Решение Пермского краевого суда
от 20 января 2011 г. N 3-1-11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 44-Г11-7 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 30 марта 2011 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лядовой Л.И.
с участием прокурора Сысоевой С.М.
представителя Законодательного Собрания Пермского края Фирулевой Н.И.
представителя губернатора Пермского края Кузнецовой Т.Ю.
при секретаре Кожиховой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 20 января 2011 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании несоответствующим федеральному законодательству в части пункта "в" ч. 3 ст. 5 Закона Пермского края N 228-ПК от 14.04.2008 г. "О муниципальной службе в Пермском крае" в редакции закона N 466-ПК от 01 07.2009 г. установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Пермского края "О муниципальной службе в Пермском крае" следует читать как "от 4 мая 2008 г. N 228-ПК"
Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 228-ПК от 17.04.2008 г. "О муниципальной службе в Пермском крае", который был опубликован в "Собрании законодательства Пермского края" N 6 от 30.06.2008 г. и в "Российской газете" N 101 за 14.05.2008 г.
01 июля 2009 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 466-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О муниципальной службе в Пермском крае", который опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 26 от 06.07.2009 г. и "Собрании законодательства Пермского края" N 8, 1 часть, 12.08.2009 г.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании несоответствующим федеральному законодательству ч. 3 ст. 5 Закона N 228-ПК в редакции пункта ч. 2 ст. 1 Закона N 466-ПК, которым введены типовые квалификационные требования для всех групп должностей к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В обосновании своего заявления указал, что ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе" и ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" установлены в качестве обеспечения взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы требования единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы. Оспариваемая норма Закона N 228-ПК предусматривает установление квалификационных требований для ведущей группы должностей муниципальной службы к уровню образования и стажу муниципальной службы в виде наличия среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона N 228-ПК ведущие должности муниципальной службы соответствуют старшим должностям гражданской службы. В силу ч. 5, 6 ст. 9 Федерального закона "О государственной гражданской службе в РФ" старшие группы должностей имеются в категориях "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". При этом в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "специалисты" старшей группы должностей входит наличие высшего профессионального образования. Наличие среднего профессионального образования допускается только для замещения должностей гражданской службы старшей группы должностей категории "обеспечивающие специалист". Федеральным законом для старших должностей государственной гражданской службы установлены различные квалификационные требования в зависимости от категории. Для всех категорий должностей отнесенных к группе "ведущие" установлено квалификационное требование - высшее образование.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. поддержала заявленные требования в полном объеме, указав, что при принятии Закона "О муниципальной службе в Пермском крае" субъект вошел в противоречие с федеральным законодательством, поскольку наличие среднего профессионального образования допускается только для замещения должностей категории "обеспечивающие специалисты". Оспариваемая норма создает неопределенность в регулировании квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы в отношении руководителей (начальников) и заместителей руководителей органов местного самоуправления и структурных подразделений органов местного самоуправления, должности которых установлены реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края - Фирулева Н.И. не согласившись с заявлением, пояснила, что Законом Пермского края в соответствии с нормами федерального законодательства для ведущей группы должностей муниципальной службы установлены квалификационные требования о наличии либо высшего профессионального образования и необходимости стажа, либо среднего профессионального образования и необходимого стажа. Федеральными законами "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены различные понятия по классификации должностей, следовательно, прямое сравнение категорий должностей гражданской службы и групп должностей муниципальной службы между собой недопустимо. При принятии оспариваемого Закона его проект для обсуждения направлялся в муниципальные образования и поселения, которые высказали свое мнение. В субъекте существует сложность в подборе кадров на муниципальную службу, поэтому и было принято решение установить квалификационное требование для ведущей группы должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования, наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет
Представитель губернатора Пермского края - Кузнецова Т.Ю. поддержав позицию представителя Законодательного Собрания, указала, что согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 25 субъект Российской Федерации вправе установить типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным навыкам и знаниям, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Статьей 5 Закона о муниципальной службе установлены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы с учетом кадровой ситуации в органах местного самоуправления края.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определена классификация должностей муниципальной службы. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Данным законом классификация должностей муниципальной службы по категориям не предусмотрена.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требования для замещении я должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
С учетом требований федерального законодательства Законодательным Собранием Пермского края 14.04.2008 г. был принят Закон N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае". В редакции Закона Пермского края от 01.07.2009 г., в частности, пунктом 4 ст. 3 установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы: ведущие должности муниципальной службы - старшие должности гражданской службы края.
Статьей 5 оспариваемого Закона установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Для замещения должностей муниципальной службы установлены следующие типовые квалификационные требования: для ведущей группы должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования, наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет (пункт "в" ч. 3).
Статьей 4 Закона определен реестр должностей муниципальной службы, который приложением утвержден Законом Пермского края от 29.11.2010 г. N714-ПК.
Разделом II подраздела 1 Реестра к ведущим должностям муниципальной службы отнесены - начальник (заведующий) сектора в составе аппарата представительного органа муниципального образования, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе аппарата представительного органа муниципального образования, начальник (заведующий) отдела, сектора в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования, начальник (заведующий) сектора в составе отдела, консультант, референт.
В соответствии с подразделом II к ведущим должностям муниципальной службы отнесены - начальник самостоятельного сектора, заместитель начальника (заведующего) самостоятельного отдела, инспекции, заместитель начальника управления в составе департамента, начальник инспекции в составе аппарата администрации муниципального образования, начальник (заведующий) отдела, сектора в составе комитета, управления, департамента, аппарата администрации муниципального образования, аппарата администрации района в городскому округе, руководитель пресс-службы, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе комитета, управления, департамента, аппарата администрации муниципального образования, начальник (заведующий) сектора в составе отдела, консультант, пресс-секретарь главы администрации муниципального образования, помощники глав администрации муниципального образования и района, референт.
Пункт 1 статьи 5 и часть 2 статьи 8 Федерального закона N 25-ФЗ предусматривает наличие взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Из содержания пунктов 3 и 4 данной нормы следует, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей группы должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
С доводом представителя Законодательного Собрания Пермского края о том, что субъект, с учетом сложившейся практики других регионов, вправе установить типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу работы по специальности. профессиональным навыкам и знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальной службы суд не может согласиться, поскольку законы и иные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, пункт "в" части 3 статьи 5 Закона Пермского края от 14.04.2008 г. N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 01.07.2009 года N 466-ПК, не соответствуют нормам федерального законодательства и подлежат признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Нарушения порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта судом при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь ст. 194, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт "в" части 3 статьи 5 Закона Пермского края от 14.04.2008 г. N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 01.07.2009 N 466-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О муниципальной службе в Пермском крае" в части слов "или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет" в отношении руководителей (начальников) и заместителей руководителей органов местного самоуправления и структурных подразделений органов местного самоуправления.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 21 января 2011 года.
Председательствующий п.п. - |
Л.И. Лядова |
Судья - |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 20 января 2011 г. N 3-1-11
Настоящее решение вступило в законную силу 30 марта 2011 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 мая 2011 г. N 17 (145)