Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Глава 1. Общие положения

Глава 1
Общие положения

 

1.1. Применение правил

 

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у в пункт 1.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1997 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств - участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими разделами Правил перевозок грузов.

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у в пункт 1.1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1997 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются участниками Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между государствами - участниками Содружества и странами, железные дороги которых не являются участниками СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

1.1.4. Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов).

ГАРАНТ:

См. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у в пункт 1.1.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1997 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством своих стран и международными соглашениями.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

1.2. Классификация опасных грузов

 

1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" разделяются на следующие классы":

класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 - прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в приложении 1.

1.2.3. Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 (см. приложение 1). Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности (ГОСТ 19433-88). Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

1.3. Допускаемые к перевозке опасные грузы

 

1.3.1. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (приложение 10).

1.3.2. Опасные грузы (кроме указанных в п. 1.3.3), не поименованные в Алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем в накладной. При этом грузоотправитель должен в графе накладной "Наименование груза" указать наименование перевозимого груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: "Груз перевозится на условиях... (указывается наименование груза, к которому приравнивают данный груз, согласно Алфавитному указателю), АК приложена" и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля.

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у в пункт 1.3.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1997 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.3.3. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, поименованным в Алфавитном указателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах (в том числе в специализированных) или на условиях, не предусмотренных настоящими Правилами, в пределах одного государства допускается только по разрешению железнодорожной администрации, определяющей условия перевозки на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие-грузоотправитель, или на основании самого предприятия-грузоотправителя, не имеющего ведомственной подчиненности. Указанные ходатайства направляются в железнодорожную администрацию не позднее чем за 6 мес до начала перевозки.

К ходатайству должны быть приложены в двух экземплярах характеристика груза и аварийная карточка по формам, (приложение 3 к настоящим Правилам и приложение 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам), подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью, и согласие органов государственного надзора.

В случае необходимости по требованию железнодорожной администрации должны быть представлены стандарты, технические условия и другие дополнительные документы.

При перевозке указанных опасных грузов в межгосударственном сообщении железнодорожная администрация страны отправления направляет утвержденные ею условия перевозки с необходимыми материалами и предложениями в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту в соответствии с "Порядком согласования железнодорожными администрациями изменений и дополнений в Правила перевозок грузов в межгосударственном сообщении".

1.3.4. Химические реактивы и медицинские препараты из числа опасных грузов перевозятся по железным дорогам на условиях, установленных настоящими Правилами.

1.3.5. Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку за исключением грузов, включенных в Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.

1.4. Оформление документов

 

1.4.1. Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку опасного груза накладную, заполненную в соответствии с Правилами перевозки грузов.

1.4.2. В графе накладной "Наименование груза" грузоотправитель должен указать точное наименование опасного груза согласно Алфавитному указателю и номер аварийной карточки, например: "Алкилбензол. АК N 3".

Если наименование опасного груза по Алфавитному указателю имеет обобщающий характер, например "Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость", грузоотправитель должен указать в накладной дополнительно наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, например: "Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость. АК N 32 (клей гуттаперчевый)".

Если в графе 2 Алфавитного указателя номер аварийной карточки отсутствует, то аварийная карточка должна быть приложена к накладной грузоотправителем. В накладной в графе "Наименование груза" грузоотправитель должен сделать отметку "АК приложена", например: "Алкилфенол. АК приложена".

1.4.3. При предъявлении грузов, допускаемых к перевозке ингибированными, флегматизированными, увлажненными или с определенной концентрацией основного вещества, о чем в Алфавитном указателе сделана соответствующая запись, грузоотправитель обязан в накладной после наименования груза указать его состояние, например: "Цирконий, порошок увлажненный".

1.4.4. В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Для грузов, поименованных в Алфавитном указателе, проставляются штемпеля, предусмотренные в графе 7 Алфавитного указателя для данного груза. В вагонном листе аналогичные штемпеля проставляются станцией отправления.

1.5. Сопровождение опасных грузов

 

1.5.1. Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе знаком "**", перевозятся в сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя) или бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением требований настоящих Правил и раздела 21 Правил перевозок грузов.

Без указанного сопровождения вагоны с таким грузами станцией отправления к перевозке не принимаются.

1.5.2. Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и следить в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза.

1.5.3. Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения и дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами.

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у в пункт 1.5.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1997 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.5.4. В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном железнодорожной администрацией.

1.5.5. При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА).

Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.

Информация об изменениях:

Указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556у пункт 1.5. дополнен пунктом 1.5.6

1.5.6. Проводники, специалисты, наряды и воинские караулы, сопровождающие опасные грузы, подчиняются таможенным, паспортным, железнодорожным и другим правовым актам стран, железные дороги которых участвуют в перевозке.

Наряды военизированной охраны железных дорог сопровождают опасные грузы только в пределах границ своих государств. Порядок и место передачи опасных грузов под охрану нарядов военизированной охраны соседних железных дорог на пограничных станциях устанавливаются пограничными соглашениями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.