Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования и науки Мурманской области,
Министерства здравоохранения Мурманской области
Порядок
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (далее - Порядок) регулирует процессы организации образования детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому или в медицинских организациях, а также финансирования расходов на данные цели и компенсации затрат родителей (законных представителей), организующих образование детей-инвалидов на дому в форме семейного образования.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на образовательные организации, расположенные на территории Мурманской области, осуществляющие обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - образовательная организация).
1.3. Предоставление общего образования на дому или в медицинских организациях осуществляется для следующих категорий обучающихся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать государственные или муниципальные образовательные организации:
- обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;
- дети-инвалиды, нуждающиеся в длительном лечении;
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Цель и задачи
2.1. Целью организации обучения на дому или в медицинских организациях является реализация конституционного права на образование детьми, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами (далее - дети, обучающиеся).
2.2. Задачи:
- создание условий для освоения обучающимися основных общеобразовательных программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программам, с учетом характера течения заболеваний, рекомендаций медицинской организации, индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательной деятельности.
3. Организация обучения
3.1. Организация обучения детей и детей-инвалидов на дому осуществляется педагогами образовательной организации, в которой дети обучаются постоянно.
3.2. Обучение детей и детей-инвалидов, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, осуществляется образовательной организацией, уполномоченной муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования (далее - уполномоченная образовательная организация).
3.3. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в областных медицинских организациях, не проживающих в муниципальном образовании, на территории которого находится данная медицинская организация, осуществляется образовательной организацией, закрепленной распорядительным актом муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, на территории которого находится данная медицинская организация.
3.4. Дети и дети-инвалиды, обучающиеся в медицинских организациях, учитываются в статистических и других видах отчетности образовательных организаций, в которые они зачислены.
3.5. Обучение детей и детей-инвалидов, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, в том числе прохождение государственной итоговой аттестации, осуществляется уполномоченной образовательной организацией на основе договора о безвозмездном временном пользовании помещением, заключенного между медицинской организацией.
3.6. В целях организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении, медицинская организация предоставляет образовательной организации помещения на основании договора о безвозмездном временном пользовании помещением.
Уполномоченная образовательная организация создает необходимые условия для организации образовательной деятельности детей, нуждающихся в длительном лечении, в помещении, переданном на основании договора о безвозмездном временном пользовании, с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
3.7. Уполномоченная образовательная организация при осуществлении лицензируемой образовательной деятельности по адресу медицинской организации, не указанному в лицензии, должна переоформить лицензию в соответствии с законодательством Российской Федерации, включив в нее место осуществления образовательной деятельности (адрес медицинской организации).
3.8. Образовательная деятельность в медицинских организациях осуществляется педагогическими работниками образовательной организации, с которой медицинская организация заключила договор о безвозмездном временном пользовании помещением.
3.9. Контроль за освоением образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программ, на период обучения ребенка в медицинской организации осуществляет образовательная организация, закрепленная распорядительным актом муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, и осуществляющая обучение.
3.10. В день выписки из медицинской организации родителям (законным представителям) выдается справка с указанием сроков обучения и результатов освоения учебных предметов индивидуального учебного плана, подписанная руководителем образовательной организации, обеспечившей обучение в медицинской организации, заверенная печатью образовательной организации.
3.11. Продолжительность обучения по образовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется образовательной организацией на основании решения врачебной комиссии о длительности лечения и/или реабилитации ребенка.
3.12. Реализация образовательных программ для обучающихся на дому или в медицинских организациях возможна в различных формах: очной, очно-заочной, сетевой, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При организации обучения в медицинских организациях образовательный процесс может осуществляться в форме групповых и индивидуальных занятий.
Индивидуальные и групповые занятия в медицинских организациях проводятся для обучающихся по решению лечащего врача с учетом психофизических возможностей ребенка и характера течения заболевания.
Индивидуальные учебные планы составляются исходя из учебной нагрузки, определенной примерными учебными планами по классам обучения, но не более обязательной нагрузки, указанной в п. 3.20 настоящего Порядка.
3.13. Основанием для организации обучения обучающихся на дому является решение врачебной комиссии о длительности лечения и реабилитации ребенка и письменное заявление родителя (законного представителя) на имя руководителя образовательной организации, в которой обучается ребенок.
Основанием для организации обучения в медицинской организации является решение врачебной комиссии о длительности лечения и/или реабилитации ребенка и письменное заявление родителя (законного представителя) на имя руководителя уполномоченной образовательной организации.
3.14. Организация обучения на дому или в медицинской организации осуществляется с разрешения органа, осуществляющего управление в сфере образования, в введении которого находится образовательная организация.
3.15. Для разрешения обучения на дому или в медицинской организации руководитель образовательной организации представляет в орган, осуществляющий управление в сфере образования, следующие документы:
- ходатайство на имя руководителя органа, осуществляющего управление в сфере образования, о разрешении организации обучения на дому или в медицинских организациях;
- копию заявления родителя (законного представителя);
- копию заключения (справки) о решении врачебной комиссии медицинской организации.
3.16. На основании документов, предоставленных образовательной организацией, орган, осуществляющий управление в сфере образования, издает приказ о разрешении обучения ребенка на дому или в медицинской организации.
3.17. На основании приказа органа, осуществляющего управление в сфере образования, руководитель образовательной организации издает приказ об организации обучения на дому или в медицинской организации и заключает с родителями (законными представителями) договор по форме, утвержденной локальным актом образовательной организации.
3.18. Договор, заключенный с родителями (законными представителями), должен содержать следующие разделы:
- предмет договора;
- права, обязанность сторон;
- ответственность сторон;
- срок действия договора.
3.19. Организация образовательного процесса при обучении обучающихся на дому или в медицинской организации регулируется индивидуальным учебным планом, рабочими программами, разработанными с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья детей, годовым календарным учебным графиком и индивидуальным расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно с учетом мнения родителей (законных представителей).
Обязательная учебная нагрузка для детей, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, составляет 2 часа в неделю.
Обязательная учебная нагрузка обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также адаптированные основные общеобразовательные программы, соответствует учебной нагрузке, определенной примерными учебными планами по классам обучения.
3.20. Образовательная организация с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся разрабатывает индивидуальные учебные планы исходя из примерных недельных учебных планов:
Примерный недельный учебный план для обучающихся на дому или в медицинских организациях по образовательным программам начального общего образования
(в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования):
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть | |||||
Филология |
Русский язык и литературное чтение |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Иностранный язык |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Математика и информатика |
Математика |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
0,5 |
Искусство |
Музыка и Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
Технология | |||||
Физическая культура | |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношении |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Обязательная нагрузка обучающегося |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Часы самостоятельной работы обучающегося |
11 |
13 |
13 |
13 |
|
Максимально допустимая нагрузка обучающегося |
21 |
23 |
23 |
23 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся на дому или в медицинских организациях по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
(на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74):
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
Русский язык и литература |
3,5 |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Математика Информатика и ИКТ |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
3,5 |
История |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
География |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Природоведение |
1 |
|
|
|
|
|
|
Физика |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Химия |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Биология |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Искусство (Музыка и ИЗО) Технология Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Региональный компонент и компонент образовательной организации |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Обязательная нагрузка обучающегося |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
14 |
14 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
17 |
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
34 |
34 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся на дому или в медицинских организациях по образовательным программам основного общего образования
(в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании примерной основной образовательной программы основного общего образования):
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам обучения |
|||||||||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||||||||||
Обязательная часть | |||||||||||||||
Филология |
Русский язык |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
|||||||||
Литература |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Иностранный язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Математика и информатика |
Математика |
2,5 |
2,5 |
|
|
|
|||||||||
Алгебра |
|
|
2 |
2 |
2 |
||||||||||
Геометрия |
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||||||
Информатика |
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||||||
Общественнонаучные предметы |
История России. Всеобщая история |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Обществознание |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||||||
География |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||||||
Естественнонаучные предметы |
Физика |
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|||||||||
Химия |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||||||||||
Биология |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||||||
Искусство |
Музыка |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
|||||||||
Изобразительное искусство |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
|
||||||||||
Технология |
Технология |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
|||||||||
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности |
ОБЖ |
|
|
|
0,25 |
0,25 |
|||||||||
Физическая культура |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
1,5 |
1 |
1,5 |
2 |
||||||||||
Обязательная нагрузка обучающегося |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
||||||||||
Часы самостоятельной работы |
16 |
17 |
19 |
19 |
20 |
||||||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
28 |
29 |
31 |
32 |
33" |
3.21. При обучении обучающихся на дому или в медицинских организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам часы регионального компонента и компонента образовательной организации направляются на индивидуальные коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, коррекцию речевых нарушений (логопедические занятия) с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья детей и мнения родителей (законных представителей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может быть направлена на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
3.22. Содержание самостоятельной работы должно быть описано в рабочей программе каждого учебного предмета и направлено на расширение и углубление практических знаний по данному учебному предмету.
3.23. Самостоятельная работа обучающегося, не входящая в обязательную нагрузку, может выполняться под руководством педагога, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Ответственность за качество и объем выполнения самостоятельной работы по каждому учебному предмету индивидуального учебного плана обучающегося несут родители (законные представители).
3.24. При организации обучения на дому или в медицинских организациях допускается сочетание различных форм обучения, что отражается в договоре об организации обучения, заключенном между образовательной организацией и родителями (законными представителями).
Обучающийся, владеющий навыками самообслуживания, может посещать занятия по отдельным учебным предметам в образовательной организации вместе с одноклассниками. В таком случае в индивидуальном учебном плане обучающегося на изучение данных учебных предметов не отводятся часы.
Решение в каждом конкретном случае принимает руководитель образовательной организации с учетом степени заболевания и рекомендаций медицинской организации при условии доставки ребенка родителями (законными представителями) в организацию и обратно.
3.25. Общие сведения о детях, обучающихся на дому или в медицинских организациях, данные о результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации, итоговой аттестации, переводе из класса в класс, выпуске из образовательной организации вносятся в классный журнал соответствующего класса образовательной организации.
3.26. Для учета проведения индивидуальных занятий на каждого обучающегося оформляется журнал, в который заносятся даты занятий, содержание пройденного материала, домашнее задание, данные о текущей успеваемости.
3.27. Родители (законные представители) детей-инвалидов могут самостоятельно осуществлять их обучение на дому или в медицинских организациях по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам, с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также итоговой аттестации в образовательной организации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
3.28. Образовательные организации в период обучения детей и детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях:
3.28.1. Предоставляют на время обучения бесплатно учебники, учебную и справочную литературу.
3.28.2. Обеспечивают образовательный процесс специалистами из числа педагогических работников, оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных, адаптированных основных общеобразовательных программ без взимания платы.
3.28.3. Организуют предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ.
3.28.4. Утверждают локальным актом образовательной организации порядок осуществления промежуточной аттестации.
3.28.5. Осуществляют итоговую аттестацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (с различными формами умственной отсталости), организуют участие в государственной итоговой аттестации.
3.28.6. Выдают обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, документ об образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Выдают детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования, свидетельство об обучении.
3.28.7. Осуществляют перевод обучающегося в следующий класс в соответствии с Уставом образовательной организации.
3.29. Родители (законные представители) детей, детей-инвалидов в период организации обучения на дому или в медицинской организации:
3.29.1. Обеспечивают наличие необходимых канцелярских и письменных принадлежностей.
3.29.2. Контролируют выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках освоения образовательных программ.
3.30. Медицинские организации в период обучения детей и детей-инвалидов в медицинских организациях:
3.30.1. Предоставляют уполномоченной образовательной организации помещение для организации образовательной деятельности детей и детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении.
3.30.2. Информируют родителей (законных представителей) об уполномоченной образовательной организации, осуществляющей обучение детей и детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении, в медицинской организации.
3.31. Государстве иная итоговая аттестация (далее - ГИА) выпускников, находящихся на обучении на дому или в медицинских организациях, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицам, успешно прошедшим ГИА, выдаются документы об образовании.
4. Финансовое обеспечение
4.1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности на организацию обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении, детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому или в медицинских организациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
4.2. Компенсация затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения детей-инвалидов на дому осуществляется образовательной организацией, за которой в соответствии с действующим законодательством закреплен обучающийся для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также итоговой аттестации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе за счет средств, предоставленных на выполнение
государственного (муниципального) задания.
4.3. Ежемесячный размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения ребенка-инвалида по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому определяется как произведение средней стоимости одного часа работы педагогических работников общеобразовательных организаций Мурманской области и количества фактически проведенных учебных часов в месяц, определяемых в соответствии с индивидуальным учебным планом, но не более обязательной учебной нагрузки, указанной в пункте 3.20 настоящего Порядка.
4.4. Ежемесячный размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на организацию обучения ребенка-инвалида по образовательным программам дошкольного образования на дому определяется как произведение средней стоимости одного часа работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций Мурманской области и количества фактически проведенных учебных часов в месяц, но не более 2 часов в неделю.
4.5. Компенсация выплачивается путем перечисления денежных средств на лицевой счет родителя (законного представителя), указанный в договоре об обучении на дому и открытый в кредитной организации Мурманской области, имеющей лицензию Центрального Банка РФ.
В случае отсутствия возможности перечисления компенсации на лицевой счет родителя (законного представителя) организация осуществляет выплату через управление федеральной почтовой связи Мурманской области - филиал ФГУП "Почта России" на адрес, указанный в договоре.
Выплата компенсации осуществляется ежемесячно за январь-май, сентябрь-декабрь текущего года без предъявления требований к педагогическому образованию. Отчетные документы о расходовании полученных средств родителями (законными представителями) не представляются.
4.6. Средняя стоимость одного часа работы педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций Мурманской области, указанная в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Порядка устанавливается приказом Министерства образования и науки Мурманской области.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Мурманской области и Министерства здравоохранения Мурманской области от 29 октября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.