См. также письмо Госкомстата РФ от 27 декабря 1996 г. N 6-1/254
Правительством РФ принято постановление от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов".
В связи с возникновением у статкомитетов некоторых вопросов о намечаемом порядке реализации принятого постановления сообщается следующее.
При переоценке, как и прежде, определяется полная и остаточная восстановительная стоимость основных фондов. Полная восстановительная стоимость - это стоимость всех затрат на приобретение (строительство) основных фондов, включая затраты на транспортировку, установку объектов и т.д., по ценам и тарифам, существующим на дату переоценки - 1 января 1997 г. Она может определяться либо на основе дифференцированных индексов, разработанных Госкомстатом России, либо путем прямой оценки по ценам на начало 1997 г. на неизношенные объекты основных фондов, аналогичные оцениваемым. Оценка должна подтверждаться документами или экспертными заключениями оценщиков.
Переоценка основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. проводится в течение всего 1997 г., а ее результаты согласно постановлению не должны учитываться при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в 1996 и 1997 годах. В связи с этим полученные в ходе переоценки данные о восстановительной стоимости основных фондов будут отражаться в отчете по форме N 11 не за 1996 г., а за 1997 г. По той же причине не предусматривается и получение данных по форме N 11-краткая за 1996 г.
Установлен новый срок представления юридическими лицами отчета по форме N 11 за 1996 г. - 1 апреля 1997 г. Он приближен к сроку сдачи ими годовых бухгалтерских балансов. В соответствии с этим изменяются и сроки представления сводных данных территориальными комитетами статистики - 2 июня 1997 г. по промышленности, 10 июня - по остальным отраслям экономики и сводные итоги.
Результаты переоценки по состоянию на 01.01.97 будут отражены в отчетности за 1997 г., представляемой в начале 1998 г. Предполагается, что они могут быть показаны в форме N 11 за 1997 г. в графах 12 и 13. Вопрос об аналогичном отражении итогов переоценки по организациям, не заполняющим форму N 11, в связи с отсутствием разработки формы N 11-краткая будет решаться совместно с Минфином России на базе использования бухгалтерской отчетности.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов" (п. 5) организациям "предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 г. результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г., осуществленной на основе прямого пересчета отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них и не учтенных в установленные сроки". Иными словами, имеется в виду ситуация, когда организации, сделавшие предыдущую, по состоянию на 01.01.96, переоценку основных фондов по индексам Госкомстата России, затем попытались сделать более точную оценку полной восстановительной стоимости с помощью методов документально подтвержденной прямой оценки, но не уложились в установленные сроки внесения исправлений в бухгалтерские отчеты за 1995 г. В этих случаях возможности исправить отражаемую в учете стоимость основных фондов, служащую базой для исчисления налога на имущество и начисления амортизации в течение 1996 г., уже являются исчерпанными. Однако имеется возможность уточнить налогооблагаемую базу и базу начисления амортизации за 1997 г. В соответствии с этим указанные поправки отражаются в отчетах по форме N 11 за 1996 г. в гр. 12 и 13 раздела I, где приводятся соответственно исправленные в сторону уменьшения или увеличения (в результате осуществления более точной, чем по индексам, прямой оценки) данные гр. 8 и 9 о наличии основных фондов на конец 1996 г. Аналогичным образом вносятся уточнения и в гр. 4 по строкам раздела II.
Например, организацией была проведена экспертная оценка группы металлорежущих станков и получены соответствующие документы (акты оценщиков) о том, что при полной балансовой стоимости на конец 1995 г., равной 100 млн. рублей, и восстановительной стоимости, установленный по индексу Госкомстата 2,7 (при переоценке на 01.01.96) - 100 х 2,7 = 270 млн. рублей, полная восстановительная стоимость, определенная оценщиками также исходя из цен на 01.01.96 составила 180 млн. рублей, т.е. в 1,5 раза меньше чем по индексам. Однако указанные документы были получены организацией только в мае 1996 г., уже после отправки статкомитету отчета по форме N 11 за 1995 г. с итогами переоценки на 01.01.96, проведенной по индексам. В этом отчете в строке 026 по графе 8 (наличие на конец года) было указано 100 млн. рублей, а в графе 12 (полная восстановительная стоимость на 01.01.96) - 270 млн. рублей.
В отчете по форме N 11 за 1996 год в гр. 3 на начало года по строке 026 следует повторить данные гр. 12 отчета за 1995 г., т.е. 270 млн. рублей и (предположив, что в 1996 г. поступление в гр. 4 было равно 50, а выбытие в гр. 6 равно 20) в графе 8 указать 300 (т.е. 270 + 50 - 20).
Затем надо внести в форму N 11 за 1996 г. поправку, определенную экспертизой оценщиков в 1996 г., не успевшую попасть в отчет 1995 года. Эти уточнения не учитываются ни в графе 3 на начало года (т.к. исправление данных за 1996 г. не предусмотрено), ни в графе 8 на конец года (нарушился бы баланс за год). Поэтому уточненные данные отражаются только на конец 1996 г. по восстановительной стоимости (это восстановительная стоимость, соответствующая ценам на начало 1996 г., но отражаемая на конец 1996 г.) в графе 12. Причем уточнять нужно, естественно, стоимость только тех основных фондов, которые были оценены методом прямой оценки на 01.01.96 и остались у предприятия к концу этого года, т.е. не выбыли в течение года. В данном примере в графе 12 строки 026 отчета следует указать (270 - 20) : 1,5 + 50 = 167 + 50 = 217.
Остаточная стоимость в графах 9 и 13 рассчитывается от величины полной стоимости в обычном порядке с учетом процента износа, установленного по данным бухгалтерского учета и не изменяемого в ходе переоценки.
В настоящее время решается вопрос об изменении порядка начисления амортизации, вводимого Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. Возможно, число групп основных фондов для начисления амортизации будет увеличено, а величины намеченных норм амортизации - уменьшены.
Во всех случаях внесения уточнений организациями должны быть для обоснования представлены по установленной форме документы, подтверждающие существовавшие на 01.01.96 цены на новые основные фонды, аналогичные оценивавшимся. Время для внесения уточнений практически имеется до даты имеется до даты представления бухгалтерских и статистических отчетов за 1996 г. В этом случае в 1997 г. налог на имущество и амортизация будут исчисляться с учетом внесенных изменений в стоимость основных фондов.
По тем строкам отчета, которых уточнения не коснулись, данные граф 8 и 9 раздела I повторяются соответственно в графах 12 и 13, а во II разделе данные гр. 3 повторяются в гр. 4. В данные о наличии основных фондов на начало 1996 г. - в гр. 3 раздела I отчета - указанные поправки не вносятся.
Индексы изменения стоимости основных фондов, объектов, не завершенных строительством, и оборудования, предназначенного к установке, разработаны Госкомстатом России более дифференцированно, чем ранее. В частности, вдвое расширено число групп по машинам и оборудованию, а также транспортным средствам; индексы пересчета по зданиям (отдельно - по промышленным) и сооружениям составлены с учетом территориальных особенностей изменения цен по отдельным конструктивным элементам объектов строительства; вводятся поправочные коэффициенты по наиболее изношенным основным фондам, по объектам, относящимся к депрессивным отраслям и регионам; система индексов и поправок к ним предусматривает возможность не только увеличения, но и в ряде случаев уменьшения стоимости основных фондов, получивших при предыдущих переоценках, в результате использования усредненных и индексов, завышенную оценку (вычислительная техника, некоторые виды автотранспорта, незавершенное строительство и т.д.).
Индексы изменения стоимости приводятся по периодам приобретения (изготовления, строительства) основных фондов, объектов, не завершенных строительством, и оборудования, предназначенного к установке. Индексы уменьшаются для объектов, приобретенных в течение 1996 г. по ценам, уже выросшим по сравнению с началом 1996 г. Кроме того, индексы уменьшены для объектов, приобретенных (изготовленных, построенных) до 1991 г., с учетом не полностью учитываемого морального износа, а также более низких темпов роста цен на типы зданий и сооружений, возводимых в эти периоды.
Поскольку строительство объектов занимает, как правило, продолжительное время, подбор индексов по периодам для зданий, сооружений и незавершенного строительства следует осуществлять исходя не из даты окончания строительства, а по периодам осуществления затрат на строительство. Если, например, промышленное здание строилось в 1985 - 1991 годах, то затраты, осуществленные в 1985 - 1990 годах, переоцениваются по индексам 1,31 - 1,6, а осуществленные в 1991 г. - по индексам 1,39 - 1,67. Если фактическое распределение затрат по периодам за прошлые годы практически определить трудно, то можно осуществить распределение условно, пропорционально времени, затраченному на строительство в данные периоды.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. "О переоценке основных фондов" (п. 4) предусматривается возможность "организовать работу структурных подразделений территориальных органов государственной статистики, имеющих право выполнять услуги по хозяйственным договорам, по оказанию на договорной основе консультативных услуг, связанных с переоценкой основных фондов". Указанная возможность может быть практически реализована по нескольким направлениям.
1. Проведение на хозрасчетной основе инструктивных совещаний для представителей организаций, проводящих переоценку основных фондов (с выдачей участникам пакета нормативных и методологических документов). В ходе совещаний должны быть даны разъяснения и ответы по всем интересующим вопросам, связанным с особенностями переоценки основных фондов на 1 января 1997 г. и ее существенными отличиями от предшествующих переоценок, которые состоят, в частности, в следующем:
- сроки проведения переоценки составляют весь 1997 г. вместо прежних 45 дней (до 15 февраля);
- итоги переоценки на 01.01.97 учитываются и влияют на величину начисления амортизации и величину налога на имущество лишь с начала 1998 г.;
- дата представления отчета по форме N 11 за 1996 г. продлена до 1 апреля 1997 г.;
- отчет по форме N 11-краткая за 1996 г. отменяется;
- организациям предоставлена возможность уточнить ранее представленные результаты предыдущей, по состоянию на 01.01.96, переоценки основных фондов, но также изменения будут учитываться и оказывать влияние на величины амортизации и налога на имущество только с начала 1997 г.;
- система индексов более дифференцирована, чем раньше.
2. В разработанной и опубликованной Госкомстатом России таблице индексов пересчета балансовой стоимости в восстановительную при переоценке основных фондов на 01.01.97 указаны коды отдельных видов основных фондов по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), практически введенному в действие с начала 1996 г. В связи с тем, что немало предприятий до настоящего времени не имеют ОКОФ, целесообразно для более четкой разработки данных переоценки принять меры по обеспечению всех организаций этим классификатором.
Каждому территориальному статкомитету предоставляется возможность получить для дальнейшей реализации не только официальное печатное издание ОКОФ, но и его программную версию (на дискете), в которой наряду с кодами ОКОФ приведены справочно соответствующие им шифры из "Норм амортизационных отчислений", действующих в настоящее время. Ориентировочная цена программной версии ОКОФ на дискетах - 145 тыс. рублей (или менее - в зависимости от объема заказа); цена реализации статкомитетами - по договорам (свободная).
Подробные справки по телефонам в Москве: 915-62-05, 915-61-54 и 915-60-56 (факс).
3. При проведении переоценки основных фондов на 1 января 1997 года предполагается значительно расширить применение метода прямой оценки стоимости фондов, что позволит, в частности, устранить возможные неточности, возникшие при предшествующих переоценках, в связи с применением среднегрупповых коэффициентов пересчета, разработанных Госкомстатом России.
При этом, кроме ранее применявшихся информационных источников, подтверждающих цены, существующие на сданные объекты на дату переоценки (рекламные объявления, прайс-листы, сведения, полученные от предприятий-изготовителей и торгующих организаций, копии чеков и накладных и др., а также использование экспертных заключений оценщиков), организациям предоставляется дополнительная возможность: в 1997 году начиная с февраля данные о стоимости отдельных видов основных фондов на начало года можно будет получить непосредственно в статкомитете по стоимости, многократно меньшей, чем устанавливаются оценщиками. К числу указанных видов основных фондов относятся все модели металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, литейного и деревообрабатывающего оборудования, контрольно-кассовых машин, транспортных средств и некоторых других (вероятно, скота, вычислительной техники, оргтехники). В разработке такой информации будут использованы, в частности, результаты обследования по форме N 1-ОБТ.
4. При желании воспользоваться экспертными услугами оценщиков организациям целесообразно обратиться к статкомитету за содействием в их нахождении.
Территориальным комитетам статистики следует ориентироваться на сотрудничество со всеми имеющимися организациями оценщиков. Оценщики должны быть независимыми, то есть не имеющими отношения к организации, проводящей переоценку своих основных фондов. В роли экспертов-оценщиков могут выступать специалисты Бюро технической инвентаризации и региональных центров по ценообразованию в строительстве. Все оценщики, участвующие в проведении переоценки, должны в полном объеме руководствоваться постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1442, а также указаниями Госкомстата РФ и Минфина РФ (в том числе об определении именно полной восстановительной стоимости на основе затратных методов оценки и неучастии в расчете износа и остаточной стоимости).
Целесообразно рекомендовать экспертам-оценщикам использовать материалы по оценке основных фондов (на основе затратных методов оценки без учета износа) и индексы цен в строительстве, разработанные в региональном разрезе центрами по ценообразованию в строительстве и организацией КО-ИНВЕСТ. Эти же материалы могут использоваться самими органами статистики и организациями, заказывающими оценщикам проведение оценки основных фондов, для контроля за достоверностью экспертных заключений оценщиков.
При проведении переоценки на 01.01.97 еще большую роль, чем ранее, может иметь деятельность организаций оценщиков. По имеющимся ориентировочным данным объем экспертных услуг оценщиков, охватывающий при переоценке на 01.01.96 до 10% от общего объема основных фондов, может возрасти при переоценке на 01.01.97 примерно втрое.
Такая возможность достигается прежде всего за счет заметного увеличения числа оценщиков в 1996 г. Вместе с тем настораживает, что, по имеющимся сведениям, уровень их подготовки и документальное оформление полученной квалификации весьма различны. Наряду с серьезной постановкой процесса обучения в ряде учебных заведений (в объеме, достигающем 100 академических часов) имеется множество "скоростных" курсов, выпускники которых не способны квалифицированно вести эту работу.
5. Территориальные статкомитеты должны уделять серьезное внимание достоверности получаемых данных о прямой оценке основных фондов, ставить преграды неквалифицированной, недобросовестной оценке. Одной из форм контроля за качеством результатов оценки может быть ведение регистров (аккредитация) оценщиков и содержательной (выборочный или сплошной) контроль результатов их работы силами сотрудников статкомитета на договорной основе. При аккредитации оценщиков единственным критерием должен быть уровень их квалификации. По другим признакам не следует отдавать предпочтение никому, обеспечив доброжелательные продуктивные отношения со всеми организациями оценщиков. С учетом этого по обращениям организаций, проводящих переоценку, им могут быть рекомендованы для совместной работы те или иные оценщики, обладающие достаточной квалификацией. Рекомендации по ведению аккредитации будут направлены позднее.
Имеющиеся примеры показывают целесообразность временного прикрепления к специалистам оценщикам менее квалифицированных для получения последними практического опыта.
6. Одним из направлений оказания услуг на хозрасчетной основе может быть лекционная деятельность по теме (условно) "Наличие, обновление и оценка основных фондов". Цикл может включать следующие лекции: "Основные фонды в составе национального богатства", "Статистический учет основных фондов", "Методология и практика проведения переоценок основных фондов", "Направления анализа получаемых результатов и задачи совершенствования учета основных фондов", "Основы амортизационной политики и ее статистическое отражение" и др. (в частности, об исследовании возрастных характеристик, об экономико-статистическом анализе воспроизводства основных фондов).
Госкомстат РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госкомстата РФ от 19 декабря 1996 г. N 6-1/249 "Информация по вопросам переоценки основных фондов"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997, N 6