Решение Арбитражного суда Пермской области
от 26 октября 2006 г. N А50-15045/06-A3
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2006 г. N Ф09-10995/06-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена судом 24.10.2006 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26.10.2006 г.
Коллегия арбитражного суда Пермской области в составе:
председательствующего - Аликиной Е.Н., судей Борзенковой И.В., Зверевой Н.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Борзенковой И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Компания "Пивооптторг" к администрации г. Перми о признании недействующим нормативного правового акта,
от заявителя - Лобанов Д.М., паспорт, доверенность от 01.02.2006;
от ответчика - Вальшина Т.Р., паспорт, доверенность от 15.09.2006.
ООО "Компания "Пивооптторг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.2.46 раздела 1 "Промышленный район "Бахаревский" Перечня промышленных районов, общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов промышленных районов г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22.11.2005 N 2735. Оспаривая нормативный правовой акт, принятый органом местного самоуправления, в части установления проекта границ индивидуальной санитарно-защитной зоны площадью 117 792,79 м2 общество ссылается на несоответствие данного нормативного правового акта положениям Указа губернатора Пермской области от 02.03.2004 N 21 "О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, регулирующего порядок разработки и утверждения санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий и промышленных узлов на территории Пермской области. По мнению заявителя, постановление администрации г. Перми в оспариваемой части нарушает его права в экономической сфере, поскольку возлагает на него обязанности по озеленению территории СЗЗ, расселению проживающих на ее территории жителей, уплате земельного налога.
Администрация г. Перми заявленные требования не признала, указывая на соответствие оспариваемого постановления требованиям закона и отсутствие нарушения прав заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя и орган местного самоуправления, суд установил:
администрацией г. Перми 22.11.2005 издано постановление N 2735 "Об утверждении перечней и проектов границ общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, расположенных на территории г. Перми", опубликованное в "Российской газете" за 01.12.2005 N 270. Пунктом 1.2.46 раздела 1 указанного постановления "Промышленный район "Бахаревский" Перечня промышленных районов, общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов промышленных районов г. Перми установлена индивидуальная санитарно-защитная зона ООО "Компания "Пивооптторг" площадью 117792,79 м2, прилегающая к промплощадке данного объекта, расположенной по ул. Васильева, 8 в г. Перми. Полагая, что постановление администрации г. Перми в части установления проекта границ индивидуальной СЗЗ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Оспариваемое постановление издано администрацией г. Перми в соответствии с предоставленными органу местного самоуправления полномочиями и является нормативным правовым актом, отвечающим вышеперечисленным признакам, устанавливая правила для неопределенного круга лиц (населения, проживающего на территории города), подлежащие неоднократному применению.
Следовательно, заявитель, полагая, что указанным постановлением, изданным с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушены его права и законные интересы в предпринимательской сфере, вправе был обратиться в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов).
В соответствии со статьями 8, 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Частью 4 статьи 39 этого Федерального закона установлено, что нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Действующие на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру их размеров. Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий - и натурных исследований. В соответствии с приведенной в санитарных правилах классификации ООО "Компания "Пивооптторг" относится к пятому классу объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, ширина санитарно-защитных зон которых составляет 50 метров (раздел 4.1.8. Обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ). Установленная заявителю в оспариваемом постановлении площадь санитарно-защитной зоны определена в соответствии с санитарной классификацией, что подтверждается письмом Территориального управления Роспотребнадзора по Пермской области от 23.06.2005 N 10/2567. Доводы заявителя о том, что проект СЗЗ не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, а ширина СЗЗ разработана без учета результата данных натурных исследований, в связи с чем при установлении границ СЗЗ органом местного самоуправления нарушены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и права общества, не приняты арбитражным судом во внимание в связи со следующим.
Обязанность по отделению предприятий, групп предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, возлагается на соответствующие организации, источники вредных выбросов, что следует из анализа правовых норм, содержащихся в пунктах 1.3, 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Кроме того, Указом губернатора Пермской области от 02.03.2004 N 21 "О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов", принятым в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", утвержден Порядок проектирования, согласования и утверждения санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий и промышленных узлов на территории Пермской области. Как установлено разделом 3 названного Указа (Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники вредного химического, биологического или физического воздействия, осуществляют на стадии технико-экономического обоснования (проекта) определение по санитарной классификации предприятий, производств и объектов, класса предприятия и нормативных размеров СЗЗ; разработку проекта СЗЗ как на проектируемое, так и на действующее производство; разработку, утверждение и выполнение программ производственного контроля; после утверждения границ и площадей СЗЗ - благоустройство и обеспечение содержания утвержденной СЗЗ; расселение жителей, проживающих на территории СЗЗ, за ее пределы; систематическую, не реже 1 раза в пять лет, проверку достаточности размеров СЗЗ, а при изменении условий хозяйственной деятельности - проводят корректировку проекта СЗЗ; обеспечивают проведение землеустроительных работ по установлению границ СЗЗ, их учет в государственном земельном кадастре и регистрацию ограничений (обременений) прав на использование земельных участков в границах СЗЗ. В силу пункта 5.1 Указа губернатора Пермской области N 21 утверждение границ, площадей, порядка содержания и использования СЗЗ и ОСЗЗ производится органами местного самоуправления на основании проектных материалов, разработанных в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, в том числе санитарными правилами, гигиеническими нормативами, ГОСТами, этим Порядком и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, именно на предприятие, осуществляющее воздействие на среду обитания и здоровье человека, возлагается обязанность по разработке, согласованию и утверждению СЗЗ.
Как установлено материалами дела, заявитель является арендатором двух земельных участков площадью 15207 м2 и 21574,4 м2, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Васильева, которые использованы им для размещения административного здания (литер А), здания компрессорной (литер Б), диспетчерской (литер В), проходной (литер Б), бытового помещения (литер О), надземных автостоянок закрытого типа (литеры Д, Д1, Д2, Ж, К), складов (литеры 3, Н, П, Р, У, Ф, X). Указанные земельные участки переданы обществу на основании договоров аренды земельных участков от 11.07.2002 N 228-02, от 02.10.2001 N 461-01, заключенных с администрацией г. Перми (л.д. 14 - 24). В нарушение перечисленных требований Федерального закона, Указа Губернатора Пермской области и санитарных правил ООО "Компания "Пивооптторг" не была разработана проектная документация по организации СЗЗ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обеспечено проведение производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, биологических или физических факторов по программам производственного контроля, разработан план мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, ограничению воздействия вредных физических факторов в местах временного и постоянного пребывания населения, разработан и согласован в органах местного самоуправления график расселения жителей, определены объемы и источник финансирования мероприятий, направленных на расселение жителей, определены объемы и источник финансирования на проведение мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, ограничению воздействия вредных физических факторов в местах временного или постоянного пребывания населения.
Устанавливая границы СЗЗ ООО "Компания "Пивооптторг" администрация г. Перми руководствовалась необходимостью обеспечить благоприятную окружающую среду для населения города (преамбула постановления от 22.11.2005 N 2735), а также положениями градостроительного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивающего особый режим использования земель промышленных предприятий, благоприятствующий реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Указанные мероприятия предприняты органом местного самоуправления в целях соблюдения санитарных правил при градостроительном планировании развития территорий, составлении генерального плана городской застройки, проектов планировки жилых районов, магистралей, выборе земельных участков под строительство и др. Полномочия органа местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, регулирования земельных отношений, в градостроительной сфере установлены статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующей в период принятия оспариваемого постановления, Уставом города, утвержденным решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 (пункты 11, 26 статьи 8 Устава), Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемым постановлением ему установлен проект организации СЗЗ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Разработка, согласование и утверждение данного проекта, предусматривающего мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, ограничению воздействия вредных физических факторов, переселению жителей, проживающих на территории СЗЗ, определению объемов и источников финансирования и т.д., возлагаются на предприятие, являющееся источником вредных выбросов в окружающую среду. Не исполненная обществом обязанность не устранена в результате установления оспариваемым постановлением проекта границ индивидуальной СЗЗ. При этом ширина СЗЗ, установленная органом местного самоуправления, может быть скорректирована на основании проведенных предприятием натурных исследований и разработанного обществом проекта СЗЗ, утвержденного соответствующим санитарно-эпидемиологическим заключением и согласованного в порядке, установленном Указом губернатора Пермской области от 02.03.2004 N 21.
Доводы общества о невозможности установления для него индивидуальной СЗЗ на территории, объединяющей несколько промышленных предприятий (группу предприятий), не приняты во внимание арбитражным судом в связи со следующим. В силу пункта 2.16 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных предприятий и промышленного узла устанавливается единая санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий. Дежурный план территории, на которой располагается промышленная площадка заявителя и смежных с ним землепользователей с графическим указанием индивидуальных санитарно-защитных зон и мест их наложения (ОСЗЗ), в материалах дела отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 Порядка проектирования, согласования и утверждения санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий и промышленных узлов на территории Пермской области утверждение границ, площадей, порядка содержания и использования ОСЗЗ производится органами местного самоуправления на основе проектных материалов, разработанных в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, в том числе санитарными правилами, гигиеническими нормативами, ГОСТами, этим Порядком и иными нормативными правовыми актами. Проект ОСЗЗ, образованной в результате наложения СЗЗ заявителя и смежных с ним землепользователей, указанными лицами не был разработан и представлен органу местного самоуправления для утверждения. Кроме того, в рассматриваемой ситуации отсутствует сама возможность разработки такого проекта, поскольку утвержденного проекта СЗЗ у заявителя не имелось.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области решил:
1. Признать пункт 1.2.46 раздела 1 "Промышленный район "Бахаревский" Перечня промышленных районов, общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов промышленных районов г. Перми постановления администрации г. Перми от 22.11.2005 N 2735 "Об утверждении перечней и проектов границ общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, расположенных на территории г. Перми" соответствующим Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха", Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указу губернатора Пермской области от 02.03.2004 N 21.
2. Отказать ООО "Компания "Пивооптторг" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию федерального арбитражного суда Уральского округа.
Председательствующий |
Е.Н. Аликина |
Судьи |
И.В. Борзенкова, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Пермской области от 26 октября 2006 г. N А50-15045/06-A3
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" 2007 г., N 1
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2006 г. N Ф09-10995/06-С1 настоящее решение оставлено без изменения