Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 23 сентября 2010 г. N 2299
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы"
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Концепция) представляет собой проект, содержащий множество взаимосвязанных подпроектов, направлений, объединенных общей целью, задачами и приоритетами региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению развития физической культуры и спорта. Создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению основополагающей задачи государственной политики по созданию условий для роста благосостояния населения Пермского края, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи развития физической культуры и спорта, а также результатами социальных проектов, отработанных в рамках краевой целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Пермского края от 14.07.2008 N 259-ПК (далее - действующая Программа). Основой для разработки данной Концепции явились:
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р.
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач по развитию физической культуры и спорта посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
1. Описание и актуальность проблемы
Одним из основных условий интенсивного развития Пермского края является наличие здорового поколения, развитие которого невозможно без использования разнообразных средств физической культуры и спорта.
В исследованиях последних лет констатируется, что современные тенденции развития общества отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения и в первую очередь учащейся молодежи.
Школьное физическое воспитание провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся и на этой основе укрепление их здоровья. Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталий Мутко в своем докладе отметил: "Сейчас только порядка 15-20% школьников регулярно занимаются физкультурой. Необходимо, чтобы процентов 80 детей и школьников были вовлечены в занятия спортом. Система физического воспитания в школах и вузах должна быть модернизирована".
Существующая система внеклассного физического воспитания настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу.
Система спортивной подготовки, осуществляемой по линии детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в большей степени готова к решению этой задачи. Однако главной целью занятий в ДЮСШ является достижение высокого спортивного результата, и уже не каждый школьник, а только тот, у кого тренер разглядит "спортивный талант", будет иметь реальную возможность заниматься спортом, что ставит под угрозу реализацию массовости спортивных занятий детей. Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что требует все большей специализации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья.
Выход из этой ситуации - создание целостной системы подготовки спортсменов с созданием вертикали подготовки от детско-юношеского спорта до высшего спортивного мастерства путем соединения при этом организационно-методических возможностей спортивных школ, спортивных федераций с возможностями их массового использования в системе физического воспитания в общеобразовательной школе. Таким образом, создание школьных спортивных клубов будет являться фундаментом для развития детско-юношеского спорта.
Реализация пилотного проекта "Школьный спортивный сертификат", проведенного в рамках действующей Программы, подтверждает вышеизложенное. Создание в пилотных территориях 67 школьных спортивных клубов, имеющих статус самостоятельного юридического лица, позволило:
вовлечь в занятия 10875 детей, что составляет 62,4% от общего количества детей, занимающихся по сертификату (17422), в том числе 296 детей, находящихся в социально опасном положении, что составляет 36,1% от их общего количества, и 275 детей, находящихся в группе риска, что составляет 23,5% от количества детей этой группы;
увеличить количество секций со 179 в 2008 году до 1045 в 2010 году;
увеличить количество тренеров, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, со 158 в 2008 году до 572 в 2010 году.
Кроме этого, был накоплен кадровый инновационный потенциал, улучшена материальная база 78 общеобразовательных школ пилотных территорий. Во многом благодаря этим мерам снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, например, в Краснокамском муниципальном районе в 2008 году их было совершено 65, в 2009 году - 56, в 2010 году - 26.
Кроме изменения количественных показателей, произошли и качественные изменения:
созданы условия для развития малого бизнеса в физкультурно-спортивной сфере через развитие института индивидуального предпринимательства. В настоящее время в реализации проекта участвуют 91 индивидуальный предприниматель и 2 общества с ограниченной ответственностью (для сравнения: в 2008 году в проекте участвовали 12 индивидуальных предпринимателей);
создан и отработан механизм управления школьным спортом, который можно тиражировать на другие образовательные учреждения;
созданы условия для конкуренции между тренерами, группами, секциями по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в пилотных территориях;
выполнены спортивные разряды на соревнованиях разного уровня 17% детей, занимающихся по сертификату;
изменилась структура распределения детей по группам здоровья: в 2008 году только 8% составляли первую группу здоровья (самые здоровые дети), в 2009 году - 16,1%; вторая группа уменьшилась с 75,1% до 71,7%; третья - с 14,3% до 10,3%; четвертая группа (самые больные дети) - с 2,6% до 1,8%;
снизились пропуски занятий по болезни (например, в Ильинском муниципальном районе - с 6191 в 2007 году до 4224 в 2010 году).
В 2009 году физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг было оказано на сумму 40528,9 тыс.руб. (в том числе на сумму 1096,4 тыс.руб. 296 детям, находящимся в социально опасном положении), при этом:
приобретено спортивного инвентаря и оборудования на сумму 8781,6 тыс.руб.;
израсходовано на участие в соревнованиях краевого, регионального, российского уровня 4451,5 тыс.руб.;
выплачена дополнительная заработная плата тренерам - преподавателям физической культуры в размере 27253,3 тыс.руб. (в среднем дополнительная заработная плата составила 5 тыс.руб.).
Однако, несмотря на этот опыт, развитие физической культуры и спорта в Пермском крае сталкивается с целым рядом проблем.
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, более чем в 3 раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что хотя бы раз употребляли алкоголь более 80% несовершеннолетних, хотя бы однажды пробовали курить 20% 11-летних, 40-50% 13-летних и 60-70% 15-летних школьников.
Значительная часть выпускников общеобразовательных школ, начального и среднего профессионального образования физически не готова не только к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и вообще к активной жизнедеятельности в современных условиях. Потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, необходимые мотивационно-ценностные ориентации в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни сформированы только у 15-20% выпускников образовательных учреждений.
На ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся система профессиональной направленности физического воспитания. Слабо организована работа по формированию навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни. Резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
Развитие студенческого спорта также находится не на высоком уровне. По словам Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, для модернизации спортивной системы вузов необходимо ввести личную ответственность ректоров, директоров учебных заведений за физическое воспитание и спортивные достижения студентов, учащихся.
Несмотря на то, что физическая культура и спорт являются сегодня одним из важнейших средств всесторонней социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов, их адаптация к жизни через занятия физической культурой крайне низка: различными физическими упражнениями занимаются 0,4% от общего числа инвалидов в Пермском крае (по Российской Федерации - 0,7%).
Уже сегодня доля пожилых людей в численности населения Пермского края превышает 20%. Высокая доля пожилых людей в структуре населения края в долгосрочной перспективе сохранится. Среди пожилых людей только 22% практически здоровы, но лишь единицы из них занимаются укреплением здоровья.
Постепенно исчезает физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства. По сравнению с 2002 годом численность занимающихся по месту жительства, а это были преимущественно дети и подростки, сократилась в 8 раз.
Тревогу вызывает слабая обеспеченность Пермского края спортивными сооружениями (обеспеченность спортивными залами составляет 60,7% от российского норматива, плоскостными сооружениями - 24%). Необходимо обратить внимание на то, что не все имеющиеся спортивные залы работают эффективно. Спортивные залы образовательных учреждений загружены в основном до 17-18 часов, а в выходные дни - 2-4 часа. Качество спортивных площадок не обеспечивает привлекательность для самостоятельных занятий детей, подростков, молодежи и людей зрелого возраста.
Спортивного инвентаря в образовательных учреждениях всех типов и видов в наличии не более 30-40% от установленных норм. Практически весь спортивный инвентарь - устаревших образцов, с просроченными сроками эксплуатации, большая часть его подлежит списанию. Лыжным инвентарем школы обеспечены не более чем на 10%.
На низком уровне ведется спортивная работа в домах отдыха и в местах массового отдыха.
Учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (особенно спортивные школы) в основном (70%) не имеют собственной базы для учебно-тренировочного процесса.
После строительства спортивного сооружения появляется проблема эффективного его использования, окупаемости или хотя бы минимизации расходов в области энергосбережения, экологической безопасности и максимальной комфортности.
Нуждается в улучшении система врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях, подготовкой спортсменов, а также за работой с инвалидами и пожилыми людьми.
По оценкам спортивных работников, сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
Для жителей Пермского края характерен низкий уровень самосохранительного поведения. Доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет только 14,3%. Обеспеченность специалистами физической культуры и спорта в Пермском крае в расчете на 10 тыс. жителей составляет не более 14 работников (при нормативе 26), всего лишь 10-15% молодых специалистов приступают к работе.
До сих пор деятельность средств массовой информации не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой, на оказание практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправленная пропаганда тех видов спорта, которые наиболее содействуют физическому совершенству.
Крайне низок уровень грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, о средствах воздействия на него, о методике применения этих средств и т.д. Причем обнаруживается следующая зависимость: чем хуже оценка состояния своего здоровья, тем меньше число тех, кто предпочитает использовать физические упражнения для оздоровления, и больше тех, кто отдает предпочтение медикаментозным средствам.
Не сформировано положительное общественное мнение по отношению к физической культуре и спорту. Не выработана личная ответственность каждого человека за собственное здоровье не только перед собой, но и перед обществом.
Слабо развиваются современные организационные формы физической культуры и спорта, такие, как спортивные клубы, общественные движения, автономные учреждения и т.п.
Опросы населения свидетельствуют о том, что население желает приобретать спортивный инвентарь в личное пользование. Как отмечают менеджеры спортивных фирм и магазинов, за последние годы увеличился спрос на спортивную одежду и обувь в 2 раза. Приобретаются спортивные костюмы для занятий фитнесом, кроссовки, футбольные бутсы, теннисные тапочки, туристское снаряжение. Большим спросом пользуются ролики, велосипеды. Однако приобретенный в личное пользование инвентарь не всегда может эффективно использоваться в связи с отсутствием условий его применения (специализированные дорожки, площадки).
Доля расходов на оплату физкультурно-спортивных услуг, приобретение инвентаря в личное пользование в общей сумме семейного бюджета составила 0,3%, что, по данным Госкомстата, в 12 раз меньше доли расходов на табак и алкоголь. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, средний показатель расходов на развитие физической культуры и спорта на 1 человека в год по России составляет 868 руб., по Приволжскому федеральному округу - 1015 руб., по Пермскому краю - 742 руб.
Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
отсутствие управленческой модели, оптимизирующей действия субъектов управления и потребителей физкультурно-оздоровительной услуги, адекватно реагирующей на формирование спроса и предложения внешней среды;
отсутствие информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования и развития физической культуры и спорта;
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта (до сих пор не принят закон Пермского края о физической культуре);
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае, а также ее моральный и физический износ;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни;
противоречие между нормированностью ресурса и разнородностью получаемого результата;
неопределенность результата деятельности спортивных организаций и факторов, влияющих на его достижение.
2. Обоснование необходимости и целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Преимущества решения рассматриваемой проблемы программно-целевым методом:
комплексный, системный подход к решению проблемы (цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Пермском крае, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий);
распределение полномочий и ответственности (выполнение программных мероприятий позволяет распределить полномочия между органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, а также вовлечь в реализацию Программы общественные организации, предпринимательские структуры);
наблюдение и контроль (мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий по этапам);
выделение основного звена в решении проблемы (основным направлением планируемых мероприятий является развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства населения);
приоритетность финансирования (финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры, организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части имиджа и престижа здорового образа жизни; развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования модернизации имеющейся и создания новой специализированной инфраструктуры приоритетных для Пермского края видов спорта, определяющих позиционирование и престиж региона на международной арене).
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Для успешной реализации Программы, разработанной на основании данной Концепции, необходимо знать и понимать приоритеты потребителя, потенциального клиента и покупателя тех физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, которые планируется развивать в Пермском крае.
В Пермском крае сложились недостаточные условия для переориентации населения на более здоровый образ жизни, преодоления вредных привычек.
В связи с этим предлагается разработать и внедрить в практику деятельности физкультурно-спортивных организаций "физкультурный всеобуч" путем организации циклов теле- и радиопередач как на местном, так и на краевом уровне, дискуссионных клубов по проблемам физического воспитания и ценностных ориентаций подрастающего поколения.
Необходимо также создать единую систему развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях через спортивные клубы, которые создаются как самостоятельные юридические организации, направленные на увеличение количества поставщиков спортивно-оздоровительных услуг на базе существующей или новой спортивной инфраструктуры.
В первую очередь такие клубы должны быть созданы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего профессионального образования, а также среди студенчества.
Выдача спортивных сертификатов направлена на стимулирование спроса у целевой группы населения (учащиеся, студенты) на оздоровительные услуги.
Необходимо также сформировать привычку получать и оплачивать спортивно-оздоровительные услуги, повысить привлекательность для бизнеса рынка предоставления спортивно-оздоровительных услуг.
Создание спортивных клубов в образовательных учреждениях является фундаментом для развития спорта высших достижений. Через эти организационные структуры детско-юношеские спортивные школы осуществляют отбор перспективных детей, сохраняют контингент занимающихся. В клубах закрепляются спортсмены, закончившие занятия в спортивных школах, подготовка осуществляется в тесном контакте с федерацией по виду спорта. Необходимо предусмотреть при этом создание многоуровневой системы медицинского обеспечения работы всей системы подготовки спортивного резерва, системы отбора перспективных спортсменов, включая создание региональных центров научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки.
Оздоровительные центры/клубы могут создаваться в гостиницах, парках, по месту жительства, в корпорациях, фирмах, компаниях и др.
Для работающего населения, пожилых людей предлагается внедрить физкультурно-репродуктивные программы "Активный отдых", "Шанс", "Туризм всем возрастам доступен", курсы и практикумы "Пирамида здоровья", "10 уроков здоровья", "Оставайся молодым", "Профилактика болей в позвоночнике" и др.
Необходимо также открыть консультационные пункты для самостоятельно занимающихся при врачебно-физкультурном диспансере, кабинетах врачебного контроля поликлиник, парках культуры и отдыха, спортивных клубах и др.
Предлагается начать поэтапную реорганизацию всей системы работы с физкультурными кадрами через стимулирующие факторы, создание ступенчатой системы повышения квалификации, внедрения в практику новых форм планирования этой работы, совершенствования методов деловой оценки и т.д.
Спортивная инфраструктура оказывает огромное влияние на прилегающую территорию. Планирование строительства спортивных сооружений предлагается проводить по принципу "От спортивной площадки к физкультурно-оздоровительному комплексу, от физкультурно-оздоровительного комплекса к специализированному спортивному сооружению".
Отсутствие целенаправленной работы по развитию клубного спортивного движения приводит к потере секций, групп, а следовательно, возможности удовлетворять потребности в двигательной активности, что в свою очередь влечет к повышению заболеваемости, снижению уровня физического развития и физической подготовленности.
Отсутствие секций, групп также не позволяет детям, молодежи реализовать себя, показать свои спортивные достижения.
Отсутствие мотивационного механизма деятельности специалистов физической культуры и спорта, отсутствие стимулирования труда молодых тренеров приведет к еще большему оттоку молодых тренеров, снижению качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различным слоям населения.
Без изменения социальных ценностей и образа жизни, без создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи), социальной демографией, молодежной преступностью, еще более усугубится.
Включение в соответствующие направления Программы текущих расходов Агентства по спорту и физической культуре Пермского края, выделяемых отдельными строками в бюджете, будет соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", в котором предусмотрено, что "переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики", а также постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14.05.2010 N 120-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", которым рекомендовано при проведении бюджетной политики, ориентированной на результат, внедрять программно-целевой метод бюджетного планирования.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям
Ответственным исполнителем Программы будет являться Агентство по спорту и физической культуре Пермского края. Исполнителями Программы будут являться также Министерство образования Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство регионального развития Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края.
Для обеспечения общественного контроля и независимой оценки Программы будет создан координационный совет Программы, формируемый из представителей законодательного и исполнительного органов государственной власти Пермского края, общественных объединений, спортсменов.
Основными задачами координационного совета Программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и выдача рекомендаций по их корректировке;
выявление научных, технических, организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Таким образом, предполагается создать механизм независимого общественного контроля, который позволит провести эффективный отбор исполнителей по выполнению программных мероприятий и достижению главной цели Программы.
5. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы является увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, создание условий, механизмов, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, развитие спорта высших достижений и воспитание олимпийского резерва, укрепление имиджа Пермского края на российской и международной спортивной арене.
Задачи, обеспечивающие достижение главной цели Программы:
формирование у населения края, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни;
создание условий для занятий массовым спортом, формирование рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
создание условий для развития спорта высших достижений в Пермском крае, в том числе детско-юношеского спорта;
создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания во внеурочное время, ориентированной на особенности развития детей и подростков, с учетом данных мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование кадрового потенциала в области физической культуры и спорта высших достижений;
формирование у населения Пермского края навыков здорового образа жизни.
Реализация указанных задач будет осуществляться по направлениям: "Массовый спорт", "Спорт высших достижений", "Пропаганда физической культуры и спорта", "Кадровый потенциал", "Создание спортивной инфраструктуры".
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки ее эффективности
Реализация Программы по предварительной оценке позволит:
создать и реализовать в Пермском крае клубное спортивное движение, направленное на увеличение количества детей, молодежи, взрослого населения, занимающихся различными формами и видами физических упражнений;
привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 26% населения Пермского края (ежегодное увеличение на 2,0-2,5% от общего числа граждан);
повысить уровень физического развития и физической подготовленности, добиться снижения показателей асоциального поведения молодежи;
увеличить число детей, относящихся к основной группе здоровья;
создать в образовательных учреждениях спортивные клубы как специальные организации, оказывающие физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги учащимся, студентам (охват не менее 90% образовательных учреждений);
увеличить количество спортсменов, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (предполагается ежегодный прирост на 2%);
увеличить число спортсменов Пермского края в сборных командах России, завоевавших призовые места, медали на всероссийских и международных соревнованиях, не менее чем на 2%;
увеличить количество квалифицированных тренеров и специалистов, работающих по специальности (предполагается провести расчеты и привести в соответствие данный показатель социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка - ежегодный прирост обеспеченности не менее 2%);
увеличить объем физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;
повысить качество оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;
укрепить при долевом участии муниципальных образований материально-техническую базу развития физической культуры и спорта за счет строительства многофункциональных залов, физкультурно-спортивных комплексов, специализированных спортивных сооружений по видам спорта, создания центров по видам спорта, приобретения спортивного инвентаря и оборудования.
Программой предусматривается также ряд исследовательских работ по созданию и внедрению в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, их занятости в образовательных учреждениях разных типов. В рамках Программы планируется разработка инновационных технологий повышения привлекательности занятий физической культурой в общеобразовательной школе.
7. Период и основные этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа в период с 2011 по 2015 годы.
Первый этап Программы (2011-2012 годы) включает в себя:
принятие управленческих решений по развитию системы государственного заказа и оптимизации сети учреждений под цели и задачи Программы;
подготовка ряда локальных нормативных правовых актов для проведения мероприятий Программы;
проведение организационно-методической работы по созданию спортивных клубов в образовательных учреждениях;
осуществление мероприятий по организации информационно-образовательной кампании по внедрению инновационных технологий физического воспитания в общеобразовательных учреждениях;
разработка и внедрение новых научно-методических подходов по работе с кадрами и спорту высших достижений;
проведение подготовительных мероприятий и начало строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в территориях;
подготовка заявок на включение строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в перечень строек федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Второй этап Программы (2013-2015 годы) предусматривает:
реализацию проектов, грантов, формирование государственных заданий;
продолжение строительства и постепенный ввод в эксплуатацию спортивных объектов;
осуществление мероприятий по организации пропаганды занятий физической культурой и спортом;
проведение всероссийских научно-практических конференций, проблемных семинаров, тренингов, фестивалей;
разработку мотивационного механизма деятельности специалистов физической культуры и спорта;
реализацию конкурсных проектов в территориях;
продолжение мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной инфраструктуры для подготовки олимпийского резерва;
активизацию работы спортивных федераций и объединений;
подготовку сборных команд и спортсменов высшей квалификации на договорной основе со спортивными федерациями и объединениями;
проведение мероприятий по повышению эффективности использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья работников.
8. Целевые показатели Программы
Целевыми показателями Программы являются:
количество созданных спортивных клубов на территории;
доля граждан Пермского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
доля школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
доля учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом;
доля студентов учреждений высшего профессионального образования, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом;
доля школьников, сдавших контрольный норматив, в общем количестве участвующих в проекте по обучению плаванию;
уровень физического развития и физической подготовленности детей, подростков (высокий, средний);
доля детей первой группы здоровья;
доля населения, вовлеченного в занятия физической культурой и спортом в спортивных клубах по месту жительства;
доля работающего населения, вовлеченного в систематические занятия физической культурой и спортом;
количество спортсменов в составе сборных команд России;
количество спортсменов в составе олимпийских сборных команд, в том числе: летних Олимпийских игр в Лондоне (2012 год), зимних Олимпийских игр в Сочи (2014 год), Сурдлимпийских игр (2011 год), Паралимпийских игр в Сочи (2014 год);
количество призовых мест, занятых пермскими спортсменами на российских и международных соревнованиях;
доля физкультурно-спортивных программ, передач, публикаций в общем объеме информации средств массовой информации;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности;
количество построенных объектов;
количество реконструированных спортивных объектов.
Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложении к Концепции.
Оценка показателей будет производиться на основании ежегодных государственных статистических данных из территорий и ведомственной отчетности органов здравоохранения, образования, а также Положения о мониторинге физического развития и физической подготовленности в Пермском крае, утвержденного Указом губернатора Пермской области от 28.09.2004 N 148 "О региональной системе мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в Пермской области".
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2011-2015 годы составляет 1250000 тыс.руб., в том числе на 2011 год - 250000,0 тыс.руб., на 2012 год - 250000,0 тыс.руб., на 2013 год - 250000,0 тыс.руб., на 2014 год - 334812,4 тыс.руб., на 2015 год - 591507,5 тыс.руб. Из муниципальных бюджетов - 715598,4 тыс.руб., в том числе по годам: 2011 год - 71085,7 тыс.руб., 2012 год - 131232,7 тыс.руб., 2013 год - 170197,0 тыс.руб., 2014 год - 171958,2 тыс.руб., 2015 год - 171124,8 тыс.руб. Данные средства планируется направить на реализацию проектов "Спортивный клуб" и "Спортивный сертификат". Из внебюджетных источников - 41128,0 тыс.руб. предполагается привлечь средства предпринимателей, оказывающих помощь в подготовке спортсменов высокого класса.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование развития спортивной инфраструктуры осуществляется при долевом участии местного, краевого бюджетов и привлеченных средств. Потребность финансового обеспечения из бюджета Пермского края на капитальное строительство предполагается из фонда социального развития (ФСР) на 2011-2015 годы: средства местного бюджета - 921569,1 тыс.руб., краевой бюджет (ФСР) - 2737920,3 тыс.руб. В том числе по годам: на 2011 год местный бюджет - 185897,7 тыс.руб., краевой (ФСР) - 5585064 тыс.руб; на 2012 год местный бюджет - 225142,8 тыс.руб., краевой (ФСР) - 674830,4 тыс.руб.; на 2013 год местный бюджет - 261546,9 тыс.руб., краевой (ФСР) - 785061,2 тыс.руб; на 2014 год местный бюджет - 145210,9 тыс.руб., краевой (ФСР) - 519872,8 тыс.руб.; на 2015 год местный бюджет - 94630,1 тыс.руб., краевой (ФСР) - 283890,4 тыс.руб.
За счет местных и краевых средств ведется разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, начало (нулевой цикл) и продолжение строительства спортивного сооружения. Доля краевого бюджета составляет 75% при условии расходов местного бюджета не менее 25% от общей стоимости строящегося спортивного сооружения.
За счет привлеченных средств может осуществляться строительство на любом этапе.
Агентство по физической культуре и спорту Пермского края оказывает помощь администрациям муниципальных районов в продвижении строительства спортивного объекта при наличии соответствующей документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.