Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 17 марта 1997 г. N 01-10/04-979
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
Минфин России, рассмотрев вопрос применения налога на добавленную стоимость во взаимоотношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, сообщает следующее.
Общепринятая в международной практике схема действия налога на добавленную стоимость при поставках товаров (работ, услуг) между странами предполагает освобождение от этих налогов товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этой страны.
В настоящее время реализация российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ облагается налогом на добавленную стоимость.
Принимая во внимание, что Соглашение о Таможенном союзе подразумевает наличие единой таможенной территории, действующий порядок применения налога на добавленную стоимость во внешнеторговых операциях Российской Федерации со странами СНГ, входящими в Таможенный союз, должен быть сохранен.
Что касается распространения международной практики применения налога на добавленную стоимость на взаимоотношения с государствами-участниками СНГ, не вошедшими в Таможенный союз, то такая система налогообложения предусматривает обеспечение жесткого таможенного контроля за прохождением товаров и связанного с этим взимания налога на добавленную стоимость по товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации, таможенными органами. Однако, в связи с необустроенностью должным образом российских пунктов пропуска товаров (а в ряде случаев с их отсутствием) необходимый таможенный контроль в сегодняшних условиях обеспечить невозможно.
В настоящее время проверки налоговых и таможенных органов выявляют массовые факты фиктивного экспорта товаров (работ, услуг). Фиктивный экспорт товаров стал одним из способов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и незаконного возмещения из федерального бюджета сумм налога, уплаченных за материальные ресурсы, использованные при производстве таких товаров (работ, услуг).
По предварительным данным Госналогслужбы России в расчете на год предоставление налогоплательщикам необоснованных налоговых льгот по экспорту товаров (работ, услуг) оценивается в размере около 25 трлн. рублей.
Принятие решения об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ создаст условия для массового уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость в российский бюджет при расчетах за товары между российскими предприятиями путем заключения фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран Содружества, что очень сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ, и приведет к еще большим потерям федерального бюджета.
Таким образом, осуществить переход на новую систему применения налога на добавленную стоимость в рамках внешнеторговых операций с государствами-участниками СНГ, исключающий потери доходов бюджета Российской Федерации, не представляется возможным.
В связи с изложенным, Минфин России не считает необходимым вносить в проект Налогового кодекса положения, предусматривающие освобождение от налога на добавленную стоимость поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ.
Позицию Минфина России по указанному вопросу поддерживают ГТК России и Госналогслужба России.
С.Д. Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 17 марта 1997 г. N 01-10/04-979
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями