Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 15 мая 2013 г. N 188-13 настоящее приложение изложено в новой редакции,
Приложение
к приказу
Министерства природных ресурсов,
экологии и благоустройства
Калужской области
от 25 июня 2012 г. N 234-12
Ведомственная целевая программа
"Охрана окружающей среды Калужской области"
15 мая 2013 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Охрана окружающей среды Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
Наименование ведомственной целевой программы |
"Охрана окружающей среды Калужской области" (далее - Программа) |
|||||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию Программы |
Управление охраны окружающей среды, отдел бухгалтерского учета и отчетности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
Дата и номер приказа, которым утверждена программа |
Приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 25.06.2012 N 234-12 (в ред. от _______N____) |
|||||
Цель Программы |
Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
|||||
Задачи Программы |
- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; - осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области; - формирование экологической культуры населения Калужской области, развитие экологического образования и воспитания; - формирование эффективной системы управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, благоустройства и обеспечения экологической безопасности |
|||||
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
|||||
Целевые индикаторы по годам реализации ведомственной целевой программы |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерений |
Значения индикаторов |
|||
2012 г. (отчет) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Степень охвата существующих особо охраняемых природных территорий (памятников природы) комплексным экологическим обследованием (по занимаемой площади) |
% |
50 |
70 |
100 |
100 |
|
Расширение сети особо охраняемых природных территорий |
Шт. |
12 |
13 |
15 |
20 |
|
Степень охвата территории области комплексным мониторингом окружающей среды |
% |
55 |
60 |
75 |
80 |
|
Количество населенных пунктов, охваченных наблюдениями за состоянием атмосферного воздуха |
ед. |
20 |
25 |
30 |
35 |
|
Доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях к общему числу населения области |
% |
50 |
55 |
60 |
65 |
|
Количество выполненных предписаний по устранению правонарушений в сфере охраны окружающей среды по отношению к общему количеству предписаний |
% |
89,8 |
90,0 |
90,2 |
90,4 |
|
|
Количество работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и участвовавших в учебных семинарах |
чел. |
20 |
25 |
30 |
30 |
Объем финансирования |
Объем финансирования программы в 2013-2015 годах составляет 184 300,5 тыс. руб.: 2013 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2014 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2015 г. - 61433,5 тыс. руб., в том числе: |
|||||
|
Расходы на реализацию полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды - 184 300,5 тыс. руб.: 2013 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2014 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2015 г. - 61433,5 тыс. руб., в том числе: |
1. Краткая характеристика проблем, на решение которых
направлена ведомственная целевая программа
Благоприятная окружающая среда - необходимое условие развития региона и сохранения здоровья граждан.
Вопросы разумного и рационального природопользования с каждым годом приобретают все большее значение, а благоприятная экологическая обстановка является одним из ключевых факторов экономического развития.
Сегодня Калужская область - лидер экономического развития и самый успешный регион по привлечению инвестиций. Введение в эксплуатацию новых и увеличение производственных мощностей существующих предприятий, расширение автомобильного парка приводят к росту объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в компоненты природной среды, увеличению объемов образования отходов производства и потребления, что напрямую отражается на состоянии природных комплексов и объектов, биоразнообразии региона.
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство) в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и поддержание стабильной экологической обстановки в регионе.
Существующая в современном мире тенденция увеличения активности хозяйственной деятельности позволяет достичь высоких экономических показателей развития производства и улучшить качество жизни населения путем внедрения достижений научно-технического прогресса, но, в свою очередь, создает дополнительные экономические и экологические проблемы для человечества. Технический прогресс породил целый комплекс факторов, которые затрагивают практически все стороны человеческой деятельности, в том числе и его здоровье.
Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Калужской области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере природопользования и экологии.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках ведомственной целевой программы (ВЦП) позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов повышения уровня экологической безопасности и сохранения природных систем.
Министерство в соответствии с имеющимися полномочиями участвует в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), в том числе государственного мониторинга состояния атмосферного воздуха, и обеспечении функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды; осуществляет управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги Калужской области, участвует в развитии системы экологического образования и просвещения населения и формирования экологической культуры на территории Калужской области, участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Калужской области, организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня, осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Большую актуальность имеет проведение мониторинга окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.
Атмосферный воздух.
Состояние воздушного бассейна является одним из жизненно важных факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются, концентрируются в почве, поверхностных и подземных водах и оказывают влияние на условия проживания населения. Большое количество стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сложный рельеф местности обусловливает в некоторых районах области высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы.
Основными загрязняющими веществами, поступающими с выбросами в атмосферный воздух, являются пыль различного состава, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды, формальдегид, фенол, сероводород, ксилол, толуол, уксусная кислота.
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в последние годы значительно сократился (с 15,44 тыс. т в 2000 году до 12,7 тыс. т в 2011 году - по данным, представленным Калугастатом). В перспективе предполагаемый объем выбросов от стационарных источников должен остаться на уровне 2011 года за счет реализации предприятиями и организациями области природоохранных мероприятий, направленных на охрану воздушного бассейна, ввода в эксплуатацию новых экологически чистых предприятий, а также увеличения эффективности проводимых проверок соблюдения природопользователями законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения атмосферы в последние годы имеет тенденцию к увеличению, что объясняется постоянным ростом автомобильного парка. В среднем объем выбросов от автотранспорта увеличивается ежегодно на 5-6%. Стабилизация данного показателя возможна только после полного удовлетворения потребностей населения Калужской области в автотранспорте. Возможные пути уменьшения выбросов от автотранспорта: перевод на газовое топливо, совершенствование схем движения автотранспорта в городах (ликвидация пробок), замена старых автомобилей на новые (обновление автомобильного парка) и др.
Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия, автотранспорт и котельные. С целью уменьшения загрязнения воздуха выбросами от автомобильного транспорта на территории области разрешен для реализации и применения только неэтилированный бензин. Проводимая в последние годы Губернатором и Правительством области работа по газификации населенных мест, повлекла за собой перевод котельных с твердого и жидкого видов топлива на газообразное, что привело к уменьшению негативного воздействия на атмосферный воздух.
Проведение мониторинговых исследований состояния атмосферного воздуха на территории Калужской области осуществляют ФГБУ "Калужский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Управление Роспотребнадзора по Калужской области, Калужский филиал ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО", ООО Фирма "Экоаналитика", а также предприятия и организации, осуществляющие деятельность на территории Калужской области.
В 2011 году продолжены работы по организации и методическому обеспечению сводных томов "Охрана атмосферы и нормативы ПДВ (ВСВ)" для городов Калужской области (Калуги, Балабаново, Людиново), а также для индустриального парка "Ворсино" (Боровский район). Планируется возобновить ведение сводного тома г. Обнинск. Ведение сводных томов позволяет установить нормативы ПДВ (ВСВ) с учетом взаимного влияния всех источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на территории населенного пункта, а также значительно упрощает процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Особенностью разрабатываемых сводных томов является то, что они находятся в постоянно действующем состоянии и составляют основу единой информационной системы городов.
С 2008 года функционирует территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Калужской области. Регулярно обеспечивается пополнение данными подсистем: "Атмосферный воздух", "Поверхностные водные объекты", "Подземные воды", "Земли (почвы)", "Недра (геологическая среда)", "Леса (лесные экосистемы)", "Отходы производства и потребления", "Животный мир", "Красная книга Калужской области", "Биомониторинг", "Радиационная обстановка".
Информация о состоянии окружающей среды и ее изменении, полученная в результате функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области, является открытой и общедоступной и размещается на портале органов власти Калужской области.
Однако сеть наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории региона остается недостаточно развитой - в большинстве населенных пунктах области с развитой промышленной инфраструктурой не ведется мониторинг атмосферного воздуха. Оценка качества и прогноз изменений состояния атмосферного воздуха должна осуществляться путем увеличения точек наблюдений на территории Калужской области, с возможным использованием мобильной лаборатории.
В 2012 году в рамках Программы были проведены мероприятия:
- по разработке сети и плана - графика, организации и ведению оценочного инструментального мониторинга атмосферного воздуха промышленно развитых территориальных образований Калужской области в 22 населенных пунктах области.
Выбор населенных пунктов осуществлялся на основании статистической отчетности 2ТП-воздух и планов корпорации развития Калужской области по развитию индустриальных парков c привлечением инвесторов.
- по оценка потенциального загрязнения на основе сводных расчетов (расчетный мониторинг) и разработке перспективной сети и плана - графика инструментального мониторинга атмосферного воздуха территорий с наиболее высокой антропогенной нагрузкой следующих территорий: г. Малоярославец, г. Киров, пос. Товарково, г. Козельск, пос. Детчино.
- по комплексной оценке качества атмосферного воздуха в антропогенных нагруженных населенных пунктах Калужской области, ранжированию территорий по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА); прогнозу изменений состояния атмосферного воздуха под воздействием существующих и потенциальных техногенных факторов; разработке предложений по оптимизации антропогенной нагрузки с целью улучшения качества атмосферного воздуха Калужской области.
Решение такой важной экологической проблемы, как охрана атмосферного воздуха, возможно только путем объединения усилий органов местного самоуправления и природопользователей под контролем природоохранных служб.
Отсутствие полной информации о состоянии компонентов природной среды из-за недостаточно развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга снижает качество принятия экологически обоснованных управленческих решений при разработке мероприятий и программ, направленных на уменьшение негативного влияния на человека и на объекты окружающей среды.
В связи с активно развивающимся в последнее время промышленным производством на территории области требуется проведение мониторинговой оценки объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду путем проведения рейтинговой оценки воздействия промышленности на окружающую среду на основе анализа российских и международных систем экологических рейтингов и адаптации их к условиям Калужской области с целью обеспечения органов государственной власти информацией для принятия организационных мер по уменьшению нагрузки на окружающую среду. В 2012 году такая работа началась в рамках ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды" и будет продолжена в дальнейшем.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. Отсутствие системы мер по поддержке и развитию ООПТ приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
В 2010 году в рамках областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)" завершена полная инвентаризация особо охраняемых природных территорий Калужской области, по результатам которой установлено, что на территории области расположено 190 особо охраняемых природных территории, в том числе 4 - федерального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Калужской области (по состоянию на 01.01.2012) составляет 218270 га (7,3% территории области).
В целях сохранения уникальных, невосполнимых и ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов и объектов и в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области от 24.10.2011 N 403 в 2011-2012 году проведены работы по комплексному экологическому обследованию 82 памятников природы регионального значения, расположенных в Людиновском и Хвастовичском районах, и 14 природных объектов, которым планируется придать правовой статус особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В результате проведенного обследования выявлены объекты животного и растительного мира, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, ранее не отмечавшиеся на территории Калужской области.
Для формирования и обеспечения устойчивого функционирования ООПТ регионального значения, определения перспектив развития сети данных территорий, учета данных территорий при планировании социально-экономического развития региона необходимо располагать оперативными и достоверными сведениями о текущем их состоянии, природной ценности, выполнении режима охраны. С целью сохранения существующих ООПТ регионального значения и создания новых ООПТ регионального значения, развития сети ООПТ Калужской области необходимо продолжить проведение работ по комплексному экологическому обследованию.
Также в рамках мероприятий по сохранению природных объектов и комплексов, являющихся ООПТ регионального значения, требуется проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, кадастровых работ с определением местоположения границ ООПТ регионального значения, внесением данных об установленных в соответствии с законодательством ограничениях прав на землю в государственный кадастр недвижимости, обустройством территории пограничными информационными знаками (аншлагами).
Мониторинг исчезающих и редких видов растительного и животного мира.
Ведение Красной книги.
Калужская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов ЦФО, в результате чего возникает ряд экологических проблем, в частности - сокращение биологического разнообразия. Хозяйственная деятельность человека приводит к обеднению природных экосистем за счет исчезновения отдельных видов живых организмов, что сказывается на способности саморегуляции биосферы в целом и создает угрозу существованию самого человека. Поэтому сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, а также выявление новых редких видов и регистрация мест их обитания становится одной из первоочередных задач.
В 2006 году была издана Красная книга Калужской области. Осуществляется работа по мониторингу редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнению их местообитаний, лимитирующих факторов и разработке конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Выявлены редкие и исчезающие представители растительного и животного мира, внесение которых в Красную книгу области целесообразно.
В соответствии со статьей 49 Закона Калужской области от 28.02.11 года N 121-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области" издание Красной книги осуществляется не реже, чем один раз в 10 лет.
Для обеспечения сохранности видового разнообразия растительного и животного мира и воспроизводства объектов, находящихся под угрозой исчезновения на территории области, необходимо проводить работы с привлечением ведущих биологов, зоологов и других специалистов по изучению численности и ареалов распространения редких видов флоры и фауны, организовывать ботанико-зоологические экспедиции, выявлять популяции видов, нуждающихся в охране, проводить просветительскую деятельность среди населения.
В рамках ведения Красной книги Калужской области за счет средств областного бюджета проведен мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира Калужской области. Постановлением Правительства Калужской области от 13.09.2012 N 460 "О занесении в Красную книгу Калужской области объектов животного и растительного мира и признании утратившим силу постановления Правительства Калужской области от 04.02.2000 N 13 "О перечне объектов растительного и животного мира, включенных в Красную книгу Калужской области" вынесено решение комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира Калужской области при министерстве о занесении объектов животного и растительного" и утвержден новый их перечень.
Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры
Вопросы экологического образования и просвещения населения Калужской области с каждым годом приобретают все большую актуальность в природоохранной деятельности. Этим обусловлено ежегодное проведение в Калужской области комплекса природоохранных мероприятий, объединенных под названием - "Дни защиты от экологической опасности", главной задачей которых является привлечение внимания населения, руководителей государственных и общественных организаций к наиболее острым проблемам сохранения чистоты воздуха, озер, рек, лесов и земель. На протяжении пяти последних лет Калужская область признается победителем во Всероссийском конкурсе по проведению "Дней защиты от экологической опасности" среди субъектов Российской Федерации.
Большую работу по экологическому образованию и просвещению населения Калужской области ежегодно проводят ФГУ "Национальный парк "Угра" и ФГУ "Государственный природный заповедник "Калужские засеки", ГБОУ ДО "Калужский областной эколого-биологический центр учащихся", Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Калужский областной краеведческий музей, а также районные учреждения образования и культуры, совместно с министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, министерством образования и науки Калужской области и министерством культуры Калужской области. Высшие учебные заведения области (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, КГУ им. К.Э. Циолковского, КФ РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, ИАТЭ) продолжают вести подготовку специалистов-экологов различных направлений деятельности и вводить общеобразовательные курсы по экологии на других специальностях. Дисциплины "Экологическое право", "Экологический мониторинг" и другие включаются в образовательные программы многих учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Активное участие в формировании экологической культуры населения принимают общественные организации и объединения Фонд "Усадьба Белкино", движение "Мусора. Больше. Нет", Дружина охраны природы ИАТЭ и другие, которые регулярно организуют и проводят различные мероприятия природоохранной направленности.
Главным условием перехода к устойчивому развитию является экологизация мышления, реализуемая через знание экологических проблем и формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей природной среде, представлений о человеке как части природы, о единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Нет экологических знаний - нет представления об экологических проблемах и экологических ситуациях, нет беспокойства о среде обитания для себя и будущих поколений.
Экологические проблемы современности имеют самый различный характер и обусловлены главным образом социально-экономическими факторами. Формирование экологической культуры и экологического мировоззрения выходит сегодня на первый план. Экологическим образованием и воспитанием в области в рамках принятых программ занимаются высшие, общеобразовательные и дошкольные учреждения, внешкольные образовательные учреждения - экологические центры, а также областные общественные организации и детские общественные объединения.
Результатом выполнения эколого-образовательных программ станет увеличение числа населения, вовлеченных в процесс экологического образования и воспитания, улучшение методической базы реализации программ, расширение географии проводимых мероприятий.
Выполнение задачи формирование эффективной системы управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, благоустройства и обеспечения экологической безопасности возможно путем выполнения следующих мероприятий:
- обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, заказчиком которой выступает министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области;
- обеспечение деятельности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области по реализации установленных полномочий;
- обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами при реализации установленных полномочий.
Действие Программы распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на органы местного самоуправления в части их полномочий в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калужской области.
Данная Программа является логическим продолжением и развитием областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003 - 2010 годы)" и направлена на улучшение экологической обстановки в области, снижение рисков для здоровья населения и природных комплексов, возникающих в результате деятельности производственных, энергетических, коммунальных, транспортных объектов.
Нормативным правовым обеспечением Программы являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды;
- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 04.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 04.03.1995 N 33-ФЗ" следует читать "от 14.03.1995 N 33-ФЗ"
- утвержденные Президентом Российской Федерации от 30.04.2012 N Пр-1102 "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и Плана по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)";
- приказ Госкомэкологии Российской Федерации по охране окружающей среды от 03.10.1997 N 419-а "Об утверждении порядка ведения Красной книги Российской Федерации";
- приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2004 N 323 "Об утверждении стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов";
- Закон Калужской области от 28.02.2011 N 121-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области";
- постановление Законодательного Собрания Калужской области от 03.12.1998 N 542 "О Красной книге Калужской области";
- постановление Правительства Калужской области от 29.10.1998 N 115 "О Красной книге Калужской области".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является:
Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
- осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области;
- формирование экологической культуры населения Калужской области, развитие экологического образования и воспитания;
- формирование эффективной системы управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, благоустройства и обеспечения экологической безопасности.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
4. Целевые индикаторы Программы
Оценка результативности Программы будет осуществляться с применением следующих целевых индикаторов:
Наименование целевых индикаторов |
Ед. измерений |
Значение показателей |
|||
2012 г. (отчет) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Степень охвата существующих особо охраняемых природных территорий (памятников природы) комплексным экологическим обследованием (по занимаемой площади) |
% |
50 |
70 |
100 |
100 |
Расширение сети особо охраняемых природных территорий |
Шт. |
12 |
13 |
15 |
20 |
Степень охвата территории области комплексным мониторингом окружающей среды |
% |
55 |
60 |
75 |
80 |
Количество населенных пунктов, охваченных наблюдениями за состоянием атмосферного воздуха |
ед. |
20 |
25 |
30 |
35 |
Доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях к общему числу населения |
% |
50 |
55 |
60 |
65 |
Количество выполненных предписаний по устранению правонарушений в сфере охраны окружающей среды по отношению к общему количеству предписаний |
% |
89,8 |
90,0 |
90,2 |
90,4 |
Количество работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и участвовавших в учебных семинарах |
Чел. |
20 |
25 |
30 |
30 |
В процессе реализации Программы перечень целевых индикаторов и показателей может дополняться и/или корректироваться в зависимости от изменения объемов финансирования.
5. Перечень программных мероприятий
В соответствии с целями и задачами будут реализованы программные мероприятия, перечень которых с распределением планируемых объемов финансирования, целевыми индикаторами представлен в приложении N 1 к Программе.
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы, исполняемые министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в соответствии с имеющимися полномочиями, реализуются за счет средств областного бюджета.
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на региональном уровне, состояние окружающей среды, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения экологической безопасности, а также реальная возможность ее решения при условии государственной поддержки.
Планируемая потребность в финансовом обеспечении из областного бюджета по основным направлениям Программы приведена в таблице:
Источник финансирования и направление расходов |
Объемы финансирования, (тыс. руб.) |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Всего за счет средств областного бюджета: |
61433,5 |
61433,5 |
61433,5 |
в том числе: |
|
|
|
Природоохранные мероприятия |
9 607,4 |
9 607,4 |
9 607,4 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
Выполнение функций государственными органами |
41 257,8 |
41 257,8 |
41 257,8 |
Выполнение функций государственными учреждениями |
4 568,3 |
4 568,3 |
4 568,3 |
*) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды Калужской области" из областного бюджета, ежегодно уточняются при формировании проекта закона Калужской области "Об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период".
Обоснование объемов финансирования программных мероприятий из областного бюджета формируется из потребности в проведении мероприятий в сфере охраны окружающей среды, ассигнований на выполнение государственных полномочий, расходов на обеспечение деятельности государственного учреждения в соответствии с установленным государственным заданием.
Обоснование потребностей в необходимых финансовых ресурсах в разрезе планируемых мероприятий представлено в приложении N 2 к Программе.
7. Ожидаемая оценка экологической и социально-экономической
эффективности реализации программных мероприятий
Экологическая эффективность Программы выражается в:
- предотвращении и минимизации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на человека и окружающую среду;
- сохранении и восстановлении окружающей природной среды;
- повышении экологической безопасности населения за счет внедрения наилучших существующих экологически "чистых" технологий, применения высокопроизводительной техники.
Важнейшим социальным результатом реализации Программы будет создание наиболее благоприятных условий проживания населения, как в отдельных районах, так и в области в целом. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит добиться уменьшения и локализации негативного воздействия на окружающую природную среду, улучшить экологический баланс на территории региона, что является одним из необходимых условий для оздоровления экологической обстановки, снижению угрозы здоровью человека.
Мероприятия Программы позволят повысить уровень экологического сознания населения, стимулировать соблюдение основных принципов экологической безопасности, формировать у населения бережное отношение к природе.
Необходимо учитывать тот факт, что для экологических мероприятий характерна так называемая "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Экономическая эффективность Программы может быть оценена путем сравнения затрат на ее реализацию с бюджетными доходами, получаемыми от платы за негативное воздействие на окружающую среду в областной бюджет.
Планируемый объем средств в областной бюджет от платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2013 год - 41,9 млн. руб., на 2014 год - 45,2 млн. руб., на 2015 год - 49,1 млн. руб. Общий объем планируемого дохода за 2013-2015 годы составляет 136,2 млн. руб.
Планируемый объем средств от государственной пошлины за выдачу документа об утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также за переоформления и выдачу дубликатов указанного документа за период 2013-2015 составляет порядка 1,0 млн. руб.
Поступления в консолидированный бюджет области от оплаты штрафов за несоблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности за период 2012-2015 составит порядка 13,5 млн. руб.
Эффективность Программы подкрепляется доходной частью в областной бюджет от государственной пошлины за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, плановый объем которой на период 2013-2015 годы составляет порядка 2,2 млн. руб.
Доход от разовых платежей за пользование недрами за указанный период составит 22,5 млн. руб.
Объем средств внебюджетных источников, направленных на проведение мероприятий по улучшению качества жизни населения Калужской области составит порядка 450,0 млн. руб., что сэкономит бюджетные средства на проведение мероприятий по благоустройству в таком же объеме.
Кроме того, реализация мероприятий в сфере водных отношений (в частности по проведению аварийных гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние) будет способствовать повышению защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 1211,6 млн. руб.
Затраты из областного бюджета на реализацию Программы за указанный период предусматриваются в объеме 184,3 млн. руб.
Таким образом, общий объем поступлений в областной бюджет, экономии и предотвращаемый вероятный ущерб значительно превышают затраты на реализацию программы.
8. Методика оценки эффективности Программы
Для оценки эффективности реализации Программы используется утвержденная приказом министра экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п методика типовой оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области ежегодно готовит отчет о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку эффективности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы, и в срок до 25 февраля представляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.
9. Система управления реализацией Программы
Система управления Программой направлена на достижение поставленной цели, эффективность проведения каждого мероприятия, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
Общее руководство за ходом реализации Программы осуществляет заместитель министра - начальник управления охраны окружающей среды.
Заместитель министра - начальник управления охраны окружающей среды осуществляет:
- общее руководство за ходом реализации Программы;
- координацию деятельности управления охраны окружающей среды по реализации мероприятий программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объемов финансирования;
- информирует министра природных ресурсов, экологии и благоустройства области, министерство экономического развития области и министерство финансов области о ходе реализации Программы ежегодно до 1 марта.
Ответственными исполнителями программы являются отделы государственной экологической экспертизы, нормирования и регулирования природоохранной деятельности, а также бухгалтерского учета и отчетности.
Ответственные исполнители Программы осуществляют:
- текущее управление мероприятиями Программы;
- контроль и мониторинг реализации программных мероприятий;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы;
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы;
- несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы в рамках своих полномочий.
Срок представления годового отчета - до 1 марта следующего за отчетным годом.
Исполнители программных мероприятий привлекаются к исполнению мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.