В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, Положением о публичных слушаниях в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 22.09.2005 N 184 (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 26.01.2006 N 251, от 27.04.2006 N 308, от 29.04.2008 N 41), Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Великого Новгорода на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Программа
социально-экономического развития Великого Новгорода на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 28 января 2010 г. N 600)
Введение
В настоящей Программе изложены меры, направленные на преодоление кризисных последствий, стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере Великого Новгорода.
Приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления в плановом периоде:
в бюджетно-налоговой сфере
повышение бюджетной эффективности предприятий;
рациональное использование бюджетных средств и снижение доли неэффективных бюджетных расходов;
повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов;
в экономической сфере
создание условий для развития инновационного сектора экономики, высокотехнологичных производств;
развитие жилищно-строительного комплекса с использованием современных строительных технологий;
повышение эффективности функционирования городского хозяйства (жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, транспорт, благоустройство);
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие туризма;
в социальной сфере
сохранение уровня и качества жизни населения;
повышение комфортности проживания горожан;
увеличение заработной платы по всем видам экономической деятельности;
развитие потребительского рынка и сферы бытового обслуживания населения;
совершенствование и развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт);
улучшение демографической ситуации;
обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
1. Бюджетная и налоговая политика
Бюджетная политика ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития городского округа в посткризисный период.
Процесс формирования проекта бюджета Великого Новгорода на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов осуществлялся в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, которая отрицательно сказывалась на поступлениях доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В предстоящий трехлетний период планируется максимально использовать все возможности по наполнению доходной базы бюджета Великого Новгорода и оптимизации расходных обязательств.
Формирование доходной части бюджета основано на действующем налоговом законодательстве, налоговом потенциале территории, прогнозе администраторов платежей в бюджет Великого Новгорода.
Налоговые и неналоговые поступления очередного финансового года планируются на уровне текущего 2009 года, доходы планового периода - с ростом 6 - 7 процентов к предыдущему периоду.
В 2010 - 2012 годах сохранится социальная ориентированность бюджета Великого Новгорода. Оплата труда работников бюджетных учреждений будет осуществляться в рамках введенных в текущем финансовом году новых отраслевых систем оплаты труда в пределах фонда, сформированного с учетом проведенной в 2009 году индексации. Рост фонда оплаты труда в 2010 году к уровню 2009 года составит 4,6 процента.
В условиях финансового кризиса в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления фонд оплаты труда муниципальных служащих сокращается на 5 процентов по сравнению с 2009 годом.
Расходы бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг определены исходя из ожидаемых расходов текущего года и планируемого на 2010 год роста тарифов на электроэнергию, газ, отопление и водоснабжение.
Сохраняются действующие в настоящее время меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Средства на реализацию мер социальной поддержки, которые установлены нормативными актами органов местного самоуправления Великого Новгорода, запланированы с учетом перехода в 2009 году от натуральных льгот к денежным выплатам.
Продолжится финансирование принятых муниципальных целевых программ.
Наиболее крупными по объемам финансирования, как и в текущем году, являются следующие муниципальные целевые программы:
"Реализация первичных мер пожарной безопасности на территории Великого Новгорода на 2008 - 2010 годы";
"Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий";
"Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Великом Новгороде".
Несмотря на сложные финансовые условия, ставится задача продолжения выполнения капитальных работ на объектах Великого Новгорода. Решению этой задачи должно способствовать и преобразование бюджетных учреждений в автономные, которые смогут привлекать дополнительные средства и направлять их на нужды учреждений, включая выполнение ремонтных работ.
Таким образом, приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются:
сохранение объема и повышение качества предоставляемых муниципальных услуг;
проведение работ по совершенствованию городской инфраструктуры, включая продолжение ремонтно-строительных работ объектов муниципальной собственности и дорожного хозяйства;
решение неотложных вопросов, связанных с противопожарной и антитеррористической безопасностью бюджетных учреждений.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств продолжится осуществление перехода к финансовому обеспечению муниципальных услуг на основе муниципальных заданий.
2. Управление муниципальным имуществом
В целях совершенствования управления и распоряжения муниципальным имуществом, повышения доходной части бюджета Великого Новгорода планируется:
продолжить работу по перераспределению имущества между тремя уровнями публичной власти;
проводить работу по отчуждению неиспользуемого муниципального имущества, имущества, требующего больших материальных затрат на содержание и ремонт, на окончание незавершенного строительства, а также излишнего имущества;
осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценку уровня доходности муниципальных унитарных предприятий, а также контроль за распределением имеющейся у предприятий прибыли от использования муниципального имущества;
продолжать работу по оформлению прав муниципальной собственности Великого Новгорода, оценке и обеспечению страховой защиты объектов недвижимого имущества;
проводить работу по замене отношений безвозмездного пользования на арендные отношения;
осуществлять анализ использования муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями переданного недвижимого имущества с целью вовлечения его в арендные отношения;
продолжить работу по сокращению права хозяйственного ведения путем преобразования муниципальных унитарных предприятий в казенные предприятия, открытые акционерные общества или их ликвидации;
проводить работу по преобразованию муниципальных учреждений в автономные в рамках реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
проводить работу по отчуждению муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
усовершенствовать автоматизированную систему учета объектов недвижимости муниципальной собственности, обеспечивающую информационную поддержку управления недвижимостью, реформирования и регулирования имущественных отношений.
В порядке приватизации в 2010 - 2012 годах планируется реализация муниципального имущества на общую сумму 210 млн. рублей.
3. Промышленно-инвестиционная политика
Основными направлениями экономической и промышленно-инвестиционной антикризисной политики Великого Новгорода будут являться:
сохранение партнерских отношений и объемов заказов с целью предотвращения снижения объемов производства;
сохранение технологических режимов производств для предотвращения высвобождения персонала и непроизводительных затрат на консервацию и восстановление режимов;
разработка социальных мероприятий, направленных на защиту и гарантии персоналу при возможных высвобождениях;
соблюдение дисциплины взаиморасчетов для предотвращения цепной реакции неплатежей и задолженностей по расчетам между хозяйствующими субъектами;
поддержка инвесторов в вопросах создания производств современного технологического уровня.
Реальный производственный сектор будет наиболее перспективным объектом для разработки и успешной реализации промышленной политики - именно здесь возможно кардинальное увеличение активов, капитальной базы, стоимости предприятий.
Инновационному развитию предприятий будет способствовать участие в федеральных научных и технических целевых программах, ежегодных выставочных мероприятиях, проводимых в Великом Новгороде, а также в выездных выставках.
Планируется привлечение средств из федерального бюджета для финансирования инновационных проектов предприятий через сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Особое внимание будет уделяться проведению тщательных экологических экспертиз новых инвестиционных проектов на соответствие европейским и мировым стандартам.
Таким образом, в промышленной сфере планируется перевооружение и реконструкция существующих, а также создание новых современных высокотехнологичных, экологически безопасных производств.
Возобновлению роста промышленного производства будут способствовать следующие проекты и мероприятия:
восстановление докризисных объемов производства и дальнейшее развитие химического производства, внедрение энергосберегающих технологий, реализация природоохранных мероприятий и обеспечение надежности работы оборудования на ОАО "Акрон";
модернизация производства и повышение качества, расширение номенклатуры выпускаемых изделий в ОАО "Научно-производственное предприятие "Старт", в результате которого увеличится выпуск продукции на 10-12 процентов. На реализацию программы развития предприятия до 2011 года планируется привлечь до 200 млн. рублей инвестиций, из них более половины - средства федерального бюджета;
обновление основных производственных фондов на ФГУП "Производст- венное объединение "Квант", выход на уровень высокотехнологичного производства, расширение номенклатуры изделий, выпускаемых для нужд Минобороны России в рамках участия предприятия в реализации федеральных целевых программ "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2006 - 2010 годы и до 2015 года", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы", а также с использованием собственных средств предприятия. Дальнейшее развитие федеральных целевых программ по модернизации военно-промышленного комплекса на период 2011 - 2016 годов предполагает выделение предприятию из федерального бюджета дополнительных средств в размере до 500 млн. рублей;
разработка новейших технологий и инновационная деятельность на ФГУП "НИИПТ "РАСТР" направлена на создание и производство конкурентоспособной, импортозамещающей телевизионной аппаратуры специального назначения высокого технического уровня с ожидаемым увеличением объемов производства на 20-30 процентов. Планируется направить на разработку и модернизацию предприятия в 2010 - 2011 гг. 193 млн. рублей, на техническое перевооружение - 90 млн. рублей;
продолжение активной работы по производству общепромышленной запорной арматуры и электроприводов к запорной арматуре для атомных электростанций машиностроительной корпорацией "Сплав";
организация на базе ОАО "Автоспецоборудование" производства тракторомобилей и нового сельскохозяйственного оборудования, в связи с чем планируется создание 250 новых рабочих мест на самом предприятии и около 500 мест на смежных предприятиях, где будут выпускаться комплектующие. Предприятие к 2012 году должно занять лидирующее место по выпуску этой сельскохозяйственной техники. Планируемая мощность предприятия составит три тысячи единиц техники в год;
продолжение технического перевооружения на ОАО "Новгородхлеб" в 2010 - 2012 годах;
расширение ассортимента молочнокислой продукции ОАО "Лактис" путем инвестирования в обновление производства до 2011 года порядка 190 млн. рублей;
выход на полную мощность ООО "Фрегат" (производство крабовых палочек и морепродуктов) в 2010 году с наращиванием годового объема выпуска до 850 млн. рублей в год.
Планируется осуществлять следующие мероприятия по привлечению прямых инвестиций:
содействие прямым инвестициям на муниципальном уровне;
координация деятельности организаций, участвующих в инвестиционном процессе;
совершенствование нормативной базы, регламентирующей инвестиционный процесс;
создание эффективной информационной системы для инвесторов;
вовлечение финансово-кредитных организаций в инвестиционный процесс.
Важной частью эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов является информация о предлагаемых инвестиционных площадках. По большинству площадок Великого Новгорода разработана графическая документация, где указаны планы площадок, описание, схемы инженерных сетей, энергообеспечения и др.
Для широкого информирования и привлечения потенциальных инвесторов ведется и актуализируется база данных имеющихся площадок для размещения производства, полная информация для инвесторов в перспективе будет размещаться на официальных сайтах Великого Новгорода и Новгородской области. Планируется участие в инвестиционных форумах, в изданиях специальных информационных материалов, справочников для инвесторов.
Сдерживающим фактором в реализации инвестиционной политики является недостаточное количество инвестиционных площадок с необходимой инфраструктурой.
Так, необходимы значительные инвестиции для обустройства инженерной инфраструктурой инвестиционной площадки СТО по Лужскому шоссе (водоподведение, водоотведение, газопровод и др.). Решение этой проблемы возможно при совместном участии на договорной основе администраций Великого Новгорода и Новгородской области, инвестиционных фондов, крупных девелоперских компаний и инвесторов. Такое сотрудничество может быть реализовано в форме технопарка и государственно-частного партнерства. Решение этой задачи создаст потенциальную возможность дальнейшего размещения современных экологически безопасных производств.
В перспективе будет обустраиваться северная промышленная зона. Действующая в этой зоне электрическая подстанция не сможет в будущем обеспечить электроэнергией новые промышленные производства. Для этих целей также необходимы значительные инвестиционные вложения.
В условиях существующих кризисных явлений особое внимание антикризисной политики будет уделено согласованным действиям бизнес-сообщества, органов государственного управления и местного самоуправления.
4. Доступное жилье
В Великом Новгороде будет продолжена реализация приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России".
Планируемый ввод жилых зданий в 2010 году составит 100,0 тыс. кв. метров, в 2011 году - 130,0 тыс. кв. метров, в 2012 году - 140,0 тыс. кв. метров.
В целях развития индивидуального жилищного строительства планируется начать освоение территории аэропорта Юрьево под массовую жилую застройку.
Для обеспечения доступности жилья в Великом Новгороде будет продолжена реализация муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" на 2008 - 2012 годы", в рамках которой в плановом периоде предполагается улучшить жилищные условия 51 семьи. Из бюджета Великого Новгорода на эти цели планируется выделить в 2010 году 12,35 млн. рублей, в 2011 году - 10,31 млн. рублей, в 2012 году - 8,6 млн. рублей, также предполагается привлечь средства кредитных организаций в сумме 50,3 млн. рублей и средства граждан в сумме 33,9 млн. рублей.
В 2010 году продолжится работа по расселению домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года (в настоящее время в городе их осталось пять). Планируется один дом расселить за счет субсидии из федерального и областного бюджетов (3,9 млн. рублей), а также средств бюджета Великого Новгорода (1,04 млн. рублей) в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры федеральной целевой программы "Жилище". Четыре дома планируется расселить за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2009 - 2010 годах". Окончательным результатом будет решение проблемы полной ликвидации домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года.
В течение 2009 года признаны аварийными и подлежащими сносу еще три дома, где проживают 36 семей. Данные дома планируется расселить в период 2010 - 2012 годов.
В рамках исполнения отдельных государственных полномочий в области опеки и попечительства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, предусмотрена субвенция из областного бюджета на 2010 год в сумме 14,51 млн. рублей, в 2011 году - 10,14 млн. рублей, в 2012 году - 11,07 млн. рублей.
5. Градостроительная деятельность и земельные отношения
Градостроительная политика Великого Новгорода будет направлена на:
улучшение жилищных условий, создание многообразных типов жилой застройки и внедрение комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, повышение надежности и безопасности их функционирования;
развитие и плановое размещение на территории Великого Новгорода общественных и деловых центров;
сохранение и регенерацию исторического и культурного наследия Великого Новгорода и его окрестностей;
повышение качества и комфорта городской среды;
создание благоприятной среды жизнедеятельности;
повышение эффективности использования территории городского округа.
Будут предусмотрены мероприятия по развитию железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также городской улично-дорожной и транспортной сети, сети безопасного велосипедного движения.
Продолжится работа по формированию в Великом Новгороде доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Работа в области градостроительства и архитектуры будет также включать в себя комплекс мер, предусматривающих:
внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем в жилищное строительство, что позволит снизить энергопотребление и стоимость квадратного метра общей площади жилья и значительно увеличить объемы индивидуального и коммерческого жилищного строительства за счет средств граждан и иных инвесторов;
сохранение и обновление жилищного фонда путем реконструкции, модернизации и капитального ремонта, в том числе надстройки мансардных этажей, переоборудования под жилье чердачных помещений в домах со скатными крышами, привлекая на эти цели внебюджетные средства;
проведение реконструкции или модернизации жилых домов первых массовых типовых серий, что позволит обеспечить сохранность зданий, повысить теплозащиту, улучшить комфортность квартир, получить дополнительные площади жилья и продлить срок эксплуатации зданий.
С целью улучшения экологической ситуации в селитебных районах Великого Новгорода будет осуществляться формирование фонда резервных земельных участков для муниципальных нужд, перебазирования и дальнейшего развития производственных и иных объектов, не соответствующих Правилам землепользования и застройки в Великом Новгороде, санитарным нормам и правилам.
6. Транспорт
Совершенствование системы общественного транспорта в плановом периоде будет осуществляться по следующим направлениям:
оптимизация маршрутной сети с учетом объемов вводимого в эксплуатацию жилья;
оптимизация структуры парка подвижного состава автобусов и троллейбусов, преодоление сложившегося дисбаланса в части приобретения- выбытия техники и выход на путь ускорения его модернизации;
обеспечение устойчивого и безопасного функционирования муниципального транспорта общего пользования;
установление прогрессивных минимальных нормативов среднего времени на поездку, времени ожидания на остановках, норматива наполняемости транспортного средства;
сокращение доли убыточных маршрутов;
поэтапное повышение качества транспортных услуг муниципального транспорта.
Улучшение работы общественного пассажирского транспорта предполагается в рамках планируемой муниципальной целевой программы "Техническое обновление муниципального пассажирского транспортного комплекса Великого Новгорода на 2010 - 2012 годы", которой также будет предусмотрено приобретение автобусов большого и особо большого класса, проведение капитального ремонта троллейбусов.
Кроме того, планируется продолжение участия в реализации федеральных целевых программ по закупке пассажирского автотранспорта и коммунальной техники.
Продолжатся работы по возобновлению авиасообщений Великого Новгорода с областными центрами субъектов Российской Федерации:
в 2010 году предусматривается оснастить аэродром необходимым оборудованием и спецавтотехникой;
в 2011 году планируется начать строительство аэровокзального комплекса аэродрома "Кречевицы" с инженерной инфраструктурой;
в 2012 году планируется сформировать все требуемые службы аэропорта регионального уровня и получить сертификат его соответствия.
7. Потребительский рынок
С целью наиболее полного и всестороннего обеспечения потребностей населения Великого Новгорода в качественных товарах и услугах в плановом периоде планируется реализация следующих мероприятий:
расширение сети магазинов шаговой доступности;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сферах торговли и бытового обслуживания населения;
развитие сети общедоступных объектов общественного питания, включая сеть быстрого питания, ориентированную на различные группы населения;
размещение новых и реконструкция существующих объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения различных типов и специализации;
упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
увеличение объемов продаж товаров за счет регулярного проведения выставок, тематических и специализированных ярмарок, ярмарок выходного дня;
подготовка и повышение профессиональной квалификации работников, занятых в отраслях потребительского рынка, проведение различных конкурсов и семинаров.
Для обеспечения баланса интересов потребителей, производителей и предприятий сферы торговли и услуг предполагается совершенствование правового регулирования, форм и методов координации и контроля в сфере потребительского рынка.
В результате реализации мероприятий до конца 2012 года ожидается ежегодный прирост объектов сферы торговли от 20 до 40 единиц; торговых площадей - на 1500-3000 кв. метров в год; посадочных мест на предприятиях общественного питания на 150-500 единиц в год.
Планируется создать дополнительные рабочие места в сфере услуг - не менее 150 в год, в розничной торговле и общественном питании - свыше 300.
Прогнозируемый прирост объемов оборота розничной торговли и общественного питания до конца 2012 года составит от 8 до 10 процентов ежегодно.
8. Развитие туризма
Идейной основой позиционирования Великого Новгорода на внутреннем и международном туристских рынках будет являться туристический бренд "Великий Новгород - Родина России".
Стратегической задачей в сфере развития туризма в предстоящие годы станет создание условий для эффективного использования потенциала развития отрасли, в первую очередь, уникальных памятников, включенных в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также развитие туристской инфраструктуры и формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Будет продолжена практика представления туристского потенциала Великого Новгорода на основных международных выставках. Для этого планируется создание нового выставочного оборудования и расширение географии презентационных мероприятий.
Особое место в информационном продвижении займет совершенствование интернет-портала "Великий Новгород для туристов", создание версий на французском, финском, итальянском, испанском и японском языках, а также создание интерактивного путеводителя по Великому Новгороду.
В рамках создания новых объектов показа и туристских программ предполагается оформление выставочных экспозиций и концертного зала церкви Николы Белого, создание новой площадки под развитие событийного туризма на территории Десятинного монастыря, создание нового туристско-музейного объекта на территории Рюрикова городища. Предполагается также организация свето-лазерного шоу в вечерние часы - демонстрация видео-спектаклей об историко-культурном наследии на стенах новгородского Кремля "Говорит и показывает Кремль").
В среднесрочной и долгосрочной перспективе важными факторами развития туризма в Великом Новгороде станут круизный туризм, строительство международного аэропорта, развитие гостиничной инфраструктуры.
Решение поставленных задач по развитию туризма, закреплению и усилению на туристском рынке позиций Великого Новгорода будет осуществляться совместными усилиями органов местного самоуправления, МАУ "Центр развития туризма "Красная изба", НП "Офис туризма Великого Новгорода "Красная изба" и предпринимателей Великого Новгорода в рамках планируемой муниципальной целевой программы "Развитие туризма на территории Великого Новгорода" на 2010 - 2012 годы.
9. Развитие малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес занимает значительное место в экономике Великого Новгорода. Он играет существенную роль в формировании местного бюджета, способствует развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию круга эффективных собственников.
На территории Великого Новгорода осуществляют деятельность 1665 малых и средних предприятий, общая численность работающих - более 32 тыс. человек, из них около 47 процентов заняты в производственной сфере (промышленность, строительство, транспорт и связь). В качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано около 7 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого бизнеса заняты порядка 39 тыс. человек - 35 процентов общей численности занятых в экономике Великого Новгорода.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде отражены в муниципальной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Великом Новгороде" на 2008 - 2010 годы. Осуществление поддержки малого и среднего бизнеса будет реализовываться по следующим основным направлениям: оказание субъектам малого и среднего бизнеса финансовой, имущественной и информационной поддержки, а также нормативно-правовое и организационное обеспечение малого и среднего предпринимательства (МПС); развитие и поддержка инфраструктуры МСП; развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере МСП; формирование благоприятного имиджа и кадрового потенциала субъектов МСП. На реализацию программных мероприятий в бюджете Великого Новгорода на 2010 год предусмотрено 17,1 млн. рублей.
Будет продолжена практика привлечения малых и средних предприятий к выполнению муниципального заказа на проведение строительных, отделочных и других работ на территории Великого Новгорода. Исполнение муниципального заказа позволит создать новые рабочие места, будет способствовать росту оборота и объемов выполненных работ и услуг, развитию производственной базы в сфере малого и среднего бизнеса.
С учетом принимаемых мер к 2012 году ожидается увеличение вклада малого и среднего бизнеса в экономику и социальную сферу Великого Новгорода в 1,3-1,5 раза.
Раздел 10. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
В сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства продолжится работа по совершенствованию системы управления отраслью, обеспечению стабильного предоставления качественных услуг жителям, по реализации мероприятий, направленных на развитие и модернизацию инженерных коммуникаций, внедрение современных технологий, направленных на энерго- и ресурсосбережение.
Для обеспечения комфортных условий проживания в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы продолжится работа по ремонту и модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Продолжится практика по вовлечению собственников жилья в управление многоквартирными домами. Через средства массовой информации и на базе МАУ "Диалог" будет проводиться информационная и разъяснительная работа с населением, обучение инициативных собственников основам и принципам управления многоквартирными домами.
С целью демонополизации сферы управления многоквартирными домами будут проводиться открытые конкурсы по отбору управляющих компаний.
Для обеспечения комфортного проживания граждан ежегодно планируется проводить капитальный ремонт жилищного фонда за счет средств бюджета Великого Новгорода и реализации федеральных программ.
Потребность в средствах на капитальный ремонт жилищного фонда составляет около 4 млрд. рублей.
В рамках реализации на территории Великого Новгорода положений Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" будет проведен капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в муниципальную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в Великом Новгороде", за счет средств Фонда, областного бюджета и бюджета Великого Новгорода, а также за счет средств собственников.
Из всех источников финансирования в 2010 году планируется выполнить отдельные виды капитального ремонта 240 многоквартирных домов на сумму около 520 млн. рублей.
Кроме того, на капитальный ремонт жилищного фонда будут направлены средства бюджета Великого Новгорода в размере 51,7 млн. рублей, в том числе:
25,8 тыс. рублей в виде субсидий на ремонт общего имущества многоквартирных домов (ремонт инженерного оборудования и строительных конструкций, установка детских игровых комплексов (не менее 25 штук ежегодно), усиление свайных фундаментов);
25,9 тыс. рублей на выполнение органами местного самоуправления функций по капитальному ремонту муниципальных жилых помещений, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по решениям судебных органов, сносу аварийных домов).
Субсидия на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов будет выделяться при условии софинансирования собственниками жилых помещений (по решению общего собрания).
С целью соблюдения требований жилищного законодательства в части оплаты жилья и коммунальных услуг с 2010 года граждане будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
С целью снижения уровня износа основных фондов коммунальных предприятий, бесперебойного обеспечения граждан коммунальными услугами и повышения их качества будет продолжаться модернизация коммунальной инфраструктуры Великого Новгорода как за счет производственных программ предприятий, так и за счет привлечения внебюджетных кредитных ресурсов.
МУП "Новгородский водоканал" в 2010 году планирует получить кредит в размере 4 млн. евро и грант в размере 3 млн. евро в Северном инвестиционном банке. За счет этих средств будет выполнен II этап работ по санации водовода на наб. А. Невского (1,4 км), проложены два водовода между новой станцией 1-го подъема и станцией 2-го подъема (около 4 км), реализован I этап строительства канализационного коллектора N 20 в Северном промышленном районе (в районе улиц Магистральной и Рабочей).
МУП "Теплоэнерго" планирует в 2010 году продолжить деятельность по развитию и модернизации системы теплоснабжения Великого Новгорода в рамках подписанного предварительного соглашения о финансировании планируемых к реализации проектов с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития на сумму около 1 млрд. рублей и получением грантов от Экологической программы Северного измерения (ЭПСИ).
Основные мероприятия проектов - модернизация (автоматизация) котельных, центральных тепловых пунктов и установка газопоршневых двигателей на крупных котельных МУП "Теплоэнерго". Окупаемость достигается за счет снижения трудозатрат, затрат на приобретение электроэнергии и газа.
Развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры будет также способствовать реализация Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Великого Новгорода на 2010 - 2015 годы, основной перечень мероприятий которой направлен на развитие Псковского жилого района и 7-го микрорайона Западного жилого района. Реализация указанной программы будет производиться в соответствии с документами территориального планирования, разработанными на основании Генерального плана Великого Новгорода, поскольку для решения ее задач предполагается использование средств, полученных за счет установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организаций коммунального комплекса на подключение.
ОАО "Акрон" с целью сохранения экологической обстановки водных ресурсов Великого Новгорода, качественной очистки стоков, поступающих со всего городского округа на муниципальные биологические очистные сооружения, а в дальнейшем в водный бассейн, запланировано выполнение работ по модернизации и капитальному ремонту биологических очистных сооружений на общую сумму 19 млн. рублей.
В 2010 - 2012 годах будет осуществляться реализация полномочий органов местного самоуправления в части содержания и благоустройства городских территорий (без учета расходов на содержание дорог). В бюджете Великого Новгорода в 2010 году на эти цели будут предусмотрены средства в сумме 341,4 млн. рублей, в 2011 году - 316,3 млн. рублей, в 2012 году - 340,1 млн. рублей.
11. Экологическая безопасность
Экологическая безопасность является неотъемлемой частью высокого качества жизни населения. В предстоящие годы в Великом Новгороде планируется проведение комплекса природоохранных мероприятий, направленных на создание комфортной и экологически безопасной городской среды, в первую очередь, за счет сокращения негативного воздействия техногенных факторов.
Для этого предусмотрено:
строительство локальных очистных сооружений на основных выпусках системы коммунальной дождевой канализации;
разработка и утверждение в установленном порядке санитарно-защитных зон для промышленных районов города с целью их обустройства и озеленения;
разработка генерального плана санитарной очистки территории Великого Новгорода с полной инвентаризацией муниципальных отходов и методов их обработки;
инвентаризация незакрепленных участков города для комплексного благоустройства и повторного использования;
демеркуризация ртутьсодержащих отходов муниципальных учреждений;
проведение мониторинга за качеством приземного слоя атмосферы;
строительство второй очереди городского полигона твердых бытовых отходов на 17 км Лужского шоссе.
На эти цели в бюджете Великого Новгорода запланировано в 2010 - 2012 годах по 4,9 млн. рублей ежегодно.
ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" продолжит реализацию мероприятий, обеспечивающих устойчивую и безопасную работу муниципального полигона твердых бытовых отходов. В 2011 году предприятие выполнит ремонт основной автомобильной дороги на полигон и завершит строительство секции промышленных отходов, для чего будут привлечены как средства предприятия, так и внебюджетные источники.
12. Дорожный комплекс
Продолжится выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию, а также строительству дорог и мостов. На эти цели в 2010 - 2012 годах из бюджета Великого Новгорода будет направлено 535,7 млн. рублей.
На 2010 год запланирован ремонт участков проезжих частей (с учетом разработки проектно-сметной документации) улиц Ломоносова, Рабочей, Михайлова, Державина, участка дороги ул. Северной от проезда Энергетиков до ул. Магистральной на общую сумму 42,7 млн. рублей, замена деформационных швов Колмовского моста (10,0 млн. рублей). Предусмотрена разработка проектно-сметной документации на ремонт моста А. Невского (10,0 млн. рублей).
В 2011 - 2012 годах планируется выполнить ремонтно-восстановительные работы элементов улично-дорожной сети Великого Новгорода на сумму 350,0 млн. рублей (по 175,0 млн. рублей ежегодно).
Средства на содержание дорог составят: в 2010 году - 34,8 млн. рублей, в 2011 году - 37,86 млн. рублей, в 2012 году - 40,70 млн. рублей.
Планируется привести в порядок асфальтовые покрытия 94 придомовых территорий многоквартирных домов и бюджетных учреждений. Для этого в 2010 году будут выделены средства в сумме 66,42 млн. рублей, в 2011 году - 19,63 млн. рублей, в 2012 году - 21,1 млн. рублей.
Для снижения аварийности на дорогах и повышения безопасности дорожного движения на текущее содержание и ремонт средств регулирования дорожного движения будут выделены бюджетные средства: в 2010 году - в размере 9,4 млн. рублей, в 2011 году - 10,22 млн. рублей, в 2012 году - 10,98 млн. рублей.
13. Развитие топливно-энергетического комплекса
Приоритетным направлением в области электроэнергетики в Великом Новгороде будет надежное, качественное снабжение электроэнергией потребителей, повышение конкурентоспособности компаний и расширение рынка сбыта электрической и тепловой энергии.
Основным источником инвестиций в электроэнергетике будут собственные средства, формируемые в основном из амортизационных отчислений энергоснабжающих организаций.
В начале 2010 года планируется запуск всех четырех турбин мощностью 36 мегаватт (МВт) газотурбинной станции ОАО "ГТ ТЭЦ "Лужская", что снимет остроту в вопросе электроснабжения предприятий в северном промышленном районе Великого Новгорода. Общий объем инвестиций в строительство станции - более 860 млн. рублей.
В рамках реализации инвестиционного проекта "Реконструкция предприятия и расширение мощностей с целью увеличения выработки электроэнергии и теплоэнергии за счет применения современных технологий производства" главное управление ОАО "ТГК-2" по Новгородской области предусматривает реконструкцию действующих на станции турбин и строительство новой парогазовой установки ПГУ-210 мощностью 210 МВт. Данные мероприятия позволят увеличить выработку электроэнергии более чем в 2 раза - до 1900 млн. киловатт-часов в год. Суммарный объем инвестиций составит 4,3 млрд. рублей.
Техническая политика энергетиков в 2010 - 2012 годах будет направлена на развитие действующего энергохозяйства. Для решения задач по обновлению изношенных основных фондов предусмотрены работы по модернизации подстанций 110/35/10 киловатт (кВ), строительство новых и реконструкция существующих линий 0,4-10-35/110 кВ с применением новых технологий. Для повышения надежности электроснабжения Великого Новгорода введена в строй трансформаторная подстанция "Южная", начата реконструкция трансформаторной подстанции "Базовая".
Будут реконструированы и построены электрические сети с использованием современных материалов и кабельной продукции, введены новые трансформаторные подстанции в Деревяницком жилом районе Великого Новгорода. В 2010 - 2011 годах будет выполнен большой объем работ по переводу электроснабжения с напряжения 6 кВ на 10 кВ в Западном микрорайоне Великого Новгорода, по замене приборов учета электроэнергии на электронные с интерфейсным выходом, что позволит сократить время на сбор информации и составление реестра потребления и отпуска энергии.
В целях реализации требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будут разработаны и начнут свою реализацию муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Реализация требований вышеуказанного закона должна обеспечить к 1 января 2011 года оснащение общедомовыми приборами учета объектов капитального строительства по учету воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, и к 1 января 2012 года оснащение индивидуальными приборами учета потребителей по учету воды, природного газа и электрической энергии.
Планируется проводить энергетические обследования с разработкой энергетического паспорта в отношении муниципальных объектов социально-культурной сферы (школ, детских садов, больниц, административных зданий), муниципальных ресурсоснабжающих организаций (МУП "Теплоэнерго", МУП "Новгородский водоканал") и других организаций, финансируемых из бюджета Великого Новгорода.
В результате реализации муниципальных программ по энергосбережению бюджетные учреждения будут обязаны обеспечить, начиная с 1 января 2010 года, снижение в сопоставимых условиях объемов потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, природного газа, тепловой и электрической энергии в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Реализация муниципальных программ по энергосбережению будет осуществляться в том числе и в рамках заключенных энергосервисных контрактов (нового вида договоров), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Заключение энергосервисных контрактов будет проводиться по итогам муниципальных торгов.
В целях энергосбережения в муниципальных учреждениях образования и здравоохранения в предстоящий трехлетний период за счет бюджетных и внебюджетных средств будут внедряться энергоэкономичные и энергосберегающие светильники, что позволит снизить оплату потребленной электроэнергии в 2-3 раза. Активную работу по энергосбережению планируют проводить ОАО "Трансвит", ФГУП "ПО "Квант", ОАО НПП "Старт" и др.
14. Газификация
В 2010 - 2012 годах продолжится реализация мероприятий по дальнейшей газификации жилищного фонда Великого Новгорода.
В соответствии с Программой газификации Новгородской области, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" в 2010 году предусматривается закольцовка газопровода среднего давления от дюкера через реку Волхов до жилого района Деревяницы, строительство газопровода низкого давления по ул. Орловской и пер. Орловскому, прокладка газопровода по Троицкой ул., Пролетарскому и Орловскому проезду, а также закольцовка газопровода среднего давления по улицам Великой и Новолучанской.
В рамках областной целевой программы "Газификация Новгородской области на 2009 - 2013 годы" Великому Новгороду в 2010 году планируется выделить 1,7 млн. рублей, на 2011 - 2012 годы объемы финансирования будут определены в 2010 году. На выполнение мероприятий в рамках муниципальной целевой программы "Газификация Великого Новгорода" на 2009 - 2013 годы из бюджета Великого Новгорода в 2010 году планируется выделить 579,4 тыс. рублей, в 2011 году - 661,6 тыс. рублей, в 2012 году - 650,0 тыс. рублей.
15. Занятость населения
Для преодоления последствий экономического кризиса, в целях содействия занятости населения, социальной защиты безработных граждан планируются следующие мероприятия:
обеспечение безработным гражданам предусмотренных законодательством социальных гарантий и материальной поддержки;
содействие трудоустройству безработных и ищущих работу граждан;
организация проведения оплачиваемых общественных работ не менее чем для 100 человек ежегодно;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
организация профессионального обучения безработных граждан (550-600 человек ежегодно);
содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан;
организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время (не менее 200 человек ежегодно).
Эти меры будут способствовать стабилизации ситуации на рынке труда Великого Новгорода и позволят не допустить роста регистрируемой безработицы, снизить социальную напряженность в обществе.
16. Социальная поддержка населения
Мероприятия по социальной поддержке населения Великого Новгорода будут осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение реализации социальных гарантий и льгот, установленных федеральным и региональным законодательством;
оказание социальной поддержки жителям Великого Новгорода, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим несовершеннолетних детей, гражданам пожилого возраста, инвалидам, прочим категориям граждан;
обеспечение защиты прав граждан в области труда в части отдельных государственных полномочий.
На исполнение отдельных переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в 2010 году будет предоставлена субвенция из областного бюджета в сумме 776,6 млн. рублей, в 2011 году - 451,7 млн. рублей, в 2012 году - 485,5 млн. рублей.
Предполагается решение следующих задач:
в сфере обеспечения социальных гарантий:
совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда и приравненных к ним лиц, ветеранов труда Новгородской области, тружеников тыла, реабилитированных и пострадавших от политических репрессий);
переход к предоставлению льготным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежной форме;
совершенствование программного и технического обеспечения по учету предоставляемых мер социальной поддержки и осуществлению денежных выплат отдельным категориям граждан;
совершенствование критериев и контроль качества предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
совершенствование программного и технического обеспечения в связи с введением новых видов льгот и привилегий;
в сфере социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:
обеспечение адресной поддержки в первоочередном порядке социально уязвимых слоев населения;
повышение эффективности социальных выплат малоимущим гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям с детьми исходя из принципа, обеспечивающего их персонификацию на основе учета социально-экономических условий жизни и потребностей их получателей;
обеспечение эффективного взаимодействия с негосударственными организациями и представителями делового сообщества (реализация совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности населения);
в сфере обеспечения защиты прав граждан в области труда:
формирование эффективной системы управления условиями и охраной труда;
осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров, заключенных между работниками и работодателями, и контроля их выполнения;
координация работы служб охраны труда в организациях.
На обеспечение реализации социальных гарантий, установленных нормативными актами органов местного самоуправления, планируется направить в 2010 году 16,3 млн. рублей, в 2011 году - 16,9 млн. рублей, в 2012 году - 17,4 млн. рублей.
Совершенствование мер социальной защиты будет осуществляться также посредством реализации областных целевых программ по улучшению положения женщин, "Дети Новгородчины", "Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения области на 2008 - 2010 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" и др., направленных на укрепление семейных отношений, улучшение положения семей с детьми, пенсионеров, инвалидов, совершенствование системы мер по их социальной и правовой защите.
17. Здравоохранение
Главными целями развития системы муниципального здравоохранения на период до 2012 года будут:
удовлетворение потребности населения в услугах муниципального здравоохранения;
улучшение медико-демографической ситуации: повышение рождаемости, снижение младенческой смертности и смертности лиц трудоспособного возраста.
В этих целях планируется осуществить комплекс мероприятий:
по реализации территориальной программы государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
по совершенствованию многоуровневой системы охраны материнства и детства;
по формированию стойкой мотивации на сохранение здоровья;
по улучшению качества и доступности медицинской помощи;
по обеспечению безопасности пребывания пациентов и персонала в муниципальных организациях здравоохранения;
по модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения.
Продолжится реализация национального проекта "Здоровье", комплексной программы развития здравоохранения Новгородской области на 2007 - 2011 годы и региональных целевых программ.
Для охраны материнства и детства предусматривается проведение лечебно-профилактической работы по раннему выявлению патологических состояний беременности, профилактика и раннее выявление заболеваний и пороков развития плода, другие меры по снижению младенческой смертности. На проведение бесплатного обследования беременных женщин в бюджете Великого Новгорода на 2010 год предусмотрено 530,0 тыс. рублей, на организацию лечения синдрома дыхательных расстройств у новорожденных - 400,0 тыс. рублей.
Продолжится практика диспансеризации детей первого года жизни и детей-сирот, проведение вакцинопрофилактики в полном объеме в соответствии с национальным календарем прививок.
Будет проведен комплекс мер для осуществления медицинской, психологической реабилитации детей с хронической патологией, в том числе детей-инвалидов; для реабилитации и восстановительного лечения детей с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе в санаториях.
Планируется осуществление мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни в семье (мотивацию к сохранению и укреплению здоровья), по формированию ответственного родительства.
Для повышения эффективности системы муниципального здравоохранения планируется расширение сети дневных стационаров в амбулаторно-поликлиническом звене и организация отделения сестринского ухода и эндокринологических коек (в рамках существующего коечного фонда) на базе ММУ "Центральная городская клиническая больница".
Получит дальнейшее развитие сеть центров общих врачебных практик, будет открыт офис в Псковском жилом районе.
В плановом периоде для совершенствования оказания помощи кардиологическим больным планируется организовать работу отделения экстренной кардиологии и ангионеврологического отделения на базе ММУ "Первая городская клиническая больница".
В рамках национального проекта "Здоровье" и национального календаря прививок продолжится иммунизация жителей Великого Новгорода, будет реализовываться План по профилактике энтеровирусных инфекций на территории Великого Новгорода на 2009 - 2010 годы.
Совершенствование кадрового потенциала здравоохранения предполагается осуществлять в рамках текущего финансирования целевой подготовки обучения в интернатуре и последипломной подготовки медицинского персонала.
Для оптимизации оказания лекарственной помощи населению продолжится совершенствование системы автоматизированного учета и контроля в сфере льготного лекарственного обеспечения.
Продолжится работа по капитальному ремонту муниципальных учреждений здравоохранения, планируемое финансирование: 2010 год - 33,822 млн. рублей, 2011 год - 18,869 млн. рублей. Так, в 2010 году запланировано проведение:
капитального ремонта здания под женскую консультацию N 3 (2,0 млн. рублей);
ремонтных работ для открытия центра общей врачебной практики в Псковском жилом районе (2,3 млн. рублей);
ремонтных работ на кровлях зданий поликлиники N 3 ММУ "Центральная городская клиническая больница", поликлиники N 1, физиотерапевтической поликлиники и других учреждений;
общестроительных работ в муниципальных медицинских учреждениях: "Центральная городская клиническая больница" (4,0 млн. рублей), "Клинический родильный дом N 1" (7,0 млн. рублей), "Новгородская городская инфекционная больница" (4,8 млн. рублей), "Детская поликлиника N 1" (0,4 млн. рублей) и других учреждениях.
Реализация мероприятий в области охраны здоровья населения Великого Новгорода будет способствовать улучшению ресурсного обеспечения муниципальных организаций здравоохранения, повышению качества и доступности медицинской помощи, улучшению медико-демографических показателей.
18. Образование
Совершенствование системы образования Великого Новгорода будет осуществляться в рамках: стратегической образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования и Программы развития системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы.
В целях расширения доступности образования и обеспечения его эффективности планируются следующие основные мероприятия:
в сфере дошкольного образования
охватить услугами образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, детей в возрасте от 1 года до 7 лет - не менее 90 процентов, в возрасте 5 - 6 лет - не менее 98 процентов;
открыть в 2010 году 10 новых групп, в 2011 году - 16;
разнообразить формы информационно-консультативной помощи родителям при выборе дошкольного учреждения;
в сфере начального, основного общего, среднего (полного) общего образования
создать условия в образовательных учреждениях для внедрения образовательных стандартов нового поколения с целью обновления содержания образования;
организовать олимпиадное движение для выявления и поддержки талантливых учащихся в начальной школе;
повысить объективность оценивания знаний учащихся, используя процедуру муниципальной независимой оценки качества образования;
обеспечить открытость и прозрачность процедур государственной (итоговой) аттестации учащихся на всех ступенях обучения;
обеспечить получение начального общего образования для 100 процентов учащихся 4-х классов, довести долю выполненных заданий при независимом (внешнем) тестировании выпускников 4-х классов до 80 процентов по каждому из проверяемых предметов;
продолжить внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений новых моделей организации профильного обучения старшеклассников, обеспечив условия для реализации индивидуальных учебных планов не менее чем для 10 процентов выпускников школ в 2010 году, 12 процентов - в 2011 году, 15 процентов - в 2012 году;
реализовать модель сетевого взаимодействия "школа - учреждение начального профессионального образования" для учащихся старших классов, подготавливаемых по профильным программам по предмету "Технология";
в сфере специального (коррекционного) образования
обеспечить условия для своевременного выявления детей с проблемами в развитии, осуществлять межведомственную координацию по оказанию им специальной помощи;
обеспечить участие детей с ограниченными возможностями здоровья в реализации национального проекта "Организация дистанционного обучения детей-инвалидов на дому".
Важным направлением повышения эффективности образовательного процесса станет широкое применение информационных технологий, организация единого сетевого пространства всех образовательных учреждений, создание единой информационной среды между образовательными учреждениями и комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода.
С целью модернизации материально-технической базы образовательных учреждений планируется:
приобретение компьютерного оборудования для образовательных учреждений, в том числе за счет средств областного бюджета;
оснащение образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе за счет средств областного бюджета;
оснащение образовательных учреждений противопожарным оборудованием в рамках реализации областной программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2008 - 2010 годы, на что в бюджете Великого Новгорода на 2010 год предусмотрены средства в сумме 6,3 млн. рублей (субсидия из областного бюджета);
приобретение учебников, учебно-методических комплектов для учащихся из малообеспеченных семей, детей-сирот и других социально незащищенных категорий населения, учебно-наглядных пособий, в том числе за счет средств областного бюджета.
Для проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях на 2010 год в бюджете Великого Новгорода предусмотрены средства в сумме 25,61 млн. рублей.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств планируется дальнейшая реструктуризация (оптимизация) сети образовательных учреждений, перевод образовательных учреждений в статус автономных и разработка системы муниципального задания с учетом специфики деятельности каждого образовательного учреждения.
19. Культура
Сфера культуры Великого Новгорода в плановом периоде будет развиваться по следующим основным направлениям:
расширение и модернизация единого библиотечно-информационного пространства Великого Новгорода в соответствии с мероприятиями муниципальной целевой программы "Модернизация библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода на 2009 - 2012 годы";
поддержка и стимулирование деятельности народных и образцовых самодеятельных коллективов, клубных формирований различных видов и жанров, реализация системы мер поддержки традиционной народной культуры;
развитие традиционного народного художественного, изобразительного и исполнительского творчества, народных промыслов и ремесел;
организация культурных акций (праздников, фестивалей) общегородского, межрегионального и международного значения;
поддержка и формирование традиций профессионального искусства (театрального, музыкального, изобразительного);
поддержка деятельности по созданию "малых музеев" и музейных экспозиций на базе муниципальных учреждений культуры, организация конкурсов и создание проектов краеведческой направленности;
модернизация объектов культуры и искусства, совершенствование их материально-технической базы;
сохранение кадрового потенциала и повышение уровня профессиональных знаний работников, занятых в сфере культуры.
Особое внимание будет уделено подготовке праздничных мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. К юбилейной дате в Великом Новгороде в сквере у киноцентра, на территории, исторически связанной с героическими подвигами наших предков, будет установлена стела в честь присвоения Великому Новгороду почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы", на что в бюджете Великого Новгорода в 2010 году предусмотрены средства в сумме 10,0 млн. рублей.
Продолжится практика проведения мероприятий, посвященных творчеству всемирно известных деятелей культуры - С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Аренского, А.К. Лядова, В.В. Бианки, М.В. Добужинского и других, чья жизнь и творчество связаны с новгородской землей.
Продолжится реализация действующего проекта "Театр Времени: Троицкий раскоп как объект экскурсионного показа", концепции перспективного туристско-культурного проекта "От 1150-летия Великого Новгорода к 1150-летию Государства Российского".
В 2010 - 2012 годах на проведение общегородских и праздничных мероприятий, поддержку учреждений культуры АНО "Центр культуры Поветкина В.И. "Музыкальные древности", АНО "Центр народного детского творчества "Параскева" и МАУК "Новгородская дирекция по организации праздников" планируется направить финансовые ресурсы в сумме 17,8 млн. рублей, на реализацию муниципальных программ "Культура Великого Новгорода" и "Модернизация библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода на 2009 - 2010 годы" - 4,26 млн. рублей, на обеспечение населения услугами культурно-досугового типа - 100,8 млн. рублей, на дополнительное образование детей - 110,1 млн. рублей, на библиотечное обслуживание - 91,8 млн. рублей, на содержание МУКиИ "Театр Малый" - 29,2 млн. рублей.
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования планируется направлять в 2010 году 3,45 млн. рублей, в 2011 году - 2,0 млн. рублей. Для более эффективного использования выделенных средств будет осуществляться проектно-целевое финансирование, ориентированное на результат.
20. Молодежная политика
Молодежная политика в Великом Новгороде будет осуществляться в рамках муниципальных целевых программ "Молодежная политика в Великом Новгороде", "Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода". В бюджете Великого Новгорода на их реализацию предусмотрено 1,49 млн. рублей. На реализацию областной целевой программы "Молодежь Новгородской области на 2007 - 2010 годы" предусматривается субсидия из областного бюджета в сумме 915,1 тыс. рублей.
Муниципальные программы и другие мероприятия в сфере молодежной политики направлены на достижение следующих целей:
повышение числа молодых людей, вовлеченных в трудовую и экономическую деятельность, повышение уровня их доходов;
повышение уровня деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
увеличение количества благополучных молодых семей, сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
повышение уровня здоровья молодых граждан, улучшение демографической ситуации, снижение уровня правонарушений среди молодежи;
востребованность выпускников образовательных учреждений предприятиями и организациями Великого Новгорода, формирование высокопрофессионального кадрового потенциала;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
Для предупреждения распространения химической зависимости среди подростков и молодежи реализуется Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009 - 2011 годы, которая предусматривает разработку и внедрение новых методов профилактической работы по противодействию злоупотреблению психоактивными веществами, пропаганду наркобезопасного поведения в молодежной среде. Продолжится сотрудничество с международными и негосударственными организациями по вопросам противодействия наркомании и нелегальному сбыту наркотиков.
На финансирование указанной программы в 2010 - 2011 годах предусматривается направить 985,0 тыс. рублей, в том числе из бюджета Великого Новгорода - 430,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 555,0 тыс. рублей.
21. Физическая культура и спорт
Приоритетными направлениями развития отрасли будут являться создание условий для занятий населения физической культурой и спортом, приобщение молодежи и подростков к активному занятию спортом, к формированию здорового образа жизни.
Для этого в Великом Новгороде намечена к реализации муниципальная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Великом Новгороде" на 2010 - 2012 годы, в рамках которой в 2010 году планируется 10,0 млн. рублей направить на разработку проектно-сметной документации на строительство двух спортивно-оздоровительных центров на улицах Псковской и Щусева, в 2011 году - 13,0 млн. рублей на строительство одного из спортивных комплексов (на ул. Псковской).
Кроме того, планируется участие в реализации федеральных и региональных целевых программ по строительству спортивных объектов при долевом участии бюджетов разных уровней.
На ремонт спортивных школ города в 2010 году предусматриваются средства в сумме 3,0 млн. рублей, на строительство осветительной вышки на стадионе "Волна" - 4,5 млн. рублей.
В рамках программных мероприятий предусмотрено завершение строительства котельной к ледовому дворцу - 20,04 млн. рублей, намечено строительство участка дороги от местного проезда, соединяющего ул. Ломоносова с ул. Космонавтов, до спортивного комплекса в микрорайоне 7 Великого Новгорода (с поворотом) - 9,6 млн. рублей.
На проведение массовых спортивных мероприятий в 2010 году предусматриваются средства в сумме 7,5 млн. рублей, в 2011 году - 6,5 млн. рублей, в 2012 - 6,5 млн. рублей.
Будут организованы традиционные мероприятия: открытый рождественский турнир по волейболу среди мужских и женских команд, легкоатлетические соревнования памяти Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, открытое первенство Великого Новгорода по лыжным гонкам памяти Героя Советского Союза А. Панкратова, легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы, соревнования по пляжному волейболу и другие. Также будут проведены городская спартакиада учащейся молодежи, спартакиада среди коллективов физической культуры предприятий, организаций и учреждений Великого Новгорода, спартакиада муниципальных служащих и мероприятия для различных категорий населения.
Будут подготовлены лыжные трассы для любителей зимнего активного отдыха (в Западном районе, Кремлевском парке, Деревяницком жилом районе и в Юрьево), организованы катки на пришкольных спортивных площадках и на стадионе "Центральный" с пунктом проката спортивного инвентаря.
На территории Великого Новгорода будут проведены всероссийские соревнования "Лыжня России", "Российский азимут", "Оранжевый мяч", "Кросс наций".
Будет также проводиться целенаправленная работа по подготовке спортсменов, достойно представляющих Великий Новгород на областных, всероссийских и международных соревнованиях.
22. Правоохранительная деятельность
В целях укрепления правопорядка предусмотрено выполнение мероприятий Комплексной программы профилактики правонарушений в Великом Новгороде на 2008 - 2010 годы, на реализацию которой из бюджета Великого Новгорода в 2010 году предусматриваются средства в сумме 334,0 тыс. рублей, которые будут направлены на оборудование установками видеообзора оживленных улиц, спортивных объектов и транспортных развязок.
В Великом Новгороде планируется внедрить автоматизированный программный комплекс "Безопасный город", позволяющий создать эффективную систему, включающую в себя блок видеонаблюдения, установки экстренной связи "гражданин-милиция" и кнопки тревожной сигнализации.
Продолжится работа по профилактике нарушений законодательства о гражданстве и предупреждению и пресечению нелегальной иммиграции, по профилактике правонарушений, связанных с распространением алкоголизма и незаконным оборотом наркотиков.
23. Развитие местного самоуправления
Развитие местного самоуправления Великого Новгорода неразрывно связано с основными положениями федерального законодательства: в 2010 - 2012 годах продолжится реализация Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Развитие местного самоуправления Великого Новгорода будет осуществляться по следующим основным направлениям:
взаимодействие органов местного самоуправления с населением, учет мнения населения при принятии управленческих решений;
содействие развитию гражданского общества;
повышение инициативы жителей в решении общегородских проблем и развитие территориального общественного самоуправления;
совершенствование кадрового потенциала органов местного самоуправления;
обеспечение эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации, Новгородской области, ассоциацией "Совет муниципальных образований Новгородской области" и общероссийскими объединениями муниципальных образований.
Актуальным направлением работы органов местного самоуправления городского округа останется организация и проведение общегородских мероприятий. Совместно с Новгородской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и другими общественными организациями ежегодно будут проводиться торжественные мероприятия, посвященные годовщине освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Дню памяти и скорби, Дню города и другие. Кроме того, будет оказываться финансовая поддержка общественным организациям при проведении общественно значимых мероприятий.
В целях содействия развитию гражданского общества продолжится взаимодействие с некоммерческими организациями, которое будет осуществляться в соответствии с направлениями областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества на территории области на 2008 - 2010 годы", а также положениями Концепции развития партнерства органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций Великого Новгорода, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 26.10.2006 N 380.
Одним из направлений социально-экономического развития Великого Новгорода станет деятельность по совершенствованию механизмов взаимопонимания и взаимодействия территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления Великого Новгорода, что позволит создать многоуровневое партнерство, когда самые широкие слои населения Великого Новгорода непосредственно через территориальное общественное самоуправление участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала Великого Новгорода, а власть согласовывает интересы различных групп. В этом случае механизм управления Великим Новгородом станет более открытым, продолжится развитие институтов гражданского общества.
Совершенствование административной системы управления будет проводиться не только по линии оптимизации ее структуры, но и путем повышения квалификации самих работников.
В целях реализации федерального законодательства по приведению уровня образования муниципальных служащих в соответствие требованиям по занимаемым муниципальным должностям и повышению кадрового потенциала органов местного самоуправления продолжится повышение квалификации и переподготовки муниципальных служащих. Ежегодно в бюджете Великого Новгорода предусматриваются финансовые средства для оформления муниципального заказа на подготовку и переподготовку кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 28 января 2010 г. N 600 "О Программе социально-экономического развития Великого Новгорода на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 1 марта 2010 г. N 5