23 августа, 28 декабря 2012 г., 28 февраля, 25 апреля, 30 мая, 29 августа, 1 ноября 2013 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 30 декабря 2013 г. N 113 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2014 года
Принято Думой Великого Новгорода 5 июля 2012 года
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, в целях реализации программно-целевого метода управления развитием муниципальной системы образования и решения задач модернизации общего образования в Великом Новгороде Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода" на 2012 - 2015 годы.
2. Установить сроки представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанной Программы ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, и отчета о ее исполнении - I квартал 2016 года.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Председатель Думы Великого Новгорода |
С.В. Золотарев |
Муниципальная целевая программа
"Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода"
на 2012 - 2015 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 5 июля 2012 г. N 1317)
23 августа, 28 декабря 2012 г., 28 февраля, 25 апреля, 30 мая, 29 августа, 1 ноября 2013 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2013 г. N 34 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода" на 2012 - 2015 годы |
Правовая основа для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", обозначенная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010 и Плане ее реализации на территории Новгородской области, утвержденном указом Губернатора Новгородской области от 23.12.2010 N 334 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 областной закон от 01.12.2004 N 341-ОЗ "О реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" на территории области" долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования и науки Новгородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Администрации Новгородской области от 30.09.2010 N 462 проект модернизации региональных систем общего образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Комплекс мер по модернизации общего образования Новгородской области в 2011 году, утвержденный постановлением Администрации Новгородской области от 13.07.2011 N 316 и соглашение между Администрацией Новгородской области и Администрацией Великого Новгорода от 04.10.2011 N 22-МОО областной закон от 11.01.2010 N 663-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" указ Губернатора Новгородской области от 21.04.2010 N 113 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607" Устав муниципального образования - городского округа Великий Новгород |
Заказчик Программы |
комитет по образованию Администрации Великого Новгорода |
Основные разработчики Программы |
комитет по образованию Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов" |
Исполнители Программы |
комитет по образованию Администрации Великого Новгорода управление по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода отдел - пресс-центр Администрации Великого Новгорода комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов" муниципальное бюджетное учреждение "Дом работников образования" федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (по согласованию) областное автономное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования" (по согласованию) муниципальные общеобразовательные учреждения муниципальные учреждения дополнительного образования детей муниципальные дошкольные образовательные учреждения |
Основная цель Программы |
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям граждан |
Основные задачи Программы |
модернизация дошкольного и общего образования как инструмента социального развития развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2015 годы: первый этап - 2012/2013 учебный год; второй этап - 2013/2014 учебный год; третий этап - 2014/2015 учебный год; |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется в соответствии с перечнем программных мероприятий, представленным в разделе 3 настоящей Программы, на основе сочетания программно-целевых и проектных методов управления |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Доступность качества - обновление содержания образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, развитие системы мониторинга образовательных достижений, совершенствование системы профильного обучения и профориентации учащихся, обеспечение доступности качественного образования Дошкольное образование - внедрение новых моделей дошкольного образования, развитие системы мониторинга качества дошкольного образования, реализация мероприятий по обеспечению "шаговой" доступности услуг дошкольного образования Здоровье - внедрение новых моделей здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечение выполнения новых санитарных норм и правил, создание безбарьерной доступной среды Талантливые дети - модернизация системы работы с одаренными, интеллектуально развитыми, талантливыми детьми, их поддержка, совершенствование системы дополнительного образования Кадровый потенциал - совершенствование системы методического сопровождения и организации повышения квалификации, формирование и обучение кадрового резерва руководителей образовательных учреждений, увеличение динамики обновления кадров молодыми специалистами, увеличение заработной платы педагогических работников в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования Открытость образования - развитие общественно-государственного управления в образовании, формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг, повышение удовлетворенности населения качеством образования Эффективное образование - улучшение инфраструктуры образовательных учреждений, совершенствование механизмов управления и развития муниципальной системы образования, развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании, повышение эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности за счет реализации планов по оптимизации сети ОУ и укрепления их материально-технической базы |
Объемы и источники финансирования Программы |
финансовое обеспечение настоящей Программы составит: 62767,7 тыс. рублей - бюджет Великого Новгорода, в том числе: 2012 год - 25618,0 тыс. руб.; 2013 год - 21046,7 тыс. руб.; 2014 год - 11603,0 тыс. руб.; 2015 год - 4500,0 тыс. руб.; 2700,0 тыс. руб. - областной бюджет, в том числе: 2013 год - 2700,0 тыс. руб.; 21300,0 тыс. руб. - внебюджетные источники, в том числе: 2012 год - 2150,0 тыс. руб.; 2013 год - 4150,0 тыс. руб.; 2014 год - 6000,0 тыс. руб.; 2015 год - 9000,0 тыс. руб. Объемы финансирования настоящей Программы будут уточняться в процессе исполнения бюджета Великого Новгорода в текущем финансовом году и при формировании бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год и плановый период. Часть мероприятий настоящей Программы планируется реализовать в рамках текущей деятельности ОУ и структурных подразделений Администрации Великого Новгорода |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение результативности образования: реализация проекта модернизации региональных систем общего образования; внедрение новых образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях образования; развитие новых форм дошкольного образования; внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, технологий дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов; разработка и реализация программ дополнительного образования для одаренных детей; расширение практики использования процедур независимой оценки качества образования Повышение экономической эффективности системы образования: снижение доли неэффективных расходов на общее образование; использование высвободившихся за счет экономии средств на увеличение заработной платы работников и стимулирование педагогов к достижению более высоких результатов деятельности; разработка и внедрение эффективных моделей финансово-хозяйственной деятельности автономных образовательных учреждений; увеличение объемов финансового обеспечения из внебюджетных источников и внедрение механизмов частно-государственного партнерства; привлечение финансовых средств на условиях софинансирования из областного и федерального бюджетов; развитие инфраструктуры муниципальной системы образования Великого Новгорода Повышение удовлетворенности населения качеством образования: разработка и внедрение современных моделей информирования населения о состоянии образования; совершенствование деятельности общественно-государственных органов управления образовательными учреждениями; привлечение представителей общественности к экспертизе качества образования |
Система организации контроля за исполнением Программы |
координатором работы по реализации Программы является комитет по образованию Администрации Великого Новгорода. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в комитет по образованию Администрации Великого Новгорода отчет о ходе их реализации. Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода, как заказчик Программы, ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в комитет экономики Администрации Великого Новгорода информацию о ходе выполнения и финансировании программных мероприятий. На основе Программы разрабатываются программы развития учреждений, подведомственных комитету по образованию Администрации Великого Новгорода. Информация о ходе реализации Программы образовательными учреждениями представляется в Администрацию Великого Новгорода ежегодно до 1 июля. Представление ежегодного доклада председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода проходит на августовской педагогической конференции с участием Мэра Великого Новгорода, депутатов Думы Великого Новгорода, администраций учреждений, подведомственных комитету по образованию Администрации Великого Новгорода, педагогов-ветеранов, общественности. Конференции предшествует заседание расширенной коллегии комитета по образованию Администрации Великого Новгорода с участием руководителей учреждений, подведомственных комитету по образованию Администрации Великого Новгорода, представителей педагогической общественности и средств массовой информации. На заседании подводятся итоги реализации очередного этапа Программы, ставятся задачи на следующий этап. В целях управления реализацией Программы и координации деятельности ее участников комитет по образованию Администрации Великого Новгорода разрабатывает проекты муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы и контроля за ходом программных мероприятий. |
1. Характеристика состояния и прогноз развития системы образования Великого Новгорода
1.1. Анализ ситуации, итоги реализации Программы развития системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы и характеристика проблемы на решение которой направлена настоящая Программа.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в том числе комплексного проекта модернизации образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выполнение мероприятий Программы развития системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 25.01.2007 N 454, позволили получить ряд важных системных эффектов, связанных с повышением результативности деятельности в системе образования, снижением неэффективных расходов, усилением общественного участия в управлении образованием.
По уровню результативности деятельности отрасли образования Великий Новгород стабильно на протяжении последних восьми лет занимает 1 место среди муниципальных образований Новгородской области. В качестве одной из основных проблем следует назвать низкую степень информирования населения о состоянии дел в системе образования. Несмотря на объективно высокие показатели результативности общего образования, уровень удовлетворенности населения его качеством составляет только 54,6 %.
1.2. Дошкольное образование
Контингент воспитанников ДОУ увеличился за 2011 год на 902 человека (7,6 %) по отношению к 2010 году. В настоящее время ДОУ посещают 13097 детей от 1 года до 7 лет. Увеличение контингента произошло за счет открытия в сентябре 2011 года 27 новых групп. В перспективе необходимо открытие новых ДОУ на базе ранее перепрофилированных помещений детских садов. Охват детей от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования составляет 99,7 %. Великий Новгород по данному показателю занимает одно из первых мест в Российской Федерации (для сравнения: Российская Федерация - 65,3 %, Петрозаводск - 72 %, Тверь - 77,6 %, Мурманск - 75 %, Архангельск - 76 %, Вологда - 73 %). Однако, за последние годы обострилась проблема в удовлетворении возросшей потребности населения в открытии групп для детей в возрасте от 1 года до 2 лет и обеспечении "шаговой" доступности детских садов.
Актуальной проблемой является разработка и внедрение образовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, а также изучение и внедрение опыта других регионов по организации семейных детских садов, использованию "образовательных сертификатов" и других инноваций. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей, реализацию мероприятий по созданию условий для "шаговой" доступности услуг дошкольного образования.
1.3. Начальное, основное (общее) и среднее (полное) образование
Контингент учащихся общеобразовательных учреждений на начало 2011/2012 учебного года составил 19999 учащихся.
В этот период были выполнены программные мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений - из 34 общеобразовательных учреждений продолжают работать 31.
В настоящее время в школах Великого Новгорода реализуется четырехлетнее начальное обучение, 100 % учащихся 2 - 4-х классов занимаются иностранным языком и информатикой. Успеваемость учащихся начальных классов составляет 100 %. С 2010 года осуществлен переход начальной школы на новые ФГОС, что обеспечит обновление содержания и технологий начального образования как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
К положительным тенденциям в развитии системы основного общего образования необходимо отнести уменьшение количества учащихся, которые не освоили образовательные программы и оставлены на повторное обучение: по итогам 2010/2011 учебного года 99,98 % учащихся основной школы имеют положительные итоговые оценки. Качественная успеваемость на ступени основного общего образования стабилизировалась и составляет 42,46 %, что на 3,11 % выше, чем в предыдущие годы. Около 40 % учащихся занимаются по программам углубленного изучения отдельных образовательных предметов. Предпрофильная подготовка организована для 100 % учащихся 9-х классов, во всех ОУ предлагается для изучения широкий спектр элективных курсов.
С 2006 года был осуществлен переход к использованию в образовательной практике новой формы проведения экзаменов с целью дальнейшего совершенствования независимой и объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы. В 2011 году государственная (итоговая) аттестация в 9-х классах проводилась по 12 предметам. Наблюдается тенденция уменьшения количества выпускников, получивших неудовлетворительные отметки на экзаменах: в 2008 году - 9,15 %; в 2011 году - 0. Показатель качественной успеваемости по результатам ГИА 9-х классов за 2011 год повысился на 2,23 % и составил 32,63 %. До 5,47 % (2010 год - 3,12 %) увеличилось количество учащихся, имеющих по итогам обучения за курс основной школы аттестаты особого образца.
Одной из задач общего образования является подготовка учащегося к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Решению этой задачи способствовала созданная в городе система профориентации, модернизированная с учетом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе. 99,6 % выпускников 9-х классов школ города продолжают получение образования; 92 % выпускников 11-х классов получают профессиональное образование в соответствии с профилем обучения в школе. В ОУ Великого Новгорода практически решена проблема организации профильного обучения. Единственным затруднением, которое требуется преодолеть в ближайшей перспективе, остается обеспечение возможности обучаться по индивидуальным учебным планам, что, соответственно, требует изменения подходов к финансированию такой формы работы.
Качество обучения выпускников, завершивших освоение стандарта среднего образования, оценивается результатами ЕГЭ, который перешел из ранга эксперимента в штатный режим. Процент освоения государственного образовательного стандарта по результатам обязательных экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ выпускниками ОУ вырос с 94,72 % в 2010 году до 99,7 % в 2011 году.
В муниципальной политике по повышению качества образования приоритет отдается независимым формам оценки качества образовательных достижений учащихся, а также изучению уровня удовлетворенности родителей и детей различными аспектами качества образования. Данные формы работы необходимо развивать и совершенствовать.
1.4. Специальное (коррекционное) образование
Специальное (коррекционное) образование реализуется в ГОУ специального назначения, которые находятся на территории Великого Новгорода; в ДОУ компенсирующего вида; классах коррекции (VII вида) в общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья; специализированных группах в ДОУ; логопедических пунктах. Для длительно болеющих детей организовано индивидуальное обучение на дому. Системой специального (коррекционного) образования охвачено около 800 учащихся и воспитанников. Из них доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья относительно всего контингента детей дошкольного возраста составляет 5,08 %.
С 1 января 2009 года коррекционные ОУ и учреждения начального профессионального образования переданы в управление субъекту Российской Федерации. Таким образом, муниципальная сеть ОУ Великого Новгорода уменьшилась на 13 учреждений. Данная ситуация привела к ухудшению организации психологического сопровождения образовательного процесса, а также усложнению удовлетворения образовательных запросов различных групп населения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, организация деятельности по созданию условий для инклюзивного образования детей, безбарьерной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья остаются приоритетными задачами.
1.5. Воспитание и дополнительное образование
В ОУ прослеживается позитивная динамика качества воспитательного процесса, системность воспитательной деятельности, создан и активно работает городской Родительский Совет, внедряются новые традиции, городские праздники, обновляется структура методического обеспечения воспитательного процесса, информирования населения о системе воспитания юных новгородцев. Одним из ключевых направлений воспитательной работы МОУ является организация занятости детей и подростков, привлечение населения, в том числе и родителей, в процесс проведения спортивных и досуговых мероприятий.
Успешность в решении проблем воспитания зависит от согласованности межведомственного взаимодействия и целенаправленности педагогического влияния разных структур. С этой целью с 2006 года в городе разработаны и успешно реализуются Концепция развития системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода до 2010 года и Комплекс целевых программ развития системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода на период до 2014 года "Содружество".
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты в воспитании детей, необходимы управленческие действия для решения проблем на уровне органов местного самоуправления. Так, по сравнению с 2010 годом, существенно сократилась доля учащихся, имеющих пропуски занятий без уважительной причины с 0,3 % до 0,05 % количество учащихся, совершивших преступления, сократилось с 38 до 17 человек, но проблема детской и подростковой преступности существует. Для ее решения необходимо поддерживать традиционные и находить новые формы профилактики потребления психоактивных веществ, девиантного поведения подростков, обеспечивая активное межведомственное взаимодействие.
В Великом Новгороде сложилась оптимально востребованная система дополнительного образования детей. Можно отметить тенденцию стабильного роста востребованности дополнительного образования со стороны различных групп и категорий населения, семьи, учреждений различных типов. Дополнительным образованием в 2011 году занято 99,6 % учащихся города. Растет доля платных услуг в системе дополнительного образования, в 2010 - 2011 годах она составила 47 %. Самыми востребованными направлениями в дополнительном образовании являются культурологическое и художественно-эстетическое.
Важной проблемой является то, что в течение длительного времени не обновлялось материально-техническое оснащение ОУ, что привело к сокращению количества юных горожан, занимающихся туризмом и техническим творчеством. В настоящее время одним из приоритетов развития муниципального дополнительного образования можно считать развитие туристко-краеведческой направленности (Городской центр экологического образования, туризма и краеведения МАОУ "Гимназии N 3") и развитие технического творчества (МАУДОД "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова").
Не менее актуальна задача, поставленная в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. В Великом Новгороде с 1996 года действует городское научное общество учащихся (учредители - КО и НовГУ) в 16-ти МОУ работают школьные научные общества, в которых занимаются около 2000 учащихся. Результативность участия школьников в конкурсных мероприятиях, проводимых на международном и всероссийском уровнях, остается низкой, существующий спектр программ дополнительного образования для одаренных детей является недостаточным.
Для раскрытия детской одаренности нужны современная материально-техническая база, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей, особая профессиональная подготовка педагогов, внедрение современного программного обеспечения. Эти проблемы формулируют главную цель - обеспечение благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей в различных областях деятельности.
1.6. Кадровое обеспечение и научно-методическое сопровождение
Важнейшим социально-экономическим параметром развития системы образования является ее обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами. В настоящее время снята острота проблемы в обеспечении ОУ учителями английского языка, технологии, математики. В сравнении с 2010 годом сократилось количество педагогов пенсионного возраста и увеличилось число педагогов в возрасте 25 - 35 лет, на 4 % сократилось количество педагогов, ежегодно выбывающих из образовательных учреждений. Однако кадровая ситуация остается сложной. Менее 10 % выпускников педагогических специальностей трудоустраивается в ОУ, 5 % - продолжают работать после первых трех лет. По возрастному составу педагоги до 25 лет в школах и гимназиях составляют 5 %, до 35 лет - 20 %, в ДОУ, соответственно, - 18 % и - 25 %. Пенсионного возраста достигли около 17 % педагогических работников ОУ.
На протяжении 5 лет остается стабильным уровень квалификации педагогических и руководящих работников. Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать "новая аттестация" педагогических и управленческих кадров.
Важное значение имеет повышение уровня образования управленческого аппарата системы образования: 99 % руководителей учреждений, подведомственных комитету по образованию Администрации Великого Новгорода, имеют высшее профессиональное образование, специальное управленческое образование имеют 63 % от общего числа руководителей, 2 руководителя имеют ученую степень кандидата педагогических наук, 3 руководителя - аспиранты.
Важным вопросом в обеспечении качественного функционирования и развития системы образования является вопрос ротации руководящих кадров. Анализ сменяемости руководящих кадров показал, что за последние два года она составила 12 % от общего количества руководящих работников.
В городе сформирован и пополняется кадровый резерв руководителей (34 человека). Дает позитивные результаты работа по его подготовке. При назначении на должность руководителя в первую очередь рассматриваются кандидатуры членов кадрового резерва.
Система научно-методического сопровождения деятельности педагогов, спроектированная на основе изучения реальных образовательных потребностей педагогической практики, сочетающая обучение с профессиональной деятельностью, использующая современные информационные средства, активные и интерактивные методы обучения, ориентирует на развитие педагогического мышления с четко выраженной личностно-ценностной позицией, что позволило увеличить количество педагогов непрерывно повышающих свою квалификацию на 10,4 %. Осознание администрациями ОУ необходимости непрерывного образования педагогов, желание стать "обучающейся организацией", способной участвовать в процессах обучения других, приводит к востребованности корпоративного обучения. Так, заказ на обучение педагогических коллективов ОУ вырос на 52 %. Уникальность педагогических практик и профессиональных ситуаций требует все большей индивидуализации процессов сопровождения.
Актуальной является проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (в том числе - форм дистанционного обучения) и электронных образовательных ресурсов. К 2011 году 98 % учителей прошли повышение квалификации по использованию данных технологий. Однако применяют их в образовательном процессе менее 70 % педагогов.
1.7. Финансовое и материально-техническое обеспечение
За последние годы достигнуты системные изменения в экономике образования. 100 % МОУ переведено на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование. Утверждение нормативных документов о зависимости оплаты труда учителей и руководителей ОУ от его результатов в рамках перехода на новую систему оплаты труда привело к повышению качества образования в городе. Вместе с тем новая система оплаты труда нуждается в совершенствовании.
С 1 сентября 2011 года увеличена заработная плата учителям, педагогическим работникам ОУ и воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) ДОУ.
Реализация комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования привела к достижению в 4 квартале 2011 года размера среднемесячной заработной платы учителей 21878 рублей.
Ежемесячно проводится мониторинг выполнения плана-графика повышения фонда оплаты труда учителей ОУ.
Перевод ОУ в статус автономных, оптимизация сети ОУ, реализация комплексного проекта модернизации образования позволили достигнуть экономического эффекта по всем показателям:
средняя наполняемость классов увеличилась до 25,88 человека на класс (норма 25 человек);
норма учеников на одного учителя составила 16,6 ученика, что выше среднего показателя по области и по Российской Федерации;
сокращение доли неэффективных расходов до 0 % к общему объему расходов бюджета (2007 год - 15,64 %);
обеспеченность комплектом учебников учащихся образовательных учреждений города составляет 100 %;
процент обеспеченности учебно-наглядными пособиями кабинетов за годы реализации Программы развития системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы в ОУ увеличился на 23,7 %.
Мероприятия по оптимизации муниципальной системы образования позволили сократить объем неэффективных расходов бюджета с 32 млн. 713 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. Реорганизация ОУ позволила более рационально и эффективно использовать муниципальное имущество. Для дальнейшего уменьшения доли неэффективных расходов на образование необходимо завершить процессы оптимизации сети ОУ.
Одной из главных проблем является несоответствие динамики обновления материально-технической базы образовательных учреждений темпам ее износа. Доля финансирования расходов на учебно-материальную базу в общем объеме расходов составляет 2,3 %, износ основных средств в системе образования - свыше 82,6 %. Из 108 зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении ОУ, в которых обучаются и воспитываются юные новгородцы, около 60 % построены в 60 - 70-е годы прошлого столетия и ни разу не ремонтировались. В последние три года значительно увеличено финансирование ремонтных работ. В 2011 году на ремонтные работы, подготовку ОУ к новому учебному году и открытие новых групп в Великом Новгороде израсходованы средства в сумме 60 млн. рублей. Но решить проблему в полном объеме пока не удается. В результате менее 70 % школьников обучаются в условиях, соответствующих современным требованиям.
Решение обозначенных проблем программно-целевым методом управления более эффективно по сравнению с планово-нормативным, так как обеспечивает возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития Великого Новгорода, снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы ОУ, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством их труда.
2. Основные цели и задачи Программы
Стратегической целью политики органов местного самоуправления Великого Новгорода в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям жителей города, а также требованиям инновационного развития экономики. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
1) модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
совершенствование системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от их состояния здоровья и социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования всем категориям жителей города;
развитие системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
совершенствование системы дополнительного образования;
2) обеспечение инновационного характера образования, включая:
обновление образовательных стандартов и используемых образовательных технологий;
создание системы сохранения здоровья юных новгородцев, в том числе за счет создания безбарьерной доступной среды;
формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг;
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике;
3) развитие кадрового потенциала системы образования, включая:
применение инновационных форм повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений;
создание механизмов привлечения молодых специалистов в сферу образования;
поддержку корпоративных (внутрифирменных) программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;
4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем:
создания прозрачной, открытой системы информирования жителей Великого Новгорода об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации, в том числе на электронных веб-ресурсах;
совершенствования системы объективной оценки индивидуальных достижений учащихся;
разработки механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, профессиональных конкурсах.
Настоящая Программа ориентирована на создание социально-экономических, нормативно-правовых и организационно-педагогических условий для дальнейшего развития муниципальной системы образования Великого Новгорода. Задачи настоящей Программы конкретизируются в подпрограммах, которые учитывают результаты реализации Программы развития системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы, а также демографические, социально-экономические, культурно-образовательные особенности Великого Новгорода.
Подпрограмма 1. Доступность качества - обновление содержания образования и улучшение качества образования в МОУ через внедрение ФГОС нового поколения; развитие системы мониторинга образовательных достижений; совершенствование системы предпрофильного и профильного обучения, допрофессионального образования и профориентации учащихся, обеспечение качественного образования, поддержка инноваций ОУ и педагогов; новые модели образовательного процесса; равный доступ и разнообразие условий для получения образования: инклюзия, индивидуальное обучение, дистанционное обучение и др.
Подпрограмма решает следующие задачи:
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования всем категориям жителей города;
обновление образовательных стандартов и используемых образовательных технологий;
совершенствование системы объективной оценки индивидуальных достижений учащихся.
Подпрограмма 2. Дошкольное образование - внедрение новых моделей дошкольного образования, в том числе модели раннего развития детей (от рождения до 3-х лет), семейного воспитания; развитие системы мониторинга качества дошкольного образования; инновации в детском саду; реализация мероприятий по обеспечению "шаговой" доступности услуг дошкольного образования.
Подпрограмма решает задачу совершенствования системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от их состояния здоровья и социального положения.
Подпрограмма 3. Здоровье - внедрение новых моделей здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечение выполнения новых санитарных норм и правил, создание безбарьерной доступной среды, организация работы городской школы здорового образа жизни; применение здоровьесберегающих технологий; совершенствование организации питания; обеспечение сохранения физического здоровья учащихся и воспитанников; психологическое и медицинское сопровождение образовательного процесса.
Подпрограмма решает следующие задачи:
создание системы сохранения здоровья юных новгородцев;
создание доступной безбарьерной среды.
обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
организация питьевого режима в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Подпрограмма 4. Талантливые дети - модернизация системы работы с одаренными, интеллектуально развитыми, талантливыми детьми, их поддержка, совершенствование системы дополнительного образования, инновационная культура как способ выращивания и поддержки талантов; разнообразие форм организации работы с данной категорией детей.
Подпрограмма решает следующие задачи:
развитие системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
совершенствование системы дополнительного образования.
Подпрограмма 5. Кадровый потенциал - совершенствование системы методического сопровождения и организации повышения квалификации, формирование и обучение кадрового резерва руководителей ОУ, увеличение динамики обновления кадров молодыми специалистами, увеличение заработной платы педагогических работников в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования, развитие сетевых моделей повышения квалификации; обеспечение непрерывного педагогического образования; создание электронных портфолио педагогов; развитие неформальных форм работы с педагогическими кадрами.
Подпрограмма решает следующие задачи:
применение инновационных форм повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений;
создание механизмов привлечения молодых специалистов в сферу образования;
поддержка корпоративных (внутрифирменных) программ подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Подпрограмма 6. Открытость образования - развитие общественно-государственного управления в образовании, в том числе частно-государственного партнерства, переговорных площадок, городских родительских собраний; формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг, повышение удовлетворенности населения качеством образования; использование Интернет-ресурсов, взаимодействия со СМИ, горячих линий.
Подпрограмма решает следующие задачи:
формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг;
разработка механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, профессиональных конкурсах;
создание открытой системы информирования жителей Великого Новгорода об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации, в том числе на электронных веб-ресурсах.
Подпрограмма 7. Эффективное образование - улучшение инфраструктуры ОУ, совершенствование механизмов управления и развития муниципальной системы образования, развитие информационно - коммуникационных технологий в образовании, повышение эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности за счет реализации планов по оптимизации сети ОУ города и укрепления их материально - технической базы, новые организационно-правовые формы ОУ; финансовая политика; охрана труда и безопасность ОУ.
Подпрограмма решает следующие задачи:
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике.
В основу развития системы образования должны быть положены принципы и методы проектной деятельности, открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров образования, адресность ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Настоящая Программа будет реализовываться в 2012 - 2015 годах:
первый этап - 2012/2013 учебный год;
второй этап - 2013/2014 учебный год;
третий этап - 2014/2015 учебный год.
Решением Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1592 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Перечень программных мероприятий
Решением Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2013 г. N 34 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Основой ресурсного обеспечения настоящей Программы являются финансовые средства. Финансовое обеспечение настоящей Программы осуществляется за счет средств бюджетных (текущее финансирование учреждений, подведомственных комитету по образованию Администрации Великого Новгорода, и программные средства) и внебюджетных источников (спонсорские средства, средства родителей и др.). Данные о финансовом обеспечении настоящей Программы приведены в нижеследующей таблице:
Объемы финансирования настоящей Программы будут уточняться в процессе исполнения бюджета Великого Новгорода в текущем финансовом году и при формировании бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение программных мероприятий из бюджета Великого Новгорода представлено в приложении 1 к настоящей Программе, общие финансовые затраты на реализацию программных мероприятий - в приложении 2 к настоящей Программе.
Часть мероприятий настоящей Программы планируется реализовать в рамках текущей деятельности МОУ и структурных подразделений Администрации Великого Новгорода.
5. Описание эффектов реализации Программы и оценка рисков
Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития Великого Новгорода и общественным потребностям жителей города, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Основными рисками в реализации настоящей Программы являются:
отставание темпов роста заработной платы педагогических работников от средней заработной платы в экономике;
несоответствие динамики обновления материально-технической базы образовательных учреждений темпам ее износа;
недостаточная поддержка со стороны населения инновационных процессов в образовании.
Для минимизации названных рисков предусматривается:
мониторинг хода реализации настоящей Программы;
привлечение общественности к экспертизе настоящей Программы и деятельности по ее выполнению;
расширение ОУ спектра предоставляемых платных образовательных и иных услуг;
публичность промежуточных и годовых докладов о ходе реализации настоящей Программы.
6. Механизм реализации Программы
Управление настоящей Программой включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных мероприятий. Управление ее реализацией осуществляют заместитель Главы Администрации Великого Новгорода, курирующий вопросы образования, и КО.
Заместитель Главы Администрации Великого Новгорода, курирующий вопросы образования, и городской Координационный совет по развитию образования, который является постоянно действующим совещательным, коллегиальным и консультативным органом, обеспечивают взаимодействие и координацию деятельности участников образовательного процесса, социальных партнеров, методических структур, органов управления образованием и органов местного самоуправления Великого Новгорода.
КО, как координатор настоящей Программы, разрабатывает в пределах своих полномочий акты, необходимые для выполнения мероприятий Программы; готовит и публикует в средствах массовой информации ежегодные доклады о ходе ее реализации; осуществляет постоянный мониторинг программной деятельности; утверждает состав и проблематику заседаний общественных советов по направлениям реализации Программы; привлекает институты гражданского общества к реализации ее мероприятий; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
КО, как заказчик настоящей Программы, анализирует ход ее выполнения, с учетом проведенного анализа уточняет объем средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году, представляет в комитет финансов Администрации Великого Новгорода в установленные сроки проекты бюджетных заявок по подпрограммам настоящей Программы, предлагаемым к финансированию за счет средств бюджета Великого Новгорода в очередном финансовом году.
Исполнители мероприятий настоящей Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в комитет по образованию отчет о ходе их реализации.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации настоящей Программы КО ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в комитет экономики Администрации Великого Новгорода информацию о ходе выполнения и финансирования программных мероприятий в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 689.
Представление ежегодного доклада председателем КО проходит на августовской педагогической конференции с участием Мэра Великого Новгорода, депутатов Думы Великого Новгорода, администраций учреждений, подведомственных КО, педагогов-ветеранов, общественности. Конференции предшествует заседание расширенной коллегии КО с участием руководителей учреждений, представителей педагогической общественности и средств массовой информации; на заседании подводятся итоги реализации очередного этапа настоящей Программы, ставятся задачи на следующий этап.
В целях управления реализацией настоящей Программы и координации деятельности ее участников КО разрабатывает проекты муниципальных нормативных правовых актов, необходимые для выполнения настоящей Программы и контроля за ходом программных мероприятий.
КО ежегодно до 1 февраля предоставляет информацию о ходе выполнения настоящей Программы в Думу Великого Новгорода.
Комплексное научно-методическое, экспертно-аналитическое, информационное сопровождение реализации мероприятий настоящей Программы осуществляет муниципальное автономное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов".
Руководители учреждений, подведомственных КО, организуют разработку и реализацию программ развития образовательных учреждений с учетом задач федеральной, областной и муниципальной программ; утверждают программы после обсуждения на педагогических и управляющих советах; отвечают за достоверность данных по показателям настоящей Программы.
Информация о ходе реализации настоящей Программы образовательными учреждениями представляется в КО ежегодно до 1 июля.
Каждый год разрабатывается и утверждается сетевой план-график, в соответствии с которым составляются планы работ исполнителей, осуществляется мониторинг выполнения мероприятий и достижения запланированных значений показателей.
В рамках настоящей Программы будут формироваться инновационные проекты, реализуемые при участии отдельных образовательных учреждений, и осуществляться внедрение разработанных моделей в массовую практику. Финансирование инновационных проектов будет осуществляться в соответствии с положением, утверждаемым КО. Ряд мероприятий настоящей Программы может осуществляться с привлечением средств федерального и областного бюджетов. В этом случае заключаются соответствующие соглашения. Ответственность за целевое использование бюджетных средств несут КО и образовательные учреждения.
Решением Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1592 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
7. Оценка эффективности Программы
Целевые показатели для оценки эффективности реализации настоящей Программы объединены в четыре группы критериев и показателей в соответствии с федеральными и региональными программными документами и приведены в нижеследующей таблице.
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год (базовый) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
7.1. Результативность деятельности | ||||||||
Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования всем категориям жителей города. Развитие системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей. Совершенствование системы дополнительного образования | ||||||||
7.1.1. Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, осваивающих программы дошкольного образования, от общей численности детей данного возраста |
% |
104,2* |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
7.1.2. Доля учащихся, занимающихся дополнительным образованием в кружках, секциях, студиях, ансамблях, от общего числа школьников |
% |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
||
7.1.3. Доля МОУ, в которых учащиеся получают общее образование с использованием дистанционных образовательных технологий |
%
|
7
|
7
|
8,6
|
10,6
|
100
|
||
7.1.4. Доля детей-инвалидов от общей численности учащихся, получающих общее образование с использованием дистанционных технологий |
% |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
||
Обновление образовательных стандартов и используемых образовательных технологий | ||||||||
7.1.5. Доля учащихся, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности обучающихся: начальное общее образование основное общее образование |
% % |
53,34 |
74,93 7,43 |
84,9 35,1 |
100 54,3 |
100 100 |
||
7.1.6. Доля учителей и руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей |
% |
4,0 |
22,9 |
23,0 |
24,0 |
25,6 |
||
Совершенствование системы объективной оценки индивидуальных достижений учащихся | ||||||||
7.1.7. Доля учащихся, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в нем |
% |
99,75 |
100 |
99,82 |
99,9 |
100 |
||
7.1.8. Доля учащихся, сдавших экзамены по русскому языку и математике на итоговой аттестации в 9-м классе, от числа выпускников, участвовавших в нем |
% |
97,7 |
98,1 |
98,3 |
98,9 |
99,1 |
||
7.1.9. Доля учащихся, имеющих уровень физической подготовленности по спортивно-оздоровительной программе "Президентские состязания" на оценку "хорошо" и выше, от общей численности учащихся, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам |
% |
29 |
29,1 |
29,3 |
29,5 |
29,8 |
||
Создание системы сохранения здоровья юных новгородцев, в т.ч. создание доступной безбарьерной среды | ||||||||
7.1.10. Доля учащихся МОУ, отнесенных к первой группе санитарно-гигиенического благополучия (ОУ/ДОУ) |
% |
94,63/53,42 |
96,1/55,3 |
97,3/58,4 |
98,7/65,3 |
100/70,8 |
||
7.1.11. Доля учащихся ОУ, отнесенных к первой группе благополучия по состоянию здоровья |
% |
42,8 |
45,0 |
49,0 |
50,7 |
50,9 |
||
Применение инновационных форм повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений | ||||||||
7.1.12. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, подлежащих аттестации |
% |
8,0 |
18,8 |
19,0 |
23,0 |
24,9 |
||
Поддержка корпоративных (внутрифирменных) программ подготовки и переподготовки педагогических кадров | ||||||||
7.1.13. Доля учителей: участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей |
%
% |
52,79
87,97 |
53,0
89,0 |
53,6
89,7 |
54,2
89,9 |
54,6
89,9 |
||
7.2. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг | ||||||||
Формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг | ||||||||
7.2.1. Доля МОУ, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе МОУ |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
7.2.2. Доля учащихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания: по итогам обучения в 4, 9, 11-х классах по муниципальному тестированию учащихся 2-10-х классов |
% % |
100 84,59 |
100 97,0 |
100 97,9 |
100 97,9 |
100 98,0 |
||
Разработка механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, профессиональных конкурсах. Создание открытой системы информирования жителей Великого Новгорода об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации, в том числе на электронных веб-ресурсах | ||||||||
7.2.3. Доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста и изъявивших желание получать информацию |
% |
40,42 |
68,0 |
68,0 |
80 |
100 |
||
7.3. Эффективность деятельности Обновление структуры сети МОУ в соответствии с задачами инновационного развития. Обеспечение увеличения оплаты труда работникам МОУ до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике | ||||||||
7.3.1. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников МОУ к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в экономике города |
% |
57,1 |
59,5 |
57,7 |
55,3 |
56,1 |
||
7.3.2. Среднемесячная заработная плата: в экономике города в МОУ |
руб. руб. |
22561,4 12878,0 |
24840,0 14789,0 |
27399,0 15803,0 |
30276,0 16781,0 |
32180,0 17801,0 |
||
7.3.3. Средняя наполняемость классов |
учащихся |
25,88 |
25 |
25 |
25 |
25 |
||
7.3.4. Количество учащихся на одного учителя |
учащихся |
16,78 |
15 |
15 |
15 |
15 |
||
7.4. Удовлетворенность населения качеством образования | ||||||||
7.4.1. Удовлетворенность населения качеством общего образования |
% |
56,4 |
58,1 |
58,3 |
64,3 |
65,6 |
||
7.4.2. Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования |
% |
75,5 |
76 |
76 |
80,1 |
82,3 |
||
7.4.3. Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования |
% |
99,12 |
99,21 |
99,21 |
99,5 |
99,5 |
* с учетом детей дошкольного возраста, проживающих в районах Новгородской области
Примечание: В настоящей Программе использованы следующие сокращения:
ГИА - Государственная итоговая аттестация
ГИТ - Государственная инспекция труда в Новгородской области
ДД(Ю)Т - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова"
ДООЦ - детские образовательно-оздоровительные центры
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
ДРО - муниципальное бюджетное учреждение "Дом работников образования"
ЕГЭ - единый государственный экзамен
ИОМКР - муниципальное автономное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов"
КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Великого Новгорода
КИР - комплекс инновационного развития
КО - комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
ДОО - департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области
КОП - комитет по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода
МАУДОД - муниципальные автономные учреждения дополнительного образования детей
МАОУ - муниципальные автономные образовательные учреждения
МОУ - муниципальные образовательные учреждения
НИРО - областное автономное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования"
НовГУ - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"
ОГПН - отдел государственного пожарного надзора по Великому Новгороду
ОГИБДД - отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел по г. Великий Новгород
ООШ - основная общеобразовательная школа
ОУ - общеобразовательные учреждения
ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних управления Министерства внутренних дел по г. Великий Новгород
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия Великого Новгорода
С(К)ОУ - специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения
СОШ - средняя общеобразовательная школа
ЦЭОКДЮТиО - Центр экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 3"
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области - Управление по технологическому и экологическому надзору федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Новгородской области
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области - Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области
ЦПР - центр потенциального роста
ЦРО - центр результативного опыта
ЦФР - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа "Центр физического развития"
УКС - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства"
КС - комитет по строительству Администрации Великого Новгорода
Решением Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2013 г. N 34 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к муниципальной целевой программе
"Развитие муниципальной системы
образования Великого Новгорода"
на 2012 - 2015 годы
Финансовое обеспечение
программных мероприятий из бюджета Великого Новгорода
23 августа, 28 декабря 2012 г., 28 февраля, 25 апреля, 30 мая, 29 августа, 1 ноября 2013 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2013 г. N 34 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к муниципальной целевой программе
"Развитие муниципальной системы
образования Великого Новгорода"
на 2012 - 2015 годы
Общие финансовые затраты
на реализацию программных мероприятий
28 декабря 2012 г., 25 апреля, 30 мая, 29 августа, 1 ноября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 5 июля 2012 г. N 1317 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода" на 2012 - 2015 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 20 июля 2012 г. N 21
Решением Думы Великого Новгорода от 30 декабря 2013 г. N 113 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2014 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 26 декабря 2013 г. N 86
Решение Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2013 г. N 34
Решение Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1592
Решение Думы Великого Новгорода от 30 мая 2013 г. N 1538
Решение Думы Великого Новгорода от 25 апреля 2013 г. N 1515
Решение Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1467
Решение Думы Великого Новгорода от 28 декабря 2012 г. N 1423
Решение Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1342