На основании статей 17, 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10, 16, 26 Устава Чайковского муниципального района, решения Земского собрания от 11 мая 2011 года N 15 "Об утверждении Порядка разработки, принятия в управлении процессами социально-экономического развития Чайковского муниципального района документов стратегического планирования", Земское Собрание решает:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Чайковского муниципального района на период 2012-2027 годы (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать главам поселений Чайковского муниципального района:
2.1. Принять документ к исполнению;
2.2. Руководствоваться положениями Стратегии при разработке муниципальных целевых программ и иных программных документов.
3. Опубликовать решение в газете "Огни Камы".
4. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по экономической политике и развитию территории (А.Г. Бяков).
Глава муниципального района - |
С.Н. Пластинин |
Стратегия
социально-экономического развития Чайковского муниципального района на период 2012 - 2027 годы
(утв. решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 30 ноября 2011 г. N 117)
Раздел I
Чайковский муниципальный район
1. Чайковский муниципальный район расположен на юго-западе Пермского края. Административный центр - г. Чайковский. Территория района - 2155,25 км2.
Район граничит: на севере - с Еловским муниципальным районом, на востоке - с Куединским муниципальным районом, на юге - с Республикой Башкортостан, на западе - с Удмуртской республикой.
Район создан в 1962 году.
На 01 января 2011 года население района составляет 103905 человек.
Большая часть населения проживает в административном центре района г. Чайковский.
Район состоит из 10 поселений: одного городского и девяти сельских:
Чайковское городское поселение - численность 82899 человек;
Ольховское сельское поселение - численность 3424 человек;
Альняшинское сельское поселение - численность 1336 человек;
Большебукорское сельское поселение - численность 1180 человек;
Ваньковское сельское поселение - численность 2053 человек;
Зипуновское сельское поселение - численность 1263 человек;
Марковское сельское поселение - численность 3531 человек;
Сосновское сельское поселение - численность 1635 человек;
Уральское сельское поселение - численность 977 человек;
Фокинское сельское поселение - численность 5607 человек.
Основой экономики района является энергетика и химия, представленная крупным предприятиями электроэнергетики, транспортировки природного газа и химического синтеза.
Консолидированный бюджет Чайковского муниципального района по собственным доходам в 2012 году составит - 748,8 млн. рублей, в том числе:
Муниципальный район - 475,3 млн. рублей,
Чайковское городское поселение - 222,0 млн. рублей,
Альняшинское сельское поселение - 0,8 млн. рублей,
Б.Букорское сельское поселение - 5,8 млн. рублей,
Ваньковское сельское поселение - 0,6 млн. рублей,
Зипуновское сельское поселение - 0,4 млн. рублей,
Марковское сельское поселение - 2,5 млн. рублей,
Ольховское сельское поселение - 33,9 млн. рублей,
Сосновское сельское поселение - 0,8 млн. рублей,
Уральское сельское поселение - 2,2 млн. рублей,
Фокинское сельское поселение - 4,5 млн. рублей.
Раздел II
Вводные положения
1. Стратегия социально-экономического развития Чайковского муниципального района (далее Стратегия), и входящих в состав района территорий, разработана с учетом:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р;
- Стратегическими целями, задачами и ориентирами Правительства Пермского края.
2. Стратегия социально-экономического развития Чайковского муниципального района (далее Стратегия) - это документ, определяющий систему концептуальных представлений об общественно значимых стратегических целях, приоритетных направлениях, ключевых ценностях социально-экономического развития Чайковского муниципального района и входящих в состав района городского и сельских поселений.
Концептуальные представления выражаются через систему целей, принципов, приоритетов и инструментов реализации и контроля реализации Стратегии.
3. Стратегия - это документ долгосрочного планирования.
4. Настоящая Стратегия призвана определить основные направления развития района на период с 2012 по 2027 год, обеспечив преемственность представительной и исполнительной власти, общественное согласие и консолидацию, стабильность политических процессов.
Раздел III
Текущее состояние экономики района
Чайковский муниципальный район обладает диверсифицированной структурой экономики. В экономике района представлены предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, предприятия агропромышленного комплекса, строительства и производства строительных материалов, транспорта и энергетики.
На крупных и средних предприятиях района работает около 50 процентов от экономически активного населения.
По данным ТОФС Государственной статистики по Пермскому краю за 2010 год в Чайковском муниципальном районе отгружено продукции на сумму более 62 миллиардов рублей.
За 2010 год объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Чайковского муниципального района составил 3,7 миллиардов рублей.
78,8 процентов объемов отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг крупными и средними предприятиями приходится на отрасли транспорта и связи.
Услуги связи в Чайковском районе представлены электрической и сотовой видами связи. Услуги электрической связи оказывает Чайковский РУС ОАО ММАС "Ростелеком", на территории функционируют сети операторов: "U-tel", "Мегафон", "Билайн", "МТС".
В объеме отгруженной продукции лидируют структурные подразделения ООО "Газпром трансгаз Чайковский".
Отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет 7,2 процента от общего объема производства.
Чайковский район - это энергоизбыточная территория.
Филиал ОАО "РУСГИДРО" - Воткинская ГЭС" - один из узловых пунктов сети электроснабжения Уральского региона России. Чайковская ТЭЦ-18 производит электрическую и тепловую энергию. Мощности топливно-энергетического комплекса района позволяют удовлетворить растущие потребности промышленности и населения в обеспечении энерго и теплоресурсах.
Практически не используются возобновляемые источники энергии (прежде всего, малая гидроэнергетика), а также местные виды топлива: торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа.
Основным видом топлива для тепловых электростанций района является газ, что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.
Транспортная и энергетическая инфраструктуры в районе заметно отстают. На территории района нет современной логистической системы.
В объеме промышленной продукции 9,3 процента занимают обрабатывающие производства различных отраслей: нефтехимическая промышленность, производство машин и оборудования, текстильная промышленность, лесоперерабатывающая промышленность.
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии района.
В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве района задействовано более 26 процентов экономически активного населения. Товарооборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году составил 23% товарооборота всего района.
Инновационный кластер на территории муниципального района практически отсутствует. Инновационные разработки активно применяются крупным бизнесом, тогда как субъекты малого и среднего предпринимательства предпочитают инновационному развитию стабильное ведение бизнеса. Только два средних предприятия позиционируют себя как научно-исследовательские.
На строительство приходится 2,3 процентов от всего объема производства.
За 2010 год введено 35 006 кв.м жилья.
Агропромышленный комплекс Чайковского муниципального района - значимый сектор экономики муниципального образования.
Чайковский муниципальный район входит в пятерку самых крупных районов-производителей сельскохозяйственной продукции Пермского края. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов: выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.
Важное место в экономике района занимает пищевая промышленность, в значительной степени обеспеченная продукцией сельского хозяйства и имеющая высокий потребительский спрос.
Сырьевая база района обладает значительным потенциалом.
Наиболее распространенные полезные ископаемые на территории муниципального образования - это нефть, песок, глина, песчано-гравийная смесь, торф. Имеются значительные запасы лесных ресурсов, пресной воды и артезианских источников.
Многочисленные водные ресурсы, обширные лесные угодья, разнообразие животного и растительного мира, условия умеренного климата и выгодное экономико-географическое положение способствуют привлечению инвесторов в туристическую сферу района. Историко-культурный потенциал территории, и строительство уникального для России центра подготовки по зимним видам спорта для проведения спортивных соревнований разного уровня, в том числе международных, создают дополнительные благоприятные условия для привлечения туристов на территорию района.
Туристско-рекреационное развитие района может обеспечить интенсивное развитие, как Чайковского муниципального района, так и Пермского края в целом.
Раздел IV
Стратегическое развитие Российской Федерации и Приволжского федерального округа
1. В настоящее время в Российской Федерации действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая является базовым документом планирования и развития для всей территории Российской Федерации.
2. Вместе с тем к источникам, определяющим стратегические приоритеты развития Российской Федерации, относятся также Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и дополняющее его Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 г. N 1313-р.
3. Указанные нормативно-правовые акты должны учитываться, в том числе, при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.
4. Российская Федерация установила настоящим Указом и Распоряжением те сферы, в которых должны быть в текущий момент времени сосредоточены материальные, кадровые и общественные ресурсы органов местного самоуправления.
5. Отвлечение ресурсов на исполнение иных полномочий в случаях дефицита бюджетных средств и не закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации должно считаться недопустимым.
6. Социально-экономическое развитие Чайковского муниципального района, и входящих в его состав поселений, ни в какой части не должно противоречить стратегическим ориентирам и курсу развития РФ в целом.
7. Вместе с тем, принимая во внимание, что Конституцией РФ и Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены различные предметы ведения и полномочия органов федеральной власти и управления и органов местного самоуправления, необходимо учесть, что стратегические цели, направления и приоритеты различных уровней власти могут не совпадать. Это не является нарушением принципов целостности государственного суверенитета, а отражает лишь разницу в уровнях и целях различных систем планирования и развития общества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 131-ФЗ"
8. В настоящее время Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165 утверждена Стратегия социально-экономического Приволжского федерального округа на период до 2020 года.
9. Стратегией Приволжского федерального округа предписано федеральным органам исполнительной власти, и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке целевых программ и иных программных документов.
Раздел V
Стратегия и развитие Пермского края
1. Чайковский муниципальный район входит в состав Пермского края.
2. По территории Чайковского муниципального района Пермский край граничит с Республиками: Удмуртией и Башкортостаном.
3. Чайковский муниципальный район является территорией повышенного внимания региональной власти.
4. В силу удаленности от регионального центра Чайковский муниципальный район также зависит от развития торгово-экономических связей и промышленных потоков с Удмуртской республикой, республиканский центр которой г. Ижевск расположен в 90 км от г. Чайковский.
5. Необходимо принять во внимание и тот факт, что при ухудшении социально-экономического положения в районе и в Пермском крае, население будет мигрировать в приграничные республики, тем самым ослабляя и район, и край в целом.
6. Чайковский муниципальный район в лице органов местного самоуправления будет придерживаться стратегического курса и приоритетов развития Пермского края, ожидая в свою очередь от краевой власти конструктивную помощь и поддержку во всех программах и проектах района, нацеленных на повышение уровня и качества жизни в Чайковском муниципальном районе.
7. С целью оценки уровня жизни и социально-экономического положения в Чайковском муниципальном районе, органы местного самоуправления района должны обеспечить проведение ежегодного сравнительного анализа с сопредельным Воткинским районом, включая территорию г. Воткинск. Данная информация должна ежегодно доводиться до населения района через СМИ и Интернет.
8. Текущие стратегические направлениями развития Пермского края определены кодификатором целей и задач:
8.1. Развитие человеческого потенциала;
8.2. Экономическое развитие;
8.3. Создание комфортной среды проживания;
8.4. Максимизация доходов от управления ресурсами;
8.5. Развитие территорий;
8.6. Повышение эффективности деятельности государственных краевых и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и социального обслуживания (далее - социальной сферы);
8.7. Повышение эффективности государственного управления;
8.8. Политическая среда. Исключение политических потрясений на территории края и конкуренция политических идей;
8.9. Пермь - культурная столица Европы;
8.10. Создание инновационного кластера экономики;
8.11. Модернизация здравоохранения. Повышение эффективности системы здравоохранения.
9. Органы местного самоуправления Чайковского муниципального района, придерживаясь стратегического курса, обозначенного краевой властью, обязаны и будут действовать, прежде всего, в интересах населения, проживающего на территории района, и в соответствии с теми ограничениями и полномочиями, которые установлены Конституцией РФ и Федеральным законодательством.
10. Некоторые цели и задачи, сформулированные на краевом уровне, не могут быть достигнуты, и соответственно не будут достигаться, и выполняться органами местного самоуправления Чайковского района до момента передачи соответствующих полномочий на уровень района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Необходимо принимать во внимание фактор ограниченности ресурсной базы района, прежде всего финансовой и кадровой, который не может позволить также широко и масштабно проводить преобразования в районе, как это возможно делать на уровне края в целом.
Текущая федеральная и региональная бюджетная и налоговая политика такова, что доходы бюджета муниципального района составляют в текущий момент 10% и бюджетов поселений 7% в общем объеме всех доходов поступающих в краевой и федеральный бюджеты.
12. Главными направлениями развития Чайковского муниципального района на период с 2012 по 2027 годы станут:
12.1. Экономическое развитие;
12.2. Социальное развитие;
12.3. Территориальное развитие;
12.4. Муниципальное развитие.
Раздел VI
Основные проблемы и задачи текущего периода
1. Реализация Стратегии должна обеспечить полное разрешение следующих ключевых проблем территории:
1.1. В социальной сфере:
1.1.1. Низкой заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы;
1.1.2. Кадров: низкая укомплектованность, продолжающееся старение кадров, отсутствие реальных механизмов привлечения молодых специалистов и развития их профессиональных компетенций;
1.1.3. Несоответствия стоимости предоставляемых муниципальных услуг фактическим затратам;
1.1.4. Функционирования муниципальных бюджетных учреждений при отсутствии лицензии;
1.1.5. Низкой доступности медицинской помощи для населения: невозможность попасть на прием к врачу, на обследование;
1.1.6. Низкой укомплектованности врачами учреждений здравоохранения;
1.1.7. Несоответствия установленным нормативам площадей для оказания первичной медицинской помощи населению: филиалы детской поликлиники, станция скорой помощи и другие;
1.1.8. Недостаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
1.1.9. Малого количества доступного жилья и отсутствия эффективных приемлемых механизмов для приобретения жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
1.1.10. Малой единовременной пропускной способности спортивных сооружений на территории;
1.1.11. Высокой степени изношенности спортивных сооружений;
1.1.12. Отсутствия единого органа управления в сфере физической культуры и спорта.
1.2. В сфере общественной безопасности:
1.2.1. Отсутствия программы по трудоустройству бывших осужденных, лиц излечившихся от наркомании;
1.2.2. Отсутствия проектов по общественным работам;
1.2.3. Низкого уровня готовности к чрезвычайным ситуациям;
1.3. В сфере экономики:
1.3.1. Низкой среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и работников сельского хозяйства;
1.3.2. Высоких ставок страховых взносов на фонд оплаты труда;
1.3.3. Отсутствия оперативных статистических данных у муниципалитета о тенденциях развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории;
1.3.4. Нежелания предпринимателей оформлять трудовые отношения с наемными работниками в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации;
1.3.5. Низкого уровня оплаты труда в малых предприятиях в сравнении с оплатой труда работников на крупных и средних предприятиях;
1.3.6. Слабого интереса со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства к инновационному развитию бизнеса;
1.3.7. Отсутствия эффективной системы и механизмов, стимулирующих инновационные проекты;
1.3.8. Высоких тарифов на энергоносители, что значительно увеличивает затраты предприятий;
1.3.9. Отсутствия законодательных инструментов, стимулирующих экономию электроэнергии;
1.3.10. Недостаточно широкого спектра способствующих развитию бизнеса услуг, предоставляемых субъектам малого бизнеса;
1.3.11. Диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленных производств, используемую в сельском хозяйстве;
1.3.12. Отсутствия финансовой возможности внедрения современных, эффективных технологий в сельскохозяйственное производство;
1.3.13. Дефицита квалифицированных рабочих кадров и специалистов с необходимым уровнем подготовки;
1.3.14. Низкой численности экономически активного населения;
1.3.15. Миграционного оттока населения;
1.3.16. Недостатка навыков ведения современного агробизнеса у руководителей сельскохозяйственных предприятий;
1.3.17. Отсутствия систем водоснабжения и газификации в ряде населенных пунктов сельской местности;
1.3.18. Отсутствия перспективных производств в Зипуновском, Ваньковском и Марковском сельских поселениях;
1.3.19. Низкого уровня образованности и владения информацией о возможностях развития и расширения своего бизнеса у начинающих предпринимателей;
1.3.20. Зависимости бюджета района от отраслей транспорта энергетики и связи;
1.3.21. Отсутствия альтернативных отраслей экономического роста;
1.3.22. Высокой стоимости услуг по подключению к электрическим сетям;
1.3.23. Неразвитой сферы обслуживания: организаций общественного питания, гостиничного бизнеса, торговли промышленными товарами и изделиями, развлекательных центров;
1.3.24. Отсутствия узнаваемого бренда территории;
1.3.25. Недостаточного развития туристской инфраструктуры района;
1.3.26. Отсутствия эффективного механизма изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
1.3.27. Недостаточного уровня развития рынка сельскохозяйственных угодий, включающего куплю-продажу и аренду, в том числе с земельных долей;
1.3.28. Недоступности и дороговизны для начинающих предпринимателей кредитных ресурсов;
1.3.29. Высоких ставок арендной платы на землю;
1.3.30. Недостаточного продвижения туристических продуктов района на уровне края и близлежащих регионов и России;
1.3.31. Низкого качества обслуживания в сфере туризма на территории района;
1.3.32. Неразвитой сферы познавательного туризма;
1.3.33. Неразвитой сферы событийного туризма;
1.3.34. Неразвитой транспортной инфраструктуры и транспортных услуг;
1.3.35. Отсутствия взаимодействия между органами власти и туристическим бизнесом;
1.3.36. Наличия высоких административных барьеров для развития и ведения бизнеса;
1.3.37. Зависимости крупных предприятий от стратегии головных компаний;
1.3.38. Низкого уровня развития сельского хозяйства;
1.3.39. Отсутствия современной сельскохозяйственной техники;
1.3.40. Отсутствия регулируемых и управляемых рынков сбыта для сельхозпроизводителей;
1.3.41. Неэффективного управления программой развития АПК района.
1.4. В сфере территориального управления: градостроительства, инфраструктуры, развития территорий:
1.4.1. Отсутствия перспективных производств в большинстве сельских поселений;
1.4.2. Отсутствия рабочих мест в большинстве сельских поселений;
1.4.3. Отсутствия стимулов и условий для привлечения молодежи в сельскую местность;
1.4.4. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности: детских площадок, центров культуры и досуга для молодежи и взрослого населения, центров здоровья;
1.4.5. Сокращения количества учреждений образования;
1.4.6. Сокращения количества учреждений системы здравоохранения;
1.4.7. Низкого уровня благоустройства сел и деревень;
1.4.8. Отсутствия эффективной системы вывоза ТБО;
1.4.9. Недостаточного развития инженерной инфраструктуры:
а) отсутствия газификации в большинстве населенных пунктов;
б) изношенности водопроводных и электрических сетей;
в) отсутствия внутрипоселковых дорог с твердым покрытием;
г) отсутствия специализированной дорожной и коммунальной техники в сельских поселениях;
д) высокие тарифы в сфере ЖКХ в сельской местности;
1.4.10. Малого объема строительства жилых помещений, в особенности экономического класса;
1.4.11. Отсутствия документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
1.4.12. Большого количества дорог, не отвечающих нормативным требованиям;
1.4.13. Большого количества бесхозяйных дорог;
1.4.14. Несоответствия схем дорожного движения установленным требованиям;
1.4.15. Высокой степени изношенности инженерных сетей;
1.4.16. Большого количества бесхозяйных инженерных сетей;
1.4.17. Большого количества многоквартирных домов требующих капитального ремонта, либо сноса;
1.4.18. Отсутствия источников резервных тепловых мощностей для дальнейшего развития района;
1.4.19. Отсутствия современного полигона ТБО;
1.4.20. Отсутствия собственников у гидротехнических сооружений;
1.4.21. Аварийного состояния набережной в г. Чайковский;
1.5. В сфере муниципального управления: общественных финансов, управления имуществом и развития гражданского общества:
1.5.1. Неэффективного использования муниципального имущества и земельных участков;
1.5.2. Неэффективного участия муниципальных образований в уставных капиталах хозяйственных обществ;
1.5.3. Убыточности муниципальных предприятий, обслуживающих сферу жилищно-коммунального хозяйства и являющихся жизненно-необходимыми для населения, что приведет в итоге к выплате кредиторской задолженности из бюджета при банкротстве данных предприятий;
1.5.4. Снижения собственных доходов бюджета относительно темпов роста инфляции;
1.5.5. Зависимости и нестабильности величины и пропорций собственных доходов от бюджетной политики государства и края в области формирования межбюджетных отношений;
1.5.6. Высокой доли расходов в общем объеме бюджета муниципального района на формирование фонда оплаты труда бюджетной сферы;
1.5.7. Текущих расходов бюджета, опережающих темп роста собственных доходов;
1.5.8. Снижения доли инвестиционных расходов в расходах бюджета муниципального района;
1.5.9. Низкой доходной базы большей части поселений;
1.5.10. Роста задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
1.5.11. Высокой доли задолженности нереальной к взысканию;
1.5.12. Низкого уровня организации финансового менеджмента;
1.5.13. Дефицита квалифицированных кадров в сфере муниципального управления, в особенности в сельской местности;
2. В процессе реализации Стратегии должны быть решены следующие задачи:
2.1. В социальной сфере необходимо:
2.1.1. Обеспечить достойный уровень заработной платы работников;
2.1.2. Создать систему мотивации для привлечения специалистов в учреждения социальной сферы;
2.1.3. Создать эффективную систему расчета и учета стоимости муниципальных услуг в социальной сфере;
2.1.4. Привести все учреждения социальной сферы в нормативное состояние;
2.1.5. Обеспечить доступность населению амбулаторно-поликлинической помощи;
2.1.6. Создать условия для укомплектования врачами учреждений здравоохранения;
2.1.7. Способствовать приведению в соответствие законодательству нормативов площадей для оказания первичной медицинской помощи населению: филиалов детской поликлиники, станции скорой помощи и других;
2.1.8. Полностью ликвидировать очереди в дошкольные образовательные учреждения.
2.1.9. Сформировать и продвигать на российском и международном уровнях брэнд города - "Чайковский - имя известное миру" - центра музыкального творчества;
2.1.10. Создать привлекательный имидж города, постоянно повышать его рейтинг в статусе одного из лучших средних городов России;
2.1.11. Создать в районе привлекательные условия для жизни и работы творческих лиц и культурных сообществ;
2.1.12. Установить устойчивые связи с другими территориями России и Зарубежья в области культуры, науки и искусства;
2.1.13. Обеспечить привлечение инвестиций и ресурсов благотворительных фондов в развитие сферы культуры района;
2.1.14. Создать доступные условия для молодых семей по приобретению жилья экономического класса;
2.1.15. Способствовать разработке и внедрению на территории Чайковского муниципального района образовательного кластера в сфере физической культуры и спорта: школа - училище - институт - центр подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
2.1.16. Провести реконструкцию и капитальный ремонт существующих спортивных сооружений;
2.1.17. Создать условия и способствовать возведению новых спортивных объектов;
2.1.18. Способствовать созданию училища олимпийского резерва по зимним видам спорта;
2.1.19. Сформировать имидж города "Город спортивных побед";
2.1.20. Способствовать созданию на территории Чайковского района Центра развития водных видов спорта и Центра развития зимних видов спорта.
2.2. В сфере общественной безопасности необходимо:
2.2.1. Содействовать развитию единой дежурно-диспетчерской службы Чайковского района;
2.2.2. Содействовать созданию и развитию добровольных пожарных дружин;
2.2.3. Добиться в Чайковском районе самого низкого уровня преступности в Пермском крае;
2.2.4. Создать эффективную систему взаимодействия всех ведомств по профилактике правонарушений;
2.2.5. Содействовать созданию и развитию добровольных народных дружин, казачьих формирований, объединений граждан в области обеспечения охраны общественного порядка;
2.2.6. Разработать механизмы, обеспечивающие высокую гражданскую активность граждан;
2.2.7. Разработать эффективные программы социальной адаптации и реабилитации ранее осужденных и наркоманов, включающих, в том числе вопросы их трудоустройства и содействия им в создании достойных человека бытовых условий;
2.2.8. Создать эффективную систему взаимодействия всех ведомств по профилактике правонарушений;
2.2.9. Разработать и реализовать программу по профилактике терроризма на территории Чайковского муниципального района.
2.3. В экономической сфере необходимо:
2.3.1. Предусмотреть индексацию фонда оплаты труда бюджетной сферы при увеличении доходной части бюджета;
2.3.2. Осуществлять мониторинг социально-экономического положения предприятий района и при необходимости инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации;
2.3.3. Разработать меры поддержки местных производителей Чайковского муниципального района;
2.3.4. Содействовать инвестированию в модернизацию и технологическое перевооружение в сельском хозяйстве;
2.3.5. Содействовать формированию новых отраслей экономического развития, в том числе внутреннего и въездного туризма;
2.3.6. Создать системы и механизмы стимулирования разработок инновационных проектов;
2.3.7. Увеличить количество субъектов предпринимательства, реализующих инновационные проекты;
2.3.8. Способствовать инновационному развитию бизнеса путем проведения информационно-пропагандистской работы среди субъектов предпринимательства;
2.3.9. Создать социальную и инженерную инфраструктуру в сельских населенных пунктах;
2.3.10. Сформировать заказ на обучение по рабочим специальностям в учебных заведениях района в соответствии с потребностями предприятий;
2.3.11. Разработать и реализовать программу подготовки молодых управленцев для агробизнеса;
2.3.12. Разработать и реализовать программу обучения основам агробизнеса действующих руководителей сельскохозяйственных предприятий;
2.3.13. Создать школу предпринимателей;
2.3.14. Обеспечить создание новых рабочих мест;
2.3.15. Обеспечить привлечение инвестиций в район с целью создания новых производств и расширения имеющихся;
2.3.16. Обеспечить привлечение инвесторов на имеющиеся свободные земельные участки и производственные площадки с целью создания новых предприятий;
2.3.17. Содействовать работодателям в создании новых рабочих мест;
2.3.18. Способствовать расширению производственных мощностей крупных и средних предприятий;
2.3.19. Субсидировать часть затрат субъектам бизнеса по подключению к электрическим сетям;
2.3.20. Создавать льготные условия при реализации социально-значимых инвестиционных проектов;
2.3.21. Способствовать созданию "центров прибыли" на территории района;
2.3.22. Создать условия для развития туристического бизнеса;
2.3.23. Добиться получения статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;
2.3.24. Расширить и усовершенствовать туристскую инфраструктуру района;
2.3.25. Совместными усилиями органов власти и бизнеса разработать план мероприятий по продвижению туристских продуктов Чайковского района с распределением возможностей по их реализации;
2.3.26. Создать условия для повышения заинтересованности в оказании качественных туристических услуг у работодателей и персонала;
2.3.27. Разработать и реализовать мероприятия, направленные на развитие познавательного и событийного туризма;
2.3.28. Содействовать бизнесу в развитии сферы качественных транспортных услуг;
2.3.29. Привлечь средства федерального и краевого бюджета на совершенствование транспортной инфраструктуры района;
2.3.30. Установить взаимовыгодное сотрудничество между органами власти и туристическим бизнесом;
2.3.31. Предоставлять субсидии на возмещение процентов по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с программами развития предпринимательства в Чайковском муниципальном районе;
2.3.32. Добиться снижения ставок налога на землю для вновь зарегистрированных предпринимателей в течение первых 3 лет ведения деятельности в приоритетных отраслях, указанных в Стратегии (пункт 3 раздела VIII);
2.3.33. Создать механизмы для поэтапного, планомерного включения в оборот максимально возможного количества сельскохозяйственных угодий;
2.3.34. Создать благоприятные условия для развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств;
2.3.35. Содействовать оформлению со стороны субъектов бизнеса трудовых отношений с наемными работниками в соответствии с трудовым законодательством РФ;
2.3.36. Разработать и реализовать меры поддержки организациям, содействующим развитию малого предпринимательства;
2.3.37. Обеспечить интенсивное развитие сельскохозяйственных агрохолдингов, личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств;
2.3.38. Разработать и реализовать совместно с поселениями проекты по строительству мини-заводов и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции;
2.3.39. Стимулировать инвесторов к участию в проектах;
2.3.40. Обеспечить рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.
2.4. В сфере территориального управления и развития необходимо:
2.4.1. Удовлетворить потребность населения района в жилье экономического класса;
2.4.2. Разработать генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений;
2.4.3. Разработать проекты планировки по перспективным участкам застройки;
2.4.4. Разработать местные нормативы градостроительного проектирования;
2.4.5. Выполнить благоустройство центральных улиц Чайковского городского поселения и центральных усадеб сельских поселений;
2.4.6. Организовать автопарковки в Чайковском городском поселении;
2.4.7. Провести капитальный ремонт дорог Чайковского муниципального района;
2.4.8. Оформить правоустанавливающие документы на дороги, переданные из краевой собственности в муниципальную;
2.4.9. Привести все муниципальные дороги в нормативное состояние;
2.4.10. Оформить правоустанавливающие документы на сельские внутрипоселковые дороги;
2.4.11. Перевести дороги из переходного типа покрытия (гравийные) в усовершенствованный тип покрытия (асфальтобетонное, цементно-бетонное) в соответствии с муниципальной программой развития дорожной инфраструктуры;
2.4.12. Обеспечить транспортную доступность во все населенные пункты Чайковского муниципального района с числом жителей не менее 100 человек;
2.4.13. Отремонтировать мостовые сооружения;
2.4.14. Создать благоприятные условия для организации деятельности ТСЖ;
2.4.15. Обеспечить своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов;
2.4.16. Ликвидировать аварийный жилищный фонд;
2.4.17. Оборудовать многоквартирные дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, холодной воды;
2.4.18. Провести инвентаризацию земель, имущества муниципального района, коммунальных сетей;
2.4.19. Выполнить замену и ремонты инженерных сетей в соответствии с муниципальной программой развития коммунальной инфраструктуры с использованием современных материалов и технологий;
2.4.20. Рассмотреть необходимость и построить, в случае если будет обосновано, второй водозабор для нужд городского поселения;
2.4.21. Разработать и реализовать программы по газификации, модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности;
2.4.22. Сократить затраты на отопление путем перехода жилищного фонда и объектов социальной сферы на альтернативные источники энергии;
2.4.23. Создать условия для эффективного функционирования комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов;
2.4.24. Создать эффективную систему сбора и утилизации отходов во всех поселениях;
2.4.25. Установить собственников гидротехнических сооружений;
2.4.26. Обеспечить проведение капитального ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений;
2.4.27. Провести противопожарное обустройство границ населенных пунктов, граничащих с землями лесного фонда;
2.4.28. Провести модернизацию городской набережной;
2.4.29. Ликвидировать несанкционированные свалки на территории района;
2.4.30. Обеспечить сельским поселениям возможность участия в созданной районом системе сбора и утилизации твердых бытовых отходов;
2.4.31. Создать комфортную среду проживания в сельской местности.
2.5. В сфере муниципального управления и развития необходимо:
2.5.1. Обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета Чайковского муниципального района;
2.5.2. Разработать систему эффективного использования кредитных ресурсов и иных финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов с высокой степенью экономической и социальной эффективности;
2.5.3. Формировать бюджет Чайковского муниципального района и входящих в его состав поселений в соответствии с целями установленными Стратегией;
2.5.4. Разработку долгосрочных и ведомственных программ проводить открыто и гласно с привлечением районных общественных организаций, депутатов, экспертов и научных коллективов, имеющих соответствующие компетенции, знания и опыт;
2.5.5. Повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений;
2.5.6. Внедрить программно-целевые принципы организации деятельности органов местного самоуправления и учреждений муниципального района;
2.5.7. Создать систему управления качеством предоставления муниципальных услуг;
2.5.8. Вести эффективный и профессиональный учет и контроль за исполнением расходных обязательств в соответствии с установленными полномочиями;
2.5.9. Внедрить систему мотивации муниципальных служащих, учитывающую результаты профессиональной служебной деятельности;
2.5.10. Создать программу повышения квалификации муниципальных служащих, и принять участие в краевой целевой программе по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих;
2.5.11. Определить и реализовать мероприятия по максимизации доходов и минимизации расходов бюджета от использования имущества и земельных участков с учетом стратегических целей и задач;
2.5.12. Установить необходимые критерии для определения необходимости и доли участия муниципальных образований в хозяйствующих обществах.
3. Целью бюджетной стратегии будет повышение эффективности деятельности муниципальных образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития территории.
4. Решение указанных задач и разрешение текущих проблем должно в перспективе обеспечить:
4.1.1. Устойчивый экономический рост;
4.1.2. Стабилизацию численности населения и формирование условия для ее роста;
4.1.3. Стабильную достойную заработную плату для работающего населения и необходимый прожиточный минимум для социально незащищенных групп;
4.1.4. Доступную и качественную медицинскую помощь;
4.1.5. Возможности для непрерывного индивидуального образования всех граждан;
4.1.6. Возможности для качественного отдыха и досуга для всех слоев населения;
4.1.7. Возможности для физического, духовного и культурного развития населения в соответствии с потребностями каждого жителя;
4.1.8. Качество и доступность услуг в сфере торговли и быта;
4.1.9. Снижение масштабов злоупотребления алкоголем и табачными изделиями.
5. Результатом реализации Стратегии будет создание в Чайковском муниципальном районе социальной и экономической инфраструктуры, обеспечивающих условия жизни населения района на уровне наиболее развитых средних российских городов.
Раздел VII
Факторы развития Чайковского муниципального района
Ключевые факторы развития Чайковского района сформированы на базе стратегического анализа, и построены на тех основаниях, которые необходимо учесть и учитывать всегда при принятии стратегических решений.
1. Слабые позиции:
а) социальная неустроенность слабо защищенных социально и экономически групп населения: работников сфер образования, культуры и здравоохранения, молодых специалистов и молодых семей, пенсионеров;
б) высокая зависимость бюджета от деятельности нескольких крупных энергетических предприятий, расположенных на территории района
в) высокая зависимость бюджета района от государственной и региональной налоговой и бюджетной политики
г) изношенность коммунальных и дорожных сетей
д) низкий уровень предпринимательской активности населения
е) низкий уровень гражданской активности населения
ж) отсутствие бюджета развития (бюджет развития - декларативный)
2. Сильные позиции:
а) относительно стабильная, поддающаяся прогнозу, доходная база бюджета;
б) отличное ландшафтное и географическое положение;
в) хорошая экология и природно-климатические условия;
г) активные патриотически настроенные граждане;
д) наличие свободных земель для развития бизнеса и сельского хозяйства;
е) наличие имущественного комплекса п. Марковский;
ж) наличие готовых к освоению промышленных площадок.
3. Возможности:
а) активная позиция государства, нацеленная на инновационное развитие;
б) государственные программы и проекты, позволяющие покрывать часть расходов на крупные и средние территориальные проекты в социальной сфере;
г) законодательство, позволяющее получить статус особой экономической зоны;
д) возможность участия в региональных программах и проектах на условиях софинансирования расходов;
е) проектные и научные организации могут оказывать содействие в проектировании и сопровождении развития района;
ж) спортивные объекты и заинтересованность региональная и федеральной власти в развитии спортивной инфраструктуры в районе;
з) депутаты, избираемые в районе в Законодательное Собрание и Государственную Думу, могут и должны принимать участие в развитии района, принимая на себя публичную ответственность за достижение точно определенных целей;
и) финансовые механизмы, закрепленные законодательством РФ, в том числе Бюджетным и Налоговым кодексом, позволяющие проводить эффективную финансово-кредитную политику в районе.
4. Угрозы:
а) отток молодежи в крупные города;
б) стареющий кадровый состав социальной сферы;
в) уменьшающаяся налоговая база и налоговый потенциал
г) продолжающая политизация и растущая разобщенность населения
д) деструктивные для муниципального развития и малого бизнеса изменения действующего федерального и регионального законодательства.
5. Ключевые стратегические факторы.
а) 80% населения проживает на 20% территории
б) район расположен на границе трех субъектов РФ
в) 80% экономики района формируют 5 крупных предприятий.
г) в районе низкий уровень развития конкуренции
д) уникальное природно-ландшафтное расположение территории
е) наличие выхода к судоходным путям
ж) отсутствие прямого (короткого) ж/д сообщения с г. Ижевск, с г. Пермь.
з) наличие внутреннего ресурсного и человеческого потенциала территории.
6. Основа реализации Стратегии - факторы стратегического успеха:
а) в Чайковском муниципальном районе будет уделяться особое внимание дополнительному образованию в сфере предпринимательства, инноваций и сельского хозяйства, нацеленному на конечный результат. Конечным результатом должны стать конкретные эффективные коммерческие и социальные проекты, реализованные на территории;
б) в Чайковском муниципальном районе будут созданы специальные финансовые и организационные инструменты, позволяющие малому бизнесу получить доступ к инвестиционным займам с процентной ставкой не более 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, и на период не менее 7 лет. Такие займы должны направляться только на приобретение технологий и оборудования;
в) в Чайковском муниципальном районе будут созданы финансовые механизмы, позволяющие получить среднему бизнесу доступ к долгосрочным займам, направляемым на крупные инвестиционные промышленные проекты на льготных условиях и на условиях взаимной выгоды для бизнеса и для населения района;
г) управление целевыми программами и проектами будет осуществляться профессиональными организациями и управленцами, несущими ответственность за эффективное администрирование;
д) органы местного самоуправления Чайковского муниципального района, городского и сельских поселений совместными усилиями с представительными органами государственной власти Пермского края и Российской Федерации добьются присвоения Чайковскому району статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, что будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма.
Раздел VIII
Система направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития Чайковского района на период до 2027 года
1. Под развитием, в целях реализации настоящей Стратегии, будет пониматься процесс реализации целевых проектов и программ, направленных на модернизацию существующих и появление новых экономических и социальных объектов, в том числе управленческих и организационных систем и механизмов.
Реконструкция и ремонт любых процессов, объектов, систем, инструментов и механизмов не относится к развитию и должна финансироваться из бюджета текущих расходов.
Во всех программах и проектах должен быть описан и рассчитан точный социальный или экономический эффект. При этом проекты, финансируемые из бюджета, должны быть востребованы местным сообществом, а их эффективность подлежать при необходимости проверке независимым аудитом.
Оперативное управление территорией, а именно, набор установленных законодательством и подлежащих безусловному обеспечению бюджетным финансированием полномочий, не является предметом стратегического планирования.
Для эффективного управления территорией и ее ресурсами должна быть создана соответствующая система оперативного планирования.
2. Глобальная стратегическая цель
Стратегической целью для всех жителей и сообществ Чайковского муниципального района, а также органов местного самоуправления станет постоянный рост численности населения и благосостояния граждан, проживающих на территории района, поскольку только обеспеченный человек может полностью использовать все свои творческие способности и активно пользоваться благами и свободами, предоставленными Конституцией РФ.
Глобальная стратегическая цель будет достигнута путем формирования, управления, реализации и достижения стратегических целей и решения задач в ключевых областях и сферах развития в рамках заданных основных направлений и приоритетов развития.
3. Главное направление "Экономическое развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;
2) Развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационного;
3) Развитие сельского хозяйства и агробизнеса;
4) Развитие въездного туризма и санаторно-курортного дела;
5) Создание центра инновационных технологий.
Главная цель направления: устойчивый экономический рост на территории Чайковского района.
Приоритетные отрасли экономического развития района на плановый период:
1) производство высоко технологичных и инновационных товаров и услуг;
2) сельское хозяйство;
3) строительство, включая производство строительных материалов;
4) въездной туризм;
5) жилищно-коммунальное хозяйство, включая производство материалов для коммунальных сетей и систем;
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) Интенсивное развитие и освоение промышленной зоны "Сутузово";
2) Создание системы агропромышленных холдингов;
3) Создание центра инновационных технологий;
4) Создание особой экономической зоны на территории Чайковского района.
4. Главное направление "Социальное развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) Развитие системы дошкольного и общего образования;
2) Развитие систем профессионального и дополнительного образования;
3) Развитие сферы медицинских услуг и медицинской помощи;
4) Развитие сферы досуга и физической культуры.
5) Развитие сферы культуры путем реализации проекта "Чайковский - времена года".
Главная цель: Повышение качества жизни граждан Чайковского района
Ключевые сферы социального развития на плановый период:
1) Медицина;
2) Образование;
3) Досуг и отдых;
4) Физкультура и спорт;
5) Культура и искусство.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) модернизация и строительство учреждений здравоохранения;
2) модернизация и строительство учреждений системы образования;
3) развитие системы культурно-досуговых центров (КДЦ);
4) развитие системы физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК);
5) создание системы дистанционного образования (E-learning).
5. Главное направление "Территориальное развитие" включает в себя следующие основные цели развития:
1) Развитие коммунальной инфраструктуры, в том числе газификации;
2) Развитие дорожной сети;
3) Жилищное строительство
4) Создание эффективной системы сбора, переработки и утилизации отходов.
Главная цель: Создание комфортной среды проживания для населения и гостей Чайковского района.
Ключевые направления территориального развития на плановый период:
1) жилищное строительство;
2) коммунальное хозяйство;
3) дорожная сеть;
4) сбор и утилизация ТБО.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) Полное удовлетворение потребности в жилье экономического класса
2) Модернизация всех коммунальных сетей с учетом проекта развития (схемы расселения) территории
3) Модернизация всех дорожных магистралей с учетом проекта развития (схемы расселения) территории
4) Разработка программы транспортной инфраструктуры и подготовка предложений по включению проектов программы в федеральные проекты и программы.
6. Главное направление "Муниципальное развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) развитие политически активного демократического общества;
2) развитие системы эффективного местного самоуправления.
Главная цель: рост уровня гражданской сознательности и активности населения.
Ключевые сферы муниципального развития на плановый период:
1) Общественные организации;
2) Органы местного самоуправления;
3) Организации территориального общественного самоуправления;
4) Муниципальные учреждения.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) Реализация административной реформы, в том числе создание единого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) Проведение административно-территориальной реформы в соответствии с идеологией сбалансированного развития территорий, установленной в Концепции Российской Федерации, а также с учетом концепции опорного каркаса расселения Пермского края.
7. Стратегические приоритеты текущего периода.
Основным приоритетным направлением развития района в течение срока реализации Стратегии будет экономическое развитие, направленное на создание сильной и стабильной экономической базы для реализации транспортно-ориентированной стратегии следующего периода.
Стратегия устанавливает основную приоритетную цель - формирование и развитие промышленной зоны "Сутузово".
Дополнительная приоритетная цель - создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Приоритетные проекты и программы, реализуемые в рамках приоритетного направления всегда должны финансироваться в первую очередь и в полном объеме. А в случае недостатка средств, приоритетными должны быть целевые программы, направленные на реализацию приоритетных целей в соответствии с их значимостью.
Раздел IX
Система принципов и ценностей
1. Основной ценностью в Чайковском районе будет всегда Человек, вне зависимости от каких бы то ни было признаков, и как это провозглашает и закрепляет "Всеобщая Декларация прав человека" и Конституция РФ.
В районе должны быть созданы и охраняться органами местного самоуправления и общественными организациями все условия, позволяющие любому гражданину реализовать свои конституционные права, в особенности на судебную защиту, в том числе в Европейском суде по защите прав человека.
2. Местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с фундаментальными принципами и ценностями, закрепленными в Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 года, а также нормами действующего законодательства Российской Федерации.
3. Основные принципы стратегического развития текущего периода:
1) Принцип сбалансированного развития, который требует равномерно развивать территорию, давая больше возможностей для самостоятельности сильным территориям и оказывая большую поддержку отстающим территориям;
2) Принцип программно-проектного управления, который устанавливает проектную методологию, как основную форму и инструмент реализации Стратегии;
3) Принцип открытости, в соответствии с которым все проекты и программы, а также и целевые ориентиры будут обсуждаться с населением, а информацию об их реализации любой гражданин сможет получать через электронные средства в любое время;
4) Принцип вовлеченности населения в управление в соответствии с которым в районе будут созданы такие формы информирования и выражения мнения любым гражданином, которые позволят большинству населения выражать свое мнение по любым вопросам, которые касаются и развития и управления территорией;
5) Принцип подотчетности в соответствии с которым все должностные лица руководящие деятельностью органов местного самоуправления обязаны ежемесячно публично отчитываться перед населением через систему СМИ района о ходе реализации стратегических программ и проектов, реализуемых на территории, а депутаты, в том числе Законодательного Собрания Пермского Края и Государственной Думы РФ избранные от Чайковского района обязаны отчитываться о достижении конкретных целей ежеквартально;
6) Принцип обоснованности решений, в соответствии с которым никаких проектов, программ и изменений не допускается проводить без соответствующего независимого аналитически обоснованного расчета благ и выгод, которые получат в итоге граждане, проживающие на территории Чайковского района;
7) Принцип конкурентного развития, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны позаботиться о создании новых бизнес-единиц в тех сферах, где будет выявлена неконкурентная среда, о чем будут свидетельствовать неконкурентные завышенные цены и тарифы или будет выявлено плохое качество товаров и услуг.
8) Принцип взаимодействия с предприятиями образующими основу экономики района, который требует обсуждать стратегические экономические и социальные решения с руководством таких предприятий. Данное взаимодействие будет осуществляться через представителей крупного бизнеса в Координационном совете, Общественной палате. В соответствии с данным принципом крупные предприятия могут выступать также с различными значимыми инициативами и рассчитывать на содействие в их реализации после одобрения вышеуказанными органами.
4. В районе должна быть создана нормативно-правовая и организационная база, позволяющая реализовать стратегические принципы и ценности.
5. Принцип программно-проектного управления должен быть развит и закреплен в муниципальном правовом акте, регулирующем программно-проектную деятельность в Чайковском муниципальном районе.
6. Органы местного самоуправления, с целью реализации стратегических принципов и ценностей должны:
- выявлять потребности граждан,
- оценивать степень срочности и необходимости реализации потребностей,
- инициировать общественный диалог, результатом которого должно стать взвешенное и обоснованное решение по инициации мероприятий, направленных на реализацию установленных потребностей;
- готовить проектную документацию и передавать реализацию программ и проектов наиболее компетентным исполнителям;
- после передачи проекта или программы, контролировать ход реализации проектов и программ, а в случае неэффективного управления, своевременно передать исполнение программы или проекта эффективному исполнителю.
- создать систему профессиональных управляющих программами и проектами лиц и организаций в случае их отсутствия.
Раздел Х
Инструменты реализации Стратегии
1. Инструментами реализации Стратегии станут:
1.1. Стратегический план - документ, представляющий собой иерархически упорядоченную систему долгосрочных программ и проектов;
1.2. Программа комплексного социально-экономического развития - упорядоченный перечень проектов, которые будут реализованы на территории в плановом периоде с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей, бюджета и источников финансирования расходов. Программа КСЭР составляется на срок от трех лет. В программу КСЭР также могут быть включены проекты, направленные на развитие определенных систем и объектов, но финансируемые не из бюджета развития. Оперативная деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления, не является предметом программы КСЭР.
1.3. Концепция - это набор концептуальных положений о планируемых к реализации программах или проектах. Концепция должна быть утверждена представительным органом власти после ее обсуждения со всеми заинтересованными лицами. Никакая программа или проект не может быть разработана и принята без предварительно утвержденной концепции. В концепции должны быть описаны цели, задачи, лица, сроки, эффективность и результативность, а также планируемые источники и объемы финансирования.
1.4. Муниципальная долгосрочная целевая программа, представляющая собой программу, направленную на достижение заявленной в Стратегии любой главной цели. Муниципальная долгосрочная целевая программа состоит из подпрограмм и проектов;
1.5. Целевая программа - это подпрограмма, разработанная с целью достижения любой определенной в муниципальной долгосрочной целевой программе цели;
1.6. Программа - инструмент реализации Стратегии, разработанный в соответствии с принципами разработки программ, направленный на реализацию мероприятий, общих для нескольких целевых программ, цель такой программы - решение задач, общих для нескольких программ или проектов;
1.7. Проект - система, определенных по времени начала и завершения мероприятий, по достижению любой цели последнего (элементарного) уровня, с выделенным бюджетом, финансовым планом и определенным участниками.
1.8. Цель - это элемент Стратегии, представляющий собой результат, который должен быть достигнут. Обязательными (кроме генеральной) атрибутами цели должны быть:
1.8.1. Планируемые период или дата достижения;
1.8.2. Показатели, которые позволят судить о мере достижения;
1.8.3. Ответственное за реализацию лицо (должностное или организация).
1.9. Задача - это элемент Стратегии, представляющий собой описание необходимого и запланированного для достижения цели действия. Цель может достигаться через одну и более задачу.
1.10. Мероприятия - элементарные действия, совершаемые исполнителем с целью решения определенной задачи.
2. Инвестиционный план - документ, включающий перечень проектов по капитальному строительству объектов и сооружений с долей муниципалитета не менее 10%.
3. Все программы и проекты должны разрабатываться в соответствии с положением, утвержденным муниципальным нормативным актом.
4. Любая программа или проект должны содержать бюджет и точные источники финансирования.
5. Не допускается принимать программы и проекты не обеспеченные финансированием.
6. Бюджет развития - часть бюджета муниципального образования (муниципальный район, городское и сельские поселения), направляемая на финансирование и софинансирование реализации Стратегии.
7. Система в целях реализации Стратегии - это комплекс различных взаимосвязанных между собой управленческих элементов, взаимодействующих между собой и окружающей средой, таких как: концепции, программы, проекты, регламенты, правила, принципы и иные процедуры, описывающие исходные начальные условия и направленные на достижение определенных целей и задач.
8. Механизмы в целях реализации Стратегии - это управленческие технологии и группы управленческих инструментов, направленные на получение определенного результата или эффекта.
Раздел XI
Бюджет развития
1. Бюджет развития должен направляться только на те мероприятия, которые прямо обеспечивают реализацию поставленных в настоящей Стратегии целей.
2. Бюджет развития будет формироваться в процентном отношении ко всей сумме планируемых налоговых и неналоговых доходов бюджета района и должен составить:
не менее 2% - в 2012 году
не менее 10% - с 2013 по 2015 годы
не менее 15% - с 2016 по 2020 годы
не менее 20% - с 2021 по 2027 годы
Увеличение бюджета развития должно быть обеспечено мероприятиями по оптимизации и сокращению текущих неэффективных муниципальных расходов, поиску новых источников финансирования муниципальных программ и проектов развития. Источники финансирования будут определены в соответствующих программах и проектах.
3. Межцелевое распределение бюджета будет подчинено следующему правилу:
3.1. На Приоритетное главное направление "Экономическое развитие" должно направляться 40% бюджета развития;
3.2. На главное направление "Социальное развитие" должно направляться 20% бюджета развития;
3.3. На главное направление "Территориальное развитие" должно направляться 25% бюджета развития;
3.4. На главное направление "Муниципальное развитие" должно направляться 15% бюджета развития;
4. В рамках каждого направления должны быть установлена основная и дополнительная приоритетная цель.
5. На достижение основной приоритетной цели должно направляться не менее 25% бюджета направления. На достижение дополнительной приоритетной цели должно направляться не менее 20% бюджета направления.
6. Все остальные цели должны финансироваться так, как это будет определено в соответствующих программах.
7. Все программы и проекты должны предусматривать по возможности софинансирование из регионального и/или федерального бюджета в размере не менее 50% от потребности, и частное финансирование не менее 10% потребности.
8. Приоритетом будут пользоваться, при прочих равных условиях, те проекты и программы, где доля финансирования из местного бюджета будет минимальной, а эффект для большей части населения района максимальный.
Раздел XII
Развитие территорий
1. Территориальное развитие Чайковского муниципального района должно основываться на доступности использования экономических потенциалов близлежащих территорий. В настоящее время размещение производительных сил на территории района создает значительные диспропорции и ограничения социально-экономического развития большинства поселений.
2. Необходимо добиться равномерного развития территорий района на основе уже сложившихся осей расселения - мест с развитой социальной инфраструктурой и инженерной подготовкой. Это позволит сосредоточить усилия на выявлении и повышении привлекательности конкретных инвестиционных площадок.
3. Ограниченность ресурсов не позволяет вести сегодня общее равномерное развитие всех территорий района.
4. В течение года должен быть разработан и обоснован проект схемы наиболее эффективной организации территориального развития, предусматривающий схемы расселения и систему местного самоуправления.
5. В соответствии с данным проектом должны быть разработаны соответствующие программы развития территорий и вновь планируемых к созданию муниципальных образований.
6. Ключевым и основным принципом всех преобразований должен стать принцип качественного улучшения качества жизни населения, проживающего в муниципальных образованиях, подлежащих объединению или разделению.
7. Все программы должны быть обеспечены ресурсно, пройти всенародное обсуждение и получить предварительную поддержку не менее чем 2/3 депутатов представительных органов района и поселений.
8. Планируется в течение 7 лет провести путем соответствующих эффективных и согласованных всеми заинтересованными лицами преобразования сельских поселений.
9. В целях улучшения уровня жизни населения и обеспечения снижения текущих затрат муниципального образования, учитывая согласие жителей планируется переселение из труднодоступных и малочисленных населенных пунктов (с численностью менее 100 человек), в населенные пункты с более развитой инфраструктурой.
10. Любые преобразования должны быть обоснованы экономически независимыми научно-экспертными организациями, и далее они должны быть поддержаны большинством членов Общественной районной палаты, Координационного Совета, Депутатов Земского собрания.
11. Только после этого могут быть, при необходимости, проведены соответствующе референдумы.
12. Никакие преобразования недопустимы до тех пор, пока не будет публично заявлено, обосновано и гарантировано, что условия и качество жизни населения, проживающего на преобразуемых территориях, не ухудшатся.
13. На территории района будут развиваться три промышленные площадки: "Сутузово" (Чайковское городское поселение), "Уралоргсинтез" (Ольховское сельское поселение) и территория Фокинского сельского поселения.
14. Территория Чайковского городского поселения рассматривается в перспективе, как территория без экологически вредных промышленных объектов путем выведения действующих промышленных предприятий, расположенных в промышленной зоне "Основного" района города Чайковского в промышленную зону "Сутузово". Высвобожденные имущественные комплексы будут переориентированы под строительство объектов туристической индустрии.
15. Территория Ольховского сельского поселения рассматривается, как территория для развития экологически безвредных промышленных производств.
16. Территория Марковского сельского поселения рассматривается, как территория развития, направление которого, должно быть определено в течение года со дня принятия Стратегии.
17. Территория Ваньковского сельского поселения рассматривается, как перспективная территория туристско-рекреационного типа. К таким территориям также будет в дальнейшем отнесена территория, где будет установлено наличие натуральных природных факторов.
18. Все остальные сельские поселения будут развиваться по агропромышленной модели через создание системы агропромышленных холдингов.
19. Все системные преобразования и управление общими для всего района системными объектами должны осуществляться из единого центра, которым должна стать Администрация Чайковского муниципального района.
20. Основной задачей органов местного самоуправления поселений должна стать задача благоустройства территорий и обеспечения безопасности проживающих в поселениях граждан.
21. Органы местного самоуправления должны создать такую модель управления в районе, при которой за ними должны остаться только функции инициирования и контроля за выполнением различных мероприятий, планов, программ и проектов, а также за функционированием систем и объектов.
Раздел XIII
Продвижение и защита интересов территории
Контрольные механизмы
1. С целью продвижения и защиты интересов граждан района на уровне района, края и федерации органы местного самоуправления должны инициировать и обеспечить создание специального общественного объединения граждан и иных общественных организаций.
2. Членом такого объединения может быть любой гражданин, проживающий на территории района, а также любая общественная организация, зарегистрированная и ведущая свою деятельность на территории района.
3. Такое объединение должно публиковать ежеквартальный и ежегодный независимые отчеты о ходе и эффективности реализации Стратегии.
4. Такое объединение должно, по соглашению с органами местного самоуправления, формировать перечень конкретных целей и задач, решение которых невозможно без поддержки на региональном или федеральном уровне.
5. В период проведения выборов депутатов в органы представительной власти Чайковского муниципального района, Пермского края и Российской Федерации данное объединение будет информировать население района об официально взятых на себя обязательствах тем или иным депутатом по достижению конкретных стратегических целей и решению конкретных задач в интересах района.
6. После выборов данное объединение будет осуществлять мониторинг деятельности депутата по реализации взятых на себя обязательств по достижению определенных в предвыборных обращениях и соглашениях целей и задач.
7. С целью контроля за внесением изменений в Стратегию в районе будет функционировать "Координационный Совет" - совещательный орган при главе муниципального образования, который будет открыто в протокольной форме выражать свою позицию по отношению к любым изменениям, которые планируется внести в Стратегию и Стратегические программы и проекты, а Администрация Чайковского муниципального района будет обязана довести эти сведения до средств массовой информации и опубликовать на официальном сайте.
8. Состав Координационного Совет и принципы его формирования и деятельности должны обеспечить равное представительство всех сил, заинтересованных в развитии района: политических, общественных, экономических.
9. Координационный Совет должен осуществлять свою деятельность в соответствии с муниципальным правовым актом.
10. С целью подготовки к разработке программ и проектов или к внесению изменений в программы и проекты, при главе муниципального образования должна быть сформирована Группа Стратегического Планирования, в которую должны войти руководители по главным и основным направлениям развития.
11. Группа Стратегического Планирования должна осуществлять свою деятельность в соответствии с муниципальным нормативным актом.
Раздел XIV
Заключительные положения
1. Поскольку Стратегия предусматривает разработку и принятие муниципальных правовых актов по определенным в Стратегии вопросами и темам, такие акты должны быть разработаны и утверждены в течение трех месяцев с момента утверждения Стратегии.
2. В течение шести месяцев с момента утверждения Стратегии должны быть разработаны муниципальные долгосрочные целевые программы по количеству определенных в Стратегии целей основных целей.
3. В течение трех месяцев должна быть разработана программа комплексного социально-экономического развития района на трехлетний период.
4. Прямую ответственность за эффективность и точность реализации Стратегии несут органы местного самоуправления района: Администрация Чайковского муниципального района и Земское Собрание Чайковского муниципального района.
5. Все программы и проекты, не соответствующие Стратегии должны быть завершены или преобразованы.
6. Цели, не обозначенные в Стратегии, но важные с точки зрения определенных групп населения или политических сил, могут быть обозначены в рамках отдельных программ. Финансирование таких программ может осуществляться из любых источников, но не из бюджета развития, который должен направляться только и только на достижение целей установленных в Стратегии.
Приложение 1
социально-экономического развития
Чайковского муниципального района
Система целей
(иерархическая)
Глобальная цель |
Главные цели |
Основные цели |
0000: "Устойчивый рост благосостояния граждан, проживающих на территории Чайковского района" |
1000: Устойчивый экономический рост в районе |
1100: Формирование и развитие промышленной зоны "Сутузово" |
1200: Создание особой экономической зоны ТР-типа | ||
1300: Развитие малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационного | ||
1400: Развитие сельского хозяйства и агробизнеса | ||
1500: Развитие въездного туризма | ||
1600: Резерв | ||
1700: Резерв | ||
2000: Рост качества жизни населения |
2100: Развитие системы дошкольного и общего образования |
|
2200: Развитие системы профессионального и дополнительного образования | ||
2300: Развитие сферы медицинских услуг и медицинской помощи | ||
2400: Развитие сферы досуга и физической культуры | ||
2500: Резерв | ||
2600: Резерв | ||
2700: Резерв | ||
3000: Создание комфортной среды проживания для населения и гостей |
3100: Развитие коммунальной инфраструктуры |
|
3200: Развитие дорожной сети | ||
3300: Жилищное строительство | ||
3400: Создание эффективной системы сбора и утилизации ТБО | ||
3500: Резерв | ||
3600: Резерв | ||
3700: Резерв | ||
4000: Рост уровня гражданской сознательности и активности населения |
4100: Развитие политически активного демократического общества |
|
4200: Развитие системы эффективного местного самоуправления | ||
4300: Резерв | ||
4400: Резерв | ||
4500: Резерв | ||
4600: Резерв |
Нумерация:
- 0000 - Глобальная цель (1)
- Х000 - Главные цели по направлениям (не более 28)
- ХХ00 - Основные цели по направлениям (не более 196)
- ХХХ0 - Операционные цели по основным целям (не более 1 372)
- ХХХХ - Рабочие цели (цели средства) по операционным целям (не более 9 604)
- ХХХХ.Х - Дополнительные уровни для расшивки рабочих целей при необходимости
Не рекомендуется на одном уровне увеличивать количество целей более 7, и запрещено более 9.
Приложение 2
социально-экономического развития
Чайковского муниципального района
Интегральные индикаторы
реализации Стратегии Чайковского муниципального района Пермского края
Показатели приводятся в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Пермского края от 06.08.2011 г. N СЭД-53-05.01-45 "Об утверждении Методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края".
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Описание показателя |
факт |
план |
||||
2010 |
2014 |
2017 |
2020 |
2023 |
2027 |
|||
|
Первая группа |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, руб. |
Источник информации: Пермьстат Разъяснения по показателю: Информация по показателю формируется из формы федерального статистического наблюдения N П-2, N ПМ, N МП (микро), N 1-ИЖС, расчет параметров скрытой и неформальной деятельности, данных о среднегодовой численности постоянного населения. |
16600,76 |
35124,6 |
32487,3 |
35445,3 |
38676,4 |
43443,3 |
2 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов), млн.руб. |
Источник информации: Пермьстат Разъяснения по показателю: Показателем отражается объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами без НДС и акцизов. Данные предоставлены по крупным и средним организациям. |
62037,8 |
77054,9 |
91773,6 |
109303,8 |
130182,6 |
164352,6 |
3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. |
Источник информации: Пермьстат Расчет показателя: Сумма начисленной заработной платы в отчетном периоде / кол-во занятых работников. |
18105,2 |
23830,0 |
27480,8 |
30497,9 |
33552,7 |
37434,8 |
4 |
Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений), процент * |
Источник информации: Финансовое управление администрации Чайковского муниципального района. Расчет показателя: Доходы бюджета (налоговые, неналоговые), тыс. рублей / общая сумма доходов бюджета * 100 |
78,6 |
61,0 |
64,0 |
67,0 |
70,0 |
74,0 |
5 |
Коэффициент экологической ситуации |
Источник информации: Отдел охраны окружающей среды администрации Чайковского муниципального района. Расчет показателя: Годовой объем выбросов в атмосферу, в водные объекты, объем размещенных отходов на территории муниципалитета / годовой объем выбросов в атмосферу, в водные объекты, объем размещенных отходов на территории муниципалитета в крае * 100 |
1,60 |
1,56 |
1,53 |
1,50 |
1,47 |
1,43 |
6 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процент |
Источник информации: Пермьстат Расчет показателя: Численность зарегистрированных безработных / численность трудоспособного населения * 100 |
1,96 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Вторая группа |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам |
Источник информации: Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района. Расчет показателя: Сумма баллов по предмету, набранных всеми сдававшими экзамен / количество сдававших экзамен |
52,3 |
52,9 |
53,0 |
53,3 |
53,6 |
55,0 |
8 |
Общий коэффициент смертности |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Отношение общего числа смертей за год к средней численности населения, выраженный в промилле, то есть на 1 тыс. населения |
12,0 |
12,0 |
11,9 |
11,9 |
11,8 |
11,8 |
9 |
Коэффициент младенческой смертности |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Число детей умерших в возрасте до 1 года, выраженный в промилле, то есть на 1000 родившихся |
7,5 |
7,5 |
7,4 |
7,4 |
7,3 |
7,3 |
10 |
Удельный вес населения систематически занимающихся физической культурой и спортом, процент |
Источник информации: Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Чайковского муниципального района. Расчет показателя: Численность населения занимающегося спортом / общую численность населения * 100 |
16,5 |
18,2 |
19,0 |
20,0 |
24,2 |
28,0 |
11 |
Коэффициент транспортной доступности |
Источник информации: Комитет градостроительства и развития инфраструктуры администрации Чайковского муниципального района. Разъяснения по показателю: Показывает различие муниципалитетов по степени развития системы расселения, удаленности населенных пунктов, протяженности и типам покрытия автомобильных дорог |
|
|
|
|
|
|
|
Чайковское городское поселение |
|
1,028 |
1,028 |
1,028 |
1,028 |
1,028 |
1,028 |
|
Альняшинское сельское поселение |
|
1,129 |
1,129 |
1,129 |
1,129 |
1,129 |
1,129 |
|
Большебукорское сельское поселение |
|
1,009 |
1,009 |
1,009 |
1,009 |
1,009 |
1,009 |
|
Ваньковское сельское поселение |
|
1,555 |
1,555 |
1,555 |
1,555 |
1,526 |
1,526 |
|
Зипуновское сельское поселение |
|
1,492 |
1,492 |
1,427 |
1,427 |
1,427 |
1,343 |
|
Марковское сельское поселение |
|
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
|
Ольховское сельское поселение |
|
1,053 |
1,053 |
1,053 |
1,053 |
1,053 |
1,053 |
|
Сосновское сельское поселение |
|
1,159 |
1,159 |
1,159 |
1,159 |
1,159 |
1,159 |
|
Уральское сельское поселение |
|
1,172 |
1,172 |
1,172 |
1,172 |
1,172 |
1,172 |
|
Фокинское сельское поселение |
|
1,238 |
1,238 |
1,238 |
1,238 |
1,238 |
1,238 |
12 |
Доля улучшивших жилищные условия от общего числа нуждающихся в улучшении, процент |
Источник информации: Комитет градостроительства и развития инфраструктуры администрации Чайковского муниципального района. Расчет показателя: Численность улучшивших жилищные условия / общая численность нуждающихся в улучшении жилищных условий * 100 |
19,48 |
22 |
20 |
18 |
16 |
13 |
13 |
Уровень преступности |
Источник информации: Отдел МВД по Чайковскому муниципальному району. Расчет показателя: Отношение числа зарегистрированных преступлений к общей численности населения, выраженное в промилле, то есть на 1 тыс. населения |
20,3 |
19,5 |
19,2 |
19,0 |
18,5 |
17,5 |
14 |
Удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения, процент |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Численность населения трудоспособного возраста / общая численность населения |
62,8 |
63,2 |
63,6 |
64,0 |
64,4 |
65,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 30 ноября 2011 г. N 117 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чайковского муниципального района на период 2012-2027 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 26 августа 2015 г. N 682
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 30 апреля 2014 г. N 476
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 25 декабря 2013 г. N 445