Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Общая характеристика сферы реализации
государственной программы отрасли "Образование"
1. Основными документами, определяющими стратегию развития системы регионального образования, являются Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", документы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Центрального федерального округа, Тверской области, указы Президента Российской Федерации, федеральные программы и национальные проекты, поручения и ежегодные послания Президента Российской Федерации, Губернатора Тверской области в области образования.
2. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, 2018 - 2027 годы, в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240).
3. В 2012 - 2017 годах изменены подходы к развитию содержания дошкольного образования: дошкольная ступень стала неотъемлемой частью общего образования, приняты стандарты дошкольного образования, обозначены требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования. Продолжается рост численности детей дошкольного возраста в стране и в Тверской области.
В тверском регионе на начало 2018 года зарегистрировано более 87 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет, получают услуги дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, в группах предшкольной подготовки в школах, в группах кратковременного пребывания в организациях дополнительного образования, в частных, семейных группах более 63,6 тыс. детей.
Достигнута и удерживается на стопроцентном уровне доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В трех муниципальных образованиях Тверской области (г. Тверь, Конаковский, Калининский районы) сохраняется очередь из 1,3 тыс. детей до 3 лет.
С целью достижения доступности дошкольного образования:
обеспечено финансирование получения дошкольного образования в 3 частных дошкольных образовательных организациях;
осуществляется строительство образовательных организаций с дошкольными группами (в 2018 году - школа в с. Степурино Старицкого района с дошкольной группой на 25 мест, школы в г. Тверь с дошкольными группами на 80 мест);
обеспечено участие региона в мероприятиях федерального национального проекта по достижению к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей до 3 лет (начато строительство 6 дошкольных образовательных организаций);
обеспечено участие дошкольных образовательных организаций в реализации мероприятий по созданию доступной среды (объектов и услуг дошкольного образования) для детей с особыми потребностями и детей-инвалидов;
осуществляется поддержка семей, дети которых (57,4 тыс. детей) посещают дошкольные образовательные организации, через компенсацию части родительской платы.
Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования.
Региональная сеть общеобразовательных организаций ежегодно претерпевает изменения с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами: охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9 % (численность учащихся - более 130 тыс. человек).
Развитие системы общего образования до 2020 года осуществляется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - вечерних), благоприятного прогноза роста численности учащихся ступени общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Тверской области.
В регионе организована работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся: организовано участие обучающихся в образовательных организациях Тверской области во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях; осуществляется финансовое обеспечение общеобразовательной деятельности и круглосуточного жизнеустройства одаренных учащихся из районных центров и сельской местности Тверской области.
Для обеспечения доступности качественных образовательных услуг, реализации права на выбор образовательной организации ежегодно предусматриваются финансовые средства на подвоз учащихся, проживающих в сельской местности, к месту обучения и обратно, на замену школьного автотранспорта с истекшим сроком эксплуатации.
В системе общего образования реализована возможность формирования культуры здоровья школьников:
организованы отдых и оздоровление более 60 % обучающихся детей и подростков Тверской области в лагерях с дневным пребыванием, труда и отдыха, загородных, палаточных и профильных, санаториях;
организовано горячее питание для 100 % учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Тверской области; численность учащихся, пользующихся горячим питанием, ежегодно увеличивается и составляет более 82 % от общей численности обучающихся;
в 100 % общеобразовательных организациях Тверской области введен 3-й час занятий физической культурой.
Пункт 4 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 30 декабря 2021 г. N 737-ПП
4. Требования ФГОС общего образования предполагают интеграцию основного и дополнительного образования. В Тверской области в 100 % общеобразовательных организаций предоставляются услуги по реализации дополнительных образовательных программ (работают более 6,7 тыс. кружков с охватом свыше 71 % обучающихся).
Функционируют около 160 организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составляет более 70 %. С целью увеличения охвата детей дополнительным образованием обеспечивается выполнение Регионального межведомственного плана мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации на территории Тверской области Концепции развития дополнительного образования детей и плана мероприятий Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Образовательные программы воспитания и социализации обучающихся строятся на основе базовых национальных ценностей российского общества:, патриотизм, нравственность, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, образование. Реализуются мероприятия, усиливающие воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей, нацеленные на развитие духовно-нравственных качеств личности.
Одним из мероприятий является поддержка частных образовательных организаций, организаций отдыха детей в возрасте и их оздоровления через предоставление налоговой льготы в соответствии с законом Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций".
5. Вся начатая в системе общего образования деятельность продолжена в системе профессионального образования.
Главная задача в области профессионального образования - обеспечение соответствия структуры и качества образовательных услуг в системе профессионального образования потребностям регионального рынка труда.
На 1 января 2018 года функционировала сеть из 36 профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, подведомственных Министерству образования Тверской области (далее - ПОО), с количеством учащихся более 20,0 тыс. человек и более 3 тыс. работников. Продолжается создание многоуровневых ПОО, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (29 ед.), региональных ресурсных центров (9 ед.) по направлениям экономики: "Образование", "Машиностроение", "Сельское хозяйство" и "Транспорт", "Легкая промышленность и сфера услуг", "Архитектура и строительство", "Сервис и туризм", "Информационные технологии", "Эстетические и парикмахерские услуги", региональных центров воспитательной работы (4 ед.). Обеспечена доступность 27 % объектов профессионального образования лицам со специальными потребностями.
Совершенствование системы профессионального образования Тверской области с 2016 года осуществляется в рамках мероприятий программы "Развитие системы обучения кадров для предприятий и организаций региона по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях Тверской области" по направлениям: повышение качества подготовки выпускников, развитие государственно-частного партнерства, профориентационная деятельность, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан.
Для формирования единого научно-методического пространства осуществляется сотрудничество с образовательными организациями высшего образования, научными и иными организациями, расширяется спектр направлений взаимодействия с представителями бизнеса.
В организациях общего образования и ПОО работает около 24 тыс. работников. В организациях общего образования ярко выражен возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет около 30 %, доля учителей-мужчин - около 10 %; доля учителей тверских школ в возрасте до 35 лет составляет 17 %. Обновление педагогического корпуса происходит медленно.
Поэтому остается актуальной планомерная работа по улучшению кадрового потенциала отрасли. Ежегодно повышение квалификации проходят более 30 % педагогических работников.
Обеспечивается соответствие уровня заработной платы различных категорий работников общего, дополнительного и профессионального образования уровню средней заработной платы в экономике региона, средней заработной платы по Тверской области.
С целью повышения престижа педагогической профессии, привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования педагогического профиля для их работы в муниципальных (государственных) общеобразовательных организациях Тверской области в регионе реализуются мероприятия по привлечению в отрасль "Образование" молодых специалистов: проводятся научно-практические конференции и другие общерегиональные мероприятия; обеспечивается участие педагогических работников во всероссийских и региональных конкурсах.
6. Неотъемлемой частью системы менеджмента качества образования является мониторинг качества образования. Координатором деятельности в данном направлении является государственное бюджетное учреждение Тверской области "Центр оценки качества образования". Для оценки уровня достижений обучающихся организовано проведение государственной итоговой аттестации - ГИА (в 9 и 11 классах).
7. Совершенствование учебного процесса в общеобразовательных организациях, повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных образовательных организациях находятся в прямой зависимости от уровня развития их материально-технической базы, ее соответствия современным требованиям. С целью совершенствования образовательной среды для обучающихся в отрасли реализуются следующие программы и проекты:
1) национальные проекты
"Демография",
"Образование",
2) федеральные национальные и приоритетные проекты:
"Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования детей в возрасте до трех лет", "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Создание современной образовательной среды для школьников", "Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", "Молодые профессионалы",
"Доступное дополнительное образование для детей";
3) федеральные ведомственные проекты:
"Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом",
"Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования на 2018 - 2020 годы";
Подпункт 4 изменен с 9 июня 2022 г. - Постановление Правительства Тверской области от 7 июня 2022 г. N 313-ПП
4) региональные программы:
"Программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных организациях Тверской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 - 2025 годы" (приложение 6 к настоящей государственной программе),
"Содействие созданию дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования в Тверской области на 2018 - 2020 годы" (приложение 7 к настоящей государственной программе);
Абзац утратил силу с 9 июня 2022 г. - Постановление Правительства Тверской области от 7 июня 2022 г. N 313-ПП
Пункт 7 дополнен подпунктом 4.1 с 9 июня 2022 г. - Постановление Правительства Тверской области от 7 июня 2022 г. N 313-ПП
4.1) региональные проекты:
"Региональный проект по модернизации школьной системы образования Тверской области на 2022 - 2026 годы":
"Региональный проект по модернизации школьной системы образования Тверской области на 2022 - 2026 годы
Паспорт
регионального проекта по модернизации школьной системы образования Тверской области на 2022 - 2026 годы
Наименование Проекта |
Региональный проект по модернизации школьной системы образования Тверской области на 2022 - 2026 годы (далее - Проект) |
Администратор Проекта |
Министерство образования Тверской области (далее - Министерство, администратор) |
Срок реализации Проекта |
2022 - 2026 годы |
Цель Проекта |
Проведение модернизации школьной системы образования Тверской области |
Задачи Проекта |
1. Обеспечение проведения мероприятий по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций, расположенных на территории Тверской области, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования (далее - школы, общеобразовательные организации, объекты капитального ремонта). 2. Оснащение зданий школ средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах. 3. Выполнение дополнительных обязательств Тверской области (далее - дополнительные обязательства): обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - требования антитеррористической защищенности объектов); обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих учебный процесс в объектах капитального ремонта, сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников объектов капитального ремонта; обновление в объектах капитального ремонта 100 процентов учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности; привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта |
Исполнители Проекта |
Министерство образования Тверской области, Министерство строительства Тверской области, государственные общеобразовательные организации Тверской области, подведомственные Министерству образования Тверской области (далее - государственные школы), органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные общеобразовательные организации, расположенные на территории Тверской области (далее - муниципальные школы), государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик", участники образовательного процесса объектов капитального ремонта |
Источники финансирования Проекта |
Средства федерального бюджета, средства областного бюджета Тверской области, средства местных бюджетов муниципальных образований Тверской области, внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты Проекта |
Количество объектов, в которых проведена модернизация, - не менее 82 объектов 69 общеобразовательных организаций |
Раздел I
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
1. Проект направлен на модернизацию школьной системы образования в части проведения капитального ремонта зданий школ и их оснащения средствами обучения и воспитания в 2022 - 2026 годах и разработан в соответствии с пунктом 2 Перечня поручений по итогам участия Президента Российской Федерации в заседании XX съезда партии "Единая Россия" Президента Российской Федерации от 15.07.2021 N Пр-1249, подпунктом "а" пункта 3 Перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 05.08.2021 N Пр-1383, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2463 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" (приложение N 31 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Правила), поручениями Губернатора Тверской области.
2. Мониторинг состояния зданий школ и данные официальной статистической отчетности (форма федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации") на 1 января 2021 года свидетельствуют о необходимости ремонта зданий и помещений школ. Согласно данным статистической информации на 1 января 2021 года имеется потребность в проведении комплексных работ капитального характера на 82 объектах 69 школ Тверской области.
3. Правительством Тверской области, Министерством, муниципальными образованиями системно проводятся следующие мероприятия по капитальному ремонту зданий и помещений школ на условиях софинансирования:
1) ежегодно из областного бюджета Тверской области на софинансирование расходов муниципальных образований выделяются средства на укрепление материально-технической базы муниципальных школ: в 2021 году на эти цели было предусмотрено 77,6 млн руб., на 2022 год запланировано 123,6 млн руб., 2023 - 107,5 млн руб., 2024 - 107,5 млн руб.;
2) ежегодно из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований предоставляется субсидия на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования в целях обеспечения односменного режима обучения в муниципальных школах. В 2019 году на эти цели было предусмотрено 9,9 млн руб., в 2020 году - 9,2 млн руб., в 2021 году - 2,4 млн. руб., на 2022 - 2024 годы запланировано 7,3 млн руб.;
3) ежегодно обеспечивается участие региона в мероприятии федеральной программы "Развитие образования" по содействию муниципальным образованиям Тверской области в обеспечении нормативного состояния воздушно-теплового режима в зданиях муниципальных школ. За счет средств областного и федерального бюджетов законом об областном бюджете Тверской области утверждено в 2020 году - 138,8 млн руб., в 2021 году 71,2 млн руб.;
4) в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование" Тверская область принимает участие в создании в муниципальных школах, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом. Финансирование по данному мероприятию составило в 2019 году - 9,2 млн руб., в 2020 году - 8,2 млн руб., в 2021 году - 11,6 млн руб., на 2022 - 2024 году запланировано 20,4 млн руб.;
5) на укрепление материально-технической базы государственных школ законом об областном бюджете было предусмотрено в 2019 году 36,6 млн руб., в 2020 году - 36,9 млн руб., в 2021 году - 26,5 млн руб., на 2022 - 2024 годы запланировано 25,7 млн руб.
4. Вышеуказанные меры приостановили рост числа школ, требующих капитального ремонта, однако все еще остается большая потребность в финансовых средствах на эти цели.
Причинами высокой потребности в средствах являются высокий износ зданий, преимущественно построенных в середине прошлого века, значительная финансовая потребность в средствах на обновление материально-технической базы у учредителей муниципальных школ и ограниченные финансовые возможности бюджетов муниципальных образований, к чьим полномочиям в соответствии с законодательством относится содержание в нормативном состоянии зданий (помещений) муниципальных школ.
5. Решение вопросов капитального ремонта школ возможно ускорить при получении дополнительного финансирования, в том числе за счет участия Тверской области в мероприятиях федеральной программы в 2022 - 2026 годах, направленной на капитальный ремонт зданий школ (модернизацию школьной системы образования).
В связи с высокой социальной значимостью решения задачи создания безопасных и комфортных условий обучения в школах требуется обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта программными методами с учетом фактического технического состояния зданий и готовности к участию в Проекте муниципальных образований и государственных школ.
6. Реализация Проекта осуществляется одновременно с региональными мероприятиями, включенными в государственную программу Тверской области "Развитие образования Тверской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2018 N 402-пп (далее - Государственная программа) на соответствующие годы, по следующим направлениям:
1) капитальный ремонт санитарно-технических узлов;
2) замена оконных блоков;
3) капитальный ремонт спортивных залов;
4) капитальный ремонт зданий, помещений, инженерных сетей школ;
5) капитальный ремонт кровель;
6) приобретение столово-кухонного оборудования;
7) комплексная безопасность зданий и помещений;
8) замена освещения.
Реализация Проекта обеспечит системное планирование и реализацию мероприятий по капитальному ремонту на период до 2026 года и позволит комплексно подойти к вопросам модернизации школьной системы образования Тверской области.
Раздел II
Цель, задачи, целевые показатели реализации Проекта
7. Цель Проекта: проведение модернизации школьной системы образования Тверской области.
8. Для достижения цели Проекта необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение капитального ремонта объектов капитального ремонта с приоритетностью включения школ, расположенных в сельской местности и малых городах (городах с населением менее 50 000 человек), и оснащение их недостающими или нуждающимися в замене средствами обучения и воспитания;
2) выполнение дополнительных обязательств Тверской области:
обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - требования антитеррористической защищенности объектов);
обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих учебный процесс в объектах капитального ремонта, сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников объектов капитального ремонта;
обновление в объектах капитального ремонта 100 процентов учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности;
привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта.
9. Показатели результативности по модернизации школьной системы образования Тверской области приведены в приложении к Проекту.
Раздел III
Сроки реализации Проекта
10. Срок реализации Проекта - 2022 - 2026 годы, в том числе:
I этап - 2022 - 2023 годы;
II этап - 2024 - 2026 годы.
Раздел IV
Механизм реализации Проекта
11. Исполнители несут ответственность за участие в планировании Проекта, реализацию и достижение конечных результатов Проекта в сроки, установленные Порядком предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Тверской области, эффективное и целевое использование финансовых средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Проекта, а также за выполнение дополнительных обязательств.
12. Участниками Проекта являются исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, школы - участники Проекта.
13. В целях формирования единых подходов по проведению капитального ремонта зданий школ в рамках реализации Проекта и проведения экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта школ - участников Проекта, обеспечения повышения эффективности реализации Проекта, Министерством просвещения Российской Федерации утвержден единый перечень работ по капитальному ремонту, подлежащих софинансированию из федерального бюджета (далее - перечень работ по капитальному ремонту):
1) ремонт фундамента, цоколя, отмостки;
2) ремонт кровли;
3) ремонт потолков, междуэтажных перекрытий, полов;
4) ремонт окон, дверей (входных и внутренних), ворот учебных зданий;
5) ремонт входных групп, лестниц, крылец;
6) внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы;
7) ремонт фасадов;
8) ремонт систем отопления;
9) ремонт системы вентиляции;
10) ремонт системы горячего и холодного водоснабжения;
11) ремонт системы канализации;
12) электромонтажные работы;
13) ремонт слаботочных сетей;
14) ремонт системы пожаротушения.
Реализация указанных работ предполагается во всех помещениях, расположенных в зданиях общеобразовательных организаций, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность по программам начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования, включая санитарные узлы, пищеблоки, подвальные помещения и коммуникации, внутриобъектовые спортивные сооружения, в том числе плавательные бассейны, расположенные непосредственно в контуре зданий.
За время участия в Проекте в школе должен быть проведен комплекс мероприятий, обеспечивающий приведение зданий общеобразовательных учреждений в нормативное состояние, включая мероприятия по оснащению их оборудованием.
14. Министерством строительства Тверской области, государственным казенным учреждением Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" на период реализации Проекта проводится проверка проектной документации на соответствие методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 23.05.2022 N 493-рп "Об утверждении методических рекомендаций по разработке технических заданий на проектирование объектов капитального строительства при строительстве, реконструкции, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, по проведению капитального ремонта объектов капитального строительства и общих требований к качеству работ по капитальному ремонту (ремонту)", и осуществляется строительный контроль объектов в рамках своих полномочий, установленных Положением о Министерстве строительства Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 11.12.2018 N 352-пп "Об утверждении Положения о Министерстве строительства Тверской области".
15. В целях повышения результативности Проекта за счет средств субсидии областному бюджету Тверской области из федерального бюджета планируется выделение средств на оснащение помещений объектов капитального ремонта недостающими или нуждающимися в замене средствами обучения и воспитания. Объем средств на эти цели определяется Министерством просвещения Российской Федерации.
Перечень дополнительных мероприятий по капитальному ремонту объектов и других мероприятий, возникающих в процессе реализации Проекта, планируется и осуществляется муниципальными образованиями Тверской области без участия средств федерального бюджета по согласованию с Министерством образования Тверской области.
16. Учитывая ограниченный срок актуальности данных сверки сметной документации, которая является основополагающим документом, определяющим финансовую потребность при планировании средств для заказчиков и возможность исполнения работ (услуг) для исполнителей, разработка сводного сметного расчета осуществляется в году, предшествующему году проведения капитального ремонта, или в году проведения капитального ремонта, если иное не установлено федеральными требованиями.
Проект актуализируется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Раздел V
Перечень школ, мероприятия и планируемые показатели реализации Проекта
17. Реестр объектов капитального ремонта формируется на основании данных федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации".
18. Очередность проведения капитального ремонта школ определяется исходя из следующих критериев:
1) для участников I этапа Проекта - наличие потребности в капитальном ремонте школы, информация о которой включена в форму федерального статистического наблюдения N ОО-2 по состоянию на 1 января 2021 года;
2) для участников II этапа Проекта - наличие потребности в капитальном ремонте школы, информация о которой включена в форму федерального статистического наблюдения N ОО-2;
3) наличие положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта школы - участника Проекта, содержащего итоговую стоимостную оценку запланированных видов работ в рамках перечня работ по капитальному ремонту;
4) представление заявки на участие в Проекте с приложением документов, определяемых администратором, и информации в отношении объектов капитального ремонта, запрашиваемой администратором при проведении мониторинга состояния инфраструктуры:
о выполнении требований к антитеррористической защищенности объекта;
о потребности обновления средств обучения и воспитания на объекте капитального ремонта с обоснованием перечня и стоимости;
о количестве и стоимости обновления учебников и учебных пособий, находящихся в ветхом и (или) дефектном состоянии и требующих замены;
о наличии плана привлечения обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта.
19. Перечень муниципальных школ - участников Проекта в 2022 и 2023 годах утверждается постановлением Правительства Тверской области. Перечень государственных школ - участников Проекта в 2022 и 2023 годах формируется Министерством образования Тверской области.
Раздел VI
Источники и порядок финансирования Проекта
20. Финансовое обеспечение Проекта предусматривается за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Развитие образования", средств областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области.
21. Реализация мероприятий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью по конкретным объектам, в соответствии с порядком предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Тверской области.
22. Предоставление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования Тверской области.
23. Предоставление государственным школам объема финансовых средств за счет областного бюджета Тверской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, осуществляется в соответствии с законодательством.
Раздел VII
Перечень и описание мероприятий Проекта
24. Достижение цели и решение задач осуществляется путем реализации мероприятий Проекта.
25. Мероприятие 1. Проведение работ по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций.
В рамках мероприятия планируется осуществление работ по капитальному ремонту общеобразовательных организаций, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования в соответствии со сводным сметным расчетом (пункт 2 Правил). Софинансированию подлежат работы, включенные в единый перечень работ по капитальному ремонту, указанные в пункте 13 Проекта.
На проведение капитального ремонта объектов, заявляемых для включения в Проект, обязательно наличие положительного заключения государственной экспертизы (с датой не ранее 2021 года для участников I этапа Проекта) проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта соответствующего объекта, содержащего итоговую стоимостную оценку запланированных видов работ в рамках единого переченя# работ по капитальному ремонту (подпункт "г" пункта 5 Правил).
Софинансирование работ для муниципальных школ осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства Тверской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2021 N 2364-р. В соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области, утвержденными постановлением Правительства Тверской области от 27.01.2020 N 9-пп, определяется доля областного бюджета Тверской области.
Финансирование работ для государственных школ осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области при софинансировании за счет средств федерального бюджета (предельный уровень софинансирования расходного обязательства Тверской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2021 N 2364-р).
26. Мероприятие 2. Оснащение объектов капитального ремонта средствами обучения и воспитания.
В рамках реализации мероприятия планируется осуществление работ по оснащению зданий общеобразовательных организаций - участников Проекта недостающими или нуждающимися в замене средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах.
Выбор конкретных наименований оснащения осуществляется в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, указанным в подпункте "б" пункта 5 Правил.
Список оборудования с обоснованием выбора, указанием стоимости формируется муниципальными образованиями и государственными школами с учетом образовательной специфики каждой школы и рекомендаций администратора, согласовывается с администратором. Муниципальные образования могут самостоятельно принимать решение о направлении средств, предусмотренных на учебные расходы, в том числе средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, на приобретение дополнительных средств обучения и воспитания для достижения цели Проекта.
27. В целях обеспечения максимального качества инфраструктуры и повышения эффективности образовательного процесса в объектах капитального ремонта в рамках Проекта реализуются дополнительные обязательства, финансирование которых обеспечивается без софинансирования из федерального бюджета.
Мероприятие 3. Обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
В рамках мероприятия обеспечивается нормативное соответствие школ - участников Проекта требованиям к антитеррористической защищенности объекта с учетом присвоенной категории антитеррористической защищенности объектов капитального ремонта.
В случае несоответствия школ - участников Проекта требованиям антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории антитеррористической защищенности объекта муниципальное образование Тверской области должно обеспечить соответствие требованиям антитеррористической защищенности, в том числе посредством участия в конкурсном отборе на предоставление субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций по направлению "комплексная безопасность зданий и помещений".
Мероприятие 4. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих учебный процесс в объектах капитального ремонта, сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников объектов капитального ремонта.
Реализация мероприятия осуществляется в том числе за счет средств, выделяемых государственному бюджетному образовательному учреждению Тверскому областному институту усовершенствования учителей на реализацию государственного задания, средств школ - участников проекта.
Мероприятие 5. Обновление в объектах капитального ремонта 100 процентов учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности.
Мероприятие реализуется участниками Проекта в случае наличия в библиотечном фонде объектов капитального ремонта учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности. Мероприятие реализуется в том числе за счет средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и должно быть завершено не позднее завершения работ по капитальному ремонту.
Мероприятие 6. Привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта.
Мероприятие направлено на повышение эффективности мероприятий по модернизации школьной системы образования путем максимального учета пожеланий участников образовательного процесса, а также на обеспечение роста удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) условиями осуществления образовательной деятельности. Участниками Проекта представляется развернутый план деятельности по данному мероприятию и согласуется с администратором.
Раздел VIII
Оценка эффективности Проекта
28. Эффективность Проекта оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей с их планируемыми значениями. Планируемые показатели результативности Проекта приведены в таблице.
Таблица
N п/п |
Мероприятия Проекта |
Наименование показателя результативности реализации Проекта |
Единица измерения |
Значения показателей результативности |
||
2022 год |
2023 год |
2024 - 2026 годы |
||||
1 |
Проведение работ по капитальному ремонту зданий школ |
Количество объектов, в которых проведен капитальный ремонт зданий и оснащение школ (нарастающим итогом) средствами обучения и воспитания |
Ед. |
4 |
10 |
82 |
2 |
Оснащение объектов капитального ремонта средствами обучения и воспитания |
Доля объектов капитального ремонта, оснащенных средствами обучения и воспитания, к общему количеству объектов в рамках Проекта |
% |
5 |
12 |
100 |
3 |
Обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защищенности |
Доля объектов капитального ремонта, приведенных в соответствие требованиям к антитеррористической защищенности |
% |
5 |
12 |
100 |
4 |
Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих учебный процесс в объектах капитального ремонта, и (или) обучения управленческих команд |
Доля объектов капитального ремонта, педагогические работники и (или) управленческие команды которых получили дополнительное профессиональное образование, к общему количеству объектов в рамках Проекта |
% |
5 |
12 |
100 |
5 |
Обновление в объектах капитального ремонта 100 процентов учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности |
Доля объектов капитального ремонта, в которых проведено обновление 100 процентов учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности, к общему количеству объектов в рамках Проекта |
% |
5 |
12 |
100 |
6 |
Привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта |
Доля объектов капитального ремонта, в которых обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники были привлечены к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта, к общему количеству объектов в рамках Проекта |
% |
5 |
12 |
100 |
29. По итогам реализации Проекта к 2026 году должны быть капитально отремонтированы не менее 82 объектов 69 школ Тверской области, а также проведен весь комплекс мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.
Подпункт 5 изменен с 6 июня 2019 г. - Постановление Правительства Тверской области от 5 июня 2019 г. N 237-пп
5) ведомственные региональные программы, разработанные Министерством образования Тверской области (далее также - ведомственные программы):
"Развитие системы общего образования обучающихся с ограниченными возможностями в Тверской области",
"Развитие кадрового потенциала отрасли "Образование" Тверской области на 2019 - 2024 гг.",
"Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в целях устранения дефицита рабочих кадров в Тверской области",
"Программа развития региональной системы оценки качества образования Тверской области",
"Программа внедрения инновационных технических и электронных средств в образовательный процесс на 2019 - 2024 годы",
"Развитие системы отдыха детей и их оздоровления в Тверской области",
"Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.