Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Мурманской области от 5 ноября 2014 г. N 1777-01-ЗМО настоящий Закон дополнен приложением N 20
Приложение 20
к Закону Мурманской области
"Об областном бюджете на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Порядок
предоставления государственных гарантий Мурманской области
1. Общие положения
1.1. Государственной гарантией Мурманской области (далее - гарантия) признается вид долгового обязательства, в силу которого Мурманская область (гарант) обязана при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств областного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
1.2. Предоставление гарантии, заключение договора о предоставлении гарантии, договора об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, от имени Мурманской области осуществляется Правительством Мурманской области.
1.3. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств муниципальных образований Мурманской области (далее - муниципальные образования) и юридических лиц, зарегистрированных на территории Мурманской области, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области и уплачивающих налоги в областной бюджет, включенных в Программу государственных гарантий Мурманской области.
1.4. Гарантии не могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц:
находящихся в процессе реорганизации, ликвидации, а также юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);
имеющих правовые ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
являющихся федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
1.5. Гарантии не могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципальных образований, имеющих превышение предельных значений дефицита местного бюджета и предельных объемов муниципального долга.
1.7. В гарантии должны быть указаны:
наименование гаранта;
обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
определение гарантийного случая;
наименование принципала;
безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
основания для выдачи гарантии;
вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
срок действия гарантии;
порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
иные сведения, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовыми актами гаранта.
1.8. Мурманская область как гарант несет субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. Вид ответственности гаранта определяется соответствующей Программой государственных гарантий Мурманской области.
1.9. Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
1.10. Вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем. Срок действия гарантии определяется условиями гарантии.
2. Условия предоставления гарантий
2.1. Предоставление гарантий осуществляется на основании закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, решения Правительства Мурманской области, а также договора о предоставлении гарантии при условии:
проведения анализа финансового состояния принципала;
предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным Мурманской области.
2.2. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии осуществляется финансовым органом Мурманской области в установленном им порядке.
При предоставлении гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться, обеспечения исполнения обязательств принципала в указанном случае не требуется.
Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу, а также порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, оформляется заключением договора между гарантом и принципалом.
Оформление обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Правительства Мурманской области к принципалу осуществляется до выдачи гарантии.
Способами обеспечения исполнения регрессных обязательств по гарантии могут быть банковские гарантии, поручительства, муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов обязательств по гарантии. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Указанные способы обеспечения исполнения обязательств могут использоваться не только самостоятельно, но и в сочетании.
Банковская, муниципальная гарантия должна быть безотзывной, предусматривать солидарную ответственность, срок ее действия должен соответствовать сроку действия государственной гарантии плюс шесть месяцев.
Поручительство должно предусматривать солидарную ответственность поручителя и принципала, а также согласие поручителя отвечать за исполнение принципалом обязательства в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя. Срок действия договора поручительства должен соответствовать сроку действия государственной гарантии плюс шесть месяцев.
Сумма банковской, муниципальной гарантии, поручительства должна покрывать расходы областного бюджета, возникшие в связи с исполнением гарантированных Мурманской областью обязательств принципала, а также иных расходов, связанных с взысканием указанных расходов в судебном порядке.
В качестве предмета залога в целях получения гарантии выступает имущество, принадлежащее принципалу на праве собственности.
В случаях предоставления гарантии в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования, являющегося получателем дотации из областного бюджета, гарантия может предоставляться без предоставления обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта в связи с исполнением (частичным исполнением) гарантии.
Степень ликвидности залога имущества, предлагаемого принципалом в обеспечение исполнения обязательств, определяется Комиссией по оценке ликвидности залога имущества, предоставляемого в обеспечение исполнения обязательств перед Мурманской областью (далее - Комиссия), сформированной в порядке, установленном финансовым органом Мурманской области.
3. Порядок рассмотрения обращений и принятия решений о предоставлении гарантий
3.1. Юридическое лицо, претендующее на получение гарантии в обеспечение его обязательств перед бенефициаром (далее - претендент), направляет в адрес финансового органа Мурманской области следующий пакет документов:
заявку на получение гарантии с указанием ее предполагаемого размера, срока и целевого назначения привлекаемого кредита (займа), а также сведения о предлагаемом обеспечении исполнения и источниках погашения регрессных обязательств перед гарантом при наступлении гарантийного случая;
нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за один месяц до ее представления;
копии лицензий на виды деятельности, осуществляемые претендентом (в случаях если законодательством Российской Федерации предусмотрено, что указанная деятельность осуществляется на основании лицензии);
копии бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках, заверенные руководителем и главным бухгалтером претендента и скрепленные печатью организации, за последний отчетный год и за отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;
справки об отсутствии просроченной задолженности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации из всех налоговых органов, в которых претендент состоит на учете (в том числе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств), выданные не ранее чем за один месяц до их представления;
справки об отсутствии просроченной задолженности по уплате обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, выданные не ранее чем за один месяц до их представления;
справку об отсутствии просроченной задолженности по уплате за негативное воздействие на окружающую среду (в том случае если претендент является плательщиком указанного платежа) из территориального управления Росприроднадзора, выданную не ранее чем за один месяц до ее представления;
справку налогового органа обо всех открытых счетах претендента;
списки кредиторов и дебиторов с указанием сумм на последнюю отчетную дату;
проект кредитного договора (соглашения, договора займа) с кредитной или иной организацией, предоставляющей кредит претенденту;
проект договора залога имущества (ипотеки), в случае если претендентом в обеспечение исполнения обязательств предлагается залог имущества;
проект банковской гарантии, в случае если претендентом в обеспечение исполнения обязательств предлагается банковская гарантия;
проект муниципальной гарантии, в случае если претендентом в обеспечение исполнения обязательств предлагается муниципальная гарантия;
проект договора поручительства, в случае если претендентом в обеспечение исполнения обязательств предлагается поручительство;
документы, подтверждающие согласие поручителей (гарантов) обеспечивать исполнение регрессных обязательств по гарантии.
В случае предоставления в обеспечение исполнения обязательств залога имущества претендент представляет:
отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости и ликвидности имущества, предлагаемого для передачи в залог, на бумажном и магнитооптическом носителях;
копии документов, подтверждающих факт страхования передаваемого в залог имущества от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, включая договоры страхования или страховые полисы, а также копии документов, подтверждающих уплату (внесение) страховых взносов (платежей);
копию документа, подтверждающего согласие уполномоченного органа управления залогодателя на совершение сделки по передаче в залог имущества залогодателя (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными документами и/или правовыми актами залогодателя).
В случае передачи в залог движимого имущества претендент дополнительно представляет:
документы, удостоверяющие право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество и отсутствие по нему всякого рода обременения;
перечень передаваемого в залог имущества с указанием серийного инвентарного и (или) заводского номера, даты постановки на баланс, первоначальной стоимости, текущей балансовой стоимости, начисленного износа, степени износа, даты и суммы проводившихся переоценок, нормативного срока службы;
справку таможенного органа о том, что передаваемое в залог имущество прошло таможенное оформление (в случае передачи в залог импортного имущества).
В случае передачи в залог недвижимого имущества претендент дополнительно представляет:
документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество и отсутствие по нему всякого рода обременения;
документы, содержащие сведения о текущей балансовой стоимости объекта недвижимости;
копии документов, подтверждающих основание пользования земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, и государственную регистрацию права залогодателя на земельный участок;
документ, подтверждающий согласие собственника (арендодателя) земельного участка на передачу в залог права аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий залогодателю объект недвижимости (в случае если это предусмотрено договором аренды и законодательством Российской Федерации).
Оценка рыночной стоимости и ликвидности предлагаемого в залог имущества проводится независимым оценщиком на основании договора об оценке за счет средств залогодателя и осуществляется не ранее чем за один месяц до обращения претендента с заявкой на предоставление гарантии.
Страхование передаваемого в залог имущества проводится на основании договора страхования за счет средств залогодателя.
Все копии представляемых документов должны быть заверены руководителем организации-претендента, за исключением копий документов, которые в соответствии с настоящим Порядком требуют нотариального заверения.
В случае предоставления в обеспечение исполнения обязательств банковской гарантии или поручительства претендент дополнительно представляет пакет документов в соответствии с Порядком оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, утвержденным приказом финансового органа Мурманской области.
В случае, если претендентом является держатель инвестиционного проекта, претендент представляет решение Межведомственной комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов с рекомендацией о предоставлении субъекту инвестиционной деятельности государственной поддержки в виде гарантии.
3.2. В случае, если претендентом на получение гарантии в обеспечение обязательств перед бенефициаром является муниципальное образование, то муниципальное образование, помимо заявки на получение гарантии с указанием ее предполагаемого размера, срока и целевого назначения, представляет в адрес финансового органа Мурманской области справку о плановых и фактических годовых и последнего отчетного периода значениях:
дефицита бюджета муниципального образования;
объема муниципального долга.
3.3. Финансовый орган Мурманской области в течение 20 рабочих дней рассматривает поступившую заявку на получение гарантии, проверяет соответствие представленных документов требованиям настоящего Порядка, осуществляет анализ финансового состояния претендента, его поручителей (гарантов), оценивает надежность (ликвидность) банковской гарантии, поручительства при условии предоставления их в обеспечение исполнения обязательств.
В случае предоставления в обеспечение исполнения обязательств муниципальной гарантии финансовый орган Мурманской области проверяет соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части предельного размера муниципального долга и предельного размера дефицита бюджета муниципального образования в соответствии с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования за последний отчетный год и решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год.
В случае предоставления в обеспечение исполнения обязательств залога имущества финансовый орган Мурманской области направляет материалы по предложенному залогу в Комиссию. Комиссия в течение 30 дней с даты получения документов принимает решение с рекомендацией о принятии обеспечения или необходимости замены обеспечения в связи с его низкой ликвидностью.
В случае выявления оснований для отказа в предоставлении гарантии структурное подразделение финансового органа Мурманской области готовит заключение и представляет его руководителю финансового органа Мурманской области.
3.4. Основаниями для отказа в предоставлении гарантии являются:
отсутствие гарантии в Программе государственных гарантий Мурманской области, утвержденной законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
непредставление в полном объеме документов, перечисленных в подпунктах 3.1, 3.2 настоящего Порядка;
нахождение юридического лица в процессе реорганизации, ликвидации, а также в случае если в отношении юридического лица возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);
наличие у юридического лица правовых ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обращение федерального государственного или муниципального унитарного предприятия;
наличие у претендента, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, предоставленным Мурманской области;
наличие у претендента, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
несоблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части предельного размера муниципального долга и (или) предельного размера дефицита бюджета муниципального образования;
непредставление претендентом (за исключением случаев, когда гарантия предоставляется без права регрессного требования) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
неудовлетворительное финансовое состояние претендента, его поручителей (гарантов);
низкая ликвидность предоставляемого в обеспечение исполнения обязательств предмета залога, установленная Комиссией;
отсутствие решения Межведомственной комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов с рекомендацией о предоставлении субъекту инвестиционной деятельности государственной поддержки в виде государственной гарантии.
3.5. Руководитель финансового органа Мурманской области на основании заключения, подготовленного структурным подразделением финансового органа Мурманской области, в течение пяти рабочих дней принимает решение об отказе в предоставлении государственной гарантии Мурманской области.
Уведомление об отказе в предоставлении государственной гарантии Мурманской области направляется претенденту в письменном виде в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения руководителем финансового органа.
Документы и материалы, представленные в финансовый орган Мурманской области в соответствии с настоящим Порядком, возврату не подлежат.
3.6. Решение о предоставлении государственной гарантии Мурманской области принимается Правительством Мурманской области путем издания постановления, подготовка проекта которого производится финансовым органом Мурманской области.
В постановлении указываются наименование принципала, бенефициара, обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия, объем обязательств гаранта по гарантии, срок действия гарантии, наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии.
4. Исполнение обязательств по предоставленным гарантиям
4.1. Исполнение гарантии ведет к возникновению у Мурманской области права требования в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по гарантии, к лицу, предоставившему обеспечение исполнения обязательств принципала.
4.2. Если исполнение гарантом государственной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита областного бюджета.
4.3. Если исполнение гарантом государственной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов областного бюджета.
5. Учет и контроль предоставленных гарантий
5.1. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга Мурманской области как вид долгового обязательства.
5.2. Финансовый орган Мурманской области ведет учет предоставленных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по предоставленным гарантиям.
5.3. При исполнении (полном или частичном) обязательств перед бенефициаром на соответствующую сумму сокращается государственный долг Мурманской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.