Решение Судебной коллегии по гражданским делам
Тверского областного суда от 27 мая 2008 г. N 3-68/2008
(извлечение)
Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 17 июня 2008 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В. при секретаре Коваленко СИ. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери с участием представителя заявителя прокурора Павлова Д.С., заинтересованных лиц: представителя Администрации Тверской области Цветковой М.А., представителя Департамента Управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области Барышкова В.В., гражданское дело по заявлению Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Постановления Администрации Тверской области от 16 января 2008 года N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений". Судебная коллегия установила:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в Тверской областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1,3 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений"; пункта 3.3 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденный пунктом 2 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па (приложение 2).
В обоснование заявленных требований указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведена проверка Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений".
Нормативный правовой акт опубликован в издании "Тверская жизнь" N 13- 14, от 26.01.2008 г.
По мнению прокурора, отдельные положения Постановления противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
На основании п. "к" ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления утверждена типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам аукциона.
Согласно ст. 75 Лесного кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с Лесным кодексом РФ.
На основании п. 31 ст. 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.
К полномочиям субъектов Российской Федерации на основании п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ отнесено лишь утверждение порядка заготовки древесины, заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
По мнению заявителя, утверждение формы договора купли-продажи лесных насаждений относится к полномочиям Правительства РФ и выходит за пределы компетенции, предоставленной органам государственной власти субъектов Федерации в области лесных отношений.
В связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 утверждена и форма акта передачи лесных насаждений, которая является неотъемлемой частью договора купли-продажи лесных насаждений (приложение N2), утверждение пунктом 3 Постановления типовой формы акта передачи лесных насаждений (приложение N3 к Постановлению) также выходит за пределы полномочий органов государственной власти Тверской области.
Не соответствует требованиям федерального законодательства и п.3.3 типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (приложение N 2 к Постановлению), допускающий строительство гражданами временных складов при заготовке древесины для собственных нужд.
Так, в соответствии со ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. При этом к заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяется, в том числе и ч. 7 ст. 29 Лесного кодекса РФ, устанавливающая право для граждан, юридических лиц осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений в целях заготовки древесины.
Таким образом, заготовка древесины для собственных нужд гражданами на основании договоров купли-продажи не предусматривает возможность возведения для этих целей каких-либо сооружений, даже временного характера.
По указанным основаниям 12.02.2007 г. Волжским межрегиональным природоохранным прокурором на оспариваемый нормативный правовой акт принесен протест, который письмом Администрации Тверской области от 26.02.2008 г. N 68/1283 отклонен.
В связи с изложенным со ссылкой на статью 22, пункт 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45, 245, 251 ГПК РФ прокурором заявлено требование о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 1, 3 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений"; пункта 3.3 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденный пунктом 2 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па (приложение 2).
В дальнейшем прокурором представленное заявление было уточнено, исключены требования о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу : п. 3 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений"; п. 3.3 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденный пунктом 2 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па (приложение 2).
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлов Д.С. требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 1 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений" поддержал по приведенным выше основаниям.
Представитель Администрации Тверской области по доверенности Цветкова М.А. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила суду, что п. 1 Постановления не противоречит федеральному законодательству По следующим основаниям.
В соответствии с п. 31 ст.81 и п.5 ст.77 Лесного кодекса порядок подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности относится к компетенции Российской Федерации (Правительства Российской Федерации). При этом, согласно данным нормам, определение (утверждение) формы договора купли-продажи лесных насаждений прямо не включено в порядок подготовки и заключения данных договоров. Правительством Российской Федерации утверждается не обязательная (типовая) форма договора купли-продажи лесных насаждений, а форма примерного договора. Данный договор (с учетом определения его формы как примерной) может рассматриваться только в качестве рекомендательного документа. Следовательно, постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 406 в этой части не носит императивного характера, поэтому п. 1 Постановления не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч.5 ст.2 Лесного кодекса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Пункт 3.3 приложения N 2 к Постановлению Администрации Тверской области от 16.01.2008 N 2-па соответствует п. 10 формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 406. Данная форма договора относится, в том числе, к заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. Это следует, в частности, из того, что ст.77 Лесного кодекса, в соответствии с которой принято вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирует в целом вопросы заключения договора купли-продажи лесных насаждений (что следует из заглавия).
В Правилах подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеется оговорка в отношении заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами (п.4 и раздел 111);
В форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений имеется оговорка в отношении заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами (преамбула договора).
Следует учитывать, что заготовка древесины может осуществляться по общему правилу - только организациями и индивидуальными предпринимателями, что следует из ч.1 ст.29 Лесного кодекса; как исключение - при заготовке гражданами древесины для собственных нужд (ст.ЗО Лесного кодекса). Участвовать в аукционах могут согласно ст.79 Лесного кодекса и разделу 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 406, только организации и индивидуальные предприниматели.
В правах Покупателя (п.5.3 Типовой формы) не предусмотрено право на строительство временных складов. Следовательно, п.3.3 Типовой формы заполняется только при использовании на каком-либо праве гражданином временных складов иных лиц.
На указанных основаниях представитель заинтересованного лица просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области Барышков В.В. требования проку-_рора не признал, пояснил суду, что с момента утверждения Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам аукциона, была упрощена процедура согласования договора с Администрацией области. Полагает, что утверждение Типовой формы договора не вступает в противоречие с федеральным законом.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия находит требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратится в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Судом установлено, что Администрацией Тверской области 16 января 2008 года принято Постановление N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений".
Форма нормативного правового акта, порядок принятия и введения в действие данного Постановления от 16.01.2008 г. N 2-па Администрацией Тверской области соблюдены и заявителем не оспариваются.
Из материалов дела следует, что указанное Постановление официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N13-14 от 26 января 2008 года, вступило в силу со дня его официального опубликования, его редакция по состоянию на день рассмотрения дела судом не изменялась.
Таким образом, оспариваемое прокурором Постановление является действующим нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, законность которого может быть предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, исходя из смысла ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 31 ст. 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.
К полномочиям субъектов Российской Федерации на основании п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ отнесено лишь утверждение порядка заготовки древесины, заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд по результатам аукциона законодательством не предусмотрено.
Следовательно, утверждая типовую форму договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам аукциона, орган исполнительной власти субъекта РФ вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что утверждение типовой формы договора не входит в противоречие с федеральным законом, не могут быть признаны состоятельными.
Законодательное регулирование субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться в пределах полномочий субъекта.
Утверждение Правительством Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений само по себе не порождает право субъекта РФ на утверждение типовой формы договора купли-продажи по результатам аукциона.
Полномочия субъекта РФ по утверждению порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений ограничены п. 4 ст. 82 и п.З ст. 77 Лесного кодекса РФ.
Утверждение порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона к полномочиям субъекта РФ законодателем не отнесено.
Ссылки представителя заинтересованного лица на специфику работы Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и Администрации Тверской области, упрощение механизма согласования договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам аукциона, не могут учитываться судом при проверке соответствия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ федеральному закону.
Таким образом, доводы прокурора о несоответствии оспариваемого п. 1 Постановления Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па федеральному закону, суд находит обоснованными, а соответствующие требования - подлежащими удовлетворению.
В ходе разбирательства дела представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлов Д.С. уточнил заявленные требования, указав, что, если рассматривать утвержденную пунктом 3 Постановления Типовую форму акта передачи лесных насаждений в качестве приложения только к договору купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд, то не усматривается нарушения полномочий субъекта РФ по утверждению порядка заключения соответствующих договоров, определенных в п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ.
Поскольку п. 3.3. Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан не предусматривает строительства гражданами временных складов при заготовке древесины для собственных нужд, он не противоречит требованиям ч. 7 ст. 29, ст. 30 Лесного кодекса РФ.
Такое изменение позиции заявителя не обязательно для суда, исходя из содержания части 3 статьи 246 и части 3 статьи 252 ГПК РФ.
Однако в данном конкретном случае суд соглашается с мнением по этому вопросу всех лиц, участвующих в деле, поскольку не установил противоречий п. 3 Постановления и п. 3.3 утвержденной Типовой формы договора федеральному законодательству.
При заключении договора купли-продажи лесных насаждений составляется акт передачи лесных насаждений, что предусмотрено формой примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406.
По убеждению суда, составление акта передачи лесных насаждений возможно и при заключении договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
Таким образом, утверждая Типовую форму акта передачи лесных насаждений, субъект РФ действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Пункт 3.3 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан не предусматривает строительства гражданами временных складов, а лишь обязывает указать место расположения временных складов в случае их использования гражданином. Пункт 3.3 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан соответствует п. 10 Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406, следовательно, не может быть признан противоречащим федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходим удовлетворить заявленные требования частично, признав п. 1 Постановлен Администрации Тверской области от 16.01.2008 г. N 2-па недействующим не подлежащим применению, а в остальной части заявленных требований казать.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, судебная коллегия считает необходимым признать оспариваемый нормативный акт в указанной части недействующим и не подлежащим применению лишь со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194, 196-199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Постановления Администрации Тверской области от 16 января 2008 года N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений" удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу:
- пункт 1 Постановления Администрации Тверской области от 16 января 2008 года N 2-па "Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений", которым утверждена типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам аукциона (приложение 1).
В остальной части требований отказать.
На решение может быть принесена кассационная жалоба или кассационное представление в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: |
Т.В. Кубарева |
Решение не обжаловано и не опротестовано, и вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 мая 2008 г. N 3-68/2008 (извлечение)
Текст документа опубликован в газете "Тверские ведомости" N 27, 3 июля 2008 г.