Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тверской области от 3 сентября 2014 г. N 449-пп в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
Приложение
Основы молодежной политики в Тверской области
на 2008-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 18 сентября 2007 г. N 265-па)
24 июня 2008 г., 24 июля 2012 г., 3 сентября, 29 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2014 г. N 726-пп во введение настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Введение
Молодежь современной России - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В ходе проводимых реформ в России произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны. Практика участия молодежи в жизни общества показывает, что ее значительная часть оказалась способна к быстрому восприятию ценностей демократии и рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост численности уже существующих и возникновение новых групп риска. Все более заметно усиление и распространение протестных настроений, экстремизма и радикализма. При этом происходит ослабление воспитательного влияния на молодежь семьи, системы образования и сферы занятости.
В целях усиления роли молодежи и увеличения ее вклада в устойчивое социально-экономическое развитие страны Правительство Российской Федерации распоряжением от 18.12.2006 N 1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации" утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Стратегия). Впервые в истории страны принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений развития государства и общества.
Принятая Стратегия нацелена на развитие потенциала молодежи в интересах страны и предусматривает участие молодых граждан в разработке, оценке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики и механизмов ее реализации.
В Стратегии закреплен принципиально новый подход к реализации государственной молодежной политики. Она четко определяет ее цель и приоритеты. Реализация Стратегии будет осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В этой связи назрела серьезная необходимость принятия основополагающего документа, определяющего основные направления, приоритеты и принципы молодежной политики в Тверской области.
Принимая во внимание общие тенденции в молодежной среде в Российской Федерации, необходимо учитывать особенности Тверской области, ее социально-экономического положения и развития, социального состава молодежи, ее потребности и проблемы.
В настоящее время численность молодежи Тверской области - 295 тысяч человек, что составляет 21% от общего количества населения региона.
Произошедшие перемены в жизни страны и Тверской области привели к изменению состояния молодежной среды, которые характеризуются как отрицательными, так и положительными тенденциями.
С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи:
- уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения Тверской области в связи с негативными демографическими процессами. По сравнению с 1989 годом численность молодых людей уменьшилась на 7,6 тысячи (на 2,5%) (все население за это время сократилось на 14%). В городских поселениях число молодых людей снизилось на 4,7 тысячи человек (2%), в сельской местности - на 2,9 тысячи (4%). Налицо кризис молодой семьи - растет количество разводов и так называемых гражданских браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;
- ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. Самым уязвимым и незащищенным сегодня является здоровье молодых людей в возрастной группе 15-19 лет;
- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды;
- снижается образовательный уровень, происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников.
Около одной трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. В численности населения региона трудоспособного возраста молодежь составляет более трети - 35%: в городских поселениях - 36%, в сельской местности - 32%.
Далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности трудовых ресурсов. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в области составляет около 30%;
- происходит деформация морально-нравственных ориентиров, девальвируются такие базовые ценности, как семья, патриотизм.
Основная часть молодежи нуждается в услугах и помощи специализированных служб, компенсирующих недостаток жизненного опыта.
С другой стороны, можно говорить и о положительных тенденциях в молодежной среде:
- растет самостоятельность, практичность и расчетливость молодых людей, ответственность за свою судьбу;
- возрастает мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;
- увеличивается престижность образования среди молодежи;
- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;
- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем.
Необходимо отметить, что за последние 10 лет сформировались основные тенденции в развитии молодежной политики в Тверской области.
Во-первых, определены ее нормативно-правовые основы. В 1998 году Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон Тверской области от 30.07.1998 N 27-ОЗ-2 "О государственной молодежной политике в Тверской области", в котором государственная молодежная политика в Тверской области была определена как составная часть молодежной политики Российской Федерации, представляющая собой деятельность органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленная на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи, а также на соблюдение ее прав на территории Тверской области.
Во-вторых, созданы условия по институциональному обеспечению молодежной политики. Прежде всего это создание в 1996 году Комитета по делам молодежи Правительства Тверской области, на который были возложены функции по реализации молодежной политики на территории тверского региона, в том числе межотраслевая координация по данному вопросу и формирование органов по молодежной политике на муниципальном уровне, учреждений по работе с молодежью. В настоящее время на территории Тверской области органы по делам молодежи действуют в 41 муниципальном образовании, созданы 15 учреждений (3 государственных и 12 муниципальных), оказывающих услуги для молодежи.
В-третьих, началось формирование кадрового корпуса молодежной политики. Складывающаяся система подготовки специалистов по работе с молодежью характеризуется вариативностью и многоуровневостью. Неотъемлемой частью подготовки кадрового корпуса молодежной политики являются Молодежное правительство Тверской области и Молодежная палата при Законодательном Собрании Тверской области. Данные консультативные совещательные органы функционируют на общественных началах и образованы с целью привлечения научного и творческого потенциала молодежи к решению задач, стоящих перед органами Тверской области.
В-четвертых, в реализации молодежной политики одним из основных механизмов стал программно-целевой подход. На региональном уровне с 2009 по 2012 год реализовывалась долгосрочная целевая программа Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан", утвержденная постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан". Реализация программы сыграла положительную роль в создании механизмов и принципов реализации молодежной политики. В настоящий момент молодежная политика реализуется в рамках государственной программы Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 616-пп "О государственной программе Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы".
На основании долгосрочной целевой программы Тверской области в муниципальных образованиях Тверской области были приняты местные программы по реализации молодежной политики. Активизировалась работа региональных и муниципальных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Одним из приоритетов государственной молодежной политики объявлено решение жилищной проблемы молодых граждан тверского региона. Для решения этой задачи Тверская область активно участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В период с 2003 по 2006 год около 500 молодых семей улучшили свои жилищные условия.
В последние годы активно шел процесс создания детских и молодежных общественных объединений. На сегодняшний момент на территории Тверской области осуществляют деятельность 538 детских и молодежных общественных объединения. Однако участие в их деятельности принимают пока всего 3% молодежи, лишь 1% - это члены политических партий и движений.
В настоящее время возникла реальная необходимость качественно новых подходов к решению проблем молодежи. Настало время перехода от сугубо социальной направленности молодежной политики к политике создания условий для самореализации молодежи, привитию ей навыков самостоятельного решения своих проблем. Молодежная политика должна быть тесно увязана с социально-экономическим развитием тверского региона.
Актуальными проблемами молодежной политики в тверском регионе на современном этапе являются:
- несоответствие нормативной правовой базы молодежной политики задачам, стоящим перед ней на современном этапе развития региона;
- слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;
- отсутствие современной научно-методической базы на региональном уровне и системы мониторинга состояния молодежной среды;
- ограниченность инфраструктуры учреждений и поставщиков социальных услуг для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики;
- отсутствие системной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений.
В целом данные проблемы снижают эффективность молодежной политики, лишают ее комплексности и системности.
В этой связи настоящие Основы молодежной политики в Тверской области на 2008-2015 годы (далее - Основы) позволят:
1. Определить основные приоритетные направления молодежной политики и меры по их реализации.
2. Определить стандарты и подходы в практической деятельности всех уровней государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, институтов гражданского общества в сфере молодежной политики.
3. Служить основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового и организационного обеспечения молодежной политики в тверском регионе.
4. Выступать в роли основного документа при разработке целевых программ в области молодежной политики.
Реализация документа позволит создать механизмы перевода молодежи из ресурса (пассивного резерва) в активный субъект социально-экономических отношений.
1. Цели, задачи и принципы молодежной политики
в Тверской области
Целью молодежной политики в Тверской области является развитие и реализация потенциала молодежи, в том числе и в интересах развития региона.
Основными задачами молодежной политики являются:
- создание социально-экономических, правовых и организационных условий для развития и реализации потенциала молодежи, в том числе и в интересах региона;
- осуществление системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения и формирование у молодежи гражданской позиции, патриотизма и ответственности;
- повышение социально-политической активности молодежи;
- создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности, содействие молодым гражданам в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;
- содействие формированию и подготовке в регионе активных молодых управленцев, молодых политиков, положительных молодежных лидеров в различных сферах жизни общества, желающих осуществлять созидательную деятельность в интересах развития региона;
- развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно полезных инициатив молодежи.
Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Тверской области на основе следующих принципов:
- определение приоритетных направлений в молодежной политике с учетом социально-экономического развития региона;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений молодежной политики;
- взаимодействие органов власти, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость.
2. Основные приоритетные направления
молодежной политики в Тверской области
2.1. Содействие молодым гражданам в выборе жизненного пути, достижении личного успеха
Задачи данного направления:
- развитие у молодежи навыков и умений самостоятельной жизни;
- информирование молодежи о потенциальных возможностях личностной и профессиональной самореализации, включение ее в многообразную социальную практику;
- вовлечение молодежи в процессы своего позиционирования на рынке труда через различные формы трудовой деятельности (временная и сезонная занятость, студенческие отряды, ресурсные центры и др.);
- формирование навыков построения карьеры и эффективного самопродвижения молодых людей на рынке труда;
- развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- поддержка сельской молодежи, создание условий выравнивания ее стартовых возможностей;
- поддержка молодой семьи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Основными мерами по реализации данного приоритетного направления являются:
- создание и развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);
- создание условий доступности для молодежи предоставляемых государством и обществом услуг, обучение ее социальным навыкам и умению пользоваться данными услугами для всестороннего физического и духовного развития;
- создание и развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;
- создание и развитие молодежных информационных проектов и программ;
- популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.) средствами социальной рекламы;
- разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах в поиске, применении и распространении актуальной информации;
- обеспечение информационной поддержки продвижения программ становления и развития социальной компетентности (мониторинг средств массовой информации, создание социальной рекламы, поддержка средств массовой информации и интернет-проектов, издание справочников для родителей и молодежи);
- внедрение эффективных программ развития социальной и профессиональной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
- поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок;
- развитие специализированных организаций содействия занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодежи, а также программ по их поддержке;
- создание бизнес-инкубаторов для развития молодежного предпринимательства;
- создание условий для закрепления молодых кадров в регионе;
- широкая пропаганда здорового образа жизни, создание и культивирование новых идеалов и ценностей, образцов для подражания, стилей жизни, моды на здоровье и физическое совершенство;
- развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи, программ оздоровления молодежи в летний период;
- разработка и реализация программ по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИД, алкоголизма, табакокурения в молодежной среде;
- пропаганда семейных ценностей среди молодежи;
- формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;
- содействие в обеспечении жильем молодых семей путем создания и совершенствования регионального законодательства, обеспечивающего доступность получения жилья, в том числе и другим категориям молодежи;
- развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (инвалиды, выпускники сиротских и коррекционно-реабилитационных учреждений различных типов и видов, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ);
- совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание и развитие сети поставщиков социальных услуг и учреждений для молодежи (в т.ч. в сельской местности).
Целевой группой по данному направлению являются молодые граждане всех возрастных и социальных групп и их родители.
Социальными партнерами в реализации данного направления являются родители или лица, их заменяющие, средства массовой информации, бизнес-сообщество, общественные и политические организации, предприятия, трудовые и учебные коллективы, религиозные конфессии, государственные и негосударственные организации и учреждения, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку.
2.2. Поддержка и развитие созидательной активности и общественно значимых инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений
Задачи данного направления:
- развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;
- вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- развитие детского и молодежного движения в регионе;
- поддержка социальных и общественных инициатив, добровольческой деятельности молодежи, детских и молодежных общественных организаций;
- поддержка и стимулирование процессов самоорганизации в молодежной среде;
- выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности.
Основными мерами по реализации данного приоритетного направления являются:
- привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;
- привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти;
- создание системы поиска и подбора перспективных молодежных лидеров с целью подготовки профессиональных кадров для работы в сфере государственного управления;
- создание системы государственной поддержки молодежных общественных организаций и объединений;
- привлечение общественных объединений к выполнению государственного заказа по приоритетным направлениям молодежной политики;
- создание системы общественной экспертизы в сфере молодежной политики, непосредственно направленной на повышение ее эффективности;
- поддержка создания консультативно-совещательных органов по вопросам молодежной политики при органах исполнительной и законодательной власти всех уровней;
- привлечение молодежи к экспертной работе в органах законодательной и исполнительной власти при подготовке проектов и нормативных правовых актов, затрагивающих законные права и интересы молодежи;
- поддержка способной, инициативной, талантливой молодежи;
- поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны и региона;
- привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.
Целевой группой по данному направлению являются молодые граждане всех возрастных и социальных групп.
Социальными партнерами в реализации данного направления являются родители или лица, их заменяющие, средства массовой информации, бизнес-сообщество, общественные и политические организации, предприятия, трудовые и учебные коллективы, религиозные конфессии, государственные и негосударственные организации и учреждения, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку.
2.3. Формирование у молодежи гражданской позиции, патриотизма, ответственности
Задачи данного направления:
- повышение гражданской ответственности молодого поколения;
- укрепление ценностей гражданского общества в молодежной среде;
- формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;
- формирование у молодежи чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны;
- создание условий для проявления активной гражданской позиции;
- выработка у молодых людей противодействия экстремистским и криминальным проявлениям, психологии толерантного поведения в обществе;
- развитие межкультурного и межпоколенческого диалога;
- выработка и осуществление мер по нейтрализации деятельности экстремистских группировок.
Основными мерами по реализации данного приоритетного направления являются:
- разработка и внедрение комплекса образовательных и специальных программ и инновационных методик по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи;
- организация мероприятий и региональных акций по изучению правовой и государственной систем Российской Федерации, истории Отечества, государственной и региональной символики, биографий выдающихся граждан России и Тверской области, широкому внедрению процедур и церемоний патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);
- содействие включению молодежи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах, проведение работ по увековечению памяти защитников Отечества;
- поддержка и развитие воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства;
- проведение мониторинга комплекса социально-психологических и экономических причин возникновения экстремистских настроений среди молодежи;
- реализация программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия и толерантности в молодежной среде;
- проведение социальной работы с лидерами и членами неформальных молодежных объединений.
Целевой группой по данному направлению являются молодые граждане всех возрастных и социальных групп.
Социальными партнерами в реализации данного направления являются родители или лица, их заменяющие, средства массовой информации, бизнес-сообщество, общественные и политические организации, предприятия, трудовые и учебные коллективы, религиозные конфессии, государственные и негосударственные организации и учреждения, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку.
3. Комплексные меры по реализации
молодежной политики в Тверской области
Комплексные меры по реализации молодежной политики в Тверской области призваны обеспечить ее целостность, последовательность, преемственность и эффективность.
3.1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере молодежной политики
Реализация молодежной политики предполагает постоянное совершенствование региональных и муниципальных нормативных правовых актов, определяющих:
- цели, задачи, принципы и приоритеты молодежной политики;
- содержание мер, реализуемых органами власти тверского региона в области молодежной политики;
- основные направления и механизмы со стороны органов власти Тверской области по созданию условий для самореализации молодежи и ее включение в социально-экономическую жизнь страны;
- направления государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становления и вхождения в самостоятельную жизнедеятельность;
- порядок взаимодействия региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в области реализации молодежной политики;
- организационный и финансовый механизмы реализации молодежной политики.
В соответствии с положениями настоящих Основ необходимо внесение изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты Тверской области.
3.2. Повышение эффективности управления в сфере молодежной политики
Система управления молодежной политикой является частью системы государственного управления и основана на разграничении полномочий и предметов ведения органов власти региона.
Создание эффективной системы управления предусматривает регламентацию взаимоотношений региональных органов власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере молодежной политики и местного самоуправления в части разграничения полномочий и межведомственной координации.
Изложенные в данном документе основные направления, приоритеты и принципы молодежной политики в Тверской области должны стать основополагающими в деятельности органов исполнительной и законодательной власти региона. В этих целях создаются организационные и финансовые механизмы по их реализации, в том числе исполнительные органы власти, осуществляющие государственное регулирование в сфере молодежной политики.
Органы исполнительной и законодательной власти Тверской области в пределах своих полномочий, основываясь на положениях настоящих Основ, обеспечивают реализацию молодежной политики и координацию деятельности органов и структур в области молодежной политики в регионе, разрабатывают программы, нормативные правовые акты в сфере молодежной политики на региональном уровне.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области должны способствовать в рамках своих полномочий обеспечению законодательства Российской Федерации и Тверской области в сфере молодежной политики, принятию нормативных актов и программ в сфере молодежной политики в пределах муниципальных образований Тверской области, созданию специализированной структуры, межведомственных комиссий и учреждений для молодежи.
В целях обеспечения участия молодежи в реализации молодежной политики в регионе при исполнительных и законодательных органах власти Тверской области могут создаваться молодежные консультативно-совещательные органы (молодежный парламент, молодежное правительство и другие).
3.3. Совершенствование организационных и финансовых условий для реализации молодежной политики
Основной источник финансового обеспечения молодежной политики - бюджеты всех уровней, содержащие разделы по финансированию молодежной политики. Финансирование молодежной политики осуществляется в основном через региональные и муниципальные целевые программы по основным приоритетным направлениям молодежной политики.
Главные усилия должны быть направлены на повышение адресности инвестиций в молодежь и привлечение средств из внебюджетных источников. Эта установка предполагает формирование новых подходов к расчетам финансовых средств на цели государственной молодежной политики, к реализации минимальных социальных стандартов деятельности учреждений социальной инфраструктуры для молодежи.
Эффективность и перспективы реализации молодежных программ должны оцениваться на основе выявленных потребностей, результатов деятельности самой молодежи по их реализации, показателей производственной, учебной деятельности, досуговой занятости, бытовых условий жизни молодежи.
Органами государственной власти региона создаются необходимые условия для расширения стимулов для юридических и физических лиц, инвестирующих в государственную молодежную политику, оказывающих поддержку представителям молодежи и общественных молодежных объединений путем реализации дисконтных программ, приоритетных для молодежи товаров и услуг.
При осуществлении финансирования программ, проектов и мероприятий молодежной политики необходимо руководствоваться следующими подходами и принципами:
- переход к финансированию конкретных проектов, программ и услуг для молодежи, в том числе на основе грантов;
- оценка эффективности денежных средств, направленных на реализацию программ, проектов и мероприятий в сфере молодежной политики;
- отбор объектов государственного инвестирования на конкурсной основе;
- использование механизмов общественного и государственного контроля;
- обеспечение снижения стоимости проектов, программ и мероприятий в области молодежной политики за счет внедрения практики использования сопряженных возможностей различных структур и организаций.
3.4. Повышение эффективности межведомственной координации при реализации молодежной политики
Реализация молодежной политики предполагает ее межведомственный характер. Вопросы молодежной политики тем или иным образом отражены в различных отраслях и сферах деятельности государственных структур. При этом необходима координация данных подходов, так как именно межведомственная координация предполагает получение эффективных результатов в работе с молодежью. В этих целях необходимо осуществлять процедуру экспертизы и согласования ведомственных нормативных документов, программ и проектов, в которых затрагиваются вопросы молодежной политики. Это позволит выстроить четкий механизм межведомственной координации и взаимодействия на всех уровнях власти в области молодежной политики.
3.5. Развитие инфраструктуры молодежной политики
В целях полной и эффективной реализации молодежной политики целесообразно создание в установленном законодательством порядке в каждом муниципальном образовании поставщиков социальных услуг и учреждений для молодежи.
Требуется серьезная поддержка уже созданной молодежной социальной инфраструктуры на региональном уровне. Необходимо создание нормативной правовой базы деятельности этих учреждений, определяющей их статус, порядок создания и функционирования, перечень оказываемых услуг, порядок финансирования их деятельности, материально-техническое обеспечение, оплату труда сотрудников.
3.6. Совершенствование научно-методического и информационно-аналитического обеспечения молодежной политики
В целях развития научного и информационного обеспечения молодежной политики необходима систематизация научно-исследовательской деятельности, обеспечение полноты, достоверности и сопоставимости информации в сфере молодежной политики.
Для этого необходимо:
- усовершенствование системы специализированной государственной статистической отчетности в области молодежной политики;
- выработка единых критериев социально-экономической оценки состояния молодежной среды и эффективности проводимой молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях;
- создание системы постоянного мониторинга положения дел в молодежной среде и в области реализации молодежной политики, использования полученных данных для оперативной корректировки планов и программ, реализуемых в рамках молодежной политики, и подготовки ежегодных докладов о положении молодежи и реализации молодежной политики в Тверской области;
- регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференций, научно-методических и обучающих семинаров по проблемам реализации молодежной политики;
- создание молодежных средств массовой информации;
- сотрудничество со средствами массовой информации в области программ, направленных на формирование позитивных личностных качеств и развитие чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю, гордости за их историю, ответственности за их судьбу;
- формирование государственного заказа на производство медиа-продукции и игр для детей и молодежи;
- создание региональной системы социальной рекламы молодежной направленности, в том числе предусматривающей пропаганду программ и проектов молодежной политики;
- выявление и продвижение на рынок высококачественных продуктов информационного контента, в том числе и созданного молодыми людьми;
- создание возможностей использования современных информационных технологий для молодежи, проживающей в сельских и удаленных территориях.
В целях повышения качества и объема исследовательской деятельности в области молодежной политики, осуществления ее координации и создания оперативного информационного пространства необходимо создать региональный информационно-аналитический центр по проблемам молодежной политики (как областное государственное учреждение), отвечающий за проведение исследовательских, проектных и методических работ в области молодежной политики, подготовки предложений в государственные органы по решению проблем молодежи, подготовки методических и информационных материалов для всех заинтересованных организаций (в том числе ежегодного доклада "О положении молодежи и реализации молодежной политики в Тверской области").
3.7. Оптимизация кадрового обеспечения молодежной политики
Подготовка профессиональных кадров, отвечающих современным требованиям, является важнейшим условием успешной реализации молодежной политики.
Кадровое обеспечение молодежной политики включает систему мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров и созданию кадрового резерва.
В этих целях необходимо создать многоуровневую систему подготовки специалистов молодежной сферы как на региональном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения включающую в себя:
- разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- развитие инфраструктуры отрасли, разработку положений о службах, центрах, учреждениях молодежной политики;
- описание существующих и вновь вводимых должностей, определение статуса работников молодежной сферы;
- разработку профессиограмм специалистов, стандартов и моделей организации их деятельности;
- долгосрочное планирование объемов подготовки работников сферы молодежной политики со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;
- обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности лидеров молодежных и детских общественных объединений;
- разработку концепции и методики проведения аттестации специалистов по работе с молодежью;
- внесение предложений о мерах социальной защиты и стимулированию оплаты труда специалистов подростково-молодежных клубов и поставщиков социальных услуг;
- разработку проектов программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для органов и учреждений молодежной политики;
- проведение региональных конкурсов профессионального мастерства работников молодежной сферы и лидеров общественных молодежных объединений.
4. Механизмы реализации молодежной политики
в Тверской области
Для достижения целей в сфере молодежной политики в Тверской области необходимо применять подходы и механизмы, обеспечивающие:
- интеграцию ресурсов государства, региона и общества;
- высокую результативность и оперативность в управлении процессами, происходящими в молодежной среде;
- формирование ответственного отношения государственных органов власти Тверской области к реализации молодежной политики.
Основным механизмом реализации молодежной политики в Тверской области являются областные целевые программы в сфере молодежной политики. Содержание программ, их цели и задачи определяются в соответствии с основными приоритетными направлениями молодежной политики в Тверской области и мерами по их реализации. Данные программы состоят из мероприятий и молодежных проектов, направленных на реализацию основных приоритетных направлений молодежной политики.
Мероприятия программ финансируются из регионального бюджета в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством (через конкурсные процедуры и сметное финансирование), финансирование молодежных проектов в рамках реализации основных направлений молодежной политики предполагается осуществлять через грантовый механизм. Данный механизм в соответствии с действующим законодательством может быть реализован через систему субсидий. Порядок и условия выделения субсидий определяются нормативными правовыми актами Правительства Тверской области.
Молодежные проекты могут быть представлены на конкурс муниципальными образованиями и общественными молодежными объединениями Тверской области, а также другими государственными и некоммерческими организациями.
Механизм реализации основных приоритетных направлений молодежной политики требует создания соответствующей системы управления, которая позволит обеспечить достижение поставленных в ней целей.
Абзац девятый утратил силу.
См. текст абзаца девятого раздела 4
Основной задачей Межведомственного совета при Губернаторе Тверской области является разработка общих принципов молодежной политики в регионе, координация деятельности региональных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти муниципальных образований Тверской области по реализации молодежной политики, осуществление контроля за ходом реализации основных приоритетных направлений молодежной политики и выработка рекомендаций в области молодежной политики.
Аналогичные советы могут создаваться и на муниципальном уровне.
В целях систематизации и эффективной реализации основных приоритетных направлений молодежной политики ежегодно принимается Комплексный план мероприятий по их реализации.
5. Критерии эффективности молодежной политики
В конечном итоге эффективность молодежной политики проявляется в ее способности обеспечить максимально полную реализацию потенциала молодежи.
Эффективность реализации молодежной политики оценивается посредством критериев и показателей, отражающих изменение социальных характеристик молодежи в процессе ее социального развития.
В числе первоочередных мер по реализации настоящих Основ рассматривается разработка региональной системы оценки эффективности молодежной политики и положения молодежи в регионе, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в регионе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.
Поскольку данный документ носит комплексный характер, предполагается разработка системы измерений, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в регионе.
Заключение
Настоящие Основы разработаны с учетом практического опыта работы региональных и муниципальных органов власти, основных направлений социально-экономического и общественного развития Тверской области. Они базируется на современных теоретических представлениях о молодежной политике, данных статистики и социологических исследований, на анализе отечественного и международного опыта.
Реализация данного документа тесно увязана с основными приоритетными направлениями Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации с учетом региональных особенностей и задач социально-экономического развития Тверской области и предполагает активное участие молодежи тверского региона в реализации его проектов.
Настоящие Основы рассчитаны на предстоящее пятилетие и призваны стать основой для работы по реализации молодежной политики на всех уровнях государственной и общественной жизни в Тверской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тверской области от 18 сентября 2007 г. N 265-па "Об Основах молодежной политики в Тверской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.