оказания медицинской помощи требуют принятия соответствующих мер по адекватному обеспечению гематологических и других клинических отделений Удмуртской Республики усовершенствованными гемостатическими биопрепаратами, в т.ч. очищенными концентратами отдельных факторов системы свертывания крови с гемостатическим эффектом. Необходимо также увеличить применение различных классов биопрепаратов в республиканской акушерско-гинекологической службе, расширить показания К применению неспецифического иммуноглобулина человека в свете развивающихся кризисных явлений, связанных с распространением антибиотикоустойчивых штаммов патогенных микроорганизмов.

Выполнение поставленных задач предполагает организацию в Удмуртской Республике научно-технического комплекса, обеспечивающего промышленное разделение физиологически активных белков плазмы (сыворотки) на отдельные гомогенные фракции и изготовление из этих целевых субстанций биопрепаратов соответствующего класса. По сравнению с цельной кровью или плазмой, применение биопрепаратов более эффективно для достижения необходимого терапевтического эффекта. Важно также, что в состав биопрепаратов, по сравнению с кровью или плазмой, не входят физиологически активные белки, не предусмотренные показаниями к применению. Промышленный подход в производстве средств гемотрансфузиологии позволяет не только экономно расходовать национальный ресурс и на основе производственной продукции достигать целенаправленного терапевтического эффекта, но и гарантировать безопасность лечения, т.к. биопрепараты крови (плазмы) не содержат инфекционных вирусных частиц.

1.3. Перепрофилировать гермозону-GMP на производство медицинских биопрепаратов крови на основе внедрения усовершенствованной схемы технологического процесса, разработанного с учетом достижений научно-технического прогресса. Перепрофилирование гермозоны на производство биопрепаратов крови (плазмы) отвечает основным направлениям развития здравоохранения в Удмуртской Республике, т.к. позволяет без серьезных финансовых затрат организовать производство иммуноглобулиновых препаратов с целью снижения заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями, а также заменить устаревшие средства трансфузии (кровь и плазму) на безопасные биопрепараты с гемостатическим или комплексным эффектом.

В результате обвальной конверсии на ОАО "Ижевский радиозавод" оказались невостребованными высокотехнологичные помещения - гермозоны-GMP, на которых в прошлом базировалось производство микроэлектронных изделий военного назначения. Рабочие параметры гермозон наиболее близки к международным требованиям GMP, предъявляемым к современному производству лекарственных средств. Помещения класса "GMP" необходимы медицинской промышленности России для организации производства лекарственных средств на основе усовершенствованных технологических процессов, разработанных с учетом достижений научно-технического прогресса. Анализ современного состояния дел в медицинской промышленности Российской Федерации позволяет заключить, что:

а) Перепрофилирование гермозон на производство биопрепаратов крови и других лекарственных средств, действующее начало которых представлено белками или полипептидами, характеризуется прогрессивными технико-экономическими показателями и отвечает государственным требованиям, предъявляемым к организации и развитию производственной деятельности в этой сфере в рамках единого государственного стандарта.

б) В гермозоне GMP возможны внедрения современных технологических схем, подходов и методов производства белковых субстанций и лекарственных средств, обеспечивающих многопрофильный эффект, в т.ч. связанный с увеличением выхода конечного продукта, повышением показателей качества биопрепаратов и расширением сырьевой базы производства. Именно в гермозоне GMP на основе специальных методов очистки белковых субстанций планируется освоение выпуска современных гемостатических средств в форме концентрированных факторов, эффективные методы очистки необходимы также для переработки некондиционного сырья для производства высококачественных иммуноглобулиновых и комплексных биопрепаратов.

В рамках целей и задач настоящей Программы научно-техническая политика Республиканской службы крови охватывает комплекс наукоемких производственных работ, который пересекается с научными, клиническими, инженерно-техническими и другими дисциплинами. Для интеграции и развития таких многопрофильных форм деятельности необходим системный программный подход, в рамках которого осуществляется координированное и долгосрочное планирование с целью взаимосвязи по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач.

 

2. Основные цели и задачи Программы

 

Обеспечение лечебно-профилактических учреждений Республики эффективными и безопасными биопрепаратами крови на основе развития Республиканской службы крови по пути расширения компонентной терапии и организация в составе Республиканской станции переливания крови лицензированного плазмоперерабатывающего подразделения.

В основные задачи Программы входят:

 

ГАРАНТ:

Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения утверждена Приказом Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. N 377

2.1. Формирование материально-технической базы производства в рамках ОСТ 64-002-86 в соответствии с "Положением о порядке получения разрешения (лицензии) на промышленное производство и реализацию производителями лекарственных средств. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 3.03.1994 г.", с учетом требований РД 64-125-91 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)".

2.1.1. Совершенствование материально-технической базы Республиканской службы крови в целях увеличения заготовки необходимого количества донорской плазмы, в т.ч. иммунной донорской плазмы и абортно-плацентарного сырья.

2.1.2. Организация производства целевых субстанций белков плазмы (сыворотки) для изготовления из них на первом этапе биопрепаратов крови в Научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ) им.Пастора и на предприятии при НИИЭМ им.Пастера и на втором этапе - создание регионального производства биопрепаратов крови медицинского назначения в Удмуртской Республике.

2.2. Разработка нормативно-технической и технологической документации (НТД и ТД) на производство в условиях гермозоны-GMP биопрепаратов крови, средств контроля и стандартизации.

2.2.1. Совершенствование нормативно-технической базы за контролем качества биопрепаратов, в т.ч. биопрепаратов, изготовленных из абортно-плацентарной крови.

2.2.2. Разработка НТД и ТД на комплексную переработку плазмы (сыворотки) для производства гемостатических, иммуноглобулиновых и комплексных биопрепаратов.

2.3. Согласование и утверждение разработанной НТД и ТД на производство биопрепаратов крови и средств контроля за качеством биопрепаратов крови в соответствии с установленным порядком.

2.4. Проведение организационных и других заключительных мероприятий, связанных с лицензированием производства биопрепаратов крови и средств контроля за их качеством, освоение промышленного выпуска медицинской продукции.

 

ГАРАНТ:

Типовое положение о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. N 148

2.5. Подготовка кадров в междисциплинарной области знаний, способных проводить работы на всех стадиях инновационного цикла, масштабировать и внедрять НТД и ТД на производство лекарственных средств и диагностикумов.

2.5.1. Организация материально-технической и методической базы образовательного процесса.

2.5.2. Стажировка в специализированных научно-производственных объединениях.

 

3. Сроки и этапы реализации программы

 

Реализация мероприятий Программы рассчитана на 1998 - 2002 г.г. Система программных мероприятий предусматривает освоение промышленного выпуска биопрепаратов крови, укрепление и совершенствование материально-технической базы Республиканской станции переливания крови с целью увеличения объема сырьевой заготовки и организации расширенного воспроизводства компонентов и биопрепаратов крови, а также средств стандартизации и контроля за качеством биопрепаратов крови. Техническая и технологическая модернизация донорских отделений, блоков взятия крови, лабораторной службы крови и участков изготовления клеточных компонентов крови позволяет осуществить заготовку 33 000 л донорской крови, обеспечить лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики на минимально допустимом уровне клеточными компонентами и без увеличения объема заготовки повысить уровень производства донорской плазмы с 10000 л до 14800 л , т.е. в 1,48 раза по сравнению с 1999 годом и почти в 3 раза по сравнению с 1997 годом. Разработка, согласование и утверждение в установленном порядке необходимой для производственной деятельности документации, а также подготовка квалифицированных кадров составляют исследовательскую, научно-образовательную и учебно-педагогическую компоненты программных мероприятий (Приложение 1).

 

4. Система программных мероприятий

 

Формирование системы программных мероприятий по освоению промышленного выпуска биопрепаратов крови медицинского назначения предусматривает следующие подходы:

- межведомственный и межотраслевой, направленный на организацию и развитие наукоемкого производства медицинской продукции с привлечением интеллектуальных, материально-технических И кадровых ресурсов ОАО "Ижевский радиозавод". Удмуртского государственного университета, Ижевской государственной медицинской академии, НИИ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук;

- территориальный, с акцентом на переработку собственного национального ресурса (донорскую плазму, абортно-плацентарную сыворотку и плацентарную массу человека) в системе государственного научно-производственного объединения УР, входящего структурным подразделением в Республиканскую станцию переливания крови;

- научный, научно-технический и межрегиональный, нацеленный на разработку, согласование и утверждение нормативно-технической и технологической документации, в соответствии с действующим в РФ порядке, на производство в Удмуртской Республике и Российской Федерации биопрепаратов крови с уникальными показателями качества, на организацию и развитие учебно-педагогического процесса в междисциплинарных областях знаний;

- функциональный, направленный на создание правовых, организационных и экономических условий реализации данного проекта с учетом гиперэндемичности Удмуртии по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке;

- социальный, содержащий систему мер по защите прав всех граждан Удмуртской Республики на оказание медицинской помощи и экологическую безопасность.

 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 

5.1. Сырьевые ресурсы Удмуртской Республики

 

Материально-техническая база Республиканской службы крови рассчитана на ежегодную заготовку 24000 л донорской крови и 10000 л донорской плазмы в год. На фоне экономического кризиса произошло снижение заготовки донорской крови, а объем донорской плазмы в 1995 году составил 7409 л.

Важнейшим аспектом реализации Республиканской целевой программы является долгосрочное и координированное планирование настоящих и прогнозируемых потребностей лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики в цельной крови и плазме, компонентах крови и биопрепаратах крови. Ниже приводится расчет прогнозируемых потребностей в донорской плазме, составленной на основании рекомендаций ВОЗ и с учетом эндемичной специфики Удмуртской Республики. Именно природная очаговость территории Республики по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке, а также современные технологии гемотрансфузионной терапии позволяют внести в принципиальную схему расчета несущественные корректировки.

При населении Удмуртской Республики 1.64 млн.человек для обеспечения больных гемофилией жизненно важным биопрепаратом "криопреципитат" необходимо ежегодно заготавливать 5250 л плазмы. На одного больного - 20 000 MB фактора VIII при комбинированной схеме лечения криопреципитатом и концентратом фактора VIII. При среднем выходе фактора VIII приблизительно 300 ME на 1 л свежей плазмы, потребность в донорской плазме на одного больного составляет 70 л. При населении Удмуртской Республики 1.64 млн.человек частота заболеваемостью гемофилией составляет около 75 человек, т.е. 5250 л донорской плазмы необходимы УР для производства гемостатических биопрепаратов.

Внесенные изменения: минимум 10000 МЕ/год фактора VIII в соответствии с рекомендациями рабочей группы ISBT увеличен до 20000 МЕ/год.

Из-за эндемичности региона по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке именно Удмуртская Республика испытывает наивысшую потребность в специфических иммуноглобулиновых биопрепаратах. Сырьевое обеспечение производства средств этиотропного лечения и профилактики региональных вирусных эндемий предполагает модернизацию материально-технической базы для заготовки иммунной донорской плазмы в соответствии с достижениями ресурсосберегающих технологий. Без ущерба для здоровья доноров при адекватном финансировании Республиканской станции переливания крови (РСПК) объем заготовки донорской плазмы можно увеличить до 14 000 л, в т.ч. до 2000 л иммунной донорской плазмы с антивирусной активностью и "природно-очаговой специфичностью". Именно в Удмуртской Республике заготовку иммунной донорской плазмы необходимо и возможно организовать с минимальными финансовыми затратами за счет внедрения р систему заготовки оптимальной комбинации скрининговых тестов и повышения технической оснащенности производства клеточных компонентов и переработки крови.

Дополнительной расходной статьей бюджетного финансирования является расширение комбинации скрининговых тестов и внедрение в систему заготовки донорской плазмы необходимых исследований на наличие антител к вирусу клещевого энцефалита и вирусу геморрагической лихорадки.

Профессиональным и экономически целесообразным вариантом реализации данного мероприятия является целевое расходование средств на закупку диагностических средств, действительно необходимых здравоохранению Удмуртской Республики. Теоретическая иммунохимия, а также клинический опыт, накопленный в Удмуртской Республике, однозначно свидетельствуют, что результаты иммуноферментного определения вирусоносительства клещей характеризуются низкой прогностической ценностью и не могут использоваться в качестве основания для дифференцированного введения специфического иммуноглобулина. Иммуноферментное тестирование антител к вирусу клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки, помимо производственного назначения, может использоваться в клинической практике для постановки диагноза и мониторинга лечения.

Для удовлетворения потребности клинических подразделений Удмуртской Республики в препаратах альбумина предлагается использовать 5 250 л плазмы, которые необходимы для производства криопреципитата и фактора VIII , а также 4000 л иммунной донорской плазмы, которая в комплексной схеме фракционирования позволяет получать специфические иммуноглобулины и препараты альбумина.

Организация заготовки дополнительного количества донорской плазмы, в т.ч. иммунной донорской плазмы требует выполнения комплекса мероприятий по расширению и совершенствованию материально-технической базы, в т.ч. технической и технологической модернизации отделений и служб Республиканской станции переливания крови (РСПК). Только таким образом можно создать сырьевую основу и организовать экономически целесообразное плазмоперерабатывающее подразделение РСПК для обеспечения гемостатическими и комплексными биопрепаратами лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики в физиологически сбалансированных объемах.

 

5.2. Материально-техническое обеспечение

 

ОАО "Ижевский радиозавод" располагает невостребованными производственными подразделениями типа гермозон-GMP. Рабочие параметры гермозоны полностью соответствуют отечественному стандарту и наиболее близки к международным требованиям GMP, которые разработаны для производства высококачественных лекарственных средств. Необходимый класс чистоты гермозоны - GMP ОАО "Ижевский радиозавод" позволяет использовать в технологии производства белковых субстанций современные хроматографические подходы, характеризующиеся высокой эффективностью и селективностью фракционирования. Подобные методы промышленного фракционирования, включенные в принципиальную технологическую схему, обеспечивают удаление физиологически опасных примесных белков из состава биопрепаратов крови, приготовленных из некондиционного сырья типа абортно-плацентарной крови (сыворотки).

 

5.3. Кадровое обеспечение

 

Во исполнение постановления Совета Министров Удмуртской Республики N 588 от 22 декабря 1993 года "О создании Республиканского научно-производственного комплекса по разработке, выпуску и контролю наукоемких биопрепаратов медицинского, ветеринарного назначения". Удмуртский государственный университет открыл новое научно-исследовательское, образовательное и производственное подразделение - факультет биотехнологии. Основной целью организации факультета является подготовка биохимиков - биотехнологов для работы в республиканской отрасли биологического производства. В рамках факультета Специализированную подготовку кадров по технической (промышленной) биохимии осуществляет кафедра биохимии и кафедра иммунологии.

К настоящему времени Университет разработал и утвердил в установленном в Российской Федерации порядке НТД на технологию производства иммуноглобулиновых препаратов нового поколения. Технология производства иммуноглобулина полностью сохраняет активность антител, гарантирует высокую чистоту иммуноглобулиновой фракции и отсутствие любых инфекционных агентов, в т.ч. вирусных частиц. Общая схема контролирования и паспортизации готового продукта соответствует современным достижениям зарубежной практики стандартизации медицинских препаратов аналогичного назначения.

Прошли всесторонний контроль 2 серии субстанции иммуноглобулина нормального человека из плацентарной сыворотки крови. В нормативно-техническую базу введены 8 дополнительных показателей качества дня объективной оценки препарата на отсутствие физиологически опасных для здоровья человека примесных белков.

На основе межведомственного объединения в Удмуртской Республике сформировано подразделение с целевым развитием материально-технической и методической базы в сфере масштабирования медицинской, (биологической) продукции, организован межвузовский центр иммунокоррекции, биологического моделирования и клинических испытаний.

С целью укрепления кадров, исполняющих в Удмуртской Республике программные мероприятия, через систему договоров экспертные, координирующие и учебно-педагогические функции возложены также на профилированные НИИ Министерства здравоохранения РФ и Российскую академию медицинских наук, входящих в единую систему национальных органов контроля в области разработки НТД и освоения промышленного выпуска лекарственных средств.

 

5.3.1. Принципиальные особенности производства биопрепаратов
крови в условиях гермозоны, разработка технологии производства с необходимым
уровнем качества на основе достижений научно-технического прогресса

 

Типовые регламенты производства, биопрепаратов крови основаны на нехроматографических подходах фракционирования белков под действием этанола. Этанольные схемы производства не нуждаются. в размещении промышленного оборудования в особо чистых помещениях, т.к. этанол является бактериостатическим агентом, т.е. подавляет рост микроорганизмов. С другой стороны, в нехроматографических методах фракционирования невозможно получить стандартные по составу и особо чистые по спектру белковые компоненты. Более прогрессивный технологический подход в производстве биопрепаратов крови заключается в использовании хроматографических модулей для проведения дополнительных стадий очистки обогащенных субстанций. Для производства лекарственных средств и, в особенности для проведения хроматографических стадий производства, необходимы помещения особого класса чистоты типа гермозон - GMP. Именно для технологической и производственной базы конверсируемых предприятий оборонного комплекса Удмуртской Республики в рамках Программы предусмотрено проведение межрегиональных исследований с необходимым уровнем качества, направленных на разработку технологии комплексной переработки плазмы, сыворотки крови человека и производства жизненно-важных для населения Удмуртской Республики биопрепаратов крови. Новая технология производства сохраняет элементы этанольного фракционирования, включает 3 дополнительные стадии удаления и разрушения вирусных частиц и позволяет производить высококачественные биопрепараты, в т.ч. из некондиционного сырья.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, являющееся государственным заказчиком Программы, обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями на республиканском и федеральном уровнях; координирует реализацию программных мероприятий; в установленные сроки информирует Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики о ходе реализации Программы; несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку продукции и материальных ресурсов; совместно с республиканскими органами исполнительной власти издает нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.

Механизм реализации Программы включает:

- систему программных мероприятий;

- состав участников Программы;

- систему ресурсов и их государственное распределение;

- порядок взаимоотношений между исполнителями Программы.

 

7. Организация управления Программой

 

Общее управление Программой осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики на основании программных мероприятий, согласно установленных сроков и объемов финансирования на их исполнение.

 

7.1. Органы управления

 

7.1.1. Органы административного управления:

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (МЗ УР);

- Министерство промышленности Удмуртской Республики (МП УР);

- Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики (КНВСПО УР);

- Республиканская станция переливания крови (РСПК), Ижевская государственная медицинская академия (ИГМА), Удмуртский государственный университет (УдГУ), ОАО "Ижевский радиозавод".

7.1.2. Общественно-научные органы управления:

- Медико-биологический совет (МБС);

 

7.2. Основные функции органов управления Программой

 

7.2.1. Контроль за выполнением Программы возлагается на Министерство здравоохранения Удмуртской республики. Министерство здравоохранения Удмуртской Республики руководит профессиональными аспектами стратегических направлений развития программных положений в соответствии с практикой, накопленной в СССР и Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, инструкциями и рекомендациями "Международного общества переливания крови", "Всемирной организации здравоохранения", приказами, нормативно-инструктивными и методическими материалами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

7.2.2. Помимо прямого руководства Министерство здравоохранения УР реализует свои функции через Министерство промышленности УР, КНВСПО УР, и администрации ИГМА, УдГУ, РСПК и ОАО "Ижевский радиозавод".

7.2.3. Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве УР организует, контролирует и руководит комплексным планом НИР, НИЭР и НИОКР, направленным на перепрофилирование гермозон-ОМР в рамках целей и задач медицинской биотехнологии. В задачу комитета входит также формирование и развитие образовательного процесса в междисциплинарных областях знаний, объединенных квалификацией образовательного стандарта Российской Федерации в специальность "биотехнология".

7.2.4. Предприятия, организации и учреждения, участвующие в выполнении Программы:

- обеспечивают текущий контроль за выполнением проводимых исследований и работ:

- осуществляют научно-техническую приемку разработок на промежуточных этапах;

- контролируют выполнение работ в соответствии с техническими заданиями и календарным планом;

- представляют всестороннюю отчетность и информацию в МЗ УР и другие контролирующие органы.

7.2.5. Медико-биологический совет (МБС) представляет собой координационный орган при Министерстве здравоохранения УР, в состав которого на общественных началах входят ученые и специалисты медико-биологических, технических и технологических профессий. В своей работе МБС руководствуется решениями Министерства здравоохранения УР, Ученых Советов высших учебных заведений УР, а также решениями специализированных секций, входящих в состав МБС. В рамках Программы МБС проводит разноплановые мероприятия по совершенствованию технологии производства и стандартизации биопрепаратов крови.

 

8. Контроль за реализацией Программы

 

Общий контроль за исполнением реализации Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Министерство здравоохранения УР в установленные сроки представляет Министерству экономики УР и Министерству финансов УР сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий.

Выполнение финансово-экономических мероприятий контролирует Министерство экономики и Министерство финансов УР.

Координированное планирование и оперативный контроль за ходом технологических разработок и освоением промышленного выпуска медицинской продукции возложен на Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве УР совместно с администрацией заинтересованных сторон.

Контроль за использованием сырьевых ресурсов и поставку продукции в лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики осуществляет Республиканская станция переливания крови.

 

9. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий

 

Цель и задачи Программы лежат в рамках государственных интересов Удмуртской Республики, направленных на развитие медицинской промышленности России как составной части антикризисных мероприятий, связанных с региональными проблемами конверсии и природно-очаговой гиперэедемичностыо. Производственная компонента технической политики в этой сфере деятельности базируется на уникальных сырьевых ресурсах Удмуртской Республики, высочайших технологических параметрах гермозон и преимуществах развития научно-образовательного регионального сектора в форме республиканского научно-технического комплекса. Перепрофилирование гермозон GMP на производство лекарственных средств рассматривается как целевое развитие в условиях рыночной экономики научно-технического, технологического и кадрового потенциала Республики для выполнения единого комплекса научных и производственных работ, направленных на совершенствование и расширение номенклатуры конкурентоспособной и наукоемкой производственной продукции медицинского назначения. В рамках Программы предусмотрено решение нижеследующих социально-экономических задач:

- стимулирование развития приоритетных для Удмуртской Республики научно-технических направлений, базирующихся на технологических возможностях конверсируемых предприятий;

- всестороннее использование результатов целевого планирования исследовательских работ для развития государственного производства и инновационного предпринимательства;

- формирование научно-производственных коллективов в рамках государственных объединений, способных проводить работы на всех стадиях инновационного цикла, масштабировать и внедрять нормативно-техническую и технологическую документацию на производство лекарственных средств и диагностикумов;

- повышение качества образовательного процесса, развитие материально-технической и методической базы государственных высших учебных заведений и НИИ, интегрированных в структуру научно-технического комплекса;

- создание в Удмуртской Республике дополнительных рабочих мест. При этом объем материального (продуктового) производства биопрепаратов крови позволяет на уровне минимально допустимых физиологических потребностей осуществлять поставки в лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики препаратов комплексного действия и производить для нужд Республиканского здравоохранения более 500 тысяч доз иммуноглобулиновых препаратов.

Экономический эффект от внедрения предлагаемой целевой Республиканской Программы только от предполагаемой разницы закупаемой и произведенной продукции составит ежегодно сумму в 20,927 млн. рублей. Расчетные данные базируются на ежегодной производственной закладке 10 000 литров донорской плазмы и 2 000 л плацентарной сыворотки (Приложение 2).

Кроме того, в клинических подразделениях Удмуртской Республики будут устранены случаи гемотрансфузионной вирусной инфекции и, следовательно, снизится заболеваемость населения инфекционными гепатитами, вирусиндуцированными онкопатологиями и венерическими болезнями.

Реализация Программы пресекает наиболее опасный для Удмуртии гемотрансфузионный путь распространения СПИДа. Позволяет на современном уровне оказывать медицинскую помощь при целом ряде заболеваний и коренным образом решает принципиальные задачи при профилактике и лечении клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки.

Выполнение запланированных мероприятий в рамках Республиканской программы создает на Федеральном уровне прецедент нового подхода к проблемам конверсии и медицинской промышленности. Стратегические перспективы развития отечественной фарминдустрии наитеснейшим образом связаны с эксплуатацией конверсируемых производственных подразделений класса GMP.

 

Министр здравоохранения

Удмуртской Республики

С.Г.Шадрин

 

Приложение N 1

 

План реализации Программы

 

N Наименование
мероприятий
Исполнители Итого
(млн.
руб.)
1998 1999 2000 2001 2002
1. Совершенствование
материально-технической
службы крови Удмуртской
Республики в целях
увеличения заготовки
донорской плазмы, в
т.ч. иммунного и
абортно-плацентарного
сырья;
Минздрав
Удмуртской
Республики,
Республиканс-
кая станция
переливания
крови
36,1 4,4 6,7 6,7 11,5 6,8
2. Формирование
материально-технической
базы производства в
рамках ОСТ 64-002 в
соответствии с
"Положением о порядке
получения разрешения на
промышленное
производство и
реализацию
производителями
лекарственных средств"
Подготовка кадров и
междисциплинарной
области знаний
Республиканс-
кая станция
переливания
крови,
Удмуртский
государствен-
ный
университет,
Государствен-
ный НИИ
стандартизац-
ии и контроля
медицинских
биопрепаратов
им.Тарасеви-
ча,
ОАО "Ижевский
радиозавод"
22,6 11,5 - 11,1 - -
3. Организация
производства
хроматографически
очищенных
полуфабрикатов (целевых
субстанций белков
плазмы)
Республиканс-
кая станция
переливания
крови,
Удмуртский
государствен-
ный
университет,
ОАО "Ижевский
радиозавод",
плазмоперера-
батывающее
предприятие
1,0 1,0 - - - -
4. Разработка НТД и ТД на
производство
биопрепаратов, средств
контроля и
стандартизации.
Совершенствование
нормативно-технической
базы за контролем
качества препаратов
Минздрав
Удмуртской
Республики,
Республиканс-
кая станция
переливания
крови,
Удмуртский
государствен-
ный
университет,
ОАО "Ижевский
радиозавод",
Ижевская
государствен-
ная
медицинская
академия,
НИИ
эпидемиологии
и
микробиологии
им.Пастера
1,3 - - 1,3 - -
5. Согласование и
утверждение
разработанной НТД и ТД
на производство
биопрепаратов и средств
контроля в соответствии
с установленным
порядком. Проведение
организационных и
других заключительных
мероприятий, связанных
с лицензированием
производства
биопрепаратов крови и
средств контроля за их
качеством, освоение
промышленного выпуска
медицинской продукции
Республиканс-
кая станция
переливания
крови,
Удмуртский
государствен-
ный
университет,
ОАО "Ижевский
радиозавод",
Государствен-
ный НИИ
стандартизац-
ии и контроля
медицинских
препаратов
им.Тарасеви-
ча,
Всероссийский
гематологиче-
ский научный
центр
4,0 3,0 0,5 0,5 - -
  Всего:   65,0 19,9 7,2 19,6 11,5 6,8

 

Министр здравоохранения

Удмуртской Республики

С.Г.Шадрин

 

Приложение N 2

 

Экономический эффект от реализации Программы

 

N Наименование
препаратов
Планируемое
количество
выпускаемой
продукции
Цена
препаратов
произведенных
в УР (руб.)
Рыночная
цена в 1996 г
(руб.)
Экономичес-
кий эффект
(млн.руб.)
1. Иммуноглобулин
человека
нормальный
149 000 доз 2,1 3,0 0,1341
2. Иммуноглобулин
противоклещевой
125 000 доз 10,0 60,0 6,25
3. Иммуноглобулин
против ГЛПС
125 000 доз 10,0 90,0 10,0
4. Иммуноглобулин
антистафилокок-
ковый
75000 10,0 65,0 4,125
5. Иммуноглобулин
против хламидий
50000 10,0 10,0 0,0
6. 10% альбумин 1 280 литров 1300,0 1500,0 0,256
7. 20% альбумин 200 литров 2600,0 3200,0 0,12
8. 5% альбумин 840 литров 600,0 650,0 0,042
Итого:   6,7509 27,678 20,927

 

Министр здравоохранения

Удмуртской Республики

С.Г.Шадрин

 

Предварительная бюджетная заявка
на 1999 год

ГАРАНТ:

Закон УР от 25 февраля 1999 г. N 750-I "О бюджете Удмуртской Республики на 1999 год"

Материальные расходы на исполнение целевой Республиканской программы "Биопрепараты крови" на 1999 год составляет 11,9 млн.руб., в том числе:

 

N
п/п
Наименование мероприятий Исполнители 1999 г.
1. Совершенствование материально-технической
базы службы крови УР в целях увеличения
заготовки донорской плазмы,иммунного и
плацентарного сырья, приобретение реагентов,
комплектующих материалов
Минздрав УР
РСПК
6,7
2. Формирование материально-технической базы
производства в рамках ОСТ 64-002-86 и РД
64-125-91, в т.ч.
комплектация необходимым оборудованием;
реконструкция помещений;
проведение пусконаладочных и монтажных работ;
подготовка кадров
РСПК
УдГУ
ГИСК
им.Тарасевича
4,0
3. Организация производства хроматографически
очищенных полуфабрикатов (целевых субстанций
белков плазмы)
РСПК
УдГУ
Плазмоперера-
батывающее
предприятие
0,4
4. Организация службы контроля качества
биопрепаратов. Создание отраслевых
стандартных образцов
Минздрав УР
РСПК
УдГУ
ИГМА
НИИЭМ
им.Пастера
0,3
5. Разработка, согласование и утверждение НТД и
ТД на производство биопрепаратов, средств
контроля и стандартизации в соответствии с
установленным порядком. Лицензирование
производства биопрепаратов крови и средств
контроля за их качеством
РСПК
ГИСК
им.Тарасевича
ВГНЦ
УдГУ
0,5
Всего:   11,9

Министр здравоохранения

Удмуртской Республики

С.Г.Шадрин

 

Пояснительная записка к целевой
Республиканской Программе "Биопрепараты крови"

 

Основной целью программы является наиболее полное обеспечение ЛПУ Удмуртской Республики жизненно важными иммуноглобулиновыми и комплексными препаратами и замена донорской крови и плазмы как потенциально опасных средств гемотрансфузионной терапии на безопасные и эффективные компоненты и биопрепараты крови собственного производства.

Инфекционную безопасность (возможность передачи венерических заболеваний, СПИДа, инфекционного гепатита при переливании крови) донорской крови и плазмы надежно гарантировать в настоящее время не представляется возможным даже при наличии самой совершенной лабораторной диагностики. Рост заболеваемости СПИДом, гепатитами, неблагоприятная эпидобстановка в Удмуртской Республике по вензаболеваниям позволяют рассматривать организацию производства биопрепаратов крови медицинского назначения как гарантию инфекционно безопасной трансфузионной терапии многих заболеваний.

Удмуртская Республика относится к гиперэндемичным природноочаговым регионам и занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости клещевым энцефалитом и геморрагической лихорадкой. Эффективными средствами лечения и массовой профилактики этих заболеваний могут быть только иммуноглобулиновые препараты, производимые из плазмы заготовленной на территории Удмуртской республики. Сырьевых ресурсов в республике достаточно для самообеспечения ЛПУ гемостатическими и комплексными препаратами крови и производства более 500 тыс.доз иммуноглобулиновых препаратов. На сегодняшний день республика за переработку и производство биопрепаратов вынуждена передавать плазмоперерабатывающим предприятиям до 50% от объема ежегодной заготовки плазмы в качестве оплаты.

Основным решением этой проблемы является организация государственного плазмоперерабатывающего подразделения с привлечением конверсируемых гермозон типа GMR, а также совершенствование материальной технической базы службы крови Удмуртской Республики, что в итоге позволит:

- получать высококачественные лекарственные препараты;

- увеличить выход конечного продукта;

- расширить ассортимент биопрепаратов крови;

в качестве сырьевой базы привлекать утильное и некондиционное сырье.

Экономический эффект от внедрения предлагаемой целевой Республиканской Программы только от предполагаемой разницы закупаемой и произведенной продукции составит ежегодно 20,9 млн.руб. Расчетные данные базируются на ежегодной производственной закладке 10000 литров донорской плазмы и 2000 литров плацентарной сыворотки.

Общая стоимость проекта составляет 65 млн.рублей.

 

Министр здравоохранения

Удмуртской Республики

С.Г.Шадрин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основная цель Программы - наиболее полное удовлетворение потребностей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в биопрепаратах крови собственного производства, укрепление экологической безопасности и экономической самостоятельности Удмуртской Республики.

Программные мероприятия предусматривают освоение промышленного выпуска биопрепаратов крови, укрепление и совершенствование материально-технической базы Республиканской станции переливания крови с целью увеличения объема сырьевой заготовки и организации расширенного воспроизводства компонентов и биопрепаратов крови, а также средств стандартизации и контроля за качеством биопрепаратов крови.

В результате реализации Программы ожидается: полное удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений в гемостатических и комплексных биопрепаратах крови, частичное обеспечение бюджетной сферы здравоохранения иммуноглобулиновыми препаратами в объеме более 500 тыс. доз, в т.ч. направленного действия против клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки.


Постановление Государственного Совета УР от 13 октября 1998 г. N 682-I "О республиканской целевой программе "Биопрепараты крови" (производственные и научно-образовательные направления в освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови) на 1998-2002 гг."


Текст документа официально опубликован не был