Постановление Правительства Кировской области
от 11 августа 2010 г. N 63/385
"Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011 год"
Постановлением Правительства Кировской области от 29 ноября 2010 г. N 79/580 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с концепцией областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.08.2010 N 264 "О концепции областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011-2020 годы", в целях повышения энергетической эффективности в Кировской области Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011 год (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент энергетики и газификации Кировской области (Журавлев А.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) при формировании областного бюджета на 2011 год предусмотреть средства на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.
Губернатор - Председатель |
Н.Ю. Белых |
Областная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011 год
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 11 августа 2010 г. N 63/385)
Паспорт областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011 год
Наименование Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" |
Основание принятия решения о разработке Программы |
распоряжение Правительства области от 05.08.2010 N 264 "О концепции областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011-2020 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
департамент энергетики и газификации Кировской области |
Государственные заказчики Программы |
департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент культуры Кировской области, департамент социального развития Кировской области, управление по делам архивов Кировской области, администрация Правительства Кировской области, управление охраны и использования животного мира Кировской области, департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, Управление внутренних дел по Кировской области (по согласованию), департамент лесного хозяйства Кировской области, управление ветеринарии Кировской области, департамент экологии и природопользования Кировской области, департамент по организационному обеспечению деятельности мировых судей Кировской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (по согласованию), управление государственной службы занятости населения Кировской области |
Разработчики Программы |
департамент энергетики и газификации Кировской области, Кировское областное государственное унитарное предприятие "Агентство энергосбережения" |
Цели Программы |
обеспечение ускорения перевода экономики области на энергоэффективный путь развития и снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Кировской области на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов (далее - ЭР); повышение энергетической безопасности Кировской области |
Задачи Программы |
совершенствование энергетического менеджмента; сокращение бюджетных расходов на потребление ЭР; повышение уровня учета используемых ЭР в жилищном фонде; повышение эффективности использования ЭР в промышленности, агропромышленном комплексе (далее - АПК) и на транспорте; повышение эффективности использования ЭР при производстве, передаче энергоресурсов |
Важнейшие показатели эффективности Программы |
динамика энергоемкости ВРП; доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории Кировской области; доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории Кировской области; доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории Кировской области; доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого на территории Кировской области; изменение объема производства ЭР с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР; доля ЭР, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на территории области; объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы |
Срок реализации Программы |
2011 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на 2011 год) - 1937,0334 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 50,9654 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на 2011 год); средства местных бюджетов* - 251,568 млн. рублей; средства внебюджетных источников* - 1634,5 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение энергоемкости ВРП до 84 кг условного топлива/тыс. рублей ВРП; увеличение до 20% доли объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории Кировской области; увеличение до 46% доли объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории Кировской области; увеличение до 35% доли объема воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории Кировской области; увеличение до 98% доли объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого на территории Кировской области; увеличение объема производства ЭР с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР до 10 тыс. тонн условного топлива; увеличение до 1% доли ЭР, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на территории области; увеличение до 84,4% объема внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы |
* Средства участвуют по согласованию.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Кировская область с точки зрения потребления ЭР является энергодефицитной. 40% потребляемой электроэнергии поступает перетоками из других регионов, все первичные энергоресурсы, кроме торфа и древесины, являются завозными.
Почти полное обеспечение первичными энергоносителями от внешних поставщиков ставит экономику Кировской области в зависимость от условий поставки и цен на ЭР, диктуемых поставщиками, и снижает энергетическую безопасность региона.
Одной из основных причин напряженного состояния в топливно-энергетическом комплексе Кировской области является низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта значительно больше, чем у стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
В Кировской области недостаточно внедряется энергосберегающей техники и материалов, приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, слабо внедряются передовые энергосберегающие технологии. Недостаточно развита сфера малой энергетики на основе утилизации органических отходов и переработки ресурсов сельского и лесного хозяйства. Такому положению дел способствует отсутствие надлежащей информационной базы, отсутствие финансовых средств у производителей и потребителей продукции, значительные сложности с получением кредитов и заемных средств, отсутствие государственного стимулирования в сфере энергосбережения.
Низкий уровень энергоэффективности экономики России и Кировской области отражается в нижеприведенных показателях энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и ВРП.
Показатели энергоемкости
(кг. условного топлива/тыс. рублей ВВП (ВРП)
Канада(страна со сходным климатом, территорией, экономикой) |
Россия |
Кировская область |
12 |
20 |
91 |
Данные показатели характеризуют значительный отрыв Кировской области от России и зарубежных стран в рациональном использовании энергии. Расточительное использование ЭР ведет к комплексу социально-экономических проблем, в связи с этим энергоэффективность и энергосбережение являются одними из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432).
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, недостаточным и не комплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Также сказывается недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не осуществляется целенаправленное обучение специалистов и пропаганда эффективных методов экономии ЭР на производстве и в быту. Низка роль средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения.
Неэффективное использование ЭР ведет к комплексу социально-экономических проблем, в связи с этим энергоэффективность и энергосбережение являются одними из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.
Потребность в повышении эффективности использования ЭР диктуется также Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", а также Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".
Реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики региона в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, показатели эффективности
Основными целями Программы являются:
обеспечение ускорения перевода экономики области на энергоэффективный путь развития и снижение энергоемкости ВРП Кировской области на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов;
повышение энергетической безопасности Кировской области.
Данные цели достигаются за счет решения следующих задач:
совершенствования энергетического менеджмента;
сокращения бюджетных расходов на потребление ЭР;
повышения уровня учета ЭР, используемых в жилищном фонде;
повышения эффективности использования ЭР в промышленности, АПК и на транспорте;
повышения эффективности использования ЭР при производстве, передаче энергоресурсов.
Реализация Программы рассчитана на 2011 год.
Ожидаемый результат от реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей.
Важнейшими показателями эффективности реализации Программы являются:
динамика энергоемкости ВРП;
доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории Кировской области;
доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории Кировской области;
доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории Кировской области;
доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого на территории Кировской области;
изменение объема производства ЭР с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР;
доля ЭР, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на территории области;
объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы.
Полный перечень показателей эффективности реализации Программы с количественными значениями приведен в приложении N 1.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и срока их реализации представлен в приложении N 2.
Также необходимо отметить, что концепцией областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства области от 05.08.2010 N 264, предусмотрена реализация мероприятий по повышению эффективности использования ЭР в промышленности, АПК и на транспорте с 2012 года, в том числе мероприятия по замещению на транспорте природным газом бензина.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на 2011 год) - 1937,0334 млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 50,9654 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на 2011 год);
средства местных бюджетов - 251,568 млн. рублей (во всех случаях привлекаются по согласованию);
средства внебюджетных источников - 1634,5 млн. рублей (во всех случаях привлекаются по согласованию).
Затраты определены на основании данных, представленных главными распорядителями средств областного бюджета, органами местного самоуправления, а также предприятиями сферы топливно-энергетического комплекса, АПК и прочими предприятиями.
Объем расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на 2011 год.
Средства местных бюджетов привлекаются на установку приборов учета в многоквартирных домах, в учреждениях, финансируемых за счет местных бюджетов, проведение энергетических обследований в муниципальных бюджетных учреждениях, автоматизацию тепловых пунктов в муниципальных бюджетных учреждениях, улучшение теплотехнических характеристик зданий в муниципальных бюджетных учреждениях, установку энергосберегающих ламп освещения в муниципальных бюджетных учреждениях, модернизацию котельных и трубопроводных систем передачи ресурсов в муниципальных бюджетных учреждениях.
Внебюджетные источники - средства промышленных предприятий, предприятий сферы топливно-энергетического комплекса, АПК и транспорта, средства собственников помещений в многоквартирных домах, энергоснабжающих организаций, привлекаемые для установки приборов учета энергетических ресурсов, средства инвесторов, а также средства, привлекаемые в виде кредитов и займов.
Направлениями финансирования реализации программных мероприятий являются:
капитальные вложения - 1801,6 млн. рублей;
прочие расходы - 135,4334 млн. рублей.
5. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления
Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Государственным заказчиком - координатором Программы является департамент энергетики и газификации Кировской области.
Государственными заказчиками Программы являются главные распорядители средств областного бюджета, у которых имеются расходы на коммунальные услуги и (или) чьи подведомственные учреждения имеют такие расходы.
Исполнителями Программы являются образовательные учреждения, органы исполнительной власти области отраслевой компетенции, органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности государственных заказчиков по эффективной реализации участниками Программы мероприятий, обеспечивающих достижение установленных показателей эффективности Программы, а также анализ использования финансовых средств на реализацию Программы.
Государственные заказчики Программы обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, осуществляют управление исполнителями Программы после ее утверждения.
Размещение заказов осуществляется на конкурсной основе в рамках действующего законодательства.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчитываются перед государственным заказчиком - координатором Программы о реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент экономического развития при Правительстве области информацию о финансировании и выполнении основных мероприятий Программы, по итогам года, в срок до 1 марта, представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.
Органы местного самоуправления участвуют в реализации Программы по согласованию.
Деятельность органов исполнительной власти области и взаимодействие с органами местного самоуправления регламентируются ведомственными планами работ, а также программными мероприятиями.
Внебюджетные источники (собственные и заемные средства предприятий и организаций) привлекаются по согласованию в соответствии с законодательством.
Привлечение внебюджетных источников планируется осуществлять в том числе в рамках государственно-частного партнерства и энергосервисных контрактов.
По завершении срока реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы до 01.03.2012 представляет Правительству области доклад о ее выполнении, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу департамента энергетики и газификации Кировской области - государственного заказчика - координатора Программы.
Программа является частью первого этапа комплекса взаимосвязанных ежегодных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, разрабатываемых и реализуемых в рамках концепции областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.08.2010 N 264.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить решение существующих в сфере энергосбережения проблем, создать условия для эффективной деятельности в основных направлениях энергосбережения. К данным направлениям относятся:
реализация организационных и малозатратных мероприятий (совершенствование энергетического менеджмента, оснащение приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов);
развитие малой энергетики на основе утилизации органических отходов и переработки ресурсов сельского и лесного хозяйства.
Значения показателей эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативный акт разработан в целях обеспечения ускорения перевода экономики области на энергоэффективный путь развития и снижения энергоемкости валового регионального продукта, повышения энергетической безопасности Кировской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование энергетического менеджмента;
- сокращение бюджетных расходов на потребление энергоресурсов;
- повышение эффективности использования энергоресурсов в промышленности, агропромышленном комплексе и на транспорте.
Результатами намеченных мероприятий являются:
- увеличение до 20% доли объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории Кировской области;
- увеличение до 46% доли объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории области;
- увеличение до 35% доли объема воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов, в общем объеме воды, потребляемой на территории области;
- увеличение до 84,4% объема внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Постановление Правительства Кировской области от 11 августа 2010 г. N 63/385 "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2011 год"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Кировской области от 29 ноября 2010 г. N 79/580 настоящее постановление признано утратившим силу