Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 18 февраля 1999 г. N 401
Концепция
управления государственной собственностью
Пермской области
1. Основные положения.
2. Состояние и основные характеристики государственной собственности
на территории Пермской области.
3. Состояние и основные характеристики законодательной базы,
обеспечивающей управление государственной собственностью.
4. Состояние и основные характеристики органов по управлению
государственным имуществом администрации Пермской области.
5. Приоритеты в управлении государственной собственностью на
территории Пермской области.
6. Контрольные функции за порядком использования государственной
собственности.
7. Рост доходов от управления государственной собственностью.
8. Усиление государственного влияния на негосударственный сектор
экономики.
9. Взаимодействие с Правительством Российской Федерации и
исполнительными органами власти городов и районов области в
вопросах управления государственной и муниципальной собственностью.
1. Основные положения
Основной целью настоящей концепции является определение главных направлений деятельности подразделений администрации Пермской области по эффективному управлению государственной собственностью.
Следует отметить, что с 1997 года наблюдается постепенный спад объемов приватизационных продаж, поэтому первоочередной задачей становится именно эффективное управление государственной собственностью, обеспечивающее стабильный уровень доходов в бюджет.
Концепция содержит:
- состояние и основные характеристики государственной собственности на территории Пермской области;
- состояние и основные характеристики законодательной базы, обеспечивающей управление государственной собственностью;
- состояние и основные характеристики органов по управлению государственным имуществом администрации Пермской области;
- приоритеты в управлении государственной собственностью на территории Пермской области;
- контрольные функции за порядком использования государственной собственности;
- рост доходов от управления государственной собственностью;
- усиление государственного влияния на негосударственный сектор экономики;
- взаимодействие с Правительством Российской Федерации и исполнительными органами власти городов и районов области в вопросах управления государственной и муниципальной собственностью.
2. Состояние и основные характеристики государственной
собственности на территории области (данные на 1 октября 1998 г.)
На территории области находится 1365 государственных предприятий, организаций и учреждений, в том числе 962 учреждения, из них - 813 федеральной собственности, 149 - областной; 437 предприятий и организаций, из них - 379 федеральной собственности, 58 - областной; 17 подразделений предприятий и учреждений федеральной собственности.
Наиболее крупными государственными предприятиями федерального уровня собственности являются:
- ГП "Машиностроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского";
- ГП "Завод им. С.М.Кирова";
- ГП "Завод Урал";
- ГП "Пермская и Краснокамская фабрики "ГОЗНАК";
- "Уральский НИИ композиционных материалов";
- ГП "ИПК Звезда";
- ГП НПО "Биомед";
- Научно-исследовательские институты;
- предприятия железнодорожного транспорта и агропромышленного комплекса.
Наиболее характерными группами учреждений федерального уровня собственности (по отраслевому признаку) являются:
- медицинские учреждения;
- отделы и управления социального и пенсионного обеспечения, центры занятости, отделения федерального казначейства;
- прокуратура, народные суды, государственные нотариальные конторы;
- подразделения и отделы МВД, вневедомственной охраны;
- воинские части и военкоматы;
- налоговые инспекции;
- образовательные учреждения и учреждения культуры.
Наиболее характерными группами предприятий областного уровня собственности (по отраслевому признаку) являются:
- автотранспортные предприятия (14 предприятий, крупнейшее - "Автовокзал");
- типографии (16 предприятий);
- сельскохозяйственные предприятия и предприятия пищевой промышленности (10 предприятий);
- медицинские и фармацевтические предприятия, в том числе ГП "Фармация".
Наиболее характерными группами учреждений областного уровня собственности (по отраслевому признаку) являются:
- медицинские учреждения;
- учреждения социальной защиты; - учреждения культуры.
На территории области действует 38 открытых акционерных обществ, с пакетами акций, закрепленных в государственной (федеральной, областной) собственности, созданных по приватизационному законодательству.
Наиболее значимые ОАО с пакетами акций в федеральной собственности:
- ОАО "Нытва" - 25% + 1 акция;
- ОАО "Галоген" - 51%;
- ОАО "Инкар" - 15%;
- ОАО "Пермские моторы" - 14%;
- ОАО "Верещагинский комбинат хлебопродуктов" - 51%;
- ОАО "Тюшевской спиртзавод" - 51%;
- ОАО "НПО Искра" - 51%;
- ОАО "Стар" - 38%;
- Пермский и Березниковский хладокомбинаты - 51%;
- ОАО "Пермский мукомольный завод" - 25,5 %;
- ОАО "Пермнефтегеофизика" - 38%;
- заводы по производству нефтегазодобывающего оборудования
(от 25% до 38%).
Наиболее значимые предприятия с пакетами акций в областной собственности:
- ОАО "Пермглавснаб" - 51%;
- ОАО "Астра" - 49%.
Сегодня можно говорить об окончании приобретения в областную собственность 51% акций: ОАО "Пермалко" и "Пермвинко" и 25% ОАО "Пермский мукомольный завод".
Необходимо отметить и наличие в акционерных капиталах нескольких акционерных обществ "золотой акции", принадлежащей государству.
Так же к активам, находящимся в государственной собственности Пермской области относятся пакеты и доли участия в обществах, созданных вне законодательства о приватизации, т.е. тех обществах, в которые были внесены вклады от имени области. В этой категории реестров числилось на начало 1998 г. более 40 вкладов, из них наиболее значимыми являются АФ "Уралгазсервис" - 11%; ЗАО "Центральный рынок" - 10%; ОАО "Крестьянский дом" - 41%; ОАО "Перммолоко" - 9%; "Некоммерческое партнерство по содействию деятельности промышленных предприятий "Сотрудничество".
Необходимо отметить категорию "опосредованной" государственной собственности - дочерние предприятия РАО "ЕЭС России":
- ОАО "Пермэнерго", ОАО "Пермская ГРЭС", ОАО "Камская ГЭС" и ОАО "Воткинская ГЭС";
- дочернее предприятие ОАО "Связьинвест" - ОАО "Уралсвязьинформ";
- дочернее предприятие РАО ГАЗПРОМ "Пермтрансгаз", осуществляющие свою производственную деятельность на территории области.
У всех вышеуказанных акционерных обществ головные предприятия в акционерном капитале имеют весомый пакет, принадлежащий государству.
Отдельная "категория" государственной собственности - недвижимое имущество. Наиболее известная форма использования недвижимого имущества с целью получения дохода - аренда. В реестр договоров аренды на 1 октября 1998 г. внесено 178 договоров аренды областного имущества и 735 договоров аренды федерального имущества.
Кроме того, в реестр областного комитета по управлению государственным имуществом внесены 971 договор оперативного управления и 420 договоров хозяйственного ведения.
Каждая "категория" государственного имущества требует своего подхода к созданию системы эффективного управления.
3. Состояние и основные характеристики законодательной базы,
обеспечивающей управление государственной собственностью
Деятельность органов исполнительной власти, обеспечивающих управление государственной собственностью регламентируется Конституцией Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; более чем 30 федеральными законами, важнейшими из которых являются: Закон "Об акционерных обществах", Закон "О собственности", Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Законом "О федеральном бюджете"; Указами Президента Российской Федерации, важнейшими из которых являются: Указ о Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указ "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"; постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; Уставом Пермской области; законами Пермской области, важнейшими из которых являются: Закон "Об управлении государственной собственностью Пермской области", Закон "О Законодательном Собрании Пермской области", Закон "Об администрации Пермской области", законами о бюджете области на соответствующий год; постановлениями губернатора Пермской области, важнейшими из которых являются: "Об утверждении положения о комитете по управлению государственным имуществом администрации Пермской области", "Об утверждении положений о порядке управления государственной собственностью Пермской области".
Законодательная база нуждается в постоянной корректировке как на федеральном, так и областном уровне.
Ближайшие задачи (1999-2000 гг.) по совершенствованию законодательной базы на областном уровне - разработка и принятие изменений и дополнений в Закон "Об управлении государственной собственностью Пермской области", разработка и принятие Закона о порядке учета в областной собственности объектов и оборудования, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, разработка и утверждение нового Положения о фонде имущества Пермской области, совершенствование Методики определения арендной платы.
Перечень нормативно-правовых и иных актов, обеспечивающих реализацию Концепции управления государственной собственностью на территории Пермской области изложен в приложении.
4. Состояние и основные характеристики органов по управлению
государственным имуществом Администрации Пермской области
Непосредственно к органам исполнительной власти Пермской области, обеспечивающим управление государственной собственностью, относятся комитет по управлению государственным имуществом администрации области (штатное расписание на 01.10.98 - 34 единицы) и фонд имущества Пермской области (штатное расписание на 01.10.98 - 14 единиц).
Непосредственными смежниками этих органов исполнительной власти являются территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации по Пермской области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области, главное управление природопользования администрации Пермской области.
В 1998 году постановлением губернатора области было создано Пермское государственное областное учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которое должно занять свое место в системе управления государственной собственностью.
На уровне городов и районов области смежниками являются комитеты по управлению муниципальным имуществом.
В 1999-2000 гг. администрации области предстоит разработка программы создания целостной системы управления государственной собственности на базе вышеупомянутых органов с обязательным привлечением отраслевых подразделений администрации, федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
5. Приоритеты в управлении государственной собственностью
на территории Пермской области
Общими задачами в управлении всеми "категориями" государственной собственности на территории Пермской области являются:
- исполнение контрольных функций за порядком использования государственного имущества;
- обеспечение роста доходов от управления государственной собственностью;
- усиление государственного влияния на негосударственный сектор экономики.
Каждая "категория" государственной собственности:
- государственные предприятия и учреждения;
- пакеты акций в государственной собственности;
- недвижимое имущество;
- дочерние предприятия российских монополистов;
- земля, недра и вода (природные ресурсы);
требуют своих подходов к постановке целей и задач управления, отработке механизма управления и контроля.
6. Контрольные функции за порядком использования
государственной собственности
Перечень основных мероприятий, направленных на полное и своевременное исполнение контрольных функций за порядком использования государственной собственности включает в себя:
а) В отношении государственных предприятий и учреждений:
Определение целей администрации применительно к каждому предприятию, учреждению.
Установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений.
Установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки.
Установление требований к качественным показателям деятельности предприятий и организаций, а также порядка их оценки.
Проведение аттестации руководителей предприятий и учреждений.
Установление порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям за непредставление указанных выше предложений или их негативную оценку, вплоть до увольнения.
Утверждение предложений о способе достижения цели государства, включающих в себя программу (план) деятельности предприятия, учреждения и предусматривающих достижение ими определенных качественных результатов, что является основой взаимодействия между государством и управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием ответственности руководителя предприятия.
Установление порядка периодической отчетности руководителей предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана).
Установление требований к форме, полноте отчетов, порядка их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана).
Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес-плана).
В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы, могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана) и т.д.
В противном случае, применяются меры ответственности к руководителям предприятия, учреждения. При освобождении руководителя от должности, назначение руководителя вновь должно производиться на конкурсной основе.
Ужесточение контроля за деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений, для чего необходимо:
- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;
- утвердить типовые уставы государственного предприятия и типовые контракты с руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять описанный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим;
- провести ревизии учредительных документов государственных предприятий и учреждений и привести их в соответствие с типовыми;
- привести организационно-правовые формы всех государственных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;
- привести контракты с руководителями предприятий в соответствии с типовым контрактом;
- отраслевым подразделениям администрации устанавливать основные технико-экономические и иные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий и учреждений в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
- проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений со стороны органов исполнительной власти по результатам отчетов, иных контрольных мероприятий;
- проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки государственных унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по управлению имуществом.
Установление принципов определения части прибыли государственного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Элементами этой системы в отношении областных унитарных предприятий стали постановления губернатора Пермской области о проведении балансовых комиссий (от 26.03.98 N 102), о создании института уполномоченных аудиторов (от 05.10.98 N 369), о порядке заключения контрактов с руководителями государственных областных предприятий и о примерном контракте (от 08.06.98 N 206).
Постановлением Правительства Пермского края от 20 июля 2007 г. N 152-п постановление Губернатора Пермской области от 26 марта 1998 г. N 102 признано утратившим силу
В 1998 году проведено 10 балансовых комиссий, на которых было
принято решение о перечислении в бюджет области более 900 тысяч рублей по итогам финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий.
б) В отношении пакетов акций, закрепленных в государственной собственности:
Координация работы отраслевых подразделений администрации области, федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти в процессе управления государственными пакетами акций.
Продолжение действий по оценке эффективности вкладов и необходимости присутствия в учредительных (акционерных) капиталах обществ, созданных вне приватизации; осуществление продажи неэффективно работающих вкладов и осуществление действий по выходу.
На 01.01.97 в реестр было внесено более 50 вкладов (долей, пакетов акций) в учредительные (акционерные) капиталы обществ.
Постановлениями губернатора области и внутренними распоряжениями областного комитета по управлению государственным имуществом и фонда имущества Пермской области в 1997-1998 гг. определена последовательность действий в отношении 27 обществ. Таким образом количество организаций, в которые были внесены вклады от имени области в 1 полугодии 1999 года сократится до 25.
Одновременно, в каждое общество, в котором целесообразно сохранить вклад области распоряжением областного комитета по управлению государственным имуществом или фонда имущества Пермской области вводится представитель администрации области.
В 1999 году количество обществ, в которых присутствуют вклады области планируется сократить до 15-17.
Унификация уставов и положений об общих собраниях акционеров, Советах директоров, исполнительной дирекции и контрактов с генеральными директорами акционерных обществ с пакетами акций, закрепленными в государственной собственности.
Совершенствование механизма контроля за выполнением условий инвестиционных торгов и за деятельностью представителей государства в органах управления акционерными обществами.
в) В отношении недвижимого имущества:
Формирование полного реестра государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий реестр объектов незавершенного строительства.
Разграничение полномочий всех органов исполнительной власти, участвующих в процессе управления недвижимостью.
Определение правовых возможностей изъятия имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в случае нецелевого использования.
Выявление излишнего имущества государственных учреждений, проведение его изъятия.
Создание механизма возмещения средств на управление недвижимостью (инвентаризация, оценка, регистрация).
Начальным элементом этой системы является инвентаризация областного недвижимого имущества, которая начинается в 1999 году.
7. Рост доходов от управления областной собственностью
Начиная с 1996 года общей тенденцией является снижение объемов продаж государственной собственности, что обуславливает приоритетность эффективного управления государственной собственностью как наиболее стабильного источника для пополнения бюджета.
Начиная с 1997 года в областном бюджете планируется постоянный рост прямых доходов от управления государственной собственностью Пермской области (млн. рублей в ценах 1998 г.):
план. факт.
1996 г. - 4,1 млн.
1997 г. 3,9 млн. 6,8 млн.
1998 г. 10 млн. за 9 мес. 8,5 млн.
1999 г. 11,5 млн.
К прямым доходам от управления областной собственностью относятся:
- арендная плата;
- дивиденды по акциям, находящимся в собственности области;
- отчисления от прибыли, полученной государственными областными предприятиями.
Для увеличения поступлений в бюджет от арендной платы в 1997 - 1998 гг. изменена Методика определения арендной платы, изменена в сторону ужесточения к арендатору редакция договора аренды, отменены льготы по перечислению арендной платы таких балансодержателей как АОЗТ "Пермтрансавто", типография "Книга", Департамент агропромышленного комплекса, ГОП "Автовокзал", "Пермкино", введены в действие распоряжения областного комитета по управлению государственным имуществом, ужесточающие требования к арендаторам, проведены проверки правильности исполнения.
На 1999 год областным комитетом по управлению государственным имуществом запланированы:
- инвентаризация областного недвижимого имущества, по итогам которой планируется высвобождение помещений для сдачи в аренду;
- изменение Методики арендной платы с учетом инфляционного характера экономики и уровнем рыночных цен;
- разделение объектов недвижимого имущества по категориям на доходные и предназначенные для размещения государственных структур;
- действия по более компактному и функциональному размещению государственных структур;
- максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
- активизация претензионной работы.
Планирование дивидендов в областной бюджет стало возможным с 1997 года и особенно 1998 года после введения в советы директоров акционерных обществ представителей государственной власти пропорционально пакету участия.
Количество акционерных обществ, выплачивающих дивиденды в областной бюджет растет начиная с 1996 года:
1996 год (по итогам 1995 г.) - 2 АО;
1997 год (по итогам 1996 г.) - 4 АО;
1998 год (по итогам 1997 г.) - 7 АО ("Уралгазсервис", "Пермглавснаб", "Астра", Центральный колхозный рынок", "Пермская пивоваренная компания", "Перммолоко", "Пермстройоптторг");
1999 год (план) - 10 АО.
Отчисления от прибыли, полученной государственными областными предприятиями.
Новая (с 1998 г.) - статья дохода в областном бюджете, пока не планируется. В 1998 году было проведено 10 балансовых комиссий, по трем предприятиям принято решение о перечислении части прибыли (от 5 до 10%), полученной по итогам 1997 г., в областной бюджет. Объем этих перечислений составляет более 900 тыс. рублей. В 1999 году планируется проведение балансовых комиссий по итогам работы в 1998 г. всех 59 областных предприятий. Для этого создается постоянно действующий институт уполномоченных аудиторов, анализируется влияние государственных областных предприятий на экономику области. Планируется, что основной объем работ по контролю за деятельностью государственных областных предприятий ляжет на отраслевые отделы и управления. Необходимо выделить два источника пополнения областного бюджета, косвенно связанного с управлением государственной собственностью:
а) Прием в областную собственность имущества предприятий-должников областного бюджета
Порядок действий в этом направлении, определен постановлением губернатора области от 04.11.97 N 395 и предусматривает участие в этой процедуре Законодательного Собрания области. С ноября 1997 года в государственную собственность области принято 4 объекта недвижимости и дорогостоящая пожарная техника.
Все это объекты предназначены для размещения медицинских учреждений, учреждений образования, правоохранительных органов.
С 1999 года администрация области планирует принимать от должников областного бюджета ликвидные активы для дальнейшей продажи или сдачи в аренду. Координатором этой программы выступает Фонд имущества Пермской области, работающий совместно с органами и подразделениями налоговой полиции, налоговой инспекции, службой судебных приставов.
б) "Имущественные" платежи
Термин "имущественные" платежи объединяет такие налоги как, налог на имущество физических и юридических лиц, плата за землю и аренда земельных участков, платежи за недра.
Задача администрации области и Законодательного Собрания обеспечить сохранение тенденции роста доли "имущественных" платежей в бюджете области.
"Имущественные" платежи - наиболее стабильные и легкоконтролируемые источники доходов, определенные новым налоговым кодексом как доход, остающийся в распоряжении субъекта федерации.
8. Усиление государственного влияния на негосударственный
сектор экономики
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве области.
а) В отношении государственных унитарных предприятий государственных учреждений необходимо произвести:
1. Определение круга и количества государственных унитарных предприятий необходимых для выполнения государственных функций.
Для оптимизации количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме государственного унитарного предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Необходимо провести оценку содержания деятельности всех государственных унитарных предприятий, исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:
- использование имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, обеспечения функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации и Пермской области;
- осуществление деятельности, направленной на решение социальной задачи реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;
- эксклюзивная разработка и изготовление отдельных видов продукции;
- производство отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте;
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств.
В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определенным задачам осуществляется:
- преобразование предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
- реструктуризация предприятий (учреждений);
- передача предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
- ликвидация предприятий (учреждений).
2. Погашение имеющейся у предприятий и учреждений кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате.
3. На основании выполнения вышеуказанных позиций добиться снижения расходов бюджета на содержание государственных (в том числе, областных) предприятий и учреждений.
В 1999-2000 гг. администрация области планирует провести подобный анализ деятельности областных унитарных предприятий и принять решение о сохранении в областной собственности или продаже (передаче в муниципальную собственность) автотранспортных и полиграфических предприятий.
В дальнейшем планируется создание отраслевых наблюдательных Советов, во главе которых должны быть заместители губернатора области, отвечающие за соответствующую отрасль.
б) В отношении пакетов акций, закрепленных в государственной собственности
Во многом, принципы и подходы к управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, долями (паями) аналогичны механизму, описанному настоящей Концепцией применительно к государственным предприятиям и учреждениям.
Поэтому необходимо разработать классификатор акционерных обществ для принятия решений.
Направления классификации:
- в зависимости от степени ликвидности акций;
- в зависимости от отраслевой принадлежности;
- в зависимости от возможности влияния на деятельность акционерного общества, обусловленной размером пакета акций (доли, паем) и количеством голосов в органах управления:
- контрольный;
- блокирующий;
- достаточный для избрания в органы управления;
- специальное право;
- номинальный;
- в зависимости от численности работающих;
- в зависимости от стоимости основных фондов;
- в зависимости от финансового состояния;
- в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности акционерных обществ (хозяйствующих субъектов);
- стратегическое значение для выполнения государственных задач;
- социально-значимые;
- бюджетообразующие;
- естественные монополии;
Наличие подобных классификаторов и анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (хозяйствующих субъектов) позволит объективно принимать решения:
- о продаже пакетов акций (долей, паев), закрепленных в государственной собственности;
- о консолидации пакетов акций акционерных обществ, служащих выполнению однородных задач;
- о назначении необходимого количественного и качественного состава государственных представителей в органы управления;
- о введении специального права "Золотая акция";
- о приобретении в государственную собственность области пакетов акций и т.д.
Элементы этой системы опробованы в 1997-1998 гг.
В 1997 году областной комитет по управлению государственным имуществом и фонд имущества Пермской области провели подготовительный документооборот с Министерством государственного имущества по более чем 40 ОАО с пакетами, закрепленными в государственной (федеральной, областной) собственности. Итогом этой подготовительной работы стало избрание в советы директоров и ревизионные комиссии этих ОАО представителей исполнительной власти области и муниципалитетов.
В 6 акционерных обществах представители администрации являются председателями Советов директоров.
Ежеквартально (май, июль, октябрь) проводятся рабочие совещания с представителями государства в советах директоров. Областной комитет по управлению государственным имуществом изменил и дополнил форму отчетности государственных представителей.
В 1998 году в государственную собственность Пермской области приобретены контрольные пакеты ОАО "Пермалко", "Пермвинко" и блокирующий пакет ОАО "Пермский мукомольный завод".
в) В отношении дочерних предприятий российских акционерных обществ - монополистов, контрольные пакеты акций которых закреплены в государственной собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Пермской области
С точки зрения администрации области требует продолжения и развития практика избрания в органы управления данных предприятий (впервые проведено в 1998 г.) представителей администрации области и обязательное согласование с администрацией области порядка назначения, освобождения, условий контрактов и кандидатур руководителей данных предприятий.
Следующим шагом является подготовка предложений и согласование возможности, размеров и условий передачи в доверительное управление администрации области пакетов акций данных предприятий.
В 1999-2000 гг. необходимо проанализировать критерии определения размеров федеральных пакетов акций РАО "ЕЭС России", переданных в управление субъектам Российской Федерации.
Единственным критерием для этого пока служит объем потребляемой электроэнергии на территории субъекта федерации.
Необходимо учитывать такие факторы как объем производимой электроэнергии, стоимость основных фондов дочерних предприятий РАО ЕЭС, расположенных на территории области.
Кроме того, требуется изучение законодательного и нормативного опыта других субъектов Российской Федерации в части использования в интересах населения области магистральных газо- и нефтепроводов, проходящих на территории Пермской области.
г) В отношении предприятий, проходящих процедуру банкротства
Со стороны государства должен быть разработан и применен комплекс мер, который должен обеспечить плановый и управляемый со стороны государства процесса банкротства.
На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, т.е. скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. В то же время, грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, к нормальному функционированию производства, увеличению числа рабочих мест, привлечению инвестиций.
Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве, это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, нежели фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.
Этот комплекс мер должен включать в себя:
- выработка единой позиции со стороны государственных (бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов) кредиторов и предприятий-монополистов;
- обучение и подготовка арбитражных управляющих, представляющих интересы государства;
- создание условий для реструктуризации предприятий, проходящих процедуру банкротства, и пропорционального погашения задолженности;
- действия по привлечению новых собственников;
- участие исполнительных органов власти всех уровней в акционерном (уставном) капитале предприятий, созданных в процессе банкротства.
9. Взаимодействие с Правительством Российской Федерации
и исполнительными органами власти городов и районов
области в вопросах управления государственной
и муниципальной собственностью
Успешное осуществление данной Концепции во многом зависит от разграничения полномочий и взаимодействия федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти.
С нашей точки зрения требуется разработать и подписать Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Пермской области о порядке взаимодействия в вопросах управления государственной собственностью.
Проект Соглашения может содержать следующие разделы:
а) Приоритеты в управлении государственной собственностью и описание основных "категорий" государственной собственности на территории субъекта Российской Федерации
К приоритетам в управлении государственной собственностью можно отнести:
- осуществление контрольных функций за порядком использования государственной собственности;
- обеспечение роста доходов от управления государственной собственностью в бюджеты всех уровней;
- усиление государственного влияния на негосударственный сектор экономики.
К основных "категориям" государственной собственности (за исключением земли, воды, недр), расположенным на территории субъекта Российской Федерации можно отнести:
- государственные федеральные предприятия,
- государственные федеральные учреждения,
- пакеты акций открытых акционерных обществ, закрепленных в федеральной собственности, непроданные пакеты акций и специальное право - "золотая акция",
- "опосредованная" государственная собственность, т.е. дочерние предприятия (общества) российских акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены в государственной собственности (РАО "ЕЭС России", ОАО "Связьинвест", РАО Газпром).
б) Порядок взаимодействия Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации в части приватизации государственного имущества
Законодательной основой для данного раздела должен стать Федеральный Закон "О государственной программе приватизации государственного имущества".
Данный раздел должен содержать обязательные условия по согласованию с исполнительными органами власти субъекта Федерации:
- списка приватизируемых объектов,
- предложений по способу приватизации,
- приоритетному проведению аукционов (конкурсов) на территории субъекта Федерации.
в) Порядок взаимодействия Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации в части управления государственными предприятиями федерального уровня собственности, расположенными на территории субъекта Федерации
Законодательной основой для данного раздела должны стать Федеральные Законы "О государственных унитарных предприятиях", "О казне и казенном имуществе".
Данный раздел должен содержать:
- критерии отнесения предприятий к различным уровням собственности (по принципам - градообразующие, бюджетообразующие, функционально привязанные к объектам федерального, субъекта Федерации, муниципального значения);
- принципы передачи в управление (закрепления) в соответствующий уровень собственности государственных предприятий;
- порядок создания, ликвидации и ведомственного подчинения государственных федеральных предприятий;
- порядок согласования с администрациями субъектов Федерации назначения, освобождения, заключения контрактов с руководителями предприятий Федерального уровня собственности;
- порядок отчетности руководителей государственных предприятий;
- порядок отчисления прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий.
В подготовке данного раздела должны принять участие Министерство государственного имущества РФ, а также отраслевые министерства и ведомства.
г) Порядок взаимодействия Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации в части управления пакетами акций ОАО, закрепленных в государственной собственности Российской Федерации и специальным правом "Золотая акция"
Данный раздел должен содержать:
- критерии закрепления пакетов акций ОАО и "Золотой акции" в государственной собственности;
- принципы передачи в управление (закрепления) пакетов акций ОАО и "золотой акции" субъекту Российской Федерации.
Законодательной основой данного раздела могут стать постановления Правительства Российской Федерации: "О бессрочном закреплении в государственной собственности пакетов акций ОАО и специального права "золотая акция", "О порядке передачи в собственность субъектов (в доверительное управление) Российской Федерации пакетов акций и специального права "золотая акция" предприятий", имеющих важное социально-экономическое значение для субъекта Федерации" (например, сельскохозяйственные предприятия, предприятия переработки и хранения продуктов сельского хозяйства, предприятия, производящие алкогольную продукцию).
Распоряжениями Правительства РФ может быть установлена упрощенная процедура назначения (избрания) государственных представителей в органы управления ОАО с закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. Для этого необходимо в зависимости от величины пакета квотировать для избрания (назначения) в органы управления ОАО представителей от органов исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Федерации и муниципалитета. Затем закрепить эти квоты на длительный промежуток времени.
Распоряжением Правительства РФ необходимо утвердить порядок материального поощрения государственных представителей в органах управления ОАО, обеспечивающих эффективную деятельность ОАО.
д) О порядке взаимодействия Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Федерации в части управления федеральным недвижимым имуществом
Законодательной базой данного раздела должны стать федеральные Законы "О казне и казенном имуществе", "О доверительном управлении государственным имуществом", "О безвозмездном пользовании государственным имуществом".
Данный раздел должен содержать:
- основные принципы размещения федеральных структур, ведомств и учреждений в нежилых помещениях федерального уровня собственности;
- экономическую мотивацию по разделению доходов, получаемых от доверительного управления (аренды) федерального недвижимого имущества между бюджетами Российской Федерации и субъекта Федерации;
- определение возможности расходования средств, полученных от аренды (доверительного управления) федерального недвижимого имущества, расположенного на территории субъекта Федерации на содержание федеральных учреждений и ведомств, расположенных на территории субъекта Федерации;
- порядок передачи по упрощенной процедуре объектов ЖКХ и соцкультбыта (учреждений) в муниципальную собственность.
- Действующий порядок, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп требует подготовки и выпуска распоряжения Правительства РФ на передачу каждого объекта из федеральной собственности в муниципальную. Процедура оформления согласований занимает от года до полутора лет;
- порядок передачи в безвозмездное пользование муниципалитетов и субъектов федерации военного имущества, высвобожденного в связи с сокращением и переводом воинских частей и подразделений Министерства обороны, до проведения торгов и продажи данных объектов. Данный порядок наряду с обязательствами Министерства обороны по охране и содержанию объектов обеспечил бы сохранность государственного имущества.
е) О порядке взаимодействия Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Федерации в части управления акционерными обществами - монополистами, пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности и их дочерними предприятиями (АО), расположенными на территории субъекта Федерации
В этом разделе должен быть отражен порядок назначения (избрания) в органы управления дочерних акционерных обществ РАО ЕЭС России, РАО "Газпром", ОАО "Связьинвест" представителей исполнительной власти Российской Федерации, субъекта федерации и в случае необходимости - муниципалитетов, а так же процедура действий по передаче в управление пакетов акций данных предприятий субъекту Федерации.
ж) О порядке финансирования работ по управлению государственным (федеральным) имуществом на территории субъекта Российской Федерации
Данный раздел должен определять принципы финансирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих управление государственным федеральным имуществом на территории субъекта Федерации.
В настоящее время, финансирование практически отсутствует, за исключением разовых целевых перечислений.
Для муниципальных органов исполнительной власти главными задачами является постоянный рост доходов от использования муниципальной собственности в бюджете муниципального образования, эффективное управление муниципальными предприятиями.
10. Выводы
Данная Концепция имеет среднесрочную перспективу (2-3 года), ее реализация позволит осуществить переход от приватизационного этапа в работе органов исполнительной власти к построению системы управления государственным имуществом, обеспечивающей эффективное использование государственного имущества и увеличение доходов областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.