Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, четко сформулирована цель государственной молодежной политики, которая заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использовании потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны.
Основная цель реализации молодежной политики в городе Твери - развитие творческого, интеллектуального, трудового, лидерского потенциала молодежи в интересах города.
В новых социально-экономических условиях молодёжь - это не только потенциал возможных позитивных перемен, но и возможный фактор усиления нестабильности общества. Оказание своевременной поддержки молодёжи в современных условиях - неотъемлемая составляющая социальной политики в городе Твери.
По данным ТВЕРЬСТАТ на 1 января 2010 года численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляет 113312 человек, что составляет 27,6 % от общего числа жителей (410300 человек).
Рис. 1. Численность молодого населения г. Твери по возрастным группам на 1.01.2010
К настоящему времени сформировалось и развивается самостоятельное направление внутренней политики города по отношению к молодежи. Если вначале ей был присущ в большей степени межотраслевой характер, то к настоящему времени сложились все признаки самостоятельной отрасли: организационная структура, молодежная инфраструктура, кадровое обеспечение, выработан программный механизм реализации приоритетных направлений молодежной политики во взаимодействии с общественными организациями.
Характеризуя современную ситуацию в области развития молодежной политики в городе Твери, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время в городе:
1) выбран продуктивный - с точки зрения равноправного партнёрства - формат взаимоотношений молодёжи и органов городского самоуправления;
2) создана сеть муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодёжи, на базе которых оказываются комплексные социальные услуги молодым семьям, молодым людям с ограниченными возможностями, помощь в трудоустройстве подростков. На базе учреждений активно развиваются авторские профильные программы, направленные на формирование активной жизненной позиции и навыков проведения содержательного досуга;
3) сложилось и развивается социальное партнерство с общественными молодежными организациями;
4) в достаточной степени сформировано общественное мнение в пользу решения молодежных проблем как особой социально-демографической группы.
В городе с каждым годом растёт число молодых людей, вовлеченных в общественные процессы, что позволяет говорить о формировании установки молодого тверичанина на социальный успех. Среди молодежи города Твери много талантливых, одаренных ребят, которые достойно представляют город на межрегиональных, всероссийских и международных форумах.
Тем не менее на сегодняшний день остается ряд проблем, сложившихся исходя из современных экономических и политических реалий развития общества в целом.
К числу тревожных тенденций в молодежной среде относятся следующие проблемы:
1. Молодые семьи являются социальным образованием наиболее неустойчивым и чувствительным к процессам, протекающим внутри него, и к влиянию на него извне.
Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток и на развитие семейных отношений, особенно на молодые семьи. Крепкие, устойчивые молодые семьи закладывают основу российского общества. По данным социологических исследований, каждая шестая семья в России - молодая. На долю молодых семей приходится две трети рожденных детей.
Но современная российская молодая семья наиболее уязвима. Внешние дестабилизирующие факторы (плохие жилищные условия, ограниченные материальные возможности, зависимость от родителей, проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения) могут сыграть свою губительную роль. Многие социологи считают, что институт семьи разрушается, ссылаясь на распространение среди молодежи феномена незарегистрированного (гражданского) брака. Сказывается и либерализация взглядов молодежи на семью, добрачные и внебрачные интимные отношения. Более 37% всех разводов приходятся на молодые семьи. Однако очень важно - особенно в плане разработки молодежной и семейной политики - увидеть за кризисом молодой семьи трудный, мучительный переход от традиционного типа семьи к современному типу семьи. Большое воздействие на функционирование молодой семьи, ее стабильность и удовлетворенность супругов браком оказывают мотивация создания семьи у будущих супругов, их собственные представления о том, какой должна быть будущая семья. В свою очередь, несовпадение целей супружества, различные представления о браке и семье и разная мотивация вступления в брак во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи.
Возникает острая необходимость в формировании у молодежи восприятия семейного благополучия как жизненного ориентира, одной из ведущих ценностей.
2. Здоровье молодого поколения имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
Причиной тому является распространение наркотической и алкогольной зависимости среди молодежи, а также сопутствующих заболеваний. Состояние здоровья молодежной популяции представляет собой компонент оценки потенциала общественного здоровья и одновременно одну из объективных характеристик социально-экономического развития регионального сообщества.
С целью улучшения здоровья молодого поколения тверичан, профилактики социально значимых заболеваний в молодежно-культурной среде актуальным является комплексное развитие в городе Твери системы оздоровления и отдыха подростков и молодежи, развитие массовых видов молодежного спорта и туризма.
3. По сравнению с 1995 годом несколько снизилась, но продолжает оставаться высокой доля молодых людей, являющихся безработными. По состоянию на начало 2009 года на учете в городском Центре занятости населения в качестве безработных состояло 29,7 % в возрасте до 30 лет к общей численности безработных человек.
В качестве позитивной тенденции можно отметить повышение уровня заработной платы, что стимулирует население (в т.ч. и молодых людей) к труду.
Таблица 1
Трудовые ресурсы и занятость населения
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
231,8 |
203,4 |
202,5 |
206,7 |
220,3 |
220,3 |
216,7 |
Среднемесячная заработная плата занятых в экономике |
руб. |
255 |
457 |
2 033 |
8 359 |
12 722 |
15 938 |
16 795 |
Темп роста среднемесячной заработной платы к предыдущему году |
% |
115 |
235 |
148 |
121 |
125 |
125 |
105 |
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец года) |
тыс. чел. |
- |
2,9 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
1,0 |
3,2 |
Уровень безработицы |
% |
- |
1,4 |
0,51 |
0,51 |
0,35 |
0,43 |
1,42 |
Молодежь в возрасте 16-29 лет в % к численности официальных безработных |
% |
- |
38,4 |
27,4 |
29,0 |
22,5 |
23,7 |
29,7 |
Женщин в % к численности официальных безработных |
% |
- |
84,6 |
83 |
76,5 |
71,5 |
60,9 |
51,9 |
Среди основных проблем, затрудняющих успешное трудоустройство молодых людей, можно назвать следующие:
- низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний и отсутствием квалификации;
- нежелание молодежи устраиваться на низкооплачиваемую, непрестижную работу, ориентация на высокую заработную плату;
- нежелание работодателей принимать на работу молодых людей без опыта работы по специальности;
- низкий уровень активности и предприимчивости молодежи при решении вопросов трудоустройства;
- стремление молодежи совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для работодателей;
- падение престижности в молодежной среде социально значимых, "рабочих" профессий, ориентация при выборе профессии на специальности непроизводственной сферы.
Учитывая важность включения молодежи в деятельность субъектов рынка труда, для решения вышеперечисленных проблем необходимо развивать новые модели вовлечения молодых тверичан в трудовую деятельность; практиковать профориентационное консультирование подростков и молодежи, внедряя новые технологии; своевременно информировать молодежь о ситуации на рынке труда в городе и в стране в целом.
4. В городе сохраняется потребность в качественных молодёжных средствах массовой информации (теле-, радиопрограммах, газетах, Интернет-сайтах), специализирующихся на молодёжной тематике и тематике, актуальной для различных молодежных групп. Относительная количественная достаточность городских средств массовой информации с информационно-качественной точки зрения не решает острейшие молодёжные проблемы.
Отличительной особенностью развития молодежной среды является высокий уровень включенности тверской молодежи в регулярное пользование сетью Интернет. В настоящее время регулярными пользователями сети являются практически две трети тверской молодежи - 60,0%. Подавляющее большинство используют для выхода в Интернет домашний компьютер, более чем у каждого четвертого есть доступ к сети Интернет на рабочем месте. Пункты общественного доступа к мировой паутине, а также возможность пользоваться сетью Интернет по месту учебы - в школе или техникуме, ВУЗе - постепенно отходят на второй план.
Основной целью выхода в Интернет для тверской молодежи является поиск информации по любому интересующему вопросу, большинство ищет в Интернет информацию, необходимую для учебы. Более чем половина молодых пользователей Интернета использует его как средство общения. Мировая паутина стала мощным информационным ресурсом, своего рода второй информационной и коммуникативной реальностью для значительного числа молодых людей города Твери.
В данном направлении целесообразным представляется формирование целостного информационно-консалтингового пространства в городе Твери путем реализации программ консультирования молодежи по различным вопросам, издания информационно-методических материалов по вопросам, интересующим различные молодежные группы.
5. В городе Твери не хватает современных молодежных центров. Альтернативой выступают коммерческие клубы и учреждения, которые недоступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. При этом коммерческие досуговые учреждения, которые в своей деятельности ориентируются исключительно на извлечение прибыли, оказывают большое влияние на формирование сознания молодых людей, формируя установку на праздный образ жизни.
В связи с этим в городе существует большая потребность в расширении молодежной инфраструктуры, в создании/поддержании различного рода учреждений, центров, на базе которых молодежные организации и движения могли бы реализовать собственные, социально одобряемые проекты.
В данных условиях особенно важно расширять применение программно-целевого метода решения вопросов управления сферой молодежной политики на муниципальном уровне. При разработке Программы также был учтен опыт реализации государственной молодежной политики, накопленный за последние годы в Тверской области.
Отличительной чертой Программы является усиление составляющей мониторинга молодежной среды через проведение социологических исследований, а также работы с молодежными организациями, которые могут осуществлять "включенное наблюдение за молодежной средой", что позволит своевременно учитывать все происходящие изменения в социальном самочувствии молодых людей и корректировать подходы к реализации задач молодежной политики.
Применение программно-целевого метода позволит:
- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контролируемость инвестирования бюджетных средств в молодёжную сферу города;
- осуществить целенаправленное вложение средств в повышение социальной активности, компетентности и профессионализма молодежи.
В рамках настоящей Программы определены субъекты, на которых распространяется ее действие:
- граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие в городе Твери,
- молодежные объединения и некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированные в установленном законом порядке на территории города Твери;
- органы городского самоуправления, реализующие мероприятия в сфере молодежной политики;
- иные юридические и физические лица, принимающие участие в осуществлении государственной молодежной политики.
Программа призвана создать условия, благоприятные для роста социальной активности молодёжи в противовес социальному иждивенчеству отдельных её представителей, сформировать систему поддержки социальной активности молодёжи.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р; концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; постановлением администрации города Твери от 21.01.2011 N 30 "Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных, городских и ведомственных целевых программ города Твери и проведения оценки эффективности реализации долгосрочных, городских целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.