Решение Пермского краевого суда
от 15 апреля 2010 г. N 3-62-2010
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 30 июня 2010 г. N 44-Г10-23 настоящее решение частично отменено
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего Лядовой Л.И.
с участием прокурора Левыкиной Л.Л.
представителя правительства Пермского края Родионова Н.В.
при секретаре Жужговой Л.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 15 апреля 2010 года дело по заявлению и.о. прокурора Пермского края о признании недействующим в части Перечня и стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2010 г. N 49-п установил:
Правительством Пермского края принято постановление от 08.02.2010 г. N 49-п "Об утверждении перечня и стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края", которое было опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 6, 15 февраля 2010 г. и вступило в силу с 26 февраля 2010 г.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании абзаца 2 пункта 1 Перечня, пунктов 4, 16-19 таблицы к Перечню устанавливающих стоимость услуг по присоединению к автомобильным дорогам следующих видов объектов дорожного сервиса: рекламные щиты, прокладка коммуникаций вдоль автодороги; прокладка коммуникаций (пересечение), воздушный путь, прокладка коммуникаций (пересечение), прокол; устройство примыкания недействующими, указав в обосновании своего требования, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рекламные щиты, а также коммуникации, устройства примыкания к дорогам, к объектам дорожного сервиса не относятся. В отношении прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги, в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона, владельцами таких коммуникаций должно быть получено согласие (при размещении в придорожной полосе) либо заключен договор с владельцем автомобильной дороги (при размещении в полосе отвода). В соответствии с ч. 8 ст. 26 ФЗ N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия владельца автомобильной дороги. Выдача согласия не связана с услугами по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. Взимание платы за выдачу технических условий и право установления ее размера владельцами автомобильных дорог Федеральным законом не предусмотрено. В связи с этим, включение в перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам услуг по выдаче технических условий, а также отнесение к объектам дорожного сервиса рекламных щитов, коммуникаций, примыканий к дорогам, не соответствует законодательству.
В судебном заседании участвующий прокурор Левыкина Л.Л. заявление поддержала, указав, что понятие рекламного щита содержится в Законе "О рекламе". Понятие объектов дорожного сервиса прокладка коммуникаций вдоль автодороги, прокладка коммуникаций (пересечение), устройство примыкания содержится в ст.ст. 19, 20, 21, 22 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ. Установив расширительный перечень стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дрогам, правительство Пермского края вышло за пределы своих полномочий. Выдача технических условий не входит в объем услуг, это предварительная стадия на размещение объекта дорожного сервиса, поэтому за получение технических условий не может производиться оплата. Рекомендации, на которые ссылалось Правительство Пермского края" при рассмотрении протеста прокурора, не являются нормативным актом.
Представитель Правительства Пермского края - Родионов Н.В., действующий на основании доверенности, не согласившись с заявленными требованиями, пояснил, что понятие "объекты дорожного сервиса", закрепленные в п. 13 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" носит диспозитивный характер, позволяющий расширительное толкование. К строениям и сооружениям возможно отнести примыкание к автомобильной дороге, рекламные щиты, если посредством таких объектов обеспечивается обслуживание участников дорожного движения. Правительством включены в стоимость услуг по присоединению объектов дорожного сервиса рекламные щиты, прокладка коммуникаций (пересечение), воздушный путь, прокол, устройство примыкания в соответствии с п. 3.6 Рекомендаций по разработке отраслевых нормативов финансовых затрат на предоставление платных услуг, осуществляемых организациями дорожного хозяйства. Строительство данных объектов подлежит сопровождению в их присоединении к дороге, поэтому данная услуга подлежит оплате, что отвечает требованиям п.п. 3.4 и 3.5 Рекомендаций. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Заслушав объяснения прокурора, представителя Правительства Пермского края, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не основаны на законе, и не имеется оснований к удовлетворению заявления исполняющего обязанности прокурора Пермского края.
В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 860 установлены минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог.
В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций при согласовании размещения объектов придорожной инфраструктуры распоряжением Минтранса РФ от 15.09.2003 N ОС-804-р введены в действие и рекомендованы к применению с 8 сентября 2003 г. "Рекомендации по разработке отраслевых нормативов финансовых затрат на предоставление платных услуг, осуществляемых организациями дорожного хозяйства".
Согласно п. 3.6 Рекомендаций к числу объектов дорожного сервиса, размещение которых требует инженерно-технического сопровождения, относятся также рекламные щиты, устройство примыкания, прокладка коммуникаций вдоль автомобильной дороги, прокладка коммуникаций (пересечение), воздушный путь, прокладка коммуникаций (пересечение), прокол.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 г. за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ст. 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пунктом 8 предусмотрено полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановление от 08 февраля 2010 N 49-п Правительством Пермского края принято в соответствии с пунктом 8 ст. 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 6 части 2 статьи 2 Закона Пермского края от 14 ноября 2008 г. N 326-ПК "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", которым к полномочиям Правительства пермского края отнесено установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Размещение объектов дорожного сервиса определено ст. 11 Закона Пермского края. Указанной нормой, пунктами 3 и 5 предусмотрено, что за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге. Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения рассчитывается исходя из установленных Правительством Пермского края стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Пунктом 1 Перечня и стоимости услуг установлено, что при присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края владельцем автомобильной дороги по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге оказываются следующие услуги: выдача технических условий на размещение условий на размещение объектов дорожного сервиса, присоединяемого к автомобильной дороге, включающая в себя рассмотрение и принятие решения о выдаче технических условий и согласование места размещения объекта дорожного сервиса, присоединяемого к автомобильной дороге; согласование проектной документации, разработанной на основании выданных технический условий; координация (с выездом на место) строительно-монтажных работ объекта дорожного сервиса в части обеспечения соблюдения технических условий и приемка объекта в эксплуатацию; внесение изменений в паспорт автомобильной дороги.
Согласно п. 3.4 Рекомендаций по разработке отраслевых нормативов финансовых затрат на предоставление платных услуг, осуществляемых организациями дорожного хозяйства инженерно-техническое сопровождение работ по размещению объектов дорожного сервиса и иных сооружений в полосе отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянок автомобилей), связаны с выполнением следующих работ: проведение работ по согласованию размещения объекта (рассмотрение, принятие решения по документам заявителя, экспертиза проектно-сметной документации, выезд на предполагаемое место дислокации объекта и т.п.): систематический контроль выполнения выданных технических условий; внесение изменений в паспорт дороги; оформление разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Выполнение указанных видов работ требует определенных затрат, подлежащих возмещению, а следовательно, и нормированию.
К числу затрат, подлежащих учету при нормировании, отнесены затраты, связанные с - изучением документации, представленной для получения технических условий, и их согласование;
- проведение сбора данных по техническим характеристикам участка дороги в зоне предполагаемого размещения объектов;
- проведение анализа перспективного планирования дополнительных объемов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также их реконструкции;
- изучением карты планировочных работ:
- использованием автотранспорта для выезда на предполагаемое место размещения объектов;
- внесением изменений в паспорт дороги, дислокацию дорожных знаков и дорожной разметки:
- выполнением работ по осуществлению контроля размещения объектов сервиса и рекламы, а также периодического обследования размещенных капитальных объектов сервиса:
- получением разрешения на производство строительно-монтажных работ (п. 3.5 Рекомендаций).
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В пункте 1 оспариваемого Перечня указана услуга по выдаче технических условий на размещение объектов дорожного сервиса, которая включает услуги, предшествующие выдаче самих условий. Изготовление и передача владельцу объекта дорожного сервиса технических условий являются результатом и завершающим этапом оказываемых платных услуг.
Суд считает, что Правительство Пермского края при утверждении перечня и стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения обоснованно принимало во внимание Рекомендации, поскольку на федеральном уровне отсутствует какой-либо акт, устанавливающий число объектов дорожного сервиса, размещение которых требует инженерно-технического сопровождения. Рекомендации приняты распоряжением Минтранса РФ для обеспечения деятельности дорожных организаций при согласовании размещения объектов придорожной инфраструктуры. Оспариваемое постановление Правительства Пермского края также регулирует правоотношения в области автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Исполняющему обязанности прокурора Пермского края в заявлении о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 Перечня и стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, пунктов 4, 16-19 таблицы к перечню, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2010 г. N 49-п отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 16 апреля 2010 года.
Судья п.п. |
Л.И. Лядова |
Судья - |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 15 апреля 2010 г. N 3-62-2010
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 мая 2011 г. N 17 (145)