Постановление Администрации Псковской области
от 2 апреля 1996 г. N 97
"Об утверждении Положения о Псковской областной подсистеме
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций"
29 июля 2004 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 30 декабря 2005 г. N 515 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Псковской областной подсистеме государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2. Главам районов и мэрам городов Пскова и Великие Луки разработать по согласованию со штабом по делам ГО и ЧС области и утвердить в установленном порядке положения о территориальных звеньях областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положение о территориальном звене Невельского района Псковской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утв. постановлением Администрации Невельского района Псковской области от 24 октября 1997 г. N 71
3. Постановление Администрации области от 25 февраля 1993 года N 15 считать утратившим силу.
Глава Администрации области |
В.Н.Туманов |
Положение
о Псковской областной подсистеме единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 2 апреля 1996 г. N 97)
29 июля 2004 г.
1. Настоящее положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Псковской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется РСЧС).
2. В соответствии с Федеральным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Областная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Администрации области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Областная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
5. Территориальная областная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
Задачи, организация и состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев областной подсистемы РСЧС определяются Положениями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления и согласованными со штабом ГО и ЧС области.
В состав территориальной Псковской областной подсистемы РСЧС входят:
- территориальные звенья городов Псков и Великие Луки;
- территориальные звенья сельских районов Псковской области.
При планировании действий в чрезвычайных ситуациях, а также номенклатуры, объемов и дислокации резервов финансовых и материальных ресурсов органы местного самоуправления исходят из наиболее максимальных по уровню воздействия и продолжительности чрезвычайных ситуаций, характерных для данной территории:
для города Пскова:
- аварии, связанные с утечкой хлора в объемах до 0,8 тонн, с возможной площадью заражения до 28 кв.км и общими потерями до 63 тысяч человек.
для города Великие Луки:
- аварии с утечкой хлора в объемах до 0,8 тонн, с возможной площадью заражения до 28 кв.км и общими потерями до 80,5 тысяч человек.
для города Острова:
- аварии с утечкой аммиака в объемах до 1 тонны, с возможной площадью заражения до 1 кв.кв и общими потерями до 2,5 тысяч человек.
для Гдовского, Плюсского и Стругокрасненского районов:
- авария на Ленинградской АЭС с выбросом в атмосферу радиоактивных изотопов и образованием на территориях указанных районов уровней радиации до 3-5 мрад/час.
для остальных сельских районов:
- аварии и катастрофы на железнодорожных магистралях, проходящих на территории районов и природные стихийные явления, наиболее характерные для данных местностей.
Оповещение территориальных звеньев Псковской областной подсистемы РСЧС об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и управлению их действиями осуществляется с использованием:
- государственной связи Министерства связи Российской Федерации;
- системы связи областного управления сельского хозяйства;
- системы связи Псковского отделения Октябрьской железной дороги;
- системы связи службы ООП Псковского УВД;
- прямых линий дальней связи через узел связи в/ч 07264;
- посыльных на средствах автомобильного транспорта.
Постановлением Администрации Псковской области от 29 июля 2004 г. N 314 в пункт 6 Положения внесены изменения
6. Функциональные звенья (службы) областной подсистемы РСЧС состоят из органов управления, сил и средств организаций и подразделений, непосредственно решающих задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
К функциональным звеньям (службам) областной подсистемы РСЧС, возглавляемым соответствующим комитетом, управлением, областной организацией, относятся:
- связи и информации (отдел информатики и вычислительной техники, АООТ "Электросвязь", телерадиокомпания "Псков");
- экологической безопасности (комитет по охране природы);
- наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (комитет по охране природы, областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
- контроля за обстановкой на потенциально-опасных объектах (областная горнотехническая инспекция);
- Главное управление по делам ГО и ЧС Псковской области;
- санитарно-эпидимиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания (областной центр Госсанэпиднадзора);
- экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (областной комитет здравоохранения);
- экстренной ветеринарной помощи и защите растений (областное управление сельского хозяйства);
- служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Псковское государственное авиапредприятие);
- предотвращение аварий и катастроф на речном транспорте (речной порт);
- защита городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по промышленности и производственной инфраструктуре. Главное управление архитектуры и градостроительства);
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (областное финансовое управление, АООТ "Псковинком", областной комитет здравоохранения).
Группа звеньев (служб), обеспечивающих жизнедеятельность населения при чрезвычайных ситуациях:
- обеспечение питанием, товарами первой необходимости (комитет потребительского рынка, облпотребсоюз);
- энергетики (объединения "Псковэнерго", "Псковоблкоммунэнерго");
- автодорожная (ТПО "Псковавтотранс", территориальный дорожный комитет);
- коммунальная (объединение "Псковжилкомхоз");
- горюче-смазочных материалов (объединение "Псковнефтепродукт");
- охраны общественного порядка (УВД);
- техническая ("Псковагропромснаб");
Основные задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных звеньев (служб) определяется положениями об этих звеньях (службах), утверждаемых соответствующими органами государственного управления по согласованию с областным штабом по делам ГО и ЧС.
7. Каждый уровень областной подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
8. Координирующими органами областной подсистемы РСЧС являются:
- на территориальном уровне, охватывающем территорию области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям Администрации области;
- на местном уровне, охватывающем территорию города, района, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. (Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждается решениями руководителей соответствующих органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций.
9. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям области и органов власти местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально-опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при Администрации области и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
12. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются:
- пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
- дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев (служб);
- аварийно-спасательная служба области.
Органы повседневного управления областной подсистемой осуществляют управление и контроль за функционированием подсистемы и ее звеньев.
Размещение органов повседневного управления областной подсистемы РСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в постоянной готовности к использованию.
13. В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства Администрации области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в атомном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с Администрацией области, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
14. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, а также в соответствии с разработанными Планами взаимодействия.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них Законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Администрации области.
15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные и другие формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
16. Информационное обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- информационно-управляющий центр органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
- абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Правительством Российской Федерации.
17. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Администрации области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования областной подсистемы РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайных ситуаций - при возникновении и при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной подсистемы РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к нам территориях;
планирование и выполнение целевых научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием областной подсистемой РСЧС и звеньями, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
определение границ чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
19. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резерв финансовых и материальных ресурсов области - за счет средств областного бюджета;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом их создающим.
20. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами Администрации области, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, указанные комиссии обращаются к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуацией и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства Федеральных органов исполнительной власти.
В отдельных случаях при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
21. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, Администрации области.
22. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
23. Финансирование областной подсистемы РСЧС и ее звеньев на каждом участке осуществляется за счет соответствующего бюджета и средств организации.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств Администрации области, органов местного самоуправления, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
24. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках областной подсистемы РСЧС на основе областного плана действий, планов действий органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий областной подсистемы РСЧС осуществляет штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
Приложение: Функции органов управления Администрации Псковской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 2 апреля 1996 г. N 97 "Об утверждении Положения о Псковской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Псковской области от 30 декабря 2005 г. N 515 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 29 июля 2004 г. N 314