Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Псковской городской Думы
от 31 октября 2003 г. N 172
Муниципальная целевая программа
"Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере
г. Пскова" на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года"
(утв. постановлением Псковской городской Думы от 31 октября 2003 г. N 172)
Паспорт муниципальной целевой программы
"Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере
г. Пскова" на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года"
Наименование | Муниципальная целевая программа "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г.Пскова" на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года. |
Заказчик (юридический адрес, руководитель) |
Администрация города Пскова, г. Псков, ул. Некрасова, 22 Мэр города Хоронен М.Я. |
Основные разработчики (юридический адрес, руководитель) |
Комитет городского хозяйства Г.Псков. Комиссаровский переулок, 7-а Радионов М.В. МУП "Псковские тепловые сети" г.Псков, ул.Спортивная.З Максимов И.И. |
Основные нормативные документы |
- Закон РФ от 03.04.1996г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; - Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.11.01г. N 796; - Постановление Правительства РФ от 15.06.1998г. "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России"; - Постановление Правительства РФ N 832 от 08.07.1997г. "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, организациями бюджетной сферы"; - "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в ЖКХ РФ". Одобрены Решением коллегии Госстроя РФ от 27.02.98г. N3); - Правила предоставления услуг населению г. Пскова по теплоснабжению, водоснабжению и канализованию. Утв. Постановлением Псковской городской Думы от 25.06.98г. N 42; - Распоряжение Администрации г. Пскова от 24.11.98г. N 3431-р "О лимитировании топливно-энергетических ресурсов для бюджетной сферы". |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Главными целями муниципальной целевой программы являются: - снижение расходов городского бюджета, организаций и населения на топливо, тепловую и электрическую энергию, воду при одновременном повышении надежности и качества предоставляемых услуг; - обеспечение социально-экономического развития г.Пскова и перевод жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на энергоэффективный путь развития; - снижение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции или оказываемой услуги; - предоставление населению г. Пскова качественных коммунальных услуг по обеспечению теплом и горячей водой, по водоснабжению и канализованию, по газо- и электроснабжению по объективно обоснованным тарифам и ценам; - улучшение здоровья населения и социальной обстановки; - рациональное использование энергоресурсов: |
Сроки и этапы реализации программы |
2003-2010 г. г. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Модернизация систем энергообеспечения. Энергосбережение в сфере потребления энергоресурсов. |
Планируемые объемы и источники финансирования, направления расходов |
Областной бюджет - 94,0 млн.руб., городской бюджет - 194.33 млн.руб., МУП "ПТС" - 261,71 млн. руб., ОАО "Псковрегионгаз" - 65,0 млн. руб., МУП "Горводоканал" - 12,589 млн.руб.. Инвестиции- 3038,5 млн.руб.. Управление генерального заказчика - 0,4 млн.руб., целевые финансовые средства энергоресурсосбережения - 102.82 млн, руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Снижение расходов бюджета города на энергообеспечение ЖКХ на 60-80 млн.руб в год, повышение энергонезависимости и инвестиционной привлекательности, оздоровление финансово- экономической ситуации. Суммарный экономический эффект по всем разделам Программы составляет 633. 754 млн, рублей в год в ценах 2003 года. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Финансовое Управление ежегодно проверяет целевое использование выделяемых средств для реализации программы. Заказчик несет ответственность за нерациональное использование выделенных на выполнение программы бюджетных средств. Администрация города готовит ежегодные отчеты для городской Думы о ходе реализации отдельных разделов Программы, с внесением предложений по совершенствованию реализации программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом.
Город Псков - один из древнейших русских городов, административный, промышленный и культурный центр Псковской области. Расположен на Северо-Западе Европейской части РФ в месте слияния рек Великая и Пскова. Рельеф территории равнинный, колебания отметок от 30 до 55 метров. Климат умеренно-континентальный.
Климатические условия города Пскова характеризуются следующими температурами воздуха, принятыми по СниП 23.01-92 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (С изменением N 2):
средняя температура за год + 4,8°С;
абсолютная минимальная температура - 41°С;
абсолютная максимальная температура - 36°С;
средняя температура наиболее холодной пятидневки -26°С;
средняя температура за отопительный период - 1,6°С.
Продолжительность отопительного периода - 212 суток. Административного деления на районы город не имеет. Реки Великая и Пскова разделяют город на три основных планировочных района:
- Запсковье, расположенный к северу от реки Псковы;
- Завеличье, расположенный на левом берегу реки Великая;
- Центральный, находящийся в границах между восточным берегом реки Великой и южным берегом реки Псковы.
Застройка города ведется многоэтажными зданиями, в основном, в районе Завеличья. В небольших объемах ведется реконструкция жилых и административных зданий в центральной части города с применением мансардных технологий и современных теплозвукоизолирующих материалов.
Население г. Пскова в 2003 году составило 200,0 тыс. чел., полезная жилая площадь более 3,37 млн. кв.м. Распределение застройки города по этажности: одноэтажная - 12,2%, 2-3 этажная - 8,8%, 4-х и выше этажная - 79%.
Теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение осуществляется по централизованным схемам. Ежегодно от 30 до 40% городского бюджета расходуется на оплату энергоресурсов.
В городе 42 ведомственных и муниципальных теплоисточника общей установленной мощностью более 1150 Гкал/час, в т.ч. более 80% муниципальных, общей мощностью более 850 Гкал/час.
Фактическое потребление энергоресурсов за 2001 - 2002 гг. в среднем составило:
- природного газа - более 180 млн. м3 / год
- электроэнергии - более 80 млн. кВт.час./ год
- тепловой энергии - более 1,2 млн. Гкал./ год
- воды забрано из всех водных объектов около 50 млн. м3/год, использовано 35 млн. м3/год.
В расчете на одного жителя социальные нормативы энергопотребления в г. Пскове превышаются в 1,5 - 2,5 раза. Сохраняется практика оплаты энергоресурсов по нормативам потребления, не способствующая повышению культуры использования воды, тепла и газа.
Для города Пскова не имеющего крупных собственных запасов топлива, высокорентабельных отраслей промышленности, энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере является определяющей и жизненно необходимой.
1.1. Система теплоснабжения города
В систему теплоснабжения города Пскова входят: котельные, магистральные теплотрассы, ЦТП. разводящие теплотрассы (внутриквартальные тепловые сети). система теплоснабжения жилых и административных зданий.
Одной из причин низкоэффективной работы системы теплоснабжения является высокий процент износа основного оборудования (котлоагрегаты, теплотрассы и др.) и несовершенство используемых ранее материалов и методов теплоизоляции, из-за чего высок уровень аварийности и технических остановок и потерь. Так. в 1999 году было 932 аварии, в 2000году - 986, в 2001 году -1034. Уровень потерь тепла и теплоносителя в системе транспортировки составляет до 60% от всего объема потерь.
Сведения о состоянии коммунальных отопительных котельных, котлах, тепловых сетях и сооружениях представлены в таблицах N 1, N 2 и N 3.
Таблица N 1
Состояние коммунальных отопительных котельных.
Наимен. | Мощн. Котельн.,Г кал/час |
Энергоустановки выработавш.Ресурс |
Физич. Износ, % |
Остаточ. баланс. ст-ть, млн.руб. |
Расход топлива на пр-во 1 Гкал (куб.м) |
|
Сумм.мощн., Гкал/час |
Кол-во, ед. |
|||||
МУП "ПТС" |
833,94 | 238,48 | 14 | 46 | 80,66 | 168 |
Таблица N 2
Котлы, выработавшие свой ресурс.
N п/п |
Котельная | Количество котлов, шт. | Тип котлов |
1. | N 14 ул. Коммунальная,23 |
3 | паровые Е 1/9 |
2. | N 15 ул. Малясова, 2 |
3 | Водогрейные ТВГ-1,5 |
3. | N 9 (СВПУ) ул. Инженерная, 3 |
2 | Водогрейные ПТВМ-100 |
4. | N 22 ул.Первомайская,43 |
4 | Водогрейные ТВГ-1,5 |
5. | N 1/484 ул. Маргелова, 25 |
2 | Паровые ДЕ-25/14 |
Таблица N 3
Состояние тепловых сетей и сооружений
Наимен. | В двухтрубном исчислении | |||||||||||||||
Тепловых сетей, км |
Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
||||||||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | |||||||||||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
До 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
До 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
||||||||
МУП "ПТС" |
196,8 | 92,3 | 37,3 | 66,8 | 60 | 80 | более 80 |
39,5 | 16,1 | 28,6 | ||||||
В двухтрубном исчислении | ||||||||||||||||
Квартальные (уличные) сети и ЦТП, км/ед. |
Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
||||||||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет |
|||||||||||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
До 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
До 15 |
15- 20 |
Свыше 20 |
||||||||
МУП "ПТС" |
68,4/70 | 50,1/52 | 8/6 | 10,3/12 | 60 | 80 | более 80 |
21,4 | 3,4 | 4,4 |
Отрицательно сказывается на эффективности работы системы теплоснабжения низкая автоматизация технологического процесса выработки и транспортировки тепловой энергии, отсутствие автоматизированных систем регулирования; отсутствие учета тепла на границе раздела между его поставщиком и потребителем; низкое качество проведения планово-предупредительных ремонтов. Обслуживание тепловых сетей сведено, в основном, к устранению аварий и частичной замене аварийных участков. В результате, КПД системы теплоснабжения по использованию тепловой энергии природного газа не превышает 60%.
1.2. Система водоснабжения
В систему водоснабжения города входят: очистные сооружения водопровода (ОСВ), магистральные водоводы, дюкерные переходы через р.Великая и р.Пскова, квартальные и разводящие сети водоснабжения, водопроводнонасосные станции 2го и 3-го подъема, квартальные водопроводно-насосные станции, артезианские скважины, внутридомовые сети водоснабжения жилых и административных зданий, водозапорная арматура и другие сооружения.
Одной из причин низкоэффективной работы всей системы водоснабжения города является высокий процент износа основного оборудования, его несовершенство. Более 29% водопроводных сетей имеют износ свыше 100% и требуют полной замены, около 35% нуждается в капитальном ремонте и частичной замене. Значительная часть водозапорной арматуры неисправна и требует восстановительного ремонта. Внутридомовые сети водоснабжения в большинстве своем выработали нормативный срок эксплуатации и требуют замены.
Все, выше перечисленное, приводит к тому, что потери воды в результате аварий, утечек внутри зданий и из-за некачественного соединения водопроводных труб составляют около 50%, а в распределительной и внутридомовой сети происходит вторичное загрязнение питьевой воды, в результате чего вода поступающая к потребителю не соответствует требованию СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Состояние водопроводных сетей и сооружений представлено в таблице N 4.
Таблица N 4.
Состояние водопроводных сетей и сооружений.
Наимен. | Одиночное протяжение | |||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
|||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | ||
Водоводы км |
30,6 | - | - | 30,6 | - | - | 70 | - | - | 7,5 |
Одиночное протяжение | ||||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
|||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | ||
Уличные сети, км |
195,4 | 42,0 | 50,0 | 103,4 | 30 | 41 | 63 | 19,8 | 11,4 | 8,49 |
Помимо выше перечисленного, неэффективность работы системы водопровода в г. Пскове определяют следующие недостатки:
- нестабильный гидравлический режим работы;
- высокая энергоемкость;
- низкий уровень автоматизации технологического процесса водоснабжения;
- плохое состояние средств учета потребления воды, более 50% средств учета неповерено и неисправно;
- отсутствие плановой замены сетей водоснабжения в соответствии с их износом;
- обслуживание системы водоснабжения осуществляется, в основном, в режиме ликвидации аварий;
- слабое оснащение материально-технической базы МУП "Горводоканал" современной техникой и оборудованием
- недостаточная материально-техническая оснащенность предприятия по обслуживанию и ремонту систем водоснабжения;
- низкий уровень оснащенности энергосберегающим оборудованием;
1.3. Система канализации
В канализационную систему города входят: очистные сооружения канализации канализационные насосные станции, самотечные и напорные канализационные коллекторы, канализационные сети, внутридомовая система канализации, инженерные сооружения ливневой канализации.
Вся инженерная инфраструктура системы канализации имеет высокий моральный и технический износ. Более 27% стальных, 80% железобетонных и 20% керамических канализационных труб превысили предельный срок эксплуатации и подлежат замене или капитальному ремонту. Канализационные насосные станции работают по сокращенному технологическому циклу, что приводит к ускоренному выходу из строя насосного и другого оборудования.
Таблица N 5
Состояние очистных сооружений канализации
Наименов. | Установлен. Пропускная Способность тыс. м3/сут. |
Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн.руб. |
Дефицит мощности, % |
Удельный вес сточных вод к общему объему, % |
Уд. Вес нормативно очищенных сточных вод, % |
ОСК, Монькино |
150 | 29 | 120,54 | 0 дефицит отстойных сооружений |
100 | 0 категория недостаточно очищенные |
Таблица N 6
Состояние канализационных сетей и сооружений
Наименов. | Одиночное протяжение | |||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
|||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | ||
Главные коллекторы,км |
22,2 | 3,0 | 5,0 | 17,2 | 35 | 48 | 68 | 4,1 | 1,8 | 0,9 |
Одиночное протяжение | ||||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Физический износ, % |
Остаточная балансовая стоимость, млн. руб. |
|||||||
до 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | До 15 |
15- 20 |
Свыше | ||
Уличные канализац. сети, км |
194,8 | 20,4 | 70,0 | 104,4 | 30 | 45 | 63 | 15,3 | 8,8 | 3,48 |
К высокому уровню общих затрат на канализование ведут такие недостатки, как низкий уровень автоматизации технологического процесса перекачки стоков, высокая энергоемкость операций, отсутствие плановой замены основного оборудования в соответствии с его износом, низкое качество проведения планово-предупредительного ремонта и обслуживания, низкий уровень оснащенности энергосберегающим оборудованием, слабое оснащение современной техникой и оборудованием для эксплуатации, техобслуживания и ремонта.
Отсутствие средств учета объема перекачиваемых стоков влияет на объективность при определении тарифов на водоотведение.
1.4. Система газоснабжения
Состав: подземные и надземные газопроводы, внутридомовая система газоснабжения, газовое оборудование, ГРС, ГРП.
Недостатки:
- отсутствие учета потребления природного газа у населения;
- отсутствие плановой замены газопроводов в соответствии с их износом;
- отсутствие накопления денежных средств у газоснабжающих предприятий для ведения плановой замены газового хозяйства (включая газовые водонагреватели и газовые плиты).
1.5. Система электроснабжения
Состав: Распределительные подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные сети (воздушные, подземные), системы защиты, автоматизации и контроля.
Недостатки:
- отсутствие муниципальных источников электроэнергии;
- низкие темпы внедрения энергоэкономичных осветительных приборов;
- производство плановой замены сетей электроснабжения не в соответствии с их износом;
- не организовано в полном объеме потребление электроэнергии по дифференцированному по времени суток тарифу (нет соответствующих приборов учета).
1.6. Сфера потребления энергоресурсов
Состав: жилые и административные здания, учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, уличное освещение, освещение мест общего пользования.
Недостатки:
- низкая оснащенность домовыми и квартирными приборами учета воды, тепла и газа;
- высокий уровень тепловых потерь в зданиях и сооружениях (стены, окна, двери);
- отсутствие заинтересованности потребителей в энергосбережении;
- низкое качество обслуживания внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения (сведено к ликвидации аварий);
- система канализации в технических подпольях многих зданий по причине низкого качества ее обслуживания функционирует с нарушением технологических требований (подвалы заполнены хозфекальными стоками), это ускоряет процесс износа (коррозии) трубопроводов тепло- и водоснабжения;
- слабое внедрение энергосберегающего оборудования в системе освещения подъездов и лестничных клеток;
- отсутствие приборов учета потребления электроэнергии дифференцированных по времени суток.
2. Основные цели и задачи программы. Сроки ее реализации
Главными целями муниципальной целевой программы являются:
- снижение расходов городского бюджета, организаций и населения на топливо, тепловую и электрическую энергию, воду при одновременном повышении надежности и качества предоставляемых услуг;
- обеспечение социально-экономического развития г.Пскова и перевод жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на энергоэффективный путь развития;
- снижение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции или оказываемой услуги;
- предоставление населению г. Пскова качественных коммунальных услуг по обеспечению теплом и горячей водой, по водоснабжению и канализованию, по газо- и электроснабжению по объективно обоснованным тарифам и ценам;
- улучшение здоровья населения и социальной обстановки; рациональное использование энергоресурсов;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
В производственной сфере:
- снизить потребление энергии на единицу выпускаемой продукции и оказываемой услуги;
- повысить надежность функционирования систем водопровода и канализации. тепло-, газо- и электроснабжения;
- повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;
- повысить энергетическую эффективность выпускаемой продукции на предприятиях ЖКХ, оказывающих услуги населению; снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
- повысить тепловую защиту зданий и сооружений;
- ввести систему стимулирования энергоресурсосбережения;
- создать условия, обеспечивающие более высокую энергетическую самостоятельность города;
- согласовать интересы производителей с интересами потребителей города тепла и воды.
В экономической сфере:
- снизить затраты бюджетных средств на оплату энергоресурсов и дотационные
- выплаты из городского бюджета;
- повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей на энергию и энергоресурсы;
- создать финансово-экономические условия обеспечивающие энергетическую безопасность и самостоятельность жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.
В социальной сфере:
- сформировать сознание и энергосберегающее поведение населения;
Программа рассчитана на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года. Предусматривает первоочередные мероприятия со сроком окупаемости до 2-х лет; среднезатратные мероприятия со сроком окупаемости от 2 до 5 лет и долгосрочные мероприятия со сроком окупаемости свыше 5 лет.
9. Финансирование программы
Планируется привлечение следующих источников финансирования программы:
- инвестиции;
- целевые финансовые средства энергоресурсосбережения;
- областной бюджет;
- городской бюджет;
- средства МУП "ПТС", МУП "Горводоканал", ОАО "Псковрегионгаз";
Общая ориентировочная стоимость мероприятий программы составляет 3 769,349 млн. руб.
10. Информационное обеспечение программы
Информационное обеспечение Программы предусматривается путем проведения комплекса мероприятий. Основная нагрузка будет возложена на средства массовой информации при поддержке Пресс-службы Администрации города Пскова. Главной задачей должно стать изменение отношения людей к своему дому, городу, как к своей собственности.
Предусматривается:
- подготовка постоянных публикаций в процессе проведения отдельных мероприятий программы;
- отражение хода выполнения программы в телепередачах;
- проведение работы с населением в части установки индивидуальных приборов учета воды, тепла, газа;
- изготовление наглядной агитации в виде плакатов, брошюр, бюллетеней с целью разъяснения Программы; проведение конкурса энергоэффективности среди МУ и МП города Пскова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.