9 февраля, 31 мая 2010 г.
В целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики в области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы" (далее Программа).
2. Рекомендовать Администрациям муниципальных образований области организовать работу по осуществлению мероприятий Программы.
3. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области представлять информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Администрацию области ежегодно не позднее 20 января до 2015 года включительно.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Шалмуева А.А.
5. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области |
С.Г.Митин |
Областная целевая программа
"Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 15 декабря 2009 г. N 459)
9 февраля, 31 мая 2010 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 31 мая 2010 г. N 241 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
областная целевая программа "Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы". |
Правовая основа Программы: |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Энергетическая стратегия России до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р. |
Заказчик Программы: |
Администрация области. |
Разработчик Программы: |
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее комитет). |
Исполнители мероприятий Программы: |
Администрация области, комитет, комитет финансов Новгородской области, комитет транспорта и связи Новгородской области, Администрации муниципальных образований области (по согласованию), комитет по ценовой и тарифной политике области. |
Обоснование Программы: |
в настоящее время Новгородская область является регионом с небольшими показателями по собственной генерации электрической энергии (до 20-25 % от потребления электроэнергии), высокой себестоимостью тепла. Вместе с тем, в ближайшем будущем потребуется качественно новое состояние топливно-энергетического комплекса области, вызванное необходимостью обеспечения условий для трудовой занятости и комфортного проживания граждан, создания новых производственных единиц, объектов сервисной и социальной инфраструктуры. Для этого необходимо целенаправленно и комплексно осуществлять систему мероприятий по рациональному и эффективному использованию энергоресурсов на всех этапах производства, распределения, передачи и потребления тепловой и электрической энергии, снижению энергоемкости валового регионального продукта, развитию топливно-энергетического комплекса. Область располагает значительным количеством местных топливно-энергетических ресурсов в виде древесины, торфа, горючих отходов деревообработки, переработки сельскохозяйственной продукции, а также бытового мусора для дополнительной выработки тепловой и электрической энергии. |
Цель Программы: |
стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности экономики области; создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов. |
Задачи |
сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ; снижение доли использования энергетических ресурсов на собственные нужды, потерь при производстве, передаче и потреблении тепловой и электрической энергии путем модернизации объектов топливно-энергетического комплекса с переходом к применению инновационных технологий и оборудования; активизация малого бизнеса на рынке услуг по генерации и распределению энергии на основе местных топливно-энергетических ресурсов и возобновляемой энергетики, производству и обслуживанию энергетического оборудования, развитию автономного энергоснабжения в удаленных и малочисленных поселениях; повышение уровня компетентности населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение 1 к Программе). Субсидии бюджетам муниципальных образований области на выполнение энергосберегающих мероприятий и на предоставление субсидий организациям топливно-энергетического и коммунального комплекса, производственной сферы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (лизингу), взятым ими на реализацию энергосберегающих проектов (далее субсидии), предоставляются согласно методике расчета и условиям предоставления субсидий (приложение 2 к Программе). Под энергосберегающим проектом в Программе понимается проект, направленный на: утепление строительных конструкций, теплоизоляцию зданий и сооружений; замену оборудования с повышенной энергоемкостью; модернизацию систем и сетей водо-, тепло- и электроснабжения; строительство и реконструкцию собственных источников энергии, котельных, тепловых пунктов; автоматизацию учета и регулирования потребления энергии; расширение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии. Администрации муниципальных образований области ежегодно представляют в комитет заявки на участие в выполнении мероприятий Программы. Приказом комитета утверждается состав комиссии, которая осуществляет отбор муниципальных образований области и мероприятий, включенных в их заявки, с учетом выполнения следующих условий участия в Программе (далее комиссия, условия участия в Программе): 1. Наличие долгосрочной целевой программы по энергосбережению в муниципальном образовании области (мероприятия, включенные в заявку, должны быть включены в указанную долгосрочную целевую программу). 2. Представление письменных обязательств Администрации муниципального образования области по софинансированию мероприятий в муниципальном образовании, указанных в мероприятиях Программы. 3. Наличие обращения Администрации муниципального образования области о предоставлении субсидий. 4. Наличие обоснования технической и экономической целесообразности проведения работ с учетом срока окупаемости мероприятий по энергосбережению не более 5 лет. 5. Наличие проведенного энергетического обследования. Комиссия осуществляет отбор муниципальных образований области и предлагаемых ими мероприятий для включения в Программу исходя из следующих критериев: наличие энергетического обследования объекта, на котором запланировано проведение энергосберегающего мероприятия, проекта; выполнение условий участия в Программе; наличие экономического эффекта от реализации энергосберегающего мероприятия, проекта; наличие внебюджетных источников финансирования. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований области, рассчитанных в соответствии с методикой расчета и условиями предоставления субсидий (приложение 2 к Программе), утверждается областным законом об областном бюджете. |
Срок реализации Программы: |
2010-2014 годы. |
Объем и |
общий объем финансирования Программы составляет 159,1 млн.руб.*, в том числе: 2010 год - 5,0 млн.руб.;
2011 год - 17,4 млн.руб.;
2012 год - 25,1 млн.руб.;
2013 год - 45,6 млн.руб.;
2014 год - 66,0 млн.руб.
* - объем финансирования Программы корректируется ежегодно после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
в ходе реализации мероприятий Программы к 2015 году будет достигнута экономия потребления электрической энергии в размере 64,1 млн.кВт/час, тепловой энергии 357,3 тыс.Гкал, что соответствует 69,7 тыс.т условного топлива. Экономический эффект от выполнения всех мероприятий Программы составит 250,4 млн.рублей в ценах 2009 года. Значение целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы представлено в разделе 4 описания Программы. |
Система организации контроля за выполнением мероприятий Программы: |
Администрации муниципальных образований области, участвующие в выполнении мероприятий Программы, представляют в комитет отчет об использовании средств областного бюджета и отчет о реализации мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Оперативный контроль за ходом реализации мероприятий Программы обеспечивает комитет, который: осуществляет сбор и систематизацию информации о реализации мероприятий Программы, мониторинг результатов реализации мероприятий Программы; представляет информацию по мониторингу результатов реализации мероприятий Программы (в разрезе источников финансирования и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы) в экономический комитет Новгородской области ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке. По мере реализации Программы задачи и мероприятия Программы могут уточняться и корректироваться в соответствии с изменением федерального и областного законодательства, макроэкономических показателей и ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и Новгородской области. |
Описание Программы
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Новгородская область является энергозависимым регионом, не располагает запасами традиционных углеводородных энергетических ресурсов. Собственная генерация электрической энергии обеспечивает лишь около четверти общей потребности. Производство электрической энергии за счет местных ресурсов отсутствует. Потребность в угле (130-140 тыс.т в год), природном газе (3,0 млрд.куб.м в год), горюче-смазочных материалах, включая мазут (220-240 тыс.т в год), полностью обеспечивается за счет поставок из других регионов, что ведет к удорожанию услуг. Местные виды топлива (торф, дрова, щепа) обеспечивают лишь около 5 % объема генерируемой тепловой энергии.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг в отдельных муниципальных образованиях области выше среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу на 10-20 %. Достаточно высокая обеспеченность жилой площадью, высокая стоимость коммунальных услуг в сочетании с относительно низкими доходами населения и результатами тарифного регулирования объясняют низкую долю оплаты населением данных услуг (71 % от реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг). Доля оплаты этих услуг в доходах населения области либо превышает, либо приблизилась к максимальному показателю, определенному Правительством Российской Федерации.
Средняя плотность населения составляет около 12 человек на 1 кв.километр. При слаборазвитой дорожной сети доступность базовых энергетических услуг для жителей малых отдаленных поселений минимальна. Обеспеченность горячим водоснабжением и централизованным отоплением без учета населения Великого Новгорода и г.Боровичи в среднем по области составляет соответственно 44 % и 55 %. Десять муниципальных районов из двадцати одного не обеспечиваются централизованно природным газом. Все это сдерживает строительство производственных объектов среднего и малого бизнеса, создание новых рабочих мест, развитие домостроения, социальной инфраструктуры, делает проживание некомфортным.
Для топливно-энергетического комплекса области в настоящее время характерны следующие проблемы:
значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;
высокие потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню;
низкая платежеспособность потребителей;
замедление и сокращение в условиях кризиса реконструкции и ввода новых производственных мощностей;
зависимость от ввозимых извне энергоресурсов, незначительное использование местных (альтернативных традиционным углеводородам) видов топлива.
В этой связи перспективными направлениями повышения эффективности использования и сбережения энергоресурсов являются:
в отоплении и горячем водоснабжении:
замена устаревшего оборудования при производстве тепловой энергии. Реконструкция и инновационное переоснащение котельных. Автоматизация управления котельными и тепловыми пунктами, учет и регулирование расходования первичных энергоресурсов и отпуска тепловой энергии;
применение в распределительных сетях труб с теплоизоляционным покрытием, герметизация перекрытий и колодцев теплоцентралей. Внедрение современных систем водоподготовки и защиты сетей от грязи, накипи и коррозии. Оснащение сетей информационными и диагностическими системами. Оптимизация централизованных схем теплоснабжения, использование местных возобновляемых источников энергии для автономного обеспечения потребителей теплом и горячей водой;
осуществление термореновации зданий и сооружений в части утепления и герметизации стен и фасадов, замены окон и дверей, вторичной утилизации тепла вентиляционных выбросов;
пропаганда и популяризация мероприятий по энергосбережению среди жителей области. Установка приборов учета и регулирования расходования тепла и горячей воды. Применение новых эффективных теплообменных аппаратов и оборудования. Очистка и наладка систем внутреннего отопления зданий и сооружений, использование низкотемпературных и лучистых технологий;
в электроснабжении:
строительство тепловых и гидроэлектростанций малой генерации на основе местных энергоресурсов. Развитие автономной генерации электрической энергии в отдаленных и малочисленных поселениях. Использование когенерационных установок;
модернизация электросетей в муниципальных образованиях области. Оснащение сетей информационными и диагностическими системами;
установка автоматизированных систем учета и регулирования расхода электрической энергии. Замена оборудования, приборов, светильников на менее энергоемкие. Установка систем автоматического управления освещением и использование рациональных (внепиковых) режимов;
исключение случаев нерационального использования электрической энергии, несанкционированного подключения к источникам, несоблюдения норм и правил при проектировании и эксплуатации объектов.
2. Финансово-экономическое обоснование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Для организации и проведения семинара для представителей органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам разработки муниципальных долгосрочных целевых программ по энерго-сбережению необходимо финансирование в объеме 0,2 млн.рублей.
Для проведения энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимы субсидии из областного бюджета в объеме 68,6 млн.рублей согласно методике расчета и условиям предоставления субсидий (1080 объектов 30,0 тыс.рублей 53,3 тыс.рублей 20,1 тыс.рублей) (приложение 2 к Программе).
Для проведения энергосберегающих мероприятий в жилищной сфере необходимы субсидии из областного бюджета в объеме 38,0 млн.рублей согласно методике расчета и условиям предоставления субсидий (6200 объектов 32,3 тыс.рублей 23,2 тыс.рублей 20,1 тыс.рублей) (приложение 2 к Программе).
Для проведения энергосберегающих мероприятий в коммунальной и производственной сферах необходимы субсидии из областного бюджета в объеме 52,3 млн.рублей согласно методике расчета и условиям предоставления субсидий (из расчета ставки и 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на 3 года (среднесрочный кредит) (приложение 2 к Программе).
3. Ресурсное обеспечение Программы
Основой ресурсного обеспечения Программы являются финансовые средства. Объем финансирования мероприятий Программы представлен в паспорте Программы и составляет 159,1 млн.рублей.
Объем финансирования Программы корректируется после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
4. Показатели эффективности Программы
В ходе реализации мероприятий Программы к 2015 году будет достигнута реальная экономия потребления электрической энергии в размере 64,1 млн.кВт/час, тепловой энергии - 357,3 тыс.Гкал, что соответствует 69,7 тыс.т условного топлива. Экономический эффект от исполнения всех мероприятий Программы составит 250,4 млн.рублей в ценах 2009 года.
Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы:
N |
Наименование |
Единица измерения |
Значение показателя по годам: |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1. |
Экономия потребления |
тыс.Гкал |
19,2 |
59,3 |
114,2 |
230,3 |
357,3 |
в жилищной сфере |
-//- |
4,1 |
22,4 |
47,2 |
95,3 |
130,9 |
|
в коммунальной и производственной сферах |
-//- |
6,3 |
27,9 |
58,4 |
150,1 |
184,8 |
|
2. |
Экономия потребления электрической энергии, |
млн.кВт/час |
4,4 |
11,3 |
21,6 |
42,2 |
64,1 |
в жилищной сфере |
-//- |
2,3 |
4,1 |
9,6 |
21,7 |
35,5 |
|
в коммунальной и производственной сферах |
-//- |
1,1 |
5,4 |
8,6 |
12,3 |
19,8 |
|
3. |
Экономия потребления |
тыс.т |
3,7 |
11,5 |
22,0 |
44,3 |
69,7 |
4. |
Доля потерь тепловой энергии при передаче в суммарном объеме отпуска тепловой энергии в системах коммунальной инфраструктуры |
% |
13,3 |
13,2 |
13,1 |
13,0 |
12,8 |
5. |
Доля объема отпуска |
% |
44,5 |
45,5 |
76,0 |
96,5 |
100,0 |
6. |
Доля объема отпуска электрической энергии, счет за который выставлен по |
% |
99,2 |
99,3 |
99,6 |
99,8 |
100,0 |
7. |
Доля объема отпуска |
% |
16,5 |
17,5 |
54,3 |
95,5 |
100,0 |
Предусматриваемое настоящей Программой в 2010-2014 годах снижение удельного потребления тепловой и электрической энергии и диверсификация первичных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе области позволит предотвратить выбросы в атмосферу диоксида углерода и вредных веществ в объеме 1742,0 т, в том числе по годам:
2011 год - 287,0 т;
2012 год - 550,0 т;
2013 год - 1107,0 т;
2014 год - 1742,0 т.
Выполнение мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов, будет способствовать реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и являться одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в экономику области. Уменьшится негативное воздействие жизнедеятельности человека и техногенных факторов на окружающую среду, что будет содействовать чистоте лесов, рек и озер, сохранению уникальных природных условий и развитию туристско-релаксационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 15 декабря 2009 г. N 459 "Об областной целевой программе "Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы и на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 23 декабря 2009 г. N 16
Постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 г. N 321 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 13 декабря 2013 г. N 428
Постановление Правительства Новгородской области от 22 августа 2013 г. N 143
Постановление Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 223
Постановление Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 222
Постановление Администрации Новгородской области от 4 декабря 2012 г. N 802
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 679
Постановление Администрации Новгородской области от 12 октября 2012 г. N 625
Постановление Администрации Новгородской области от 21 августа 2012 г. N 509
Постановление Администрации Новгородской области от 9 июля 2012 г. N 394
Постановление Администрации Новгородской области от 25 мая 2012 г. N 304
Постановление Администрации Новгородской области от 16 мая 2012 г. N 278
Постановление Администрации Новгородской области от 17 апреля 2012 г. N 197
Постановление Администрации Новгородской области от 24 ноября 2011 г. N 640
Постановление Администрации Новгородской области от 14 октября 2011 г. N 556
Постановление Администрации Новгородской области от 27 сентября 2011 г. N 488
Постановление Администрации Новгородской области от 28 июня 2011 г. N 277
Постановление Администрации Новгородской области от 31 марта 2011 г. N 124
Постановление Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 613
Постановление Администрации Новгородской области от 29 октября 2010 г. N 523
Постановление Администрации Новгородской области от 30 июля 2010 г. N 368
Постановление Администрации Новгородской области от 26 июля 2010 г. N 353
Постановление Администрации Новгородской области от 31 мая 2010 г. N 241
Постановление Администрации Новгородской области от 9 февраля 2010 г. N 48