Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 17 мая 2012 г. N 193
Концепция
долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы"
См. Долгосрочную целевую программу "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 30 ноября 2012 г. N 1379-п
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Пермский край является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
Отходы производства и потребления, в том числе медицинские и промышленные отходы, создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных пунктов и негативным влиянием на жизнь и здоровье человека.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Обращение с радиоактивными, медицинскими, биологическими отходами осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:
Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 53 "О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003);
"СанПиН 2.1.7.573-96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 33 "О введении в действие санитарных Правил СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)" (вместе с "СП 2.6.6.1168-02. 2.6.6. Радиоактивные отходы. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.10.2002);
"Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" и иные нормативные правовые акты.
К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. Собственниками таких отходов являются юридические лица, которые обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
К отходам потребления относят:
полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации;
твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатура, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей: как отходы потребления от домовладений (их называют твердыми бытовыми отходами, далее - ТБО), так и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.
Ежегодный объем образования отходов потребления и приравненных к ним отходов составляет около 1600 тыс. тонн.
1.1. Информация об объектах размещения отходов
По результатам инвентаризации объектов размещения отходов (далее - ОРО), проведенной в 2011 году Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, на территории Пермского края расположено 697 ОРО, на которых накоплено более 17359 тыс. тонн ТБО и мусора, из которых:
не имеют документов на землю 328 объектов (50%);
выведено из эксплуатации 47 объектов (7%).
Из общего объема отходов потребления, образующихся на территории Пермского края, ежегодно примерно 512 тыс. тонн (32%) размещается на ОРО, отвечающих санитарно-техническим требованиям (из них 89% приходится на отходы, образующиеся на территории г. Перми), а остальные 1088 тыс. тонн (68%) размещаются на санкционированных или несанкционированных свалках. Размещение отходов на ОРО, не отвечающих нормативным требованиям, приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным экономическим потерям: ежегодный ущерб, наносимый окружающей среде при захоронении всех образующихся отходов потребления на территории Пермского края, оценивается в размере около 220 млн. рублей.
При извлечении вторичного сырья, а проведенные исследования показывают, что возможно отбирать 26,2% от поступающих в окружающую среду объемов ТБО, значительно сокращается экологический ущерб, наносимый природе.
1.2. Информация о переработке отходов потребления
Под "переработкой отходов потребления" в настоящей концепции и согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" понимается деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами потребления для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов (далее - вторичное сырье).
На территории Пермского края:
имеются мощности по переработке бумаги, картона, черных и цветных металлов, резинотехнических изделий;
практически отсутствуют мощности по переработке полиэтилена, ПЭТ-бутылки, текстиля, а также мощности по энергетической утилизации отходов (сжигание с целью получения энергии).
В Пермском крае из ежегодно образующихся ТБО можно выделить:
273,6 тыс. тонны макулатуры, при этом в Пермском крае может быть переработано около 150 тыс. тонн;
33,6 тыс. тонны металла, который может быть полностью переработан в Пермском крае;
283,2 тыс. тонны стекла, производственные мощности по переработке которого отсутствуют не только в Пермском крае, но и в близлежащих регионах;
30 тыс. тонн автопокрышек, при этом в Пермском крае может быть переработано 25 тыс. тонн.
Анализ количества образующихся ТБО и мощностей предприятий по переработке показывает, что при сортировке ТБО можно выделить около половины вторичных компонентов, которые входят в состав ТБО.
Общая стоимость вторичного сырья по сложившимся на 2011 год ценам может составить более 1 млрд. рублей в год.
Таким образом, мощности предприятий по переработке отходов потребления в крае недостаточно для минимизации отходов, поступающих на ОРО.
Часть отходов, образующихся на территории Пермского края, передается на предприятия, расположенные в других субъектах Российской Федерации. Например, в Вологодскую и Кировскую области передается на переработку лом черных металлов, в Республику Удмуртия - отходы полимерных материалов, в Республику Башкортостан - полимеры, отработанные аккумуляторы и масла, лом черных металлов, отходы бумаги и картона, в Свердловскую область - отходы черных и цветных металлов и полимеры.
Низкие темпы внедрения перерабатывающих мощностей, дефицит внутренних финансовых ресурсов в отрасли определяют низкое качество услуг по удалению и захоронению отходов потребления и несоблюдение нормативных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
1.3. Информация о специализированных организациях
В Пермском крае недостаточно постоянно работающих на ОРО специализированных организаций, которые обеспечивали бы захоронение ТБО в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.
Из 697 ОРО только 78 (11%) эксплуатируются специализированными организациями, из них только 19 (24%) организаций имеют лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности. В ряде муниципальных образований эксплуатацией ОРО и сбором (вывозом) ТБО занимаются водоснабжающие или дорожные организации.
Как следствие, в большинстве муниципальных образований края не предоставляется качественная услуга населению и не реализуются в полном объеме полномочия органов местного самоуправления. Кроме того, отсутствуют условия при эксплуатации ОРО, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды (почв, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод).
1.4. Информация об уровне экологической культуры
В 2011 году на территории Пермского края выявлено и ликвидировано соответственно 990 и 885 несанкционированных свалок. Образование стихийных свалок мусора в населенных пунктах, а также в местах отдыха и лесных массивах вне населенных пунктов свидетельствует о низком уровне экологической культуры населения Пермского края. Это связано с отсутствием действенного механизма привлечения к ответственности за состояние окружающей среды.
Кроме того, отсутствует заинтересованность жителей края в рациональном обращении с отходами потребления.
Органы государственной власти и местного самоуправления не используют в должной мере формы и способы привлечения жителей и общественные организации к созданию комфортной среды проживания.
1.5. Информация о полномочиях в сфере обращения с отходами потребления
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления") и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, а полномочиями в части сбора и вывоза бытовых отходов - органы местного самоуправления поселений, совокупностью названных полномочий обладают органы местного самоуправления городских округов.
Прямых полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обращения с отходами потребления не предусмотрено.
Эти обстоятельства с учетом ограниченности бюджетов муниципальных образований ведут к систематическому недофинансированию данной сферы, к значительному физическому износу и моральному старению техники и технологий, применяемых для сбора, вывоза и переработки отходов потребления, ориентированности на решение локальных проблем.
1.6. Причины указанных выше проблем в сфере обращения с отходами потребления заключаются в основном в следующем:
отсутствие единых подходов, принципов, методик и т.п. по вопросу организации процесса обращения с отходами потребления на территории края;
отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами потребления (сбор, вывоз, сортировка, переработка, захоронение);
отсутствие экономических стимулов для работы частного бизнеса в сфере обращения с отходами потребления;
низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, низкие темпы окупаемости инвестиций, вложенных в том числе в строительство ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;
отсутствие информационной политики, направленной на повышение ответственности жителей края за состояние окружающей среды;
несовершенство нормативно-правовой базы в данной сфере.
В полной мере негативные последствия действующей системы обращения с отходами проявятся в ближайшие годы, когда при растущих объемах образования отходов и отсутствии эффективных технологий их переработки и захоронения существенно возрастет нагрузка на окружающую среду, что, в свою очередь, может привести к негативному влиянию на условия проживания и здоровье населения края.
1.7. Целесообразность решения проблем в сфере обращения с отходами потребления программно-целевым методом определяется следующими факторами:
наличие типовых социально-экономических задач, характерных для всех муниципальных образований Пермского края, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием сферы обращения с отходами потребления (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранение окружающей среды и природных ресурсов и др.);
необходимость системного подхода к решению проблем и реализации отдельных направлений политики в сфере обращения с отходами потребления, потребность в комплексной реализации мероприятий по развитию сферы обращения с отходами потребления на территории Пермского края в целом;
необходимость проведения на территории Пермского края единой технической политики и нормативно-правового регулирования, направленных на внедрение в сфере обращения с отходами потребления наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;
возможность привлечения средств внебюджетных источников, бюджета Пермского края и местных бюджетов, а также федерального бюджета (в том числе в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р) для повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами потребления;
возможность значительного сокращения сроков решения проблем за счет применения мер государственной поддержки, так как расчетный срок реализации большей части мероприятий по развитию сферы обращения с отходами потребления составляет более одного финансового года.
Кроме того, на необходимость разработки целевой программы в сфере обращения с отходами потребления указано в постановлении Законодательного Собрания Пермского края от 22.10.2009 N 1744 "Об итогах проведения выездного заседания Консультативного совета в г. Перми".
В соответствии со статьей 6 Закона "Об отходах производства и потребления" субъект Российской Федерации наделен правом разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами.
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов:
организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Целевая программа (далее - Программа) должна быть разработана в соответствии с Законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", Законом Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2009 N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3046 (далее - Стратегия), по функционально-целевому направлению "Создание комфортной среды проживания" зафиксированы следующие угрозы (недостатки):
недостаточное развитие инфраструктуры, высокий износ сетей, инфраструктурные риски" (пункт 7 подраздела 2.1.3 Стратегии);
высокая стоимость создания и поддержания в нормативном состоянии инфраструктуры из-за низкой плотности проживания в отдельных территориях края, удаленность населенных пунктов друг от друга" (пункт 10 подраздела 2.1.3 Стратегии);
отсутствие единых планов развития инфраструктуры края" (пункт 12 подраздела 2.1.3 Стратегии);
возрастающее количество бытовых отходов жизнедеятельности человека, создающих угрозу загрязнения окружающей среды (пункт 14 подраздела 2.1.3 Стратегии).
В приложении 1 к данной Стратегии утвержден показатель "Доля отходов потребления, направляемых на переработку с целью извлечения вторичного сырья, от массы образующихся твердых бытовых отходов, %", согласно которому в Пермском крае к 2015 году должно направляться на переработку 40% образующихся отходов потребления.
Достижение данного показателя возможно путем введения комплекса мероприятий, в том числе:
создание мусоросортировочных станций;
создание производств по переработке отходов потребления;
создание ОРО, соответствующих нормативно-техническим требованиям;
создание специализированной системы контроля и учета движения отходов потребления;
проведение комплексной информационной политики по формированию у населения края ответственного отношения к обращению с ТБО.
Указанные выше мероприятия должны быть включены в Программу. Только в этом случае Программа будет соответствовать направлениям социально-экономического развития Пермского края. В случае изменения указанных выше мероприятий при разработке Программы должен быть предусмотрен комплексный подход к решению проблем в данной сфере, обозначенных в разделе 1 настоящей концепции.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
При сохранении существующей ситуации развитие сферы обращения с отходами потребления будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовой базы, что способно дать определенные положительные результаты, в частности, создание системы контроля и учета движения отходов потребления. Однако без внедрения таких принципов экономической деятельности, как государственно-частное партнерство, государственная поддержка и стимулирование инновационной и инвестиционной активности, невозможно изменить негативные тенденции в сфере обращения с отходами.
Развитие системы обращения с отходами потребления должно базироваться на замещении рыночными механизмами административных мер в сфере оказания услуг всего комплекса услуг по удалению, переработке и захоронению отходов потребления, а также на создании рынка вторичного сырья.
При выборе организационной схемы обращения с отходами потребления на территории Пермского края с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации возможно рассматривать два варианта решения задачи. Каждый из этих вариантов направлен на развитие системы обращения с отходами потребления, но механизмы их реализации различны.
3.1. В рамках первого варианта предусматривается развитие муниципальных систем управления отходами потребления, основанное на создании объектов по переработке отходов потребления и ОРО в каждом муниципальном образовании Пермского края.
Преимуществом данного варианта является обеспечение каждого муниципального района Пермского края собственными объектами сортировки, переработки отходов потребления, а также ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям.
Однако для большинства потенциальных инвесторов создание такой системы обернется большими финансовыми затратами и невозможностью их возмещения за счет тарифа на утилизацию (захоронение) отходов. Это означает отсутствие возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие данной сферы и необходимость значительного бюджетного финансирования.
Основным риском при реализации данного варианта является ограниченный объем средств бюджетов муниципальных образований Пермского края, которые не позволяют внедрить нормативную санитарную очистку территорий, современные технологии обращения с отходами потребления (новейшие методы сортировки, переработки, утилизации отходов), соответствующие санитарно-техническим и нормативно-техническим требованиям.
Другим риском является то, что разрозненные мероприятия могут не принести должного эффекта. Кроме того, велик риск несогласованности действий органов местного самоуправления Пермского края и потенциальных инвесторов при развитии отдельных многочисленных объектов переработки и утилизации отходов потребления. Все это может привести к необоснованно высоким затратам бюджетов всех уровней.
3.2. При втором варианте решение проблем развития сферы обращения с отходами потребления осуществляется на основе комплексного регионального подхода. Основой этого подхода являются разработка и реализация региональной схемы размещения объектов переработки отходов потребления и ОРО.
Преимущества данного варианта заключаются в следующем. Строительство и эксплуатация необходимого и достаточного числа объектов переработки отходов потребления и ОРО с достаточно высокой производительностью позволят значительно снизить себестоимость утилизации отходов с соблюдением всех нормативно-технических требований (значительно сокращаются капитальные затраты на строительство ОРО, затраты на транспортирование отходов потребления из населенных пунктов и т.п.). Данные мероприятия окажут значительное стимулирующее влияние на привлечение частных инвестиций (повышение инвестиционной привлекательности отрасли обращения с отходами), создадут условия для внедрения комплексной системы переработки отходов потребления на территории края.
Основной риск при реализации второго варианта заключается в том, что осуществление всех мероприятий для решения проблем в данной сфере - это исключительная компетенция органов местного самоуправления. Поэтому создание сети объектов по переработке и захоронению отходов потребления предлагается организовать по принципам межмуниципального сотрудничества между органами местного самоуправления края, что позволит также сформировать и прогарантировать потоки отходов потребления в объемах, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов.
Кроме того, разработка комплексной региональной схемы размещения объектов переработки отходов и ОРО приведет к консолидации средств бюджетов различных уровней, что позволит создать эффективную систему обращения с отходами с минимальными затратами.
3.3. Анализ рассмотренных вариантов развития сферы обращения с отходами потребления показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при обоснованных затратах обеспечить комплексное развитие сферы обращения с отходами.
Для реализации второго варианта Программа в данной сфере должна быть направлена на:
повышение эффективности реализуемых технических мероприятий;
формирование типового комплексного подхода к обращению с отходами потребления на территории края;
внедрение принципов межмуниципального сотрудничества;
обеспечение оптимального исполнения полномочий органов местного самоуправления;
внедрение рыночных методов работы в отрасли;
создание условий для привлечения инвестиций.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Основные разработчики Программы - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ООО "КОНВЭК", г. Пермь и ГОУ ВПО "Пермский государственный технический университет", г. Пермь.
Ответственный исполнитель Программы - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Исполнителями Программы являются Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Министерство природных ресурсов Пермского края, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края.
К участникам Программы относятся органы местного самоуправления Пермского края, организации различных форм собственности, предприниматели.
5. Основные цели и задачи Программы
Основные цели Программы:
обеспечение рационального и экологически безопасного обращения с отходами потребления;
улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Пермского края;
ликвидация существующих и предотвращение образования новых несанкционированных свалок на территории Пермского края.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач:
совершенствование нормативно-правовой базы;
повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в решение вопросов обращения с отходами потребления;
создание условий для привлечения инвестиций для строительства на территории Пермского края современных, технологичных, соответствующих нормативно-техническим требованиям объектов сбора, переработки, обезвреживания и использования отходов потребления;
уменьшение доли отходов, поступающих на ОРО;
рекультивация несанкционированных свалок и приведение в нормативное состояние ОРО;
стимулирование выработки ресурсов, вовлеченных во вторичный экономический оборот с использованием методов сортировки.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы к 2017 году:
строительство не менее 21 мусороперегрузочной станции;
строительство не менее 18 объектов сортировки;
строительство нескольких крупных комплексов по переработке отходов потребления и использованию вторичного сырья;
строительство не менее 9 межмуниципальных ОРО;
внедрение раздельного сбора отходов потребления в качестве пилотных проектов;
рекультивация свалок отходов потребления;
приведение в нормативное состояние существующих ОРО.
Ожидаемые социально-экономические последствия реализации мероприятий Программы:
предотвращение несанкционированного размещения отходов потребления в окружающей среде;
снижение количества отходов потребления, направляемых на захоронение, за счет извлечения вторичного сырья;
снижение факторов негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории края;
привлечение внебюджетных инвестиций;
создание эффективной системы мониторинга (учет образования, использования и размещения отходов потребления) в рамках ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Пермского края;
формирование положительного общественного мнения об изменениях в сфере обращения с отходами потребления;
улучшение состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия и качества жизни населения Пермского края;
увеличение налоговых поступлений в бюджет Пермского края от организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться на основании мониторинга ее реализации, проводимого Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и другими исполнительными органами государственной власти на основании данных, полученных от органов местного самоуправления края, инспекций и органов статистики.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по степени достижения целевых показателей, установленных Программой на каждый год реализации.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа будет осуществлена за пятилетний период (2013-2017 годы).
Таблица 1 - Основные этапы реализации Программы
Основные задачи Программы |
Этапы Программы |
Основные результаты |
|
2013-2014 |
2015-2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами потребления |
Разработка, принятие и начало реализации законов и нормативных правовых актов Пермского края
Разработка и начало реализации механизмов привлечения инвестиций в развитие сферы обращения с отходами потребления |
Реализация принятых законов, нормативных правовых актов и механизмов |
Созданы условия для развития сферы обращения с отходами |
2. Повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в решение вопросов обращения с отходами потребления |
Проведение мероприятий по повышению степени информированности населения
Реализация в муниципальных образованиях края пилотных проектов по раздельному сбору отходов потребления |
Проведение мероприятий по повышению степени информированности населения
Действия по итогам анализа реализации в муниципальных образованиях края пилотных проектов по раздельному сбору отходов потребления |
Предотвращено размещение отходов на свалках в объеме 960 тыс. тонн отходов потребления.
Опыт и результаты внедрения системы раздельного сбора отходов потребления |
3. Создание условий для привлечения инвестиций для строительства на территории Пермского края объектов сбора, переработки, обезвреживания и использования отходов потребления |
Разработка комплексной схемы размещения объектов сбора, переработки, обезвреживания и использования отходов потребления на территории Пермского края
Формирование и подготовка и земельных участков для строительства соответствующих объектов |
Строительство соответствующих объектов |
Снижено количество отходов потребления, направляемых на захоронение, на 275 тыс. тонн в год (на 17% от общего числа образующихся отходов потребления
Увеличен ресурсный потенциал Пермского края за счет возврата 275 тыс. тонн вторичного сырья |
4. Рекультивация несанкционированных свалок и приведение в нормативное состояние ОРО |
Ликвидация несанкционированных свалок и рекультивация территорий, нарушенных в результате размещения отходов
Ликвидация ОРО, не отвечающих экологическим требованиям, и рекультивация территорий, нарушенных в результате размещения отходов |
Ликвидация несанкционированных свалок и рекультивация территорий, нарушенных в результате размещения отходов
Ликвидация ОРО, не отвечающих экологическим требованиям, и рекультивация территорий, нарушенных в результате размещения отходов |
Снижение количества ОРО, не отвечающих экологическим требованиям
Снижение количества несанкционированных свалок
Увеличение количества восстановленных территорий
|
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Реализация мероприятий по развитию сферы обращения с отходами потребления с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма координации мероприятий, а также формирование системы показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.
Целевыми показателями Программы являются:
масса отходов потребления, направляемых на переработку с целью извлечения вторичного сырья;
масса извлекаемого вторичного сырья;
масса отходов потребления, размещаемых на ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;
масса отходов потребления, подвергаемых переработке;
площадь рекультивированных несанкционированных свалок и ОРО.
В соответствии с целевыми показателями индикаторами Программы являются:
доля отходов потребления, направляемых на переработку с целью извлечения вторичного сырья;
доля извлекаемого вторичного сырья;
доля отходов потребления, размещаемых на ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;
доля отходов потребления, подвергаемых переработке;
доля рекультивированных несанкционированных свалок и ОРО.
Таблица 2 - Значение целевых показателей и индикаторов Программы
Наименование |
Единица измерения |
Год достижения значения целевого показателя |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Целевой показатель |
|
|
|
|
|
|
Масса отходов потребления, направляемых на переработку с целью извлечения вторичного сырья |
тыс. тонн/год |
80 |
320 |
480 |
640 |
720 |
Масса извлекаемого вторичного сырья |
тыс. тонн/год |
12 |
41 |
68 |
97 |
104 |
Масса отходов потребления, размещаемых на ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям |
тыс. тонн/год |
450 |
533 |
698 |
985 |
1134 |
Масса отходов потребления, подвергаемых переработке |
тыс. тонн/год |
40 |
81 |
263 |
686 |
1101 |
Площадь рекультивированных несанкционированных свалок и ОРО |
га |
73 |
196 |
210 |
282 |
386 |
Целевой индикатор |
|
|
|
|
|
|
Доля отходов потребления, направляемых на переработку с целью извлечения вторичного сырья |
% от массы образующихся отходов потребления |
5 |
20 |
30 |
40 |
45 |
Доля извлекаемого вторичного сырья |
% от массы образующихся отходов потребления |
0,8 |
2,6 |
4,3 |
6 |
7 |
Доля отходов потребления, размещаемых на ОРО, отвечающих нормативным требованиям |
% от массы образующихся отходов потребления |
28 |
33 |
44 |
62 |
71 |
Доля отходов потребления, подвергаемых переработке |
% от массы образующихся отходов потребления |
3 |
5 |
16 |
43 |
69 |
Доля рекультивированных несанкционированных свалок и ОРО |
% от общей площади, подлежащей рекультивации |
7 |
19 |
20 |
28 |
38 |
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
9.1. Эффективная реализация программных мероприятий возможна только при постоянном и планомерном финансировании.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с использованием различных источников:
за счет средств бюджета Пермского края;
за счет бюджетов муниципальных образований Пермского края;
за счет внебюджетных источников.
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы на весь период реализации Программы - 4735 млн. рублей, в том числе:
2119 млн. рублей - средства бюджета Пермского края (44,8%), из них 1025 млн. рублей - средства регионального фонда софинансирования расходов (далее - РФСР) (21,7%);
341 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Пермского края (7,2%);
2275 млн. рублей - внебюджетные средства (48%).
Таблица 3 - Распределение финансирования по годам, млн. рублей
|
Год реализации Программы |
||||||
На весь период |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Общий объем финансирования |
4735 |
635 |
1242 |
664 |
1115 |
1079 |
|
бюджет Пермского края |
общий объем за счет средств бюджета Пермского края |
2119 |
411 |
350 |
256 |
493 |
609 |
в том числе средства РФСР |
1025 |
238 |
189 |
75 |
243 |
280 |
|
Бюджеты муниципальных образований Пермского края |
341 |
79 |
63 |
25 |
81 |
93 |
|
Внебюджетные средства |
2275 |
145 |
830 |
383 |
541 |
376 |
9.2. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в ходе ее реализации с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
По результатам ежегодной оценки эффективности Программы Правительством Пермского края может быть принято решение о сокращении либо об увеличении выделяемых бюджетных средств на реализацию Программы начиная с очередного финансового года или о досрочном прекращении ее реализации.
Финансирование конкретных мероприятий будет определено при подготовке Программы. Стоимость работ мероприятий Программы будет определена в соответствии со сметами расходов на проведение работ аналогичного характера. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках мероприятий Программы будет определена по результатам оценки трудовых и материальных затрат для выполнения соответствующих мероприятий.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляет Правительство Пермского края.
9.3. Средства бюджета Пермского края планируется направить:
9.3.1. на реализацию системных мероприятий (информационно-аналитическое сопровождение Программы, разработка нормативных правовых актов в области обращения с отходами, типовых документов, проведение просветительских, информационных, обучающих семинаров, мероприятий для органов местного самоуправления Пермского края по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, разработки генеральных схем санитарной очистки территорий, правил по обращению с отходами и т.п.);
9.3.2. на выполнение мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами потребления для привлечения внебюджетных источников финансирования, в частности:
научно-исследовательские, градостроительные, экологические, логистические, геологические, геодезические и т.п. работы для установления возможности расположения ОРО и объектов сортировки, переработки, обезвреживания, захоронения отходов потребления на соответствующих земельных участках;
формирование земельных участков с соответствующим разрешенным использованием с учетом соблюдения санитарно-защитных, санитарно-эпидемиологических и др. требований, оформление кадастровых паспортов и т.п.;
создание объектов инфраструктуры (строительство дорог, подведение инженерных сетей, резервирование энергетических и ресурсных мощностей и т.п.), необходимых для размещения ОРО и объектов использования, переработки, обезвреживания, захоронения отходов потребления;
научно-исследовательские, маркетинговые исследования, опытно-конструкторские и исследовательские работы по направлениям использования вторичного сырья;
9.3.3. на субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, предоставляемым хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию мероприятий Программы:
создание производственных мощностей по обращению с отходами потребления;
создание производств по переработке отходов потребления;
9.3.4. на рекультивацию и ликвидацию ОРО;
9.3.5. на проведение комплексной информационной политики по формированию ответственного обращения населения края с отходами потребления.
Средства бюджета Пермского края необходимы для комплексного развития сферы обращения с отходами потребления, создания привлекательных условий для частных инвестиций и реализации социально значимых мероприятий.
Средства бюджета Пермского края могут предоставляться местным бюджетам в форме субсидий при условии софинансирования из местных бюджетов не менее 5%.
9.4. Выделение средств бюджетов муниципальных образований Пермского края для финансирования мероприятий Программы осуществляется в рамках муниципальных целевых программ и целевого финансирования конкретных мероприятий.
Расходование средств бюджетов муниципальных образований Пермского края будет осуществляться при долевом участии в реализации мероприятий Программы за счет средств РФСР.
9.5. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:
целевые кредиты банков и другие заемные средства, в том числе предоставляемые под государственные гарантии Пермского края;
привлеченные средства инвесторов.
За счет внебюджетных источников будут реализованы инвестиционные проекты по созданию производственных мощностей по обращению с отходами и созданию производств по переработке отходов.
9.6. Финансирование мероприятий Программы возможно за счет средств федерального бюджета при подаче заявок на участие в федеральных целевых программах и будет использовано для снижения бюджетной составляющей края и органов местного самоуправления.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 17 мая 2012 г. N 193 "Об утверждении концепции долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.