6 сентября, 18 октября 2011 г., 13 февраля 2012 г.
В целях обеспечения мер пожарной и санитарной безопасности в лесах и предупреждения лесных пожаров, создания условий для воспроизводства лесов, повышения качества лесных насаждений и в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2011 N 75 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2011 год", предусматривающего соответствующее финансирование Программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю. Белых |
Постановлением Правительства Кировской области от 13 февраля 2012 г. N 139/57 в настоящую Программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 25 апреля 2011 г. N 101/152)
6 сентября, 18 октября 2011 г., 13 февраля 2012 г.
Паспорт областной целевой программы
"Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы
Наименование Программы |
"Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" |
Основание принятия решения о разработке Программы |
распоряжение Правительства Кировской области от 19.04.2011 N 75 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы" |
Государственный заказчик Программы |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
Основные разработчики Программы |
общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консультационная компания "Бизнес-информ", департамент лесного хозяйства Кировской области |
Цель Программы |
сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса |
Задачи Программы |
модернизация системы охраны лесов от пожаров; выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; модернизация системы лесного семеноводства |
Важнейшие показатели эффективности Программы |
процент проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса; доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; процент обнаружения лесных пожаров авиацией; средняя площадь лесного пожара; объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; объем лесовосстановления |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования - 881180,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 744534,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 136646,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
к 2013 году предполагается: увеличить объем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий до 93% от требуемого объема; сократить удельную площадь земель лесного фонда, покрытого лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, до 0,0221126%; увеличить долю площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 52,1%; увеличить процент обнаружения лесных пожаров авиацией до 56% от общего количества лесных пожаров; снизить среднюю площадь лесного пожара до 1,65 га; увеличить объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 1,2 куб. м/га; увеличить объем лесовосстановления до 26,1 тыс. га |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из основных направлений государственной политики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", является закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе через укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетными направлениями развития лесного хозяйства являются создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов и улучшение породного состава лесных насаждений.
Основная цель государственной политики в сфере лесного хозяйства определена в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2008 N 248/482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия развития лесного комплекса РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 30.10.2008 N 248/482" следует читать "от 31.10.2008 N 248/482"
Согласно Стратегии развития лесного комплекса РФ основными целями стратегического развития лесного комплекса являются: обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Этим же документом определяются приоритетные направления развития лесного хозяйства, одним из направлений является организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432) (далее - Стратегия), определяет, что лесопромышленный комплекс является одной из приоритетных отраслей экономики, развитие которой определено в период с 2011 - 2015 годы, и проецирует заданные федеральными документами цели и задачи на региональный уровень.
Основными задачами в сфере лесного хозяйства согласно Стратегии являются:
воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
обеспечение охраны и защиты лесов;
устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных их природных свойств;
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Программа социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденная Законом Кировской области от 25.02.2011 N 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы", определяет цели и задачи в сфере лесного хозяйства в рамках реализации первого этапа Стратегии, которые повторяют цель Стратегии развития лесного комплекса РФ.
Для достижения поставленной цели в сфере защиты и восстановления лесных ресурсов предлагается решение задачи по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных Лесным планом Кировской области, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 19.12.2008 N 90 "Об утверждении Лесного плана Кировской области" (далее - Лесной план), и задачи осуществления на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, борьбы с незаконными рубками леса.
В настоящее время в сфере лесного хозяйства Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом серьезных проблем, определяющих приоритетные задачи и мероприятия в рамках проблемного поля отрасли. Непринятие мер для их решения не позволит добиться приоритетных целей и задач социально-экономического развития, поставленных в федеральных программных документах и программных документах Кировской области.
Необходимо особо отметить, что на сегодняшний день в Кировской области передано в аренду 5255900 га лесных участков из общей площади 8037100 га (65,4% лесного фонда). К концу 2013 года планируется передать в аренду лесопользователям еще 572000 га лесного фонда, что составит 72,5% общей площади лесного фонда. Это - максимальная доля участков лесного фонда Кировской области, которая может быть передана в аренду с передачей арендатору обязанностей по охране, защите, воспроизводству и лесоразведению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Значительная площадь лесов (27,5%) останется не арендованной в силу имеющихся ограничений по их использованию, при этом все необходимые функции по защите и воспроизводству лесов обязаны исполнять органы исполнительной власти Кировской области.
Невозможность передать значительную часть лесного фонда в аренду определяет необходимость принятия системных мер по его защите и воспроизводству на уровне Правительства области. Именно не арендованные леса являются предметом разрабатываемой Программы.
Кировская область объективно является достаточно пожароопасным регионом. Существует два показателя, характеризующих пожарную опасность: класс природной пожарной опасности лесного фонда и класс пожарной опасности по условиям погоды.
Класс природной пожарной опасности лесного фонда Кировской области средний (показатель III). Насаждения Iа, I и II классов пожарной опасности (наиболее опасные) занимают 18,5% территории лесов Кировской области.
Таблица 1
Распределение земель лесного фонда области по классам природной пожарной опасности
N п/п |
Класс природной пожарной опасности (КПО) |
Площадь лесного фонда, тыс. га |
Процент от общей площади лесного фонда |
1 |
Iа |
20,6 |
0,3 |
2 |
I |
743,1 |
9,2 |
3 |
II |
720,4 |
9,0 |
4 |
III |
2867,4 |
35,7 |
5 |
IV |
3442,9 |
42,8 |
6 |
V |
240,7 |
3,0 |
7 |
Итого |
8037,1 |
100,0 |
В зависимости от погодных условий (установление на территории области положительных средних температур от + 10 градусов Цельсия и выше, высыхание напочвенного покрова) продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории области.
Кировская область характеризуется длинным пожароопасным сезоном: он наступает в последней декаде апреля и заканчивается в конце первой декады октября, что подчеркивает важность проблемы обеспечения защиты лесов от пожаров в Кировской области.
Первые пожары возникают уже в начале мая. По мере прогрева воздуха и напочвенного покрова они продвигаются на север области. В отдельные годы последние лесные пожары возникают в октябре при III классе пожарной опасности по условиям погоды. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Кировской области составляет 130-140 дней. Погода со II и выше классом пожарной опасности на территории области продолжается около 101,6 дня, из них на III-V классы (средняя, высокая и чрезвычайная) приходится примерно 61%, что показывает напряженную пожарную обстановку в лесах по условиям погоды.
Таблица 2
Горимость лесов Кировской области в 2003 - 2010 годах
N п/п |
Наименование показателя |
В среднем 2003-2007 годы (справочно) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменение к 2008 году |
1 |
Число лесных пожаров |
127 |
110 |
166 |
625 |
в 5,7 раза |
2 |
Площадь лесных пожаров, га |
142,89 |
232,1 |
444,8 |
5208,4 |
в 22,4 раза |
3 |
Средняя площадь пожара, га |
1,13 |
2,11 |
2,68 |
8,33 |
в 3,9 раза |
4 |
Ущерб от лесных пожаров, тыс. рублей |
- |
2957,6 |
6234 |
127000 |
в 42,9 раза |
Показатели горимости лесов Кировской области на протяжении последних лет имеют четкую тенденцию к ухудшению.
В 2010 году сумма ущерба от лесных пожаров по сравнению с 2008 годом выросла в 43 раза до 127 млн. рублей, а площадь лесных пожаров за тот же период выросла в 22,4 раза до рекордных 5208,4 га.
Пожары 2010 года, возникшие в результате экстремально высоких летних температур на территории Кировской области, обнажили важную проблему: существующая противопожарная инфраструктура полностью изношена, что делает невозможной эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение.
Отметим необходимость разработки в 2011 году нового плана противопожарного устройства лесов с учетом современных требований законодательства. Существующий генеральный план противопожарного устройства лесов был разработан в условиях действия прежней редакции Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года, а также федеральной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.1999 N 35 "О Федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы", неактуальных на сегодняшний день. В генеральном плане 2002 года не учитывались леса, находившиеся в пользовании сельхозтоваропроизводителей.
Генеральным планом противопожарного устройства лесов, разработанным в 2002 году, на территории Кировской области предусмотрено наличие 27 пожарно-химических станций (далее - ПХС) I типа, 15 ПХС II типа, 1 ПХС III типа. В соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167 "Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях", к району обслуживания ПХС относится территория в радиусе 1 - 3-часовой доставки сил и средств пожаротушения к месту действия пожара.
Фактически в лесохозяйственных организациях Кировской области созданы лишь 20 ПХС: 17 ПХС I типа (63% от норматива), 3 ПХС - II типа (20% от норматива). ПХС III типа на территории области полностью отсутствуют.
Оснащенность существующих ПХС I и II типа противопожарной техникой очень низка. В настоящее время в лесном хозяйстве насчитывается всего 42 пожарные машины, укомплектованность существующих ПХС составляет 50-60% до требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения. Вся противопожарная техника исчерпала свой ресурс полностью - последняя пожарная машина приобретена в 1994 году и изношена на 100%.
В прошедшее десятилетие обновление фондов производилось лишь в виде закупа простейшего противопожарного оборудования (пожарные рукава, мотопомпы, ранцевые лесные огнетушители, лопаты, топоры и т.д.). Значительные финансовые ресурсы ежегодно отвлекаются для ремонта существующей пожарной техники и оборудования и подготовки их к пожароопасному сезону.
Создание ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня позволит значительно снизить среднюю площадь пожара и сократить наносимый ими ущерб, в том числе эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий. Нормативное оснащение ПХС III типа предусматривает следующий состав: пожарная машина - 4 единицы, лесопожарный трактор - 3 единицы, бульдозер - 2 единицы, седельный тягач с полуприцепом - 1 единица, малый патрульный комплекс - 3 единицы, авторемонтная мастерская - 1 единица, передвижная насосная станция - 1 единица, лесопожарный вездеход - 1 единица.
Важность создания современных, полностью оснащенных противопожарной техникой ПХС III типа обусловлена также изменениями федерального законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2012 года деятельность по тушению лесных пожаров станет лицензируемой и будет осуществляться лишь специализированными учреждениями, имеющими лицензию на тушение лесных пожаров.
Второй важной проблемой является проблема своевременного обнаружения лесных пожаров. Так, в 2010 году площадь обнаружения лесного пожара составила 1,28 га, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 5,51 га. С момента обнаружения до момента его ликвидации площадь пожара увеличилась в 4,3 раза. Обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания пожары, как правило, являются пожарами невысокой сложности и намного легче поддаются тушению.
В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:
наземное патрулирование территории лесного фонда;
использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ Рослесхоз);
авиационное патрулирование лесного фонда.
При этом первые два способа не позволяют своевременно обнаруживать лесные пожары, в том числе на небольших площадях.
Возможности использования наземного патрулирования в качестве основного источника информации о пожарах ограничены нехваткой соответствующей инфраструктуры и кадров. На сегодняшний день для обнаружения возникающих в зоне наземной охраны лесных пожаров на всю Кировскую область имеется лишь 10 стационарных пожарно-наблюдательных вышек, при этом фактически пригодны для использования только 3 вышки, не оснащенные средствами наблюдения. Для целей наблюдения используются также 17 приспособленных пунктов наблюдения, расположенных на господствующих высотах (10 штук) и высотных объектах (7 штук).
Согласно Лесному плану в районах массового отдыха вокруг крупных населенных пунктов должно проводиться наземное патрулирование лесных массивов (609 маршрутов патрулирования общей протяженностью 14614 км). В связи с недостаточным финансированием отрасли уровень заработной платы инспекторов чрезвычайно низок, что приводит к значительной недоукомплектованности лесничеств.
Еще одним фактором, определяющим ограничения использования наземного патрулирования, является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры Кировской области. В связи с этим наземное патрулирование как способ выявления пожаров не может обладать достаточной эффективностью.
Несмотря на надежды, связываемые ранее с использованием спутниковых (космических) технологий для раннего обнаружения лесных пожаров, фактические результаты их использования в 2010 году показали, что на сегодняшний день спутниковая система мониторинга требует существенной доработки.
Данные космических снимков ИСДМ Рослесхоз в 2010 году позволили обнаружить лишь 55 лесных пожаров из 625 официально зарегистрированных, или 8,8%. При этом существующая система спутникового наблюдения ИСМД Рослесхоз не позволяет получать достоверные данные в условиях высокой облачности или задымления, а наибольшая точность определения площади и координат лесного пожара возникает лишь при площади пожара от 25 га и более, что, очевидно, неприемлемо для основного источника получения информации о пожарах.
Эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров является авиационное патрулирование территории лесов. Однако по мере удорожания аренды воздушных судов ежегодно снижается налет часов и кратность полетов, что ведет к снижению процента обнаружения возникающих лесных пожаров силами авиации. Так, в период с 1995 по 2002 год средний процент обнаружения лесных пожаров силами авиаотделений составлял 32,5%, в 2006 - 2010 годах этот показатель снизился в 1,5 раза и составил всего 20,6% от количества зарегистрированных пожаров.
Район осуществления авиационных работ Кировским областным государственным специализированным автономным учреждением "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" в лесах области составляет 8035,1 тыс. га.
Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" работает на арендуемых у авиапредприятий воздушных судах (2 самолета Ан-2 и 1 вертолет Ми-2). Установленный налет часов (400 часов) является удовлетворительным для периодов с малой горимостью лесов, когда наблюдается относительно небольшое число лесных пожаров и небольшая площадь их распространения.
Для обеспечения охраны лесов от пожаров в годы со средней горимостью необходимо увеличение налета до 600 часов, а в периоды высокой горимости - до 1200 часов. В случае полной реализации перечисленные меры позволят к 2013 году довести процент обнаружения лесных пожаров авиацией до 56% и устойчиво обеспечить среднюю площадь одного пожара в размере не более 1,65 га.
Наиболее эффективным вариантом функционирования подсистемы обнаружения и тушения лесных пожаров в Кировской области является сочетание авиационного и наземного способов их обнаружения и тушения.
Третья важная проблема в сфере лесного хозяйства на сегодняшний день - ухудшение товарной структуры насаждений и сокращение площадей, покрытых ценными лесными породами. Указанная проблема является препятствием при решении стратегических задач воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, а также задачи сохранения биологического разнообразия лесов и повышения их потенциала.
Причина проста - недостаточное финансирование требуемых объемов лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда. Основной задачей лесозащиты является предупреждение вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое снижение прироста древесины и ухудшение ее деловых качеств.
Тем не менее, в связи с нехваткой финансирования санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в неполном объеме, что в долгосрочной перспективе приведет к наступлению еще более негативных последствий. Например, в 2010 году фактически выполнено лишь 59,2% общего объема запланированных работ, а план по сплошным санитарным рубкам выполнен всего на 39,2%.
Таблица 3
Объемы санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде Кировской области
N п/п |
Наименование мероприятий |
2010 год план (га) |
2010 год факт (га) |
% исполнения |
1 |
Сплошные санитарные рубки |
1397,4 |
548,2 |
39,2% |
2 |
Выборочные санитарные рубки |
2474,1 |
1136,5 |
45,9% |
|
Итого |
5071,8 |
3001,6 |
59,2% |
Из всей покрытой лесной растительностью площади на долю ценных хвойных насаждений приходится 51,0%, на долю мягколиственных - 49,4%. За период с 1961 года по 2006 год площадь насаждений с преобладанием хвойных пород уменьшилась на 4,8% за счет древостоев ели. На сегодняшний день процесс ухудшения структуры леса только усилился. Уменьшение площади хвойных насаждений является результатом их интенсивной эксплуатации и последующего естественного облесения части вырубок березой и осиной.
Процессу смены пород в значительной степени способствовали несоблюдение лесозаготовителями лесоводственных требований при проведении заготовки древесины (не всегда сохранялся подрост, не оставлялись обсеменители), а также лесные пожары. Площадь мягколиственных насаждений увеличилась на 37,6% за счет березы и осины, возникших на вырубках из-под ели.
В результате интенсивной лесоэксплуатации площадь спелых и перестойных хвойных насаждений уменьшились на 16,4%, а их запас - на 5,8%. В мягколиственных же хозсекциях площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 15,2%, а их запас - на 23,9%, что является следствием слабой эксплуатации березовых и осиновых насаждений.
Другим неприятным последствием недостаточной работы по лесовосстановлению стала неравномерная возрастная структура насаждений в Кировской области. Наибольший процент площади занимают средневозрастные насаждения (31%) и молодняки (24%). Спелые и перестойные насаждения занимают 30% лесной площади. Доля приспевающих насаждений очень низкая - всего 15%. Высокая доля молодняков и средневозрастных насаждений и низкая приспевающих обеспечивают замещение вырубаемых древостоев не ранее чем через 50 лет.
Необходимо отметить, что без интенсивного ухода в первые годы формирования лесонасаждений мелкий подрост и самосев хвойных пород, как и лесные культуры, будут заглушаться мелколиственными породами, и в результате будет происходить нежелательная смена породного состава молодых лесонасаждений, что приведет к отложенным, но весьма значительным негативным последствия в будущем.
Четвертой проблемой, решаемой в рамках Программы, является недостаточное количество и качество посадочного материала и недостаточный уровень развития лесного семеноводства.
Очевидно, что без полноценного лесовосстановления достижение поставленных задач в сфере лесного хозяйства в соответствии с планами социально-экономического развития региона и планами Стратегии развития лесного комплекса РФ невозможно.
В соответствии с Лесным планом заготовку семян в 2010 году предусматривалось осуществить в объеме 1455,0 кг. Намечаемые Лесным планом объемы по выращиванию посадочного материала (сеянцев) в 2010 году - 29,2 млн. штук. Лесным планом к 2010 году предусмотрено увеличение объема ежегодных работ по рубкам ухода за молодняками до 20,2 тыс. га. Лесные культуры предусматривалось создать на площади около 5,6 тыс. га, проведение мер содействия естественному возобновлению леса - на площади около 17,1 тыс. га.
Таблица 4
Показатели
лесного семеноводства в Кировской области
N п/п |
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Приживаемость лесных культур, % посадки |
89,5 |
89,2 |
85,2 |
2 |
Гибель лесных культур - всего, га |
124,0 |
33,0 |
273,1 |
|
в том числе от пожаров, га |
6,0 |
5,0 |
72,5 |
3 |
Заготовка семян лесных растений - всего, кг |
2319,8 |
392,0 |
196,5 |
|
в том числе улучшенные, кг |
153,4 |
252,0 |
32,0 |
4 |
Потребность в посадочном материале, млн. штук |
25,4 |
23,6 |
22,6 |
5 |
Наличие посадочного материала - всего, млн. штук |
30,7 |
23,7 |
16,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
стандартного селекционно улучшенного посадочного материала, млн. штук |
2,5 |
2,9 |
2,5 |
|
посадочного материала с закрытой корневой системой |
0 |
0 |
0 |
Фактическая ситуация в сфере лесного семеноводства характеризуется невыполнением поставленных планов. Так, заготовка лесных семян, используемых для воспроизводства лесов, снизилась за последние 3 года более чем в 10 раз, с 2319,8 кг до 196,5 кг, что составляет 13,5% от плана (1455 кг). В связи с недостатком финансирования в регионе отсутствует резерв лесных семян. Наличие посадочного материала также существенно снижается. С 2008 по 2010 год сокращение составило 47%. Остается на одном уровне выращивание стандартного селекционно улучшенного посадочного материала.
Кроме того, в Кировской области на сегодняшний день практически не используются современные технологии лесовыращивания, в том числе выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой и улучшенными наследственными свойствами, что приводит к высокой степени зависимости приживаемости посадочного материала от погодных условий. Так, в последние 3 года наблюдается отрицательная динамика показателя приживаемости лесных культур, который составил в 2010 году лишь 85,2% при минимальном нормативном значении не менее 90%.
Для наиболее эффективного решения указанных проблем необходимо создание в Кировской области современного производственного центра по переработке и хранению семян - лесного селекционно-семеноводческого центра, представляющего собой современное, высокотехнологическое производство лесных семян на основе скандинавской технологии. Необходимой составной частью центра является строительство современного склада с низкотемпературным режимом хранения (-15 градусов Цельсия) вместимостью не менее 5 тонн.
В качестве образца для создания комплекса может быть рассмотрен опыт Республики Карелия, где подобный селекционно-семеноводческий центр построен на базе постоянного лесного питомника ("Вилга"). В состав центра входит также современный тепличный комплекс. Это позволяет выращивать качественный посадочный материал с закрытой корневой системой для лесокультурных работ, что снизит количество высаживаемых растений на 1 га в 2 раза, увеличит агротехнический срок посадки лесных культур с 1-2 недель до 4-5 недель и позволит максимально увеличить площадь создаваемых лесных культур. Производственная мощность центра - не менее 6 млн. сеянцев с закрытой корневой системой в год.
Опыт уже построенных комплексов, например в Нижегородской области, показывает, что их деятельность является самоокупаемой, следовательно, не требует дополнительного финансирования из регионального бюджета на содержание объекта.
Вышеописанные проблемы, препятствующие воспроизводству, охране и защите леса, приводят к значительному ухудшению породного состава лесных насаждений, снижению качества лесных насаждений, снижению защитных, водоохранных и других полезных свойств леса, увеличению сроков выращивания технически спелой древесины, высокой опасности пожаров. Это в конечном итоге делает невозможным достижение целей, поставленных Стратегией и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации,
показатели эффективности, характеризующие достижение поставленной цели
и решение задач Программы
Основной целью является сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Основными задачами Программы являются:
модернизация системы охраны лесов от пожаров;
выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
модернизация системы лесного семеноводства.
Ожидаемый результат от реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей. Показателями эффективности реализации Программы предлагаются следующие:
процент проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса;
доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
процент обнаружения лесных пожаров авиацией;
средняя площадь лесного пожара;
объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
объем лесовосстановления.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1.
Мероприятия для решения задачи по модернизации системы охраны лесов от пожаров включают в себя приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования, разработку плана противопожарного устройства лесов и авиационное патрулирование территории лесного фонда.
Объекты противопожарной инфраструктуры выбираются с учетом их целевого назначения. ПХС I типа создается, как правило, в лесничествах для обеспечения ликвидации в течение суток до двух одновременно действующих пожаров, а также участия с другими противопожарными формированиями в тушении лесных пожаров на обслуживаемой территории. Противопожарная команда организуется, как правило, на пожароопасный сезон. Обслуживаемая ПХС I типа площадь лесов составляет 25 - 30 тыс. га.
ПХС II типа создается в лесничествах для обеспечения ликвидации в течение суток до четырех одновременно действующих пожаров и участия совместно с другими противопожарными формированиями в тушении лесных пожаров на обслуживаемой территории. Команда организуется как постоянное или сезонное формирование. Обслуживаемая станцией площадь лесов составляет 40 - 50 тыс. га.
ПХС III типа создается в лесничествах, на территории которых высокая пожарная опасность сохраняется в течение 5 и более месяцев пожароопасного сезона. ПХС III типа представляет собой межрайонную лесопожарную службу, оснащенную мощной противопожарной техникой, и имеющую постоянный персонал. Команда организуется как постоянное (круглогодичное) формирование.
Масштабы пожаров в Кировской области и проблемы в сфере обеспечения защиты лесов от пожаров определяют необходимость создания в Кировской области именно ПХС III типа.
Основными принципами при выборе территорий для размещения ПХС III типа являются достижение максимальной оперативности при переброске техники для ликвидации обнаруженных очагов возгораний и наличие или оптимальные затраты на ее создание.
Оричевский, Юрьянский, Верхнекамский и Уржумский районы в наибольшей степени отвечают указанным критериям, поэтому создаваемые ПХС будут размещаться на территории именно этих районов.
Решение задачи по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических противопожарных мероприятий и лесовосстановительных мероприятий.
Под проведением санитарно-оздоровительных мероприятий подразумевается проведение следующих работ: рубки ухода за молодняком, сплошные и выборочные санитарные рубки, прореживания и другие виды санитарных работ.
В рамках профилактических противопожарных мероприятий будут выполняться работы по созданию системы противопожарных барьеров, минерализованных полос, разрывов, канав и уход за ними, устройство пожарных водоемов и других видов профилактических работ.
Лесовосстановительные мероприятия включают в себя работы по посадке сеянцев, саженцев, семян лесных растений, сохранение подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений и другие виды работ.
Задача модернизации лесного семеноводства будет решаться с помощью мероприятия по проектированию и строительству лесного селекционно-семеноводческого центра.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования по предварительным оценкам составляет 881180,9 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 744534,1 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 136646,8 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Средства федерального бюджета на приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования выделяются на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2011 N 36 "Об организации охраны лесов от пожаров в 2011 году".
Средства федерального бюджета также будут привлекаться в виде субсидий на строительство лесного селекционно-семеноводческого центра и в виде субвенций на мероприятия, связанные с исполнением полномочий федерального центра по охране, защите и воспроизводству лесов.
Объемы финансирования, предусматриваемые на реализацию Программы за счет средств областного бюджета, рассчитаны исходя из требований по софинансированию мероприятий, а также из объема выделяемых субсидий.
Объем финансирования на приобретение противопожарной техники и специализированного оборудования рассчитан исходя из того, что за период 2011 - 2013 годов в Кировской области будет создано 4 ПХС III типа, в состав которых входят: пожарная машина - 4 единицы, лесопожарный трактор - 3 единицы, бульдозер - 2 единицы, седельный тягач с полуприцепом - 1 единица, малый патрульный комплекс - 3 единицы, авторемонтная мастерская - 1 единица, передвижная насосная станция - 1 единица, лесопожарный вездеход - 1 единица.
Цены на указанную технику фиксируются соглашением о сотрудничестве, заключенным Федеральным агентством лесного хозяйства и производителями специализированной лесопожарной техники.
В 2011 году планируется создание четырех ПХС III типа. Общий объем субсидий федерального бюджета на комплектацию четырех ПХС III типа за время действия Программы составит 319173,4 тыс. рублей.
Объемы финансирования проектирования лесного селекционно-семеноводческого центра и разработки плана противопожарного обустройства лесов области могут уточняться после разработки проектно-сметной документации и привязки объектов к местности.
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведен в таблице 5.
Таблица 5
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования
Направление финансирования |
Объем финансирования в 2011 - 2013 годах (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Капитальные вложения |
506560,7 |
113525,0 |
125182,6 |
267853,1 |
Прочие расходы |
374620,2 |
168829,6 |
95674,2 |
110116,4 |
Итого |
881180,9 |
282354,6 |
220856,8 |
377969,5 |
Объем финансирования мероприятий Программы может измениться в зависимости от возможностей бюджетов и результатов оценки эффективности реализации Программы.
5. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Механизм реализации Программы базируется на принципах государственного партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кировской области, а также на принципах четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Департамент лесного хозяйства Кировской области, являясь государственным заказчиком Программы, в установленном порядке осуществляет управление реализацией Программы, исполнение мероприятий Программы и контроль за реализацией Программы, в связи с чем:
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по получению федеральных средств в виде субсидий на строительство лесного селекционно-семеноводческого центра и в виде субвенций на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей, задач и мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы и целевого использования бюджетных средств;
представляет в департамент экономического развития при Правительстве Кировской области:
ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы,
по итогам года, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, информацию о выполнении показателей эффективности Программы.
Исполнителями Программы являются также областные государственные учреждения, подведомственные департаменту лесного хозяйства Кировской области (Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов", Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировский центр лесного хозяйства").
С целью контроля за реализацией Программы исполнители ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в департамент лесного хозяйства Кировской области оперативный отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
Отчет о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве Кировской области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу государственного заказчика Программы, департамент лесного хозяйства Кировской области представляет в Правительство области в срок до 31.03.2014.
Итоговый доклад должен содержать информацию о степени достижения намеченных целей Программы, оценку эффективности реализации Программы, общий объем произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования.
В случаях сокращения объемов финансирования Программы государственный заказчик Программы разрабатывает комплекс мер по привлечению дополнительных источников финансирования Программы либо вносит в установленном порядке предложения по корректировке Программы. При несоответствии результатов выполнения Программы показателям эффективности, предусмотренным Программой, государственный заказчик Программы готовит и вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы либо о досрочном прекращении ее реализации.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации мероприятий Программы на территории области будут созданы четыре ПХС III типа, полностью оснащенные необходимой техникой, что позволит значительно повысить эффективность тушения пожаров. Решается проблема низкой оперативности обнаружения пожаров - за счет увеличения часов налета оперативность обнаружения и тушения пожаров (процент ликвидации лесных пожаров в день обнаружения) значительно возрастет.
В результате сократятся площади лесного фонда, страдающие от лесных пожаров, значительно сократится размер вреда, причиняемого пожарами лесному хозяйству.
Увеличение финансирования лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда остановит процесс ухудшения товарной структуры насаждений и сокращения площадей, покрытых ценными лесными породами.
Создание селекционно-семеноводческого центра решит проблему нехватки лесного материала с улучшенными наследственными свойствами, позволит получать посадочный материал с закрытой корневой системой, увеличит приживаемость лесных культур до приемлемых значений.
Реализация программных мероприятий также создает в долгосрочной перспективе благоприятные условия для развития бизнеса, работающего в сфере лесной промышленности.
Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь к 2013 году следующих показателей:
роста объема проведения санитарно-оздоровительных мероприятий до 93% от требуемого объема;
сокращения удельной площади земель лесного фонда, покрытого лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, до 0,0221126%;
увеличения доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 52,1%;
увеличения процента обнаружения лесных пожаров авиацией до 56% от общего количества лесных пожаров;
снижения средней площади лесного пожара до 1,65 га;
увеличения объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 1,2 куб. м/га;
увеличения объема лесовосстановления до 26,1 тыс. га.
Показатели эффективности Программы по годам ее реализации приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели
эффективности реализации Программы по годам
Примечания:
1. Показатели 1 - 6 являются расчетными. Источником получения исходной информации по показателю 1 является форма статистической отчетности 1-ЛХ, по показателю 2 - форма статистической отчетности 12-ЛХ, по показателям 3 - 5 - ведомственная отчетность департамента лесного хозяйства Кировской области, по показателям 6, 7 - формы документированной информации N 2-ДЛР, 6-ДЛР, 8-ДЛР, представляемые в Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 20.07.2007 N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр".
2. Методика расчета показателей приведена в приложении N 2.
Постановлением Правительства Кировской области от 13 февраля 2012 г. N 139/57 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
Перечень
программных мероприятий
6 сентября, 18 октября 2011 г., 13 февраля 2012 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 6 сентября 2011 г. N 119/426 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
Методика
расчета показателей эффективности Программы
6 сентября 2011 г.
1. Показатель "Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий"
Определяется как отношение объема фактически выполненных санитарно-оздоровительных мероприятий за год () к плану выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий на этот год (), умноженное на 100%.
Источником получения значений и является форма отраслевого наблюдения 1-Субвенции "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником обеспечения которого является субвенция", утвержденная письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.03.2011 N АБ-05-54/2704. План выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий может изменяться в течение года в зависимости от возникновения в отчетном году стихийных бедствий природного характера.
2. Показатель "Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса".
Определяется как отношение площади погибших лесных насаждений () к общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью (), умноженное на 100%.
Значение приводится в форме 12-ЛХ "Сведения о защите лесов", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2009 N 166,
значение - в форме 1.1 государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 187.
3. Показатель "Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда"
Определяется как отношение площади ценных лесных насаждений () к общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (), умноженное на 100%
Значение определяется значением строки "Итого хвойных" (тыс. га),
- значением строки "Всего по 1 разделу" (тыс.га) формы 1.9 Государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 187.
4. Показатель "Процент обнаружения лесных пожаров авиацией"
Определяется как отношение количества лесных пожаров, обнаруженных авиацией (), к общему количеству лесных пожаров (), умноженное на 100%.
Источником получения значения является годовой отчет Кировского областного государственного специализированного бюджетного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов", представляемый в федеральное государственное учреждение "Авиалесоохрана". Общее количество пожаров приводится в форме 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2008 N 194.
5. Показатель "Средняя площадь лесного пожара"
Определяется как отношение общей площади пройденной лесными пожарами () к общему количеству пожаров ()
Источником получения значений обоих показателей является форма 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах", утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2008 N 194.
6. Показатель "Объем рубок лесных насаждений с 1 га, покрытых лесной растительностью земель лесного фонда"
Определяется отношением общего объема рубок к общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
Показатель приведен в форме 6-ДЛР, представляемой в Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр".
Значение определяется значением строки "Всего по 1 разделу" (тыс. га) формы 1.9 государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 187.
7. Показатель "Объем лесовосстановления"
Отражен в форме 8-ДЛР, представляемой в Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 188 "Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр", как значение "выполнено" по виду мероприятий "Лесовосстановление - всего".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 25 апреля 2011 г. N 101/152 "Об утверждении областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2011 год"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/837 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/872
Постановление Правительства Кировской области от 13 февраля 2012 г. N 139/57
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области от 01.12.2011 N 91-ЗО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусматривающего соответствующие изменения в финансировании Программы
Постановление Правительства Кировской области от 18 октября 2011 г. N 123/520
Постановление Правительства Кировской области от 6 сентября 2011 г. N 119/426
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного постановления
Действие подпункта 1.2.1. пункта 1 названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
Действие подпункта 1.2.2. пункта 1 названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 19 мая 2011 г.