В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Социальный заказ школе, учитывающий достижения биологической науки, изменения в окружающем мире, предъявляет требования к школьному биологическому образованию, к повышению биологической грамотности подрастающего поколения.
В обучении мы должны исходить из того, что биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания, грозящее ее разрушением и т.д.
Нельзя не учитывать, что в биологии сделаны выдающиеся открытия, которые вносят серьезный вклад в решение глобальных проблем человечества. К их числу можно отнести:
достижения в области генной инженерии, позволяющие манипулировать с веществом наследственности, создавать структуры ДНК, которые не возникают в живой природе;
открытия в области биотехнологии, лежащие в основе создания трансгенных растений и животных;
расшифровку генома человека, которая позволит диагностировать наиболее распространенные заболевания человека, создавать технологии по биокоррекции, т.е. исправлять генетические дефекты;
работы по клонированию организмов, позволяющие воспроизводить генетические копии животных - рекордистов по продуктивности, реставрировать давно погибшие виды животных.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.
С учетом изменения приоритетов в школьном образовании, а также достижений биологической науки выделятся следующие цели и задачи биологического образования в средней школе:
овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;
формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;
формирование генетической грамотности - основа здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
развитие личности учащихся, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Министерства образования РФ:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (приказ от 09.02.98 N 322);
Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ от 19.05.98 N 1236);
Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ от 30.06.99 N 56).
Названные документы, с одной стороны, позволяют сохранить прогрессивные тенденции развития школьного образования, а с другой - не допустить снижения качества подготовки выпускников.
В Базисном учебном плане на изучение курса биологии в неделю в основной школе предусмотрено 8 ч (с VI по IX класс) и в средней (полной) школе 3 часа (Х-ХI классы). Курс биологии входит в федеральный компонент Базисного учебного плана и относится к числу предметов общекультурного и общенационального значения.
В связи с переходом на концентрическое построение курсов выпускники основной школы должны получить относительно завершенное образование, необходимое для жизни, выбора пути продолжения образования в целях профессионального самоопределения. А это значит, что в основной школе необходимо усилить и теоретическую, и практическую направленность содержания биологического образования. Поэтому на завершающем этапе основной школы наряду с ознакомлением учащихся с теоретическими основами эволюции, уровневой организации живой природы, закономерностей наследственности и изменчивости предусматривается изучение вопросов прикладного характера: рациональное природопользование, охрана природы, выращивание сельскохозяйственных растений и домашних животных, селекция, биотехнология.
Теоретическая направленность содержания курса биологии основной школы усилена на основе изучения в IX классе общей биологии. Это отвечает современным взглядам психологов и дидактов на повышение в обучении удельного веса теоретических знаний с учетом возрастных особенностей и мышления учащихся подросткового возраста. Наряду с интересом обучающихся к научным фактам характерна их склонность к обобщению и абстрагированию, к аргументации своего мнения, стремление делать выводы, синтезировать знания.
Минимум содержания, разработанный для основной и средней (полной) школы - обязательная основа биологического образования*(1). Он представляет собой базовое, инвариантное ядро содержания курса биологии, включает систему знаний об уровнях организации живой природы от клетки до биосферы, о многообразии и эволюции органического мира, методах биологической науки, о практическом значении знаний науки о жизни для развития сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, гигиены человека. Им должны руководствоваться авторы при составлении программ, учебно-методических пособий.
Уровень овладения содержанием задается требованиями, в которых учтены цели и задачи биологического образования, его специфика и обязательный минимум. В итоге усвоения обязательного минимума школьники должны овладеть определенными знаниями, интеллектуальными и практическими умениями, которые позволяют им включиться в трудовую деятельность, где применяются биологические знания.
Требования сформулированы в содержательно-деятельностной форме, т.е. характеризуют виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения биологии. Например, выпускники основной школы должны уметь называть основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных; характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; обосновывать особенности взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, организма и среды; соблюдать правила приготовления микропрепаратов и их рассматривания под микроскопом и др.
Следует иметь в виду, что требования характеризуют учебную подготовку учащихся за 9- и 11-летнюю школу, а не за каждый класс. Кроме того, они изложены в общей форме, и каждая формулировка отражает вид деятельности ученика с элементами предметного содержания, но не определяет в полной мере объем и глубину знаний.
Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических комплектах по биологии. В настоящее время Министерство образования рекомендует использовать в школах различные варианты учебно-методических комплектов по биологии*(2). Учитель может выбрать один из этих вариантов с учетом уровня подготовки школьников, особенностей региона, специализации обучения.
В журнале "Биология в школе" опубликована серия статей, в которых раскрыты особенности каждого варианта учебно-методического комплекта, охарактеризованы структура, содержание и методический аппарат учебников, учебных пособий, дидактического материала для самостоятельной работы и контроля знаний учащихся*(3). В помощь учителю опубликовано примерное планирование учебного материала по разделам "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники", "Животные", "Человек и его здоровье" с учетом требований к уровню биологической подготовки учащихся, в соответствии со временем, отводимым Базисным учебным планом на изучение этих разделов (68 ч, 2 ч в неделю).
Основную часть планирования составляют методические рекомендации по проведению уроков с указанием задач, оборудования, основного содержания, заданий для самостоятельной работы учащихся, вопросов и заданий для контроля достижения требований к уровню биологической подготовки школьников. Планирование можно использовать при работе с любым учебником для VI - VII классов.
Обновленное содержание, новая социокультурная ориентация школьной биологии, предполагающая развитие творческих способностей учащихся требуют совершенствования всей системы обучения биологии: использования разнообразных современных педагогических технологий, форм, методов и средств, повышения познавательной активности школьников, их самостоятельности в приобретении знаний, возрастания роли экспериментальных методов.
Реализации экспериментальных методов способствует система лабораторных работ, экскурсий в природу, на производство, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. С этой целью разработана серия сборников заданий и упражнений с ответами:
Трайтак Д.И. Биология. 6 - 7 кл. - М.: Мнемозина, 1998.
Суматохин С.В., Кучменко B.C. Биология. Экология. Животные. 7 кл. - М.: Мнемозина. 2000, 2001.
Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1997, 1998.
Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология. Для учащихся средних и старших классов. - М.: Мнемозина, 1998, 2001.
Названные сборники направлены также на отработку знаний и умений школьников, на самопроверку, развитие их познавательного интереса к предмету.
Для 11-летней средней (полной) школы разработаны минимумы содержания и требования к его усвоению обучающимися Х - ХI классов на уровнях А и Б*(4). Уровень А включает минимальное содержание и перечень требований к его усвоению в форме различных видов учебной деятельности, предназначенных для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.
Минимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, изложенные в уровне Б, превышают уровень А как по объему и глубине знаний, так и по более сложным видам учебной деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Уровень Б предназначен для значительной части средних (полных) школ и других общеобразовательных учреждений. Школы с углубленным изучением биологии ориентированы на уровень, который существенно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности.
В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократии и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, естественно-научный.
Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в области биологических систем разных уровней организации, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе основ общей биологии Х класса.
В естественно-научном профиле, например, биолого-химическом, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному, биотехнологическому и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.
В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии.
В настоящее время для школ и классов гуманитарного профиля целесообразно использовать учебник "Общая биология. 10 кл."/ авт. Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2000;
для общеобразовательного уровня - "Общая биология. 10 - 11 кл."/под ред. Д.К.Беляева. - М.: Просвещение, 2001;
для естественно-научного профиля - "Общая биология. 10 - 11 кл." /авт. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. - М.: Дрофа, 1999.
В издательстве "Вентана-Граф" готовится новый, разноуровневый учебник "Общая биология. 11 кл."/авт. И.Н.Пономарева и др.
Минимум содержания биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников служат основой для оценки учебных достижений школьников. За последние годы в методике биологии накоплен значительный опыт в оценке планируемых результатов и создании системы измерителей достижения требований к уровню подготовки выпускников. Наряду с устной проверкой, наиболее типичной при обучении биологии, распространены зачеты, рефераты, тестовые задания.
В соответствии с поставленными целями учитель в своей практике использует различные виды заданий-измерителей: с выбором ответа, кратким ответом, развернутым (свободно конструируемым) ответом, а также практические задания. С образцами измерителей достижения требований, примерами итоговых проверочных работ, с помощью которых можно выявить и оценить качество знаний и умений выпускников основной и средней (полной) школы, учитель может познакомиться в сборниках: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. - М.: Дрофа, 2000; Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. - М.: Дрофа, 2001, а также в статьях, опубликованных в журнале "Биология в школе", 2000, N 3, 6, 8; 2001, N 3.
Задания-измерители, представленные в сборниках, целесообразно использовать при текущей, тематической и итоговой проверке знаний. Тематическую проверку рекомендуется проводить в форме зачетов, что обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Это достигается регулярным проведением зачетов в течение учебного года по крупным блокам знаний, охватом основного содержания темы (или двух-трех тем) и заданиями, направленными на определение уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности*(5).
При составлении проверочных работ по прилагаемым в сборниках образцам учитель должен учитывать, что для объективной оценки биологической подготовки школьников необходимо как можно более полно охватить проверкой основного содержания учебного материала. Поэтому варианты проверочной работы должны быть идентичными и включать задания разного типа, контролирующие различные умения учащихся.
Наиболее эффективной формой итогового контроля является проверочная работа, включающая одновременно задания с выбором ответа, со свободным ответом и практического характера. Комплекс различных измерителей в проверочной работе позволяет определить не только уровень овладения учащимися знаниями, но и уровень умений логично, кратко и четко излагать свои знания в письменной форме, раскрывать сущность вопроса, выполнять практические задания.
Практика проведения проверочных работ в ходе итогового контроля показала целесообразность оценки одним баллом выполнение каждого задания с выбором одного верного ответа, считая их примерно равноценными. Выполнение каждого задания со свободным ответом оценивается двумя баллами, поскольку эти задания требуют более сложных видов учебной деятельности, чем задания с выбором верного ответа. Каждое практическое задание оценивается тремя баллами, так как оно более сложное для выполнения и требует применения теоретических знаний на практике.
Итоговая отметка выставляется на основе суммы баллов, полученных за выполнение каждого задания. Если ученик набрал половину от максимально возможного числа баллов, то ему выставляется удовлетворительная отметка. Ученик, набравший от 51 до 70% баллов, получает отметку "4", и отметку "5" получает ученик, набравший от 71% и выше от общей суммы баллов.
Итоговый контроль может проводиться в формах защиты реферата, собеседования или экзамена.
В помощь учащимся и учителям для подготовки к выпускному экзамену разработаны:
Примерные билеты по биологии для выпускников IX, XI классов. - М.: Дрофа, 2001.
Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 кл. - М.: Дрофа, 2000.
Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. - М.: Дрофа, 2000.
Итоговая аттестация выпускников общеобразовательной школы. - М.: Дрофа, 2001.
На основе указанных материалов, в том числе и примерных экзаменационных билетов, учитель может составлять свои варианты билетов и после утверждения их на методической комиссии использовать на выпускных экзаменах.
______________________________
*(1) Вестник образования, 1998, N 10; 1999, N 9.
Биология в школе, 1998, N 4; 1999, N 6.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. - М.: Дрофа, 2001.
*(2) О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/2001 учебном году. - Вестник образования, 2000, N 17; Биология в школе, 2000, N 5.
*(3) Биология в школе, 1999, N 7; 2000, N 4, 5, 7.
*(4) О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/2001 учебном году. - Вестник образования, 2000, N 17.
*(5) Зачеты по биологии (разделы "Растения". "Бактерии. Грибы. Лишайники", "Животные", "Человек и его здоровье", "Общая биология"). - М.: Лист, 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 6 июня 2001 г. N 576/13-13 "О преподавании биологии в 2001/02 учебном году"
Текст письма опубликован в "Вестнике образования", июль 2001 г., N 14, в библиотечке журнала "Вестник образования", 2001-2002 гг.