В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 02.10.2006 N 29):
Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.)
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Концепция
областной целевой программы
"Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых
технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области
от 7 ноября 2006 г. N 372)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 2 ноября 2006 г. N 29
См. областную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы, утвержденную Законом Кировской области от 27 марта 2007 г. N 91-ЗО)
1. Введение
Концепция областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы (далее - Концепция) разработана в целях реализации целей и задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года и Послании Губернатора Кировской области Н.И. Шаклеина депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006 год", в соответствии с Законом Кировской области от 28.12.2005 N 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", требованиями постановления Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области".
Постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2008 г. N 124/67 постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2005 г. N 37/155 признано утратившим силу
Концепция учитывает положительный опыт инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002 - 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 12.11.2002 N 29/357 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002 - 2007 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства области от 19.07.2005 N 39/181, от 11.04.2006 N 56/65, от 13.06.2006 N 62/131).
Концепция разработана на период до 2009 года. В ней определена основная проблематика уровня инвестиционной привлекательности Кировской области, задачи, которые необходимо решить для достижения цели областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа), целевые показатели, характеризующие реализацию Программы по годам до 2009 года, необходимые объемы и источники финансирования Программы. При этом рассмотрение вопроса решения проблемы проводилось как в рамках инерционной динамики, которая не дает должных оснований надеяться на существенный положительный сдвиг в формировании привлекательного инвестиционного климата и приводит к сохранению существующей динамики инноваций и инвестиций в экономику Кировской области с возможным в перспективе падением темпов роста показателей инвестиционной активности, так и в рамках активного сценария, связанного с реализацией Программы и ее основных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Кировской области, создание эффективной инновационной и инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Основные понятия и термины, используемые в Концепции и Программе
Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.
Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Складывается из семи видов риска (экономического, финансового, политического, социального, экологического, криминального, законодательного).
Экономический риск отражает тенденции в экономическом развитии региона. С точки зрения инвестора, данный показатель характеризует опасность недоразвития основных (базисных для ожидаемого развития предполагаемого бизнеса) экономических факторов региона, определяющих техническую и технологическую осуществимость проекта, а также достижимость его основных экономических показателей.
Финансовый риск отражает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий.
Политический риск отражает распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти. Он, в частности, говорит о возможности власти контролировать ситуацию, о преемственности политики, в том числе экономической, реализуемой в регионе.
Социальный риск отражает уровень социальной напряженности. Для инвестора уровень социального риска - это вероятность социальных конфликтов, а также возможность развития кадрового потенциала.
Экологический риск отражает уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное.
Криминальный риск отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений.
Законодательный риск отражает юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие, как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Складывается из восьми частных потенциалов (ресурсно-сырьевого, производственного, трудового, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского).
Ресурсно-сырьевой потенциал отражает средневзвешенную обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.
Производственный потенциал отражает совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.
Трудовой потенциал отражает обеспеченность трудовыми ресурсами и их образовательный уровень.
Инновационный потенциал отражает уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе.
Институциональный потенциал отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
Инфраструктурный потенциал отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность.
Финансовый потенциал отражает объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона.
Потребительский потенциал отражает совокупную покупательную способность населения региона.
Ранг - место среди регионов Российской Федерации (от 1 до 89). Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).
Плоскость риск-потенциал определяется следующими градациями: потенциал - высокий, средний и низкий; риск - низкий, средний, высокий и очень высокий.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах.
Программа будет способствовать решению задач социально-экономического развития области, поставленных в посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области. В частности, реальным механизмом повышения инвестиционной привлекательности региона, как отмечено в Послании Губернатора Кировской области Н.И. Шаклеина депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006 год", является государственная поддержка инвестиционных проектов; при этом усилия Правительства области необходимо направить на поддержку бизнеса, осуществляющего модернизацию перерабатывающих производств, инвестирование в основные производственные фонды, внедряющего инновационные технологии, повышающего конкурентоспособность производства и продукции, принимающего участие в решении возникающих в процессе технического переоснащения производства социальных проблем.
Программа будет способствовать также обеспечению поступательного социально-экономического развития региона на основе экономического роста через координацию работы по достижению основных стратегических целей социально-экономического развития Кировской области на среднесрочную перспективу, определенных распоряжением Правительства области от 21.06.2005 N 183 "О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2006 год и на период до 2008 года", а именно: повышению качества экономического роста через увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью, повышению доли конкурентоспособной продукции региональных производителей, развитию научно-технического потенциала региона и повышению доли инновационной составляющей в товарах и услугах; совершенствованию инвестопроводящей системы и росту инвестиций в основной капитал; развитию потенциала инфраструктуры через способствование развитию транспортной, телекоммуникационной, энергетической и финансовой инфраструктур.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на достаточно высокие темпы роста инвестиций, превосходящие за последние годы общероссийский уровень и средний уровень по Приволжскому федеральному округу, общий объем инвестиционных вложений в экономику области остается на невысоком уровне. Это свидетельствует о недостаточной инвестиционной и инновационной привлекательности региона.
Значительной проблемой является структура инвестиционных вложений. Как показывают исследования, проведенные группой экспертов Кировского регионального центра Института социологии Российской академии наук, только 24 % субъектов хозяйственной деятельности вкладывают средства в модернизацию и реконструкцию, менее 20 % занимаются инвестициями, связанными со строительством новых мощностей. На последнем месте оказалось инвестирование средств в нематериальные активы - это отметили лишь 3,3 % опрошенных предприятий. Важным моментом в характеристике ситуации является то, что только 18 % опрошенных руководителей предприятий предполагают вкладывать крупные средства в развитие своего бизнеса. Следовательно, большинство инвесторов вкладывают деньги лишь в поддержание имеющегося потенциала.
Аналогичная ситуация сложилась и с инвестиционной активностью бизнеса в целом. В 2005 году около 48 % предпринимателей не занимались инвестициями вообще или вкладывали в них незначительные средства.
Возникновение данной проблемы во многом носит объективный характер и обусловлено историческими диспропорциями развития регионов России, сложностью формирования и развития новой институциональной среды в регионе. В то же время субъективная недооценка глубины проблемы органами управления всех уровней, отсутствие системности и комплексности в подходах к ее решению, не всегда рациональный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности приводят к повышению уровня инвестиционного риска и, как следствие, к дальнейшему углублению проблемы.
Результатом этого становится снижение влияния инвестиций на развитие экономики региона, о чем свидетельствует факт снижения отдачи от 1 рубля инвестиционных вложений; так в 2004 году на 1 рубль инвестиций в промышленности приходилось около 16 рублей объемов выпуска, в то время как в 2002 году этот показатель составлял более 20 рублей.
Многосторонний характер причин возникновения проблем, рассматриваемых в Концепции, предусматривает необходимость применения комплексного подхода к их решению. Для этого представляется оправданным использование программно-целевого метода и разработка, принятие и реализация Программы. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы для проведения работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление, обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
4.1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной и инновационной деятельности Кировской области
4.1.1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность в Кировской области осуществляется на основании федеральных законов от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Закона Кировской области от 28.12.2005 N 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", других законодательных актов.
Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Кировской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений. Темпы роста инвестиций в Кировской области превосходят общероссийские. В структуре инвестиций в нефинансовые активы Кировской области в 2001 - 2005 годах преобладали инвестиции в основной капитал (более 99 %), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4426,5 млн. рублей в 2001 году до 13548,2 млн. рублей в 2005 году). Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2005 году имели следующие виды экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3 %), транспорт (13,2 %), связь (7,5 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10 %).
Структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, то есть направлена прежде всего на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития, как обучение персонала (23,1 % от числа исследованных предприятий) и инновационные технологии (17,6 %).
Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (66,6 % от общего объема финансовых и нефинансовых вложений в 2005 году). В структуре привлеченных средств в 2001 - 2005 годах значительный вес занимают бюджетные средства. В целом за этот период отмечается снижение удельного веса собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (с 61,3 % в 2001 году до 57,3 % в 2005 году), снижение удельного веса бюджетных средств (с 20,6 % в 2001 году до 14,18 % в 2005 году) и увеличение доли привлеченных средств за счет кредитов банков (с 1,7 % в 2001 году до 7,2 % в 2005 году). Обращает на себя внимание очень медленный рост доли привлеченных средств. В то же время общая практика развития экономических отношений показывает, что большинство серьезных проектов, связанных с развитием, реализуются с участием привлеченного капитала.
В 2001 - 2005 годах в Кировской области сохранялся невысокий уровень инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства и объемов неформальной экономики) в 2005 году по сравнению с предшествующим годом составил 7,2 %. Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и связанные с ним обрабатывающие производства. Однако в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инерционность мышления многих потенциальных участников, которые, несмотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают эти условия непрозрачными и не принимают в них участия.
На фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой становится низкий приток прямых инвестиций из-за пределов Кировской области, в том числе иностранных. По состоянию на 1 января 2005 года накопленный иностранный капитал в Кировской области составил всего 45,8 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США). Наибольший удельный вес (36,2 %) приходился на портфельные инвестиции. Прямые инвестиции составили 25,5 % в общем объеме накопленных иностранных вложений.
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий в 2001 - 2005 годах играла система государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов в Кировской области, осуществляемая на основании Закона Кировской области от 26.09.97 N 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области". Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Кировской области явились предоставление бюджетных кредитов, субсидирование части процентных ставок. Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на срок до пяти лет, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом (бизнес-планом), предоставляются налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет по следующим видам налогов: налогу на имущество и налогу на прибыль организаций.
Принимаемые меры государственной поддержки в Кировской области оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2001 - 2005 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки, объявленных Правительством области, приняли участие более 50 субъектов инвестиционной деятельности. Один рубль государственной поддержки в среднем за 2005 год обеспечил прирост налоговых поступлений в размере 13,4 рубля.
В то же время необходимо отметить несколько моментов, ослабляющих стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности:
недостаточный уровень системности. В 2001 - 2005 годах практически не использовались следующие инструменты государственной поддержки: предоставление бюджетных инвестиций, предоставление залогового обеспечения, предоставление льготных условий пользования имуществом, находящимся в областной собственности, предоставление грантов. В организации поддержки инвестиционного проекта наблюдаются существенные разрывы, которые приходятся на уязвимые места, например, полностью отсутствует поддержка при прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляется поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;
отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других областных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности региона в целом.
4.1.2. Характеристика сложившейся проблемной ситуации с позиции инвестиционной привлекательности области
Инвестиционная привлекательность Кировской области как любого другого региона Российской Федерации характеризуется двумя основными интегрированными параметрами: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.
Согласно рейтингу рейтингового агентства "Эксперт" Кировская область относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В 2001 - 2005 годах в рейтинге инвестиционной привлекательности "Эксперт РА" Кировской области удалось подняться на одно место (с 56-го на 55-е) в ранге инвестиционного потенциала среди субъектов Федерации, опустившись при этом на шестнадцать мест (с 28-го на 44-е) по уровню инвестиционного риска.
В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала рейтинговым агентством "Эксперт" используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются собираемые ежегодно по всем регионам по единой методике данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, базы данных рейтингового агентства "Эксперт", новостных лент российских информационных агентств. При составлении рейтинга также была использована информация по законодательству, стратегиям и программам регионального развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная администрациями отдельных субъектов Федерации по собственной инициативе.
Наиболее значимым, с позиции инвесторов, является инфраструктурный, производственный, трудовой и потребительский потенциал. В то же время к наиболее значимым рискам инвесторы относят законодательный, финансовый и политический риски.
Динамика рейтинга составляющих инвестиционной привлекательности Кировской области(1)
"Динамика рейтинга составляющих инвестиционной привлекательности Кировской области(1)"
Инвестиционный потенциал Кировской области характеризует возможность успешности ведения бизнеса с точки зрения максимизации получения прибыли и минимизации различного рода затрат. Анализ этого потенциала позволяет сделать следующие выводы.
В Кировской области наблюдается несоответствие между теми видами потенциалов, которые характеризуют возможность ведения бизнеса, и теми, которые определяют его успешность с точки зрения минимизации затрат. Так, например, природно-ресурсный потенциал предполагает прежде всего развитие лесопромышленного комплекса, особенно если иметь в виду, что достаточно большое количество производств этой отрасли экономики может развиваться без учета ограничений, накладываемых низким уровнем газификации области. В то же время, как показывают исследования, именно в отраслях лесопромышленного комплекса очень высока доля транспортной составляющей в себестоимости продукции (от 11 - 12 % в лесозаготовках до 40 % в целлюлозно-бумажной промышленности). В этих условиях слабая обеспеченность области транспортными путями значительно снижает инвестиционную привлекательность лесного ресурса.
Аналогичная ситуация складывается с сельским хозяйством. Производственный потенциал вступает в противоречие с потребительским потенциалом, низкий уровень которого в совокупности с инфраструктурными проблемами (с отсутствием дорог как путей транспортировки продукции к местам сбыта) резко снижает его привлекательность для потенциального инвестора.
С точки зрения перспектив развития производственного потенциала как одного из наиболее важной составляющей инвестиционной привлекательности региона в Кировской области имеется несколько проблем, которые делают ее менее привлекательной для инвесторов по сравнению с соседними регионами.
Предприятия Кировской области имеют достаточно высокий уровень износа основных фондов, в частности, в 2005 году он составил в среднем 50,3 % (что выше уровня 2000 года на 4,9 процентных пункта), в промышленности - 60,2 %, в лесном хозяйстве - 65,4 %, в сфере транспорта - 66,8 %. В целом по области промышленность характеризуется высокой степенью морального и физического износа оборудования. Если физический износ оборудования является обратимым процессом и не препятствует притоку инвестиций в промышленность, то проблема высокого морального износа оборудования и технологий сильно сужает нишу возможного сотрудничества с высокотехнологичными компаниями России и зарубежья. Ситуация усугубляется проводимой многими предприятиями инвестиционной политикой, при которой большинство предприятий вкладывают средства именно в преодоление последствий физического износа.
В области незначительно развита внутриобластная кооперация, что является следствием отсутствия региональных кластеров. В сочетании с недостаточной дорожной инфраструктурой это приводит к значительным транспортным издержкам, связанным с поставками материалов и комплектующих.
Кировская область несколько отдалена от центров разработки новых технологий и продуктов (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска), поэтому разработчик зачастую не заинтересован в сотрудничестве с предприятиями региона.
Особенностью Кировской области является преобладание производств с низкой добавленной стоимостью. Анализ наиболее динамично развивающихся предприятий показывает, что даже у них доля добавочной стоимости в продукции редко превышает 20 - 25 %. Это свидетельствует о возможности ослабления экономической и финансовой устойчивости, так как большинство из них не являются монополистами на рынке и, следовательно, завязаны в процессе ценообразования на конечную продукцию, в то время как поставщики основных видов сырья и материалов во многих случаях являются фактически монополистами. С усилением рыночного характера экономики влияние данного фактора на положение предприятий будет усиливаться. Это делает их малопривлекательными для возможного сотрудничества.
Важнейшей проблемой инфраструктурного потенциала с точки зрения успешности работы по повышению инвестиционной привлекательности является преобладание до последнего времени социального подхода в определении районов его развития, не учитывающего экономическую и бюджетную эффективность. Выбор территорий развития проводился без учета необходимости получения синергетического (с точки зрения взаимоусиливающего влияния результатов развития различных потенциалов на инвестиционную привлекательность друг друга) эффекта.
Инвестиционная привлекательность трудового потенциала территории прежде всего определяется уверенностью инвестора в обеспеченности его бизнеса рабочими кадрами нужной квалификации и в нужном количестве. Препятствием служит нарастающая в Кировской области конкуренция за трудовой ресурс. Свидетельством этому являются данные Управления федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области о несоответствии спроса и предложения на рынке труда области. Подобная ситуация, формирующаяся под действием двух факторов: демографического спада и несоответствия системы подготовки кадров потребностям региональной экономики, - характерна для большинства регионов России. Серьезным преимуществом Кировской области с точки зрения повышения ее инвестиционной привлекательности является возможность привлечения и удержания профессиональных кадров за счет создания для них более высокого, чем в соседних регионах, уровня жизни путем повышения уровня заработной платы, доступности и качества социальных услуг (по здравоохранению, обучению, обеспеченности комфортным жильем и т.д.).
С позиции потребительского потенциала Кировская область находится в настоящее время в явно более слабой позиции по отношению к регионам-соседям. Это связано с несколькими моментами: более низкой покупательной способностью населения (одной из характеристик этого может служить показатель соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума); более низкой концентрацией населения на единице площади территории (плотность населения в Кировской области 12,1 человека на 1 кв. километр, в Приволжском федеральном округе - 29,6); слабым развитием транспортной сети, что в совокупности с двумя вышеназванными моментами делает регион малопривлекательным для размещения в нем производств, непосредственно ориентированных на ближние или относительно доступные (с точки зрения транспортной составляющей) рынки сбыта (пищевая промышленность, производство мебели и т.д.).
В отношении инвестиционного риска в Кировской области наблюдается незначительное ухудшение ситуации 2005 года по отношению к 2001 году. При этом можно отметить положительную тенденцию снижения законодательного и экономического рисков, что объясняется открытостью и последовательностью проведения законодательной политики и общей ориентацией на экономический рост Кировской области.
Динамика рейтинга основных составляющих инвестиционного риска в Кировской области(1)
"Динамика рейтинга основных составляющих инвестиционного риска в Кировской области(1)"
Анализ говорит о значимых моментах, которые необходимо учитывать при разработке Программы, особенно при формировании перечня ее мероприятий.
За 2001 - 2005 годы ранг Кировской области поднялся с 54-го на 5-е место, то есть его можно определить как достаточно низкий по отношению к другим регионам в Российской Федерации в области законодательного риска. Данная позиция Кировской области по законодательному риску объясняется системной, последовательной и открытой политикой в области законодательства по инвестиционной деятельности. В результате этого удалось сформировать ясные правила игры. При этом необходимо отметить, что в нормативно-правовой базе региона существуют достаточно серьезные пробелы, связанные, прежде всего, с отсутствием помощи инвестору в преодолении существующих административных барьеров, с необходимостью прохождения значительного количества согласований в рамках проектной стадии при реализации инвестиционного проекта. По мере роста интереса инвесторов к региону нерешенность данного вопроса может в значительной мере снизить достигнутые за последние годы результаты.
Финансовый риск в значительной степени зависит от кредитного рейтинга региона. Работа Правительства области в этом направлении, проведенная в 2005 - 2006 годах и закончившаяся присвоением области кредитного рейтинга, неминуемо должна привести к снижению показателя финансового риска. 23 мая 2006 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Кировской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "В" и краткосрочный рейтинг "В". Также агентство присвоило области национальный долгосрочный рейтинг "BBB(rus)". Прогноз по всем рейтингам - "стабильный". Как отмечают аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings, присвоенные области рейтинги отражают развитую промышленную базу региона (30 % валового регионального продукта в 2005 году), которая является основным фактором экономического роста и увеличения налоговых поступлений, низкую долговую нагрузку на бюджет области (в 2005 году сумма долга составила 8,8 % текущих доходов), снижение расходов на обслуживание долга (с 7,5 % в 2004 году до 4,5 % текущих доходов). В то же время обращает на себя внимание тот факт, что данное значение рейтинга показывает значительную зависимость финансов области от внешних заимствований.
В отношении экономического риска определяющую роль играет слабость инвестиционного потенциала области, а также достаточно медленные темпы его наращивания, особенно в отношении инфраструктурной составляющей. У инвесторов отсутствует уверенность в том, что им не придется вкладывать в реализацию проекта дополнительные средства, связанные с решением транспортной проблемы или проблем инженерных коммуникаций. Это приводит к отказу от инвестиций либо уже на стадии предынвестиционного исследования, либо на стадии проведения расчетов по рискам проекта.
Повышение политического риска в Кировской области в 2001 - 2005 годах, прежде всего, связано с неопределенностью перспектив развития региона, попыткой отдельных олигархических группировок усилить влияние на власть.
Таким образом, складывающаяся на момент написания Концепции ситуация с инвестиционной привлекательностью наиболее значимых для потенциального инвестора частных потенциалов, определяющих значение интегрированной величины инвестиционного потенциала Кировской области по отношению к другим регионам, характеризуется невысокой позицией Кировской области в рейтингах инвестиционной привлекательности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Анализ свидетельствует о возможности развития негативных тенденций, которые могут привести к снижению инвестиционной привлекательности региона.
С точки зрения инвестиционных рисков наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, имеются факторы, свидетельствующие об их снижении, что объясняется совершенствованием законодательной базы, присвоением области кредитного рейтинга, с другой - наблюдается целый ряд моментов, свидетельствующих о повышении уровня риска, что обеспечивается отсутствием финансовых гарантий поддержки на всем протяжении реализации проекта, инерционностью инфраструктурных преобразований.
4.1.3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инновационной деятельности
Важнейшими субъектами инновационной деятельности в 2001 - 2005 годах являлись высшие учебные и научно-исследовательские заведения. Среди них государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет", "Вятский государственный гуманитарный университет", "Вятская государственная сельскохозяйственная академия", "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". Значительный вклад в инновационную деятельность вносят научно-исследовательские учреждения отраслевого профиля: государственное учреждение "Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови", федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники", открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии "БИОТИН", Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова, открытое акционерное общество "Кировский институт по проектированию водохозяйственного строительства", научно-исследовательский институт микробиологии Министерства обороны Российской Федерации, зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого.
На протяжении 2001 - 2005 годов отмечен незначительный рост числа исследователей в области. На этом фоне можно подчеркнуть положительную динамику в качественном составе исследователей, которая выражается в увеличении численности исследователей с учеными степенями, в частности в росте численности докторов и кандидатов наук.
В 2001 - 2005 годах отмечается ярко выраженная тенденция роста выпускников высших учебных заведений (с 3557 в 2000 - 2001 годах до 9036 человек в 2005 - 2006 годах). В 2005 году наиболее востребованными и получившими направление на работу были выпускники, имеющие следующие инженерные специальности: "Технология" (100 % от общей численности выпускников данной специальности), "Машины и оборудование лесного комплекса" (93,8 %), "Электромеханика" (78,1 %). По специальности "Иностранный язык" направление на работу получили 91,3 % выпускников, "Химия" - 90,5 %, "Биотехнология" - 89,5 %, "Лечебное дело" - 88,9 % .
На фоне общего увеличения числа исследователей и выпускников высших учебных заведений можно обозначить снижение инновационной активности в промышленности Кировской области. Снизилось число промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью.
Наибольший удельный вес в видовой структуре инновационной деятельности в промышленности Кировской области занимает приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. В области инновационной деятельности наибольший удельный вес имели инновационно активные промышленные предприятия, имевшие целью создание новых рынков сбыта, улучшение качества продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение и расширение традиционных рынков сбыта. Наиболее инновационно активными среди предприятий промышленности были крупные промышленные предприятия, в частности предприятия машиностроения и металлообработки. На протяжении периода с 2001 по 2005 год в Кировской области сохраняется стабильная тенденция финансирования технологических инноваций за счет собственных средств предприятий в общем объеме финансовых средств. Основной формой приобретения новых технологий в Кировской области является покупка оборудования.
В целом в период 2001 - 2005 годов отмечается отрицательная динамика роста численности промышленных предприятий большинства отраслей Кировской области, применивших передовые технологии в производстве. Исключение составляют отрасли с положительной динамикой (электроэнергетика и черная металлургия) и стабильной динамикой (цветная металлургия, промышленность строительных материалов, микробиологическая промышленность, полиграфическая промышленность). Наибольшие темпы роста в 2001 - 2005 годах характерны для следующих технологий: производственных информационных систем, связи и управления, аппаратуры автоматизированного управления и контроля, а также проектирования и инжиниринга. Стабильным и низким в Кировской области остается уровень патентной активности предприятий.
Кировская область принимает пассивное участие в федеральных программах и программах научных фондов, поддерживающих развитие инноваций и инновационной инфраструктуры, в частности в федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы. В 2001 - 2005 годах финансирование получили 2 заявки государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет": проведение всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетному направлению Программы "Живые системы" - 1 млн. рублей; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ молодыми учеными и преподавателями во время проведения стажировок в российских научно-образовательных центрах - 7 млн. рублей. Две заявки государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет" получили финансирование в 2006 году: исследование инновационного потенциала Кировской области с целью создания и развития центров трансфера технологий - 2 млн. рублей, научно-организационное, научно-методическое и экспертное обеспечение проведения всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетному направлению Программы "Живые системы" - 1 млн. рублей. Переход от принципа финансирования научного учреждения к принципам финансирования научной разработки, конкурсного финансирования научно-исследовательских работ создает благоприятные условия для реализации творческого потенциала ученых Кировской области. В предпринимательском секторе уровень восприимчивости к новым технологическим решениям недостаточен, в значительной части предприятий инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это предопределяет, что при растущей инновационной активности предприятий научной сферы многие инновационные разработки остаются невостребованными на рынке.
В рамках конкурса Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "Старт" в 2001 - 2005 годах от Кировской области было подано только 2 заявки. В 2006 году из 291 заявки по Приволжскому федеральному округу от Кировской области было подано только 8 заявок, то есть 2,7 %, что свидетельствует о незначительном повышении активности бизнес-структур.
Следует отметить и неразвитость инновационной инфраструктуры в Кировской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации. В области отсутствуют инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий, информационно-аналитические центры, научно-координационные центры, венчурные и инвестиционные фонды.
Существующие низкий уровень инновационной активности и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что в регионе чрезвычайно низок уровень внедренных новых технологий, способствующих повышению конкурентоспособности продукции.
Анализ инвестиционной и инновационной деятельности Кировской области за 2001 - 2005 годы позволяет установить основную системную проблему, которая заключается в том, что темпы развития и структура инвестиционной и инновационной деятельности в Кировской области не в полной мере отвечают потребностям полноценного развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности; при этом положительная динамика факторов формирования инвестиционного климата (четкое законодательство в области инвестиционной деятельности, низкий уровень криминального риска) в должной мере не способствуют привлечению инвестиций в регион и активизации инновационной деятельности.
4.2. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере инвестиционной и инновационной деятельности без использования программно-целевого метода
Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере инвестиционной и инновационной деятельности без использования программно-целевого метода на 2007 - 2009 годы базируется на сценарии сохранения сложившихся в последние годы внешних и внутренних условий развития экономики области.
В настоящее время экономические и социальные процессы в Кировской области благоприятствуют улучшению инвестиционного климата региона. Положительная динамика показателей экономического развития и объемов инвестиций ведут к процессу обновления основных фондов. Открытый доступ к законодательной базе в области инвестиционной политики повышает предсказуемость действий органов государственной власти области по отношению к инвесторам. Однако недостаточный уровень комплексности целенаправленных мер по развитию инвестиционного потенциала Кировской области, слабая информационная политика в области его позиционирования не способствуют повышению уровня инвестиционной привлекательности региона. Проведенный выше анализ сложившейся ситуации не позволяет прогнозировать устойчивого развития положительных тенденций темпов роста инвестиций.
Исходя из обозначенных проблем без реализации комплекса мероприятий, направленных на системную работу по улучшению инвестиционной привлекательности области, дальнейшее развитие будет характеризоваться следующими тенденциями: снижением темпов роста инвестиций в областную экономику; падением инвестиционного рейтинга области относительно других субъектов Федерации; ростом неудовлетворенности населения жизнью в "депрессивном" регионе и дальнейшим оттоком наиболее квалифицированных и молодых кадров; дальнейшим повышением уровня морального и физического износа основных фондов в промышленности; дальнейшим снижением потребительского потенциала с последующим ростом трудностей для предприятий пищевой и других видов обрабатывающей промышленности; повышением политических рисков ведения бизнеса в области.
Выход на траекторию устойчивого высокого экономического роста требует максимального привлечения всех возможных источников инвестиций, что возможно только при комплексном подходе с использованием программных мер, иначе ситуация будет развиваться ситуативно и несистемно, без учета комплекса мер, направленных на достижение запланированных стратегических целей. Без разработки программных мероприятий сложно сформировать работающую инвестиционную и инновационную инфраструктуру, что будет являться барьером на пути роста инвестиций в региональную экономику.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с повышением инвестиционной привлекательности Кировской области, привлечением инвестиций и новых технологий, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере инвестиционной и инновационной деятельности.
5.1. Инерционный сценарий
Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока инвестиций в Кировскую область и дальнейшем развитии существующих тенденций без реализации мероприятий Программы.
Главной целью инерционного сценария будет являться поддержка механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности области для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Кировской области.
Предполагается сохранение существующего уровня развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе: государственная поддержка экономических субъектов, проявивших инвестиционную активность и подавших самостоятельно заявки; стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику области.
Основными задачами инерционного сценария будут являться: совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности; создание инвестиционного имиджа области; обеспечение участия предприятий области в федеральных и областных целевых программах; мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов и обеспечение их эффективного использования; повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска.
Преимущества инерционного сценария: низкий риск в достижении намеченных задач, известная схема работы в области инвестиционной деятельности.
Риски, возникающие при решении проблемы с использованием инерционного сценария: риск недостижимости намеченной цели повышения инвестиционной привлекательности региона, риск недостижимости заданного темпа роста новых технологий и инвестиций в экономику области за счет традиционных методов и технологий, риск высокой зависимости от внешней среды.
В результате осуществления инерционного сценария Кировская область снизит свой рейтинг инвестиционной привлекательности. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал в 2007 - 2009 годах составят 110 - 111 %. Будет достигнута незначительная положительная динамика темпов роста объемов прямых иностранных инвестиций - со 103,9 % в 2007 году до 104,5 % в 2009 году, удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем объеме организаций области - с 5 % в 2007 году до 8 % в 2009 году, удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции - с 4 % в 2007 году до 6 % в 2009 году.
5.2. Активный сценарий
В рамках активного сценария предлагается следующее направление решения проблемы: опережающее развитие приоритетных направлений экономики, обеспечение инвестиционной привлекательности ограниченного числа региональных объектов, создание эффективной инновационной и инвестиционной инфраструктуры и преимущественное стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.
Целью активного сценария будет являться разработка и обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инвестиционной и инновационной деятельности, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.
Основными задачами для достижения поставленной цели будут являться: обеспечение решения вопроса повышения инвестиционной привлекательности области; обеспечение выполнения комплекса задач по формированию и продвижению позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории; разработка мероприятий по совершенствованию системы привлечения инвестиционных ресурсов и новых технологий в развитие региона; разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности; обеспечение эффективного использования имеющегося в Кировской области инвестиционного и инновационного потенциала; обеспечение эффективного развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности; обеспечение эффективного взаимодействия инвестиционной и инновационной систем Кировской области.
Преимущества активного сценария: активизация всех инструментов инвестиционной и инновационной деятельности, возможность получения синергетического эффекта в обеспечении достижения требуемого уровня инвестиционной привлекательности области. Данный сценарий позволит сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях и будет способствовать выявлению точек роста.
Риски, возникающие при решении проблемы с использованием активного сценария, - риски недостаточного финансирования запланированных мероприятий, которые могут привести к недостижимости намеченных задач.
Реализация программных мероприятий позволит улучшить инвестиционный климат, обеспечит положительную динамику позиции Кировской области в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал в 2007 - 2009 годах составят 118 - 119 %. Реализация программных мероприятий обеспечит рост иностранных инвестиций в экономику области, а именно темпы роста их объема вырастут со 104,1 % в 2007 году до 110 % в 2009 году. Рост инновационной активности положительно отразится на динамике объемов инновационной продукции в области, так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции повысится с 8 % в 2007 году до 13 % в 2009 году.
Активный вариант рассматривается как основной для разработки Программы.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предполагается, что Программа будет реализована в течение 2007 - 2009 годов. Реализация Программы при этом будет осуществлена в три этапа: первый этап - 2007 год; второй этап - 2008 год; третий этап - 2009 год.
Разбивка программных мероприятий на этапы осуществляется с учетом возможности их финансового обеспечения, нормативного сопровождения, а также необходимости проведения подготовительных мероприятий для их реализации.
На первом этапе (2007 год) проводятся основные организационные мероприятия, готовятся технические задания для исполнителей. Кроме этого, ведется разработка проектов нормативных правовых актов в области инвестиционной и инновационной деятельности.
Второй этап (2008 год) является наиболее активной фазой реализации Программы. На этом этапе проводятся основные программные мероприятия. На второй этап приходятся основные затраты на реализацию Программы.
На третьем этапе (2009 год) производится завершение ранее начатых мероприятий, осуществляется фиксация достигнутых положительных результатов и принятие альтернативных мер в случае отсутствия запланированных результатов при реализации отдельных, изначально выбранных в качестве основных, программных мероприятий. В эти же сроки формируется отчетность по выполнению Программы, а также предложения по дальнейшим действиям и планам.
7. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
7.1. Цели, задачи Программы
7.1.1. Цель Программы - разработка и обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инвестиционной и инновационной деятельности, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.
7.1.2. Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
7.1.2.1. Обеспечение решения вопроса повышения инвестиционной привлекательности области.
Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области возможно путем повышения ее инвестиционного потенциала. Необходимы инициирование и разработка новых областных целевых программ в увязке с действующими федеральными целевыми программами. В целях снижения инвестиционного риска необходимо обеспечение информационной открытости в сфере инвестиционной деятельности, приложения усилий для обеспечения полного раскрытия информации о действительной структуре собственности в компаниях и о структурах корпоративного контроля, формирование открытой базы данных инвестиционных проектов и площадок, формирование системы распространения лучшей практики предоставления эффективной консультационной и аналитической поддержки муниципальным образованиям Кировской области в сфере инвестиционной деятельности.
7.1.2.2. Обеспечение решения комплекса задач по формированию и продвижению позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории.
Для решения данной задачи необходима активизация информационной политики, повышение уровня прозрачности и информационной открытости в сфере экономической деятельности: позиционирование Кировской области на национальном и мировом уровнях, повышение уровня информирования общественности о федеральных и региональных инвестиционных программах, организация, периодическое проведение и освещение совместно с ведущими рейтинговыми агентствами, в частности с рейтинговым агентством "Эксперт", в средствах массовой информации презентаций Кировской области, муниципальных образований с привлечением VIP-персон, обеспечение на портале Правительства Кировской области широкого доступа к материалам, в частности по инновациям и инвестициям в регионе, разработка информационно-технологических аспектов продвижения инвестиционного имиджа региона.
7.1.2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы привлечения инвестиционных ресурсов и новых технологий в развитие региона.
Механизмами решения данной задачи могут быть разработка методик формирования муниципальных целевых программ и непосредственно программ инвестиционного развития муниципальных образований, разработка и внедрение рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности и экономической активности муниципальных образований Кировской области; инициирование и разработка органами местного самоуправления области и хозяйствующими субъектами качественных инвестиционных проектов, их отбор по приоритетности и значимости как для муниципальных образований, так и для области в целом; инициирование и разработка наиболее важных для области в экономическом плане областных целевых, адресной инвестиционной программ и инвестиционных проектов; инициирование участия соответствующих хозяйствующих субъектов Кировской области в инвестиционных программах и проектах различных регионов Российской Федерации. В работе с зарубежными инвесторами необходимо создание свободного доступа к информации государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Кировской области.
7.1.2.4. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
Решению данной задачи будут способствовать: расширение комплекса мер государственной поддержки частных инвесторов; создание максимально благоприятных налоговых и административных режимов на экспериментальных площадках с дальнейшим охватом всех районов области; упрощение процедуры вхождения инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу области; разработка нормативных актов, регламентирующих основные принципы формирования отношений частно-государственного партнерства: выявление и учет взаимных интересов, оценка реалистичности достижения целей проекта, определение функций и обязанностей сторон, разработка процедур реализации партнерства.
7.1.2.5. Обеспечение эффективного использования имеющегося в Кировской области инвестиционного и инновационного потенциала.
Для решения данной задачи необходимо формирование следующих областных целевых программ: "Развитие кадрового потенциала региона", "Развитие производственного потенциала региона", "Развитие инновационной инфраструктуры региона", "Развитие транспортной инфраструктуры региона". Важными моментами в реализации данной задачи являются создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса, облегчение доступа к кредитным ресурсам растущих малых предприятий при недостаточной залоговой базе, расширение и реализация спектра форм и видов государственной поддержки инвестиционных проектов.
7.1.2.6. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности.
Решение данной задачи должно быть направлено на развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарка, инновационно-технологического центра, бизнес-инкубатора, центра трансфера технологий), образование финансовых институтов (инвестиционного и венчурного фондов), обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла. Необходимо стимулировать долгосрочную инвестиционную деятельность банков посредством информационного содействия их основной деятельности, через стимулирование участия банков в акционерном капитале лизинговых и других финансовых компаний, через механизм налоговых льгот и кредитов для банков, осуществляющих активную инвестиционную деятельность, через привлечение в область и открытие представительств и филиалов крупных банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов из Москвы и других регионов России. Одним из важных направлений решения поставленной задачи должна быть разработка и реализация мероприятий, направленных на активизацию деятельности существующих в области лизинговых и создание инвестиционных компаний. Особое внимание необходимо уделить развитию информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности, формированию системы распространения лучшей практики предоставления эффективной консультационной и аналитической поддержки муниципальным образованиям Кировской области в сфере инновационной деятельности. Большую роль в развитии инновационной инфраструктуры должно играть взаимодействие с Федеральным агентством по науке и инновациям Министерства образования и науки Российской Федерации и научными фондами по поддержке инновационной деятельности.
7.1.2.7. Обеспечение эффективного взаимодействия инвестиционной и инновационной систем Кировской области.
Необходимо на законодательном уровне осуществлять обеспечение направленности инвестиций на инновации, а также концентрацию значительной части как государственных, так и частных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных инновационно-технологических программ.
7.2. Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
N п/п |
Целевые индикаторы |
2005 год (отчет) |
2006 год (прогноз) |
2007 год (прогноз) |
2008 год (прогноз) |
2009 год (прогноз) |
|
7.2.1 |
Положительная динамика позиции Кировской области в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
сохранение существующих позиций в рейтингах инвестиционного потенциала и риска |
|||||
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска |
|||
7.2.2 |
Объем инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году): |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
120,0 |
116,0 |
117,0 |
109,0 |
106,0 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
119,0 |
120,0 |
116,0 |
|
7.2.3 |
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (% к предыдущему году): |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
127,4 |
125,0 |
128,3 |
116,7 |
113,6 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
129,0 |
130,0 |
125,0 |
|
7.2.4 |
Прямые иностранные инвестиции (% к предыдущему году): |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
103,4 |
103,8 |
103,9 |
104,0 |
104,5 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
104,1 |
107,1 |
110,0 |
|
7.2.5 |
Число промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью: |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
14 |
14 |
15 |
18 |
19 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
17 |
22 |
30 |
|
7.2.6 |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций (%): |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
3,5 |
3,5 |
5,0 |
7,0 |
8,0 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
8,0 |
10,0 |
17,0 |
|
7.2.7 |
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (%): |
|
|
|
|
|
|
|
инерционная динамика |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,5 |
6,0 |
|
|
с учетом реализации Программы |
х |
х |
8,0 |
11,0 |
13,0 |
8. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
8.1. Минимально допустимый вариант
Первый вариант (минимально допустимый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования Программы. Данный вариант рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития экономики области и является нижним пределом финансирования Программы в части повышения инвестиционной привлекательности, привлечения инвестиций и новых технологий в экономику области.
8.2. Оптимальный вариант
Второй вариант (оптимальный) сочетает в себе рациональность и оптимальность в увеличении бюджетных расходов на реализацию Программы (по данному варианту объем расходов из федерального бюджета на 2007 - 2009 годы больше минимально допустимого объема по первому варианту на 30 %) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения ключевых задач Программы. Затраты на реализацию Программы в оптимальном варианте определены исходя из потребности в опережающем развитии приоритетных направлений экономики, обеспечении инвестиционной привлекательности ограниченного числа региональных объектов, создании эффективной инновационной и инвестиционной инфраструктуры и стимулировании широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Минимально допустимый объем бюджетных затрат на реализацию Программы составляет примерно 480 - 650 млн. рублей, в том числе:
250 - 300 млн. рублей - на инвестиционные кредиты и субсидирование ставки банковского процента (при этом надо учитывать, что бюджетный кредит - примерно 60 % от этих затрат - подлежит возврату в бюджет);
100 - 150 млн. рублей - на потери бюджета от введения дифференцированной налоговой ставки и налоговых льгот инвесторам;
100 - 150 млн. рублей - на использование бюджетных средств на реализацию таких форм государственной поддержки, как прямое участие субъекта в финансировании наиболее важных инвестиционных проектов на принципах частно-государственного партнерства. В основном данную форму поддержки планируется применять по договорам концессии, а также для реализации проектов на депрессивных территориях области с целью повышения их производственного потенциала и инвестиционной привлекательности в целом;
30 - 50 млн. рублей - на прочие затраты (использование консалтинговых услуг по разработке отдельных программ развития, по разработке схем территориального планирования, реализация PR-мероприятий).
Необходимо отметить, что в данных расходах не учтены такие формы государственной поддержки, как гарантии и залоговый фонд, так как это не является прямыми расходами бюджета.
Предполагается для реализации Программы привлечь средства муниципальных образований области в размере до 10 - 20 млн. рублей через систему софинансирования государственной поддержки на проведение отдельных программных мероприятий.
Планируется привлечь внебюджетные средства через систему частно-государственного партнерства - 250 - 300 млн. рублей, а также до 10 млн. рублей на проведение отдельных программных мероприятий.
Таким образом, общий объем финансирования реализации Программы ориентировочно составит от 740 до 970 млн. рублей, при этом до 300 млн. рублей бюджетных средств планируется вернуть в форме возврата бюджетных кредитов и в результате продаж доли области в уставном капитале предприятий, построенных с использованием принципа частно-государственного партнерства.
В 2007 году общий объем средств составит 263 млн. рублей, в том числе по Программе - 250 млн. рублей, на мероприятия по системе индикативного планирования, территориального развития и другие - 13 млн. рублей.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Программа позволит разработать и обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инвестиционной и инновационной деятельности, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.
Повышение инвестиционного потенциала области за счет инициирования и разработки следующих областных целевых программ: "Развитие кадрового потенциала региона", "Развитие производственного потенциала региона", "Развитие инфраструктурного и инновационного потенциала региона", "Развитие транспортной инфраструктуры региона", обеспечение эффективного использования имеющегося в области инвестиционного и инновационного потенциала, снижение инвестиционного риска, в частности за счет обеспечения информационной открытости в области инвестиционной деятельности, активизация информационной политики, позитивное позиционирование Кировской области на национальном и мировом уровнях, повышение уровня информирования общественности о федеральных и региональных инвестиционных программах позволят решить комплекс задач по повышению инвестиционной привлекательности области, формированию и продвижению имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории и обеспечат положительную динамику позиции Кировской области в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности.
Разработка мероприятий по совершенствованию системы привлечения инвестиционных ресурсов и новых технологий в развитие региона, а также мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности позволит обеспечить в 2007 - 2009 годах среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал на уровне 118 - 119 %, рост иностранных инвестиций в экономику области: темпы роста их объема вырастут со 104,1 % в 2007 году до 110 % в 2009 году, а также рост объемов инвестиций в основной капитал на душу населения с 18 тыс. рублей в 2007 году до 30 тыс. рублей в 2009 году.
Обеспечение эффективного развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности и эффективного взаимодействия инвестиционной и инновационной систем области позволит увеличить инновационную активность и достичь увеличения объемов инновационной продукции в области: удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции повысится с 8 % в 2007 году до 13 % в 2009 году, а также увеличить удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций с 8 % в 2007 году до 17 % в 2009 году.
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Правительства Кировской области. Основные разработчики Программы - общество с ограниченной ответственностью "Международный центр научно-исследовательских проектов", администрация Правительства Кировской области.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы и координация действий исполнителей Программы будут осуществляться департаментом экономического развития при Правительстве области, общее руководство и контроль за реализацией Программы - консультативным советом по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (далее - совет). Участниками Программы являются органы исполнительной власти области.
Координирующую функцию департамент экономического развития при Правительстве области будет осуществлять, используя свои полномочия, в том числе определенные нормативными актами Правительства области в сфере разработки и утверждения областных целевых и ведомственных программ.
Заседания совета по вопросам Программы проводятся не реже одного раза в полугодие. На данные заседания могут быть приглашены представители бизнеса, кредитно-финансовых организаций, консалтинговых фирм и научных учреждений.
В целях обеспечения скоординированности действий исполнители отдельных мероприятий Программы обеспечивают систематическое информирование других участников Программы, членов совета. Все участники Программы ежеквартально направляют письменный отчет о проведенной работе в адрес департамента экономического развития при Правительстве области, который в установленный срок обобщает полученную информацию, готовит сводный отчет и направляет его членам совета. Сводный отчет рассматривается на заседании совета, по результатам рассмотрения готовится распоряжение Правительства области о результатах выполнения Программы.
Решением совета для оказания помощи при выполнении мероприятий Программы ее участниками могут привлекаться консультационные, аудиторские компании, рейтинговые и информационные агентства, средства массовой информации, которые осуществляют свою деятельность в рамках заключаемых договоров. В этих же целях с участием Кировской области могут быть созданы специализированные организации.
Решение предусмотренных в Программе задач и реализация мероприятий предусмотрены функциональными обязанностями соответствующих органов исполнительной власти области, которые, являясь участниками данной Программы, несут ответственность за ее реализацию наряду с департаментом экономического развития при Правительстве области.
Взаимодействие участников Программы осуществляется исходя из принципов взаимной заинтересованности и ответственности. Деятельность органов исполнительной власти области, являющихся участниками Программы, будет регламентироваться собственными планами работ, скоординированными со сроками и мероприятиями Программы. В них указываются исполнители, которые персонально отвечают за выполнение конкретных мероприятий, обеспечивают соблюдение сроков и качества реализации мероприятий.
В случае привлечения для выполнения тех или иных мероприятий сторонних исполнителей государственный заказчик осуществляет конкурсный отбор данных исполнителей (организаций) в соответствии с действующим законодательством, при этом конкурсная документация, в том числе техническое задание, согласовывается с департаментом экономического развития при Правительстве области как координатором Программы.
Участие в Программе предприятий и частных предпринимателей Кировской области - реципиентов государственной поддержки в рамках Программы основывается на принципах добровольности и взаимной заинтересованности.
(1) По данным рейтингового агентства "Эксперт"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 7 ноября 2006 г. N 372 "О концепции областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был