2. Определить республиканским заказчиком Программы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
3. Правительству Удмуртской Республики предусматривать в проектах республиканского бюджета на 1999 год и последующие годы целевое финансирование республиканской целевой программы "Биопрепараты крови" (производственные и научно-образовательные направления в освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови) на 1998-2002 гг.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по социальной политике, труду, охране здоровья и защите окружающей среды.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики |
А.А.Волков |
Республиканская целевая программа
"Биопрепараты крови"
(производственные и научно-образовательные направления в
освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови)
на 1998 - 2000 гг.
(утв. постановлением Государственного Совета УР от 13 октября 1998 г.
N 682-I)
Паспорт
республиканской целевой программы "Биопрепараты крови"
(Производственные и научно-образовательные направления в освоении
промышленного выпуска биопрепаратов крови) (в дальнейшем "Программа")
Наименование Программы Биопрепараты крови (Производственные и
научно-образовательные направления в
освоении промышленного выпуска
биопрепаратов крови);
Основание для разработки Закон Российской Федерации "О
Программы донорстве крови и ее компонентов"
N 5142/1-1 от 9 июня 1993 г.
Постановление Совмина Удмуртской
Республики N 563 от 8 ноября 1994 г.
"О мерах по выполнению Постановления
Совмина Удмуртской Республики от 22
декабря 1993 г. "О создании
Регионального научно -
производственного комплекса по
выпуску остродефицитных наукоемких
биопрепаратов медико-ветеринарного
назначения из уникального
невостребованного сырья" и Решения
постоянной комиссии Госсовета
Удмуртской Республики по социальной
политике, труду, охране здоровья и
защите окружающей среды от 26 июня
1996 г. "Об организации и развитии
отрасли медицинской и биологической
промышленности в Удмуртской
Республике";
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения
Удмуртской Республики;
Юридическое лицо - Республиканская станция переливания
крови:
Исполнители - Министерство здравоохранения
Удмуртской Республики, Удмуртский
государственный университет, ОАО
"Ижевский радиозавод", Ижевская
государственная медицинская академия;
Соисполнители - Комитет по науке, высшему и среднему
профессиональному образованию при
Правительстве Удмуртской Республики;
Разработчики - Министерство здравоохранения
Удмуртской Республики, Республиканская
станция переливания крови, Удмуртский
государственный университет, Ижевская
государственная медицинская академия,
ОАО "Ижевский радиозавод";
Важнейшие цели Программы - наиболее полное удовлетворение
потребностей Министерства
здравоохранения Удмуртской Республики
в биопрепаратах крови собственного
производства, укрепление экологической
безопасности и экономической
самостоятельности Удмуртской
Республики;
Основные задачи Программы - организация и развитие производства
биопрепаратов крови в составе
Республиканской станции переливания
крови, совершенствование
нормативно-технической базы
производства, методическое, научное и
материально-техническое обеспечение
перепрофилирования гермозоны,
подготовка кадров, производство
опытно-промышленных серий;
Сроки реализации Программы - 1998-2002 г.г.
Ожидаемые конечные результаты - полное удовлетворение потребностей
реализации Программы лечебно-профилактических учреждений в
гемостатических и комплексных
биопрепаратах крови, частичное
обеспечение бюджетной сферы
здравоохранения иммуноглобулиновыми
препаратами в объеме более 500 тыс.
доз, в т.ч. направленного действия
против клещевого энцефалита и
геморрагической лихорадки;
Объемы и источники
финансирования
- всего: 65,0 млн.руб.;
- из них Республиканский 65,0 млн.руб.;
бюджет:
- Финансовые средства ежегодно
уточняются в установленном порядке;
Система контроля за - Министерство здравоохранения
исполнением Программы Удмуртской Республики в установленные
сроки представляет Министерству
финансов УР сведения о ходе освоения
средств и реализации намеченных
мероприятий.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Дальнейшее развитие Республиканской службы крови по пути расширения компонентной терапии и организации технически оснащенного плазмоперерабатывающего подразделения индустриального типа направлено на решение нижеследующих приоритетных задач, выполнение которых способствует укреплению национальной (экологической) безопасности и экономической самостоятельности Удмуртии.
О разрешении применения в практике здравоохранения новых медицинских иммунобиологических препаратов см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 16 мая 1994 г. N 90
1.1. Сократить использование в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Удмуртской Республики цельной крови или плазмы в качестве средств гемотрансфузионной терапии. Лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики в гемотрансфузионной терапии ежегодно используют не менее 4.000 литров донорской плазмы. В рамках целей и задач Программы из-за потенциальной угрозы передачи вирусных инфекций переливанием цельной плазмы планируется ограничить ее применение за счет внедрения в практику Республиканского здравоохранения высокоочищенных и эффективных иммуноглобулиновых, комплексных и гемостатических биопрепаратов, не вызывающих постгрансфузионных осложнений, в т.ч. постгрансфузионных вирусных инфекций.
Анализ современных средств диагностики и существующих схем контроля донорской крови или плазмы, а также результатов разноплановых исследований по проблеме безопасности гемотрансфузии, позволяет заключить, что:
а) Переливание цельной донорской крови или плазмы представляет собой идеальный путь передачи инфекционных вирусных агентов. В отличие от биопрепаратов крови (плазмы), цельная кровь или плазма являются биологическими продуктами, стандартный качественный контроль которых не может быть быстрым, дешевым и абсолютно надежным. Общеизвестно, что использование плазмы в трансфузиологии ограничивается совместимостью по групповой принадлежности крови. В последние годы нормативно-техническая база за контролем качества донорской крови и плазмы постоянно расширяется за счет внедрения современных средств и методов диагностики в систему заготовки донорского материала. В экономически развитых странах оптимальная комбинация скрининговых тестов включает иммуноферментную диагностику гепатитов (3 теста), ВИЧ-инфекции (2 теста), герпетической инфекции (2 теста), цитомегаловирусной и онкогенной вирусной инфекции (3 теста), бактериальной и протозойной инфекции (2 теста). В нашей стране в обязательном порядке средства гемотрансфузии исследуются на отсутствие вирусов гепатита (2 теста), вируса иммунодефицита человека (2 теста), возбудителя сифилиса (1 тест).
б) Самые современные средства диагностики с чувствительностью в пределах десятых долей нг/мл не способны надежно прогнозировать инфицирующую способность донорской крови и плазмы. В долгосрочных и крупномасштабных экспериментах, посвященных исследованию эпидемиологии постгрансфузионного гепатита В, установлено, что негативная в иммуноферментном анализе донорская плазма еще содержит в своем составе не менее 100 минимально инфицирующих доз. В случае ВИЧ-инфекции наличие вируса в организме донора не выявляется в течение первых 6 месяцев инфекционного процесса при использовании даже самых современных средств диагностики. В то же время кровь и плазма ВИЧ-инфицированного донора обладают инфицирующими свойствами.
в) С течением времени меняется эпидемиология многих заболеваний, претерпевают изменения иммунологический статус и неспецифические факторы резистентности, возникают новые (антиген отличные) штаммы возбудителей инфекционных заболеваний. Поэтому оптимальная комбинация скрининговых тестов требует периодической корректировки. Характерным примером может быть опыт, накопленный в практической трансфузиологии при переливании цитомегаловируспозитивной донорской крови, которая в общем объеме заготовки для проведения гемотрансфузионной терапии составляет около 50%. У реципиентов с ослабленной иммунологической резистентностью развивался различной степени тяжести инфекционный процесс, вплоть до летального исхода. Для выработки оптимально сбалансированного подхода к проблеме обеспечения безопасности гемотрансфузии без снижения объема заготовки донорской крови необходимо в Удмуртской Республике провести определенную работу, в ходе которой предполагается внедрение дополнительных специфических критериев тестирования донорского материала, заготовленного в эндемичных регионах. Применительно к Удмуртской Республике такое направление работ связано с проведением долгосрочных исследований по выявлению постгрансфузионных осложнений при переливании крови или плазмы с повышенным содержанием антител к вирусам клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки.
г) По данным Всемирной Организации Здравоохранения через препараты альбумина и иммуноглобулина, производство которых основано на спиртовых схемах фракционирования донорской плазмы, ВИЧ-инфекция не передается. До настоящего времени эти препараты можно считать безопасными и в отношении передачи вирусов гепатита А, В, С и Дельта, вирусов герпеса и цитомегаловирусной инфекции, потенциально онкогенных вирусов, а также возбудителей сифилиса и протозойных инфекций. Именно поэтому с начала 70-х годов в мировой практике здравоохранения регистрируется резкое снижение в потреблении клиническими подразделениями цельной крови или плазмы. После открытия вируса иммунодефицита человека эта тенденция еще более усилилась. В настоящее время для целей и задач гемотрансфузионной терапии цельная кровь или плазма применяется по жизненным показаниям и только в исключительных случаях.
1.2. Заменить устаревшие средства гемотрансфузии (кровь и плазму) на эффективные и безопасные биопрепараты крови собственного производства из донорского материала, заготовленного на территории Удмуртской Республики. Переработка крови с целью изготовления компонентов и биопрепаратов крови является наиболее эффективным и ресурсосберегающим направлением научно-технического развития национальных служб крови. Для Удмуртии такое направление развития Республиканской станции переливания крови особенно актуально из-за гиперэндемичности региона по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке.
а) Удмуртская Республика относится к регионам с природно-очаговой гиперэндемичностью и занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости клещевым энцефалитом и геморрагической лихорадкой. В соответствии с рекомендациями Екатеринбургского НИИ вирусных инфекций для профилактики и лечения клещевого энцефалита Министерству здравоохранения Удмуртской Республики следует иметь в своем распоряжении 120 тыс.доз специфического иммуноглобулина. Аналогичного подхода требует решение региональной проблемы, связанной с заболеваемостью геморрагической лихорадкой.
б) Без учета потребностей контингента инфекционных больных, для которых препараты альбумина являются средством патогенетической терапии, лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики только на 18-22% обеспечены комплексными биопрепаратами крови (плазмы), которые получает Республика взамен на поставку донорской плазмы.
в) Прогрессивные технологии оказания медицинской помощи требуют принятия соответствующих мер по адекватному обеспечению гематологических и других клинических отделений Удмуртской Республики усовершенствованными гемостатическими биопрепаратами, в т.ч. очищенными концентратами отдельных факторов системы свертывания крови с гемостатическим эффектом. Необходимо также увеличить применение различных классов биопрепаратов в республиканской акушерско-гинекологической службе, расширить показания К применению неспецифического иммуноглобулина человека в свете развивающихся кризисных явлений, связанных с распространением антибиотикоустойчивых штаммов патогенных микроорганизмов.
Выполнение поставленных задач предполагает организацию в Удмуртской Республике научно-технического комплекса, обеспечивающего промышленное разделение физиологически активных белков плазмы (сыворотки) на отдельные гомогенные фракции и изготовление из этих целевых субстанций биопрепаратов соответствующего класса. По сравнению с цельной кровью или плазмой, применение биопрепаратов более эффективно для достижения необходимого терапевтического эффекта. Важно также, что в состав биопрепаратов, по сравнению с кровью или плазмой, не входят физиологически активные белки, не предусмотренные показаниями к применению. Промышленный подход в производстве средств гемотрансфузиологии позволяет не только экономно расходовать национальный ресурс и на основе производственной продукции достигать целенаправленного терапевтического эффекта, но и гарантировать безопасность лечения, т.к. биопрепараты крови (плазмы) не содержат инфекционных вирусных частиц.
1.3. Перепрофилировать гермозону-GMP на производство медицинских биопрепаратов крови на основе внедрения усовершенствованной схемы технологического процесса, разработанного с учетом достижений научно-технического прогресса. Перепрофилирование гермозоны на производство биопрепаратов крови (плазмы) отвечает основным направлениям развития здравоохранения в Удмуртской Республике, т.к. позволяет без серьезных финансовых затрат организовать производство иммуноглобулиновых препаратов с целью снижения заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями, а также заменить устаревшие средства трансфузии (кровь и плазму) на безопасные биопрепараты с гемостатическим или комплексным эффектом.
В результате обвальной конверсии на ОАО "Ижевский радиозавод" оказались невостребованными высокотехнологичные помещения - гермозоны-GMP, на которых в прошлом базировалось производство микроэлектронных изделий военного назначения. Рабочие параметры гермозон наиболее близки к международным требованиям GMP, предъявляемым к современному производству лекарственных средств. Помещения класса "GMP" необходимы медицинской промышленности России для организации производства лекарственных средств на основе усовершенствованных технологических процессов, разработанных с учетом достижений научно-технического прогресса. Анализ современного состояния дел в медицинской промышленности Российской Федерации позволяет заключить, что:
а) Перепрофилирование гермозон на производство биопрепаратов крови и других лекарственных средств, действующее начало которых представлено белками или полипептидами, характеризуется прогрессивными технико-экономическими показателями и отвечает государственным требованиям, предъявляемым к организации и развитию производственной деятельности в этой сфере в рамках единого государственного стандарта.
б) В гермозоне GMP возможны внедрения современных технологических схем, подходов и методов производства белковых субстанций и лекарственных средств, обеспечивающих многопрофильный эффект, в т.ч. связанный с увеличением выхода конечного продукта, повышением показателей качества биопрепаратов и расширением сырьевой базы производства. Именно в гермозоне GMP на основе специальных методов очистки белковых субстанций планируется освоение выпуска современных гемостатических средств в форме концентрированных факторов, эффективные методы очистки необходимы также для переработки некондиционного сырья для производства высококачественных иммуноглобулиновых и комплексных биопрепаратов.
В рамках целей и задач настоящей Программы научно-техническая политика Республиканской службы крови охватывает комплекс наукоемких производственных работ, который пересекается с научными, клиническими, инженерно-техническими и другими дисциплинами. Для интеграции и развития таких многопрофильных форм деятельности необходим системный программный подход, в рамках которого осуществляется координированное и долгосрочное планирование с целью взаимосвязи по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач.
2. Основные цели и задачи Программы
Обеспечение лечебно-профилактических учреждений Республики эффективными и безопасными биопрепаратами крови на основе развития Республиканской службы крови по пути расширения компонентной терапии и организация в составе Республиканской станции переливания крови лицензированного плазмоперерабатывающего подразделения.
В основные задачи Программы входят:
Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения утверждена Приказом Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. N 377
2.1. Формирование материально-технической базы производства в рамках ОСТ 64-002-86 в соответствии с "Положением о порядке получения разрешения (лицензии) на промышленное производство и реализацию производителями лекарственных средств. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 3.03.1994 г.", с учетом требований РД 64-125-91 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)".
2.1.1. Совершенствование материально-технической базы Республиканской службы крови в целях увеличения заготовки необходимого количества донорской плазмы, в т.ч. иммунной донорской плазмы и абортно-плацентарного сырья.
2.1.2. Организация производства целевых субстанций белков плазмы (сыворотки) для изготовления из них на первом этапе биопрепаратов крови в Научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ) им.Пастора и на предприятии при НИИЭМ им.Пастера и на втором этапе - создание регионального производства биопрепаратов крови медицинского назначения в Удмуртской Республике.
2.2. Разработка нормативно-технической и технологической документации (НТД и ТД) на производство в условиях гермозоны-GMP биопрепаратов крови, средств контроля и стандартизации.
2.2.1. Совершенствование нормативно-технической базы за контролем качества биопрепаратов, в т.ч. биопрепаратов, изготовленных из абортно-плацентарной крови.
2.2.2. Разработка НТД и ТД на комплексную переработку плазмы (сыворотки) для производства гемостатических, иммуноглобулиновых и комплексных биопрепаратов.
2.3. Согласование и утверждение разработанной НТД и ТД на производство биопрепаратов крови и средств контроля за качеством биопрепаратов крови в соответствии с установленным порядком.
2.4. Проведение организационных и других заключительных мероприятий, связанных с лицензированием производства биопрепаратов крови и средств контроля за их качеством, освоение промышленного выпуска медицинской продукции.
Типовое положение о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. N 148
2.5. Подготовка кадров в междисциплинарной области знаний, способных проводить работы на всех стадиях инновационного цикла, масштабировать и внедрять НТД и ТД на производство лекарственных средств и диагностикумов.
2.5.1. Организация материально-технической и методической базы образовательного процесса.
2.5.2. Стажировка в специализированных научно-производственных объединениях.
3. Сроки и этапы реализации программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 1998 - 2002 г.г. Система программных мероприятий предусматривает освоение промышленного выпуска биопрепаратов крови, укрепление и совершенствование материально-технической базы Республиканской станции переливания крови с целью увеличения объема сырьевой заготовки и организации расширенного воспроизводства компонентов и биопрепаратов крови, а также средств стандартизации и контроля за качеством биопрепаратов крови. Техническая и технологическая модернизация донорских отделений, блоков взятия крови, лабораторной службы крови и участков изготовления клеточных компонентов крови позволяет осуществить заготовку 33 000 л донорской крови, обеспечить лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики на минимально допустимом уровне клеточными компонентами и без увеличения объема заготовки повысить уровень производства донорской плазмы с 10000 л до 14800 л , т.е. в 1,48 раза по сравнению с 1999 годом и почти в 3 раза по сравнению с 1997 годом. Разработка, согласование и утверждение в установленном порядке необходимой для производственной деятельности документации, а также подготовка квалифицированных кадров составляют исследовательскую, научно-образовательную и учебно-педагогическую компоненты программных мероприятий (Приложение 1).
4. Система программных мероприятий
Формирование системы программных мероприятий по освоению промышленного выпуска биопрепаратов крови медицинского назначения предусматривает следующие подходы:
- межведомственный и межотраслевой, направленный на организацию и развитие наукоемкого производства медицинской продукции с привлечением интеллектуальных, материально-технических И кадровых ресурсов ОАО "Ижевский радиозавод". Удмуртского государственного университета, Ижевской государственной медицинской академии, НИИ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук;
- территориальный, с акцентом на переработку собственного национального ресурса (донорскую плазму, абортно-плацентарную сыворотку и плацентарную массу человека) в системе государственного научно-производственного объединения УР, входящего структурным подразделением в Республиканскую станцию переливания крови;
- научный, научно-технический и межрегиональный, нацеленный на разработку, согласование и утверждение нормативно-технической и технологической документации, в соответствии с действующим в РФ порядке, на производство в Удмуртской Республике и Российской Федерации биопрепаратов крови с уникальными показателями качества, на организацию и развитие учебно-педагогического процесса в междисциплинарных областях знаний;
- функциональный, направленный на создание правовых, организационных и экономических условий реализации данного проекта с учетом гиперэндемичности Удмуртии по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке;
- социальный, содержащий систему мер по защите прав всех граждан Удмуртской Республики на оказание медицинской помощи и экологическую безопасность.
5. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Сырьевые ресурсы Удмуртской Республики
Материально-техническая база Республиканской службы крови рассчитана на ежегодную заготовку 24000 л донорской крови и 10000 л донорской плазмы в год. На фоне экономического кризиса произошло снижение заготовки донорской крови, а объем донорской плазмы в 1995 году составил 7409 л.
Важнейшим аспектом реализации Республиканской целевой программы является долгосрочное и координированное планирование настоящих и прогнозируемых потребностей лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики в цельной крови и плазме, компонентах крови и биопрепаратах крови. Ниже приводится расчет прогнозируемых потребностей в донорской плазме, составленной на основании рекомендаций ВОЗ и с учетом эндемичной специфики Удмуртской Республики. Именно природная очаговость территории Республики по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке, а также современные технологии гемотрансфузионной терапии позволяют внести в принципиальную схему расчета несущественные корректировки.
При населении Удмуртской Республики 1.64 млн.человек для обеспечения больных гемофилией жизненно важным биопрепаратом "криопреципитат" необходимо ежегодно заготавливать 5250 л плазмы. На одного больного - 20 000 MB фактора VIII при комбинированной схеме лечения криопреципитатом и концентратом фактора VIII. При среднем выходе фактора VIII приблизительно 300 ME на 1 л свежей плазмы, потребность в донорской плазме на одного больного составляет 70 л. При населении Удмуртской Республики 1.64 млн.человек частота заболеваемостью гемофилией составляет около 75 человек, т.е. 5250 л донорской плазмы необходимы УР для производства гемостатических биопрепаратов.
Внесенные изменения: минимум 10000 МЕ/год фактора VIII в соответствии с рекомендациями рабочей группы ISBT увеличен до 20000 МЕ/год.
Из-за эндемичности региона по клещевому энцефалиту и геморрагической лихорадке именно Удмуртская Республика испытывает наивысшую потребность в специфических иммуноглобулиновых биопрепаратах. Сырьевое обеспечение производства средств этиотропного лечения и профилактики региональных вирусных эндемий предполагает модернизацию материально-технической базы для заготовки иммунной донорской плазмы в соответствии с достижениями ресурсосберегающих технологий. Без ущерба для здоровья доноров при адекватном финансировании Республиканской станции переливания крови (РСПК) объем заготовки донорской плазмы можно увеличить до 14 000 л, в т.ч. до 2000 л иммунной донорской плазмы с антивирусной активностью и "природно-очаговой специфичностью". Именно в Удмуртской Республике заготовку иммунной донорской плазмы необходимо и возможно организовать с минимальными финансовыми затратами за счет внедрения р систему заготовки оптимальной комбинации скрининговых тестов и повышения технической оснащенности производства клеточных компонентов и переработки крови.
Дополнительной расходной статьей бюджетного финансирования является расширение комбинации скрининговых тестов и внедрение в систему заготовки донорской плазмы необходимых исследований на наличие антител к вирусу клещевого энцефалита и вирусу геморрагической лихорадки.
Профессиональным и экономически целесообразным вариантом реализации данного мероприятия является целевое расходование средств на закупку диагностических средств, действительно необходимых здравоохранению Удмуртской Республики. Теоретическая иммунохимия, а также клинический опыт, накопленный в Удмуртской Республике, однозначно свидетельствуют, что результаты иммуноферментного определения вирусоносительства клещей характеризуются низкой прогностической ценностью и не могут использоваться в качестве основания для дифференцированного введения специфического иммуноглобулина. Иммуноферментное тестирование антител к вирусу клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки, помимо производственного назначения, может использоваться в клинической практике для постановки диагноза и мониторинга лечения.
Для удовлетворения потребности клинических подразделений Удмуртской Республики в препаратах альбумина предлагается использовать 5 250 л плазмы, которые необходимы для производства криопреципитата и фактора VIII , а также 4000 л иммунной донорской плазмы, которая в комплексной схеме фракционирования позволяет получать специфические иммуноглобулины и препараты альбумина.
Организация заготовки дополнительного количества донорской плазмы, в т.ч. иммунной донорской плазмы требует выполнения комплекса мероприятий по расширению и совершенствованию материально-технической базы, в т.ч. технической и технологической модернизации отделений и служб Республиканской станции переливания крови (РСПК). Только таким образом можно создать сырьевую основу и организовать экономически целесообразное плазмоперерабатывающее подразделение РСПК для обеспечения гемостатическими и комплексными биопрепаратами лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики в физиологически сбалансированных объемах.
5.2. Материально-техническое обеспечение
ОАО "Ижевский радиозавод" располагает невостребованными производственными подразделениями типа гермозон-GMP. Рабочие параметры гермозоны полностью соответствуют отечественному стандарту и наиболее близки к международным требованиям GMP, которые разработаны для производства высококачественных лекарственных средств. Необходимый класс чистоты гермозоны - GMP ОАО "Ижевский радиозавод" позволяет использовать в технологии производства белковых субстанций современные хроматографические подходы, характеризующиеся высокой эффективностью и селективностью фракционирования. Подобные методы промышленного фракционирования, включенные в принципиальную технологическую схему, обеспечивают удаление физиологически опасных примесных белков из состава биопрепаратов крови, приготовленных из некондиционного сырья типа абортно-плацентарной крови (сыворотки).
5.3. Кадровое обеспечение
Во исполнение постановления Совета Министров Удмуртской Республики N 588 от 22 декабря 1993 года "О создании Республиканского научно-производственного комплекса по разработке, выпуску и контролю наукоемких биопрепаратов медицинского, ветеринарного назначения". Удмуртский государственный университет открыл новое научно-исследовательское, образовательное и производственное подразделение - факультет биотехнологии. Основной целью организации факультета является подготовка биохимиков - биотехнологов для работы в республиканской отрасли биологического производства. В рамках факультета Специализированную подготовку кадров по технической (промышленной) биохимии осуществляет кафедра биохимии и кафедра иммунологии.
К настоящему времени Университет разработал и утвердил в установленном в Российской Федерации порядке НТД на технологию производства иммуноглобулиновых препаратов нового поколения. Технология производства иммуноглобулина полностью сохраняет активность антител, гарантирует высокую чистоту иммуноглобулиновой фракции и отсутствие любых инфекционных агентов, в т.ч. вирусных частиц. Общая схема контролирования и паспортизации готового продукта соответствует современным достижениям зарубежной практики стандартизации медицинских препаратов аналогичного назначения.
Прошли всесторонний контроль 2 серии субстанции иммуноглобулина нормального человека из плацентарной сыворотки крови. В нормативно-техническую базу введены 8 дополнительных показателей качества дня объективной оценки препарата на отсутствие физиологически опасных для здоровья человека примесных белков.
На основе межведомственного объединения в Удмуртской Республике сформировано подразделение с целевым развитием материально-технической и методической базы в сфере масштабирования медицинской, (биологической) продукции, организован межвузовский центр иммунокоррекции, биологического моделирования и клинических испытаний.
С целью укрепления кадров, исполняющих в Удмуртской Республике программные мероприятия, через систему договоров экспертные, координирующие и учебно-педагогические функции возложены также на профилированные НИИ Министерства здравоохранения РФ и Российскую академию медицинских наук, входящих в единую систему национальных органов контроля в области разработки НТД и освоения промышленного выпуска лекарственных средств.
5.3.1. Принципиальные особенности производства биопрепаратов
крови в условиях гермозоны, разработка технологии производства с необходимым
уровнем качества на основе достижений научно-технического прогресса
Типовые регламенты производства, биопрепаратов крови основаны на нехроматографических подходах фракционирования белков под действием этанола. Этанольные схемы производства не нуждаются. в размещении промышленного оборудования в особо чистых помещениях, т.к. этанол является бактериостатическим агентом, т.е. подавляет рост микроорганизмов. С другой стороны, в нехроматографических методах фракционирования невозможно получить стандартные по составу и особо чистые по спектру белковые компоненты. Более прогрессивный технологический подход в производстве биопрепаратов крови заключается в использовании хроматографических модулей для проведения дополнительных стадий очистки обогащенных субстанций. Для производства лекарственных средств и, в особенности для проведения хроматографических стадий производства, необходимы помещения особого класса чистоты типа гермозон - GMP. Именно для технологической и производственной базы конверсируемых предприятий оборонного комплекса Удмуртской Республики в рамках Программы предусмотрено проведение межрегиональных исследований с необходимым уровнем качества, направленных на разработку технологии комплексной переработки плазмы, сыворотки крови человека и производства жизненно-важных для населения Удмуртской Республики биопрепаратов крови. Новая технология производства сохраняет элементы этанольного фракционирования, включает 3 дополнительные стадии удаления и разрушения вирусных частиц и позволяет производить высококачественные биопрепараты, в т.ч. из некондиционного сырья.
6. Механизм реализации Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, являющееся государственным заказчиком Программы, обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями на республиканском и федеральном уровнях; координирует реализацию программных мероприятий; в установленные сроки информирует Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики о ходе реализации Программы; несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку продукции и материальных ресурсов; совместно с республиканскими органами исполнительной власти издает нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
Механизм реализации Программы включает:
- систему программных мероприятий;
- состав участников Программы;
- систему ресурсов и их государственное распределение;
- порядок взаимоотношений между исполнителями Программы.
7. Организация управления Программой
Общее управление Программой осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики на основании программных мероприятий, согласно установленных сроков и объемов финансирования на их исполнение.
7.1. Органы управления
7.1.1. Органы административного управления:
- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (МЗ УР);
- Министерство промышленности Удмуртской Республики (МП УР);
- Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики (КНВСПО УР);
- Республиканская станция переливания крови (РСПК), Ижевская государственная медицинская академия (ИГМА), Удмуртский государственный университет (УдГУ), ОАО "Ижевский радиозавод".
7.1.2. Общественно-научные органы управления:
- Медико-биологический совет (МБС);
7.2. Основные функции органов управления Программой
7.2.1. Контроль за выполнением Программы возлагается на Министерство здравоохранения Удмуртской республики. Министерство здравоохранения Удмуртской Республики руководит профессиональными аспектами стратегических направлений развития программных положений в соответствии с практикой, накопленной в СССР и Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, инструкциями и рекомендациями "Международного общества переливания крови", "Всемирной организации здравоохранения", приказами, нормативно-инструктивными и методическими материалами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
7.2.2. Помимо прямого руководства Министерство здравоохранения УР реализует свои функции через Министерство промышленности УР, КНВСПО УР, и администрации ИГМА, УдГУ, РСПК и ОАО "Ижевский радиозавод".
7.2.3. Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве УР организует, контролирует и руководит комплексным планом НИР, НИЭР и НИОКР, направленным на перепрофилирование гермозон-ОМР в рамках целей и задач медицинской биотехнологии. В задачу комитета входит также формирование и развитие образовательного процесса в междисциплинарных областях знаний, объединенных квалификацией образовательного стандарта Российской Федерации в специальность "биотехнология".
7.2.4. Предприятия, организации и учреждения, участвующие в выполнении Программы:
- обеспечивают текущий контроль за выполнением проводимых исследований и работ:
- осуществляют научно-техническую приемку разработок на промежуточных этапах;
- контролируют выполнение работ в соответствии с техническими заданиями и календарным планом;
- представляют всестороннюю отчетность и информацию в МЗ УР и другие контролирующие органы.
7.2.5. Медико-биологический совет (МБС) представляет собой координационный орган при Министерстве здравоохранения УР, в состав которого на общественных началах входят ученые и специалисты медико-биологических, технических и технологических профессий. В своей работе МБС руководствуется решениями Министерства здравоохранения УР, Ученых Советов высших учебных заведений УР, а также решениями специализированных секций, входящих в состав МБС. В рамках Программы МБС проводит разноплановые мероприятия по совершенствованию технологии производства и стандартизации биопрепаратов крови.
8. Контроль за реализацией Программы
Общий контроль за исполнением реализации Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Министерство здравоохранения УР в установленные сроки представляет Министерству экономики УР и Министерству финансов УР сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий.
Выполнение финансово-экономических мероприятий контролирует Министерство экономики и Министерство финансов УР.
Координированное планирование и оперативный контроль за ходом технологических разработок и освоением промышленного выпуска медицинской продукции возложен на Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве УР совместно с администрацией заинтересованных сторон.
Контроль за использованием сырьевых ресурсов и поставку продукции в лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики осуществляет Республиканская станция переливания крови.
9. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий
Цель и задачи Программы лежат в рамках государственных интересов Удмуртской Республики, направленных на развитие медицинской промышленности России как составной части антикризисных мероприятий, связанных с региональными проблемами конверсии и природно-очаговой гиперэедемичностыо. Производственная компонента технической политики в этой сфере деятельности базируется на уникальных сырьевых ресурсах Удмуртской Республики, высочайших технологических параметрах гермозон и преимуществах развития научно-образовательного регионального сектора в форме республиканского научно-технического комплекса. Перепрофилирование гермозон GMP на производство лекарственных средств рассматривается как целевое развитие в условиях рыночной экономики научно-технического, технологического и кадрового потенциала Республики для выполнения единого комплекса научных и производственных работ, направленных на совершенствование и расширение номенклатуры конкурентоспособной и наукоемкой производственной продукции медицинского назначения. В рамках Программы предусмотрено решение нижеследующих социально-экономических задач:
- стимулирование развития приоритетных для Удмуртской Республики научно-технических направлений, базирующихся на технологических возможностях конверсируемых предприятий;
- всестороннее использование результатов целевого планирования исследовательских работ для развития государственного производства и инновационного предпринимательства;
- формирование научно-производственных коллективов в рамках государственных объединений, способных проводить работы на всех стадиях инновационного цикла, масштабировать и внедрять нормативно-техническую и технологическую документацию на производство лекарственных средств и диагностикумов;
- повышение качества образовательного процесса, развитие материально-технической и методической базы государственных высших учебных заведений и НИИ, интегрированных в структуру научно-технического комплекса;
- создание в Удмуртской Республике дополнительных рабочих мест. При этом объем материального (продуктового) производства биопрепаратов крови позволяет на уровне минимально допустимых физиологических потребностей осуществлять поставки в лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики препаратов комплексного действия и производить для нужд Республиканского здравоохранения более 500 тысяч доз иммуноглобулиновых препаратов.
Экономический эффект от внедрения предлагаемой целевой Республиканской Программы только от предполагаемой разницы закупаемой и произведенной продукции составит ежегодно сумму в 20,927 млн. рублей. Расчетные данные базируются на ежегодной производственной закладке 10 000 литров донорской плазмы и 2 000 л плацентарной сыворотки (Приложение 2).
Кроме того, в клинических подразделениях Удмуртской Республики будут устранены случаи гемотрансфузионной вирусной инфекции и, следовательно, снизится заболеваемость населения инфекционными гепатитами, вирусиндуцированными онкопатологиями и венерическими болезнями.
Реализация Программы пресекает наиболее опасный для Удмуртии гемотрансфузионный путь распространения СПИДа. Позволяет на современном уровне оказывать медицинскую помощь при целом ряде заболеваний и коренным образом решает принципиальные задачи при профилактике и лечении клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки.
Выполнение запланированных мероприятий в рамках Республиканской программы создает на Федеральном уровне прецедент нового подхода к проблемам конверсии и медицинской промышленности. Стратегические перспективы развития отечественной фарминдустрии наитеснейшим образом связаны с эксплуатацией конверсируемых производственных подразделений класса GMP.
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики |
С.Г.Шадрин |
Приложение N 1
План реализации Программы
N | Наименование мероприятий |
Исполнители | Итого (млн. руб.) |
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
1. | Совершенствование материально-технической службы крови Удмуртской Республики в целях увеличения заготовки донорской плазмы, в т.ч. иммунного и абортно-плацентарного сырья; |
Минздрав Удмуртской Республики, Республиканс- кая станция переливания крови |
36,1 | 4,4 | 6,7 | 6,7 | 11,5 | 6,8 |
2. | Формирование материально-технической базы производства в рамках ОСТ 64-002 в соответствии с "Положением о порядке получения разрешения на промышленное производство и реализацию производителями лекарственных средств" Подготовка кадров и междисциплинарной области знаний |
Республиканс- кая станция переливания крови, Удмуртский государствен- ный университет, Государствен- ный НИИ стандартизац- ии и контроля медицинских биопрепаратов им.Тарасеви- ча, ОАО "Ижевский радиозавод" |
22,6 | 11,5 | - | 11,1 | - | - |
3. | Организация производства хроматографически очищенных полуфабрикатов (целевых субстанций белков плазмы) |
Республиканс- кая станция переливания крови, Удмуртский государствен- ный университет, ОАО "Ижевский радиозавод", плазмоперера- батывающее предприятие |
1,0 | 1,0 | - | - | - | - |
4. | Разработка НТД и ТД на производство биопрепаратов, средств контроля и стандартизации. Совершенствование нормативно-технической базы за контролем качества препаратов |
Минздрав Удмуртской Республики, Республиканс- кая станция переливания крови, Удмуртский государствен- ный университет, ОАО "Ижевский радиозавод", Ижевская государствен- ная медицинская академия, НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Пастера |
1,3 | - | - | 1,3 | - | - |
5. | Согласование и утверждение разработанной НТД и ТД на производство биопрепаратов и средств контроля в соответствии с установленным порядком. Проведение организационных и других заключительных мероприятий, связанных с лицензированием производства биопрепаратов крови и средств контроля за их качеством, освоение промышленного выпуска медицинской продукции |
Республиканс- кая станция переливания крови, Удмуртский государствен- ный университет, ОАО "Ижевский радиозавод", Государствен- ный НИИ стандартизац- ии и контроля медицинских препаратов им.Тарасеви- ча, Всероссийский гематологиче- ский научный центр |
4,0 | 3,0 | 0,5 | 0,5 | - | - |
Всего: | 65,0 | 19,9 | 7,2 | 19,6 | 11,5 | 6,8 |
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики |
С.Г.Шадрин |
Приложение N 2
Экономический эффект от реализации Программы
N | Наименование препаратов |
Планируемое количество выпускаемой продукции |
Цена препаратов произведенных в УР (руб.) |
Рыночная цена в 1996 г (руб.) |
Экономичес- кий эффект (млн.руб.) |
1. | Иммуноглобулин человека нормальный |
149 000 доз | 2,1 | 3,0 | 0,1341 |
2. | Иммуноглобулин противоклещевой |
125 000 доз | 10,0 | 60,0 | 6,25 |
3. | Иммуноглобулин против ГЛПС |
125 000 доз | 10,0 | 90,0 | 10,0 |
4. | Иммуноглобулин антистафилокок- ковый |
75000 | 10,0 | 65,0 | 4,125 |
5. | Иммуноглобулин против хламидий |
50000 | 10,0 | 10,0 | 0,0 |
6. | 10% альбумин | 1 280 литров | 1300,0 | 1500,0 | 0,256 |
7. | 20% альбумин | 200 литров | 2600,0 | 3200,0 | 0,12 |
8. | 5% альбумин | 840 литров | 600,0 | 650,0 | 0,042 |
Итого: | 6,7509 | 27,678 | 20,927 |
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики |
С.Г.Шадрин |
Предварительная бюджетная заявка
на 1999 год
Закон УР от 25 февраля 1999 г. N 750-I "О бюджете Удмуртской Республики на 1999 год"
Материальные расходы на исполнение целевой Республиканской программы "Биопрепараты крови" на 1999 год составляет 11,9 млн.руб., в том числе:
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | 1999 г. |
1. | Совершенствование материально-технической базы службы крови УР в целях увеличения заготовки донорской плазмы,иммунного и плацентарного сырья, приобретение реагентов, комплектующих материалов |
Минздрав УР РСПК |
6,7 |
2. | Формирование материально-технической базы производства в рамках ОСТ 64-002-86 и РД 64-125-91, в т.ч. комплектация необходимым оборудованием; реконструкция помещений; проведение пусконаладочных и монтажных работ; подготовка кадров |
РСПК УдГУ ГИСК им.Тарасевича |
4,0 |
3. | Организация производства хроматографически очищенных полуфабрикатов (целевых субстанций белков плазмы) |
РСПК УдГУ Плазмоперера- батывающее предприятие |
0,4 |
4. | Организация службы контроля качества биопрепаратов. Создание отраслевых стандартных образцов |
Минздрав УР РСПК УдГУ ИГМА НИИЭМ им.Пастера |
0,3 |
5. | Разработка, согласование и утверждение НТД и ТД на производство биопрепаратов, средств контроля и стандартизации в соответствии с установленным порядком. Лицензирование производства биопрепаратов крови и средств контроля за их качеством |
РСПК ГИСК им.Тарасевича ВГНЦ УдГУ |
0,5 |
Всего: | 11,9 |
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики |
С.Г.Шадрин |
Пояснительная записка к целевой
Республиканской Программе "Биопрепараты крови"
Основной целью программы является наиболее полное обеспечение ЛПУ Удмуртской Республики жизненно важными иммуноглобулиновыми и комплексными препаратами и замена донорской крови и плазмы как потенциально опасных средств гемотрансфузионной терапии на безопасные и эффективные компоненты и биопрепараты крови собственного производства.
Инфекционную безопасность (возможность передачи венерических заболеваний, СПИДа, инфекционного гепатита при переливании крови) донорской крови и плазмы надежно гарантировать в настоящее время не представляется возможным даже при наличии самой совершенной лабораторной диагностики. Рост заболеваемости СПИДом, гепатитами, неблагоприятная эпидобстановка в Удмуртской Республике по вензаболеваниям позволяют рассматривать организацию производства биопрепаратов крови медицинского назначения как гарантию инфекционно безопасной трансфузионной терапии многих заболеваний.
Удмуртская Республика относится к гиперэндемичным природноочаговым регионам и занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости клещевым энцефалитом и геморрагической лихорадкой. Эффективными средствами лечения и массовой профилактики этих заболеваний могут быть только иммуноглобулиновые препараты, производимые из плазмы заготовленной на территории Удмуртской республики. Сырьевых ресурсов в республике достаточно для самообеспечения ЛПУ гемостатическими и комплексными препаратами крови и производства более 500 тыс.доз иммуноглобулиновых препаратов. На сегодняшний день республика за переработку и производство биопрепаратов вынуждена передавать плазмоперерабатывающим предприятиям до 50% от объема ежегодной заготовки плазмы в качестве оплаты.
Основным решением этой проблемы является организация государственного плазмоперерабатывающего подразделения с привлечением конверсируемых гермозон типа GMR, а также совершенствование материальной технической базы службы крови Удмуртской Республики, что в итоге позволит:
- получать высококачественные лекарственные препараты;
- увеличить выход конечного продукта;
- расширить ассортимент биопрепаратов крови;
в качестве сырьевой базы привлекать утильное и некондиционное сырье.
Экономический эффект от внедрения предлагаемой целевой Республиканской Программы только от предполагаемой разницы закупаемой и произведенной продукции составит ежегодно 20,9 млн.руб. Расчетные данные базируются на ежегодной производственной закладке 10000 литров донорской плазмы и 2000 литров плацентарной сыворотки.
Общая стоимость проекта составляет 65 млн.рублей.
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики |
С.Г.Шадрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основная цель Программы - наиболее полное удовлетворение потребностей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в биопрепаратах крови собственного производства, укрепление экологической безопасности и экономической самостоятельности Удмуртской Республики.
Программные мероприятия предусматривают освоение промышленного выпуска биопрепаратов крови, укрепление и совершенствование материально-технической базы Республиканской станции переливания крови с целью увеличения объема сырьевой заготовки и организации расширенного воспроизводства компонентов и биопрепаратов крови, а также средств стандартизации и контроля за качеством биопрепаратов крови.
В результате реализации Программы ожидается: полное удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений в гемостатических и комплексных биопрепаратах крови, частичное обеспечение бюджетной сферы здравоохранения иммуноглобулиновыми препаратами в объеме более 500 тыс. доз, в т.ч. направленного действия против клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки.
Постановление Государственного Совета УР от 13 октября 1998 г. N 682-I "О республиканской целевой программе "Биопрепараты крови" (производственные и научно-образовательные направления в освоении промышленного выпуска биопрепаратов крови) на 1998-2002 гг."
Текст документа официально опубликован не был