Решение Пермского краевого суда
от 27 августа 2009 г. N 3-145-2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 44-Г09-36 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 9 декабря 2009 г.
Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Невидимовой Е.А.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой A.M., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Миковой С.А., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 27 августа 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 2.1.2 Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п,
установил:
постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, опубликованным в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 22 от 8.06.2009 года, утвержден Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности (далее - Порядок).
Пункт 2.1 Порядка устанавливает требования, которым должны соответствовать кредитные организации, в которых могут размещаться временно свободные денежные средства бюджета Пермского края на банковские реквизиты. В частности, пункт 2.1.2 Порядка предусматривает необходимость наличия у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1.2 Порядка, ссылаясь на то, что требование к кредитным организациям, определенное названным пунктом Порядка, противоречит нормам действующего законодательства, а именно положениям части 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета, на банковские депозиты.
Действующими в настоящее время Правилами размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 227, определено, что одним из требований, предъявляемым к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета, является наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день проверки соответствия кредитной организации установленным требованиям.
Положениями ст. 48 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" предусмотрено, что временно свободные средства бюджета Пермского края могут размещаться на банковских депозитах. Их размещение осуществляется на основании отбора финансовых организаций, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок размещения определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемая норма, предписывающая размещение бюджетных средств на банковских депозитах кредитных организаций, имеющих в наличии собственные средства (капитал) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующую дате отбора кредитных организаций, устанавливает самостоятельное требование, не соответствующее требованиям к кредитным организациям, в которых могут размешаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, определенным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 8 ноября 2008 года) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пункт 2.1.2 Порядка фактически устанавливает ограничения для кредитных организаций, имеющих возможность претендовать в качестве уполномоченной организации на заключение договоров банковского вклада, изначально ставит определенных участников отбора в приоритетное положение, тем самым, делая отбор формальным, поскольку кредитные организации, чьи собственные средства (капитал) не достигают размера 50 млрд. рублей, не участвуют в конкурсном отборе банков для размещения бюджетных средств на банковских депозитах.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Синева A.M. заявленное требование поддержала.
Представитель Правительства Пермского края Микова С.А. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Порядок, утвержденный постановлением от 3 июня 2009 года N 345-п, был разработан и принят в соответствии с положениями ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 227. Используемый федеральным законодателем термин "соответствовать" в его буквальном толковании означает "удовлетворять требованиям", в связи с чем любой размер собственных средств (капитала) кредитной организации, превышающий 5 млрд. рублей, установленный в субъекте Российской Федерации, можно рассматривать как "соответствующий" требованиям, предусмотренным на федеральном уровне, поскольку требование "не менее 5 млрд. рублей" будет соблюдено.
Правоотношения по размещению временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, не подпадают под действие Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает допуск к размещению средств бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты кредитных организаций при условии их соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что средства бюджета Пермского края размещаются на депозиты без какого-либо обеспечения (залога) со стороны кредитных организаций, гарантией возврата средств бюджета Пермского края является размер собственных средств (капитала) кредитной организации. Учитывая, что согласно абзацу 2 пункта 3 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответственность за обеспечение возврата средств в бюджеты субъектов Российской Федерации при размещении средств бюджета субъектов Российской Федерации несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требования пункта 2.1.2 Порядка размещения средств направлено на обеспечение гарантии возврата бюджетных средств и не может быть расценено как ограничение на участие в отборе кредитной организации, не ставит кредитную организацию по отношению к иным участникам в приоритетное положение.
Кроме того, Порядок, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, не является нормативным правовым актом поскольку он не соответствует признакам, характеризующим нормативный правовой акт, определенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48.
Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ порядок размещения бюджетный средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Согласно ст. 48 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 13 октября 2008 года) временно свободные средства бюджета Пермского края могут размещаться на банковских депозитах. Размещение временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах осуществляется на основании отбора финансовых организаций, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 277 утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты.
Пунктом 1 указанных Правил установлены требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты. Согласно подпункту "б" данного пункта названных Правил одним из таких требований является наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день проверки соответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным в настоящем пункте.
Таким образом, федеральный законодатель определил, что наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей является достаточным условием, в соответствии с которым в данной кредитной организаций могут быть размещены бюджетные средства на банковские реквизиты.
Поскольку оспариваемая заместителем прокурора Пермского края правовая норма предусматривает необходимость наличия у кредитной организации собственных средств, (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций, что явно не соответствует требованиям, предъявляемым к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, установленным подпунктом "б" пункта 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 277, пункт 2.1.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы заинтересованного лица о том, что Порядок, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, не является нормативным правовым актом, являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое заместителем прокурора Пермского края в части постановление об утверждении Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, полностью отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, поскольку данное постановление издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти. Согласно пункту 2 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты в субъекте Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в Пермском крае высшим исполнительным органом государственной власти в соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", является Правительство Пермского края, которое в силу ст. 16 данного Закона Пермского края издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений Правительства Пермского края. Постановление Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п опубликовано в полном соответствии с указом губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края" в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 22 от 8.06.2009 года.
Порядок, утвержденный оспариваемым в части постановлением, содержит правовые нормы (правила поведения), так как он определяет процедуру и условия размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, в том числе: требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные денежные средства бюджета Пермского края; порядок заключения договоров банковского вклада (депозита) с кредитными организациями о размещении денежных средств на банковские депозиты; порядок подготовки и проведения отбора заявок кредитных организаций на размещение временно свободных денежных средств бюджета Пермского края; другие правовые нормы. Порядок, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, рассчитан на неоднократное применение, учитывая отсутствие сроков его применения в самом постановлении.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заместителя прокурора Пермского края о несоответствии оспариваемой нормы части 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Оспариваемым пунктом, как и в целом Порядком размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, не вводятся ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также не устанавливаются запреты или ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров. Данным Порядком не устанавливается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Предметом правового регулирования оспариваемого Порядка являются бюджетные правоотношения в сфере осуществления властных полномочий субъекта Российской Федерации по размещению временно свободных денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации на банковские депозиты кредитных организаций, а не правоотношения в сфере обращения товаров, поэтому довод о противоречии оспариваемой нормы статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" является несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.1.2 Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 2 сентября 2009 года.
Судья - п.п. - |
С.С. Бузмаков |
Судья краевого суда - |
С.С. Бузмаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 27 августа 2009 г. N 3-145-2009
Настоящее решение вступило в законную силу 9 декабря 2009 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 марта 2011 г. N 10 (138)