Постановлением Правительства Калужской области от 30 апреля 2015 г. N 247 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Постановление Правительства Калужской области от 29 марта 2013 г. N 158
"Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области"
24 июня 2013 г., 12 мая 2014 г., 30 апреля 2015 г., 20 июля 2016 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 20 июля 2016 г. N 388 в преамбулу настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 N 973), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (в ред. приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2014 N 880, от 13.04.2016 N 164), Правительство Калужской области постановляет:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области" (далее - "дорожная карта") (прилагается).
2. Определить ответственным исполнителем "дорожной карты" министерство труда и социальной защиты Калужской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области |
А.Д. Артамонов |
Постановлением Правительства Калужской области от 20 июля 2016 г. N 388 настоящий План изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области"
12 мая 2014 г., 30 апреля 2015 г., 20 июля 2016 г.
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Общие положения
1. Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Калужской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Для решения указанных задач необходимо:
- дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания;
- проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа социального работника;
- обеспечение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан являются:
- наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
- устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания и их недостаточное количество;
- недостаточное интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг;
- недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами;
- низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Калужской области системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих в Калужской области, в социальных услугах.
4. Задачами "дорожной карты" являются:
- формирование в Калужской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
- обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания;
- расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
- развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
- внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
- повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам Российской Федерации, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
- сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Калужской области;
- внедрение к 2018 году типовых отраслевых норм труда организаций социального обслуживания;
- внедрение профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;
- достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан);
- проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
- обеспечение перевода специалистов организаций социального обслуживания на эффективный контракт.
5. Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
- ликвидация к 2018 году очереди в организациях социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания;
- создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
- обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;
- увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Калужской области;
- обеспечение доступности социальных услуг гражданам Российской Федерации, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
- обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
- улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;
- обеспечение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан);
- внедрение профессиональных стандартов в деятельности организаций социального обслуживания;
- повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
2. Текущее состояние сферы социального обслуживания в Калужской области и сложившиеся проблемы
Численность населения в Калужской области на 1 января 2016 года составляет 1009772 человека.
В последние годы показатели рождаемости имеют положительную динамику: с 1991 года регистрируется рост числа родившихся и рост общего коэффициента рождаемости. В 2015 году число зарегистрированных рождений увеличилось на 892 ребенка и составило 12774 ребенка (в 2014 г. - 11882).
Общий коэффициент рождаемости в 2015 году составил 12,6.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, суммарный коэффициент рождаемости за 2015 год составил 1,836 (за 2014 год - 1,689), ожидаемая продолжительность жизни за 2015 год составила 70,73 года (за 2014 год - 69,93 года).
С введением мер государственной поддержки семей, имеющих третьего ребенка и последующих детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" численность детей, родившихся третьими или последующими, также имеет тенденцию к росту. В 2015 году третьими и последующими родилось 2115 детей, что составляет 16,5% от числа родившихся (в 2014 году - 16,22%), (в 2014 году - 1935, в 2013 году - 1839, в 2012 году - 1642, в 2011 году - 1405).
В Калужской области по состоянию на 1 января 2016 года проживает 104422 семьи с детьми.
Для реализации установленных гарантий в Калужской области создана система государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги в стационарной и в полустационарной формах социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому (далее - государственные учреждения).
2.1. Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
Потребности взрослого населения в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивают 15 государственных бюджетных учреждений Калужской области различных видов. Общее число койко-мест на 1 января 2016 года составило 1925, из них:
- 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1041 место;
- 4 психоневрологических интерната на 800 мест;
- 1 специальный дом-интернат на 84 места.
В течение последних лет очередность граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, составила:
- 1 человек по состоянию на 1 января 2013 года;
- 18 человек по состоянию на 1 января 2014 года;
- 47 человек по состоянию на 1 января 2015 года;
- 27 человек по состоянию на 1 января 2016 года.
Большинство из них лица без определенного места жительства и ранее судимые граждане, а также инвалиды, страдающие хроническими психическими заболеваниями.
Для удовлетворения потребности граждан в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с 1 января 2015 года введено в эксплуатацию 20 дополнительных мест в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Еленский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и перепрофилированы места в Павлиновском филиале государственного бюджетного учреждения Калужской области "Спас-Деменский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в геронтопсихиатрические, что привело к сокращению очередности.
Норматив обеспеченности местами в государственных учреждениях на 1 января 2016 года составляет 22,9 места на 10 тысяч взрослого населения.
В 2017 году запланировано проведение капитального ремонта и реконструкция здания бывшей школы в пос. Желябужский Ферзиковского района Калужской области для организации филиала государственного бюджетного учреждения Калужской области "Русинский специальный дом-интернат" на 60 мест, что позволит повысить норматив обеспеченности взрослого населения местами в государственных учреждениях до 23,6 мест на 10 тысяч взрослого населения.
В соответствии с подпрограммой "Модернизация и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" государственной программы Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 26.11.2013 N 628 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 17.03.2014 N 177, от 17.04.2014 N 250, от 20.06.2014 N 365, от 15.07.2014 N 412, от 22.09.2014 N 555, от 03.12.2014 N 716, от 20.04.2015 N 202, от 15.06.2015 N 314, от 26.06.2015 N 346, от 06.07.2015 N 361, от 17.11.2015 N 640, от 17.02.2016 N 102, от 18.03.2016 N 184), в 2015 году освоены средства в объеме 17,1 млн. рублей, предусмотренные на улучшение условий проживания граждан и повышение качества предоставляемых услуг за счет обновления, укрепления и модернизации материально-технической базы государственных бюджетных учреждений социального обслуживания. Из них на сумму 9,7 млн. рублей из резервного фонда Президента Российской Федерации выполнены работы по капитальному ремонту фасадов зданий государственного бюджетного учреждения Калужской области "Новослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и государственного казенного учреждения Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей". На средства Пенсионного фонда Российской Федерации в объеме 2,1 млн. рублей и областного бюджета в объеме 5,3 млн. рублей приобретены прачечное оборудование для четырех государственных учреждений, три единицы автотранспорта, выполнены ремонтные работы в двух государственных учреждениях, включая мероприятие по монтажу-демонтажу системы внутреннего пожарного водопровода в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Потребности детей-инвалидов в стационарном социальном обслуживании в полном объеме обеспечивает государственное казенное учреждение Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 170 мест.
За последние годы в государственных учреждениях проводилась оптимизация структуры и штатной численности.
В настоящее время сложившаяся численность обслуживающего персонала позволяет при рациональном использовании имеющихся трудовых ресурсов предоставлять социальные услуги высокого качества. Дальнейшая оптимизация штатной численности сотрудников государственных учреждений, в основе которой лежит снижение предельной штатной численности за счет сокращения штатных единиц, невозможна, так как это ведет к снижению качества предоставляемых услуг.
Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания осуществляется государственным казенным учреждением социального обслуживания Калужской области "Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства", который предоставляет услуги по социальной реабилитации и адаптации гражданам без определенного места жительства.
Оказание социальных и реабилитационных услуг инвалидам молодого возраста при сохранении образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки и переподготовки осуществляет государственное бюджетное учреждение Калужской области "Реабилитационный центр для инвалидов "Калужский реабилитационно-образовательный комплекс".
Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и срочных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Калужской области обеспечивается 12 государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания и отделениями, действующими при 5 государственных бюджетных учреждениях, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
В целях выполнения мероприятий по оптимизации структуры сети и штатной численности государственных учреждений, ликвидации непрофильных подразделений министерством труда и социальной защиты Калужской области проведена реорганизация государственных учреждений в форме присоединения, в результате чего количество государственных бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и срочные социальные услуги, сократилось с 26 до 12.
При этом структурные подразделения данных учреждений функционируют в 9 муниципальных районах Калужской области, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов.
За 2015 год социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, срочные социальные услуги и услуги по социальному сопровождению предоставлены 174363 гражданам.
В Калужской области существует потребность в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в отдаленных населенных пунктах, предоставлении социально-реабилитационных услуг инвалидам. Населением Калужской области востребованы услуги социального такси, мобильного социального обслуживания, сиделки.
В настоящее время мобильные службы созданы в 8 муниципальных районах Калужской области, их клиентами в 2015 году стали около 3 тыс. человек из числа граждан пожилого возраста.
За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Калужское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" осуществляет социальное обслуживание тяжелобольных пожилых людей и инвалидов. Ежемесячно сестры милосердия обслуживают более 500 жителей Калужской области.
В 2015 году 2300 волонтеров из числа учащихся школ, студентов оказали дополнительные социально-бытовые услуги 1450 гражданам пожилого возраста.
В Калужской области по состоянию на 1 января 2016 года в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов трудятся 1918 социальных работников.
В государственных учреждениях проведена работа по расчету нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 N 725 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания".
В 2015 году в Калужской области проведены мероприятия, направленные на повышение заработной платы социальных работников государственных учреждений, в результате чего средняя заработная плата социальных работников, работающих на условиях полного рабочего времени в учреждениях, в 2015 году составила 17572,0 рубля.
По состоянию на 1 января 2016 года в рамках реализации Закона Калужской области "Об образовании патронатных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Калужской области", предусматривающего образование патронатных семей как дополнительной меры социальной поддержки для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, в целях создания им условий для обеспечения общего ухода, содействия в удовлетворении основных жизненных потребностей создано 32 патронатные семьи, в которых проживает 33 человека.
2.2. Предоставление социальных услуг семье и детям
В Калужской области функционирует 19 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе:
- 7 центров социальной помощи семье и детям;
- 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- 1 социальный приют для детей и подростков;
- 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В целях обеспечения доступности социальных услуг семьям с детьми за учреждениями социального обслуживания семьи и детей закреплены территориальные зоны обслуживания. В качестве структурных подразделений в них создано 17 отделений временного пребывания детей с круглосуточным проживанием несовершеннолетних на 346 мест для нахождения детей в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи или социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.
Всего учреждениями социального обслуживания семьи и детей в 2015 году обслужено около 44,3 тыс. человек с детьми.
Наиболее актуальными направлениями деятельности государственных учреждений являются: организация профилактической работы по предупреждению семейного и детского неблагополучия; поиск наиболее эффективных и современных форм и технологий работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений; оказание ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов; организация работы межведомственных команд специалистов по оказанию помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.
В государственных учреждениях работают квалифицированные специалисты, осуществляющие предоставление разнообразных социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Средний возраст специалистов превышает 40 лет. Низкая заработная плата является основной причиной, препятствующей устройству на работу в государственные учреждения молодых перспективных кадров.
В 2015 году успешно реализовывалась подпрограмма "Вместе с семьей" государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.11.2013 N 647 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 24.06.2014 N 369, от 21.07.2014 N 423, от 08.09.2014 N 528, от 28.11.2014 N 697, от 24.12.2014 N 778, от 10.04.2015 N 185, от 03.03.2016 N 142), направленная на помощь беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках пилотного проекта по социальному сопровождению семей с детьми в Калужской области на основании Соглашения от 17.12.2014 N 06/12-ПП-2 "О выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мероприятий пилотного проекта (на основе модельной программы) по внедрению социального сопровождения семей с детьми, включая приемные и замещающие семьи, на территории Калужской области", заключенного с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализовывались мероприятия, направленные на повышение качества социального обслуживания семей с детьми и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг и социальной помощи.
В регионе наблюдается положительная динамика по уменьшению количества женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или намеренных отказаться от новорожденного ребенка, которое сократилось с 50 случаев в 2013 году до 32 в 2015 году. В 2015 году на 12803 родившихся детей пришлось 18 отказов, что составило 0,14% от общей численности новорожденных детей в Калужской области.
На 1 января 2016 года в Калужской области функционируют государственное бюджетное образовательное учреждение Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кондровский детский дом" и государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Азаровский детский дом имени В.Т. Попова", в отношении которых министерство труда и социальной защиты Калужской области осуществляет функции учредителя, на 196 мест.
Кроме того, в Калужской области функционируют государственное автономное учреждение Калужской области "Центр постинтернатного сопровождения "Расправь крылья!" и государственное казенное учреждение Калужской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" (далее - Центр).
В 2015 году в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные услуги получили 122 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 110 выпускников - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Получателями государственных услуг Центра стали 4680 человек, из общего числа обратившихся за услугами - 1152 замещающие семьи, помощь оказана 2174 детям.
Комплексную помощь выпускникам государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает государственное автономное учреждение Калужской области "Центр постинтернатного сопровождения "Расправь крылья!". Услуги в 2015 году получили 980 человек, в том числе услугами социальной гостиницы воспользовался 61 выпускник.
В число наиболее актуальных проблем в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит совершенствование системы воспитательной работы в государственных учреждениях, внедрение программ практической подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, социальной адаптации выпускников государственных учреждений, включая их социально-психологическое сопровождение, своевременное обеспечение жилым помещением, оказание адресной помощи, содействие в получении конкурентной на рынке труда профессии, первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте. В связи с этим требуется повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников государственных учреждений, межведомственное взаимодействие по повышению эффективности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Центром за 2015 год оказаны услуги 58764 лицам. В Центре организована регулярная работа по подготовке граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, школы приемного родителя. Проводится регулярная работа по оказанию социально-психологического сопровождения и кризисной помощи замещающим семьям, профилактике социального сиротства. Одним из направлений деятельности Центра является информационно-методическая поддержка специалистов, работающих с семьями и детьми, в них воспитывающимися. В Центре организована работа круглосуточного телефона доверия.
3. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты"
Наименование контрольного показателя |
Единицы измерения |
2013 год, факт |
2014 год, факт |
2015 год, факт |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания |
% |
99,98 |
99,99 |
99,99 |
99,99 |
100 |
100 |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, человек |
человек |
1 |
18 |
52 |
27 |
25 |
0 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
90 |
90 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
человек |
0 |
20 |
32 |
35 |
40 |
45 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Калужской области |
% |
51,4 |
56,2 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг проживающих в сельской местности |
% |
2,1 |
1,6 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Калужской области |
% |
48,6 |
62,8 |
64,47 |
61,63 |
89,5 |
100 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период |
раз |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
|
1:0,82 |
1:0,73 |
1:0,81 |
1:0,85 |
1:0,85 |
1:0,85 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
% |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
10 |
14,3 |
12 |
13 |
13 |
13 |
Показатели нормативов "дорожной карты" отражены в Приложении к Плану мероприятий "дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области"
II. План мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения | ||||
1.1 |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности |
Аналитический материал в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.2 |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому |
Выявление нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.3 |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Калужской области и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
Определение штатной численности социальных работников при составлении штатных расписаний учреждений |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.4 |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности) |
Обеспечение учреждений количественным и качественным персоналом, развитие профессионализма работников, повышение эффективности труда |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.5 |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания, включая вопросы предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе болезнью Альцгеймера и другой деменцией |
Получение профессиональных знаний и навыков, а также профессионального образования первого и последующих уровней. Повышение квалификации работников организаций социального обслуживания. Повышение качества предоставления социальных услуг |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.6 |
Предоставление мер социальной поддержки и стимулирования работникам организаций социального обслуживания Калужской области, в том числе молодым специалистам |
Обеспечение социальных гарантий работникам учреждений. Приток молодых специалистов в социальную сферу |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.7 |
Анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений и при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
Сокращение очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.8 |
Проведение анализа социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга |
Перевод обеспечивающих функций и социальных услуг на условия аутсорсинга |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
1.9 |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов Калужской области на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания |
Обеспечение сохранности и безопасности организаций социального обслуживания. Подготовка информации в Минтруд России) (по запросу) |
IV квартал 2015 г., далее - ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан | ||||
2.1 |
Анализ реализации законодательных и нормативных правовых актов Калужской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений |
Совершенствование региональной нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения |
2015 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию граждан | ||||
3.1 |
Создание региональной модели социального сопровождения граждан пожилого возраста в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (предусмотренной Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") |
Реализация технологий социального сопровождения граждан пожилого возраста и инвалидов |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
3.2 |
Анализ организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти Калужской области в связи с реализацией полномочий Калужской области в сфере социального обслуживания граждан |
Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4. Укрепление и развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания | ||||
4.1 |
Проведение анализа состояния материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
Повышение качества предоставления социальных услуг. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.2 |
Проведение мероприятий по модернизации и укреплению материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
Повышение качества предоставляемых социальных услуг. Приведение учреждений в соответствие с нормами СанПиН и требованиями пожарной безопасности |
ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.3 |
Формирование перечня действующих организаций социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте (с указанием полного перечня организаций, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристикой проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Российской Федерации, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание) |
Повышение качества предоставления социальных услуг. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.4 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, которые планируется построить (с указанием полного перечня организаций, объема средств, предназначенных на эти цели в областном бюджете, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания строительства, предполагаемых результатов, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому) |
Повышение качества предоставления социальных услуг. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.5 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, в которых требуется закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня организаций социального обслуживания, в которых проводятся мероприятия, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Российской Федерации, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых мероприятий, срока проводимых мероприятий) |
Повышение качества предоставления социальных услуг. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.6 |
Анализ результатов реализации перспективной схемы развития стационарных учреждений социального обслуживания Калужской области в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" государственной программы Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 26.11.2013 N 628 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 17.03.2014 N 177, от 17.04.2014 N 250, от 20.06.2014 N 365, от 15.07.2014 N 412, от 22.09.2014 N 555, от 03.12.2014 N 716, от 20.04.2015 N 202, от 15.06.2015 N 314, от 26.06.2015 N 346, от 06.07.2015 N 361, от 17.11.2015 N 640, от 17.02.2016 N 102, от 18.03.2016 N 184) |
Повышение качества предоставления социальных услуг. Подготовка информации в Минтруд России (по запросу) |
ежегодно - март |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
4.7 |
Разработка и реализация перспективной схемы развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан до 2020 года с учетом специфики Калужской области и нуждаемости граждан в социальных услугах |
Ликвидация к 2020 году очередности граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Ликвидация очереди в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому | ||||
5.1 |
Разработка новых технологий предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий |
Сокращение очередности на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания Развитие стационарозамещающей технологии социального обслуживания - "патронатная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.2 |
Разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности |
Повышение доступности социальных услуг для граждан, проживающих в отдаленных районах и сельской местности |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.3 |
Распространение передового опыта работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам в организациях социального обслуживания |
Повышение качества предоставления социальных услуг |
ежегодно, начиная с 2016 г. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.4 |
Развитие государственно-частного партнерства с целью конкурентоспособности организаций социального обслуживания и предоставление права выбора гражданину поставщика социальных услуг |
Повышение доступности социальных услуг для граждан. Наличие в реестре поставщиков социальных услуг в Калужской области коммерческих и некоммерческих организаций |
2015 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.5 |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. Повышение доступности предоставления социальных услуг |
2015 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.6 |
Совершенствование мероприятий по проведению в Калужской области независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания |
Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания |
2015 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
5.7 |
Проведение информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию, принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию граждан, включая интернет-ресурсы, установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований |
Повышение информированности населения о системе социального обслуживания в Калужской области и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг |
ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6. Осуществление мероприятий по повышению заработной платы социальным работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Повышение кадрового потенциала организаций социального обслуживания | ||||
6.1 |
Проведение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальных работников в Калужской области |
Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Калужской области |
ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.2 |
Учет при формировании областного бюджета расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденной в Калужской области "дорожной картой" по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальных работников |
Направление расчетов потребности на повышение заработной платы социальных работников в министерство финансов Калужской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
ежегодно, начиная с 2013 г. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области Министерство финансов Калужской области |
6.3 |
Проведение разъяснительной работы в организациях социального обслуживания по реализации "дорожной карты", в том числе о мероприятиях по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
Повышение информированности персонала организаций социального обслуживания |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.4 |
Мониторинг достижения целевых показателей в части повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
Информационно-аналитические материалы, доклад в Минтруд России |
ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.5 |
Обеспечение соотношений средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания до 1:0,85 - 1:0,5 |
Соблюдение установленного соотношения. Информация в Минтруд России в рамках мониторинга |
ежегодно |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.6 |
Обеспечение установленной предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания не более 40% |
Соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания не более 40%. Информация в Минтруд России в рамках мониторинга |
2015 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.7 |
Проведение аттестации социальных работников, повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, внедрение профессиональных стандартов |
Оценка профессиональных компетенций работников учреждений на соответствие профессиональным стандартам |
2014 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
6.8 |
Мониторинг достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых) с учетом специфики Калужской области |
Достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника. Информация в Минтруд России в рамках мониторинга |
2016 - 2018 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области |
Постановлением Правительства Калужской области от 20 июля 2016 г. N 388 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
"Повышение эффективности и
качества услуг в сфере социального
обслуживания населения (2013 - 2018 годы)
в Калужской области"
Показатели
нормативов "Дорожной карты" по Калужской области
12 мая 2014 г., 30 апреля 2015 г., 20 июля 2016 г.
Наименование показателей |
2012 г. - факт |
2013 г. - факт |
2014 г. - факт |
2015 г. -факт |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2014 г. - 2016 г. |
2014 г. - 2018 г. |
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников) с учетом региональной специфики |
X |
13,7 |
16,5 |
18,6 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
112,1 |
112,1 |
Число получателей услуг, чел. |
X |
8 589 |
8 803 |
8 442 |
8 400 |
8 400 |
8 400 |
95,4 |
95,4 |
Среднесписочная численность социальных работников, чел. |
X |
625 |
532 |
454 |
454 |
454 |
454 |
85,3 |
85,3 |
Численность населения, чел. |
1 006 907 |
1 005 585 |
1 004 544 |
1 009 772 |
1 009 772 |
1 009 772 |
1 009 772 |
100,5 |
100,5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в Калужской области |
Х |
48,6 |
62,8 |
64,47 |
61,63 |
89,5 |
100 |
X |
X |
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по социальным работникам, % |
X |
3,3 |
1,71 |
1,71 |
1,71 |
1,71 |
1,71 |
X |
X |
Средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации (млн. руб.) |
X |
0 |
9,967 |
0,625 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, % |
X |
0 |
41,5 |
23,897 |
0 |
0 |
0 |
27,9 |
17,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Калужской области от 29 марта 2013 г. N 158 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении к газете "Весть" - "Собрание НПА органов государственной власти Калужской области" от 5 апреля 2013 г. N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Калужской области от 21 апреля 2017 г. N 229
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Калужской области от 20 июля 2016 г. N 388
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Калужской области от 30 апреля 2015 г. N 247
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Постановление Правительства Калужской области от 12 мая 2014 г. N 289
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Калужской области от 24 июня 2013 г. N 321
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления