Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к муниципальной программе
муниципального образования "Город Калуга"
"Экономическое развитие"
Подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в муниципальном образовании "Город Калуга"
24 января, 3 марта 2014 г.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 3 марта 2014 г. N 71-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1. Паспорт подпрограммы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в муниципальном образовании "Город Калуга"
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 3 марта 2014 г. N 71-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В настоящее время малый и средний бизнес является неотъемлемой частью экономики муниципального образования "Город Калуга". В последние годы малый бизнес обеспечивает немногим менее 20% в общем объеме выручки от реализации товаров и услуг предприятий и организаций муниципального образования "Город Калуга" (далее - МО "Город Калуга"). Дальнейший рост этого показателя в значительной мере сдерживается тем, что МО "Город Калуга" традиционно специализируется в области крупного машиностроения, что требует значительного объема людских и финансовых ресурсов. Соответствующим образом формируется и соотношение финансовых показателей между крупным и малым бизнесом.
На относительно невысокие темпы развития малого предпринимательства в МО "Город Калуга" накладывает свой отпечаток также и то обстоятельство, что на территории МО "Город Калуга" в ее новейшей истории создаются и вводятся в эксплуатацию мощности крупных предприятий.
Таким образом, если учитывать то, что уровень безработицы в МО "Город Калуга" является одним из самых низких как в ЦФО, так и во всей России, то на сегодняшний день в МО "Город Калуга" сложившееся соотношение между крупным и малым бизнесом следует считать оптимальным. Однако следует отметить, что даже при такой жесткой конкуренции за ресурсы, малый бизнес МО "Город Калуга" находит все новые возможности и продолжает развиваться.
Таблица 1
Динамика развития малого предпринимательства
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год (прогноз) |
Количество малых предприятий на конец года (ед.) |
4573 |
4645 |
4650 |
Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) по малым предприятиям (чел.) |
32726 |
33913 |
34016 |
Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) по средним предприятиям (чел.) |
5340 |
5446 |
5500 |
Количество индивидуальных предпринимателей (чел.) |
10475 |
10730 |
10000 |
Общая численность занятых в малом предпринимательстве (чел.) |
48541 |
50089 |
49516 |
Доля общей численности занятых в малом предпринимательстве к общему количеству работающих в экономике города |
24,8 |
25,0 |
25,0 |
Выручка от продажи товаров, работ и услуг (без НДС) по малым предприятиям (млн. руб.) |
68733,9 |
77137,8 |
87701,3 |
Доля выручки от продажи товаров, работ и услуг (без НДС) субъектов малого и среднего предпринимательства в общей выручке предприятий |
20,4% |
17,8% |
16,7% |
Среднемесячная заработная плата работников списочного состава малых предприятий (рублей) |
16670 |
18780 |
21692 |
По состоянию на 1 января 2013 года (к моменту окончания действия муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2010 - 2012 годы") в МО "Город Калуга" фактически действовало 4645 малых предприятий, 55 средних предприятий, а также около 10 700 предпринимателей без образования юридического лица (ИП).
Общее количество занятых в малом и среднем секторе экономики составляло около 50000 человек, или 30,7% от общего количества работающего населения МО "Город Калуга".
Наблюдения показывают, что, несмотря на незначительное ухудшение ряда количественных характеристик (общее количество субъектов малого предпринимательства, число занятых в секторе), за период наблюдения выросли качественные показатели развития малого и среднего бизнеса.
В целом, по итогам 2010-2012 годов, регистрируется рост всех показателей экономической деятельности малых предприятий.
Объем оборота малых и средних предприятий в период 2010-2012 годов уверенно рос и по итогам 2012 года составил сумму в размере 77,1 млрд. рублей (рост в фактических ценах - 109,8% по сравнению с 2011 годом).
Доля отгруженной продукции собственного производства в структуре объема общего оборота предприятий малого сектора экономики составляет около 40%.
Доля отгруженной продукции собственного производства в структуре объема общего оборота предприятий малого сектора экономики составляет около 40%, при этом объем отгруженной продукции собственного производства растет опережающими темпами по сравнению с оборотом товаров несобственного производства, что говорит о тенденции опережающего роста в сфере производства.
В объеме совокупной выручки сферы малого и среднего бизнеса основная доля принадлежит сфере оптово-розничной торговли и ремонта (60,6%). Далее следуют организации сферы промышленного производства (20,5%, из них более 90% - обрабатывающие производства), сферы строительства (10,6%) и операций с недвижимым имуществом (5,4%).
Таблица 2
Структура малого предпринимательства по видам деятельности
Вид деятельности по ОКВЭД |
Доля, % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (А В) |
0,1 |
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (разделы С, D, E) |
20,5 |
Строительство (F) |
10,6 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт (G) |
60,6 |
Транспорт и связь (I) |
1,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (К) |
5,4 |
Прочие виды деятельности |
1,3 |
Всего |
100,0 |
В период 2010-2012 годов (в натуральных показателях) объем налоговых поступлений в бюджет МО "Город Калуга" от деятельности субъектов малого предпринимательства, перешедших на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог) показывает уверенный рост, превышающий показатели текущей инфляции, а доля этих средств за период 2010-2012 годов достигла 25% от объема всех налоговых поступлений в бюджет МО "Город Калуга" (таблица 3).
Таблица 3
Налоговые поступления в бюджет МО "Город Калуга"
млн. руб.
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
Всего налоги на совокупный доход, млн. руб. |
686,13 |
818,79 |
1 000,05 |
1101,4 |
Темп роста налоговых поступлений от налогов на совокупный доход |
118,9% |
119,3% |
122,1% |
110,0% |
Доля налоговых поступлений в виде налога на совокупный доход в общем объеме налоговых поступлений |
18,6% |
19,7% |
25,1% |
24,6% |
По мере развития сферы малого бизнеса постоянно возрастает объем налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого предпринимательства, перешедших на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей). В 2012 году сумма налоговых поступлений (налоги на совокупный доход) составила 1000,05 млн. рублей, за первое полугодие 2013 года - 570,3 млн. рублей. Рост соответствующих налоговых поступлений за первое полугодие 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года составляет 108,4%. Ожидаемая сумма поступлений налогов на совокупный доход за 2013 год составит 1101,4 млн. рублей, в том числе: налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения - 773,7 млн. рублей; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 326,1 млн. рублей; налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 1,255 млн. рублей; единый сельскохозяйственный налог - 0,24 млн. рублей.
В настоящее время основными проблемами, в наибольшей степени сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в МО "Город Калуга", являются:
- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- ограниченные возможности привлечения финансовых ресурсов для субъектов предпринимательства;
- необеспеченность субъектов предпринимательства производственными площадями и земельными участками для их размещения;
- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее нескоординированная деятельность;
- недостаточный уровень социальных гарантий для работников;
- низкая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих технологические инновации;
- низкий уровень развития инновационного менеджмента и отсутствие у широкого круга руководителей системного понимания механизмов инновационного развития предприятий.
Данные факторы оказывают значительное воздействие на развитие предприятий малого бизнеса.
К 2020 году при реализации программных мероприятий планируется достичь следующих конечных результатов:
- увеличение количества малых предприятий до 4690 единиц и созданием 3,0 тыс. новых рабочих мест;
- увеличение оборота малых предприятий до 130000,0 млн. рублей.
3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы,
цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,
сроков и этапов реализации подпрограммы
3.1. Приоритеты муниципальной политики
в сфере реализации подпрограммы
Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 определено, что развитие малого и среднего бизнеса - это один из ключевых вопросов решения задач экономического развития страны. Кроме того, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского округа.
В средне- и долгосрочной перспективе в МО "Город Калуга" развитие малого предпринимательства будет определяться развитием законодательства РФ в данной сфере, темпами и направлениями экономического развития Московской агломерации, Калужской области и самого муниципального образования "Город Калуга".
Сложившийся баланс между крупным и малым бизнесом будет изменяться незначительно в связи с преимущественной реализацией на территории МО "Город Калуга" крупных инвестиционных проектов, требующих при вводе в эксплуатацию соответствующих людских ресурсов. Таким образом, развитие малого предпринимательства может принять характер интенсивного развития с преимущественным ростом сферы услуг, объем и качество которых при этом будет определяться как уровнем платежеспособного спроса, так и уровнем инструментально-технологической и квалификационной оснащенности исполнителей услуг.
Интенсивность развития малого предпринимательства в сфере производства во многом будет определяться:
- наличием, ясностью и упорядоченностью политики органов местной власти в отношении формирования и размещения производственно-технологических зон для малого бизнеса в целях рационального использования трудовых, материальных и земельных ресурсов;
- наличием доступных инвестиционных ресурсов.
Таким образом, к факторам влияния на развитие малого предпринимательства добавляется доступность инвестиционных ресурсов, качество и стоимость наемного труда, связанного в свою очередь с уровнем среднего и профессионального образования.
Кроме того, качественное развитие предпринимательства в условиях ограниченной доступности материальных и трудовых ресурсов потребует перенесения (интенсивного внедрения, экспорта) на территорию города лучших компетенций и практик в различных сферах малого предпринимательства.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 3 марта 2014 г. N 71-п в подраздел 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач
В среднесрочной перспективе основной целью подпрограммы является создание оптимальных организационно-правовых условий для обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в МО "Город Калуга", которая достигается посредством решения следующих задач:
- повышение эффективности и социальной направленности экономики муниципального образования "Город Калуга";
- увеличение доли налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Калуга" от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие и продвижение инновационных технологий в предпринимательстве;
- поддержка начинающих предпринимателей;
- активизация внутрирегиональных, межрегиональных и международных деловых связей и стимулирование экспорта продукции субъектов предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие продвижению продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- создание условий для развития вновь созданных малых инновационных предприятий;
- создание и развитие инфраструктуры инновационной сферы.
Таблица 4
Сведения об индикаторах подпрограммы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в муниципальном образовании "Город Калуга"
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 3 марта 2014 г. N 71-п подраздел 3.3 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
3.3. Конечные результаты реализации подпрограммы
Реализация Подпрограммы является органичной частью развития общей городской среды и сферы решения вопросов местного значения.
Эффективная реализация поставленных задач должна обеспечить:
- устойчивое развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Калуга" с увеличением к концу реализации подпрограммы количества малых предприятий до 4690 единиц и созданием 3,0 тыс. новых рабочих мест;
- увеличение оборота малых предприятий до 130000,0 млн. рублей;
3.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы, в один этап.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 3 марта 2014 г. N 71-п раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
4. Перечень мероприятий и объемы финансирования подпрограммы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в муниципальном образовании "Город Калуга"
5. Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется посредством взаимных действий органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства, союзов и общественных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система управления подпрограммой направлена на достижение поставленных целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия.
Управление экономики города Калуги в установленный период с учетом анализа хода реализации подпрограммы в установленные сроки уточняет объемы средств, необходимых для реализации мероприятий Подпрограммы в очередном финансовом году и плановом периоде, и представляет в управление финансов города Калуги необходимые документы.
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы из бюджета муниципального образования "Город Калуга", ежегодно уточняются после утверждения решения Городской Думы города Калуги о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках мероприятий подпрограммы цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Город Калуга" субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторам, расположенным на территории муниципального образования "Город Калуга", определяются нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Калуга".
Управление подпрограммой и общая координация программных мероприятий, осуществляются комитетом экономического развития управления экономики города Калуги. Общее руководство и контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет начальник управления экономики города Калуги.
Ход и результаты реализации подпрограммы обобщаются, анализируются и обсуждаются на расширенных совещаниях управления экономики города Калуги. Управление экономики города Калуги обеспечивает целевое использование выделяемых из бюджета средств, их учет и финансовую отчетность.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляет комитет экономического развития управления экономики города Калуги.
Исполнитель мероприятий подпрограммы:
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных индикаторов подпрограммы;
- ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы начальнику управления экономики города Калуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.