Кассационное определение Пермского краевого суда
от 14 сентября 2011 г. по делу N 33-9371
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Балуевой Н.А. и судей Ворониной Е.И., Панковой Т.В., при секретаре Шейко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 сентября 2011 г. дело по кассационной жалобе Васильева С.В. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 августа 2011 года, которым постановлено:
Отказать Васильеву С.В. в удовлетворении искового заявления к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Пермскому краю полностью.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения представителя Васильева С.В. - З., представителя ФБУ "Кадастровая плата" по Пермскому краю Г., судебная коллегия установила:
Васильев С.В. обратился в суд с иском к ФБУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" о признании незаконным решения от 08 февраля 2011 года N 5901/11/1-1141, которым истцу отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование исковых требований указал, что на основании договоров купли-продажи от 03.10.1994 года и от 21.10.1994 года является собственником жилого дома, находящегося по адресу: г. Пермь ул. ..., расположенного на земельном участке площадью 2748 кв.м. На основании распоряжения начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми от 12.08.2009 года, между Истцом и Департаментом земельных отношений Администрации города Перми 24 августа 2009 года заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1999 кв.м. N 0894-09. Земельный участок имеет кадастровый номер ..., расположен на землях населенных пунктов и находится по адресу ..., предназначен под 2-х этажный жилой дом с хозяйственными постройками. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Истцом в УФРС России по Пермскому краю 01.10.2009 года.
25.01.2011 года Истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ул. ... с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а именно постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 749 кв.м., расположенного по адресу ... и предназначенного под 2-х этажный жилой дом с хозяйственными постройками.
Вышеуказанным решением ему отказано на том основании, что предоставленные им документы не устанавливают и не подтверждают право на земельный участок. Считает указанное решение незаконным. Из предоставленных ответчику вместе с заявлением документов, а именно решения исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся N 644 от 1974 года и решения исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов N 63 от 19.02.1981 года видно, что за собственниками строения в ... закреплен земельный участок площадью 2748 кв.м. (после изъятия части участка 890 кв.м. в 1981 году). Помимо этого, фактическое использование территории под домом на протяжении многих лет в размере 2748 кв.м. подтверждается и техническим паспортом на домовладение от 09.11.2005 года. От прав на земельный участок Истец никогда не отказывался.
Заключение Истцом в августе 2009 года договора купли-продажи земельного участка площадью 1999 кв.м. N 0894-09 с Департаментом земельных отношений администрации города Перми не ограничивает его право на оформление в собственность еще 749 кв.м. земельного участка. Таким образом, исходя из вышесказанного Истец имеет право собственности на земельный участок площадью 2748 кв.м., расположенный по адресу ... и предназначенным под 2-х этажный жилой дом, следовательно отказ Ответчика в постановке на кадастровый учет данного объекта является незаконным и необоснованным.
Истец просил признать незаконным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 5901/11/1-1141 от 08 февраля 2011 года об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязать Ответчика устранить допущенное нарушение прав Истца, путем возложения обязанности постановки на кадастровый учет земельного участка расположенного по адресу ... площадью 749 кв.м. Взыскать с Ответчика сумму госпошлины в размере 200 (Двухсот) рублей, оплаченную за подачу настоящего искового заявления.
При рассмотрении дела исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 5901/11/1-1141 от 08.02.2011 года об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости как не соответствующее требованиям законодательства. Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" осуществить действия по внесению сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке. расположенном по адресу город Пермь, ул. ..., площадь 749 кв.м.
В судебное заседание заявитель не явился, представитель настаивал на заявленных требованиях, подтвердил, что заявление подано в рамках главы 25 ГПК РФ.
Представитель ФБУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" заявленные требования не признал.
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Пермскому краю(далее - Управление), извещены, не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Васильев С.В. В обоснование жалобы указывается на то, что вывод суда о законности принятого ответчиком решения не соответствует нормам материального права. В качестве доводов приведена ссылка на ч. 7 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указывается на то, что указанным законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, что подтверждается позицией ВС РФ в решении от 23.03.2009 года N ГКПИ08-2286, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Дальнейшая проверка юридической силы документа, устанавливающего или подтверждающего на ранее учтенный земельный осуществляется при проведении правовой экспертизы документов в рамках осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Принятое ответчиком решение противоречит ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ) не усматривает оснований к его отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Основания к отказу в осуществлении кадастрового учета предусмотрены ст. 27 ФЗ РФ N 221-ФЗ, в том числе, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 указанного закона, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости (ч. 11 ст. 45 Закона).
Статья 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к категории ранее учтенных объектов недвижимости относит: - объекты недвижимости, в отношении которых был произведен государственный кадастровый учет или государственный технический учет до дня вступления в силу комментируемого Закона или в переходный период его применения (с 01.03.2007 до 01.01.2013); - объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке и не прекращено, при условии что им присвоены условные номера органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года N 42 Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, договора аренды земельного участка, иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Васильев С.В. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: ..., расположенного на земельном участке 2748 кв.м. На основании распоряжения начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми от 12.08.2009 года, между Истцом и Департаментом земельных отношений Администрации города Перми 24 августа 2009 года заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1999 кв.м. N 0894-09. Земельный участок имеет кадастровый номер ..., расположен на землях населенных пунктов и находится по адресу город Пермь, ....
25.01.2011 г. представитель Истца, действующий по доверенности, обратился в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (зарегистрировано за N 59 01/111/11-154).
В качестве документов, подтверждающих основания возникновения права собственности на земельный участок площадью 749 кв.м., расположенный по адресу: ..., предназначенного под 2-х этажный жилой дом с хозяйственными постройками были представлены: Решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 18.10.1974 N 644 "О рассмотрении заявлений индивидуальных застройщиков"; договор купли-продажи дома от 03.10.1994 г.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" (далее - Ответчик) от 08 февраля 2011 года N 5901/11/1-1141 Истцу отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Отказ органа мотивирован тем, что представленные Истцом документы не устанавливают (подтверждают) право на земельный участок.
Оценив представленные заявителем доказательства, проанализировав оспариваемое решение ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" от 08.02.2011 года в совокупности с требованиями вышеуказанных норм материального права, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о законности принятого органом кадастрового учета решения от 08.02.2011 года. Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, изложены в решении суда, оснований не согласиться с судом первой инстанции судебная коллегия не находит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что законодателем не ограничен перечень документов, представляемых в качестве основания для включения в кадастр, следует признать ошибочными. Исходя из толкования вышеуказанного пункта Порядка во взаимосвязи с вышеуказанными правовыми нормами следует, что сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в Государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
Для включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в Государственный кадастр недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" состава сведений (ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Таким образом, такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в Государственный кадастр недвижимости. Между тем, представленные заявителем документы, в частности договоры купли-продажи и Решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 18.10.1974 N 644 "О рассмотрении заявлений индивидуальных застройщиков" не содержат каких-либо сведений, свидетельствующих о наличии прав на земельный участок у прежних собственников жилого дома по ул. .... В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, 1970 года, (действовавшего на момент издания представленного заявителем решения) предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Поскольку спорный земельный участок не является ранее учтенным и заявителем в установленный срок не были представлены необходимые документы для внесения записи о кадастровом учете, решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке является законным и обоснованным.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о законности примененных оснований отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, указанных в п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы заявителя нельзя признать состоятельными, оснований для удовлетворения требований Васильева С.В. не имелось.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 23.03.2009 года, которым был признан недействующим п. 21 Порядка ведения..., утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 года не имеют правового значения, поскольку при разрешении настоящих требований указанный нормативно правовой документ судом не применялся.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебного разбирательства, доводам, которые приведены в жалобе, в решении суда дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Кассационную жалобу Васильева С.В. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 августа 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Пермского краевого суда от 14 сентября 2011 г. по делу N 33-9371
Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника