Заместитель министра |
Е.Е.Чепурных |
Концепция
"Современное состояние помощи аутичным детям и подросткам в России"
Со второй половины 70-х годов в России стало складываться представление о РДА как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не столько медикаментозного лечения, но прежде всего коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РДА форм и методов. Такая точка зрения была официально закреплена решением Президиума АПН СССР в 1989 году.
C целью выяснения реально существующей ситуации о состоянии помощи аутичным детям в 1998 году по инициативе Министерства образования было разослано во все регионы России письмо. Ответы получены из 49 регионов, среди которых особое место занимают Москва и Санкт-Петербург, где проблема аутизма изучается десятилетиями, где уже существуют и родительские общественные объединения, а в последние годы появились как государственные, так и негосударственные учреждения, заявляющие о своей готовности к воспитанию и обучению детей и подростков, страдающих аутизмом. Именно в Москве и Санкт-Петербурге сложилось сотрудничество с зарубежными специалистами по коррекции РДА из Бельгии, США, Дании, Швеции и других стран.
Полученные данные позволяют констатировать следующее:
- неудовлетворительное состояние не только вопросов диагностики РДА, но и элементарную неосведомленность работников образования по проблемам аутизма и его коррекции;
- из-за недостаточного контакта с органами здравоохранения, низкого уровня диагностики контингент аутичных детей и подростков выявлен в самой малой мере;
- реальные возможности подготовки кадров для практической работы с аутичными детьми крайне ограничены из-за отсутствия базы для стажировки на рабочем месте;
- возможности, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).
Первостепенного внимания и активной поддержки требуют те регионы, где специальные учреждения для лиц с аутизмом и соответствующие общественные объединения уже существуют или где это является реальной перспективой.
Современное состояние обучения и воспитания аутичных детей и подростков за рубежом
Как показал анализ литературы и документов ряда международных и государственных учреждений и общественных организаций, во многих странах Западной Европы и США система помощи лицам с аутизмом существует более 30 лет. Как наиболее характерные особенности организации этой системы, свойственные в той или иной степени различным государствам, были отмечены децентрализованность, методический плюрализм, а также большая роль общественных объединений родителей.
Прежде чем ставить вопрос, в какой мере можно использовать зарубежный опыт в нашей стране, следует заметить, что сам термин "аутизм" понимается у нас и на Западе не вполне одинаково.
В США и в Западной Европе эту патологию редко понимают как эмоциональное расстройство, хотя многие не отрицают наличие при РДА отклонений в аффективной сфере. В организационных же решениях на первый план выходит степень тяжести, первазивности расстройств, и во многих штатах США и странах Западной Европы есть школы как для детей с аутизмом, так и для детей с эмоциональными расстройствами (New Jersey Administrative Code... Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира, 1997).
Сейчас в России РДА считают одним из видов психического дизонтогенеза (искаженным психическим развитием). Развитие и совершенствование методов коррекции РДА будет полезно в работе с другими категориями отклонений в психическом развитии. Бездумное же соединение РДА с другими эмоциональными расстройствами (психопатии и психопатоподобные состояния, психопатические развития личности, девиантное поведение и др.) в едином, общем типе образовательных учреждений немыслимо без потери специфики коррекционного подхода к работе с наиболее тяжелыми формами патологии эмоциональной сферы (аутизм), что сделает сколько-нибудь эффективную коррекцию аутизма и сходных с ним расстройств невозможной, поэтому необходим тип образовательных учреждений для детей с аутизмом и сходными расстройствами.
В связи с вышеизложенным мы рассмотрим в интересующих нас аспектах более подробно опыт организации системы помощи лицам с аутизмом на примере Дании.
В этой стране раньше, чем где-либо (в 1920 (!) г.) начали оказывать специализированную помощь лицам с аутизмом, и сейчас Дания считается одной из самых передовых в этом отношении стран в Европе и мире. Из правительственных структур в оказании помощи лицам с аутизмом принимают прямое участие Министерство образования (МО) и Министерство социальной защиты (МСЗ); Министерство здравоохранения (МЗ) специально проблемой аутизма не занимается и никаких специальных программ по этому поводу в системе МЗ нет.
В ведении центральных структур находится только Центр аутизма, в составе которого знаменитая Soflenskole (37 воспитанников от 3 до 20 лет), ферма (15 воспитанников старше 18 лет), мастерские, два дома-интерната (один для относительно адаптированных, не нуждающихся в постоянной опеке взрослых, другой для взрослых с тяжелыми формами аутизма). Все остальные учреждения, оказывающие помощь лицам с аутизмом, находятся в подчинении округов (их в Дании 11).
Центр аутизма рассматривается как научный и методический центр по проблеме аутизма и его коррекции и оказывает все возможные виды помощи другим учреждениям. Деятельность ЦА контролируется Советом Национальной аутистической ассоциации.
В каждом округе решение о создании или закрытии специального учреждения для аутичных детей или об объеме финансирования этих учреждений принимается комиссией, в которой кроме представителей местных управлений образования и социальной защиты участвуют члены муниципального совета и - в обязательном порядке - представители местной организации НАА; без подписи последних ни одно решение комиссии не может вступить в силу.
Спектр учреждений для аутичных детей в каждом округе разный, это зависит от количества жителей и процента лиц с аутизмом, величины местного бюджета и активности специалистов и родителей. Например, в округе Сторстрем (при населении около 500 тыс.человек) около 800 лиц разного возраста с аутизмом, в том числе более 200 - детского и подросткового возраста. Специальной школы для детей с аутизмом в округе нет (таких школ в Дании всего 5), но есть 6 "школ-близнецов" (относительно автономное отделение для аутичных детей при массовой школе), в шести школах есть классы для аутичных детей, работают и три детских сада с группами для аутичных малышей, дома-интернаты для взрослых (4), мастерская и ферма (частная).
Описанная система работает устойчиво не только в связи с высоким жизненным уровнем страны, но в связи и с некоторыми другими особенностями, и прежде всего с исключительно гуманным отношением к инвалидам, в том числе к людям с аутизмом. Считается, что нужно помогать человеку с аутизмом, но нельзя требовать от него больше, чем он может, так как это может обидеть его, ущемить его человеческое достоинство, нарушить его человеческие права. Поэтому стремление к максимальной реализации всех возможностей воспитанника проявляется крайне осторожно, и, по мнению российских специалистов, нередко ставятся заниженные цели и задачи коррекционной работы. Такая позиция прекрасно вписывается в ТЕАССН-программу.
Если говорить о методическом плюрализме, то это относится скорее ко всему западному миру, чем к отдельной стране, особенно такой маленькой, как Дания: здесь фактически используется только ТЕАССН-программа, но если взять крупные страны (США, Великобританию) или страны с полностью децентрализованной системой помощи лицам с аутизмом (Италия, Испания, Франция), то там можно найти до нескольких десятков методических подходов.
Естественно возникает вопрос, в какой степени свойственную зарубежным странам децентрализацию системы помощи лицам с аутизмом целесообразно использовать в России и, в частности, в Москве?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.
Если говорить о методической стороне вопроса, то, несомненно, следует аккумулировать все, что может помочь добиться успеха в коррекции РДА, но понимание успеха, то есть желаемой цели, должно формулироваться в соответствии с социо-культурными особенностями нашего общества, с традициями отечественной дефектологии. С другой стороны, возможности аутичного ребенка и подростка всегда хотя бы в чем-то ограничены, и выбранные методы работы должны этим возможностям соответствовать; как неадекватность методов, так и завышение или занижение возможностей ребенка крайне нежелательно. Для аутизма это особенно важно, так как сам аутизм является, по мнению подавляющего большинства специалистов, вторичным (но не основным) образованием в структуре дефекта и, следовательно, в принципе доступен коррекции; в такой ситуации цена ошибки во многих случаях (особенно при сохранном интеллекте) очень велика. Гарантией предотвращения таких ошибок является внимательное, глубокое и всестороннее обследование.
Использование зарубежного опыта более затруднено с позиций организации процесса. С целью скорейшего развития системы помощи аутичным детям в Москве и в России в целом необходимо создать возможность подготовки кадров, что и делается на базе Государственного образовательного учреждения начальная школа-детский сад N 687 компенсирующего вида "Центр реабилитации ребенка" г.Санкт-Петербург, имеющего статус экспериментальной площадки Министерства образования России.
Основные принципы организации Центра помощи аутичным детям
И концепция Центра помощи аутичным детям (К.С.Лебединская, С.А.Морозов, 1993; О.С.Никольская, С.А.Морозов, 1994), и его структура (см. рис.1) вполне подходят для решения изложенных выше задач.
На рис.1 представлена схема движения контингента в Центре помощи аутичным детям. Ее полная реализация предполагается после ввода в действие строящегося ныне здания Центра, в настоящее время эта модель реализована частично.
Как видно из схемы, все направленные в Центр дети поступают вначале в консультативно-диагностическое подразделение, где уточняется (подтверждается или ставится впервые) диагноз, для чего проводится обследование в необходимом для данного ребенка объеме. В том случае, если диагноз совпадает с основным направлением деятельности Центра или со спецификой одной из экспериментальных групп и нет оговоренных в Уставе Центра противопоказаний, ребенок направляется в одно из коррекционных подразделений или в одну из экспериментальных групп - в зависимости от возраста, особенностей психического состояния, уровня интеллектуального, эмоционального, речевого и социального развития. Для решения этих задач на базе Центра создается специализированная ПМПК.
Дальнейшее движение контингента определятся текущими результатами коррекционной работы, и основным ее вектором является интеграция, т.е. подготовка воспитанника к обучению и воспитанию в других типах образовательных учреждений, к самостоятельной и независимой жизни. Чтобы сделать этот процесс возможно более плавным и безболезненным, предусматривается три возрастных коррекционных вертикали в соответствии с исходным и текущим состоянием воспитанника.
Основная коррекционная вертикаль подразумевает такую динамику развития воспитанника, когда сохраняется необходимость его обучения и воспитания в специальных условиях с использованием традиционных для коррекции РДА методов и преимущественно индивидуальных форм работы. Степень продвижения может быть различной (от социально-бытовой адаптации до старшей школы по массовой программе) с выходом либо в другие коррекционные вертикали, либо (в наиболее тяжелых случаях) в дома-интернаты при УВК или системы соцзащиты населения.
Дополнительная коррекционная вертикаль включает в себя сеть дошкольных и школьных экспериментальных групп, создаваемых с целью изучения и практической реализации процесса адаптации аутичных детей и подростков к условиям совместного обучения и воспитания с детьми иных вариантов развития (как с различными отклонениями, так и с нормальным развитием), т.е. в связи с интеграцией аутичных детей в другие образовательные учреждения.
Состав экспериментальной группы смешанный, до 20 - 25% составляют аутичные воспитанники, остальные - дети других категорий с учетом возраста и определенной спецификой для каждой экспериментальной группы (дети с нормальным развитием, умственной отсталостью разной степени, задержкой психического развития, речевыми нарушениями, возможно, с негрубыми сенсорными дефектами). Наполняемость групп не должна превышать 8 - 10 учащихся.
Естественно, что развитие дополнительной вертикали будет проводиться постепенно, на протяжении ряда лет по мере подготовки кадров и решения организационных вопросов.
Третью коррекционную вертикаль можно назвать интеграционной. Ее составляет ряд базовых школ (массовых и различного типа специальных), организационно не связанных с Центром. Специалисты этих школ обладают определенным уровнем знаний о РДА и особенностях аутичных детей (краткосрочные курсы на базе Центра) и работают при консультативно-методической поддержке специалистов Центра. В эти школы преимущественно направляются воспитанники структур основной и дополнительной, коррекционных вертикалей Центра.
Одной из особенностей учебно-коррекционного процесса в спецучреждении для детей с аутизмом является возможно более раннее начало профориентационой работы на основе склонностей, способностей или даже одаренности воспитанников.
В принципе структура Центра помощи аутичным детям должна включать подразделение, в котором при необходимости воспитанники могли бы жить, продолжая коррекционное обучение, то есть нечто вроде маленького дома-интерната или family focus (см. выше).
То же необходимо для наименее адаптированных выпускников основной коррекционной вертикали, лишенных по тем или иным причинам возможности жить дома. Для части таких выпускников необходимо и решение вопросов трудоустройства. Представляется целесообразным создавать такие дома интернаты в структуре Центра, так как для поддержания должного методического уровня коррекционной помощи необходима периодическая ротация персонала интернатного отдела и других структур, прежде всего основной коррекционной вертикали.
Для интернатного отдела необходима поддержка системы социальной защиты населения.
В масштабе Москвы Центр помощи аутичным детям на начальном этапе становления системы может стать головной организацией по этому направлению специального образования и при поддержке Московского комитета образования возглавить:
- проведение диагностической и комплексной коррекционной работы с аутичными детьми;
- подготовку и апробацию методических основ коррекционного процесса в различных структурах системы московского образования, оказывающих помощь аутичным детям и подросткам;
- отработку нормативно-правовой базы для деятельности этих структур вне зависимости от уровня их организации;
- подготовку кадров по коррекции РДА для других учреждений Москвы путем стажировки на рабочем месте и на курсовой основе;
- создание практической базы для обучения студентов факультетов коррекционной педагогики московских педвузов по разделу "аутизм".
За рубежом, как уже указывалось выше, роль родительских общественных объединений в развитии и деятельности системы помощи аутичным детям была и остается чрезвычайно важной. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, в коррекции аутизма роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе;
во-вторых, родительские организации представляют интересы аутичных детей, защищают их права. Именно баланс сил в треугольнике "родители - государство - наука" обеспечивает оптимальное направление развития системы, страхует от перекосов в ту или иную сторону;
в-третьих, именно родители заинтересованы в преемственности помощи своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания.
Все эти моменты для России столь же важны, как и для любого другого государства.
Таким образом, можно заключить, что при создании и развитии системы помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений целесообразно придерживаться следующих принципов:
- комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции:
- интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
- преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при РДА;
- определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;
- индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
- систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
/-----------------------------------\ /----------------\
|/---------\ /-----------------\| | |
|| | | Консультативно- || | Контингент |
|| ПМПК |-----| диагностический ||-----------------| поступающих |
|| | | отдел || | |
|\---------/ \-----------------/| | |
\-----------------------------------/ \----------------/
|
/----------------\ |
| Группы | |
/-|соц.-бытовой |------------\
| | адаптации | |
| \----------------/ |
| | |
|
| /----------------\/ /----\ /------------\
| |подготовитель- |+---------| v |----| Базовые v|
| |ная группа |\ | ЭГ | | детсады |
| \----------------/ \----/ \------------/
| | | |
| | |
| /----------------\/ /----\ /-------------\
| |младшая |+---------| v |----| Базовые v|
| |школьная гр. |\ | ЭГ | | школы |
| \----------------/ \----/ | различных |
| | | | типов |
| | | массовые и |
| /----------------\/ /----\ | специальные |
| |средняя |+---------| v |----| |
| |школьная гр. |\ | ЭГ | | |
| \----------------/ \----/ \-------------/
| | | | |
| | | |
| /----------------\ | | |
| |старшая | | | |
| |школьная гр. | | | \-----\
| \----------------/ | | |
| | | | |
|
| /----------------\ /-----------------------\ /-----------\
| |группа |-------| производство |-----| училище, |
| |профориентации | | | | ВУЗы |
| \----------------/ \-----------------------/ \-----------/
| | |
интернатное отделение |
ЭГ - экспериментальные группы;
/-\
| |- основная коррекционная вертикаль;
\-/
/-\
|V|- дополнительная коррекционная вертикаль;
\-/
/-\
|V|- интеграционная вертикаль
\-/
Рис.1 Схема движения контингента в Центре помощи аутичным детям
Положение
о Центре помощи аутичным детям - специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, страдающих ранним аутизмом и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о Центре помощи аутичным детям разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867.
2. Центр помощи аутичным детям (далее именуется - Центр) предназначается для детей и подростков от 3-х до 18-ти лет и реализует основные и дополнительные образовательные программы и программы начального профессионального образования; Центр является головным учреждением по диагностике и коррекции раннего детского аутизма (РДА) в системе образования региона.
3. Основными задачами Центра являются:
- оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом или аутистическими чертами личности, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ;
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской, социальной и юридической помощи аутичным детям и подросткам, а также семьям, в которых они воспитываются;
- методическое руководство другими образовательными учреждениями по коррекции РДА в данном регионе;
- оказание консультативно-методической помощи образовательным учреждениям других типов по вопросам обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом и аутистическими чертами личности;
- подготовка специалистов по коррекции детского аутизма для работы в учреждениях системы образования.
4. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- организация образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья;
- диагностика уровня аутистических расстройств, других нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении аутичных детей и подростков;
- организация коррекционно-развивающего обучения;
- психотерапевтическая, психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми и семьями, в которых они воспитываются;
- оказание помощи обучающимся в профориентации, получении начального профессионального образования, оказание содействия в трудоустройстве и трудовой адаптации.
5. Центр несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность перед органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы особенностям психического развития и возраста, способностям и интересам детей, требованиям охраны их жизни и здоровья.
6. В своей деятельности Центр руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, решениями Московского комитета образования, настоящим Положением и Уставом Центра помощи аутичным детям.
II. Организация деятельности центра
7. Учредителем Центра помощи аутичным детям являются региональные органы образования; Центр регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; отношения между Учредителем и Центром определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Центр является юридическим лицом и имеет Устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.
Права Центра как юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию образовательного процесса, возникают у Центра с момента его государственной регистрации.
Центр имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, региональным органам управления образованием и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Центра.
9. Право на ведение образовательной и лечебно-профилактической медицинской деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у Центра с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Центр в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).
11. Центр создается из расчета один на регион с населением примерно до 10 млн. (один на субъект Федерации).
Наполняемость классов не более 3 - 6 человек. С учетом особенностей психического развития как классы, так и дошкольные воспитательные группы могут быть разновозрастными.
12. Воспитанники обеспечиваются питанием в соответствии с возрастом по нормам, предусмотренным для дошкольных образовательных учреждений и школ.
III. Коррекционно-образовательный процесс
13. Коррекционно-образовательный процесс направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений.
14. Особенно важное значение имеют ранняя диагностика и раннее (в дошкольном возрасте) начало коррекционной работы.
15. Содержание образования определяется индивидуальными коррекционно-образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Центром на основе базовых программ обучения и воспитания детей с разной степенью аутистических расстройств.
16. Организация образовательного процесса в Центре регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Центром самостоятельно.
17. Начальные этапы коррекции проводятся в форме индивидуальных занятий; переход к групповой форме обучения и воспитания осуществляется по мере развития потребности в общении и коммуникативных навыков.
18. Начальные этапы интеграции проводятся в специальных (экспериментальных) группах смешанного состава (аутичные дети и дети с другими типами психического развития) численностью не более 6 - 10 человек.
Воспитанники специальных (экспериментальных) групп обучаются по адаптированным программам других типов массовых или специальных образовательных учреждении.
19. Годовая и текущая аттестация обучающихся в Центре проводится на основе дифференцированных оценочных шкал, составляемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и разрабатываемых Центром самостоятельно.
20. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в Центре проводится самим Центром (с разрешения вышестоящих органов управления образованием) или образовательными учреждениями других типов, имеющих государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между Центром и образовательным учреждением другого типа.
21. Профориентация и начальное профессиональное образование строится исходя из индивидуальных особенностей психики, физического развития, способностей, склонностей и интересов обучающихся и с учетом возможностей Центра.
22. Центр с согласия детей и их родителей (или законных представителей) по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
IV. Участники коррекционно-образовательного процесса
23. Участниками образовательного процесса являются:
- дети, страдающие ранним аутизмом;
- их родители (законные представители);
- психолого-педагогические, медицинские, социальные, инженерно-педагогические работники Центра.
24. Дети направляются в Центр по инициативе родителей (законных представителен), по направлению других образовательных и медицинских учреждений с согласия родителей (законных представителей).
25. Дети, страдающие РДА или сходными с ним расстройствами, принимаются в Центр по приказу директора на основании заключения специализированной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Центра в порядке, определенном Уставом Центра и в соответствии с Положением о медицинской службе Центра, утверждаемым вышестоящими органами системы здравоохранения и согласованным с органами управления образованием.
26. Специализированная ПМПК создается при Центре по решению вышестоящих органов управления образованием с целью обеспечить квалифицированную диагностику РДА и принятие организационно-методических решений по конкретным случаям РДА. Состав и порядок деятельности специализированной ПМПК определяется соответствующим Положением, утвержденным вышестоящим органом управления образованием и согласованным с Советом Центра.
27. Перевод детей из Центра в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Центра.
28. Воспитанники Центра могут продолжить обучение в любых других образовательных учреждениях (в том числе тех, где обучались ранее). Воспитанники Центра принимаются в соответствующий класс (группу) на основании документов о промежуточной аттестации, выданных Центром.
29. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения (членство в Совете Центра) в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами наблюдений, характером абилитационных и реабилитационных методов обучения и воспитания, оздоровления детей. Отношения родителей (законных представителей) и администрации Центра строятся на договорной основе в соответствии с действующим законодательством и уставом Центра.
30. Штатное расписание Центра предусматривает должности методистов (по психологической и педагогической работе), педагога-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителей других специальностей, воспитателя, инженера по аудио-видео-компьютерному обеспечению, врачей-специалистов, медицинской сестры, лаборанта и других.
31. На работу в Центр принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
32. Отношения между работниками и администрацией Центра регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
33. Медицинская служба Центра обеспечивается штатным (или специально закрепленным органом здравоохранения) медицинским персоналом соответственно штатному расписанию и совместно с администрацией Центра соответственно положению о медицинской службе Центра проводит мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния психического и физического здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям и их родителям (законным представителям), педагогам, психологам и другим сотрудникам Центра по вопросам РДА, других заболеваний и нарушений развития.
34. Работники Центра имеют право:
- участвовать в управлении Центром в порядке, определенном уставом Центра;
- повышать квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
- проходить медицинское обследование за счет средств учредителя Центра.
35. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники Центра пользуются правами и льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим, инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных учреждений.
36. Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств Центра, направляемых на оплату труда.
V. Управление центром помощи аутичным детям
37. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Центра и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органами самоуправления являются совет Центра и общее собрание Центра. Порядок выбора органов самоуправления и их компетенция определяются уставом Центра.
38. Непосредственное руководство Центром осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию. Прием на работу директора Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Центра.
39. Директор Центра несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом Центра, функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором.
VI. Имущество и средства центра помощи аутичным детям
40. Собственник имущества (или уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за Центром. Земельный участок закрепляется за Центром в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные за Центром, находятся в его оперативном управлении. Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за Центром, допускается только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
41. Деятельность Центра финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между Центром и учредителем (учредителями).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:
- собственные средства учредителя (учредителей);
- бюджетные и внебюджетные средства;
- имущество, закрепленное за Центром;
- кредиты банков и других кредиторов;
- средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42. Центр отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам Центра отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
43. Финансирование Центра осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение Центром дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования Центра за счет средств его учредителя (учредителей).
44. Центр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную уставом Центра.
45. Центр может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. При ликвидации Центра денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Центра.
Устав
государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения (для детей, страдающих ранним аутизмом) "Центр помощи аутичным детям"
1. Общие положения
1.1. Центр помощи аутичным детям (далее именуется - Центр) является государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждением, осуществляющим комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям дошкольного и школьного возраста с синдромом раннего детского аутизма и аутистическими чертами личности.
1.2. Учредителем Центра является Московский комитет образования.
1.3. В своей деятельности Центр руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией ООН "О правах ребенка", нормативно-правовыми актами мэра и правительства Москвы, Московского комитета образования, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Положением о Центре помощи аутичным детям, настоящим Уставом, Хартией прав лиц с аутизмом.
1.4. Центр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет расчетный счет и иные счета в банковских учреждениях, заключает от своего имени договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде. Центр имеет самостоятельный баланс, гербовую печать установленного образца, штамп, вывеску, бланки со своим наименованием.
1.5. Центр имеет право открывать в установленном порядке филиалы в целях реализации своих уставных задач.
1.6. Центр проходит лицензирование и аттестацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.7. Центр развивает и поддерживает контакты с соответствующими учреждениями других ведомств, взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями (в первую очередь с Региональной общественной благотворительной организацией "Общество помощи аутичным детям "Добро" - инициатором создания Центра), благотворительными фондами и отдельными гражданами.
1.8. Юридический адрес Центра: 127427, Москва, ул.Кашенкин луг, дом 7.
2. Цели и задачи центра
2.1. Центр создан с целью обучения, воспитания, начального трудового обучения и подготовки к самостоятельной жизни детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом и аутистическими чертами личности.
2.2. Центр имеет право использовать для работы с детьми, не достигшими совершеннолетия, любые формы и методы работы, не противоречащие Закону Российской Федерации "Об образовании" и действующему законодательству РФ об охране прав несовершеннолетних.
2.3. Основными задачами Центра являются:
1) осуществление диагностики РДА;
2) проведение комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной работы с аутичными детьми дошкольного и школьного возраста;
3) проведение консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания аутичных детей; обучение родителей (законных представителей) приемам работы с аутичными детьми;
4) оказание консультативной помощи по вопросам диагностики и коррекции РДА педагогам, психологам, врачам, работающим с аутичными детьми, подростками, взрослыми;
5) обеспечение связи между специалистами Центра и администрацией и педагогами специальных и массовых дошкольных учреждений и школ, учреждений системы социальной защиты населения, в которых обучаются и воспитываются люди с аутизмом, в первую очередь выпускники Центра;
6) разработка методического обеспечения трудового обучения и профессиональной подготовки подростков и юношей с аутизмом;
7) прием специалистов для стажировки на рабочих местах и для обучения на курсах (на договорной основе);
8) распространение знаний об аутизме и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции РДА среди врачей, психологов, педагогов и населения в целом.
3. Контингент воспитанников, правила их приема и отчисления
3.1. Контингент воспитанников Центра состоит из основного контингента и контингента экспериментальных групп.
Основной контингент составляют дети, подростки и юноши до 18 лет с РДА или имеющие аутистические черты личности. Срок пребывания в Центре зависит от тяжести нарушений развития и целей коррекции.
Для реализации интеграционных программ в Центре создаются экспериментальные группы, в которых наряду с детьми основного контингента (на основе положения об экспериментальной группе Центра помощи аутичным детям) принимаются воспитанники с другими отклонениями в развитии или без таковых.
3.2. Прием детей на активную комплексную коррекцию проводится как правило в возрасте от 2 до 7 лет по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Центра, которое вступает в силу с момента его утверждения приказом директора Центра.
4. Характеристики коррекционного образовательного процесса
4.1. Коррекционный образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней образования Выбор общеобразовательной программы и ее реализация осуществляются с учетом особенностей психического развития и возраста воспитанников.
Типы реализуемых программ:
- предшкольное обучение (формирование стереотипа обучения);
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное обучение,
- дополнительные образовательные программы.
4.2. Коррекционно-образовательный процесс обеспечивается тесным взаимодействием прошедших специальную подготовку врачей (детских психиатров, психоневрологов, невропатологов, педиатров), психологов, педагогов, воспитателей и социальных работников.
4.3. В Центре используются следующие формы коррекции:
- активная комплексная коррекция - основная форма работы; дети посещают Центр 2 - 5 раз в неделю. Содержание индивидуальных коррекционных программ и организация индивидуального коррекционно-образовательного процесса (продолжительность учебного года, каникул, число занятий в неделю, продолжительность занятий в течение одного дня, продолжительность каждого урока или занятия, соотношение индивидуальных и групповых форм коррекции) определяются индивидуально для каждого воспитанника работающими с ним специалистами и утверждаются заместителем директора по коррекционной работе; совмещение коррекционных занятий в Центре с посещением других дошкольных учреждений или школ не только допускается, но на определенном этапе может быть необходимым;
- амбулаторная комплексная коррекция предусматривает посещение Центра не чаще одного раза в месяц по особому графику с целью контроля состояния ребенка, внесения изменений в лечение, уточнения рекомендаций родителям и специалистам на местах;
- консультативная работа проводится в форме разовых или регулярных консультаций до четырех раз в год.
Амбулаторный и консультативный прием ведут детский врач-психиатр, психолог, педагог и воспитатель. Амбулаторный прием ведется один день в неделю при норме не более 3 человека в день, консультативный прием - один день в неделю при норме два человека в день.
4.4. Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения; отношение числа специалистов к числу воспитанников должно составлять от 2:1 до 1:3 в зависимости от этапа и вида работы.
4.5. На всех этапах коррекционной работы сотрудники Центра ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания в домашних условиях.
4.6. Организация коррекционно-образовательного процесса в Центре регламентируется специальным индивидуальным учебно-коррекционным планом, составляемым для каждого воспитанника работающими с ним специалистами на основании примерного специального (коррекционного) учебного плана, рекомендуемого государственными органами управления народным образованием. Индивидуальный учебно-коррекционный план утверждается директором Центра и согласуется с вышестоящими органами системы образования.
4.7. Вопросы проведения итоговой аттестации воспитанников решаются Советом Центра.
4.8. Воспитанники Центра, находящиеся на активной коррекции, получают полное государственное обеспечение, за исключением тех случаев, когда работа ведется на хозрасчетных началах.
4.9. Образовательный процесс ведется на русском языке.
4.10. Выпускникам Центра выдается документ государственного образца о соответствующем образовании, заверенный печатью Центра.
5. Финансово-хозяйственная деятельность центра
5.1. Финансовые средства Центра складываются из:
- бюджетных ассигнований;
- банковских кредитов;
- средств от хозрасчетной деятельности;
- средств спонсоров;
- средств, вырученных от реализации изделий воспитанников;
- других законных поступлений.
5.2. Центр имеет право заниматься хозрасчетной деятельностью.
Хозрасчетная деятельность Центра не направлена на извлечение прибыли.
Средства, полученные Центром от хозрасчетной деятельности, направляются на оплату труда сотрудников, на оплату труда приглашенных специалистов, на развитие учреждения, на оплату договорных работ и другие не противоречащие Уставу цели. Хозрасчетная деятельность складывается из платных услуг: обучения других специалистов на рабочем месте или на курсах, издательской деятельности и других услуг.
5.3. Привлечение дополнительных средств не несет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования Центра. Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных средств, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход Центра.
5.4. Центр освобождается от всех видов налогов, включая плату за землю.
5.5. Центр применяет следующие способы распределения дохода:
- из дохода формируется по установленным нормативам фонд заработной платы сотрудников Центра;
- возмещаются материальные или приравненные к ним затраты;
- производятся расчеты со сторонними организациями;
- выплачивается процент за кредит.
Оставшиеся после этих расчетов средства поступают в распоряжение Центра. Доходы Центра как некоммерческой организации расходуются только на достижение уставных целей и не могут составлять прибыль учредителя или других лиц. Из этих средств по установленным нормативам формируется фонд производственного и социального развития и фонд материального поощрения сотрудников.
5.6. Сверх сумм по установленному нормативу в фонды экономического стимулирования могут быть перечислены:
- в фонд материального поощрения - неиспользованные средства фонда заработной платы;
- в фонд производственного и материального развития - выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования; средств, передаваемых на цели производственного и социального развития другими предприятиями и организациями; экономия по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями.
5.7. Фонд материального поощрения распределяется по положению, утвержденному директором, по согласованию с общим собранием Центра.
Фонды материального поощрения, производственного и материального развития расходуются по смете, утвержденной директором, по согласованию с общим собранием Центра.
5.8. С материально ответственными лицами заключается договор о материальной ответственности в соответствии с установленной формой.
5.9. Центр ведет установленную Министерством образования Российской Федерации бухгалтерскую и статистическую документацию, делопроизводство и архив, отчитывается о работе вышестоящим органам и представляет статистические и другие сведения в соответствующие организации.
5.10. Сооружения и помещения Центра оборудуются и эксплуатируются в соответствии с требованиями охраны труда, правилами противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами. Ответственность должностных лиц за соблюдение охраны труда, быта и здоровья воспитанников и работников Центра определяется действующим законодательством РФ.
6. Управление центром
6.1. Управление Центром осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и настоящим Уставом.
6.2. Высшим органом самоуправления Центра является Общее собрание Центра, объединяющее всех сотрудников Центра, организующее свою деятельность в тесном взаимодействии с родительским комитетом; проводится не реже одного раза в год по решению директора или по требованию не менее 20% списочного состава сотрудников Центра.
Общее собрание имеет право:
- принимать Устав Центра и вносить в него изменения двумя третями голосов от общего количества сотрудников Центра при наличии соответствующего решения общего собрания родителей;
- определять основные направления повышения эффективности и качества финансово-экономической и хозяйственной деятельности Центра, пути привлечения дополнительных финансовых средств, укрепления материально-технической базы Центра;
- согласовывать распределение фонда материального поощрения и фондов производственного и социального развития;
- создавать временные или постоянные комиссии по указанным направлениям работы.
Общее собрание не правомочно прямо или косвенно вмешиваться в содержание или организацию коррекционо-образовательного процесса.
6.3. В период между общими собраниями Центра руководство осуществляют директор и Совет Центра.
6.4. Директор Центра (врач, педагог или психолог по образованию) назначается на работу и освобождается от занимаемой должности вышестоящими органами образования.
Директор:
- осуществляет руководство текущей деятельностью Центра;
- несет ответственность перед государством, сотрудниками и обществом за соблюдение требований по охране прав воспитанников и сотрудников Центра;
- организует и направляет совместную работу врачей, педагогов, психологов и социальных работников на осуществление единства коррекционно-образовательного процесса, лечебно-профилактической и восстановительной работы;
- приказом утверждает решения ПМПК Центра о приеме и отчислении воспитанников (в спорных случаях - соответствующие решения Совета Центра);
- отвечает за создание необходимых социально-бытовых условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию их отдыха и досуга;
- несет ответственность за обеспечение Центра необходимым специальным оборудованием, аппаратурой, инструментами, материалами;
- имеет право без доверенности действовать от имени Совета Центра, представлять его интересы, открывать в банках расчетные счета и иные счета, заключать договоры, издавать приказы и распоряжения, выдавать доверенности;
- принимает на работу и увольняет с работы сотрудников в соответствии с КЗоТом РФ; при приеме на работу между сотрудником или уполномоченным им лицом или организацией и Центром в лице директора заключается трудовой договор о приеме на работу, предусматривающий трехмесячный испытательный срок;
- распоряжается имуществом Центра;
- обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- несет ответственность перед учредителем и перед сотрудниками за свою деятельность.
6.5. Заместитель директора по коррекционной работе назначается директором. Зам. директора по коррекционной работе:
- организует работу ПМПК;
- определяет нагрузку педагогов, психологов, врачей, воспитателей и социальных работников в соответствии с их обязанностями и контролирует ее выполнение;
- составляет расписание коррекционно-образовательного процесса и отвечает за его выполнение;
- контролирует вместе с координаторами содержание коррекционного процесса, выполнение индивидуальных коррекционных программ.
7. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса
7.1. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса определяются настоящим Уставом, Положением о Центре и предусмотренными Уставом локальными актами в соответствии с законами РФ. Участники коррекционно-образовательного процесса имеют право получить по требованию от администрации копию данного Устава и других документов, регламентирующих деятельность Центр.
7.2. Воспитанники Центра имеют право на комплексную специализированную медико-психолого-педагогическую помощь в коррекции РДА, в обучении, воспитании, подготовке к самостоятельной и независимой жизни.
Воспитанники Центра имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и с учетом особенностей развития при РДА, на обучение в рамках этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
7.3. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении Центром, в спорных случаях обращаться в Совет Центра.
Родители воспитанников Центра (законные представители) обязаны выполнять условия договора с администрацией Центра.
7.4. Права, социальные гарантии и льготы сотрудников Учреждения определяются в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и другими законами РФ.
8. Международная деятельность
8.1. Центр осуществляет соответствующую целям и задачам Устава международную деятельность, устанавливая прямые связи с учебными и коррекционными заведениями зарубежных стран.
8.2. Иностранные граждане и лица без гражданства принимаются на коррекционное обучение и стажировку на рабочем месте в Центр в порядке, установленном законами РФ, а также имеют права и несут обязанности в соответствии с законами РФ и настоящим Уставом.
9. Порядок реорганизации и ликвидации центра
9.1. Центр может быть реорганизован в иное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств Центра или если учредитель принимает эти обязательства на себя.
9.2. При реорганизации Центра его Устав теряет силу.
9.3. Ликвидация Центра может осуществляться:
- по инициативе учредителя или Совета Центра;
- по решению судебных органов;
- по решению органа, осуществившего регистрацию Центра, в случае невыполнения Центром уставных задач;
- автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев лицензии Московского комитета образования.
При ликвидации все имущество и средства Центра используются только в уставных целях или поступают в бюджет Москвы.
10. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность центра
10.1. Деятельность Центра регламентируется следующими актами:
- положением о ПМПК;
- положением о Совете Центра;
- положением о Совете координаторов Центра;
- должностными инструкциями о педагоге-психологе, педагоге, воспитателе, социальном педагоге;
- положением о медицинской службе Центра;
- положением о приеме воспитанников в Центр и их отчислении;
- положением об экспериментальной группе Центра;
- положением о фонде материального поощрения, премировании;
-- положением о фонде материального развития;
- договором между родителями (законными представителями) и администрацией Центра;
- индивидуальными договорами между администрацией Центра и родителями (законными представителями) каждого воспитанника;
- другими положениями;
- правилами внутреннего распорядка;
- приказами и распоряжениями директора;
- другими видами локальных актов.
Положение
о медицинской службе центра
1. Медицинская помощь в Центре осуществляется штатными работниками (врач-детский психиатр, врач-педиатр, врач-невропатолог, средний медицинский персонал) и имеет своей целью оказание комплексной специализированной помощи, направленной на реконструкцию психического развития, организацию и проведение адекватной медико-психолого-педагогической помощи, обучению и социальной адаптации детей с аутизмом и другими эмоциональными расстройствами.
2. Основной задачей лечебно-профилактической помощи в Центре является разработка и апробация организационно-методической модели междисциплинарной дифференцированной профилактической и коррекционной помощи детям и подросткам с эмоциональными нарушениями на основе интегративного воздействия биологических и социо-психотерапевтических методов с приоритетностью последних.
3. В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими нормативными документами, утвержденными органами здравоохранения и образования.
4. Работа медицинской службы Центра направлена на:
выявление и своевременную диагностику нарушений эмоционального развития путем разработки клинико-психопатологических, пато-психологических и социально-психологических критериев дифференциальной диагностики;
определение основных направлений лечебной и клинически обоснованной коррекционной тактики;
уточнение диагноза и особенностей состояния для подбора адекватных видов терапии, определения прогноза и путей реабилитации;
оказание консультативной лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с начальными формами нервно-психических расстройств;
динамическое наблюдение за детьми в условиях Центра и поиск различных подходов (медикаментозных и психолого-педагогических), направленных на нормализацию психического развития детей;
всестороннее клиническое, соматическое и неврологическое обследование детей, посещающих Центр, и в зависимости от состояния здоровья назначение комплекса лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий;
решение ряда лечебно-педагогических задач, консультативная помощь педагогам, психологам и воспитателям (нормы учебной нагрузки, дифференцированный режим посещений, учет психических особенностей и состояния каждого воспитанника в процессе обучения и воспитания);
всестороннее разъяснение родителям клинических проявлений нервно-психических расстройств и нарушений развития, особенностей медицинской помощи, воспитания и обучения детей и подростков, посещающих Центр;
обеспечение контроля за санитарно-гигиенической работой, выполнением санитарно-гигиенических норм.
5. Врачи Центра являются членами Совета Центра, участвуют в работе коррекционных команд; один из врачей Центра - член Совета координаторов.
6. Врачи Центра ведут медицинскую документацию и отчетность соответственно установленным правилам.
7. Комплексная психофармакотерапия проводится врачом-детским психиатром, строится с учетом психопатологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности, тщательного индивидуального подбора адекватного психотропного средства, спектра его психотропной активности, определения тактики и методики терапии, характера психологической работы на каждом ее этапе.
Проведение лечения в амбулаторных условиях требует особой осторожности и выполнения ряда условий: поддерживающая терапия допустима только в тех случаях, где можно обеспечить надзор и уход за ребенком. При проведении поддерживающей терапии у родителей на руках должен быть журнал с отметкой о назначении, дозах препарата, его получении ребенком, о сроках посещения врача.
8. Показанием для направления в Центр для детей, страдающих РДА, являются: нарушения эмоционального развития у детей и подростков; синдром РДА различной этиологии, нозологической природы; диагностически неясные случаи с синдромом РДА органической, невротической и другой природы.
9. Противопоказаниями для направления в Центр служат:
значительная острота и выраженность психопатологических расстройств с возбуждением, растерянностью, тревогой, значительной заторможенностью больных, а также быстрое развертывание обострений, приступы с тенденцией к нарастанию указанной симптоматики;
социально опасный характер психопатологических расстройств, выраженная агрессивность, асоциальный характер поведения больных;
наличие суицидального риска (единичные мысли с тенденцией к их осуществлению);
наличие у больного сопутствующих инфекционных, а также соматических заболеваний, требующих специальной терапии или постельного режима.
Помимо указанных клинических противопоказаний при решении вопроса о направлении больного в Центр необходимо учитывать: наличие в семье больного конфликтных взаимоотношений, способствующих, провоцирующих или поддерживающих декомпенсацию состояния (при невозможности их быстрой коррекции).
10. Показаниями для направления воспитанников Центра в учреждения психиатрической службы являются:
быстрое некупируемое обострение психотического состояния с появлением симптомов, угрожающих жизни больного и представляющих угрозу для окружающих;
грубая, оперативно не купируемая дезадаптация в детском коллективе с нарушениями поведения, мешающими окружающим воспитанникам и ведущими к срыву занятий;
частая неявка в Центр, обусловленная особенностями психического расстройства, склонностью к прогулам, бродяжничеству и т.п.;
быстро не коррегируемые трудности поведения дома;
неспособность (или нежелание) членов семьи осуществлять предписанный контроль и рекомендации Центра.
Должностные инструкции
для психолого-педагогических работников государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения (для детей, страдающих ранним аутизмом) "Центр помощи аутичным детям"
1. Общие положения
Сферой деятельности психолого-педагогических работников является коррекционное обучение и воспитание детей (дошкольного и школьного возраста) с аутизмом или аутистическими чертами личности. Все психолого-педагогические работники Центра назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказами директора Центра в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, коллективным трудовым соглашением, индивидуальными трудовыми соглашениями. Во время отсутствия работника по причинам, не противоречащим законодательству РФ, администрация Центра должна использовать все доступные средства, чтобы обеспечить исполнение обязанностей отсутствующего работника за счет изменения расписания, внутреннего совмещения или приглашения сторонних специалистов.
Все психолого-педагогические работники при приеме на работу в Центр проходят собеседование (комиссия в составе 5 человек: 1 представитель администрации, 3 члена трудового коллектива из числа наиболее опытных, 1 представитель профорганизации) или тестирование* на предмет соответствия личностных особенностей требованиям будущей работы; результаты собеседования (тестирования) оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
На должность учителя в Центр принимаются прошедшие специализацию на рабочем месте в течение не менее трех месяцев лица с законченным и незаконченным высшим педагогическим образованием, закончившие или обучающиеся на старших курсах факультетов коррекционной педагогики (дефектологии), дошкольного воспитания, учителей начальных классов, других факультетов (для учителей-предметников средней и старшей школы), а также выпускники средних специальных педагогических учебных заведений, имеющие квалификацию "учитель начальных классов".
На должность педагога-психолога принимаются лица с законченным или незаконченным высшим психологическим образованием (специальная, медицинская, возрастная, педагогическая психология), прошедшие специализацию на рабочее месте в течение не менее трех месяцев.
На должность социального педагога принимаются лица с высшим педагогическим образованием, имеющие не менее чем трехлетний опыт административной работы в системе образования, а также лица с высшим (законченным или незаконченным) психологическим образованием (социальная психология, педагогическая психология).
На должность воспитателя принимаются лица с высшим, средним специальным педагогическим (или иным) образованием (а в исключительных случаях и лица со средним образованием), прошедшие специализацию на протяжение не менее трех месяцев (для лиц без педобразования - не менее шести месяцев).
Все педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги и воспитатели подчиняются директору, его заместителям по коррекционной работе и координаторам отделений Центра.
В своей деятельности психолого-педагогические работники Центра руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом "Об образовании", приказами и распоряжениями Министерства образования РФ, Московского комитета образования, Хартией для лиц с аутизмом, Положением о Центре, Уставом Центра и настоящими должностными инструкциями.
2. Должностные обязанности
Должностные обязанности педагога
Педагог является неотъемлемым участником коррекционно-образовательного процесса и работает в составе одной или нескольких коррекционных команд в теснейшей координации с другими специалистами.
Основными задачами работы педагога Центра являются:
- диагностика глубины коммуникативных расстройств, навыков, умений, уровня знаний, обучаемости воспитанников;
- определение типа учебного плана, составление учебного плана;
- составление индивидуальных коррекционно-образовательных программ для аутичных детей и детей с аутистическими чертами личности;
- реализация программ на основе существующих методик;
- участие в адаптации и разработке новых методик обучения аутичных детей;
- проведение коррекционных занятий как индивидуальных, так и групповых;
- участие в решении вопросов учебной нагрузки, режима посещения занятий;
- разработка и подготовка дидактического и научно-методического материала для занятий;
- правильное и своевременное оформление документации в соответствии с требованиями Устава Центра;
- адекватная оценка навыков, умений, знаний воспитанников на основе дифференцированных оценочных шкал;
- обеспечение на практике развития социальных навыков и речи;
- спонтанности и проведения досуга воспитанников;
- проведение внеклассной работы (прогулки, экскурсии, кружки, клубная работа и т.п.);
- обеспечение безопасности воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения внеклассных мероприятий,
- обучение родителей (законных представителей) методам и приемам работы с аутичными детьми;
- повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- распространение знаний о проблеме аутизма и его коррекции.
Нагрузка педагога Центра составляет 20 часов в неделю на одну ставку с учетом обязательной подготовки к занятиям, обучения родителей (законных представителей) и амбулаторно-консультативной работы (до 20% от общего объема нагрузки).
Должностные обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог является обязательным участником коррекционного процесса и работает в тесной координации с остальными членами коррекционной команды.
Педагог-психолог:
- проводит качественную и количественную диагностику динамики психического развития ребенка;
- определяет глубину аутистических расстройств до начала и в процессе коррекционной работы;
- принимает участие в составлении индивидуальных учебных планов;
- разрабатывает индивидуальные программы по обучению и воспитанию аутичных детей, купированию продуктивных психопатологических явлений;
- в обязательном порядке осуществляет подготовку к занятиям, адаптируя и разрабатывая диагностический и дидактический материал;
- проводит индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия на основе существующих методик, адаптирует некоторые из них, разрабатывает новые методики;
- участвует в разработке индивидуальных дифференцированных оценочных шкал совместно с педагогами;
- обеспечивает на практике развитие социальных навыков и речи, спонтанности и проведения досуга воспитанников;
- осуществляет индивидуальный контроль и дозирование учебной нагрузки воспитанников;
- обеспечивает безопасность воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения внеклассных мероприятий;
- правильно и своевременно оформляет документацию в соответствии с требованиями Устава Центра;
- проводит работу с семьей:
- консультирует родителей (законных представителей), объясняет особенности психического развития ребенка,
- разрабатывает программы адаптации воспитанника в домашних условиях;
- обучает родителей (законных представителей) формам и способам работы с ребенком;
- проводит психотерапевтическую работу с родителями (законными представителями) и другими членами семьи;
- совместно с врачами и педагогами дает психологическую оценку динамики коррекционного процесса и его результатов;
- консультирует специалистов других учреждений по вопросам психологической коррекции аутизма;
- повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- принимает участие в распространении знаний об аутизме и особенностях его коррекции.
Нагрузка педагога-психолога Центра составляет 20 часов в неделю на одну ставку с учетом обязательной подготовки к занятиям, обучения родителей (законных представителей) и амбулаторно-консультативной работы (до 20% от общего объема нагрузки).
Должностные обязанности социального педагога
Основное направление деятельности социального педагога - обеспечение поддержки в социальной адаптации воспитанника Центра и его семьи, их постоянное сопровождение в потоке проблем по мере роста и развития ребенка, изменения внешних и внутрисемейных обстоятельств. Социальный педагог - основной диспетчер организации комплексной помощи семье воспитанника Центра.
В обязанности социального педагога Центра входит:
- постоянное отслеживание информации о проблемах воспитанников Центра в семьях и других учреждениях и организациях, которые посещают воспитанники;
- посредничество между семьей и администрацией, другими сотрудниками Центра;
- участие вместе с другими сотрудниками Центра в решении вопросов социальной адаптации и социализации воспитанников;
- сбор информации о детских учреждениях, в которые потенциально возможна интеграция воспитанников Центра, установление и поддержание контактов с администрацией и психолого-педагогическими сотрудниками этих учреждений;
- активное взаимодействие с учреждениями систем здравоохранения, социальной защиты населения, заинтересованными общественными организациями;
- знание юридических прав воспитанников Центра и разъяснение этих прав родителям (законным представителям);
- представление интересов воспитанника Центра и его родителей (законных представителей) вне Центра;
- подбор учреждений и организаций для профориентационной работы и начального трудового обучения, если это невозможно выполнить в условиях Центра;
- содействие трудоустройству выпускников;
- отслеживание процесса интеграции и социальной адаптации бывших выпускников Центра на протяжение не менее трех лет после их отчисления;
- повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировка в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- участие в распространении информации о РДА, прежде всего в учреждениях, от которых зависит дальнейшая социальная адаптация воспитанника Центра.
Нагрузка социального педагога Центра составляет 36 часов в неделю на одну ставку.
Должностные обязанности воспитателя Центра
Воспитатель является обязательным участником коррекционно-образовательного процесса, работает под руководством и контролем педагога или педагога-психолога в составе одной или нескольких коррекционных команд.
В обязанности воспитателя входит:
- сопровождение воспитанника и обеспечение его безопасности в течение всего времени его пребывания в Центре и во время внеклассных мероприятий;
- формирование стереотипа адекватного поведения воспитанников как в Центре, так и вне его, включая домашние условия;
- ассистирование педагогам и педагогам-психологам в проведении коррекционных занятий;
- самостоятельное проведение коррекционных занятий по развитию социально-бытовых навыков, организации свободного времени, развитию коммуникации и навыков социального поведения в русле индивидуальных коррекционных программ;
- участие в разработке индивидуальных коррекционных программ;
- участие в разработке методов коррекционного воспитания и обучения аутичных детей и детей с аутистическими чертами личности;
- самостоятельно или по поручению педагога (педагога-психолога, логопеда) разрабатывает и изготовляет дидактические материалы;
- правильное и своевременное ведение документации в соответствии с Уставом Центра;
- участие в проведении консультативных и амбулаторных приемов;
- проведение индивидуальной работы с родителями (законными представителями) под руководством педагога (педагога-психолога, логопеда);
- повышение своего профессионального уровня посредством участия в научно-методическом семинаре, стажировки на рабочем месте в других учреждениях и изучение специальной литературы.
Нагрузка воспитателя Центра составляет не более 25 часов в неделю на одну ставку, с тем чтобы до 4 часов в неделю использовалось на подбор, разработку и изготовление дидактических материалов.
3. Права сотрудников центра
Сотрудники Центра имеют право:
- на участие в управлении Центром в порядке, предусмотренном Уставом Центра;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- на свободу выбора и использование диагностических и коррекционных методик, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки интеллектуального, коммуникативного, речевого уровня развития детей, условий их жизни с утверждением их администрацией или Советом Центра, которым дается право контроля за адекватностью методик, программ, рекомендаций, предлагаемых сотрудниками Центра, уставным целям и задачам последнего;
- повышать квалификацию в любых подходящих для этого учреждениях и организациях, включая зарубежные;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность сотрудников центра
Сотрудники Центра несут ответственность перед родителями (законными представителями) воспитанников, администрацией Центра, органами государственной власти и управления образованием, а также педагогической общественностью за:
- реализацию конституционного права аутичных детей на получение адекватного их особенностям и возможностям образования;
- качество коррекционного обучения и воспитания;
- адекватность применяемых форм, методов и средств обучения возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, интересам воспитанников;
- безопасность воспитанников, охрану их жизни и поддержание здоровья.
Сотрудники Центра обязаны:
- соблюдать Устав Центра;
- соблюдать правила внутреннего распорядка;
- соблюдать должностные обязанности;
- беречь и укреплять имущество, материальную и интеллектуальную собственность Центра;
- соблюдать правила деонтологии, профессиональной этики, включая профессиональную (медицинскую) тайну;
- не допускать без согласия родителей (законных представителей) использования воспитанников в аудио-, видео- и фотосъемках, используемых вне Центра;
- уважать и оберегать права, честь и достоинство детей, родителей (законных представителей), сотрудников Центра.
5. Взаимоотношения и связи по должности
Педагог, педагог-психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель вступают в служебные взаимоотношения с:
- администрацией в лице директора и его заместителей;
- координаторами;
- между собой - прежде всего в рамках коррекционных команд;
- коррекционные команды формируются администрацией и могут быть переформированы в случае производственной необходимости.
Психолого-педагогические работники обязаны представлять заместителю директора по коррекционной работе:
- индивидуальные программы коррекционной работы (общую программу на коррекционную команду и серию коррекционных программ по формированию и развитию отдельных навыков и умений) не позднее двух недель после начала полугодия;
- динамические характеристики - не позднее двух недель по окончании полугодия;
- регулярно вести дневники коррекционной работы и предъявлять их администрации по первому требованию;
- предоставлять отчеты о работе за год не позднее трех недель после начала летних каникул.
Описание функционала специалистов центра
Руководство и обеспечение коррекционно-диагностического процесса в Центре осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики (педагогами-дефектологами), психологами, врачами (прежде всего психиатрами), а также воспитателями и социальными работниками, прошедшими соответствующую подготовку (обучение на рабочем месте или курсы) по коррекции раннего детского аутизма.
Директор Центра (педагог-дефектолог /или врач, или психолог/, имеющий стаж работы в области специальной педагогики или клинической практики не менее 10-ти лет):
- осуществляет общее руководство коррекционно-диагностическим процессом;
- определяет методическую направленность работы Центра и организационные принципы консультативно-коррекционной работы;
- отвечает за сохранность и развитие материальной базы Центра;
- отвечает за безопасность, сохранение жизни и здоровья воспитанников;
- контролирует ведение документации;
- отвечает за качество работы специалистов Центра;
- участвует в консультировании детей, родителей и специалистов как в Центре, так и в других учреждениях.
Заместитель директора по коррекционной работе назначается директором по согласованию с вышестоящими органами управления образованием и по рекомендации Общества помощи аутичным детям "Добро". Заместителем директора может быть педагог или психолог со стажем практической и научной работы не менее 5 лет.
Заместитель директора по коррекционой работе:
- возглавляет Совет координаторов Центра;
- организует работу ПМПК;
- определяет нагрузку педагогов, педагогов-психологов, врачей, социальных педагогов, воспитателей в соответствии с их обязанностями и контролирует ее выполнение;
- составляет расписание коррекционно-образовательного процесса и отвечает за его выполнение;
- вместе с координаторами контролирует выполнение индивидуальных коррекционных программ;
- следит за правильностью оформления и своевременностью предоставления текущей и отчетной документации.
Основными задачами работы педагога Центра являются:
- диагностика глубины коммуникативных расстройств, навыков, умений, уровня знаний, обучаемости воспитанников;
- определение типа учебного плана, составление учебного плана;
- составление индивидуальных коррекционно-образовательных программ для аутичных детей и детей с аутистическими чертами личности;
- реализация программ на основе существующих методик;
- участие в адаптации и разработке новых методик обучения аутичных детей;
- проведение коррекционных занятий как индивидуальных, так и групповых;
- участие в решении вопросов учебной нагрузки, режима посещения занятий;
- разработа и подготовка дидактического и научно-методического материала для занятий;
- правильное и своевременное оформление документации в соответствии с требованиями Устава Центра;
- адекватная оценка навыков, умений, знаний воспитанников на основе дифференцированных оценочных шкал;
- обеспечение на практике развития социальных навыков и речи, спонтанности и проведения досуга воспитанников;
- проведение внеклассной работы (прогулки, экскурсии, кружки, клубная работа и т.п.);
- обеспечение безопасности воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения внеклассных мероприятий;
- обучение родителей (законных представителей) методам и приемам работы с аутичными детьми;
- повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- распространение знаний о проблеме аутизма и его коррекции.
Педагог-психолог:
- проводит качественную и количественную диагностику динамики психического развития ребенка;
- определяет глубину аутистических расстройств до начала и в процессе коррекционной работы;
- принимает участие в составлении индивидуальных учебных планов;
- разрабатывает индивидуальные программы по обучению и воспитанию аутичных детей, купированию продуктивных психопатологических явлений;
- в обязательном порядке осуществляет подготовку к занятиям, адаптируя и разрабатывая диагностический и дидактический материал;
- проводит индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия на основе существующих методик, адаптирует некоторые из них, разрабатывает новые методики;
- участвует в разработке индивидуальных дифференцированных оценочных шкал совместно с педагогами;
- обеспечивает на практике развитие социальных навыков и речи, спонтанности и проведения досуга воспитанников;
- осуществляет индивидуальный контроль и дозирование учебной нагрузки воспитанников;
- обеспечивает безопасность воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения внеклассных мероприятий;
- правильно и своевременно оформляет документацию в соответствии с требованиями Устава Центра;
- проводит работу с семьей:
- консультирует родителей (законных представителей), объясняет особенности психического развития ребенка,
- разрабатывает программы адаптации воспитанника в домашних условиях;
- обучает родителей (законных представителей) формам и способам работы с ребенком;
- проводит психотерапевтическую работу с родителями (законными представителями) и другими членами семьи;
- совместно с врачами и педагогами дает психологическую оценку динамики коррекционного процесса и его результатов;
- консультирует специалистов других учреждений по вопросам психологической коррекции аутизма;
- осуществляет повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- принимает участие в распространении знаний об аутизме и особенностях его коррекции.
Работа воспитателя направлена на:
- сопровождение воспитанника и обеспечение его безопасности в течение всего времени его пребывания в Центре и во время внеклассных мероприятий;
- формирование стереотипа адекватного поведения воспитанников как в Центре, так и вне его, включая домашние условия;
- ассистирование педагогам и педагогам-психологам в проведении коррекционных занятий;
- самостоятельное проведение коррекционных занятий по развитию социально-бытовых навыков, организации свободного времени, развитию коммуникации и навыков социального поведения в русле индивидуальных коррекционных программ;
- участие в разработке индивидуальных коррекционных программ;
- участие в разработке методов коррекционного воспитания и обучения аутичных детей и детей с аутистическими чертами личности;
- самостоятельную или по поручению педагога (педагога-психолога, логопеда) разработку и изготовление дидактических материалов;
- правильное и своевременное ведение документации в соответствии с Уставом Центра;
- участие в проведении консультативных и амбулаторных приемов;
- проведение индивидуальной работы с родителями (законными представителями) под руководством педагога (педагога-психолога, логопеда);
В обязанности социального педагога Центра входит:
- постоянное отслеживание информации о проблемах воспитанников Центра в семьях и других учреждениях и организациях, которые посещают воспитанники;
- посредничество между семьей и администрацией, другими сотрудниками Центра;
- участие вместе с другими сотрудниками Центра в решении вопросов социальной адаптации и социализации воспитанников;
- сбор информации о детских учреждениях, в которые потенциально возможна интеграция воспитанников Центра, установление и поддержание контактов с администрацией психолого-педагогическими сотрудниками этих учреждений;
- активное взаимодействие с учреждениями систем здравоохранения, социальной защиты населения, заинтересованными общественными организациями;
- знание юридических прав воспитанников Центра и разъяснение этих прав родителям (законным представителям);
- представление интересов воспитанника Центра и его родителей (законных представителей) вне Центра;
- подбор учреждений и организаций для профориентационной работы и начального трудового обучения, если это невозможно выполнить в условиях Центра;
- содействие трудоустройству выпускников;
- отслеживание процесса интеграции и социальной адаптации бывших выпускников Центра на протяжение не менее трех лет после их отчисления;
- повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы;
- участие в распространении информации о РДА, прежде всего в учреждениях, от которых зависит дальнейшая социальная адаптация воспитанника Центра.
Врач-детский психиатр:
- осуществляет клиническую диагностику раннего детского аутизма и аутистических черт личности;
- дает рекомендации о приеме ребенка в Центр для ПМПК;
- проводит медикаментозную терапию;
- осуществляет динамическое наблюдение за воспитанниками в процессе коррекционной работы;
- дает рекомендации по объему и режиму занятий и оптимальным формам работы с ребенком;
- принимает участие в консультативных и амбулаторных приемах;
- ведет медицинскую документацию и отчетность соответственно установленным Минздравом нормам;
- проводит работу с родителями по разъяснению особенностей медицинской коррекции, значение строгого выполнения врачебных рекомендаций и назначений;
- принимает участие в распространении информации о клинических аспектах РДА и его медицинской коррекции.
______________________________
* Соответствующие тесты в настоящее время разрабатываются в Обществе помощи аутичным детям "Добро" при поддержке факультетов психологии ряда вузов Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 24 мая 2002 г. N 29/2141-6 "Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2002 г., N 13/02