Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Мурманской области
от 28.12.2007 N 639-ПП
Региональная целевая программа "Водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы
По-видимому в тексте настоящей Программы допущена опечатка. Имеются в виду Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 26 сентября 2001 г. N 24
Паспорт
Наименование - "Водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017
программы гг. (далее - Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области от
решения о 09.02.2007 N 72-ПП/2 "О разработке региональной
разработке целевой программы "Водоснабжение Мурманской области"
Программы на 2008-2017 годы"
Государственные - комитет по природным ресурсам и охране окружающей
заказчики среды Мурманской области - по подпрограмме 1;
- департамент строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской области - по подпрограмме 2
Государственный - департамент строительства и жилищно-коммунального
заказчик- хозяйства Мурманской области
координатор
Основные - комитет по природным ресурсам и охране окружающей
разработчики среды Мурманской области;
Программы - департамент строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской области
Цели и задачи Цели:
Программы 1. Обеспечение населения Мурманской области
качественной питьевой водой из наиболее защищенных
подземных источников водоснабжения, соответствующей
СанПиН 1074-01.
2. Повышение устойчивости и надежности
функционирования систем водоснабжения Мурманской
области.
3. Обеспечение защиты хозяйственно-питьевого водо-
снабжения от техногенного воздействия промышленных
выбросов и вероятных радиационных выбросов от
объектов атомной энергетики, радиационно-опасных
объектов в соответствии с ГОСТ Р 22.6.01-95.
4. Улучшение качества предоставляемых жилищно-
коммунальных услуг.
Задачи:
1. Поиск, разведка и оценка подземных источников
водоснабжения для городов и поселков Мурманской
области.
2. Подготовка проектно-сметной документации по пере-
воду на наиболее защищенные подземные источники
водоснабжения городов и поселков Мурманской области.
3. Подготовка проектно-сметной документации по
реконструкции действующих систем водоснабжения
городов и поселков Мурманской области.
4. Реализация проектов по переводу на наиболее
защищенные подземные источники водоснабжения
городов и поселков Мурманской области.
5. Реконструкция действующих систем водоснабжения
городов и поселков Мурманской области
Важнейшие - общая экономическая эффективность Программы:
целевые - положительный экономический эффект - 705,8 млн.
индикаторы и руб./год;
показатели - срок окупаемости - 11 лет
Сроки и этапы - этап 1 - 2008 - 2010 годы:
реализации - поиск, разведка и оценка подземных источников
Программы водоснабжения г. Мончегорск;
- подготовка проектно-сметной документации по перево-
ду на наиболее защищенные подземные источники водо-
снабжения и строительству водоводов до подключения
к действующим системам водоснабжения городов
Мурманск, Кандалакша, Ковдор, поселка Африканда, (на
выявленных и разведанных месторождениях подземных
вод);
- обустройство подземных источников водоснабжения
со строительством водовода до г. Апатиты;
- подготовка проектно-сметной документации по ре-
конструкции действующих систем водоснабжения городов
Мурманск, Кандалакша, Апатиты, Ковдор, Полярные Зори,
Мончегорск, Оленегорск, поселков Африканда и Зелено-
борский;
- реконструкция действующих систем водоснабжения
г. Апатиты;
- реконструкция действующих систем водоснабжения
г.Мурманска, Мончегорска, Полярных Зорей,
Кандалакши, Оленегорска, п. Африканды и
Зеленоборский;
- этап 2 - 2011 - 2017 годы:
- поиск, разведка и оценка подземных источников
водоснабжения городов Мончегорск, Полярные Зори,
Оленегорск;
- подготовка проектно-сметной документации по
переводу на наиболее защищенные подземные источники
водоснабжения и строительству водоводов до
подключения к действующим системам водоснабжения
городов Мончегорск, Полярные Зори, Оленегорск;
- реализация проектов по переводу на наиболее
защищенные подземные источники водоснабжения и
строительству водоводов до подключения к действующим
системам водоснабжения городов Мурманск, Кандалакша,
Ковдор, Полярные Зори, Оленегорск, Мончегорск, пос.
Африканда;
- подготовка проектно-сметной документации по
реконструкции действующих систем водоснабжения
городов Мурманск, Мончегорск, Оленегорск;
- реализация проектов по реконструкции действующих
систем водоснабжения городов Мурманск, Кандалакша,
Ковдор, Полярные Зори, Апатиты, Оленегорск,
Мончегорск, поселков Африканда и Зеленоборский
Перечень - подпрограмма 1 "Поиск, разведка, оценка и
подпрограмм обустройство подземных источников водоснабжения
со строительством водоводов";
- подпрограмма 2 "Реконструкция действующих сетей
водоснабжения"
Объемы и 2008-2010 2011-2017 всего
источники
финансирования,
млн. руб. в том
числе: 934.0 6838.0 7772.0
- средства
федерального
бюджета, млн.
руб. 20.0 3048.0 3068.0
- средства
областного
бюджета, млн.
руб. 628.0 2780,0 3408.0
- средства
бюджета
муниципальных
образований,
млн.руб. 111.5 517.5 629.0
- внебюджетные
источники, млн.
руб. 174.5 492.5 667.0
Ожидаемые - обеспечение потребности экономики и социальной
конечные сферы городов Апатиты, Мурманск, Кандалакша, Ковдор,
результаты Полярные Зори, Оленегорск, Мончегорск, п.Африканда,
реализации п. Зеленоборский Мурманской области качественной
Программы и питьевой водой из наиболее защищенных подземных
показатели источников водоснабжения, соответствующей СанПиН
социально- 1074-01;
экономической - обеспечение надежности функционирования
эффективности хозяйственно-питьевого водоснабжения в случае
чрезвычайных ситуаций в соответствии с
ГОСТ Р 22.6.01-95;
- повышение устойчивости и надежности
функционирования систем водоснабжения Мурманской
области в соответствии с ГОСТ 27.002-89
1. Характеристика и состояние источников водоснабжения Мурманской области
Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, предприятий и организаций области используются 63 источника, в том числе 11 подземных и 52 поверхностных.
Фактическая обеспеченность населения области централизованным водоснабжением составляет 95,8%, в том числе: городское население - 100%, сельское - 91,6%.
93,7% водопотребителей области пользуется водой из поверхностных источников.
Исторически и географически Мурманская область имеет в наиболее заселенных территориях перегрузочные порты и объекты горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, поэтому все поверхностные источники водоснабжения находятся в зонах постоянного негативного аэротехногенного воздействия. Снижение антропогенного воздействия на водные объекты вследствие массовой эмиграции населения из области и снижения объемов производства в середине 90-х годов прошлого столетия, а также комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия на объекты окружающей среды, постоянно и планомерно проводимых в регионе в настоящее время, не решили и не могут кардинально решить следующие проблемы: тяжелые металлы накапливаются в донных отложениях и тканях гидробионтов и мигрируют из почвы в воду; в области находится большое количество ведомственных накопителей неутилизируемых промышленных и сельскохозяйственных отходов.
В связи с экономическим ростом в стране и в соответствии со стратегией ее развития в ближайшем будущем ожидается увеличение объемов производства продукции горно-обогатительных комбинатов, развитие производства по транспортировке и перегрузке нефти.
В центре области находится крупнейшая на Северо-Западе атомная электростанция, в портах дислоцируется атомный флот. В области функционируют предприятия по хранению, захоронению и дезактивации радиоактивных отходов, размещены объекты военно-промышленного комплекса.
При авариях на промышленных или военных объектах Мурманской области возможно резкое ухудшение качества воды в поверхностных источниках. В разрез с положениями ГОСТ Р 22.6.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения области не могут обеспечить бесперебойное снабжение населения доброкачественной питьевой водой при аварийном загрязнении водоисточников, авариях или разрушениях радиационно-, химически-, биологически-, пожаро-, взрыво- и гидродинамически опасных объектов по следующим причинам: не освоены разведанные подземные источники водоснабжения; недостаточно разведаны запасы подземных вод; в населенных пунктах отсутствуют резервуары чистой воды, или их объем недостаточен для организации водоснабжения в аварийных или чрезвычайных ситуациях.
Одной из стратегических задач водоснабжения в области является повышение и сохранение качества питьевой воды.
Подготовка (очистка) питьевой воды, выполняющая барьерную функцию, отсутствует на 51 водопроводе области, например, в одном из крупнейших городов области - Кандалакше.
Остро стоит проблема сохранения качества воды при ее транспортировке. Основной причиной возможного постепенного ухудшения качества воды является эксплуатация крайне изношенных очистных сооружений и водопроводных сетей, износ которых доходит до 90% и непрерывно возрастает. Кроме того, потери при транспортировке воды по изношенным сетям по предприятиям, эксплуатирующим системы водоснабжения, в отдельных населенных пунктах области достигают 35%. Ежегодно показатели безотказности в регионе снижаются на 5-10%.
Отличительной особенностью поверхностных вод Мурманской области является отсутствие их биологической ценности.
По педохимической классификации вод, выполненной В.А. Ковдой, поверхностные воды относятся к ультрапресным фульватно-железистым водам. Они обладают следующими свойствами: маломутные, среднецветные, низкоминерализованные, нестабильные. Все эти свойства взаимосвязаны и характеризуют воду следующим образом: вода коррозионно агрессивна к бетонам, металлам и быстро разрушает трубы и бетонные сооружения; вода практически не содержит кальция и иных жизненно важных компонентов.
Европейские стандарты содержания кальция в воде составляют норму не ниже 20 мг/л в сравнении со средним содержанием его в поверхностных водах - 2 мг/л.
По данным медицинской статистики, дефицит кальция увеличивает риск заболеваемости по следующим классам заболеваний: на 65% - болезней костно-мышечной системы; на 40% - болезней нервной и столько же - эндокринной систем; на 15% - мочеполовой и на 10% - пищеварительной систем.
Рассмотрим состояние дел по водоснабжению в разрезе по городам Мурманской области.
Город Мурманск - численность населения - 325.1 тыс. чел.
Источниками водоснабжения г.Мурманска, расположенного на восточном берегу Кольского залива, являются р. Кола; р.Тулома; оз.Большое. К системе водоснабжения подключены г.Кола, п.г.т. Кильдинстрой, п.г.т. Молочный, н.п. Зверосовхоз, п.г.т. Мурмаши.
Для водоснабжения микрорайонов города, расположенных на западном берегу Кольского залива, используются оз. Первое и р. Большая Лавна.
На санитарное состояние водосборной территории и зоны питания р.Колы существенное влияние оказывает пометохранилище птицефабрики "Мурманская", особенно в паводковые периоды. У истоков реки находится Оленегорский ГОК, вдоль берегов до створа водозабора расположен ряд малых населенных пунктов, но из-за большой удаленности и достаточной водности реки значительного влияния этих объектов на качество воды не наблюдается. Потенциальными источниками загрязнения р.Туломы (Нижнетуломское водохранилище) являются расположенные на противоположном берегу реки поля сельскохозяйственных предприятий, ГФУС "Тулома" (молокозавод и коровник), а также турбазы и ряд мелких населенных пунктов. По многолетним исследованиям, вышеперечисленные источники загрязнения не оказывают существенного влияния на качество воды в источнике, что обусловлено значительной водностью источника и удаленностью объектов. Источниками загрязнения оз.Большого могут являться диффузные выпадения, обусловленные близостью предприятий Северной промзоны и проходящая в непосредственной близости от берега оз.Большого объездная автодорога Мурманск- С.-Петербург. Источники антропогенного воздействия на р. Большая Лавна и оз. Первое отсутствуют.
Процент обеспеченности водой из подземных источников - 0%. Суточная потребность водоснабжения составляет 250 тыс. м3.
В результате проведенных поисково - оценочных работ в долине р.Тулома выявлено Нижнетуломское месторождение подземных вод, расположенное в 2,5 км юго-западнее поверхностного водозабора и состоящее из двух участков: Полуостров и Прибрежный. Общересурсный потенциал Нижнетуломского месторождения оценен в объеме 210 тыс. м3/сут. Подземные воды по всем показателям соответствуют требованиям СанПиН 2.1.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и пригодны для использования в целях питьевого водоснабжения. Дополнительно представленное заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Мурманской области от 12.01.2006 N 09 подтверждает это и отмечает высокое качество подземных вод продуктивного горизонта. В настоящее время по участку Полуостров проведена экспертиза запасов по категории С1 объемом 100 тыс./м3, утверждены ГКЗ 28.06.2006.
Протяженность водопроводных сетей составляет 343,4 км, общая степень износа - 65 %. Обеспечение аварийного запаса воды резервуарами чистой воды - 60% (2 зоны обеспечения).
Город Мончегорск - численность населения - 49.5 тыс. чел.
Источник водоснабжения - озеро Монча, подвергается значительному загрязнению за счет аэрогенных выбросов комбината "Североникель" Кольской ГМК. Ежегодно в паводковый период наблюдается превышение предельно допустимых концентраций никеля в 2-4 раза. Проведенными исследованиями зарегистрировано повышение концентраций бериллия, свинца, кадмия.
Постоянно увеличивается концентрация мышьяка, теллура, ванадия, меди, которые суммарно превышают нормативные уровни. Суточная потребность водоснабжения составляет 39 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 98.0 км, общая степень износа - более 85 %. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%. Начаты поисковые работы подземных источников водоснабжения за счет средств областного бюджета.
Город Полярные Зори - численность населения - 16,3 тыс. чел.
Источник питьевого водоснабжения - озеро Имандра. Наиболее сильно подвержено загрязнению за счет поступающих сбросов предприятий и населенных пунктов а также за счет аэрогенных выбросов предприятий металлургической промышленности, среднее за год содержание меди, никеля, марганца, алюминия составляет 2-4 ПДК, максимальное достигает 10-18 ПДК. Суточная потребность водоснабжения составляет 8.9 тыс.м3.
Протяженность водопроводных сетей составляет 32,4 км, общая степень износа - более 90%. На территории муниципального образования расположена Кольская АЭС. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%. Работы по поиску и оценке запасов подземных вод в целях питьевого водоснабжения не проводились.
Город Апатиты - численность населения - 58.4 тыс. чел.
Источником водоснабжения является озеро Имандра, характеристика дана выше. Суточная потребность водоснабжения составляет 37.4 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 25.6 км. Общая степень износа более 68%. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0% .
Разведано и подготовлено для промышленного освоения месторождение подземных вод "Малая Белая" для хозяйственно-питьевого водоснабжения с эксплуатационными запасами 30.0 тыс.м3/сут. по категории А+В+С1. Имеется готовый проект обустройства подземного источника водоснабжения со строительством водовода.
Город Кандалакша - численность населения - 27,5 тыс. чел.
Источником питьевого водоснабжения является р. Нива, в которую поступают стоки от предприятий жилищно-коммунального хозяйства и рыбоводного завода. Содержание меди в реке среднегодовое составляет 6 ПДК, процент несоответствия качества воды источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям в г. Кандалакше - 1,07%. Суточная потребность водоснабжения составляет 15.3 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 18.6 км, общая степень износа - более 80%. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%.
В период 1992-2003 годы выполнены поисково-оценочные работы по выявлению подземного источника в долине реки Нива. В 2004 году была произведена государственная экспертиза эксплуатационных запасов подземных вод в количестве 25 тыс. м3/сут. по категории С1+С2. Запасы приняты как забалансовые ввиду экологических ограничений. В настоящее время ведется изучение южной части месторождения за счет средств областного бюджета.
Город Ковдор - численность населения - 20.8 тыс. чел.
Источником питьевого водоснабжения является р. Ена, которая испытывает антропогенные нагрузки от производственной деятельности ОАО "Ковдорский ГОК". Суточная потребность водоснабжения составляет 15.5 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 42,36км, общая степень износа - более 86%. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%.
В 2000 году ОАО "Ковдорский ГОК" выдана лицензия на разведку с последующей добычей месторождения подземных вод "Енское". В 2005 г. эксплуатационные запасы в количестве 30 тыс.м3/сут. прошли государственную экспертизу в ГКЗ по категории В+С1.
Город Оленегорск - численность населения - 24,8 тыс. чел.
Источником водоснабжения является оз. Пермус, загрязняется притоками, принимающими сточные воды Оленегорского механического завода и от проходящей рядом трассы Санкт-Петербург - Мурманск. Наблюдается превышение ПДК по содержанию меди в три раза, марганца в пять раз. Суточная потребность водоснабжения составляет 15.2 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 63.9 км, общая степень износа более 70%.
Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%. Работы по поиску и оценке запасов подземных вод в целях питьевого водоснабжения не проводились.
Поселок Африканда - численность населения - 1,378 тыс. чел.
Источник водоснабжения - оз. Имандра (характеристику водного объекта см. для г. Полярные Зори). Суточная потребность водоснабжения составляет 0,580 тыс.м3. Протяженность водопроводных сетей составляет 15.1 км, общая степень износа - более 86%. Процент обеспеченности водой из защищенных источников - 0%. Выявлено, разведано и подготовлено для промышленного освоения месторождение подземных вод "Африкандское-2". ТКЗ утвердила балансовые эксплуатационные запасы в количестве 1200м3/сут. по категории В для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
2. Цели и задачи Программы. Целевые индикаторы и показатели Программы
Основными целями Программы являются:
1. Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой из наиболее защищенных подземных источников водоснабжения, соответствующей СанПиН 1074-01.
2. Повышение устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения Мурманской области в соответствии с ГОСТ 27.002-89.
3. Обеспечение защиты хозяйственно-питьевого водоснабжения от техногенного воздействия промышленных выбросов и вероятных радиационных выбросов от объектов атомной энергетики, радиационноопасных объектов в соответствии с ГОСТ Р 22.6.01-95.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
1. Поиск, разведка и оценка подземных источников водоснабжения для городов и поселков Мурманской области
2. Подготовка проектно-сметной документации по переводу на наиболее защищенные подземные источники водоснабжения городов и поселков Мурманской области.
3. Подготовка проектно-сметной документации по реконструкции и развитию действующих систем водоснабжения городов и поселков Мурманской области.
4. Реализация проектов по переводу на наиболее защищенные подземные источники водоснабжения городов и поселков Мурманской области.
5. Реконструкция и развитие действующих систем водоснабжения городов и поселков Мурманской области.
В качестве индикатора Программы по переводу основных населенных пунктов области на подземные источники водоснабжения принят такой показатель, как использование подземных вод в зависимости от освоения выделенных на реализацию мероприятий денежных средств (см. диаграмму).
По реконструкции сетей за целевой индикатор Программы принят показатель степени износа водопроводных труб.
Наименование населенного пункта |
Длина водопроводной сети в км |
Существующий % износа труб |
% износа после реконструкции |
Мурманск | 343,4 | 66 | 50 |
Апатиты | 25,624 | 68 | 50 |
Мончегорск | 98 | 85 | 50 |
Полярные Зори | 32,4 | 96 | 47 |
Кандалакша | 18,6 | 82 | 49 |
Зеленоборский | 10,2 | 85 | 45 |
Ковдор | 42,36 | 86 | 36 |
Оленегорск | 63,9 | 70 | 50 |
Африканда | 15,1 | 86 | 13 |
среднее | 73 | 48 |
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы представлены в приложении N 1 Программы.
К ним относятся:
- поиск, разведка и оценка подземных источников водоснабжения г.Мончегорск, г.Полярные Зори, г.Оленегорск;
- подготовка проектно-сметной документации по переходу на наиболее защищенные подземные источники водоснабжения и строительству водоводов до подключения к действующим системам водоснабжения городов Мурманск, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, поселка Африканда (на выявленных и разведанных месторождениях подземных вод);
- обустройство подземных источников водоснабжения со строительством водовода до города Апатиты;
- подготовка проектно-сметной документации по реконструкции действующих систем водоснабжения городов: Мурманск, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, поселков Африканда, Зеленоборский;
- реконструкция действующих систем водоснабжения города Апатиты;
- реализация проектов по переводу на наиболее защищенные подземные источники водоснабжения и строительству водоводов до подключения к действующим системам водоснабжения городов: Мурманск, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, поселка Африканда (на выявленных и разведанных месторождениях подземных вод);
- реализация проектов по реконструкции и развитию действующих систем водоснабжения городов: Мурманск, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, поселков Африканда, Зеленоборский.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой из наиболее защищенных подземных источников водоснабжения, соответствующей СанПиН 1074-01, а также повышение устойчивости и надежности систем водоснабжения.
Общее финансирование программы составит 7772 млн. рублей, в том числе за счет следующих источников:
- 3068 млн. руб.- средства федерального бюджета;
- 3408 млн. руб.- средства областного бюджета;
- 629 млн. руб.- средства местных бюджетов;
- 667 млн. руб.- средства внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального, областного бюджетов и бюджета муниципальных образований на соответствующий период исходя из возможностей федерального, областного бюджетов, бюджета муниципальных образований и внебюджетных источников. Перечень населенных пунктов Мурманской области, включенных в Программу, ежегодно уточняется по мере реализации Программы и может быть расширен. При формировании долгосрочных программ точный перечень всех источников финансирования не может быть установлен. Данные уточнения вносятся на этапе формирования производственных программ внутри одного года. Порядка 30-40% заложенных прочих средств планируется использовать за счет хозяйствующих предприятий. Для реализации Программы предполагается привлекать инвестиционные средства. Объемы и суммы денежных средств будут уточнены по мере ведения переговоров с инвесторами.
Разбивка денежных средств по источникам финансирования в 2008-2017 годах приведена в приложениях 2-5 к Программе.
5. Механизм реализации Программы.
Об утверждении Положения о Комитете природопользования и экологии Мурманской области см. Постановление Правительства Мурманской области от 15 июля 2009 г. N 312-ПП
В соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 01.04.2005 N 113-ПП и от 09.02.2007 N 72-ПП/2 функции разработчика и государственного заказчика данной Программы возложены на комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области (далее - комитет). В связи с включением в Программу большого объема работ по реконструкции действующих сетей водоснабжения, было принято решение о разделении Программы на две подпрограммы. Первая включает в себя поиск, разведку, оценку и обустройство подземных источников водоснабжения, вторая - реконструкцию действующих систем водоснабжения. Государственным заказчиком по первой подпрограмме определен комитет, по второй - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - департамент). Департамент является и координатором Программы.
Комитет и департамент осуществляют управление Программой, контролируют реализацию мероприятий, ведут ежеквартальную отчетность по реализации Программы, контролируют соответствие запланированных и достигнутых целевых индикаторов, подготавливают ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты, а также механизм реализации мероприятий: проводят конкурсы по разработке проектно-технической документации по обустройству подземных источников водоснабжения, строительству водоводов и реконструкции действующих систем водоснабжения населенных пунктов Мурманской области, готовят ежегодный доклад о ходе ее реализации.
6. Оценка экономической эффективности Программы
Население Мурманской области составляет 864,4 тыс.чел., таким образом, в зону охвата Программы попадает 64,3% жителей области.
Экономическая оценка эффективности капитальных вложений определена отдельно по каждой подпрограмме и комплексу мероприятий в целом.
6.1. Первая подпрограмма: переход на наиболее защищенные источники водоснабжения
При внедрении мероприятий подпрограммы (таблица 1) удельные капитальные вложения на 1 жителя составляют в среднем 13973 рубля на 1 человека, что при сроке реализации подпрограммы 10 лет составляет весьма незначительную величину.
Таблица 1. Удельные капитальные вложения на 1 жителя по первой подпрограмме
Населенный пункт | Капитальные вложения, млн.руб. |
Количество жителей, тыс.чел. |
Удельные кап. вложения на 1 жителя, руб./чел. |
Мурманск и зона действия водозабора в Кольском районе |
1092 | 357,5 | 3055 |
Апатиты | 450 | 58,4 | 7705 |
Мончегорск | 495 | 49,5 | 10000 |
Полярные Зори | 495 | 16,3 | 30368 |
Кандалакша | 478 | 27,5 | 17382 |
Ковдор | 560 | 20,8 | 26923 |
Оленегорск | 490 | 24,8 | 19758 |
Африканда | 358 | 1,378 | 259797 |
Итого: | 4418 | 556,2 | 7943 |
Очевидно, что внедрение мероприятий первой подпрограммы имеет положительные социально-экономические, бюджетные и экономические эффекты.
В расчете экономической эффективности принято следующее допущение: не учтены изменения численности персонала исходя из того, что до внедрения мероприятий ориентировочно такое же количество персонала обслуживает действующие очистные сооружения, водозаборные сооружения и водоводы.
Социально-экономическая эффективность первой подпрограммы обуславливается снижением уровня заболеваемости в населенных пунктах, связанной с недостатком кальция. Размеры социально-экономической эффективности прежде всего зависят от количества жителей в обслуживаемом районе, общей доли в суточном водопотреблении подземных вод и содержания кальция в подземных водах соответствующих месторождений (по неразведанным источникам приняты средние показатели).
Бюджетная экономическая эффективность рассчитана исходя из увеличения исчисляемых налогов. При этом не учитывалось изменение налогов за водоотбор, так как при внедрении мероприятий меняется порядок разрешительной деятельности, поскольку подземный и поверхностный водоотбор регулируется разными законодательными и нормативно-правовыми актами, и затраты по оформлению разрешительной документации на настоящий момент оценке не поддаются.
Экономический эффект по внедрению мероприятий первой подпрограммы опирается на два положения.
Первое положение основано на снижении доли в годовых эксплуатационных расходах на электроэнергию и реагенты в водоподготовке и на подъем воды. Годовые расходы по данным статьям в зависимости от условий водоотбора и технологии водоочистки в различных населенных пунктах области составляют долю от 3 до 20%. Дополнительно необходимо учесть увеличение расходов на подъем воды из подземных источников. В зависимости от условий водоотбора и удаленности объектов от населенных пунктов, разница этих величин составляет положительное или отрицательное значение.
Второе положение основано на снижении коррозионной агрессивности воды в отношении сетей. Срок службы стальных водопроводных труб с толщиной стенок 10 мм при скорости коррозии 0.5 мм/год составляет 20 лет. При использовании стабильных вод срок службы водопроводных труб увеличивается не менее чем в 1,75 раз. Видимый экономический эффект от внедрения мероприятий первой подпрограммы в будущем зависит от периода эксплуатации и будет тем больше, чем больше пройдет времени. В расчете принят срок эксплуатации, равный 25 годам.
Итоги расчета приведены в таблице 2. Из таблицы видно, что доля социально-экономического эффекта составляет 5%, бюджетного и экономического - 24 и 71 % соответственно, срок окупаемости мероприятий пропорционален количеству жителей в населенном пункте, а общий срок окупаемости мероприятий подпрограммы составляет 11,6 лет.
Таблица 2. Экономическая эффективность от внедрения мероприятий первой подпрограммы
Населенный пункт | Всего, млн.руб./ год |
В том числе: | Срок окупае- мости, лет |
||
социально- экономичес- кий эффект |
Бюджетный эффект |
Экономи- ческий эффект |
|||
Мурманск и зона действия водозабора в Кольском районе |
204,50 | 12,50 | 22,90 | 169,10 | 5,3 |
Апатиты | 43,70 | 2,50 | 10,10 | 31,10 | 11 |
Мончегорск | 32,80 | 1,60 | 10,40 | 20,80 | 15,1 |
Полярные Зори | 19,00 | 0,50 | 10,40 | 8,10 | 26,1 |
Кандалакша | 26,80 | 1,20 | 10,00 | 15,60 | 17,8 |
Ковдор | 24,90 | 0,90 | 11,80 | 12,20 | 22,5 |
Оленегорск | 24,50 | 0,80 | 10,30 | 13,40 | 20 |
Африканда | 8,40 | 0,10 | 7,50 | 0,80 | 42,6 |
Итого: | 384,60 | 20,10 | 93,40 | 271,10 | 11,6 |
6.2. Вторая подпрограмма: реконструкция и развитие действующих систем водоснабжения населенных пунктов
При внедрении мероприятий второй подпрограммы (таблица 3) удельные капитальные вложения на 1 жителя составляют в среднем 6029 рублей на 1 человека, что при сроке реализации программы 10 лет составляет весьма незначительную величину. При этом в городах Апатиты, Полярные Зори и Мурманск удельные капитальные затраты значительно меньше средних и составляют соответственно 230, 500 и 570 руб. в год на 1 человека.
Таблица 3. Удельные капитальные вложения на 1 жителя по второй подпрограмме
Населенный пункт | Капитальные вложения, млн.руб. |
Количество жителей, тыс.чел. |
Удельные кап.вложения на 1 жителя, руб./чел. |
Мурманск и зона действия водозабора в Кольском районе |
2038 | 357,5 | 5698 |
Апатиты | 136 | 58,4 | 2329 |
Мончегорск | 321 | 49,5 | 6489 |
Полярные Зори | 81 | 16,3 | 4969 |
Кандалакша | 262 | 27,5 | 9527 |
Ковдор | 253 | 20,8 | 12163 |
Оленегорск | 201 | 24,8 | 8105 |
Африканда | 62 | 1,378 | 44993 |
Итого: | 3353 | 556,2 | 6029 |
Очевидно, что внедрение мероприятий второй подпрограммы имеет положительные бюджетные и экономические эффекты. Кроме того, ряд мероприятий, проводимых в городах Мурманск и Апатиты имеет положительный социально-экономический эффект.
Бюджетная экономическая эффективность рассчитана, исходя из увеличения исчисляемых налогов. Экономический эффект по внедрению мероприятий подпрограммы основан на снижении непроизводительных потерь и связанных с ними расходов на подъем, очистку и транспортировку этих вод. Кроме того, внедрение этих мероприятий позволяет высвободить часть средств, которые могут быть направлены на внедрение мероприятий по развитию, реконструкции и реновации элементов систем водоснабжения. При этом величина этих средств будет ежегодно возрастать по мере внедрения объектов, в том числе и еще до завершения Программы.
Итоги расчета приведены в таблице 4. Из таблицы видно, что срок окупаемости мероприятий во всех населенных пунктах практически одинаков, а общий срок окупаемости мероприятий подпрограммы составляет 10,4 года.
Таблица 4. Экономическая эффективность от внедрения мероприятий второй подпрограммы
Населенный пункт | Всего, млн.руб./ год |
в том числе: | Срок окупае- мости, лет |
||
социально- экономичес- кий эффект |
Бюд- жетный эффект |
Экономи- ческий эффект |
|||
Мурманск и зона действия водозабора в Кольском районе |
207,1 | 22,10 | 44,4 | 140,60 | 9,8 |
Апатиты | 13,50 | 2,90 | 3,30 | 7,30 | 10,1 |
Мончегорск | 27,60 | 0,00 | 6,70 | 20,90 | 11,6 |
Полярные Зори | 6,60 | 0,00 | 1,70 | 4,90 | 12,3 |
Кандалакша | 22,70 | 0,00 | 5,50 | 17,20 | 11,5 |
Ковдор | 21,80 | 0,00 | 5,30 | 16,50 | 11,6 |
Оленегорск | 17,40 | 0,00 | 4,20 | 13,20 | 11,6 |
Африканда | 4,50 | 0,00 | 1,30 | 3,20 | 13,8 |
Итого: | 321,2 | 25,00 | 72,4 | 223,80 | 10,4 |
6.3. Общая экономическая эффективность мероприятий Программы.
Общие экономические данные и срок окупаемости мероприятий Программы представлены в таблице 5.
Таблица 5. Экономические показатели Программы
Населенный пункт | Капитальные вложения, млн.руб. |
Общий экономи- ческий эффект, млн.руб./ год |
Общий срок окупаемости по мероприятиям, лет |
Мурманск и зона действия водозабора в Кольском районе |
3130,00 | 411,6 | 7,6 |
Апатиты | 586,00 | 57,20 | 10,8 |
Мончегорск | 816,00 | 60,40 | 13,5 |
Полярные Зори | 576,00 | 25,60 | 22,5 |
Кандалакша | 740,00 | 49,50 | 14,9 |
Ковдор | 813,00 | 46,70 | 17,4 |
Оленегорск | 691,00 | 41,90 | 16,5 |
Африканда | 420,00 | 12,90 | 32,6 |
Итого: | 7772,00 | 705,8 | 11 |
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Реализация программных мероприятий имеет положительный экономический эффект в 705,8 млн.руб./год.
2. Общий срок окупаемости мероприятий составляет 11 лет при норме окупаемости от 6 до 12 лет, таким образом, внедрение мероприятий Программы экономически целесообразно.
3. При внедрении комплекса мероприятий будут достигнуты дополнительные цели, связанные с общим оздоровлением населения; развитием и обновлением производственных фондов эксплуатирующих организаций; увеличением исчисляемых налогов в бюджеты различных уровней, и, соответственно, с общим экономическим оздоровлением региона.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных с этой целью средств бюджетов различного уровня обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности прохождения средств бюджетов;
- привлечения средств местных бюджетов;
- привлечения средств внебюджетных источников;
- создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.