Постановление Законодательного Собрания Тверской области
от 25 июля 1996 г. N 400
"О временном положении по регулированию
земельных отношений в Тверской области"
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 27 июня 2002 г. N 241-П-3 настоящее постановление утратило силу
В целях упорядочения правового урегулирования земельных отношений на территории области в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации впредь до принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации Законодательное Собрание постановляет:
См. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
1. Принять Временное положение по регулированию земельных отношений в Тверской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу решение третьей сессии Тверского областного Совета народных депутатов XXI созыва от 26 декабря 1990 г. "О первоочередных мерах по проведению земельной реформы в области" и малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от 01.04.93 г. N 228 "О предельных нормах передачи земли в собственность".
Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области |
В.Н. Курбатов |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
Тверской области
от 25 июля 1996 г. N 400
Временное положение
по регулированию земельных отношений в Тверской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение регулирует земельные отношения на территории Тверской области до введения в действие нового Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, соблюдения прав собственников, пользователей и арендаторов земельных участков.
1.2. Временное положение разработано в соответствии с действующими статьями Земельного Кодекса РСФСР, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации от 06.07.91 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации", от 05.03.92 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", Указами Президента Российской Федерации от 23.04.93 г. "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" и от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
2. Состав земель области
2.1. Земли области по целевому назначению и правовому режиму подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения, включая фонд перераспределения;
б) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
в) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
г) земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного, историко - культурного назначения);
д) земли лесного фонда;
е) земли водного фонда;
ж) земли запаса, включая невостребованный фонд перераспределения.
2.2. Перевод земель из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель администрацией области и органами исполнительной власти местного самоуправления в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
3. Права граждан и юридических лиц на земельные
участки
3.1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут иметь земельные участки на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, временного пользования, аренды.
3.2. Юридические лица Российской Федерации могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды в случаях и на условиях, предусмотренных настоящим положением.
3.3. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, организации с участием иностранных и российских юридических лиц могут иметь земельные участки только на праве аренды.
4. Право собственности на землю
4.1. В собственность граждан и юридических лиц Российской Федерации земельные участки предоставляются бесплатно или за плату.
4.2. Бесплатно земельные участки предоставляются в собственность граждан в пределах норм, установленных в соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса РСФСР для:
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на каждого ее члена, в размерах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе;
садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности;
индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа лицам, не имеющим минимальной обеспеченности жилой площадью, с предварительным предоставлением в аренду на период строительства.
4.3. Повторное предоставление земельных участков для указанных в пункте 4.2 целей бесплатно не допускается.
4.4. За плату земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц во всех остальных случаях не указанных в пункте 4.2.
5. Общая собственность на земельный участок
5.1. Земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
5.2. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
5.3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей собственности, осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства об общей собственности.
5.4. Земельный участок, безвозмездно предоставленный одному из супругов в собственность при приватизации приусадебных, садовых, дачных, личных подсобных, гаражных участков или приобретенный им в результате сделок с землей либо по иным основаниям, предусмотренным законом, во время брака, является совместной собственностью супругов, если договором между ними не установленно иное.
5.5. Выдел земельной доли в натуре производится с учетом требований рациональной организации территории и компактного землепользования.
6. Пожизненно наследуемое владение
земельными участками
В пожизненно наследуемом владении сохраняются за гражданами по их желанию земельные участки, предоставленные им до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации".
Указанные участки могут быть переоформлены их владельцами в собственность в пределах норм, установленных законодательными органами области и органами местного самоуправления.
7. Право аренды земельного участка
7.1. На условиях аренды земельные участки предоставляются без изменения основного целевого назначения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным объединениям и организациям по договору, который регистрируется в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
7.2. Арендодателями земельных участков являются соответствующие органы местного самоуправления и собственники земли.
7.3. Аренда земли у органов местного самоуправления может быть краткосрочной - до пяти лет, и долгосрочной - до пятидесяти лет.
Собственники земельных участков могут передавать их в аренду на срок до пяти лет.
8. Право постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком
8.1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решений администрации области или органов исполнительной власти местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
8.2. Постоянный пользователь земельного участка вправе передавать этот участок или его часть в аренду или временное пользование другим лицам с согласия органов, предоставивших земельный участок в постоянное пользование.
9. Право временного пользования земельным участком
9.1. Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком.
9.2. По решению администрации области и органов исполнительной власти местного самоуправления земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьями 28 и 29 Земельного кодекса РСФСР. На основании указанного решения заключается договор, который регистрируется в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
9.3. Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет.
10. Обременения земельного участка
10.1. Земельный участок при его предоставлении либо при приобретении по другим основаниям может быть обременен следующими обязательствами:
а) запретом сдачи в аренду или субаренду;
б) правом на преимущественную покупку по объявленной цене в случае его продажи;
в) обязательством начать и завершить застройку в течение установленных сроков, по согласованному в определенном порядке проекту;
г) запретом на изменение внешнего вида недвижимости, на реконструкцию или снос строения без согласования в установленном порядке;
д) ограничением по использованию земель, занятых инженерными коммуникациями;
е) обязательством по строительству, ремонту дороги или участка, по содержанию ее в надлежащем состоянии;
ж) запретом на определенные виды деятельности или поведения;
з) соблюдением определенного режима использования земель в охранных зонах;
и) обязательством соблюдать или выполнять определенные природоохранные мероприятия или работы, в том числе охранять животный мир, сохранять редкие растения, памятники природы, истории и культуры, имеющиеся на участке;
к) иными обязательствами, ограничениями или условиями.
10.2. Обременения земельного участка включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка другому лицу.
11. Сервитуты на земельные участки
11.1. Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком и устанавливается в отношении одного лица или группы лиц, а также в отношении общества в целом (публичный сервитут).
11.2. Земельный участок при его предоставлении либо приобретении по другим основаниям может быть обременен следующими публичными сервитутами:
а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент предоставления земельного участка;
б) возможность размещения на участке геодезических знаков и работы на них;
в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.
11.3. Владелец земельного участка вправе требовать, в том числе и в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания своего участка.
11.4. Могут устанавливаться следующие сервитуты:
а) прохода или проезда через участок;
б) прогона скота;
в) использования участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей;
г) дренажных работ;
д) водозабора и водопоя;
е) временного пользования участком для производства индивидуальных или общественно необходимых работ;
ж) устройства ремонтно-строительной полосы;
з) возведения строения или сооружения на своем участке с опорой на строение соседнего участка или проникающего на соседний участок на определенной высоте;
и) запрета на возведение строения или сооружения сверх определенной высоты;
к) иные сервитуты.
11.5. Сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для участков, в отношении которых он установлен.
11.6. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установление сервитута, и владельцем участка, обременяемого сервитутом.
11.7. Спорные вопросы по установлению сервитута решаются в судебном порядке.
11.8. Сервитут может устанавливаться в отношении земельных участков на любом праве и может быть временным или постоянным.
11.9. Сервитут сохраняется при переходе земельного участка другому лицу.
Сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований для его установления либо в связи с изменением целевого назначения участка.
11.10. Соглашение или решение суда об установлении сервитута подлежат регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Сведения о сервитуте вносятся в правоустанавливающие документы на земельные участки.
12. Компетенция Законодательного Собрания области
по регулированию земельных отношений
К полномочиям Законодательного Собрания относится принятие законов по регулированию земельных отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом области, настоящим Временным положением, в том числе:
а) утверждение и изменение границ административных районов города Твери и городов областного значения;
б) определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;
в) установление предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков;
г) установление платежей за землю;
д) утверждение областных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию земель, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
е) иные вопросы.
13. Компетенция администрации области по
регулированию земельных отношений
К полномочиям администрации области относятся:
а) разработка и выполнение областных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию земель, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
б) территориальное планирование использования и зонирования земель;
в) организация землеустройства, ведения земельного кадастра, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) организация государственной регистрации прав на земельные участки;
д) предоставление земельных участков по согласованию с органами местного самоуправления для строительства объектов, имеющих областное, межрегиональное и федеральное значение;
е) разрешение перевода лесных земель в нелесные в лесах II и III группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
ж) принятие решения и обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах I группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
з) иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области.
14. Компетенция органов местного самоуправления
по регулированию земельных отношений
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
а) управление и распоряжение (изъятие и предоставление) землями, находящимися в их ведении;
б) определение размеров платежей за землю в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" и законами области;
в) разработка и выполнение местных программ по повышению плодородия почв, использованию и охране земель;
г) установление минимальных и предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
д) распределение земельных участков для сенокосов, пастбищ, огородов и других нужд населения, предприятий и организаций;
е) информирование населения об использовании земельных участков;
ж) иные вопросы, вытекающие из законов и решений местного самоуправления.
15. Компетенция комитета по земельным ресурсам
и землеустройству области
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области и его органы на местах:
а) ведут землеустройство, мониторинг земель, земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель;
б) выдают планы (чертежи) границ земельных участков, выписки из государственного земельного кадастра;
в) ведут регистрацию земельных участков;
г) разрабатывают и представляют на утверждение в установленном порядке нормативы и размеры платежей за землю, штрафов за нарушение земельного законодательства, нормативную цену земельных участков;
д) дают обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства, приостанавливают исполнение решений по изъятию и предоставлению земельных участков до рассмотрения в соответствующих органах (суде, арбитражном суде, государственном органе исполнительной власти, органе местного самоуправления) вопроса об их отмене или признании недействительными;
комитет по земельным ресурсам и землеустройству области приостанавливает решения районных и городских органов местного самоуправления;
районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству приостанавливают решения городских (районного значения), сельских и поселковых органов местного самоуправления;
е) приостанавливают промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
ж) привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
з) обращаются беспошлинно в суд, арбитражный суд по вопросам отмены актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не соответствующих законодательству.
16. Нормы предоставления земельных участков
16.1. Установить предельные размеры предоставления гражданам земельных участков:
а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - 100 га сельхозугодий, в том числе 50 га пашни, из них в собственность 18 га сельхозугодий, в том числе 12 га пашни, на одного члена хозяйства. При этом площади в пределах среднерайонной земельной доли предоставляются каждому члену хозяйства в собственность бесплатно, сверх среднерайонной доли - в собственность за плату с рассрочкой до 10 лет. Сверх предельных норм при желании крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки сдаются ему в аренду органами местного самоуправления;
б) для ведения коллективного садоводства и огородничества 0,15 га на семью;
в) под строительство домов для сезонного проживания в сельской местности и ведения личного подсобного хозяйства - 0,15 га на семью. При наличии свободных приусадебных земель органы местного самоуправления могут предоставлять гражданам земельные участки при доме до двухкратной нормы за плату сверх установленной нормы.
16.2. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются органами местного самоуправления.
16.3. Установить минимальные размеры земельных участков:
а) при предоставлении их крестьянским (фермерским) хозяйствам - в размере среднерайонной земельной доли;
б) для ведения садоводства - 0,10 га.
16.4. При совершении сделок с садовыми участками (наследование, дарение, продажа и т. п.) минимальная площадь, не подлежащая разделу, - 0,03 га.
16.5. Для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства минимальные размеры земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления.
17. Основания прекращения прав граждан
и юридических лиц на землю
Право собственности пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, аренды и другие права на землю прекращаются полностью или частично в случае:
а) добровольного отказа от земельного участка или его части;
б) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
в) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
г) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в статье 87 Земельного кодекса РСФСР;
д) использования земли не по целевому назначению;
е) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, в том числе период мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование. Этот срок может быть продлен соответствующими органами местного самоуправления;
ж) использования земельного участка способами, приводящими к порче земли, ухудшению экологической обстановки;
з) изъятия (выкупа) земель для государственных или муниципальных нужд, а также с целью предоставления их гражданам;
и) отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
к) обращения взыскания по обязательствам собственника на земельный участок на основании решения суда.
18. Порядок прекращения прав на земельный участок,
используемый с нарушением законодательства
18.1. Прекращение права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками и их аренды при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, ухудшению экологической обстановки, производится в следующем порядке:
а) при выявлении указанных нарушений на виновных юридических лиц или граждан специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, налагается штраф в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы";
б) одновременно с наложением штрафа органы, указанные в подпункте а) настоящего пункта, дают предписание (указание) по устранению нарушений земельного законодательства в срок до трех месяцев.
18.2. В случае неустранения нарушений, указанных в пункте 18.1, органы, выявившие нарушения, вносят в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, представление о прекращении прав на земельный участок.
18.3. Прекращение прав на земельный участок в случаях, предусмотренных пунктом 18.1, производится на основании постановления органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Копия постановления вручается собственнику земельного участка, землевладельца, землепользователю, арендатору в семидневный срок с момента его принятия.
18.4. При несогласии собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок они вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в 15-дневный срок с момента получения копии постановления.
В этом случае исполнение принятого постановления не производится, а требование о принудительном прекращении прав на земельный участок предъявляется в суд.
18.5. При выявлении нарушений на землях, арендуемых у граждан и юридических лиц, штраф налагается и предписание (указание) выносится арендатору с одновременным уведомлением арендодателя о допущенных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению или расторжению договора аренды.
19. Порядок прекращения прав на земельный участок при
изъятии (выкупе) земельных участков
для государственных и муниципальных нужд
19.1. Настоящий порядок устанавливает процедуру прекращения прав на землю при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд, имеющих целью создание и развитие объектов оборонного, природоохранного, природозаповедного, историко-культурного назначения, а также объектов, возведение которых связано с реализацией целевых федеральных, межрегиональных, областных и муниципальных программ социально-экономического развития, и с целью представления земельных участков гражданам.
19.2. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных (областных) нужд производится на основании постановления (распоряжения) администрации области по согласованию с органами местного самоуправления.
Изъятие (выкуп) земельных участков для муниципальных нужд производится на основании постановления (распоряжения) органов местного самоуправления.
19.3. Условия изъятия (выкупа) земельного участка у собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов устанавливаются в составе землеустроительного проекта на стадии предварительного согласования места размещения объекта и предусматривают:
предоставление равноценного участка взамен изымаемого;
возмещение стоимости выкупаемого земельного участка собственнику;
возмещение убытков землепользователя (включая упущенную выгоду) и потерь сельскохозяйственного производства. Согласование условий изъятия (выкупа) земельного участка с собственником, землевладельцем, землепользователем, арендатором производится в письменном виде при составлении акта выбора земельного участка.
19.4. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
19.5. При согласии собственника земельного участка, землевладельца, арендатора с изъятием земельного участка соответствующей администрацией принимается постановление (распоряжение) об изъятии (выкупе) земельного участка на принятых условиях с указанием сроков их реализации.
19.6. При несогласии собственника с изъятием земельного участка и предложенными условиями соответствующей администрацией принимается постановление (распоряжение) о принудительном выкупе земельного участка с соблюдением требований, изложенных в пунктах 19.3, 19.10 настоящего Временного положения.
19.7. При несогласии землепользователя, землевладельца, арендатора с изъятием земельного участка соответствующей администрацией принимается постановление (распоряжение) об изъятии земельного участка с соблюдением требований, изложенных в пункте 18.3 настоящего Временного положения, и сроков реализации.
19.8. Постановление (распоряжение) соответствующей администрации об изъятии (выкупе) вручается собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору земельного участка в 7-дневный срок с момента его принятия и может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в народный суд гражданами и в арбитражный суд - юридическими лицами в исковом порядке. Обжалование постановления (распоряжения) в суд приостанавливает его исполнение.
19.9. При невыполнении условий изъятия (выкупа) земельного участка и сроков их реализации постановление (распоряжение) администрации приостанавливается до устранения причин, препятствующих реализации.
19.10. Выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, производится по договорной цене. При недостижении договоренности сторон принудительный выкуп производится по нормативной цене земли.
19.11. Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры, рассматриваются в судебном порядке.
Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области |
В.Н. Курбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 25 июля 1996 г. N 400 "О временном положении по регулированию земельных отношений в Тверской области"
Текст опубликован в газете "Тверские ведомости" N 67, 16-22 августа 1996 г.
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 27 июня 2002 г. N 241-П-3 настоящее постановление утратило силу