В целях повышения качества жизни населения Удмуртской Республики за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в Удмуртской Республике, доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, а также открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационно-коммуникационных технологий:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)".
2. Утвердить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)".
3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, Министерству экономики Удмуртской Республики в срок до 1 октября 2010 года обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)" и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие информационного
общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)"
(утв. распоряжением Правительства УР от 31 мая 2010 г. N 454-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами власти.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации в целом и в Удмуртской Республике в частности является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Развитие информационного общества в Удмуртской Республике направлено на реализацию целей и задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, а также нормативных актах Российской Федерации, таких как:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р "О Концепции региональной информатизации до 2010 года";
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
и другие.
Республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)" разрабатывается во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 года N Пр-3492.
Республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)" будет являться продолжением Республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)", которая обеспечила интенсивное использование ИКТ в деятельности органов власти для оказания государственных и муниципальных услуг, создав предпосылки для развития информационного общества в республике.
Разработанный Перечень мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Удмуртской Республике будет являться составной частью программы.
2. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задачи требует достаточно длительного времени, эффективного взаимодействия всех заинтересованных в ее решении сторон. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий всего общества, служит программно-целевой подход. В его основу положен принцип ориентации совокупности выполняемых различными исполнителями действий на достижение общей цели.
Развитие и использование ИКТ для социально-экономического развития региона является задачей, решение которой требует программно-целевого подхода, поскольку для ее решения необходимы:
решение множества проблем, значительная часть которых имеет межведомственный и межотраслевой характер;
решение общесистемных проблем информатизации региона на федеральном уровне;
достаточно длительный период времени;
достаточно большие финансовые и человеческие ресурсы.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
Использование программно-целевого метода позволит:
при решении задач в области развития и использования ИКТ обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Удмуртской Республики и привлекаемых из внебюджетных источников;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности региона;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования инфокоммуникационных технологий.
Учитывая вышеизложенное, наилучшей формой решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Удмуртской Республики представляется республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)" (далее - Программа), скоординированная с программами развития и использования ИКТ, принятыми как на федеральном уровне, так и в Удмуртской Республике. Оптимальный период ее реализации - 2011-2015 годы.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов и т.п.;
риски, связанные с "человеческим фактором", характерные при осваивании новых технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
Минимизация экономических рисков может быть достигнута за счет обеспечения выполнения Программы необходимыми для достижения результатов ресурсами, в том числе необходимого финансирования мероприятий Программы. Эффективность использования средств Удмуртской Республики на информатизацию будет зависеть, в том числе, и от согласованного решения общесистемных проблем на федеральном уровне и единства подходов в электронном развитии регионов России.
Минимизация организационных рисков связана главным образом с эффективной координацией выполнения мероприятий Программы. Основные организационные риски выполнения Программы связаны с тем, что успешное решение задач эффективного использования ИКТ связано с необходимостью решения задач административной реформы в органах государственной власти. При этом необходимо учитывать возможности ИКТ для повышения качества государственного управления. Решение этих вопросов выходит за рамки компетенции государственного заказчика - координатора Программы. Для нейтрализации этих рисков и согласования процессов разработки и реализации информационных систем и процессов административной реформы, реорганизации деятельности органов власти должен быть задействован институт Межведомственного координационного совета по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Ориентировочные сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям эффективности,
позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Удмуртской Республики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Удмуртской Республики, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию на территории Удмуртской Республики потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Зарубежный и отечественный опыт реализации комплексных программ развития и использования ИКТ показывает целесообразность использования макроэкономического показателя для общей оценки ресурсного обеспечения Программы.
В качестве основного показателя используется доля государственных расходов на развитие и использование ИКТ в общем объеме годового бюджета страны (региона). Анализ имеющихся данных 2006-2007 г. об использовании бюджетных средств на развитие и использование ИКТ показывает, что даже в высокоразвитых европейских странах они, как правило, не выходят за пределы 2 % расходной части бюджета, в частности, Германия демонстрирует показатель на уровне 1,7 %; Франция - около 1,25 %; Испания - примерно 1,1 %; Великобритания - немногим более 0,8 %; Италия - чуть менее 0,6 %. Следует отметить, что в последние годы объемы бюджетных расходов на ИКТ в перечисленных странах составляют стабильные величины с небольшой динамикой снижения (кроме Франции, где имело место незначительное увеличение). Это объясняется тем, что эти страны уже достигли высокого уровня электронного развития и ключевым фактором для них становится не столько финансирование, сколько системность в проработке программ и проектов развития и использования ИКТ и эффективное управление ими.
Распределение средств государственного бюджета, выделенных на ИКТ в европейских странах в указанный период, показывает, что основная часть приходится на оплату услуг, связанных с внедрением технологий: в среднем 57,7 % (минимальный показатель составляет 50,7 %, максимальный - 66,6 %); на аппаратное обеспечение приходится в среднем 23,4 % (разброс от 19 % до 30,7 %), на программное обеспечение - 18,9 % (разброс от 13,1 % до 23,1 %).
По данным компании Gartner, Western Europe IT Spending and Staffing Survey (2005), суммарные затраты на ИКТ в странах Западной Европы, включая оплату труда соответствующих специалистов, в центральных органах государственной власти составили в среднем 6,81 % от операционного бюджета ведомства, в местных органах власти - 5,24 % операционного бюджета определенного органа власти.
Экспертный анализ доли расходов на ИКТ в бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации в 2006-2007 г. показывает большую дифференциацию. Традиционным лидером в области электронного развития среди российских регионов является город Москва, где эта доля составляла в указанный период чуть менее 1,8 %. В г. Санкт-Петербурге, стабильно занимающем 2-е место в рейтингах готовности российских регионов к информационному обществу, этот показатель составлял 0,56 % в 2006 году и увеличился до 0,72 % в 2007 году. Один из стабильных лидеров российских рейтингов - Ямало-Ненецкий автономный округ, который тратит на ИКТ на протяжении последних лет около 1 % регионального бюджета. Для Самарской области, занявшей по итогам последнего рейтинга 6-е место среди российских регионов, эта доля составила в 2006 году 0,52 % расходной части бюджета и 0,37 % - в 2007 году. Ряд регионов России, известных своей активной политикой в области информатизации, - Республика Карелия, Чувашская Республика и Томская область - оценивают свои затраты на информатизацию примерно в 0,5 % регионального бюджета.
Исходя из зарубежной и российской практики, рекомендуемыми для Удмуртской Республики значениями показателей расходов на ИКТ могут служить следующие:
- 6-8 % от общего объема валового регионального продукта (речь идет об общих расходах на ИКТ, включая расходы бизнес-сектора);
- 1,5-2 % расходной части бюджета;
- 5-7 % от операционного бюджета республиканских ведомств.
Достижение этих показателей позволит обеспечить заметный прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе.
Объемы бюджетного финансирования Программы должны определяться ежегодно в установленном порядке в процессе формирования бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов. Отдельно должен определяться объем бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию созданных информационных систем.
В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения указанных программ может осуществляться корректировка проектов и ожидаемых результатов их реализации.
Для финансирования Программы предлагается использовать средства бюджета Удмуртской Республики (консолидированный бюджет Программы, а также средства, выделяемые органами государственной власти республики на информатизацию). В рамках реализации Программы может быть предусмотрено предоставление за счет средств бюджета Удмуртской Республики субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Для софинансирования проектов Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимый объем финансирования, исходя из зарубежной и российской практики, рассчитан на уровне 0,7-0,9 % расходной части бюджета Удмуртской Республики на 2010 год (общий объем расходов бюджета Удмуртской Республики на 2010 год составляет 30 946,7 млн. рублей):
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источник финансирования |
Ориентировочные объемы финансирования по годам, млн. рублей |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого |
|
Всего по Программе | ||||||
Бюджет Удмуртской Республики |
240,3 |
305,2 |
370,1 |
435 |
499,9 |
|
Средства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики <*> (1) |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет <*> (2) |
|
|
|
|
|
|
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации <*> (3) |
|
|
|
|
|
|
*(1) Программа финансируется за счет общих ассигнований сводных смет доходов и расходов министерств и ведомств на соответствующие годы в части расходов на информатизацию.
*(2) Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
*(3) Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)" относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности.
Программа будет выполняться в соответствии с нормативными актами Российской Федерации (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Концепция региональной информатизации до 2010 года и др.).
Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни населения Удмуртской Республики за счет более широкого внедрения современных ИКТ в их повседневную жизнедеятельность. При этом под "качеством жизни" в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.
Таким образом, рассматривая качество жизни как интегральный показатель для оценки эффективности выполнения Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разделить по следующим видам эффективности: экономическая, социальная, бюджетная и экологическая эффективность.
Основная экономическая эффективность будет состоять в получении прибыли в результате реализации тех мероприятий, которые имеют коммерческую направленность, а также в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики республики.
В процессе выполнения Программы предполагается охватить все население Удмуртской Республики. При этом основная социальная эффективность будет состоять в повышении уровня жизни граждан, а также в сглаживании социального и информационного неравенства.
Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество государственного управления как результат реализации Программы является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения.
С учетом целей Программы и основных ее направлений эффективность реализации мероприятий Программы будет достигаться по следующим основным направлениям:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти.
2. Снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне.
3. Снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации.
4. Обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение времени на обеспечение доступа граждан Удмуртской Республики к информации о деятельности органов государственной власти за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных сайтов Интернета, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей.
5. Повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационных систем.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации планируется достижение следующих целевых индикаторов и показателей эффективности Программы:
уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100 %;
рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза;
уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к 2015 году - 35 линий;
наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75 % домашних хозяйств;
доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг - 100 %;
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70 %;
доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100 %;
доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20 %;
доступность к библиотечным фондам, переведенным в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов - 100 %;
доступность к электронным каталогам в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100 %.
9. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы
Предлагаемый государственный заказчик - координатор Программы - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Предлагаемые государственные заказчики Программы - исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители Программы:
- исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики;
- государственное учреждение Удмуртской Республики "Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики".
Предлагаемые разработчики Программы:
- Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;
- Министерство экономики Удмуртской Республики;
- иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
10. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей Программы, предлагается финансирование проектов (разработка проектной документации, приобретение необходимых программно-технических средств, выполнение работ по строительству инфраструктуры ИКТ и т.д.), направленных на выполнение задач Программы.
Разделение Программы на этапы не предусматривается.
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Для решения поставленных задач запланировано проведение мероприятий по следующим основным направлениям:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Удмуртской Республики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Удмуртской Республики, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию на территории Удмуртской Республики потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Управление Программой, включающее в себя комплекс организационных мер по реализации Программы, будет осуществляться государственным заказчиком - координатором (государственным заказчиком) Программы в соответствии с Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ", иными правовыми актами.
Управление реализацией Программы будет осуществляться государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством экономики Удмуртской Республики с обсуждением хода реализации мероприятий Программы на заседаниях Межведомственного координационного совета по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция республиканской целевой программы "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)".
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики является заказчиком программы, которой предписано до 1 октября 2010 года разработать проект республиканской целевой программы.
Программа будет являться продолжением Республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)", которая обеспечила интенсивное использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов власти для оказания государственных и муниципальных услуг, создав предпосылки для развития информационного общества в республике.
Целью Программы, согласно Концепции является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Распоряжение Правительства УР от 31 мая 2010 г. N 454-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве