Решение Пермского областного суда
от 1 февраля 2006 г. по делу N 3-42-2006
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 44-Г06-7 настоящее решение оставлено без изменений
Пермский областной суд в составе:
председательствующего Няшина В.А.
с участием прокурора Денисовой М.В.
при секретаре Жужговой Л.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 1 февраля 2006 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащей закону и недействующей статьи 15 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 г. "О налогообложении в Пермской области" (в редакции Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. N 2576-565),
установил:
16 августа 2001 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области". 30 августа 2001 года указанный Закон был подписан губернатором Пермской области.
Законом Пермской области от 14 ноября 2005 г. N 2576-565, который был опубликован в газете "Звезда" за 29 ноября 2005 года, в Закон Пермской области N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" были внесены изменения.
В соответствии со статьей 15 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 г. "О налогообложении в Пермской области" (в редакции Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. N 2576-565) установлена для организаций, у которых налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период составляет 100000 рублей и выше, ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Пермской области, в размере 13,5 %.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению указанной правовой нормы.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Пермского края ссылался на то, что указанная норма противоречит федеральному законодательству - пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Указанное противоречие, по мнению заместителя прокурора края, состоит в том, что путем принятия оспариваемой правовой нормы законодатель фактически предоставил льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет Пермской области, понизив налоговую ставку до 13,5 процента, не для отдельных категорий налогоплательщиков, как это предусмотрено НК РФ, а для всех налогоплательщиков, у которых налоговая база составляет 100000 и более рублей за отчетный (налоговый) период. Указанные налогоплательщики не образуют отдельную категорию налогоплательщиков, которым может быть предоставлена такая льгота, поскольку они не обладают каким-либо общим признаком: отраслевая принадлежность, численность работников и тому подобные признаки. Налоговая база является элементом налогообложения и не может рассматриваться в качестве критерия, характеризующего конкретного налогоплательщика и позволяющего отнести его к определенной категории налогоплательщиков.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Денисова М.В. поддержала заявление заместителя прокурора в полном объеме и указала на то, что оспариваемая правовая норма прямо противоречит федеральному законодательству: пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 53, пунктам 1 и 3 статьи 56 и пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.
Представитель Законодательного Собрания Пермской области Новицкий Д.И. и представитель администрации Пермской области Ялушич В.В. возражали против удовлетворения заявления заместителя прокурора Пермского края. В обоснование своих возражений они ссылались на то, что оспариваемая правовая норма соответствует действующему законодательству, в том числе положениям перечисленных выше норм Налогового кодекса РФ.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению. Оспариваемая правовая норма противоречит федеральному закону, ее следует признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Анализ положений пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, то есть фактически предоставлять указанной категории налогоплательщиков налоговую льготу.
В своих возражениях против заявленных требований Законодательное Собрание Пермской области и администрация Пермской области указывали на то, что посредством внесения изменений в статью 15 Закона Пермской области от 30 августа 2001 года "О налогообложении в Пермской области" Законом Пермской области от 14 ноября 2005 года субъект Российской Федерации - Пермская область - реализовал предоставленное ему законом право понижать налоговую ставку для отдельных категорий плательщиков указанного налога. При этом в качестве критерия для выделения отдельных категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлена пониженная налоговая ставка, из общей массы налогоплательщиков был использован размер налоговой базы - 100000 рублей и более за отчетный период. Указанный критерий является четким и определенным, не допускает двоякого толкования.
Таким образом, по мнению суда, определяющее значение для разрешения данного спора имеет решение вопроса о том, правомерно ли использование размера налоговой базы в качестве критерия для дифференциации отдельной категории налогоплательщиков, которым может быть предоставлена налоговая льгота, и о том, могут ли указанные налогоплательщики рассматриваться в качестве отдельной категорий налогоплательщиков, для которых согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации - Пермской области - законом этого субъекта Российской Федерации может быть понижена.
По мнению суда, налоговая база и ее размер не могут использоваться в качестве такого критерия. Под отдельной категорией налогоплательщиков следует понимать индивидуально не определенную группу налогоплательщиков, имеющих какой-либо общий признак. При этом указанный общий признак не может быть связан с результатом хозяйственной деятельности организации за определенный период времени, который выражается в виде прибыли, полученной этой организацией и исчисленной в конкретной денежной сумме. Этот общий признак, по мнению суда, должен представлять собой объективное обстоятельство, характеризующее совокупность организаций и осуществляемую ими хозяйственную деятельность.
С учетом изложенных обстоятельств, а также с учетом анализа положений Налогового кодекса РФ, которые предусматривают основания для предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот (статьи 381, 395 и иные статьи НК РФ), следует признать обоснованными доводы прокурора о том, что к числу подобных общих признаков могут быть отнесены, например, отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений и иные подобные обстоятельства.
В соответствии с положениями статей 17 и 53 Налогового кодекса РФ налоговая база является одним из элементов налогообложения и представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база используется для установления конкретного налога и не может рассматриваться в качестве критерия, характеризующего конкретного налогоплательщика и позволяющего отнести его к определенной категории налогоплательщиков. Сказанное относится и к понятию "размер налоговой базы", поскольку указанное понятие является количественным выражением налоговой базы, ее величины.
На основании изложенных выше обстоятельств суд пришел к выводу о том, что налогоплательщики, размер прибыли которых за отчетный (налоговый) период составляет 100000 рублей и выше, в отношении которых оспариваемой правовой нормой ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Пермской области, была снижена до 13,5%, не образуют отдельной категории налогоплательщиков, которым, в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ, может быть предоставлена такая налоговая льгота. Законных оснований для предоставления им указанной льготы не имелось.
Кроме того, по мнению суда, оспариваемая правовая норма носит дискриминационный характер по отношению к организациям - хозяйствующим субъектам, у которых налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период составляет менее 100000 рублей. Для указанных организаций ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет Пермской области, составляет 17,5 %, тогда как для налогоплательщиков, размер прибыли которых за отчетный период составляет 100000 рублей и выше, в соответствии с оспариваемой правовой нормой ставка снижена до 13,5 %. При этом не имеют значения объективные обстоятельства, возникающие в ходе осуществления организациями хозяйственной деятельности, которые непосредственным образом влияют на общий размер их прибыли (характер осуществляемой ими деятельности и ее социальная значимость; наличие или отсутствие государственного регулирования цен на производимые организациями товары и предоставляемые ими услуги; обстоятельства, характеризующие конкретные организации: величина основных и оборотных средств этих организаций, количество работников данных организаций, объем средств, затраченных на расширение производства, внедрение новых технологий и иные обстоятельства).
По мнению суда, является общеизвестным и очевидным то обстоятельство, что более крупные предприятия, при прочих равных условиях, имеют больше возможностей по сравнению с более мелкими для получения за отчетный период (календарный год) прибыли в размере, превышающем установленную оспариваемой правовой нормой величину - 100000 рублей. В результате этого указанные предприятия оказываются в более благоприятном и преимущественном положении в отношении уплаты налога на прибыль, чем другие участники хозяйственной деятельности, поскольку единственным условием для предоставления им налоговой льготы является лишь общий размер их прибыли, превышающий 100000 рублей. Следовательно, в результате принятия оспариваемой правовой нормы был нарушен предусмотренный пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ основополагающий принцип равенства налогообложения.
Таким образом, оспариваемая правовая норма противоречит федеральному закону: пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 53 и пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Она должна быть признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 15 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 г. "О налогообложении в Пермской области", в редакции Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. N 2576-565.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Звезда".
Решение может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации через Пермский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 6 февраля 2006 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского областного суда от 1 февраля 2006 г. по делу N 3-42-2006
Текст решения опубликован в газете "Звезда" от 26 сентября 2006 г. N 167