Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Одной из самых острых государственных проблем в настоящее время является естественная убыль населения России. Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11-2,15.
Рождаемость в Твери за последние десять лет носит крайне неустойчивый характер, но в целом наблюдается увеличение количества новорожденных по сравнению с "демографической ямой" 1990-х годов, когда коэффициент рождаемости в течение ряда лет установился на уровне коэффициента рождаемости 1943 года, т.е. в разгаре войны.
В 2001 году была принята "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", которая констатировала сложную демографическую ситуацию в России и сформулировала цели и задачи демографической политики. В 2007 году была принята новая "Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
В послании Федеральному собранию в 2006 году Президент России В.В. Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. Соответствующий нормативный правовой акт о материнском капитале, позволяющий получать 250 тыс. руб. (в 2009 году - 312,162 тыс. руб., в 2010 - 343,378 тыс. руб.) на улучшение жилищных условий, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям, действует с 2007 года.
В настоящее время большинство семей направляют средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Среди комплекса мер, предпринимаемых руководством страны и субъектов Российской Федерации для улучшения демографической ситуации, нельзя не отметить поддержку многодетных семей (выделение земельных участков для создания объектов индивидуального жилищного строительства, предоставление жилых помещений).
В стране регулярно предпринимается мониторинг демографической ситуации путем проведения Всероссийских переписей населения.
Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, в отсутствии перспектив получения жилья возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
Социологические исследования в стране показывают, что жилищная проблема для молодых граждан действительно является первостепенной. Острота данной проблемы определяется высокой стоимостью жилья на рынке, низким уровнем доступности ипотечных жилищных кредитов.
В России средневзвешенная процентная ставка по рублевым ипотечным кредитам, предоставленным физическим лицам, по данным Центрального Банка Российской Федерации составляет в настоящее время 14,6 %. Между тем, ставка по ипотечным кредитам в странах Европы - всего 4,5 %, что в три раза меньше, чем в России.
Низкий уровень заработной платы в стране не позволяет в ряде случаев молодым семьям брать на себя груз ответственности по выплате ипотечного жилищного кредита.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В городе Твери с 2006 года реализуется программа по обеспечению жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Первые социальные выплаты молодые семьи получили в связи с задержками в финансировании в 2008 году. С 2008 по 2010 годы 43 молодые семьи смогли улучшить свои жилищные условия программными методами. Общий объем финансирования программы в 2008-2010 годах составил 27 284,13 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 9 440,01 тыс. руб., за счет областного бюджета Тверской области - 5 313,51 тыс. руб., за счет городского бюджета - 12 530,61 тыс. руб. Наибольший рост объемов финансирования наблюдается со стороны местного бюджета - если в 2009 году на реализацию программы было выделено 2 700 тыс. руб., то в 2010 году было выделено уже 10 400 тыс. руб., в 2011 - 15 000 тыс. руб.
В 2010 году 280 молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2011 году число таких семей увеличилось до 300 (в данные расчеты не включены молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года).
Настоящая Программа призвана укрепить созданную в рамках реализации городских целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы" и "Обеспечение жильем молодых семей на 2010-2011 годы" систему государственной и муниципальной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Ее реализация соответствует задачам государственной политики, а также приоритетным направлениям развития города Твери, способствуя стабилизации численности населения, снижению "оттока" молодых граждан в города федерального значения, повышению рождаемости и привлечению средств из областного фонда софинансирования расходов (включая субсидии из федерального бюджета).
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" был объявлен 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на его встрече с Правительством, парламентом и главами регионов. В своем выступлении одной из основных задач в сфере жилищной политики В.В. Путин обозначил увеличение бюджетных расходов на обеспечение жильем молодых семей. В результате была разработана и утверждена Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N АФ-163/06). Основным инструментом реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является федеральная целевая программа "Жилище", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, в которую 31 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены существенные изменения.
В соответствии с федеральной программой была разработана областная целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы (утверждена Законом Тверской области от 6 мая 2003 года N 29-ЗО), в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (документ утратил силу в связи с принятием Закона Тверской области от 13.03.2009 N 11-ЗО). В 2008 году постановлением Администрации Тверской области от 1 сентября 2008 года N 281-па была утверждена долгосрочная целевая программа "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан" на 2008-2011 годы. Одной из задач данной программы является задача обеспечения жильем молодых семей.
В течение 2010 года Министерство регионального развития Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами разрабатывало новую редакцию федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050).
Обязательными условиями предоставления субсидий муниципальным образованиям Тверской области для софинансирования расходов по предоставлению молодым семьям социальных выплат являются наличие муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также наличие в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования расходных обязательств по предоставлению молодым семьям социальных выплат.
Таким образом, необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
- является одной из приоритетных и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
- носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия средств федерального и областного бюджетов;
- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
- носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке, а также изменения экономической ситуации в государстве в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.