Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Пермской области
от 18 августа 1995 г. N 262
Временный порядок
продажи земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий в Пермской области
24 мая 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Временный порядок продажи земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий в Пермской области (далее - Порядок), разработанный в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", от 22.07.94 N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.", от 11.05.95 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации", регламентирует продажу земельных участков (части земельных участков), кроме указанных в п.1.6. настоящего Порядка, на которых расположены:
1.1.1. приватизируемые (приватизированные) предприятия, другие объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц;
1.1.2. объекты недвижимости, предоставленные гражданам и их объединениям для ведения предпринимательской деятельности.
1.2. Право на приобретение в собственность земельных участков, указанных в п.1.1 настоящего Порядка, предоставляется следующим лицам, именуемым в дальнейшем "Покупатель":
- физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего;
- акционерным обществам открытого типа, созданным путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75 процентов их акций;
- гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
- предприятиям (в том числе товариществам, акционерным обществам, созданным в порядке приведения организационно-правовой формы добровольных объединений государственных и муниципальных предприятий в соответствии с разделом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 " Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества") и организациям, приведенным в соответствие с нормами главы 4 первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 21.12.94 о введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не более 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной собственности, в случае если договор аренды был заключен на основании конкурса или аукциона по продаже объектов нежилого фонда;
- физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками на основании конкурса или аукциона по продаже объекта, не завершенного строительством, или предприятия-должника, или недвижимого имущества предприятия-должника (зданий, строений, сооружений, помещений (или их части);
- физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками зданий, строений, сооружений, помещений (или их части), предприятий в результате перехода прав собственности, если соответствующим договором предусмотрен переход прав собственности на земельный участок (долю земельного участка).
1.3. В случае перехода (в том числе в процессе приватизации) права собственности на здание, строение, сооружение, помещение к нескольким собственникам, право приобретения в собственность земельного участка переходит к указанным лицам в размере, пропорциональном долям собственности на расположенный на нем основной объект недвижимости. Раздел земельного участка в натуре между собственниками указанного объекта (расположенных в нем помещений) не допускается. Указанные лица получают безусловное право на приобретение по установленной цене в собственность доли земельного участка (с оформлением соответствующего документа о праве собственности). Отношения между ними регулируются правилами, установленными законодательством Российской Федерации (в том числе правилами о кондоминиуме).
1.4. Отнесение земельных участков в городах и населенных пунктах к категории застроенных или незастроенных, определяется:
1.4.1. застроенными земельными участками в городах и населенных пунктах считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения. Застроенным земельным участком приватизированного предприятия считается вся территория предприятия, за исключением незастроенных земельных участков. Застроенные земельные участки, землепользователем которых являются покупатели, указанные в пункте 1.2. настоящего Порядка, могут быть по выбору покупателя приобретены в собственность либо взяты в долгосрочную аренду;
1.4.2. если иное не установлено федеральным законом, незастроенными земельными участками признаются участки, которые были выделены землепользователю, но на которых или под которыми не расположены здания, строения, сооружения или объекты инфраструктуры, делающие невозможной застройку таких участков. Незастроенные земельные участки, землепользователем которых является приватизированное предприятие, могут быть по выбору предприятия:
- сохранены в государственной (муниципальной) собственности при использовании и распоряжении ими государством;
- сохранены в государственной (муниципальной) собственности с передачей в аренду данному предприятию;
- выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку в течение трех лет с момента вступления в право собственности (если иной период не установлен законодательством).
1.5. При продаже застроенного земельного участка в границах городов и других населенных пунктов право собственника на земельный участок включает право на любое разрешенное его использование, под которым впредь до введения в действие законодательства о территориальном зонировании понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями всеми способами, не противоречащими ограничениям, установленным соответствующими органами власти (органами местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством, включая утвержденный Генеральный план развития города (района) и существующие строительные, природоохранные, противопожарные нормы.
1.5.1. до принятия законодательства по территориальному зонированию изменение разрешенного на настоящий момент варианта землепользования на другой, не соответствующий текущим правилам землепользования, требует внесения изменений в эти правила и, возможно, в Генеральный план города (района) с целью сохранения соответствия между ними и правилами землепользования. Ни при каких обстоятельствах не может быть разрешенным землепользование, которое не соответствует утвержденному Генеральному плану;
1.5.2. не регистрируются правила землепользования и градостроительные ограничения, если они противоречат нормативным документам, регламентирующим доступ к земельному участку землевладельца, землепользователя. До принятия законодательства по территориальному зонированию правила землепользования могут быть изменены только в случае утверждения изменений органами местного самоуправления.
1.6. Не подлежат продаже находящиеся в государственной (муниципальной) собственности:
1.6.1. земли заповедников, памятников природы, национальных и дендрологических парков, ботанических садов и другие охраняемые или особым образом используемые природные территории;
1.6.2. земли, определяемые органами власти федерального, областного или городского уровня как земли оздоровительного и историко-культурного назначения;
1.6.3. земли в границах зон охраны памятников археологии;
1.6.4. земельные участки лесного и водного фондов;
1.6.5. земли, предоставленные для использования и охраны недр;
1.6.6. земли сельскохозяйственного назначения;
1.6.7. земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и иные участки, отнесенные в соответствии с законом к землям общего пользования);
1.6.8. земли, зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному и радиационному заражению;
1.6.9. земли, расположенные в речных и воздушных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
1.6.10. земельные участки, по которым на момент обращения имеются споры о принадлежности этих участков или прочно связанной с ними недвижимости;
1.6.11. земельные участки, находящиеся во временном пользовании;
1.6.12. иные земли, в том числе находящиеся под объектами, не подлежащими приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. При приватизации земельных участков порядок использования недр определяется в соответствии с законом Российской Федерации "О недрах".
1.8. Рекомендовать органам местного самоуправления рассмотрение заявки и необходимых документов Покупателя земельного участка поручить Продавцу, который (по согласованию с органами местного самоуправления) является органом, осуществившим продажу объектов приватизации: по федеральной и областной собственности - Фонду имущества Пермской области; по муниципальной собственности - соответствующему фонду имущества, а там где его нет - комитету по управлению имуществом.
1.9. Государственную регистрацию документов о правах на земельные участки в порядке ведения государственного земельного кадастра, включая описание публичных и иных сервитутов, осуществляют районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
1.10. Подготовку градостроительного паспорта и прочих условий и требований к земельному участку и его застройке осуществляют совместно районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и соответствующие органы архитектуры и градостроительства по установленной форме (приложение 3). Изготовление бланка градостроительного паспорта возлагается на местные органы архитектуры и градостроительства.
2. Регламент продаж земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий
2.1. При приобретении в собственность земельного участка Покупатель, ставший собственником недвижимого имущества (предприятия) в результате последующего перехода прав собственности, представляет Продавцу следующие документы:
2.1.1. заявку установленного образца (приложение 1) на приобретение в собственность земельного участка за подписью руководителя предприятия. В заявке указываются сведения о расположении и размерах земельного участка, в том числе застроенной и незастроенной его части;
2.1.2. заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации - для покупателей, являющихся юридическими лицами. Паспорт - для покупателей - физических лиц;
2.1.3. все замечания и дополнения к учредительным документам с отметкой зарегистрировавшего их органа;
2.1.4. справку от реестродержателя, подтверждающую, что не менее 75 процентов акций уставного капитала юридического лица находится в частной собственности;
2.1.5. свидетельство о собственности (договор купли-продажи), подтверждающие право собственности покупателя на все объекты недвижимости, расположенные на выкупаемом земельном участке;
2.1.6. справку бюро технической инвентаризации о правовой перерегистрации собственности Покупателя;
2.1.7. справку Фонда имущества (где нет фондов имущества - комитета по управлению имуществом) о размере государственной доли в уставном капитале предприятия;
2.1.8. документы, удостоверяющие право на землю и их копии: решение органов исполнительной власти о предоставлении участка и документ, подтверждающий право пользования земельным участком;
2.1.9. план земельного участка в 5 экземплярах;
2.1.10. справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате земельных платежей на момент подачи заявки;
2.1.11. заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) о возможности осуществления купли-продажи земельного участка в соответствии с законодательством с указанием следующих сведений о нем:
- правовое состояние на момент выдачи заключения;
- заявленные (или известные комитету) притязания на данный участок или его часть со стороны третьих лиц, а также претензии к установленным границам со стороны собственников, владельцев, пользователей и арендаторов соседних участков. Ответственность за предоставление ведение о притязаниях третьих лиц или других спорах по земельному участку, о которых на момент подачи заявки покупатель знал или мог знать, лежит на покупателе.
Заключение делается на бланке заявки покупателя в течение 7 дней со дня обращения заявителя;
2.1.12. акт нормативной цены земельного участка с указанием площади выкупа земельного участка, ставки земельного налога, величин повышающих или понижающих коэффициентов, оформленный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) в 5 экземплярах;
2.1.13. градостроительный паспорт земельного участка (приложение 3) в 5 экземплярах.
Иные публичные сервитуты, ограничения и обременения, не вошедшие в градостроительный паспорт, в соответствии с утвержденным Генеральным планом развития города (района) и заключение Пермского областного центра охраны памятников истории и культуры Покупатель обязан получить в соответствующих комитетах по земельным ресурсам и землеустройству и названном центре в течение двух месяцев со дня получения договора купли-продажи земельного участка;
2.1.14. справку установленного образца (приложения 4, 5) об источниках денежных средств и законности их поступления в соответствии с порядком, утвержденным совместно Федеральной службой безопасности, Госкомимуществом России и Государственной налоговой службой Российской Федерации:
- с юридических лиц, если сумма платежа за земельный участок превышает 500.000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда;
- с физических лиц, если сумма платежа за земельный участок превышает 5.000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда.
Справки представляются Продавцу при оплате договора купли-продажи земельного участка;
2.1.15. в случае реорганизации предприятия (организации) в форме разделения или выделения каждое юридическое лицо представляет пакет указанных выше документов, а также план земельного участка в новых границах;
2.1.16. два экземпляра описи всех выше названных документов;
2.1.17. в случае выкупа земельного участка частями Покупатель представляет при выкупе первой части участка пакет документов на весь участок.
При этом:
- заявка установленного образца (приложение 1) подается только на выкупаемую часть участка;
- акт нормативной цены участка - на момент подачи заявки и только на выкупаемую часть участка;
- представляет справку установленного образца (приложения 4, 5) об источниках денежных средств и законности их поступления, используемых при выкупе части участка.
2.2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района (города) и соответствующий орган архитектуры и градостроительства обязаны выдать градостроительный паспорт в 15-дневный срок с момента обращения.
2.3. Продавец после получения перечисленных в п.2.1. документов регистрирует заявку и возвращает Покупателю один экземпляр описи документов с указанием регистрационного номера заявки.
Указом Губернатора Пермской области от 24 мая 1999 г. N 21 пункт 2.4 настоящего порядка дополнен новым абзацем
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.4 Постоянно действующая комиссия Продавца, в которую входят представители Фонда имущества, комитета по управлению имуществом, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, органа архитектуры и градостроительства, в 7-дневный срок с момента регистрации заявки рассматривает представленные документы и на своем заседании принимает решение:
- о возможности продажи земельного участка и заключении договора купли-продажи на весь участок или его часть;
- решение об отказе в приватизации земельного участка, который должен быть мотивирован, и направляет его Покупателю.
Состав постоянно действующей комиссии по продаже земельных участков и положение о ней утверждаются совместным распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Пермской области и фонда имущества Пермской области по согласованию с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области и главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации области.
2.5. Решение постоянно действующей комиссии оформляется совместным распоряжением Продавца и соответствующего комитета по управлению имуществом:
- о продаже земельного участка (части земельного участка) и заключении договора купли-продажи;
- об отказе в приватизации земельного участка (части земельного участка);
- о приостановке заключения договора купли-продажи земельного участка (части земельного участка) с указанием причин и срока их устранения.
2.6. В случае несогласия Покупателя с вышеназванным распоряжением вопрос решается в судебном порядке.
2.7. В день заключения договора купли-продажи, но не позднее недельного срока со дня регистрации заявки, Продавец выдает Покупателю платежное поручение на оплату стоимости всего земельного участка или его части (при выкупе участка по частям) в установленном размере. Стоимость земельного участка не может быть меньше нормативной цены земельного участка и больше его трехкратной величины. Средством оплаты стоимости выкупаемых земельных участков наряду с денежными средствами могут выступать специальные обязательства задолженности федерального бюджета предприятиям, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 11.05.95 N 478 (п.7).
2.8. Основаниями для Продавца отказать в продаже земельного участка может быть только одно или несколько из следующих:
- земельный участок относится к категории, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит приватизации;
- покупатель в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права приобретения земельного участка в собственность;
- наличие на момент подачи заявки споров о принадлежности данного земельного участка (части земельного участка).
2.9. Договор купли-продажи земельного участка Продавец и Покупатель заключают на основании решения постоянно действующей комиссии и совместного распоряжения Продавца и соответствующего комитета по управлению имуществом в 7-дневный срок после регистрации заявки и оформляют в пяти экземплярах (приложение 6).
2.10. В случае отказа Покупателя от подписания или оплаты договора купли-продажи земельного участка заявка аннулируется распоряжением Продавца.
2.11. В недельный срок после поступления денежных средств в полном объеме на его расчетный счет Продавец регистрирует договор купли-продажи в "Книге регистрации договоров купли-продажи земельных участков для собственников зданий, помещений, сооружений" и выдает экземпляр договора Покупателю.
Одновременно Продавец направляет договор в комитет по управлению имуществом Администрации области, местный орган архитектуры и градостроительства и передает по акту приема-передачи экземпляр договора и права надлежащей стороны договора купли-продажи комитету по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
2.12. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района (города) в течение 30 дней с момента получения от Продавца договора купли - продажи:
2.12.1. регистрирует договор купли - продажи в соответствии с действующим законодательством;
2.12.2. регистрирует права собственности Покупателя на земельный участок (часть земельного участка);
2.12.3. готовит, регистрирует и выдает Покупателю свидетельство на право собственности на земельный участок (часть земельного участка) с планом участка;
2.12.4. извещает Продавца и местный орган архитектуры и градостроительства о присвоении регистрационного номера договору купли - продажи, о присвоении земельному участку кадастрового номера и о регистрационном номере свидетельства на право собственности;
2.12.5. готовит совместно с органом архитектуры и градостроительства и в 2-месячный срок доводит до Покупателя публичные сервитуты, ограничения и обременения, не вошедшие в градостроительный паспорт.
3. Распределение средств от продажи земельных участков
3.1. Средства от приватизации земельного участка распределяются в соответствии с нормативами распределения средств от приватизации, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 11.05.95 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации".
3.2. Средства, поступившие комитету по земельным ресурсам и землеустройству района (города) и местному органу архитектуры и градостроительства, направляются на покрытие расходов, связанных с выдачей заключений, оформлением необходимых в соответствии с настоящим Порядком документов Покупателю, развитие материально-технической и социальной базы. Указанные средства не облагаются налогом. При отсутствии в земельно-кадастровой информации плана земельного участка либо при необходимости уточнения границ землеустроительные работы выполняются за счет Покупателя.
3.3. Контроль за использованием средств, поступивших от продажи земельных участков, осуществляется соответствующими финансовыми органами.
4. Заключительные положения
4.1. Для проданных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники земельных участков обязаны обеспечить:
4.1.1. безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
4.1.2. возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4.1.3. возможность доступа на участок соответствующих служб для ремонта объектов общего пользования и инженерной инфраструктуры.
4.2. Незастроенные земельные участки, выкупленные приватизируемым (приватизированным) предприятием на условиях его застройки и не выполнившим это условие, продаются предприятием в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для продажи незастроенных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В этом случае, а также в случае продажи незастроенного участка до истечения трех лет с момента вступления в права собственности, то есть с момента полной оплаты стоимости земельного участка (п.4 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 631) и момента государственной регистрации права собственности на земельный участок, с Продавца взимается разовый сбор в местный бюджет в размере 30 процентов от суммы, на которую стоимость продажи участка превысила стоимость его приобретения (основываясь при расчете на стоимость одного квадратного метра площади участка).
4.3. Отсутствие оформленных надлежащим образом документов, перечисленных ниже, не является достаточным основанием для отказа в регистрации договора купли-продажи застроенного земельного участка или его части и в выдаче свидетельства о собственности на землю, если реализация прав собственности не требует точного определения земельного участка в натуре, как в случаях, когда публичные сервитуты либо отсутствуют, либо четко определены, или границы участка легко идентифицируются оградой или зданиями по его периметру:
- карт или описаний границ земельного участка;
- карт или описаний публичных сервитутов;
- описание ограничений на использование земельного участка.
4.4. Расчет нормативной цены земельных участков по 10-кратной ставке земельного налога в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.95 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" производится только для приватизированных предприятий. Для других объектов расчет нормативной цены земельных участков производится по 200-кратной ставке земельного налога в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1204 "О порядке определения нормативной цены земли".
4.5. Любые изменения к заключениям комитетов, указанные в п.2, вытекающие из изменившейся законодательной и нормативной базы федерального и местного уровня, но не меняющие правового статуса собственности, передаются ими собственнику земельного участка и являются неотъемлемой частью заключенного договора купли-продажи.
4.6. Контроль за использованием земельного участка в соответствии с договором купли-продажи и законодательством возлагается на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству района (города), местные органы архитектуры и градостроительства, Пермский областной центр охраны памятников истории и культуры. Каждый из этих комитетов имеет полномочия и обязательства принять против собственника или арендатора в судебном порядке необходимые меры, обеспечивающие соблюдение этих ограничений, если собственник или арендатор земельного участка не следует тем ограничениям по землепользованию, которые установил данный комитет.
4.7. Изъятие земельного участка допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.