В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Кировской области от 03.11.2005 N 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями внесенными Законом Кировской области от 06.03.2006 N 407-ЗО), Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области (протокол от 17.05.2006 N 24/2):
Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения Кировской области (Русяев А.В.).
4. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Концепция
областной целевой программы "Защита населения Кировской области
от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 8 августа 2006 г. N 248)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 17 мая 2006 г. N 24/2
1. Введение
В настоящей концепции областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы (далее Концепция) предусмотрены меры по защите населения Кировской области от туберкулеза в рамках реализации основных мероприятий социально-экономического развития области до 2011 года, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения Кировской области.
На основе анализа динамики основных эпидемических показателей по туберкулезу и мониторинга мероприятий, проведенных в соответствии с подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области (2001 - 2005 годы)", утверждённой постановлением Губернатора области от 13.06.2001 N 197 "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в Кировской области на 2001 - 2005 годы", в настоящей Концепции определены стратегические направления и научно обоснованные# подходы к устранению причин распространения туберкулеза в Кировской области.
В Концепции разработан комплекс социально-экономических, медицинских, научно-исследовательских и организационных мероприятий, позволяющий качественно изменить ситуацию с туберкулезом в области.
Учитывается международный опыт борьбы с туберкулезом, адаптированный совместно с Всемирной организацией здравоохранения к условиям Российской Федерации, реализация на территории Российской Федерации проектов Международного Банка Реконструкции и Развития, Глобального Фонда, Красного Креста и Красного Полумесяца по борьбе с туберкулезом, вирусом иммунодефицита человека, малярией.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Современная ситуация с туберкулезом обусловлена целым комплексом сложно взаимосвязанных проблем, что не позволяет рассматривать их независимо. Для кардинального изменения ситуации необходимо учитывать эти взаимосвязи, что требует их целостного рассмотрения.
Право граждан России на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации. Защита населения Российской Федерации от туберкулеза является одним из приоритетных направлений в области здравоохранения, это стало одним из оснований для принятия Федерального Закона# от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Резкий социально-экономический спад и ослабление государственной поддержки противотуберкулезной работы в первой половине 90-х годов XX века привели к закономерному ухудшению эпидемической ситуации по туберкулезу. Рост показателя заболеваемости туберкулезом в области начался с 1992 года, в 2005 году он достиг 77,0 случаев на 100 тыс. населения (рост на 102 %), а число впервые взятых на учет больных составило 1117 человек. Показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза вырос за этот период в 2,7 раза. Смертность от туберкулёза в области с 1992 года по 2005 год выросла в 3 раза. Число инфицированных туберкулезом детей в аналогичном периоде увеличилось более чем в 2 раза и составило 25 % от детского населения области. Особенно тяжелая ситуация по туберкулезу сложилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, где заболеваемость в 2005 году составила 1378 случаев на 100 тыс. подследственных и осужденных, что превысило среднеобластной показатель в 18 раз.
Опасность распространения туберкулеза была осознана обществом. Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 11.06.98 N 582 Федеральную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы" (далее - федеральная Программа), направленную на развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствование выявления и лечения больных туберкулезом, профилактику туберкулеза, организацию производства отечественных противотуберкулезных препаратов и вакцин. Федеральная Программа предусматривала строительство и реконструкцию противотуберкулезных учреждений, централизованную закупку лекарственных препаратов и современного медицинского оборудования для противотуберкулезных учреждений субъектов Российской Федерации. На основании этой федеральной Программы было принято постановление Губернатора области от 13.06.2001 N 197 "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в Кировской области на 2001 - 2005 годы". Однако финансирование указанной федеральной Программы было недостаточным (26 % от потребности). При этом федеральная часть была исполнена на 52 %, а областная на 9 %. Удельный вес финансирования из средств федерального бюджета составил 80 %, а из средств областного бюджета - всего 20 %.
Принятие Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" существенно повлияло на эффективность мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти всех уровней и направленных на снижение заболеваемости туберкулезом, а также позволило социально защитить больных туберкулезом и сотрудников противотуберкулезных учреждений. Основные направления работы по предупреждению распространения туберкулеза конкретизированы постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", где утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, установлен порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 была принята Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", включившая подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России".
Постановлением Правительства области от 19.09.2005 N 43/220 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 13.06.2001 N 197", областная Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы" продлена на 2006 года#. В 29 раз увеличено финансирование противотуберкулёзных мероприятий.
Реализация предусмотренных областной Программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы" мероприятий позволила в 2004 - 2005 годах переломить эпидемическую ситуацию по туберкулезу. Остановилось многолетнее ухудшение всех эпидемиологических показателей. В настоящее время эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в области расценивается как стабилизация неблагополучия.
За последние 2 - 3 года удалось выровнять ситуацию с заболеваемостью, в том числе с детской смертностью, снизить распространённость туберкулёза в области. Повысилась активность лечения с использованием хирургических методов.
Тем не менее, эпидемическая ситуация по туберкулезу сохраняется достаточно напряженной. Международный опыт показывает, что успешная борьба с туберкулезом возможна только при постоянной политической и финансовой поддержке государства. Поэтому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект концепции Федеральной Программы по борьбе с туберкулёзом на 2007 - 2011 годы. Достигнутые положительные изменения эпидемиологии туберкулеза в области требуют продолжения объединенных усилий всех заинтересованных ведомств для защиты населения от туберкулеза.
Для этого в области сложились новые объективные условия для продолжения работы по защите населения от туберкулеза. К ним относятся:
широкое распространение социально-экономических и биомедицинских факторов, повышающих риск заболевания туберкулезом различных групп населения;
неудовлетворительное материально-техническое состояние зданий противотуберкулёзной службы области;
реформирование системы здравоохранения с созданием бюджетно-страховой и частной медицины;
нарастание лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, что, по меньшей мере, в два раза снижает эффективность лечения и удорожает его в 10 и более раз;
недостаточный охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез, что приводит к позднему выявлению и росту запущенных форм заболевания, смертности и инвалидизации в связи с туберкулезом;
значительное число невыявленных больных туберкулезом, поздняя диагностика и недостаточно эффективное их лечение, что представляет опасность для окружающих как источник инфекции;
наличие многочисленных групп населения, которые слабо охвачены существующей системой противотуберкулезных мероприятий (лица без определенного места жительства, мигранты, сезонные и временно занятые рабочие из стран ближнего зарубежья, социально-дезадаптированные# лица);
недостаточная интеграция учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих первичную медицинскую помощь и специализированную противотуберкулезную помощь по вопросам профилактики, диагностики, лечения туберкулеза, результатом чего является затруднение своевременного доступа нуждающихся лиц к качественной медицинской помощи, отсутствие преемственности при диагностике и лечении больных туберкулезом; наличие медицинских структур различной ведомственной принадлежности с собственными системами инструктивных и нормативных документов, результатом чего является разобщенность их мероприятий по борьбе с туберкулезом;
недостаточная информированность населения области о туберкулезе как инфекционном заболевании, представляющем опасность для окружающих и требующем длительного лечения и реабилитационных мероприятий.
Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий, вовлечения в работу по защите населения области от туберкулеза различных ведомств и служб. Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от туберкулеза, а подготовку и реализацию основных мероприятий по ее созданию целесообразно сбалансировать и реализовать в рамках Программы.
Основными задачами Программы являются:
усовершенствование системы управления противотуберкулезными мероприятиями на областном и муниципальном уровнях;
стопроцентный охват населения мероприятиями по специфической, санитарной и социальной профилактике туберкулеза;
охват 80 % населения в целом и 90 % населения из "групп риска" мероприятиями по раннему выявлению и диагностике туберкулеза с использованием лучевых микробиологических иммунологических и молекулярно-генетических методов;
полный охват больных туберкулезом современными эффективными методами лечения (этиотропного, патогенетического, хирургического) и реабилитации, включая высокотехнологичными;
укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;
обеспечение полноценного функционирования системы мониторинга туберкулеза, основанной на персонифицированном учете больных туберкулезом;
повышение уровня подготовки врачей-фтизиатров учреждений здравоохранения области.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы с использованием программно-целевого метода
Анализ ситуации с защитой населения от туберкулеза говорит о том, что проблему туберкулеза нельзя рассматривать только как медицинскую. Защита населения от туберкулеза должна быть задачей государства, следовательно, подходы к ее решению должны включать, кроме медицинских, механизмы, используемые в различных социальных сферах. Пути выхода из сложившейся ситуации необходимо искать в целостном подходе к проблематике туберкулеза, в подходе, учитывающем все действующие силы и факторы, влияющие на формирование и развитие ситуации.
Только при системном подходе имеется реальная перспектива управляемого воздействия на ситуацию с туберкулезом.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Организация и осуществление защиты населения области без принятия и реализации областной целевой программы может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:
к нестабильности или даже ухудшению эпидемической ситуации;
дальнейшее и ускоряющееся разрушение и без того неудовлетворительной материально-технической базы противотуберкулезных учреждений. Ухудшение обеспечения диагностическим оборудованием приведет к более позднему выявлению больных туберкулезом, увеличится период их неконтролируемого контакта с окружающими, что приведет к большому распространению туберкулезной инфекции. Кроме того, выявление больных на более поздних стадиях заболевания приведет к росту затрат на лечение и ухудшит прогноз в отношении полного выздоровления и восстановления трудоспособности граждан;
уменьшение количества специалистов-фтизиаторов из-за низкой мотивации и престижа профессии.
В итоге будет утрачен контроль над процессами, способствующими распространению туберкулезной инфекции. Это может привести к негативным тенденциям в ситуации с туберкулезом, что потребует резкого увеличения объема ресурсов на оказание специализированной помощи, затраты на которые в десятки раз превзойдут расходы на защиту населения от туберкулеза в настоящее время.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация программы рассчитана на 5 лет - с 2007 по 2011 годы.
Этапы решения проблемы:
Первый этап 2007 - 2008 годы.
Создание адекватной системы защиты населения Кировской области от туберкулеза, которая позволит обеспечить стабилизацию эпидемической ситуации. На данном этапе предполагается концентрация основных ресурсов в разработку механизмов межведомственных взаимодействий, реформирование противотуберкулезной помощи и мониторинга туберкулеза.
Второй этап 2009 - 2011 годы.
Перенос акцентов в социальную сферу и сферу профилактики и реабилитации (социальной и медицинской); поддержка функционирования системы эпидмониторинга; совершенствование межведомственного взаимодействия по проблемам туберкулеза.
На первом этапе будет осуществляться:
совершенствование нормативной базы (разработка подзаконных актов и механизмов их реализации);
создание единой системы межведомственного управления противотуберкулезной деятельностью;
внедрение национальной системы мониторинга туберкулеза;
разработка комплексного плана научных исследований с привлечением специалистов государственного областного учреждения высшего профессионального образования "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и специалистов практического здравоохранения;
мероприятия по обучению медицинского, немедицинского персонала (менеджеры, социальные работники, психологи, юристы и др.) и населения области по вопросам борьбы с туберкулезом;
ресурсное обеспечение деятельности Программы.
На втором этапе будет осуществляться:
совершенствование национальной системы мониторинга туберкулеза на территории области;
совершенствование межведомственного взаимодействия по проблемам туберкулеза;
разработка и функционирование комплексных программ по медицинской, санитарной и социальной профилактике;
ресурсное обеспечение деятельности Программы;
разработка и функционирование комплексных программ по медицинской и социальной реабилитации.
6. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Целью Программы является снижение заболеваемости населения туберкулезом до 55 случаев на 100 тыс. населения, смертности по причине туберкулёза до 12 случаев на 100 тыс. населения, что позволит значительно улучшить здоровье населения и снизить экономический ущерб от туберкулеза.
Предлагается интегральная бальная# оценка Программы. Целевой уровень является конечной целью реализации Программы.
6.1. Мониторинг выполнения объемов запланированного финансирования программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Целевой уровень |
Фактический уровень |
6.1.1 |
Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза |
|
|
6.1.1.1 |
Объем средств (в %), фактически выделенных из областного бюджета на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза, по отношению к запланированному объему финансирования в соответствии с Программой |
100 % |
|
6.1.1.2 |
Объем средств (в %), фактически выделенных из федерального бюджета на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза, по отношению к запланированному объему финансирования в соответствии с Программой |
100 % |
|
6.1.2 |
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь |
|
|
6.1.2.1 |
Объем средств (в %), фактически выделенных из областного бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения области, оказывающих противотуберкулезную помощь по отношению к запланированному объему финансирования в соответствии с Программой |
100 % |
|
6.1.2.2 |
Объем средств (в %), фактически выделенных из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений противотуберкулезной службы области, по отношению к запланированному объему финансирования в соответствии с Программой |
100 % |
|
6.2. Мониторинг выполнения плана мероприятий Программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Целевой уровень (в %) |
Фактический уровень |
6.2.1 |
Не охваченное население муниципальных образований профилактическими осмотрами на предмет выявления туберкулеза всеми методами (в %). Не охваченным# считается население не проходившее осмотр два и более года подряд |
3 % |
|
6.2.2 |
Число (в %) больных заразными формами туберкулеза, проживающих в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, которые получили отдельное жилое помещение в текущем году за счет средств местного бюджета |
50 % |
|
6.2.3 |
Число (в %) больных, привлеченных к лечению в судебном порядке, от общего количества злостно уклоняющихся от лечения |
100 % |
|
6.2.4 |
Число (в %) лиц, подлежащих вакцинации БЦЖ вакциной в соответствии с Национальным календарем прививок |
100 % |
|
6.2.5 |
Число (в %) больных, получающих все препараты первого ряда, согласно схемам лечения на протяжении всего курса лечения (степень удовлетворения потребностей больных препаратами первого ряда) |
100 % |
|
6.2.6 |
Число (в %) больных, получивших полный курс лечения препаратами второго ряда от нуждающихся в лечении препаратами второго ряда (степень удовлетворения потребностей больных препаратами второго ряда) |
100 % |
|
6.2.7 |
Достижение абациллирования (по результатам посева) после окончания основного курса лечения |
85 % |
|
6.2.8 |
Частота выявления запущенных форм туберкулеза |
5 % |
|
6.2.9 |
Заболеваемость населения туберкулезом на 100 тыс. населения (случаев %) |
55,0 (100 %) |
|
6.2.10 |
Заболеваемость туберкулезом детей на 100 тыс. детского населения (случаев %) |
12,0 (100 %) |
|
6.2.11 |
Число больных (%) с бактериовыделением, выявленных методом микроскопии в учреждениях общей лечебной сети |
20 % |
|
6.2.12 |
Смертность населения от туберкулеза на 100 тыс. населения (случаев %) |
12,0 |
|
6.2.13 |
Число (в %) врачей фтизиатров#, прошедших курсы повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет) |
100 % |
|
6.2.14 |
Число медицинских сестёр (в %), работающих в противотуберкулёзных учреждениях, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам туберкулеза |
95 % |
|
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2007 - 2011 годах составит 562000,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 280630,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 281370,0 тыс. рублей.
Объем финансирования по направлениям расходов составляет 480630,0 тыс. рублей:
по капитальным вложениям - 258300,0 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 108300,0 тыс. рублей;
прочие расходы - 222330,0 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 101700,0 тыс. рублей (лекарственное обеспечение; прочие нужды - мероприятия по подготовке кадров, совершенствование гигиенического обучения населения, пропаганда знаний профилактических мер борьбы с туберкулёзом, внедрение системы эпидемического мониторинга туберкулёзной инфекции в области).
Для привлечения внебюджетных источников планируется участие в конкурсах, проводимых фондом "Российское здравоохранение" совместно с международными организациями.
Бюджет Программы
Бюджеты, привлекаемые к реализации Программы |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||
Всего 2007 - 2011 годы |
в том числе |
||
I этап (2007 - 2008 годы) |
II этап (2009 - 2011 годы) |
||
Областной бюджет |
200000,0 |
65000,0 |
135000,0 |
Федеральный бюджет |
280630,0 |
152252,0 |
128378,0 |
Итого |
480630,0 |
217252,0 |
263378,0 |
Основные направления финансирования программы |
Объемы финансирования (тыс. рублей) из областного бюджета |
||
Всего 2007 - 2011 годы |
в том числе |
||
I этап (2007 - 2008 годы) |
II этап (2009 - 2011 годы) |
||
Капитальные вложения |
108300,0 |
48450,0 |
59850,0 |
Прочие расходы |
101700,0 |
16550,0 |
75150,0 |
Итого |
200000,0 |
65000,0 |
135000,0 |
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
В результате реализации Программы и создания в области модернизированной, более рациональной системы защиты населения от туберкулеза окажется реальным достижение следующих результатов:
создание единой нормативной, организационной и методической базы по вопросам защиты всех категорий населения области от туберкулеза;
усовершенствование системы управления противотуберкулезными мероприятиями, что обеспечит более рациональное использование ресурсов и сократит сроки реагирования учреждений и организаций здравоохранения на изменения в эпидемической обстановке по туберкулезу;
обеспечение возможности 100 % охвата населения мероприятиями по специфической, санитарной и социальной профилактике туберкулеза;
обеспечение возможности охвата 80 % населения в целом и 90 % населения из групп риска мероприятиями по раннему выявлению и диагностике туберкулеза с использованием лучевых, микробиологических, иммунологических и молекулярно-генетических методов;
обеспечение возможности полного охвата больных туберкулезом современными эффективными методами лечения (этиотропного, патогенетического, хирургического) и реабилитации, в том числе высокотехнологичными;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, принимающих участие в профилактике туберкулеза, выявлении, диагностике, лечении и реабилитации больных туберкулезом;
обеспечения# полноценного функционирования Государственной системы мониторинга туберкулеза;
проведение персонифицированного учета больных и ряда категорий групп высокого риска заболевания туберкулезом;
повышение уровня подготовки врачей-фтизиатров по современным методам эпидемиологического надзора за туберкулезом, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком предлагается департамент здравоохранения Кировской области, который несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
10. Формы и методы управления реализацией областной целевой Программы
Органом управления. Программой является департамент здравоохранения Кировской области.
Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться консультационные, аудиторские компании, рейтинговые и информационные агентства, средства массовой информации, а также созданные специализированные организации
Состав
рабочей группы по разработке областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 8 августа 2006 г. N 248)
Русяев - глава департамента здравоохранения Кировской
Анатолий Васильевич области, руководитель рабочей группы
Члены рабочей группы:
Бурханова - главный специалист отдела планирования
Галина Азарьевна расходов управления планирования и исполне-
ния бюджета департамента финансов Кировской
области
Иваненко - главный специалист сектора целевых программ
Татьяна Викторовна и государственных инвестиций отдела
инвестиционной и инновационной политики
управления стратегических разработок
и инвестиционной политики департамента
экономического развития при Правительстве
области
Новиков - главный врач государственного областного
Вячеслав Геннадьевич лечебно-профилактического учреждения
"Кировский областной клинический противо-
туберкулезный диспансер"
Соболев - заместитель главы департамента здравоохране-
Александр Анатольевич ния Кировской области
Чупракова - консультант по правовым вопросам отдела
Юлия Валерьевна правовой и информационной работы департа-
мента здравоохранения Кировской области
Штана - начальник отдела организации медицинской
Эдуард Николаевич помощи взрослому населению департамента
здравоохранения Кировской области
Щепина - начальник отдела планирования, экономики
Людмила Борисовна и прогнозирования департамента
здравоохранения Кировской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 8 августа 2006 г. N 248 "О концепции областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был