Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Материалы по обоснованию расчетных показателей
2.1. Общие положения. Цели и задачи разработки проекта Местных нормативов. Термины и определения
2.1.1. Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Обнинск" разработаны в целях:
- реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа.
- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека посредством установления (или изменения) расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
- создания благоприятной градостроительной среды (безопасность, социальный комфорт, инвестиционная привлекательность, пространственно-средовое многообразие, культурно-историческая преемственность, природно-ландшафтная идентичность, инвестиционная открытость).
2.1.2. Задачи:
- обеспечение соответствия объектов градостроительного нормирования объектам градостроительного проектирования - объектам, определенным в генеральном плане городского округа, объектам, определяемым в документации по планировке территории, проектам межевания территории, градостроительным планам земельного участка;
- учет природно-ландшафтных, культурно-топографических, демографических, социально-экономических и градостроительных особенностей города Обнинска;
- учет действующих документов территориального планирования, действующих документов в области социального и экономического развития города Обнинска.
2.1.3. Основные термины и определения, используемые в Местных нормативах, приведены в справочном приложении 1 "Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Обнинск".
2.2. Документы стратегического планирования городского округа "Город Обнинск"
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к документам стратегического планирования на уровне муниципального образования относятся следующие документы:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальная программа.
На территории городского округа "Город Обнинск" реализуются следующие документы стратегического планирования:
- стратегия социально-экономического развития города Обнинска как наукограда РФ на 2017 - 2025 годы;
- муниципальная программа "Развитие системы образования города Обнинска";
- муниципальная программа "Развитие культуры города Обнинска";
- муниципальная программа "Молодежь города Обнинска";
- муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Обнинске";
- муниципальная программа "Социальная поддержка населения города Обнинска";
- муниципальная программа "Дорожное хозяйство города Обнинска";
- муниципальная программа "Содержание и обслуживание жилищного фонда муниципального образования "Город Обнинск";
- муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Обнинск";
- муниципальная программа "Благоустройство города Обнинска";
- муниципальная программа "Развитие и модернизация объектов инженерной инфраструктуры города Обнинска";
- муниципальная программа "Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории города Обнинска";
- муниципальная программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в городе Обнинске";
- муниципальная программа "Обеспечение функционирования системы управления в муниципальном образовании "Город Обнинск";
- муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании "Город Обнинск";
- программа комплексного развития социальной инфраструктуры;
- программа комплексного развития транспортной инфраструктуры;
- программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
2.3. Обоснование расчетных показателей, содержащихся в основной части проекта Местных нормативов
2.3.1. Основные принципы разработки и применения местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Обнинск"
1) разработка Местных нормативов основана на следующих принципах законодательства о градостроительной деятельности:
- обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
- обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
- участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Калужской области органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- принцип законности предполагает разработку и применение Местных нормативов градостроительного проектирования в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Город Обнинск" и другими нормативными актами;
- содержание, порядок подготовки и утверждения Местных нормативов градостроительного проектирования определены статьями 29.2, 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Калужской области от 04.10.2004 N 344-ОЗ "О градостроительной деятельности в Калужской области" с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- принцип взаимосвязи предполагает использование региональных нормативов градостроительного проектирования Калужской области в качестве основы для разработки Местных нормативов как инструмента управления развитием территории на уровне местного самоуправления, обеспечивающего количественно измеримый перевод решений документов стратегического планирования в решения градостроительной документации регионального и муниципального уровней;
- принцип иерархичности предполагает подчинение расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования предельным значениям расчетных показателей региональных нормативов градостроительного проектирования Калужской области;
- принцип обязательности предполагает необходимость использования региональных нормативов градостроительного проектирования для субъектов градостроительной деятельности при подготовке градостроительной документации;
- принцип гласности предполагает опубликование утвержденных Местных нормативов в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов власти, размещение утвержденных Местных нормативов градостроительного проектирования в ФГИС ТП;
- принцип эффективности предполагает подготовку местных нормативов градостроительного проектирования в оптимальном объеме, обеспечивающем принятие управленческих решений в сфере развития территорий;
- принцип учета общественных приоритетов предполагает определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом представлений населения о желаемом уровне комфорта, определенных в том числе в процессе сбора предложений при подготовке Местных нормативов;
2) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения устанавливают количественную взаимосвязь между целевыми показателями документов стратегического планирования и параметрами объектов местного значения, размещение которых предусматривается схемой территориального планирования Калужской области, Генеральным планом муниципального образования "Город Обнинск";
3) обязательность соблюдения требований местных нормативов градостроительного проектирования при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории предусмотрена пунктом 3 статьи 24, пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) обязательность соблюдения требований местных нормативов градостроительного проектирования при подготовке правил землепользования и застройки обусловлена:
- обязательностью подготовки документации по планировке территории в соответствии с требованиями региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;
- при отсутствии утвержденной документации по планировке территории предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в правилах землепользования и застройки рекомендуется определять в том числе в соответствии с Местными нормативами;
5) установление красных линий и линий отступа от красных линий составляет значительную и важную часть решений документации по планировке территорий, но при этом требования к их установлению комплексно не отражены в каком-либо одном нормативном правовом акте. Включение в Местные нормативы требований и рекомендаций по установлению красных линий, а также требований и рекомендаций по установлению линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений основано на положениях Региональных нормативов градостроительного проектирования Калужской области;
6) соблюдение требований по обеспечению охраны окружающей среды, требований по обеспечению защиты населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требований к мероприятиям по гражданской обороне необходимо при формировании решений документов территориального планирования и материалов по обоснованию указанных документов. Данные требования основаны на положениях Региональных нормативов градостроительного проектирования Калужской области. К таким требованиям относятся:
- требования по обеспечению охраны окружающей среды;
- требования по обеспечению защиты населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требования к мероприятиям по гражданской обороне.
2.3.2. Общие положения обоснования расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Обнинск"
Установление расчетных показателей в Местных нормативах должно выполняться с учетом территориальных особенностей городского округа, выраженных в природно-климатических, социально-демографических, национальных, инфраструктурных, экономических и иных аспектах.
2.3.3. Обоснования расчетных показателей в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения
1) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа и предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа могут быть выражены в нормируемых показателях:
- мощности объектов;
- размеров земельных участков, необходимых для размещения соответствующих объектов;
- иных нормируемых показателях, характеризующих минимально допустимый уровень обеспеченности;
2) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения в области электроснабжения установлены в следующих нормируемых показателях:
- размер земельного участка, отводимого для понизительных подстанций и переключательных пунктов напряжением от 35 до 220 кВ;
3) предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа "Город Обнинск" в областях электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения установлены в следующих нормируемых показателях:
- норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению;
- размер земельного участка, отводимого для понизительных подстанций и переключательных пунктов напряжением до 20 кВ;
- размер земельного участка, отводимого для трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;
- размер земельного участка для отдельно стоящих котельных в зависимости от теплопроизводительности;
- удельные расходы тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилых, административных и общественных зданий и сооружений;
- удельные расходы природного и сжиженного газа для различных коммунальных нужд;
- размер земельного участка для размещения пунктов редуцирования газа;
- размер земельного участка для размещения газонаполнительной станции;
- размеры земельных участков газонаполнительных пунктов и промежуточных складов баллонов;
- размер земельного участка для размещения станций водоподготовки в зависимости от их производительности;
- показатель удельного водопотребления;
- размер земельного участка для размещения канализационных очистных сооружений в зависимости от их производительности;
- показатель удельного водоотведения.
2.3.3.1. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области теплоснабжения:
1. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одними из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются развитие систем централизованного теплоснабжения и обеспечение надежности и энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии.
Решения о проектировании и строительстве источников тепловой энергии либо децентрализованном теплоснабжении в городском округе принимаются в соответствии со схемой теплоснабжения города Обнинска.
2. Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами теплоснабжения - расчетные тепловые нагрузки определяются при подготовке документов территориального планирования, которые приведены в таблице 30.
Таблица 30
Элементы застройки |
Условия определения расчетных тепловых нагрузок |
Существующая застройка, действующие промышленные предприятия |
Определяются по проектам с уточнением по фактическим тепловым нагрузкам |
Намечаемые к строительству промышленные предприятия |
Определяются по укрупненным нормам развития основного (профильного) производства или проектам аналогичных производств |
Намечаемые к застройке жилые районы |
При известной этажности и общей площади зданий согласно генеральному плану застройки городского округа - по удельным тепловым характеристикам зданий (приложение В СП 124.13330.2012 "Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" для зданий строительства после 2015 года при расчетной температуре наружного воздуха для проектирования отопления равной - 27° C для г. Обнинска согласно "СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование" |
3. Ориентировочные расчетные часовые расходы тепла на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения планируемых жилых, административных и общественных зданий и сооружений в составе проекта планировки определяются по укрупненным удельным показателям в зависимости от наружного строительного объема здания (СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003, методика расчета потребности тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий и сооружений, аналоги проектируемых объектов).
Расчетные тепловые нагрузки для тепловых сетей по системам горячего водоснабжения следует определять как сумму среднечасовых нагрузок отдельных зданий.
Нагрузки для тепловых сетей по системам горячего водоснабжения при известной площади зданий определяются согласно генеральным планам застройки районов по удельным тепловым характеристикам (приложение Г "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003").
4. Выбор количества и расчет мощности объектов теплоснабжения выполняются исходя из расчета подключенной к ним нагрузки. Для расчета мощности объектов теплоснабжения необходимо использовать максимальный часовой расход тепла на отопление зданий, рассчитанный с учетом температуры воздуха наиболее холодной пятидневки. При выборе мощности учитывать тепловые потери при транспортировке теплоносителя и потери на собственные нужды источника тепла.
5. Размещение централизованных источников теплоснабжения на территории городского округа производится на территориях нежилого назначения, по возможности в центре тепловых нагрузок, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, с учетом схемы теплоснабжения города Обнинска.
Локальные и автономные котельные могут размещаться на территории жилых кварталов с соблюдением требований действующих нормативных документов.
6. Выбор и отвод земельного участка для строительства котельной следует производить в соответствии с проектами планировки и застройки города, генеральными планами предприятий, схемами генеральных планов групп предприятий (промышленных узлов) и схемами теплоснабжения этих объектов в порядке, установленном в СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
С целью рационального использования территории установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для отдельно стоящих отопительных котельных. Площади земельных участков для отдельно стоящих котельных, размещаемых в районах жилой застройки, в соответствии с СП 42.13330.2016.
Для котельных большой мощности, выполняющих функции тепловых станций, размеры земельных участков должны определяться проектом.
7. Размеры земельных участков, необходимых для размещения прочих объектов теплоснабжения, в том числе линейных, определяются при разработке проекта в зависимости от мощности, технологической схемы, устанавливаемого оборудования и иных расчетных параметров.
8. Газоснабжение и газовое оборудование котельных следует проектировать в соответствии с требованиями СП 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76, СП 62.13330.2011*. Свод правил. "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 и СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
2.3.3.2. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области газоснабжения:
1. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики в области газоснабжения является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации.
2. При подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории минимально допустимый удельный расход потребления газа в жилых домах на территории городского округа "Город Обнинск" принимается в соответствии с приложением А "СП 42-101-2003. Свода правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб".
3. Расстояние от газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, промежуточных складов баллонов и пунктов редуцирования газа до зданий и сооружений различного назначения следует принимать согласно "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" и требованиям технических регламентов.
Площадку для размещения ГНС, ГНП следует предусматривать с учетом обеспечения снаружи ограждения противопожарной полосы шириной 10 м и минимальных расстояний до лесных массивов, м: хвойных пород - 50, лиственных пород - 20, смешанных - 30.
4. Размещение подземных сетей газоснабжения, за исключением газовых сетей низкого давления, предусматривается преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог. Размещение газовых сетей низкого давления предусматривается вне пределов поперечных профилей улиц и дорог.
2.3.3.3. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области электроснабжения:
1. В соответствии с ВСН N 14278 тм-т1 "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ" установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков, отводимых для размещения объектов электросетевого хозяйства.
Размеры земельных участков, необходимых для размещения прочих объектов электроснабжения, в том числе линейных, определяются при разработке проекта в зависимости от мощности, напряжения, технологической схемы, устанавливаемого оборудования и иных расчетных параметров.
2. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения городского округа в области электроснабжения установлены с учетом Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей.
3. Предельное значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектов местного значения определено в соответствии с Инструкцией по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94 (изменения и дополнения 1999 г.).
4. В соответствии с ВСН N 14278 тм-т1 "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ" установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков под объекты местного значения в области электроснабжения.
2.3.3.4. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области водоснабжения.
1. Удельное водопотребление в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов, подключенных к системам централизованного водоснабжения, учитывает качество предоставляемых коммунальных услуг, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Удельное среднесуточное за поливочный сезон потребление воды на поливке в расчете на одного жителя принимается 50 л/сут.
3. Нормативы удельного водопотребления для различных территориальных образований на территории городского округа "Город Обнинск" могут быть изменены путем введения уточняющих понижающих или повышающих коэффициентов, согласованных с министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства и учитывающих фактическую степень благоустройства и фактическое водопотребление на рассматриваемой территории.
4. Размеры земельных участков, необходимых для размещения прочих объектов водоснабжения, в том числе линейных, определяются при разработке проекта в зависимости от мощности, технологической схемы, устанавливаемого оборудования и иных расчетных параметров.
2.3.3.5. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области водоотведения и дождевой канализации:
1. Местные нормативы градостроительного проектирования в области водоотведения содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами водоотведения).
В состав нормативов градостроительного проектирования в области водоотведения включены следующие расчетные показатели:
- показатель удельного водоотведения для жилых домов и помещений, напрямую зависящий от типа рассматриваемой жилой застройки;
- минимально допустимые размеры земельных участков для размещения объектов водоотведения и дождевой канализации.
2. Суммарная мощность канализационных очистных сооружений определяется как суммарное водоотведение по всем видам потребителей, включая неучтенные расходы и расходы промышленного сектора.
Стоки от объектов промышленности и неучтенные расходы следует принимать дополнительно в размере не менее 10% суммарного расхода хозяйственно-бытовых сточных вод.
3. Площадку канализационных очистных сооружений следует располагать с подветренной стороны для ветров преобладающего в теплый период года направления по отношению к жилой застройке и населенного пункта, ниже по течению водотока.
4. Размеры земельных участков, необходимых для размещения прочих объектов водоотведения, в том числе линейных, определяются при разработке проекта в зависимости от мощности, технологической схемы, устанавливаемого оборудования и иных расчетных параметров.
Размеры земельных участков, формируемых для объектов системы дождевой канализации, необходимо принимать по специальному расчету с учетом принятой технологической схемы объекта либо по объектам-аналогам.
Объем величины поверхностного стока рассчитывается по утвержденным методикам, а при отсутствии необходимых данных должен приниматься в размере 75 куб. м/сут./га.
2.3.3.6. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности инженерными сетями:
Расстояния от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", а расстояния между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблицам 12.5, 12.6 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
2.3.4. Обоснования расчетных показателей в области транспорта
Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры (линии общественного пассажирского транспорта в границах городского округа, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта) принимаются в соответствии с соответствующими нормативными показателями СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования".
2.3.5. Обоснования расчетных показателей в области физической культуры и спорта
1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области физической культуры и массового спорта установлены с учетом целевых показателей документов стратегического и социально-экономического планирования Калужской области и генерального плана городского округа "Город Обнинск".
2. Согласно постановлению Правительства Калужской области от 30.12.2013 N 752 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области" показатели обеспеченности спортивными сооружениями направлены на достижение целевых показателей: увеличение удельного веса горожан, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, до 43,6% (или коэффициент активности населения в области физической культуры и массового спорта - 0,4).
3. Для перехода от целевых показателей документов стратегического и социально-экономического планирования к удельным значениям нормативов минимально допустимого уровня обеспеченности (кв. м площади пола на 1 тыс. человек; кв. м на 1 тыс. человек; кв. м зеркала воды на 1 тыс. человек) объектов физической культуры и спорта была использована следующая формула:
где Нс - расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности спортивными сооружениями, кв. м площади пола, кв. м зеркала воды, кв. м общей площади на 1 тыс. человек;
В - возрастной коэффициент;
А - коэффициент активности населения по данному виду обслуживания;
Ч - частота посещения спортивного сооружения одним активным жителем в течение года;
М - удельная комфортная мощность, кв. м площади на одного посетителя;
Д - количество дней работы спортивного сооружения в году;
С - коэффициент сменности спортивного сооружения в день;
З - средний коэффициент единовременной загрузки (наполняемости) спортивного сооружения.
Произведение возрастного коэффициента и коэффициента активности населения по данному виду обслуживания представляет собой долю численности населения, систематически занимающегося физической культурой и массовым спортом, в общей численности населения.
Частота посещения спортивного сооружения одним активным жителем определяется числом систематически занимающихся лиц (не менее трех раз в неделю при объеме двигательной активности не менее 6 часов).
Количество рабочих дней в году определено как среднее - 250 (разница может колебаться в пределах нескольких дней).
Коэффициент сменности работы предприятия в день - количество смен работы спортивного сооружения в день.
4. Значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами физической культуры и спорта соответствуют федеральным нормативам, определенным СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
5. Размещение спортивных сооружений необходимо осуществлять с соблюдением требований и положений: СП 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", СП 31-112-2004 "Физкультурно-спортивные залы. Часть 1. Часть 2", СП 31-113-2004 "Бассейны для плавания".
6. Планирование размещения спортивных центров местного значения, спортивных комплексов и физкультурно-спортивных комплексов местного значения целесообразно по заданию на проектирование. При решении о размещении спортивного центра на территории города Обнинска расчет необходимой площади территории под его размещение возможно путем суммирования значений расчетных показателей размеров земельных участков физкультурно-спортивных залов, плавательных бассейнов, плоскостных сооружений в зависимости от состава спортивного центра.
7. Стадионы, спортивно-оздоровительные лагеря, лыжные базы, конноспортивные базы, авто- и мотодромы, лодочные станции и яхт-клубы размещаются также по заданию на проектирование.
8. Нормативные размеры земельных участков объектов физической культуры и спорта установлены с учетом нормативных размеров спортивных площадок для различных видов спорта и вспомогательных помещений, с учетом организации подходов к зданию, автомобильных стоянок, озеленения. Минимальные размеры земельных участков определены в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
9. Размер земельного участка для стадиона с учетом парковочных мест зависит от вместимости трибун:
- до 200 зрительских мест - 3,5 га;
- 200 - 400 зрительских мест - 4,0 га;
- 400 - 600 зрительских мест - 4,5 га;
- 600 - 800 зрительских мест - 5,0 га;
- 800 - 1000 зрительских мест - 5,5 га.
2.3.6. Обоснования расчетных показателей в области образования
1. Объекты местного значения в области образования:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- организации дополнительного образования.
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями местного значения, общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования местного значения установлены на основе целевых показателей документов стратегического и социально-экономического планирования Калужской области и генерального плана городского округа "Город Обнинск".
3. При расчете обеспеченности организациями дополнительного образования суммарно учитываются объекты всех форм собственности. В соответствии с ориентирами государственной программы в области образования охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования должен увеличиться не менее чем до 70,0%.
4. Согласно постановлению Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 713 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие образования в Калужской области" расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями составит 81%.
5. В соответствии с региональными и муниципальными программами в области образования охват детей в возрасте от 7 до 18 лет средним (полным) образованием должен составить 100%; доля детей, обучающихся в одну смену, - 100%.
Для перехода от целевых показателей документов стратегического и социально-экономического планирования к удельным значениям расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности (мест на 1 тыс. человек; учащихся на 1 тыс. человек) были использованы следующие формулы:
,
,
где Ноо - расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности общеобразовательными организациями, учащихся на 1 тыс. человек;
Нодо - расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности организациями дополнительного образования, мест на 1 тыс. человек;
В, , - возрастной коэффициент;
О, , - коэффициент охвата целевой группы потребителей услугой;
С - коэффициент сменности работы организации в день.
Возрастные коэффициенты представляют собой долю детей соответствующих возрастных групп (школьного возраста от 7 до 18 лет, детей в возрасте от 5 до 18 лет) в общей численности населения области.
Коэффициенты охвата целевой группы потребителей определены на основе ориентиров стратегического и социально-экономического планирования Калужской области в области образования. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р, дополнительными общеобразовательными программами должно быть охвачено не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Коэффициент сменности работы организации применяется при расчете удельного норматива в местах на 1 тыс. общей численности населения для организаций дополнительного образования (количество смен работы организации в день).
6. Проектная мощность организаций дополнительного образования определяется согласно удельному нормативу, установленному с учетом сменности данных организаций. Для примера, численность детей школьного возраста от 5 до 18 лет составляет 10 тыс. человек, из них 75%, или 7,5 тыс. человек, согласно установленному нормативу должны быть охвачены услугами организаций дополнительного образования. При работе организаций дополнительного образования в день по 2 смены потребность в суммарной мощности организаций дополнительного образования равна 3,75 тыс. мест (7,5/2).
7. Размещение дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций необходимо осуществлять с соблюдением требований и положений СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" соответственно.
8. Допускается размещение организаций дополнительного образования в 1-х этажах жилых и общественных зданий, а для отдельно стоящих зданий установлена норма 15 кв. м на 1 место. Организации дополнительного образования рекомендуется размещать в первых этажах жилых зданий в составе общественных комплексов. При отдельном размещении размер земельного участка зависит от мощности объекта. На одно место должно приходиться не менее 15 кв. м площади участка. Размер земельного участка организации дополнительного профессионального образования - не менее 0,1 га на объект.
9. Размер земельного участка для специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением принимается по заданию на проектирование.
10. Образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется размещать в составе детских домов-интернатов.
2.3.7. Обоснования расчетных показателей в области культуры
1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности указанными объектами культурно-досугового назначения определены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах".
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности универсальными спортивно-зрелищными залами, театрами и концертными залами приняты в соответствии с СП 42.13330.2016. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*". Данные виды объектов предлагается размещать в городском округе с учетом обслуживания сопряженного населения.
Библиотеки для инвалидов по зрению рекомендуется размещать в составе помещений универсальных библиотек, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
Детская, юношеская библиотеки могут размещаться в отдельно стоящем здании или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
3. Размеры земельных участков музеев и выставочных залов принимаются на основании задания на проектирование.
2.3.8. Обоснования расчетных показателей в области социальной защиты и здравоохранения
1. В подведомственности управления социальной защиты города Обнинска нет стационарных учреждений социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, платные пансионаты, дома-интернаты для детей-инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и детей-сирот, социальные приюты для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, и т.д.). В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2015, система социального обслуживания не предусматривает с 01.01.2015 в своем составе муниципальных учреждений социального обслуживания.
Органы социальной защиты города выполняют переданные государственные полномочия по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и социальному обслуживанию. Развитие объектов в области социального обслуживания населения осуществляется на основании действующих документов территориального планирования регионального и федерального уровней и на основании задания на проектирование.
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами здравоохранения устанавливаются в соответствии с приказом Минздрава России от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41485).
3. На основе распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О Социальных нормативах и нормах" установлен расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности аптечными организациями:
- для города Обнинска - 1 объект на 13 тыс. человек.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности аптечными организациями определены суммарно с учетом объектов, находящихся в ведении области, городского округа, а также объектов иного значения (коммерческих).
Аптеки рекомендуется размещать в составе помещений общественных комплексов, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания для обеспечения наилучшей доступности.
В случае размещения аптек в отдельно стоящем здании размер земельного участка следует принимать согласно СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
2.3.9. Обоснования расчетных показателей в области благоустройства и озеленения
1. Согласно статье 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов относится организация благоустройства территории населенных пунктов, включая озеленение территории.
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в области благоустройства (озеленения) территории (парки, сады, скверы) установлены в соответствии с СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", а также в соответствии с Региональными нормативами градостроительного проектирования Калужской области, утвержденными приказом управления архитектуры и градостроительства Калужской области от 17.07.2015 N 59.
3. В соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
2.3.10. Обоснования расчетных показателей в области утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов
1. В области утилизации и переработки коммунальных отходов расчетные показатели устанавливаются для объектов по переработке промышленных, бытовых и биологических отходов: полигонов бытовых и промышленных отходов, скотомогильников.
2. При размещении предприятий и сооружений по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов необходимо обеспечивать нормативные санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
3. В соответствии с СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" запрещается размещать полигоны твердых коммунальных отходов как объекты, отличающиеся привлечением и массовым скоплением птиц, на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома.
4. В местных нормативах градостроительного проектирования в соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов" установлены расчетные показатели плотности застройки предприятий по обезвреживанию токсичных промышленных отходов.
5. В соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов" установлены требования к минимальным расстояниям до участков захоронения токсичных промышленных отходов.
6. В соответствии с требованиями п. 5.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469, установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для скотомогильников (биотермических ям): не менее 600 кв. м.
2.3.11. Обоснование расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения
2.3.11.1. Для объектов социального и культурно-бытового обслуживания:
1. Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов социального и культурно-бытового обслуживания предполагает их пешеходную и транспортную доступность для населения.
2. В зависимости от периодичности использования населением объекты социального и культурно-бытового обслуживания разделены на три ступени (повседневного, периодического и эпизодического пользования). Периодичность использования объектов обслуживания определяет необходимость установления их пешеходной либо транспортной доступности.
3. Для объектов социального и культурно-бытового обслуживания эпизодического пользования целесообразно вместо пешеходной доступности применять транспортную - не более 30 минут.
4. При размещении объектов социального и культурно-бытового обслуживания согласно радиусам доступности необходимо учитывать минимально возможные мощности размещаемых объектов, которые определяются потребностью населения обслуживаемой территории, экономической целесообразностью размещения объекта и бюджетными возможностями территории.
2.3.11.2. В области благоустройства и озеленения:
1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня территориальной доступности объектов озеленения рекреационного назначения установлены в соответствии с климатическими характеристиками территории.
2. Предельная пешеходная доступность объектов озеленения рекреационного назначения определена как расстояние, которое человек может преодолеть без вреда для здоровья. В расчетах предполагалось, что такие объекты озеленения общего пользования, как парки, сады, скверы и бульвары являются объектами периодического использования, а городские парки (многофункциональные парки культуры и отдыха) и лесопарки - эпизодического использования.
2.3.11.3. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения:
1. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с требованиями:
- СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
- СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
- СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей";
- СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
- РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
- СП 54.13330.2016 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003".
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
2. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты образования и науки, здравоохранения и социального обслуживания населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Перечни приоритетных объектов социальной, инженерной и транспортной сфер, в которых должна быть обеспечена доступность для маломобильных групп населения, утверждаются соответствующими исполнительными органами государственной власти Калужской области.
3. При планировке и застройке территорий населенных пунктов необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.
4. Общественные здания рекомендуется проектировать доступными для всех категорий населения, в том числе маломобильных групп населения, с учетом критериев доступности, безопасности, удобства и информативности, т.е. следующих требований:
- возможность беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием;
- беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
- возможность своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания;
- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий;
- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
- избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
- точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
- возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток;
- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;
- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
5. Здания общеобразовательных организаций рекомендуется проектировать доступными для всех категорий учащихся.
6. Необходимо создать условия для самореализации инвалидов посредством физической культуры, спорта, культуры и творчества. Организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами возможно осуществлять на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, коррекционных образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, центров по месту жительства, в центрах социального обслуживания и организациях дополнительного образования детей спортивной направленности.
7. Места для инвалидов в зальных помещениях объектов культуры следует располагать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек); отдыха (в зале ожидания). В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода маломобильными группами населения.
8. Библиотечное обслуживание инвалидов рекомендуется осуществлять во всех типах библиотек. Составы и площади помещений библиотек, доступных для маломобильных посетителей, рекомендуется определять в каждом случае индивидуально в зависимости от местных условий, от численности инвалидов всех категорий, проживающих в зоне обслуживания, от степени развитости каждого подразделения (объема фондов, характера и форм библиотечного обслуживания), степени оборудованности необходимыми функционально-технологическими элементами оборудования.
Специализированные филиалы центральной библиотечной системы для инвалидов могут быть организованы, как правило, один на систему, обслуживающую административный район города с проживанием в нем инвалидов общей численностью не менее 250 человек. Такие филиалы рекомендуется организовывать в пешеходной доступности от мест проживания большего числа инвалидов, например, в специальных жилых домах и других специализированных сооружениях для инвалидов и людей преклонного возраста.
9. При проектировании организаций социального обслуживания в техническом задании должны устанавливаться дополнительные медико-технологические требования. При проектировании организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов следует соблюдать требования ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
10. При проектировании места обслуживания в общественных зданиях необходимо учитывать возможность размещения маломобильного посетителя (обслуживаемого) с возможным сопровождением, персонала (при его наличии), функционального оборудования и мебели для осуществления обслуживания (самообслуживания), дополнительной зоны (с резервной площадью для временного хранения кресла-коляски, дополнительного оборудования и мебели, элементов декора, рекламы и т.п.).
11. На предприятиях торговли комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению.
12. В обеденных залах предприятий питания (или в зонах, предназначенных для специализированного обслуживания маломобильных групп населения) рекомендуется предусматривать обслуживание инвалидов официантами. Площадь таких обеденных залов следует определять исходя из норматива площади не менее 3 кв. м на место.
13. В предприятиях бытового обслуживания, в предусмотренных по проекту гардеробных, примерочных комнатах, раздевальных и т.п. не менее 5% их числа должно быть доступно для инвалидов на креслах-колясках.
Оборудование гардеробных, примерочных, раздевальных: крючки, вешалки, полки для одежды - должно быть доступно как для инвалидов, так и для остальных граждан.
14. Доступность для маломобильных клиентов (обслуживаемых посетителей) рекомендуется обеспечивать во всех зонах и помещениях зданий банковских организациях следующих видов:
- здания (помещения) отделений Сбербанка России и коммерческих банков;
- здания (помещения) филиалов отделений;
- помещения обособленных подразделений (дополнительные офисы, операционные кассы, пункты обмена валюты, в том числе в мобильных и модульных сборно-разборных конструкциях).
15. Доступность зданий для массового обслуживания посетителей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп, рекомендуется обеспечивать в:
- почтамтах (центральных предприятиях города или района, обеспечивающих клиентуре также услуги телеграфной и междугородной телефонной связи);
- узлах и отделениях связи, в том числе автоматизированных.
Кроме зданий, перечисленных учреждений, требованиям доступности должны отвечать также операционные залы телефонных узлов (проводной и сотовой связи), осуществляющих обслуживание индивидуальных пользователей.
16. Проектируемый жилищный фонд должен быть приспособлен для маломобильных групп населения (необходимо наличие приспособленных для маломобильных групп населения квартир, лифтов, лестничных площадок, а также размещение служб культурно-бытового (мини-прачечная, буфет, социально-досуговое отделение) и социально-медицинского обслуживания во встроенных помещениях первого этажа специального жилого дома).
Многоквартирные жилые дома следует проектировать, обеспечивая потребности маломобильных групп населения, включая:
- доступность квартиры или жилого помещения от уровня земли перед входом в здание;
- доступность из квартиры или жилого помещения всех помещений, обслуживающих жителей или посетителей;
- применение оборудования, отвечающего потребностям маломобильных групп населения;
- обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами.
При проектировании жилых многоквартирных зданий следует учитывать требования СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные".
17. На открытых автостоянках около объектов социальной инфраструктуры на расстоянии не далее 50 м от входа, а при жилых зданиях - не далее 100 м, следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов с учетом ширины зоны для стоянки не менее 3,5 м.
На автомобильных стоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомобилей инвалидов не менее 20% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 30% мест.
При наличии на стоянке мест для автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м.
Места стоянки оснащаются знаками, применяемыми в международной практике.
2.3.11.4. Для иных объектов:
1. Радиус транспортной доступности объектов пожарной охраны определен согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.