См. областную целевую программу "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 25 апреля 2011 г. N 101/152
В целях обеспечения мер пожарной и санитарной безопасности в лесах и предупреждения лесных пожаров, создания условий для воспроизводства лесов, повышения качества лесных насаждений в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 30.03.2011 N 2):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Департаменту лесного хозяйства Кировской области (Ахмадуллин Р.Г.) в целях реализации Концепции разработать проект областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 114117,3 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком Программы департамент лесного хозяйства Кировской области (Ахмадуллин Р.Г.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю. Белых |
Концепция областной целевой программы
"Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области"
на 2011 - 2013 годы
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2011 N 75)
Одобрена решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 30.03.2011 N 2
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития
Кировской области
Одним из основных направлений государственной политики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", является закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе через укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетными направлениями развития лесного хозяйства являются создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов и улучшение породного состава лесных насаждений.
Основная цель государственной политики в сфере лесного хозяйства определена в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2008 N 248/482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия развития лесного комплекса РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 30.10.2008 N 248/482" следует читать "от 31.10.2008 N 248/482"
Согласно Стратегии развития лесного комплекса РФ основными целями стратегического развития лесного комплекса являются: обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Этим же документом определяются приоритетные направления развития лесного хозяйства, одним из направлений является организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432) (далее - Стратегия), определяет, что лесопромышленный комплекс является приоритетом экономического развития области, и проецирует заданные федеральными документами цели и задачи на региональный уровень.
Основными задачами в сфере лесного хозяйства согласно Стратегии являются:
воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
обеспечение охраны и защиты лесов;
устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных их природных свойств;
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Программа социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденная Законом Кировской области от 25.02.2011 N 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы" также определяет цели и задачи в сфере лесного хозяйства.
Ее цель повторяет цель Стратегии развития лесного комплекса РФ. Для достижения поставленной цели в сфере защиты и восстановления лесных ресурсов предлагается решение задачи по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных Лесным планом Кировской области, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 19.12.2008 N 90 "Об утверждении Лесного плана Кировской области" (далее - Лесной план), и задачи осуществления на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, борьбы с незаконными рубками леса.
В настоящее время в сфере лесного хозяйства Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом серьезных проблем, определяющих приоритетные задачи и мероприятия в рамках проблемного поля отрасли. Непринятие мер для их решения не позволит добиться приоритетных целей и задач социально-экономического развития, поставленных в Стратегии и федеральных программных документах.
Необходимо особо отметить, что на сегодняшний день в Кировской области передано в аренду 5255900 га лесных участков из общей площади 8037100 га (65,4% лесного фонда). К концу 2013 года планируется передать в аренду лесопользователям еще 572000 га лесного фонда, что составит 72,5% общей площади лесного фонда. Это - максимальная доля участков лесного фонда Кировской области, которая может быть передана в аренду с передачей арендатору обязанностей по охране, защите, воспроизводству и лесоразведению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Значительная площадь лесов (27,5%) останется неарендованной в силу имеющихся ограничений по их использованию, при этом все необходимые функции по защите и воспроизводству лесов обязаны исполнять органы исполнительной власти Кировской области.
Невозможность передать значительную часть лесного фонда в аренду определяет необходимость принятия системных мер по его защите и воспроизводству на уровне Правительства области. Именно неарендованные леса являются предметом разрабатываемой Программы.
Кировская область объективно является достаточно пожароопасным регионом. Существует два показателя, характеризующих пожарную опасность: класс природной пожарной опасности лесного фонда и класс пожарной опасности по условиям погоды.
Класс природной пожарной опасности лесного фонда Кировской области средний (показатель III). Насаждения Iа, I и II классов пожарной опасности (наиболее опасные) занимают 18,5% территории лесов Кировской области.
Таблица 1
Распределение земель лесного фонда области по классам
природной пожарной опасности
N п/п |
Класс природной пожарной опасности (КПО) |
Площадь лесного фонда, тыс. га |
Процент от общей |
1 |
Iа |
20,6 |
0,3 |
2 |
I |
743,1 |
9,2 |
3 |
II |
720,4 |
9,0 |
4 |
III |
2867,4 |
35,7 |
5 |
IV |
3442,9 |
42,8 |
6 |
V |
240,7 |
3,0 |
7 |
Итого |
8037,1 |
100,0 |
В зависимости от погодных условий (установление на территории области положительных средних температур от + 10 градусов Цельсия и выше, высыхание напочвенного покрова) продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории области.
Кировская область характеризуется длинным пожароопасным сезоном: он наступает в последней декаде апреля и заканчивается в конце первой декады октября, что подчеркивает важность проблемы обеспечения защиты лесов от пожаров в Кировской области.
Первые пожары возникают уже в начале мая. По мере прогрева воздуха и напочвенного покрова они продвигаются на север области. В отдельные годы последние лесные пожары возникают в октябре при III классе пожарной опасности по условиям погоды. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Кировской области составляет 130-140 дней. Погода со II и выше классом пожарной опасности на территории области продолжается около 101,6 дня, из них на III-V классы (средняя, высокая и чрезвычайная) приходится примерно 61%, что показывает напряженную пожарную обстановку в лесах по условиям погоды.
Таблица 2
Горимость лесов Кировской области в 2003 - 2010 годах
N п/п |
Наименование показателя |
В среднем 2003-2007 годы (справочно) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменение к 2008 году |
1 |
Число лесных пожаров |
127 |
110 |
166 |
625 |
в 5,7 раза |
2 |
Площадь лесных пожаров, га |
142,89 |
232,1 |
444,8 |
5208,4 |
в 22,4 раза |
3 |
Средняя площадь пожара, га |
1,13 |
2,11 |
2,68 |
8,33 |
в 3,9 раза |
4 |
Ущерб от лесных пожаров, тыс. рублей |
- |
2957,6 |
6234 |
127000 |
в 42,9 раза |
Показатели горимости лесов Кировской области на протяжении последних лет имеют четкую тенденцию к ухудшению.
В 2010 году сумма ущерба от лесных пожаров по сравнению с 2008 годом выросла в 43 раза до 127 млн. рублей, а площадь лесных пожаров за тот же период выросла в 22,4 раза до рекордных 5208,4 га.
Пожары 2010 года, возникшие в результате экстремально высоких летних температур на территории Кировской области, обнажили важную проблему: существующая противопожарная инфраструктура полностью изношена, что делает невозможной эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение.
Отметим необходимость разработки в 2011 году нового плана противопожарного устройства лесов с учетом современных требований законодательства. Старый генеральный план был разработан в условиях действия прежней редакции Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года, а также федеральной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.1999 N 35 "О Федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы", неактуальных на сегодняшний день. В генеральном плане 2002 года не учитывались леса бывших сельхозтоваропроизводителей.
Планом противопожарного устройства лесов, разработанным в 2002 году, на территории Кировской области предусмотрено наличие 27 пожарно-химических станций (далее - ПХС) I типа, 15 ПХС II типа, 1 ПХС III типа. В соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167 "Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях", к району обслуживания ПХС относится территория в радиусе 1-3-часовой доставки сил и средств пожаротушения к месту действия пожара.
Фактически в лесохозяйственных предприятиях Кировской области созданы лишь 20 ПХС: 17 ПХС I типа (63% от норматива), 3 ПХС - II типа (20% от норматива). ПХС III типа на территории области полностью отсутствуют.
Оснащенность существующих ПХС I и II типа противопожарной техникой очень низка. В настоящее время в лесном хозяйстве насчитывается всего 42 пожарные машины, укомплектованность существующих ПХС составляет 50 - 60% до требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения. Вся противопожарная техника исчерпала свой ресурс полностью - последняя пожарная машина приобретена в 1994 году и изношена на 100%.
В прошедшее десятилетие обновление фондов производилось лишь в виде закупа простейшего противопожарного оборудования (пожарные рукава, мотопомпы, ранцевые лесные огнетушители, лопаты, топоры и т.д.). Значительные финансовые ресурсы ежегодно отвлекаются для ремонта существующей пожарной техники и оборудования и подготовки их к пожароопасному сезону.
Создание ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня позволит значительно снизить среднюю площадь пожара и сократить наносимый ими ущерб, в том числе эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий. Нормативное оснащение ПХС III типа предусматривает следующий состав: пожарная машина - 4 единицы, лесопожарный трактор - 3 единицы, бульдозер - 2 единицы, седельный тягач с полуприцепом - 1 единица, малый патрульный комплекс - 3 единицы, авторемонтная мастерская - 1 единица, передвижная насосная станция - 1 единица, лесопожарный вездеход - 1 единица.
Важность создания современных, полностью оснащенных противопожарной техникой ПХС III типа обусловлена также изменениями федерального законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2012 года деятельность по тушению лесных пожаров станет лицензируемой и будет осуществляться лишь специализированными лицензированными учреждениями.
Второй важной проблемой является проблема своевременного обнаружения лесных пожаров. Так, в 2010 году площадь обнаружения лесного пожара составила 1,28 га, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 5,51 га. С момента обнаружения до момента его ликвидации площадь пожара увеличилась в 4,3 раза. Обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания пожары, как правило, являются пожарами невысокой сложности и намного легче поддаются тушению.
В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:
наземное патрулирование территории лесного фонда;
использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ Рослесхоз);
авиационное патрулирование лесного фонда.
При этом первые два способа не позволяют своевременно обнаруживать лесные пожары, в том числе на небольших площадях.
Возможности использования наземного патрулирования в качестве основного источника информации о пожарах ограничены нехваткой соответствующей инфраструктуры и кадров. На сегодняшний день для обнаружения возникающих в зоне наземной охраны лесных пожаров на всю Кировскую область имеется лишь 10 стационарных пожарно-наблюдательных вышек, при этом фактически пригодны для использования только 3 вышки, не оснащенные средствами наблюдения. Для целей наблюдения используются также 17 приспособленных пунктов наблюдения, расположенных на господствующих высотах (10 штук) и высотных объектах (7 штук).
Согласно Лесному плану в районах массового отдыха вокруг крупных населенных пунктов должно проводиться наземное патрулирование лесных массивов (609 маршрутов патрулирования общей протяженностью 14614 км). В связи с недостаточным финансированием отрасли уровень заработной платы инспекторов чрезвычайно низок, что приводит к значительной недоукомплектованности лесничеств.
Еще одним фактором, определяющим ограничения использования наземного патрулирования, является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры Кировской области. В связи с этим наземное патрулирование как способ выявления пожаров не может обладать достаточной эффективностью.
Несмотря на надежды, связываемые ранее с использованием спутниковых (космических) технологий для раннего обнаружения лесных пожаров, фактические результаты их использования в 2010 году показали, что на сегодняшний день спутниковая система мониторинга требует существенной доработки.
Данные космических снимков ИСДМ Рослесхоз в 2010 году позволили обнаружить лишь 55 лесных пожаров из 625 официально зарегистрированных, или 8,8%. При этом существующая система спутникового наблюдения ИСМД Рослесхоз не позволяет получать достоверные данные в условиях высокой облачности или задымления, а наибольшая точность определения площади и координат лесного пожара возникает лишь при площади пожара от 25 га и более, что, очевидно, неприемлемо для основного источника получения информации о пожарах.
Эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров является авиационное патрулирование территории лесов. Однако по мере удорожания аренды воздушных судов ежегодно снижается налет часов и кратность полетов, что ведет к снижению процента обнаружения возникающих лесных пожаров силами авиации. Так, в период с 1995 по 2002 год средний процент обнаружения лесных пожаров силами авиаотделений составлял 32,5%, в 2006 - 2010 годах этот показатель снизился в 1,5 раза и составил всего 20,6% от количества зарегистрированных пожаров.
Район осуществления авиационных работ областным государственным учреждением "Авиалесоохрана" в лесах области составляет 8035,1 тыс. га.
Областное государственное учреждение "Авиалесоохрана" работает на арендуемых у авиапредприятий воздушных судах (2 самолета Ан-2 и 1 вертолет Ми-2). Установленный налет часов (400 часов) является удовлетворительным для периодов с малой горимостью лесов, когда наблюдается относительно небольшое число лесных пожаров и небольшая площадь их распространения.
Для обеспечения охраны лесов от пожаров в годы со средней горимостью необходимо увеличение налета до 600 часов, а в периоды высокой горимости - до 1200 часов. В случае полной реализации перечисленные меры позволят к 2013 году довести процент обнаружения лесных пожаров авиацией до 56% и устойчиво обеспечить среднюю площадь одного пожара в размере не более 1,65 га.
Наиболее эффективным вариантом функционирования подсистемы обнаружения и тушения лесных пожаров в Кировской области является сочетание авиационного и наземного способов их обнаружения и тушения.
Третья важная проблема в сфере лесного хозяйства на сегодняшний день - ухудшение товарной структуры насаждений и сокращение площадей, покрытых ценными лесными породами. Указанная проблема является препятствием при решении стратегических задач воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, а также задачи сохранения биологического разнообразия лесов и повышения их потенциала.
Причина проста - недостаточное финансирование требуемых объемов лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда. Основной задачей лесозащиты является предупреждение вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое снижение прироста древесины и ухудшение ее деловых качеств.
Тем не менее, в связи с нехваткой финансирования санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в неполном объеме, что в долгосрочной перспективе приведет к наступлению еще более негативных последствий. Например, в 2010 году фактически выполнено лишь 59,2% общего объема запланированных работ, а план по сплошным санитарным рубкам выполнен всего на 39,2%.
Таблица 3
Объемы санитарно-оздоровительных мероприятий
в лесном фонде Кировской области
N п/п |
Наименование мероприятий |
2010 год план (га) |
2010 год факт (га) |
% исполнения |
1 |
Сплошные санитарные рубки |
1397,4 |
548,2 |
39,2% |
2 |
Выборочные санитарные рубки |
2474,1 |
1136,5 |
45,9% |
|
Итого |
5071,8 |
3001,6 |
59,2% |
Из всей покрытой лесной растительностью площади на долю ценных хвойных насаждений приходится 51,0%, на долю мягколиственных - 49,4%. За период с 1961 года по 2006 год площадь насаждений с преобладанием хвойных пород уменьшилась на 4,8% за счет древостоев ели. На сегодняшний день процесс ухудшения структуры леса только усилился. Уменьшение площади хвойных насаждений является результатом их интенсивной эксплуатации и последующего естественного облесения части вырубок березой и осиной.
Процессу смены пород в значительной степени способствовали несоблюдение лесозаготовителями лесоводственных требований при проведении заготовки древесины (не всегда сохранялся подрост, не оставлялись обсеменители), а также лесные пожары. Площадь мягколиственных насаждений увеличилась на 37,6% за счет березы и осины, возникших на вырубках из-под ели.
В результате интенсивной лесоэксплуатации площадь спелых и перестойных хвойных насаждений уменьшились на 16,4%, а их запас - на 5,8%. В мягколиственных же хозсекциях площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 15,2%, а их запас - на 23,9%, что является следствием слабой эксплуатации березовых и осиновых насаждений.
Другим неприятным последствием недостаточной работы по лесовосстановлению стала неравномерная возрастная структура насаждений в Кировской области. Наибольший процент площади занимают средневозрастные насаждения (31%) и молодняки (24%). Спелые и перестойные насаждения занимают 30% лесной площади. Доля приспевающих насаждений очень низкая - всего 15%. Высокая доля молодняков и средневозрастных насаждений и низкая приспевающих обеспечивают замещение вырубаемых древостоев не ранее чем через 50 лет.
Необходимо отметить, что без интенсивного ухода в первые годы формирования лесонасаждений мелкий подрост и самосев хвойных пород, как и лесные культуры, будет заглушаться мелколиственными породами, и в результате будет происходить нежелательная смена породного состава молодых лесонасаждений, что приведет к отложенным, но весьма значительным негативным последствия в будущем.
Четвертой проблемой, решаемой в рамках Программы, является недостаточное количество и качество посадочного материала и недостаточный уровень развития лесного семеноводства.
Очевидно, что без полноценного лесовосстановления достижение поставленных задач в сфере лесного хозяйства в соответствии с планами социально-экономического развития региона и планами Стратегии развития лесного комплекса РФ невозможно.
В соответствии с Лесным планом заготовку семян в 2010 году предусматривалось осуществить в объеме 1455,0 кг. Намечаемые Лесным планом объемы по выращиванию посадочного материала (сеянцев) в 2010 году - 29,2 млн. штук. Лесным планом к 2010 году предусмотрено увеличение объема ежегодных работ по рубкам ухода за молодняками до 20,2 тыс. га. Лесные культуры предусматривалось создать на площади около 5,6 тыс. га, проведение мер содействия естественному возобновлению леса - на площади около 17,1 тыс. га.
Таблица 4
Показатели лесного семеноводства в Кировской области
N п/п |
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Приживаемость лесных культур, % посадки |
89,5 |
89,2 |
85,2 |
2 |
Гибель лесных культур - всего, га |
124,0 |
33,0 |
273,1 |
|
в том числе от пожаров, га |
6,0 |
5,0 |
72,5 |
3 |
Заготовка семян лесных растений - всего, кг |
2319,8 |
392,0 |
196,5 |
|
в том числе улучшенные, кг |
153,4 |
252,0 |
32,0 |
4 |
Потребность в посадочном материале, млн. штук |
25,4 |
23,6 |
22,6 |
5 |
Наличие посадочного материала - всего, млн. штук |
30,7 |
23,7 |
16,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
стандартного селекционно улучшенного посадочного материала, млн. штук |
2,5 |
2,9 |
2,5 |
|
посадочного материала с закрытой корневой системой |
0 |
0 |
0 |
Фактическая ситуация в сфере лесного семеноводства характеризуется невыполнением поставленных планов. Так, заготовка лесных семян, используемых для воспроизводства лесов, снизилась за последние 3 года более чем в 10 раз, с 2319,8 кг до 196,5 кг, что составляет 13,5% от плана (1455 кг). В связи с недостатком финансирования в регионе отсутствует резерв лесных семян. Наличие посадочного материала также существенно снижается. С 2008 по 2010 год сокращение составило 47%. Остается на одном уровне выращивание стандартного селекционно улучшенного посадочного материала.
Кроме того, в Кировской области на сегодняшний день практически не используются современные технологии лесовыращивания, в том числе выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой и улучшенными наследственными свойствами, что приводит к высокой степени зависимости приживаемости посадочного материала от погодных условий. Так, в последние 3 года наблюдается отрицательная динамика показателя приживаемости лесных культур, который составил в 2010 году лишь 85,2% при минимальном нормативном значении не менее 90%.
Для наиболее эффективного решения указанных проблем необходимо создание в Кировской области современного производственного центра по переработке и хранению семян - лесного селекционно-семеноводческого центра, представляющего собой современное, высокотехнологическое производство лесных семян на основе скандинавской технологии. Необходимой составной частью центра является строительство современного склада с низкотемпературным режимом хранения (-15 градусов Цельсия) вместимостью не менее 5 тонн.
В качестве образца для создания комплекса может быть рассмотрен опыт Республики Карелия, где подобный селекционно-семеноводческий центр построен на базе постоянного лесного питомника ("Вилга"). В состав центра входит также современный тепличный комплекс. Это позволяет выращивать качественный посадочный материал с закрытой корневой системой для лесокультурных работ, что снизит количество высаживаемых растений на 1 га в 2 раза, увеличит агротехнический срок посадки лесных культур с 1-2 недель до 4-5 недель и позволит максимально увеличить площадь создаваемых лесных культур. Производственная мощность центра - не менее 6 млн. сеянцев с закрытой корневой системой в год.
Опыт уже построенных комплексов, например в Нижегородской области, показывает, что их деятельность является самоокупаемой, следовательно, не требует дополнительного финансирования из регионального бюджета на содержание объекта.
Вышеописанные проблемы, препятствующие воспроизводству, охране и защите леса, приводят к значительному ухудшению породного состава лесных насаждений, снижению качества лесных насаждений, снижению защитных, водоохранных и других полезных свойств леса, увеличению сроков выращивания технически спелой древесины, высокой опасности пожаров. Это в конечном итоге делает невозможным достижение целей, поставленных Стратегией и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Проблемы защиты и воспроизводства лесных ресурсов Кировской области носят крупномасштабный характер, затрагивают не только субъекты экономической деятельности, но и все население Кировской области.
Решение указанных проблем окажет существенное влияние на будущее экономическое и экологическое благополучие общества, позволит значительно повысить качество лесных ресурсов, обеспечить противопожарную безопасность жизни населения и предотвратить дальнейшую деградацию лесов и лесного хозяйства.
Решение этих проблем не может заключаться в одностороннем развитии, например, лишь противопожарной инфраструктуры без соответствующих изменений в системе ухода за лесом, санитарно-оздоровительных мероприятий, развития искусственного лесовосстановления. Эти изменения должны быть логичны, последовательны, взаимоувязаны и согласованы по времени.
Кроме того, решение задачи защиты и воспроизводства лесов необходимо для обеспечения экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Это, в свою очередь, определяет качество жизни населения Кировской области. Развитие лесопромышленного комплекса также невозможно без решения фундаментальных проблем в сфере защиты и воспроизводства лесных ресурсов. Следовательно, эта задача имеет межотраслевое значение, охватывая различные сферы деятельности населения.
Очевидно, что проблемы отрасли не могут быть полностью устранены в краткосрочной перспективе, для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.
Целесообразность применения программно-целевого метода определяется также высокой капиталоемкостью проектов по созданию ПХС и лесного селекционно-семеноводческого центра, определяющей их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного финансового участия государства в их реализации.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
Для достижения целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии, необходимо изменение подхода к развитию лесного хозяйства в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов.
Отсутствие Программы приведет к усугублению проблем, обозначенных в разделе 1.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
В соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года возможны два варианта решения существующих проблем в сфере лесного хозяйства Кировской области: инновационный и консервативный.
Первый вариант (инновационный) - целевой сценарий, предусмотренный Стратегией, согласно которому в развитии лесного хозяйства делается ставка на повышение объема рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда и улучшение товарной структуры лесов.
Обеспечение необходимых объемов противопожарной и санитарной защиты, лесовосстановления, развитие лесного семеноводства становятся приоритетными задачами. Федеральное и областное финансирование становится достаточным для обеспечения необходимого объема работ.
Развитие лесного хозяйства как одного из приоритетов экономического развития региона в рамках инновационного сценария будет охватывать решение сразу трех основных задач: модернизацию системы охраны лесов от пожаров, выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и модернизацию системы лесного семеноводства, предусматривающую создание лесного селекционно-семеноводческого центра.
Общий объем финансирования - максимальный из всех вариантов - составляет 889 млн. рублей.
В результате реализации инновационного сценария на территории области будут созданы четыре ПХС III типа, полностью оснащенные необходимой техникой, что позволит значительно повысить эффективность тушения пожаров.
За счет увеличения часов налета воздушных судов оперативность обнаружения и тушения пожаров значительно возрастут. Это приведет к сокращению площади лесного фонда, пройденной лесными пожарами, и кратно уменьшит размер вреда, причиняемого пожарами лесному хозяйству.
Увеличение финансирования лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда позволит выполнить все установленные Лесным планом противопожарные мероприятия для предупреждения лесных пожаров, лесозащитные мероприятия для сохранения лесов от вредителей и болезней, лесовосстановительные мероприятия для повышения продуктивности лесов. Это воспрепятствует процессу ухудшения товарной структуры насаждений и сокращению площадей, покрытых ценными лесными породами, что в долгосрочной перспективе благотворно скажется на структуре лесов.
Создание лесного селекционно-семеноводческого центра решит проблему нехватки лесного материала с улучшенными наследственными свойствами, позволит получать посадочный материал с закрытой корневой системой, увеличит приживаемость лесных культур до приемлемых значений.
Реализация инновационного сценария также создает в долгосрочной перспективе благоприятные условия для развития бизнеса, работающего в сфере лесной промышленности. Создается основа для достижения требуемых стратегическими документами целей.
Второй вариант (консервативный) характеризуется концентрацией усилий органов исполнительной власти только на обеспечении необходимых объемов противопожарной и санитарной защиты лесов на неарендованных участках лесного фонда.
Развитие лесного хозяйства в рамках консервативного сценария будет включать в себя решение лишь двух основных задач: частичную модернизацию системы охраны лесов от пожаров и выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Общий объем финансирования консервативного сценария составляет 538 млн. рублей, что составляет 60,6% от объема финансирования инновационного сценария.
Реализация консервативного сценария на территории области предусматривает решение проблемы низкой оперативности обнаружения пожаров - за счет увеличения часов налета воздушных судов. При этом значительные капитальные вложения в обновление противопожарной инфраструктуры и строительство ПХС III типа осуществляться не будут.
Принимаемые меры при реализации консервативного сценария позволят полностью контролировать противопожарную ситуацию лишь в периоды с малой горимостью лесов. Высокая степень изношенности имеющейся противопожарной техники станет препятствием для оперативного тушения лесных пожаров. В таких условиях значительное снижение потерь от лесных пожаров будет невозможно.
Отсутствие комплексного подхода к решению проблем отрасли приведет к снижению эффективности затраченных ресурсов. Достижение стратегических целей, поставленных в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии, будет затруднено.
В зависимости от выбранного сценария развитие лесного хозяйства может быть описано целевыми показателями, приведенными в таблице 6.
Таблица 6
Целевые показатели по сценариям развития
N п/п |
Наименование показателя |
Сценарий |
2010 год (отчет) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2015 год |
2020 год |
1 |
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, % от требуемого объема |
инновационный |
59,2 |
90 |
92 |
93 |
94 |
100 |
консервативный |
59,2 |
90 |
91 |
91 |
92 |
94 |
||
2 |
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, % |
инновационный |
0,0222228 |
0,0222007 |
0,0221786 |
0,0221126 |
0,022101 |
0,022047 |
консервативный |
0,0222228 |
0,0222007 |
0,0222 |
0,0222 |
0,0222 |
0,0221 |
||
3 |
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, % |
инновационный |
51,4 |
51,5 |
51,7 |
52,1 |
52,2 |
52,6 |
консервативный |
51,4 |
51,4 |
51,4 |
51,4 |
51,4 |
51,5 |
||
4 |
Процент обнаружения лесных пожаров авиацией, % от общего количества лесных пожаров |
инновационный |
29 |
50 |
55 |
56 |
57 |
60 |
консервативный |
29 |
50 |
51 |
51 |
52 |
53 |
||
5 |
Средняя площадь пожара, га |
инновационный |
8,33 |
2,11 |
1,7 |
1,65 |
1,6 |
1,3 |
консервативный |
8,33 |
2,68 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,2 |
Рисунок 1
Средняя площадь пожара, га
См. "Среднюю площадь пожара" в редакторе MS-Word
Рисунок 2
Процент обнаружения лесных пожаров авиацией, %
См. "Процент обнаружения лесных пожаров авиацией" в редакторе MS-Word
Консервативный сценарий, ликвидируя наиболее острые проблемы, не создает фундамент для дальнейшего долгосрочного развития отрасли, также не позволяет достичь необходимого уровня воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности. Под вопросом и обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Серьезные капитальные вложения в развитие противопожарной и семеноводческой инфраструктуры являются наиболее затратным, но единственно возможным способом полностью решить вопросы, которые сегодня стоят перед отраслью лесного хозяйства, и заложить основу для долгосрочного развития.
Таким образом, только первый вариант (инновационный) позволит наиболее эффективно использовать значительные объемы бюджетных средств и обеспечить решение поставленных задач.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Программа будет реализована с 2011 по 2013 год. Разбивка программных мероприятий на этапы не предусматривается.
6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Основной целью является сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Основными задачами Программы являются:
модернизация системы охраны лесов от пожаров;
выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
модернизация системы лесного семеноводства.
Ожидаемый результат от реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей. Показателями эффективности реализации Программы предлагаются следующие:
процент проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса;
доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
процент обнаружения лесных пожаров авиацией;
средняя площадь лесного пожара;
объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
объем лесовосстановления.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования,
основным направлениям финансирования и основным мероприятиям
Программы
Общий объем финансирования по предварительным оценкам составляет 889636,9 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 775519,6 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 114117,3 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Таблица 7
Объем финансирования Программы по основным направлениям
финансирования
Направление финансирования |
Объем финансирования в 2011 - 2013 годах (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Капитальные вложения |
507090,7 |
121384,5 |
267853,1 |
117853,1 |
Прочие расходы |
382546,2 |
160970,1 |
111459,7 |
110116,4 |
Итого |
889636,9 |
282354,6 |
379312,8 |
227969,5 |
Средства федерального бюджета на приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования выделяются на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2011 N 36 "Об организации охраны лесов от пожаров в 2011 году".
Средства федерального бюджета также будут привлекаться в виде субсидий на строительство лесного селекционно-семеноводческого центра и в виде субвенций на мероприятия, связанные с исполнением полномочий федерального центра по охране, защите и воспроизводству лесов.
Объемы финансирования, предусматриваемые на реализацию Программы за счет средств областного бюджета, рассчитаны исходя из требований по софинансированию мероприятий, а также из объема выделяемых субсидий.
Объем финансирования на приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования рассчитан исходя из того, что за период 2011 - 2013 годов в Кировской области будет создано 4 ПХС III типа, в состав которых входят: пожарная машина - 4 единицы, лесопожарный трактор - 3 единицы, бульдозер - 2 единицы, седельный тягач с полуприцепом - 1 единица, малый патрульный комплекс - 3 единицы, авторемонтная мастерская - 1 единица, передвижная насосная станция - 1 единица, леспопожарный вездеход - 1 единица.
Цены на указанную технику фиксируются соглашением о сотрудничестве, заключенном Федеральным агентством лесного хозяйства и производителями специализированной лесопожарной техники.
В 2011 году планируется создание четырех ПХС III типа. Общий объем субсидий федерального бюджета на комплектацию четырех ПХС III типа за время действия Программы составит 319173,4 тыс. рублей.
В качестве оценки стоимости проектирования и строительства лесного селекционно-семеноводческого центра и стоимости разработки плана противопожарного обустройства лесов области взяты рекомендованные Федеральным агентством лесного хозяйства значения необходимых объемов финансирования. При этом объемы финансирования могут уточняться после разработки проектно-сметной документации и привязки объектов к местности.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий включает в себя рубки ухода за молодняком, сплошные и выборочные санитарные рубки, прореживания и прочие работы.
В рамках профилактических противопожарных мероприятий будут выполняться работы по созданию системы противопожарных барьеров, минерализованных полос, разрывов, канав и уход за ними, устройство пожарных водоемов и других видов профилактических работ.
Лесовосстановительные мероприятия включают в себя работы по посадке сеянцев, саженцев, семян лесных растений, сохранение подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений и другие виды работ.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
В результате реализации инновационного сценария на территории области будут созданы четыре ПХС III типа, полностью оснащенные необходимой техникой, что позволит значительно повысить эффективность тушения пожаров. Решается проблема низкой оперативности обнаружения пожаров - за счет увеличение часов налета оперативность обнаружения и тушения пожаров (процент ликвидации лесных пожаров в день обнаружения) значительно возрастет.
В результате сократятся площади лесного фонда, страдающие от лесных пожаров, значительно сократится размер вреда, причиняемого пожарами лесному хозяйству.
Увеличение финансирования лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда остановит процесс ухудшения товарной структуры насаждений и сокращения площадей, покрытых ценными лесными породами.
Создание селекционно-семеноводческого центра решит проблему нехватки лесного материала с улучшенными наследственными свойствами, позволит получать посадочный материал с закрытой корневой системой, увеличит приживаемость лесных культур до приемлемых значений.
Реализация инновационного сценария также создает в долгосрочной перспективе благоприятные условия для развития бизнеса, работающего в сфере лесной промышленности.
Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь к 2013 году следующих показателей:
роста объема проведения санитарно-оздоровительных мероприятий до 93% от требуемого объема;
сокращения удельной площади земель лесного фонда, покрытого лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, до 0,0221126%;
увеличения доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 52,1%;
увеличения процента обнаружения лесных пожаров авиацией до 56% от общего количества лесных пожаров;
снижения средней площади лесного пожара до 1,65 га;
увеличения объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 1,2 куб. м/га;
увеличения объема лесовосстановления до 26,1 тыс. га.
Показатели эффективности Программы по годам ее реализации приведены в приложении N 2.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается департамент лесного хозяйства Кировской области
Основными разработчиками Программы - общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консультационная компания "Бизнес-информ" и департамент лесного хозяйства Кировской области.
Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах государственного партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кировской области, а также на принципах четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Департамент лесного хозяйства Кировской области, являясь государственным заказчиком Программы, в установленном порядке осуществляет управление реализацией Программы, исполнение мероприятий Программы и контроль за реализацией Программы, в связи с чем:
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по получению федеральных средств в виде субсидий на строительство лесного селекционно-семеноводческого центра и в виде субвенций на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей, задач и мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы и целевого использования бюджетных средств;
представляет в департамент экономического развития при Правительстве Кировской области:
ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы,
по итогам года, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, информацию о выполнении показателей эффективности Программы.
Исполнителями Программы являются также областные государственные учреждения, подведомственные департаменту лесного хозяйства Кировской области (областное государственное учреждение "Авиалесоохрана", областное государственное учреждение "Кировлесцентр"), привлекаемые к реализации мероприятий Программы по согласованию.
С целью контроля за реализацией Программы исполнители ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в департамент лесного хозяйства Кировской области оперативный отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
По завершении срока реализации Программы департамент лесного хозяйства Кировской области в срок до 31.03.2014 представляет в Правительство области доклад о ее выполнении, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве Кировской области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу государственного заказчика Программы.
Итоговый доклад должен содержать информацию о степени достижения намеченных целей Программы, оценку эффективности реализации Программы, общий объем произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования.
В случаях сокращения объемов финансирования Программы государственный заказчик Программы разрабатывает комплекс мер по привлечению дополнительных источников финансирования Программы либо вносит в установленном порядке предложения по корректировке Программы. При несоответствии результатов выполнения Программы показателям эффективности, предусмотренным Программой, государственный заказчик Программы готовит и вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы либо о досрочном прекращении ее реализации.
Приложение N 1
Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Наименование задач, мероприятий |
Объем финансирования за счет всех источников, тыс. рублей |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1 |
Модернизация системы охраны лесов от пожаров |
390190,7 |
федеральный бюджет |
112095 |
114439,2 |
114539,2 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет * |
20189,5 |
14213,9 |
14713,9 |
||||
1.1 |
Приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования |
351090,7 |
федеральный бюджет |
104895 |
107139,2 |
107139,2 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
10489,5 |
10713,9 |
10713,9 |
||||
1.2 |
Разработка плана противопожарного обустройства лесов области |
9 700 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
9 700 |
0 |
0 |
||||
1.3 |
Авиационное патрулирование территории лесного фонда |
29 400 |
федеральный бюджет |
7 200 |
7 300 |
7 400 |
департамент лесного хозяйства Кировской области, областное государственное учреждение "Авиалесохрана" ** |
областной бюджет |
0 |
3 500 |
4 000 |
||||
2 |
Выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов |
343 446,2 |
федеральный бюджет |
114 070,1 |
85 659,7 |
84 716,4 |
департамент лесного хозяйства Кировской области, областное государственное учреждение "Кировлесцентр" ** |
областной бюджет * |
30 000 |
15 000 |
14 000 |
||||
2.1 |
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий |
34 166 |
федеральный бюджет |
360 |
18 890 |
11 390 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
1 734 |
1 010 |
782 |
||||
2.2 |
Проведение профилактических противопожарных мероприятий |
55 523,2 |
федеральный бюджет |
36 949,4 |
8 449,4 |
8 449,4 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
|
1 400 |
275 |
||||
2.3 |
Лесовосстановительные мероприятия |
253 757 |
Федеральный бюджет |
76 760,7 |
58 320,3 |
64 877 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
28 266 |
12 590 |
12 943 |
||||
3 |
Модернизация системы лесного семеноводства |
156 000 |
федеральный бюджет |
0 |
150 000 |
0 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет* |
6 000 |
0 |
0 |
||||
|
Проектирование и строительство лесного селекционно-семеноводческого центра |
156 000 |
федеральный бюджет |
0 |
150 000 |
0 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
областной бюджет |
6 000 |
0 |
0 |
||||
|
Итого расходов по Программе |
889636,9 |
|
282354,6 |
379312,8 |
227969,5 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
775519,6 |
|
226165,1 |
350098,9 |
199255,6 |
|
|
средства областного бюджета* |
114117,3 |
|
56189,5 |
29213,9 |
28713,9 |
|
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на очередной финансовый год.
** Привлекаются по согласованию.
Приложение N 2
Показатели эффективности реализации Программы
Примечания:
1. Показатели 1 - 6 являются расчетными. Источником получения исходной информации по показателю 1 является форма статистической отчетности 1-ЛХ, по показателю 2 - форма статистической отчетности 12-ЛХ, по показателям 3 - 5 - ведомственная отчетность департамента лесного хозяйства Кировской области, по показателям 6, 7 - формы документированной информации N 2-ДЛР, 6-ДЛР, 8-ДЛР, представляемые в Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 20.07.2007 N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр".
2. Методика расчета показателей будет приведена в Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 19 апреля 2011 г. N 75 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был