Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 15 мая 2013 г. N 188-13 настоящее приложение изложено в новой редакции,
Приложение
к приказу
Министерства природных ресурсов,
экологии и благоустройства
Калужской области
от 25 июня 2012 г. N 234-12
Ведомственная целевая программа
"Охрана окружающей среды Калужской области"
15 мая 2013 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Охрана окружающей среды Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
Наименование ведомственной целевой программы |
"Охрана окружающей среды Калужской области" (далее - Программа) |
|||||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию Программы |
Управление охраны окружающей среды, отдел бухгалтерского учета и отчетности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
Дата и номер приказа, которым утверждена программа |
Приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 25.06.2012 N 234-12 (в ред. от _______N____) |
|||||
Цель Программы |
Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
|||||
Задачи Программы |
- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; - осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области; - формирование экологической культуры населения Калужской области, развитие экологического образования и воспитания; - формирование эффективной системы управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, благоустройства и обеспечения экологической безопасности |
|||||
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
|||||
Целевые индикаторы по годам реализации ведомственной целевой программы |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерений |
Значения индикаторов |
|||
2012 г. (отчет) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Степень охвата существующих особо охраняемых природных территорий (памятников природы) комплексным экологическим обследованием (по занимаемой площади) |
% |
50 |
70 |
100 |
100 |
|
Расширение сети особо охраняемых природных территорий |
Шт. |
12 |
13 |
15 |
20 |
|
Степень охвата территории области комплексным мониторингом окружающей среды |
% |
55 |
60 |
75 |
80 |
|
Количество населенных пунктов, охваченных наблюдениями за состоянием атмосферного воздуха |
ед. |
20 |
25 |
30 |
35 |
|
Доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях к общему числу населения области |
% |
50 |
55 |
60 |
65 |
|
Количество выполненных предписаний по устранению правонарушений в сфере охраны окружающей среды по отношению к общему количеству предписаний |
% |
89,8 |
90,0 |
90,2 |
90,4 |
|
|
Количество работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и участвовавших в учебных семинарах |
чел. |
20 |
25 |
30 |
30 |
Объем финансирования |
Объем финансирования программы в 2013-2015 годах составляет 184 300,5 тыс. руб.: 2013 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2014 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2015 г. - 61433,5 тыс. руб., в том числе: |
|||||
|
Расходы на реализацию полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды - 184 300,5 тыс. руб.: 2013 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2014 г. - 61433,5 тыс. руб.; 2015 г. - 61433,5 тыс. руб., в том числе: |
1. Краткая характеристика проблем, на решение которых
направлена ведомственная целевая программа
Благоприятная окружающая среда - необходимое условие развития региона и сохранения здоровья граждан.
Вопросы разумного и рационального природопользования с каждым годом приобретают все большее значение, а благоприятная экологическая обстановка является одним из ключевых факторов экономического развития.
Сегодня Калужская область - лидер экономического развития и самый успешный регион по привлечению инвестиций. Введение в эксплуатацию новых и увеличение производственных мощностей существующих предприятий, расширение автомобильного парка приводят к росту объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в компоненты природной среды, увеличению объемов образования отходов производства и потребления, что напрямую отражается на состоянии природных комплексов и объектов, биоразнообразии региона.
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство) в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и поддержание стабильной экологической обстановки в регионе.
Существующая в современном мире тенденция увеличения активности хозяйственной деятельности позволяет достичь высоких экономических показателей развития производства и улучшить качество жизни населения путем внедрения достижений научно-технического прогресса, но, в свою очередь, создает дополнительные экономические и экологические проблемы для человечества. Технический прогресс породил целый комплекс факторов, которые затрагивают практически все стороны человеческой деятельности, в том числе и его здоровье.
Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Калужской области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере природопользования и экологии.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках ведомственной целевой программы (ВЦП) позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов повышения уровня экологической безопасности и сохранения природных систем.
Министерство в соответствии с имеющимися полномочиями участвует в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), в том числе государственного мониторинга состояния атмосферного воздуха, и обеспечении функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды; осуществляет управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги Калужской области, участвует в развитии системы экологического образования и просвещения населения и формирования экологической культуры на территории Калужской области, участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Калужской области, организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня, осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Большую актуальность имеет проведение мониторинга окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.
Атмосферный воздух.
Состояние воздушного бассейна является одним из жизненно важных факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются, концентрируются в почве, поверхностных и подземных водах и оказывают влияние на условия проживания населения. Большое количество стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сложный рельеф местности обусловливает в некоторых районах области высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы.
Основными загрязняющими веществами, поступающими с выбросами в атмосферный воздух, являются пыль различного состава, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды, формальдегид, фенол, сероводород, ксилол, толуол, уксусная кислота.
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в последние годы значительно сократился (с 15,44 тыс. т в 2000 году до 12,7 тыс. т в 2011 году - по данным, представленным Калугастатом). В перспективе предполагаемый объем выбросов от стационарных источников должен остаться на уровне 2011 года за счет реализации предприятиями и организациями области природоохранных мероприятий, направленных на охрану воздушного бассейна, ввода в эксплуатацию новых экологически чистых предприятий, а также увеличения эффективности проводимых проверок соблюдения природопользователями законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения атмосферы в последние годы имеет тенденцию к увеличению, что объясняется постоянным ростом автомобильного парка. В среднем объем выбросов от автотранспорта увеличивается ежегодно на 5-6%. Стабилизация данного показателя возможна только после полного удовлетворения потребностей населения Калужской области в автотранспорте. Возможные пути уменьшения выбросов от автотранспорта: перевод на газовое топливо, совершенствование схем движения автотранспорта в городах (ликвидация пробок), замена старых автомобилей на новые (обновление автомобильного парка) и др.
Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия, автотранспорт и котельные. С целью уменьшения загрязнения воздуха выбросами от автомобильного транспорта на территории области разрешен для реализации и применения только неэтилированный бензин. Проводимая в последние годы Губернатором и Правительством области работа по газификации населенных мест, повлекла за собой перевод котельных с твердого и жидкого видов топлива на газообразное, что привело к уменьшению негативного воздействия на атмосферный воздух.
Проведение мониторинговых исследований состояния атмосферного воздуха на территории Калужской области осуществляют ФГБУ "Калужский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Управление Роспотребнадзора по Калужской области, Калужский филиал ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО", ООО Фирма "Экоаналитика", а также предприятия и организации, осуществляющие деятельность на территории Калужской области.
В 2011 году продолжены работы по организации и методическому обеспечению сводных томов "Охрана атмосферы и нормативы ПДВ (ВСВ)" для городов Калужской области (Калуги, Балабаново, Людиново), а также для индустриального парка "Ворсино" (Боровский район). Планируется возобновить ведение сводного тома г. Обнинск. Ведение сводных томов позволяет установить нормативы ПДВ (ВСВ) с учетом взаимного влияния всех источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на территории населенного пункта, а также значительно упрощает процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Особенностью разрабатываемых сводных томов является то, что они находятся в постоянно действующем состоянии и составляют основу единой информационной системы городов.
С 2008 года функционирует территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Калужской области. Регулярно обеспечивается пополнение данными подсистем: "Атмосферный воздух", "Поверхностные водные объекты", "Подземные воды", "Земли (почвы)", "Недра (геологическая среда)", "Леса (лесные экосистемы)", "Отходы производства и потребления", "Животный мир", "Красная книга Калужской области", "Биомониторинг", "Радиационная обстановка".
Информация о состоянии окружающей среды и ее изменении, полученная в результате функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области, является открытой и общедоступной и размещается на портале органов власти Калужской области.
Однако сеть наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории региона остается недостаточно развитой - в большинстве населенных пунктах области с развитой промышленной инфраструктурой не ведется мониторинг атмосферного воздуха. Оценка качества и прогноз изменений состояния атмосферного воздуха должна осуществляться путем увеличения точек наблюдений на территории Калужской области, с возможным использованием мобильной лаборатории.
В 2012 году в рамках Программы были проведены мероприятия:
- по разработке сети и плана - графика, организации и ведению оценочного инструментального мониторинга атмосферного воздуха промышленно развитых территориальных образований Калужской области в 22 населенных пунктах области.
Выбор населенных пунктов осуществлялся на основании статистической отчетности 2ТП-воздух и планов корпорации развития Калужской области по развитию индустриальных парков c привлечением инвесторов.
- по оценка потенциального загрязнения на основе сводных расчетов (расчетный мониторинг) и разработке перспективной сети и плана - графика инструментального мониторинга атмосферного воздуха территорий с наиболее высокой антропогенной нагрузкой следующих территорий: г. Малоярославец, г. Киров, пос. Товарково, г. Козельск, пос. Детчино.
- по комплексной оценке качества атмосферного воздуха в антропогенных нагруженных населенных пунктах Калужской области, ранжированию территорий по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА); прогнозу изменений состояния атмосферного воздуха под воздействием существующих и потенциальных техногенных факторов; разработке предложений по оптимизации антропогенной нагрузки с целью улучшения качества атмосферного воздуха Калужской области.
Решение такой важной экологической проблемы, как охрана атмосферного воздуха, возможно только путем объединения усилий органов местного самоуправления и природопользователей под контролем природоохранных служб.
Отсутствие полной информации о состоянии компонентов природной среды из-за недостаточно развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга снижает качество принятия экологически обоснованных управленческих решений при разработке мероприятий и программ, направленных на уменьшение негативного влияния на человека и на объекты окружающей среды.
В связи с активно развивающимся в последнее время промышленным производством на территории области требуется проведение мониторинговой оценки объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду путем проведения рейтинговой оценки воздействия промышленности на окружающую среду на основе анализа российских и международных систем экологических рейтингов и адаптации их к условиям Калужской области с целью обеспечения органов государственной власти информацией для принятия организационных мер по уменьшению нагрузки на окружающую среду. В 2012 году такая работа началась в рамках ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды" и будет продолжена в дальнейшем.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. Отсутствие системы мер по поддержке и развитию ООПТ приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
В 2010 году в рамках областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)" завершена полная инвентаризация особо охраняемых природных территорий Калужской области, по результатам которой установлено, что на территории области расположено 190 особо охраняемых природных территории, в том числе 4 - федерального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Калужской области (по состоянию на 01.01.2012) составляет 218270 га (7,3% территории области).
В целях сохранения уникальных, невосполнимых и ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов и объектов и в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области от 24.10.2011 N 403 в 2011-2012 году проведены работы по комплексному экологическому обследованию 82 памятников природы регионального значения, расположенных в Людиновском и Хвастовичском районах, и 14 природных объектов, которым планируется придать правовой статус особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В результате проведенного обследования выявлены объекты животного и растительного мира, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, ранее не отмечавшиеся на территории Калужской области.
Для формирования и обеспечения устойчивого функционирования ООПТ регионального значения, определения перспектив развития сети данных территорий, учета данных территорий при планировании социально-экономического развития региона необходимо располагать оперативными и достоверными сведениями о текущем их состоянии, природной ценности, выполнении режима охраны. С целью сохранения существующих ООПТ регионального значения и создания новых ООПТ регионального значения, развития сети ООПТ Калужской области необходимо продолжить проведение работ по комплексному экологическому обследованию.
Также в рамках мероприятий по сохранению природных объектов и комплексов, являющихся ООПТ регионального значения, требуется проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, кадастровых работ с определением местоположения границ ООПТ регионального значения, внесением данных об установленных в соответствии с законодательством ограничениях прав на землю в государственный кадастр недвижимости, обустройством территории пограничными информационными знаками (аншлагами).
Мониторинг исчезающих и редких видов растительного и животного мира.
Ведение Красной книги.
Калужская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов ЦФО, в результате чего возникает ряд экологических проблем, в частности - сокращение биологического разнообразия. Хозяйственная деятельность человека приводит к обеднению природных экосистем за счет исчезновения отдельных видов живых организмов, что сказывается на способности саморегуляции биосферы в целом и создает угрозу существованию самого человека. Поэтому сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, а также выявление новых редких видов и регистрация мест их обитания становится одной из первоочередных задач.
В 2006 году была издана Красная книга Калужской области. Осуществляется работа по мониторингу редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнению их местообитаний, лимитирующих факторов и разработке конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Выявлены редкие и исчезающие представители растительного и животного мира, внесение которых в Красную книгу области целесообразно.
В соответствии со статьей 49 Закона Калужской области от 28.02.11 года N 121-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области" издание Красной книги осуществляется не реже, чем один раз в 10 лет.
Для обеспечения сохранности видового разнообразия растительного и животного мира и воспроизводства объектов, находящихся под угрозой исчезновения на территории области, необходимо проводить работы с привлечением ведущих биологов, зоологов и других специалистов по изучению численности и ареалов распространения редких видов флоры и фауны, организовывать ботанико-зоологические экспедиции, выявлять популяции видов, нуждающихся в охране, проводить просветительскую деятельность среди населения.
В рамках ведения Красной книги Калужской области за счет средств областного бюджета проведен мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира Калужской области. Постановлением Правительства Калужской области от 13.09.2012 N 460 "О занесении в Красную книгу Калужской области объектов животного и растительного мира и признании утратившим силу постановления Правительства Калужской области от 04.02.2000 N 13 "О перечне объектов растительного и животного мира, включенных в Красную книгу Калужской области" вынесено решение комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира Калужской области при министерстве о занесении объектов животного и растительного" и утвержден новый их перечень.
Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры
Вопросы экологического образования и просвещения населения Калужской области с каждым годом приобретают все большую актуальность в природоохранной деятельности. Этим обусловлено ежегодное проведение в Калужской области комплекса природоохранных мероприятий, объединенных под названием - "Дни защиты от экологической опасности", главной задачей которых является привлечение внимания населения, руководителей государственных и общественных организаций к наиболее острым проблемам сохранения чистоты воздуха, озер, рек, лесов и земель. На протяжении пяти последних лет Калужская область признается победителем во Всероссийском конкурсе по проведению "Дней защиты от экологической опасности" среди субъектов Российской Федерации.
Большую работу по экологическому образованию и просвещению населения Калужской области ежегодно проводят ФГУ "Национальный парк "Угра" и ФГУ "Государственный природный заповедник "Калужские засеки", ГБОУ ДО "Калужский областной эколого-биологический центр учащихся", Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Калужский областной краеведческий музей, а также районные учреждения образования и культуры, совместно с министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, министерством образования и науки Калужской области и министерством культуры Калужской области. Высшие учебные заведения области (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, КГУ им. К.Э. Циолковского, КФ РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, ИАТЭ) продолжают вести подготовку специалистов-экологов различных направлений деятельности и вводить общеобразовательные курсы по экологии на других специальностях. Дисциплины "Экологическое право", "Экологический мониторинг" и другие включаются в образовательные программы многих учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Активное участие в формировании экологической культуры населения принимают общественные организации и объединения Фонд "Усадьба Белкино", движение "Мусора. Больше. Нет", Дружина охраны природы ИАТЭ и другие, которые регулярно организуют и проводят различные мероприятия природоохранной направленности.
Главным условием перехода к устойчивому развитию является экологизация мышления, реализуемая через знание экологических проблем и формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей природной среде, представлений о человеке как части природы, о единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Нет экологических знаний - нет представления об экологических проблемах и экологических ситуациях, нет беспокойства о среде обитания для себя и будущих поколений.
Экологические проблемы современности имеют самый различный характер и обусловлены главным образом социально-экономическими факторами. Формирование экологической культуры и экологического мировоззрения выходит сегодня на первый план. Экологическим образованием и воспитанием в области в рамках принятых программ занимаются высшие, общеобразовательные и дошкольные учреждения, внешкольные образовательные учреждения - экологические центры, а также областные общественные организации и детские общественные объединения.
Результатом выполнения эколого-образовательных программ станет увеличение числа населения, вовлеченных в процесс экологического образования и воспитания, улучшение методической базы реализации программ, расширение географии проводимых мероприятий.
Выполнение задачи формирование эффективной системы управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, благоустройства и обеспечения экологической безопасности возможно путем выполнения следующих мероприятий:
- обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, заказчиком которой выступает министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области;
- обеспечение деятельности министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области по реализации установленных полномочий;
- обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами при реализации установленных полномочий.
Действие Программы распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на органы местного самоуправления в части их полномочий в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калужской области.
Данная Программа является логическим продолжением и развитием областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003 - 2010 годы)" и направлена на улучшение экологической обстановки в области, снижение рисков для здоровья населения и природных комплексов, возникающих в результате деятельности производственных, энергетических, коммунальных, транспортных объектов.
Нормативным правовым обеспечением Программы являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды;
- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 04.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 04.03.1995 N 33-ФЗ" следует читать "от 14.03.1995 N 33-ФЗ"
- утвержденные Президентом Российской Федерации от 30.04.2012 N Пр-1102 "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и Плана по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)";
- приказ Госкомэкологии Российской Федерации по охране окружающей среды от 03.10.1997 N 419-а "Об утверждении порядка ведения Красной книги Российской Федерации";
- приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2004 N 323 "Об утверждении страте
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.