В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 28.06.2006 N 175 "Об одобрении Перечня проектов ведомственных целевых программ, предполагаемых к финансированию из областного бюджета" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 5.09.2006 N 281), приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 гг.".
2. Ответственным за реализацию ведомственной целевой программы "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 годах" назначить заместителя главы департамента здравоохранения А.А. Соболева.
3. Отделу правовой и информационной работы (О.А. Шалагинова) обеспечить публикацию ведомственной целевой программы в средствах массовой информации и размещение ее текста в сети Интернет.
Глава Департамента |
А.В. Русяев |
Ведомственная целевая программа
департамента здравоохранения Кировской области "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 гг."
Паспорт целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент здравоохранения |
Наименование Программы |
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 гг. |
Должностное лицо, утвердившее программу, или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Программа утверждена приказом департамента здравоохранения Кировской области от 10.10.2006 г. N 688 "О ведомственной целевой программе "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 г.г." |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области посредством оптимизации диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи. В ходе реализации Программы будут решены следующие задачи: - повышение квалификации в отношении сердечно-сосудистых заболеваний участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики, кардиологов и средних медработников; - улучшение материально-технической базы поликлиник, учреждений терапевтической, кардиологической служб, службы скорой помощи; - обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями современными высокоэффективными препаратами; - внедрение унифицированных методов диагностики и лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в ЛПУ области; - организация динамического наблюдения за больными в соответствии со степенью риска заболевания; - приближение квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. кардиологической, населению районов области; - развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями; - внедрение популяционной стратегии в отношении сердечно-сосудистых заболеваний (работа с населением). |
Целевые индикаторы и показатели выполнения Программы |
- Общая смертность населения. - Уровень смертности от болезней системы кровообращения. - Инвалидность лиц в возрасте 18 лет и старше. - Количество дней нетрудоспособности. - Ожидаемая продолжительность жизни. |
Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия по программе имеют следующую направленность: - активизация первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи - совершенствование вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи |
Сроки реализации программы |
2007 - 2009 гг. |
Объемы финансирования Программы |
На 2007 - 2009 г.г. всего 57704,0 тыс. руб., в том числе: 2007 год - 18186,0 тыс. руб. 2008 год - 19277,1 тыс. руб. 2009 год - 20240,9 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Реализация данной программы позволит к 2009 году: снизить общую смертность населения с 19,0 до 18,0 на 1000; снизить смертность от болезней системы кровообращения с 1107 до 895 случаев на 100 000 населения (средний показатель по РФ); снизить инвалидность лиц в возрасте 18 лет и старше с 91,2 до 85,0 случаев на 10 000 населения; cнизить такой показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности, как количество дней на 100 работающих с 645,9 до 600; увеличить ожидаемую продолжительность жизни для мужчин с 57,4 до 59,4 лет, для женщин с 71,3 до 73 лет. |
1. Цели и задачи программы
Охрана здоровья населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, так как состояние здоровья нации - основной критерий благополучия общества и в этой связи определение основных приоритетов в дальнейшем развитии службы здравоохранения области является на сегодня стратегической задачей.
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения Кировской области. В регионе сложилась неблагоприятная медико-демографическая ситуация: имеет место депопуляция населения (естественная убыль населения, обусловленная ростом смертности на фоне стойкого снижения рождаемости). Эта проблема определена в послании Президента РФ Федеральному Собранию 10.05.2006 г. как самая острая проблема современной России.
Среди причин, отрицательно влияющих на состояние здоровья населения, основной является высокая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся главной причиной смертности в регионе (62 %), необходимо также отметить чрезмерные стрессовые нагрузки, недостаточный уровень санитарно-гигиенических знаний, распространенность вредных привычек, низкий уровень жизни значительной части населения. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают в достаточной мере население бесплатными медицинскими услугами.
Медицинские причины высокой сердечно-сосудистой смертности в России и в Кировской области достаточно хорошо известны. Это, прежде всего, недостаточно эффективное лечение больных артериальной гипертонией. В Кировской области артериальная гипертония распространена среди 40 % населения старше 10 лет, но эффективно лечатся только 8,5 % пациентов. Второй медицинской причиной высокой сердечно-сосудистой смертности в Кировской области является недостаточно активное внедрение современных методов лечения атеросклероза. Речь идет о статинах, которые имеют такое же значение для лечения атеросклероза, как антибиотики для лечения инфекций. Третьей причиной высокой сердечно-сосудистой смертности в Кировской области является недостаточно частое хирургическое лечение ишемической болезни сердца (ИБС). Частота проведения аортокоронарного шунтирования и баллонной ангиопластики совершенно не соответствует существующей потребности. Четвертая причина - несоблюдение современных стандартов лечения ИБС. Очень серьезной причиной высокой смертности является отсутствие квалифицированной помощи пациентам с инсультом.
1.1. Цели Программы
Главной целью реализации настоящей ведомственной программы является снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний посредством оптимизации диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи. Указанная цель соответствует стратегической цели регионального и федерального развития - улучшению демографической ситуации в регионе и в стране в целом.
Настоящая Программа основывается на Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. N 1387, Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р, на приказе Министерства здравоохранения РФ от 24.01.2003 г. N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией", на законе "Об охране здоровья граждан в Кировской области" N 369-ЗО от 3.11.05., на Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10.05.2006 г.
В статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ отнесено решение вопросов работы лечебно-профилактических учреждений (за исключением федеральных лечебно-профилактических учреждений).
Исходя из вышеизложенного в Реестр расходных обязательств Кировской области и в Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 14 марта 2005 года N 30\41 "О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами" были включены медицинские услуги населению Кировской области.
1.2. Задачи Программы
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Повышение квалификации в отношении сердечно-сосудистых заболеваний участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики, кардиологов и средних медработников;
2. Улучшение материально-технической базы поликлиник, учреждений терапевтической, кардиологической служб, службы скорой помощи;
3. Обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями современными высокоэффективными препаратами;
4. Внедрение унифицированных методов диагностики и лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в ЛПУ области;
5. Организация динамического наблюдения за больными в соответствии со степенью риска заболевания;
6. Приближение квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. кардиологической, населению районов области;
7. Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями;
8. Внедрение популяционной стратегии в отношении сердечно-сосудистых заболеваний (работа с населением).
Вышеназванные задачи характеризуются следующим.
Широкое внедрение в практику врачей первичного звена мер по первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний предполагает:
- распространение Национальных рекомендаций по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний среди врачей первичного звена;
- систематические кустовые выездные конференции в районах области (1 раз в месяц) посвященные современным рекомендациям по лечению и диагностике сердечно-сосудистых заболеваний;
- систематические семинары в поликлиниках города для участковых врачей;
- специальные семинары для заведующих терапевтическими отделениями поликлиник;
- поощрение участковых врачей по результатам выборочных проверок амбулаторных карт участка (степень соответствия записей стандартам диагностики, лечения, тактики наблюдения пациентов).
Развитие службы кардиохирургии коронарной болезни сердца предполагает:
- развитие нового направления - кардиохирургическое лечение новорожденных;
- увеличение закупов стентов для пациентов города и области;
- своевременное обеспечение КХО расходными материалами и оборудованием.
Внедрение в широкую врачебную практику на всех этапах оказания медицинской помощи Национальных рекомендаций по диагностике и лечению важнейших сердечно-сосудистых заболеваний предполагает ежегодное бесплатное предоставление специалистам первичного звена, врачам терапевтических отделений стационаров, кардиологам и неврологам Сборника Национальных рекомендаций по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний.
Внедрение Формулярной системы в работу здравоохранения Кировской области предполагает создание Формулярного комитета при Департаменте здравоохранения Кировской области, проведение обучающих семинаров по работе с Формулярной системой для врачей первичного звена и специализированных служб, бесплатное ежегодное предоставление специалистам первичного звена, врачам терапевтических отделений стационаров, узким специалистам Федерального руководства по использованию лекарственных средств (Формулярная система).
1.3. Целесообразность и необходимость решения программных задач на ведомственном уровне
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленного в Конституции и действующем законодательстве праве граждан РФ на качественную бесплатную медицинскую помощь (Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" в редакции постановлений Правительства РФ от 26.10.1999 N 1194, от 29.11.2000 N 907, от 24.07.2001 N 550), а также обязательности предоставления за счет региональных бюджетов медицинских услуг. При этом решение этих задач должно происходить с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной специализированной программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связанность их объемов с достижением планируемых результатов.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Кировской области, этот Департамент определяет цели и приоритеты развития системы здравоохранения региона, обеспечивает руководство и контроль работы лечебно-профилактических учреждений области, а также создание и внедрение современных методов диагностики и лечения заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. Следовательно, решение поставленных в настоящей Программе задач входит в безусловную компетенцию Департамента здравоохранения Кировской области и может быть решено на ведомственном уровне.
1.4. Характеристика задач, решение которых осуществляется путем реализации программы, анализ целесообразности и необходимость решения на ведомственном уровне
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленного в Конституции и действующем законодательстве праве граждан РФ на качественную бесплатную медицинскую помощь (Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" в редакции постановлений Правительства РФ от 26.10.1999 N 1194, от 29.11.2000 N 907, от 24.07.2001 N 550), а также обязательности предоставления за счет региональных бюджетов медицинских услуг. При этом решение этих задач должно происходить с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной специализированной программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связанность их объемов с достижением планируемых результатов.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Кировской области от 27.12.2004 г. N 25/291, Департамент определяет цели и приоритеты развития системы здравоохранения региона, обеспечивает руководство и контроль работы лечебно-профилактических учреждений области, а также создание и внедрение современных методов диагностики и лечения заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. Следовательно, решение поставленных в настоящей Программе задач входит в безусловную компетенцию Департамента здравоохранения Кировской области и может быть решено на ведомственном уровне.
2. Программные мероприятия
2.1. План мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок проведения в целом (по годам) |
Объем и источник финансирования (тыс. руб) |
|
Всего |
В т.ч. средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
||||
|
1. Повышение квалификации участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики, неврологов, кардиологов и средних медработников |
||||
1.1. |
Проведение семинаров для медицинских работников ЛПУ города и области по внедрению формулярной системы |
Департамент |
2007 |
|
|
| |||||
1.2. |
В ЛПУ обеспечить проведение ежегодного семинара по оказанию неотложной помощи для врачей дежурантов с принятием зачета. |
Департамент |
Ежегодно 2007 2008 2009 |
|
|
| |||||
1.3. |
Ежемесячное проведение выездных кустовых семинаров по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний для специалистов ЛПУ области |
Департамент |
Ежемесячно 2007 2008 2009 |
|
|
| |||||
1.4. |
Ежегодное проведение областной кардиологической конференции |
Департамент |
Ежегодно 2007 2008 2009 |
|
|
| |||||
1.5. |
2 раза в год проведение Школ по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний для участковых врачей города и области |
Департамент |
2 раза в год 2007 2008 2009 |
|
|
| |||||
1.6. |
Повышение квалификации врачей на базе ФУВ КГМА |
Департамент |
Согласно плану 2007 2008 2009 |
|
|
| |||||
|
2. Улучшение материально-технической базы поликлиник, учреждений терапевтической, кардиологической служб |
||||
2.1 |
В ЛПУ учреждений здравоохранения областного подчинения укомплектовать отделения реанимации современным лечебным и диагностическим оборудованием |
Департамент |
Согласно плану |
|
|
|
2007 2008 2009 |
1620,0 1717,2 1803,1 |
|||
2.2. |
Обеспечить современным диагностическим и лечебным оборудованием ЛПУ, в т.ч. кардиологические отделения стационаров |
Департамент |
Согласно плану |
|
|
|
2007 2008 2009 |
1782,0 1888,9 1983,3 |
|||
|
3. Обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями современными высокоэффективными препаратами |
||||
3.1. |
Создание формулярного комитета при ДЗ и формулярных комиссий при муниципальных учреждениях здравоохранения |
Департамент |
2007 |
|
|
| |||||
3.2. |
Централизованное приобретение дорогостоящих жизненно важных лекарственных препаратов (препараты для тромболизиса, антиагреганты и т.д.) по номенклатуре, утвержденной Формулярным комитетом |
Департамент |
2 раза в год |
|
|
|
2007 2008 2009 |
1080,0 1144,8 1202,0 |
|||
|
4. Внедрение унифицированных методов диагностики и лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями |
||||
4.1. |
Ежегодный закуп и распространение Федерального руководства для врачей ЛПУ Кировской области |
Департамент |
Ежегодно |
|
|
|
2007 2008 2009 |
300,0 318,0 333,9 |
300,0 318,0 333,9 |
||
4.2. |
Размножение вновь выходящих Национальных рекомендаций по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний |
Департамент |
Ежегодно |
|
|
|
2007 2008 2009 |
120,0 127,2 133,6 |
120,0 127,2 133,6 |
||
|
5. Динамическое наблюдение за больными в соответствии со степенью риска заболевания |
||||
5.1. |
Организация скрининга пациентов старше 45 лет по факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний |
Департамент |
Постоянно |
|
|
|
2007 2008 2009 |
||||
5.2. |
Внести диспансеризацию больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в показатели качества работы участкового врача и врача общей практики. Внедрение системы экономического контроля |
Департамент |
2007 |
|
|
| |||||
|
6. Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями |
||||
6.1. |
Замена морально устаревшего оборудования в кардиохирургическом отделении КОКБ |
Департамент |
Согласно плану |
|
|
|
2007 2008 2009 |
324,0 343,4 360,6 |
|||
6.2. |
Ежеквартальный закуп расходных материалов для кардиохирургического отделения КОКБ |
Департамент |
Ежеквартально |
|
|
|
2007 2008 2009 |
12360,0 13101,6 13756,6 |
480,0 508,8 534,2 |
||
6.3 |
Ежеквартальный закуп стентов для стентирования коронарных и периферических артерий |
Департамент |
Ежеквартально |
|
|
|
2007 2008 2009 |
300,0 318,0 333,9 |
300,0 318,0 333,9 |
||
6.4 |
2 раза в год закуп трансплантируемых устройств для больных с нарушениями ритма сердца |
Департамент |
2 раза в год |
|
|
|
2007 2008 2009 |
300,0 318,0 333,9 |
300,0 318,0 333,9 |
||
|
7. Популяционная стратегия (работа с населением) |
||||
7.1. |
Организация и функционирование в первичном звене Школ здоровья для больных с артериальной гипертонией |
Департамент |
Согласно плану |
|
|
|
2007 2008 2009 |
||||
7.2. |
Пропаганда здорового образа жизни (борьба с факторами риска) |
Департамент |
Постоянно |
|
|
|
2007 2008 2009 |
||||
7.3. |
Повышение информированности населения о сердечнососудистых заболеваниях |
Департамент |
Постоянно |
|
|
|
2007 2008 2009 |
||||
7.4. |
Внедрение программ по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, включая детей, подростков, студентов |
Департамент |
Согласно плану |
|
|
|
2007 2008 2009 |
2.2. Описание мероприятий и их обоснование
Предусмотренные настоящей Программой организационные мероприятия направлены на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний населения Кировской области и, соответственно, улучшение демографической ситуации в регионе.
Одной из основных задач оптимизации диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний является повышение квалификации врачей, особенно участковых и врачей общей практики. Для решения этой задачи планируется:
- в 2007 г. провести 12 семинаров по внедрению формулярной системы в работу первичного звена кровообращения;
- проведение 1 раз в год в ЛПУ области семинара по обучению врачей и средних медицинских работников современным методам неотложной помощи;
- проведение 10 кустовых выездных совещаний в год по актуальным проблемам диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
- проведение 1 раз в год областной конференции для врачей первичного звена по наиболее важным проблемам лечения и диагностики сердечно-сосудистых заболеваний;
- проведение 2 раза в год Школ по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний с участием ведущих специалистов РФ.
Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения Кировской области является совершенствование системы экстренной и неотложной помощи. В лечебно-профилактических учреждениях необходимо укомплектовать отделения реанимации современным лечебным и диагностическим оборудованием. Приоритетными в этом отношении считать ЛПУ, оказывающие экстренную помощь населению: Северная городская клиническая больница, Областная клиническая больница N 3 (Травматологическая больница), Городская клиническая инфекционная больница - где особенно остро стоят вопросы дыхательной и следящей аппаратуры.
В плане развития Службы скорой помощи одной из главных проблем обновление# автопарка санитарных машин службы СМП в объеме 3 машин в год.
Основной целью реформирования системы обеспечения лекарственными средствами является - повышение качества организации лекарственной помощи населению Кировской области, создание реальных условий для гарантированного обеспечения населения качественными лекарствами в достаточном ассортименте и объеме в условиях стационара и амбулаторных больных. Для достижения указанной цели необходимо решить основные задачи:
- создание Формулярного Комитета при ДЗ Правительства Кировской области;
- внедрение Формулярной системы в работу практического здравоохранения области;
- обеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами стационаров области посредством централизованного закупа, на основании рекомендаций Формулярного комитета ДЗ Правительства Кировской области: препараты для тромболизиса (стрептокиназа, актилизе), антиагреганты (клопидогрель, тиклопидин, Рео-Про), антикоагулянты (эноксапарин, фраксипарин, варфарин), статины (розувастатин, аторвастатин, симвастатин), нитраты для внутривенного введения, антагонисты рецепторов ангиотензина (кандесартан, валсартан), бета-адреноблокаторы (бисопролол, карведиол, метопролола сукцинат), ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (рамиприл, периндоприл, лизиноприл, квинаприл), антагонисты кальция (амлодипин, дилтиазем, верапамил), антиартмические препараты (амиодарон, пропафенон, лидокаин, мексилетин, ритмилен);
обеспечение контроля рационального использования финансовых средств, выделяемых на закупку лекарственных средств из областного, местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования.
Для реализации рационального использования лекарственных средств в практику здравоохранения Кировской области планируется внедрить Формулярную систему. С этой целью ежегодно (в 1-м квартале) будет закупаться 1000 экземпляров Федерального руководства по использованию лекарственных средств для врачей первичного звена и врачей стационаров области. Кроме того, планируется ежегодно издавать сборник Национальных рекомендаций по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний.
Организация скрининга пациентов старше 45 лет по факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний предполагает при проведении плановой диспансеризации населения выявление и коррекцию таких факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний как артериальная гипертония, повышение уровня холестерина, нарушения углеводного обмена, ожирение. Адекватное проведение скрининга будет являться одним из обязательных показателей качества работы участковых врачей и врачей общей практики.
Создание системы телемедицины предполагает единый центр телемедицины в г. Кирове и филиалы в межрайонных консультативно-диагностических центрах. Цели создания областного центра телемедицины:
- получение консультативной помощи из федеральных медицинских центров, зарубежных медицинских центров;
- осуществление консультативной помощи для межрайонных центров, врачей общей практики, фельдшеров ФАП;
- наблюдение сложных пациентов в сельских районах "off-line" (посредством электронной почты);
- создание региональной сети, связывающей межрайонные центры с областным консультативно-диагностическим центром в режиме "on-line";
- обеспечить для межрайонных центров доступ на медицинские консультативные сайты в глобальной сети;
- создание мобильных пунктов телемедицины на основе сотовых систем связи для проведения телеконсультаций врачей выездных бригад и санитарной авиации;
- внедрение технологий телемедицины в систему управления здравоохранением области;
- внедрение технологий телемедицины в обучение врачей и фельдшеров районов области.
Наиболее важным направлением развития высокотехнологичной медицинской помощи населению Кировской области является кардиохирургия. В этом отношении необходимо развивать следующие направления:
- кардиохирургическое лечение новорожденных (обеспечение КХО КОКБ соответствующим оборудованием);
- расширение и оснащение реанимационного отделения (РО 2 КОКБ) для увеличения количества операций на коронарных артериях, соответствующего потребностям региона;
В кардиохирургическом отделении КОКБ имеет место минимальное количество ангиопластик коронарных артерий (17 за 2005 г.) в сравнении с числом операций АКШ (154 за 2005 г.), тогда как количество ангиопластик и стентирований должно значительно превышать количество операций АКШ. В сравнении со средним показателем по РФ Кировская область в 10 раз отстает по числу рентгенхирургических методов реваскуляризации (0.2 против 0.02 на 100 выписанных по ССЗ). Практически не выполняется экстренная ангиопластика и стентирование при острых коронарных синдромах. В этой связи необходимо создать программу закупов стентов для пациентов города и области.
Важно своевременное обеспечение КХО расходными материалами и оборудованием.
Образовательные программы для пациентов в мире зарекомендовали себя как наиболее эффективные формы профилактической работы с больными. В России образовательные программы реализуются в Школах здоровья для больных артериальной гипертонией. Многочисленные исследования показывают, что эффективность лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями зависит не только от компетентности врача и правильности назначенного лечения, но и от точности соблюдения больными этих рекомендаций, что обозначается термином "приверженность к лечению". Обучение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в Школах здоровья является одним из основных методов формирования приверженности больных к выполнению врачебных назначений. Школа является медицинской профилактической помощью (услугой), оказываемой больным сердечно-сосудистыми заболеваниями в учреждениях первичного звена. Организация Школ осуществляется согласно рекомендациям, изложенным в Методическом письме Минздрава России от 2.08.2002 г. Планируется в 2007 г. открыть 4 Школы, в 2008 г. - 6 Школ и в 2009 г. - 8 Школ.
Одной из наиболее эффективных форм профилактики сердечно-сосудистых заболеваний является популяционная профилактика, предполагающая работу с населением в целом. Планируется повышать информированность населения о сердечно-сосудистых заболеваниях путем проведения телевизионных (1 раз в месяц) и радио передач (1 раз в месяц), публикации статей в прессе (2 в месяц), выступления на предприятиях города (1 раз в месяц), в ВУЗах (1 раз в 2 месяца), в школах (1 раз в 2 месяца).
2.3. Финансирование мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы потребует 57704,0 тысяч рублей, в том числе:
- на 2007 год - 18186,0 тысяч рублей;
- на 2008 год - 19277,1 тысяч рублей;
- на 2009 год - 20240,9 тысяч рублей.
2.3.1.Общее финансирование по годам (тыс. руб.)
Источники финансирования |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Итого |
||||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% |
|
Средства областного бюджета |
16686,0 |
91,8 |
17687,1 |
91,8 |
18571,4 |
91,8 |
52944,5 |
91,8 |
Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
1500,0 |
8,2 |
1590,0 |
8,2 |
1669,5 |
8,2 |
4759,5 |
8,2 |
Всего |
18186,0 |
100 |
19277,1 |
100 |
20240,9 |
100 |
57704,0 |
100 |
2.3.2. Объем финансирования мероприятий ведомственной целевой программы "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 г.г." за счет средств областного бюджета (тыс. руб.)
Наименование |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Всего |
1. Закуп медицинского оборудования |
|
|
|
|
Лечебное и диагностическое оборудование для отделений реанимации |
1620,0 |
1717,2 |
1803,1 |
5140,3 |
Оборудование в кардиохирургическое отделение КОКБ |
324,0 |
343,4 |
360,6 |
1028,0 |
Лечебное и диагностическое оборудование для ЛПУ, в том числе кардиологические отделения стационаров |
1782,0 |
1888,9 |
1983,3 |
5654,2 |
Итого п. 1. |
3726,0 |
3949,5 |
4147,0 |
11822,5 |
2. Закуп расходных материалов |
|
|
|
|
Оксигенаторы |
2349,0 |
2489,9 |
2614,4 |
7453,3 |
Кардиостимуляторы |
9531,0 |
10102,9 |
10608,0 |
30241,9 |
Итого |
11880,0 |
12592,8 |
13222,4 |
37695,2 |
3. Закуп медикаментов |
|
|
|
|
Дорогостоящие жизненно важные препараты |
1080,0 |
1144,8 |
1202,0 |
3426,8 |
16686,0 |
17687,1 |
18571,4 |
52944,5 |
|
Кроме того |
|
|
|
|
4. Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
|
|
|
|
Закуп Федерального руководства для врачей ЛПУ |
300,0 |
318,0 |
333,9 |
951,9 |
Размножение рекомендаций |
120,0 |
127,2 |
133,6 |
380,8 |
Закуп стентов |
300,0 |
318,0 |
333,9 |
951,9 |
Закуп трансплантируемых устройств |
300,0 |
318,0 |
333,9 |
951,9 |
Закуп прочих расходных материалов |
480,0 |
508,8 |
534,2 |
1523,0 |
Итого п. 4. |
1500,0 |
1590,0 |
1669,5 |
4759,5 |
18186,0 |
19277,1 |
20240,9 |
57704,0 |
3. Ожидаемые результаты реализации программы
3.1. Характеристика эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области на момент начала реализации Программы
Сложные социально-экономические и политические преобразования последних лет оказали серьезное влияние на общественное здоровье населения и систему здравоохранения Кировской области. Сложилась неблагоприятная медико-демографическая ситуация: депопуляция населения (естественная убыль населения, обусловленная ростом смертности на фоне стойкого снижения рождаемости); высокая смертность трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний, а также насильственных и неестественных причин; старение населения с одновременным снижением средней продолжительности жизни; рост социально опасных инфекционных и социально значимых заболеваний (табл. 1).
Демографическая ситуация в области (табл. 1)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
РФ 2004 |
Рождаемость на 1000 населения |
8,1 |
9,0 |
9,1 |
9,6 |
9,3 |
10,4 |
Общая смертность на 1000 населения |
17,0 |
19,0 |
19,5 |
18,8 |
19,0 |
16,0 |
Естественный прирост на 1000 населения |
- 8,8 |
- 10,0 |
- 10,4 |
- 9,2 |
- 9,7 |
- 5,6 |
Младенческая смертность на 1000 родившихся |
16,8 |
14,0 |
13,2 |
12,4 |
9,2 |
11,5 |
Убыль населения Кировской области за январь - ноябрь 2005 г. составила 16.1 тыс. чел. Число умерших в 2 раза превысило число родившихся (19.0 против 9.3 на 1000 населения). В сравнении со средним уровнем по РФ уровень общей смертности в Кировской области значимо# выше (18.8 против 16 на 1000 населения). Высока смертность в трудоспособных возрастах: почти каждый второй мужчина (47.7 %) и каждая восьмая женщина (12.9 %) из умерших не дожили до пенсионного возраста.
Причины смертности населения в Кировской области в 2005 г. представлены следующим образом:
59 % - болезни системы кровообращения (из них 40 % нарушения мозгового кровообращения (НМК) и 60 % ИБС)
16.6 % - несчастные случаи, отравления, травмы
10.8 % - новообразования
5.6 % - болезни органов дыхания
2.6 % - болезни органов пищеварения
0,9 % - инфекционные и паразитарные болезни
Смертность в Кировской области превышает общероссийские показатели по смертности от болезней органов кровообращения на 23,6 %.
На болезни системы кровообращения приходится 21.19 % от всех выписанных из стационара, это больше чем в среднем в РФ (18.6 %). Умершие от болезней кровообращения в стационаре составляют почти половину умерших больных (45.9 %)
Работа кардиохирургического отделения КОКБ увеличением# количества операций аорто-коронарного# шунтирования с 67 (2004 г.) до 154 (2005 г.), что составило 0.2\100 выписанных по сердечно-сосудистым заболеваниям, что превышает показатели РФ (0.18) и Приволжского Федерального округа (0.13). Основной проблемой работы кардиохирургического отделения является низкое количество ангиопластик коронарных сосудов - 17 за 2005 г., что составляет 0.022\100 выписанных по сердечно-сосудистым заболеваниям. Это в 10 раз меньше чем средний показатель РФ (0.2). Основной причиной является недостаточное финансирование для закупа расходных материалов и технический износ ангиографического комплекса.
Несмотря на проделанную работу сердечно-сосудистые заболевания продолжают оставаться наиболее важной причиной высокой смертности в Кировском регионе и одними из наиболее распространенных заболеваний. Так, артериальной гипертонией страдает не менее чем 40 % населения города и области старше 11 лет. При этом получает лечение только половина больных, а среди них эффективно лечится только 8,5 %. 10 % населения области и города имеет диагностированную ИБС и каждый год появляется 37 647 новых пациентов с ИБС, из которых 10 437 умирают в течение года. Обращает на себя внимание более высокая чем средняя по РФ и ПФО заболеваемость инфарктом миокарда и в том числе повторным инфарктом миокарда.
В 2005 году наблюдался рост первичной инвалидности по болезням системы кровообращения. Наблюдается особенно большой рост первичной инвалидизации в связи с гипертонической болезнью (таб. 2).
Смертность в связи с болезнями системы кровообращения в Кировской области превышает средний показатель Российской Федерации на 23.6 %. Наблюдается резкий прирост смертности от острых коронарных синдромов.
Еще более остро в Кировском регионе стоит проблема заболеваемости, инвалидизации и смертности от острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК). Так, заболеваемость инсультом в г. Кирове за 2004 год более чем в 2 раза превышает заболеваемость в РФ (7,6 против 3,5 на 1000). Смертность от инсульта в Кирове за 2004 год в 2 раза выше чем в РФ (2,3 против 1,1 на 1000). Даже госпитальная летальность при инсульте в Кирове выше чем в РФ более чем в 2 раза (27 % против 13 %).
Показатели первичной инвалидизации на 10 тыс. трудоспособного населения (Табл. 2)
Заболевания |
Абс. Число |
На 10 тыс. населения |
Темпы прироста (%) |
||
2004 г. |
2005 г. |
2004 г. |
2005 г. |
||
Болезни системы кровообращения |
1547 |
1719 |
16.9 |
19.9 |
+17.7 |
Гипертоническая болезнь |
56 |
67 |
0.6 |
0.77 |
+28.3 |
ИБС |
593 |
693 |
6.9 |
8 |
+15.9 |
Церебро-васкулярные# заболевания |
579 |
624 |
6.7 |
7.2 |
+7.5 |
Чрезвычайно важен этап оказания экстренной и неотложной помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В настоящее время в РФ проводится реформа службы скорой медицинской помощи, создана новая концепция оказания экстренной медицинской помощи как единого специфического организационно-технологического процесса, включающего в себя 2 этапа: догоспитальный и госпитальный. 11.03.2003 г. вышел приказ МЗ РФ N 93 "Об отраслевой программе "Скорая медицинская помощь". Разработана "Комплексная программа совершенствования СМП в г. Кирове и Кировской области".
Профилактика, диагностика и адекватное лечение сердечно-сосудистых заболеваний возможна только при эффективной работе специалистов первичного звена. Это обусловлено, прежде всего, высокой распространенностью артериальной гипертонии и ее осложнений. Однако кадровый вопрос в сфере здравоохранения стоит чрезвычайно остро.
Наряду с решением кадровых проблем необходимо модернизировать службу здравоохранения области, как на уровне первичного звена, так и специализированных служб. В сельской местности для адекватного решения проблем высокой распространенности, заболеваемости, инвалидизации и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний необходимо приблизить квалифицированную медицинскую помощь к населению районов.
Большое значение для адекватного и эффективного лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями имеет обеспечение лекарственными препаратами. В 2004 г. потребность финансирования на медикаменты за счет средств бюджета и ФОМС составила 1 366 339.5 тыс. рублей, а было выделено всего 610 027.2 тыс. рублей, что составляет 44.6 % от необходимого.
С другой стороны лекарственное обеспечение пациентов было значительно улучшено в 2005 году за счет дополнительного лекарственного обеспечения. В 2005 году учреждениями здравоохранения области в рамках дополнительного лекарственного обеспечения выписано 1 635 125 рецептов, федеральными льготниками получено лекарственных средств на сумму 375,3 млн. рублей, что превышает объем отпуска льготных медикаментов за 2004 год в 12 раз.
В настоящее время основной задачей, связанной с системой дополнительного лекарственного обеспечения является повышение качества назначаемых препаратов, что связано с квалификацией врачей и возможностями обеспечения выписанных рецептов.
3.2. Планируемые результаты реализации программы и индикаторы
Реализация ведомственной целевой программы Департамента здравоохранения Кировской области "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 годах" обеспечит:
- соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и равную для всех доступность гарантированной медицинской помощи;
- улучшение демографической ситуации в регионе;
- получение качественной медицинской помощи гражданами Кировской области наиболее эффективными способами;
- проведение профилактической деятельности с реальными конечными результатами.
Реализация данной программы позволит к 2009 году:
1. Снизить общую смертность населения с 18,8 по данным за 2004 год до 18,0 на 1000 населения;
2. Снизить смертность от болезней системы кровообращения с 1092 по данным за 2004 год по данным# по Кировской области до 895 случаев на 100 000 населения (средний показатель по РФ)
3. Снизить инвалидность лиц в возрасте 18 лет и старше с 91,2 по данным за 2004 год до 85,0 случаев на 10 000 населения;
4. Снизить такой показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности, как количество дней на 100 работающих с 652,2 по данным за 2004 год до 600;
5. Увеличить ожидаемую продолжительность жизни для мужчин с 57,5 по данным за 2004 год до 58,0 лет, для женщин с 71,5 до 72,0 лет.
Динамика планируемых индикаторов Программы (2007 - 2009 гг.) (Табл. 3)
Индикатор |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|||
Отчетный уровень |
Отчетный уровень |
Прогнозируемый уровень |
Прогнозируемый уровень |
Отчетный уровень |
Прогнозируемый уровень |
Отчетный уровень |
Прогнозируемый уровень |
Отчетный уровень |
|
Общая смертность населения (на 1000) |
18,8 |
19 |
19,1 |
19,1 |
18,8 |
19,3 |
18,5 |
19.5 |
18,0 |
Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 000) |
1092 |
1107 |
1150 |
1150 |
1050 |
1200 |
980 |
1290 |
895 |
Инвалидность лиц 18 лет и старше (на 10 000) |
91,2 |
71,3 |
95 |
95 |
90 |
100 |
88 |
106 |
85 |
Кол-во дней нетрудоспособности на 100 работающих |
652,2 |
560,4 |
659 |
659 |
630 |
678 |
620 |
685 |
600 |
Ожидаемая продолжительность жизни (лет) мужчин женщин |
57,5 |
57,5 |
57,3 |
57,3 |
57,5 |
57,1 |
57,8 |
57,0 |
58,0 |
71,5 |
71,4 |
71,4 |
71,4 |
71,5 |
71,5 |
71,7 |
71,8 |
72,0 |
4. Срок реализации программы
Реализация настоящей Программы рассчитана на три года: с 2007 по 2009 год включительно.
5. Последствия реализации программы
5.1. Социальные и экономические последствия
Осуществление мероприятий, намеченных Программой, позволит:
- снизить заболеваемость, инвалидность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний и увеличить ожидаемую продолжительность жизни людей, периоды их активной трудоспособности и таким образом улучшить демографическую ситуацию в Кировской области;
- улучшить качество первичной помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, за счет чего уменьшить потребность в консультациях узких специалистов, что позволит переориентировать оказание специализированной медицинской помощи на консультативно-диагностические центры, а также снизить число обращений в службу скорой медицинской помощи;
- модернизация диагностических служб приведет к повышению качества лабораторной и лучевой диагностики, снизит процент повторных исследований и сократит сроки диагностики заболеваний.
5.2. Общая оценка достижения целей Программы и вклада в достижение стратегической цели регионального развития
Реализация Программы осуществляется в направлении "Развитие социокультурного комплекса", она обеспечивает развитие человеческого потенциала и реформирование сегмента здравоохранения социальной сферы, а, следовательно, соответствует главной цели социально-экономического развития Кировской области - "Повышение качества жизни населения на основе консолидации гражданского общества, эффективного использования человеческого и иновационно-инвестиционного потенциала, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность области".
Осуществление программных мероприятий обеспечит реализацию на территории Кировской области конституционного права человека на охрану здоровья, а также на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, что соответствует обозначенным в разделе 1 целям реализации настоящей ведомственной программы.
5.3. Риски реализации Программы
Поскольку мероприятия Программы направлены на эволюционные изменения системы здравоохранения Кировской области, а сама Программа не предусматривает существенного изменения объемов финансирования здравоохранения, а также не связана с проведением политических мероприятий ее можно считать не чувствительной# к основным категориям рисков, в том числе финансовым и политическим.
6. Социально-экономическая эффективность
Согласно основному количественному индикатору программы (снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний с 1107 до 895 случаев на 100 000 населения) позволит сохранить жизни 212 пациентов на 100 000 населения за время реализации Программы, что составит 3180 жизней в перерасчете на все население. С учетом известной доли выработки национального дохода на 1 человека в год (данные Госкомстата за 2005 г.), составляющей 75,0 тыс. руб. по Кировской области, возможно определить дополнительный доход бюджета области при условии выполнения индикаторов программы.
Расчет социально-экономической эффективности Программы по основному количественному индикатору (снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний) (Табл. 4)
Параметр |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (исходно 1107 на 100 000 населения) |
1050 |
980 |
895 |
Кол-во сохраненных жизней (на 100 000) |
57 |
70 |
85 |
Кол-во сохраненных жизней всего |
855 |
1050 |
1275 |
Дополнительный доход для бюджета области (из расчета производства национального дохода на 1 работника в год 75,0 тыс. руб, 2005 г.) (тыс. рублей) |
64125,0 |
78750,0 |
95625,0 |
|
|
|
|
Всего за время реализации Программы |
238500,0 тыс. рублей |
7. Система управления реализацией программы
Департамент здравоохранения Кировской области осуществляет:
- контроль за исполнением Программы, мониторинг выполнения системы программных мероприятий;
- координацию деятельности исполнителей на основе периодической отчетности для обеспечения их согласованных действий;
- контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
- текущую работу по подготовке и реализации мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с другими органами исполнительной власти Кировской области и муниципальных образований;
- работу по корректировке Программы на основании результатов работы за год;
- подготовку и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на ассигнование мероприятий Программы на очередной финансовый год;
- подведение итогов реализации Программы на заседаниях Коллегии Департамента здравоохранения Кировской области, годовых совещаниях актива работников здравоохранения.
Полномочия и ответственности между структурными подразделениями Департамента здравоохранения Кировской области в ходе реализации Программы определяются в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях.
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляется главой департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главы Департамента здравоохранения Кировской области от 10 октября 2006 г. N 688 "О ведомственной целевой программе "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кировской области в 2007 - 2009 гг."
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента здравоохранения Кировской области от 26 сентября 2007 г. N 445