Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Березовского района
Муниципальная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
При разработке муниципальной программы использовались статистические данные Департамента информационного мониторинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация Межрайонной ИФНС России N 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Березовском районе в 2012 году, характеризовалась сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях экономики.
Основными факторами, которые стимулируют экономику сегодня, остаются рост доходов населения и потребительские расходы. Среднедушевой денежный доход на душу населения в районе в 2012 году составил 22186,8 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 102,5% (в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 102,8%).
По итогам года начисленная среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 43 141,8 рублей. В реальном исчислении рост на 14,3% (в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 8,6%).
Важным индикатором является ситуация на рынке труда, который продемонстрировал положительные тенденции:
- снижение уровня регистрируемой безработицы до 2,66% от экономически активного населения (в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре - 0,6%);
- рост трудозанятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства на 4,8%.
За 2012 год увеличены объемы производства сельского хозяйства на 70,9%. На 4,8% увеличился оборот розничной торговли. Объем строительных работ и оказанных услуг по виду "Строительства" вырос на 53,1% (в сопоставимых ценах).
В 2012 году объем промышленного производства составил 6091,94 млн. рублей, увеличение к 2011 году - 43,4%.
Реальный сектор экономики по итогам 2012 года достиг следующих результатов:
- в агропромышленном комплексе наблюдается прирост продукции по всем направлениям: производство мяса в 2,1 раза, молока на 40,4%, куриных яиц на 26,4%;
- в лесопромышленном комплексе увеличились объемы по заготовке древесины и производству пиломатериалов на 17,3%;
- в добыче полезных ископаемых (жильный кварц, химически чистое золото и другие общераспространенные полезные ископаемые) увеличение в 8,5 раза.
По итогам года достигнут рост по вводу жилья. Введено жилья 14895,7 кв. м., к 2011 году рост в 1,6 раза. Снизилась доля ветхого и аварийного жилья от общего жилищного фонда на 1,9% и составила 20,2% от общего жилищного фонда.
Основным инструментом обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям в муниципальном образовании Березовский район является муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Березовском районе" (далее - МАУ "МФЦ в Березовском районе").
Деятельность МАУ "МФЦ в Березовском районе" основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа МАУ "МФЦ в Березовском районе" организуется в соответствие с утвержденными административными регламентами предоставления услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет МАУ "МФЦ в Березовском районе" муниципальной организацией, обеспечивающей эффективное взаимодействие между заявителем и органами власти, предоставляя услуги на безвозмездной основе, вследствие чего сокращается рынок платных посреднических услуг.
Для обеспечения повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг до конца 2014 года планируется создать удаленное рабочее место МАУ "МФЦ в Березовском районе" (далее - удаленное рабочее место МАУ "МФЦ в Березовском районе") в пгт. Игрим Березовского района.
Создание МАУ "МФЦ в Березовском районе", удаленного рабочего места МАУ "МФЦ в Березовском районе" в пгт. Игрим и отделений в привлекаемых организациях сельских поселений Березовского района нацелено на максимальное комфортное и быстрое получение заявителем услуги. Для этого многофункциональные центры предоставления услуг призваны осуществлять свою работу по принципу "одного окна". Подобная организация работы МАУ "МФЦ в Березовском районе" обеспечит:
- снижение нагрузки на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для получения муниципальных и государственных услуг;
- сокращение времени ожидания и сроков предоставления муниципальных и государственных услуг;
- упрощение процесса получения муниципальных и государственных услуг;
- соблюдение требований единого стандарта комфортности;
- устранение лишних административных процедур и бюрократических барьеров;
- исключение посредников при получении муниципальных и государственных услуг.
В соответствии с постановлением администрации Березовского района от 19 декабря 2011 года N 1841 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы их проектов" по состоянию на 01 января 2014 года утверждено административных регламентов предоставления муниципальных услуг 28 единиц, оказывается 28 муниципальных услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления услуг к 2015 году должна составлять не менее 90%.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Березовского района.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в районе позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Сложившийся уровень развития конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Особенно остро стоит проблема развития сети организаций торговли современных форматов, общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.
Не смотря на то, что потребительский рынок Березовского района развивается, остается ещё ряд проблем, требующих решения.
Основными проблемами потребительского рынка в Березовском районе являются:
- низкая обеспеченность населения объектами бытового обслуживания, предприятиями общественного питания, высокая арендная плата площадей, - полноценное развитие конкуренции и потребительского рынка в такой ситуации ведет к большому риску;
- проблема обеспечения населения района, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товаропродвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, по доступным ценам.
Расширение сети предприятий торговли происходит как за счет строительства новых, так и путем реконструкции и перепрофилирования помещений иного функционального назначения.
Упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети - одно из направлений улучшения качества торгового обслуживания.
В населенных пунктах Березовского района, где есть необходимость администрациями городских и сельских поселений утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности торговыми площадями.
Согласно мониторингу на территории района функционирует 345 объектов розничной торговли, из них - 197 магазинов и 148 предприятий мелкорозничной торговой сети общей торговой площадью 15 477,43 м2. Обеспеченность населения района торговыми площадями составляет 621,56 м2 на 1000 жителей или 130,03% к нормативу.
Оборот розничной торговли в 2012 году составил 2 921,14 млн. рублей, что в сопоставимых ценах к уровню 2011 года составляет 104,86%. В расчете на одного жителя Березовского района оборот розничной торговли составил 114,92 тыс. рублей (2011 год - 104,67 тыс. рублей).
По прогнозным оценкам, в 2014 - 2016 годах положительная тенденция изменения объема оборота розничной торговли сохранится.
Недостаточен уровень развития дистанционной торговли. Продажи через сеть Интернет, каталоги, продажи на дому составляют ничтожный процент от оборота розничной торговли.
Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокие арендные ставки.
Ярмарки как структура потребительского сектора вносят свой вклад в решение ряда социальных проблем благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности товаров и услуг; обеспечению занятости населения посредством предоставления рабочих мест в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания ярмарок. Ярмарки играют важную роль в развитии свободной конкуренции, как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями.
На территории Березовского района отсутствуют розничные рынки.
Основной проблемой на пути развития розничных рынков встает необходимость выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в соответствии с которыми с определенного законодательством срока, для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, что потребует значительных финансовых вложений со стороны управляющих рынками компаний.
Вопреки эволюции структурных форм организации торговли сохранена сеть потребительской кооперации, что позволяет обслуживать малочисленные, труднодоступные, национальные населенные пункты.
В районе союз потребительских обществ представлен тремя организациями: Березовский межрайонный союз потребительских обществ, Березовское поселковое потребительское общество и потребительское общество "Сосьвинскийрыбкооп". В организациях потребительской кооперации трудится 139 человек.
Материально-техническая база системы потребительской кооперации представляет собой значительный потенциал. Это - 18 действующих магазинов, из них 11 продовольственных магазинов, 4 промышленных магазина, 5 магазинов товаров повседневного спроса, 2 предприятия общественного питания, 6 пекарен по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Потребительская кооперация - это многоотраслевая система, которая исторически занималась и занимается традиционными отраслями: торговлей, общепитом, производством. В этом ее преимущество, так как сбалансированное развитие различных отраслей может привести к положительным результатам.
Магазины потребительской кооперации обслуживают около 11,402 тысяч человек, а это почти 45,8% населения Березовского района.
В 2012 году оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации составил 188,147 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 110,3%. Доля организаций потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли Березовского района составляет 6,4%. Оборот общественного питания организаций потребительской кооперации составил 12,923 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 113,5%.
Организации потребительской кооперации удовлетворяют в основном потребности сельских жителей в товарах и услугах.
В производственных цехах потребительской кооперации вырабатываются хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия.
В среднем потребительской кооперацией ежегодно производится около 497,6 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 8,7 тонн кондитерских изделий.
Для повышения конкурентоспособности необходимо модернизировать производственные мощности, расширять ассортимент производимой продукции.
Существенным негативным фактором, влияющим на социально-экономическое положение на селе, является безработица. Потребительская кооперация играет важную роль в решении этой проблемы. Несмотря на некомпенсированные расходы, потребительская кооперация создает и предоставляет населению рабочие места, выполняет важную социальную миссию: с одной стороны, дает людям заработок, с другой, увеличивая объемы деятельности и развивая новые направления, укрепляет позиции в конкурентной борьбе на рынке.
Значительное место в развитии потребительского рынка в Березовском районе принадлежит общественному питанию.
Сеть организаций общественного питания представлена в Березовском районе такими формами, как кафе, бары, столовые, рестораны.
Сегодня на территории Березовского района работает 37 предприятий общественного питания, в том числе 2 ресторана, 9 кафе, 1 бар, 25 общедоступных столовых, закусочных, в том числе 20 столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций.
Общее количество посадочных мест в предприятиях общественного питания Березовского района составляет около 2306, из них около 819 посадочных мест в организациях общественного питания в общедоступной сети. Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общепита общедоступной сети составляет 32,9 посадочных мест на 1000 жителей.
Оборот общественного питания за 2012 год, определен в размере 158,15 млн. рублей или 105,1% к уровню прошлого года в действующих ценах. В расчете на одного жителя Березовского района оборот общественного питания составил 6,22 тыс. рублей, что выше на 6,1% уровня аналогичного периода прошлого года.
Бытовое обслуживание населения в Березовском районе (100% субъекты малого предпринимательства), является неотъемлемой частью рынка услуг, представляющего собой важный сектор экономики.
В сфере бытового обслуживания населения на территории района действует 61 предприятие, из них: 20 парикмахерских, 3 ателье по пошиву и ремонту одежды, 1 мастерская по ремонту обуви, 8 мастерских по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, 8 предприятий фотоуслуг, 2 приемных пункта ритуальных услуг, 6 объектов по ремонту и строительству жилья и других построек, 13 прочие услуги бытового характера.
Наибольший удельный вес в структуре объема бытовых услуг традиционно занимают услуги парикмахерских.
Из общего объема платных услуг, бытовые услуги составляют 6,3% от общего объема платных услуг. В денежном эквиваленте за 2012 года - 52,85 млн. рублей (2011 год - 49,96 миллионов рублей).
Предприятия бытового обслуживания имеют слабую материально-техническую базу, что связано с высокой степенью износа базового технического оснащения, отсутствием современного оборудования и передовых технологий. Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций, однако, низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, убыточность большинства предприятий являются вескими причинами отсутствия у потенциальных инвесторов заинтересованности во вложении капитала. Экономическая ситуация вынуждает предприятия сферы бытовых услуг закрываться, перепрофилироваться или дополнительно заниматься торговлей продукцией, зачастую не имеющей отношения к профилю деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд актуальных проблем сферы бытового обслуживания населения:
- недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
- отсутствие кредитно-финансовой поддержки предприятий (недостаточность финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки, что не позволяет развивать и обновлять производственную базу);
- отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания на селе ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;
- слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;
- низкая рентабельность организаций службы быта, особенно в сельской местности;
- значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;
- недостаток квалифицированных кадров, особенно в сельской местности;
- отсутствие отраслевой нормативно-правовой базы;
- наличие "теневого" сектора экономики на рынке бытовых услуг, что приводит к отсутствию учета объемов выполненных услуг и созданию недобросовестной конкуренции;
- несовершенство статистического учета оказываемых населению услуг, невозможность в связи с этим получить достоверную информацию о существующем положении дел в сфере бытовых услуг.
Успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, социальных и других условий.
В целях изучения ценовой ситуации на потребительском рынке, проводится мониторинг уровня цен в торговых точках расположенных в городских и сельских поселениях Березовского района по 24 наименованиям социально значимых продовольственных товаров.
Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития Березовского района, именно достижение указанной цели должно стать приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления.
Стратегия района в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата направлена на повышение инвестиционной привлекательности Березовского района, формирование благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику района, расширение источников инвестирования и повышения их эффективности, развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить задачи:
- повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;
- вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;
- развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности.
Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития района.
Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, среди малых и средних предприятий автономного округа доля инновационных компаний в 2011 году составляла лишь 0,02%. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса.
Одной из основных направлений по реализации стратегии социально-экономического развития Березовского района, является переход к устойчивому развитию экономики Березовского района.
Одной из задач, решаемых в целях реализации указанного мероприятия, является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Березовском районе.
В настоящее время предпринимательство, являясь одной из эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие Березовского района по направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией Березовского района как одна из приоритетных стратегических задач.
Вовлечение населения в малый и средний бизнес определяет возможности для обеспечения снижения уровня безработицы, создание определенных преимуществ для экономического развития района. Малый бизнес обеспечивает необходимый для комфортных условий проживания уровень развития производственной сферы, предприятий торговли, бытового обслуживания, туризма и отдыха.
По данным Межрайонной ИФНС России N 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре действует 871 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе: 20 малых предприятий, 144 микропредприятий, 2 средних предприятий, 46 крестьянских (фермерских) хозяйств, 659 индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 3,092 тыс. человек, что составляет 22,7% от общей численности экономически активного населения района. Таким образом, каждый четвертый работающий в районе трудится в секторе малого и среднего предпринимательства.
Оборот малых и средних предприятий района, по оценке 2013 года составит 1081,69 миллиона рублей, что выше аналогичного периода прошлого года на 7,6%.
Структура оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, по видам экономической деятельности представлена: - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 55,6%; строительство - 23,6%; транспорт и связь - 12,1%; обрабатывающие производства - 5,3%; добыча полезных ископаемых - 1,4%.
Не смотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для развития деятельности малого и среднего предпринимательства на территории Березовского района, основными проблемами его дальнейшего развития являются:
- недостаточное количество нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности,
- невысокая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в решении социальных проблем;
- недостаток квалифицированных кадров рабочих специальностей на малых предприятиях района;
недостаточно образовательный и информационный уровень предпринимателей;
- сложность в развитии инновационного предпринимательства;
- недостаточность доступа к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
- недостаточная социальная защищенность наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательств. Сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работниками по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
- труднодоступность территории района;
- отсутствие дорого круглогодичного сообщения;
- рост цен на энергоносители и сырьё.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие предприятий малого и среднего бизнеса возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для его развития, путем оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях - информационного, образовательного, консультационного, финансового, имущественного обеспечения, налаживания деловых контактов, а также в других аспектах, потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой метод, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.