Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция развития
особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 26 апреля 2013 г. N 109)
1. Общие положения
Концепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные направления деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем, комплексов и объектов как необходимого условия экологической безопасности и поддержания соответствующего качества окружающей среды на территории Кировской области.
В указанной сфере Концепция формирует приоритеты в разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в вопросах развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории), на долгосрочный период, систематизирует механизмы и условия реализации государственной политики в аспектах ее методологического, организационного, правового и финансового (ресурсного) обеспечения.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Реализует и учитывает положения и условия реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р "Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года".
В настоящей Концепции используются понятия, закрепленные Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Кировской области от 08.10.2007 N 169-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Кировской области".
2. Современное состояние и проблемы развития особо охраняемых природных территорий в Кировской области
На 01.01.2013 существующую сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области формирует 201 объект общей площадью 395,2 тыс. гектаров (3,28% площади территории области). В структуру охраняемых природных объектов и комплексов входят: 1 государственный природный заповедник (федерального значения), 3 государственных природных заказника регионального значения, 175 памятников природы регионального значения, 2 лечебно-оздоровительных местности и курорта регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, 21 особо охраняемая природная территория местного значения, в том числе 2 лечебно-оздоровительных местности.
Распределение особо охраняемых природных территорий по муниципальным районам области, видовой состав охраняемых природных объектов и комплексов, а также их площадь и режимы особой охраны существенно различаются.
Территориальной охраной, осуществляемой специальными службами охраны, обеспечены 4 особо охраняемые территории: государственный природный заповедник "Нургуш" и государственные природные заказники регионального значения "Былина", "Пижемский" и "Бушковский лес".
Особо охраняемые природные территории служат опорной площадкой для ведения мониторинга окружающей среды и научных разработок, в том числе в аспектах изучения биологического разнообразия. Значительное число особо охраняемых природных территорий используется населением в рекреационных целях. В целом на территории Кировской области сформирована и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции сохранения отдельных компонентов природных комплексов и систем.
Тем не менее необходимость принятия дополнительных системных мер, связанных с перспективным развитием имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, имеет объективный характер.
Так, территориальная схема охраны особо охраняемых природных территорий нуждается в оптимизации организационных процессов, поскольку не обеспечивает эффективную охрану всех имеющихся охраняемых природных объектов и комплексов.
Текущая оценка состояния, системная инвентаризация и мониторинг природных комплексов фрагментарны, что исключает возможность объективной оценки степени деградации природных экосистем, а также принятия достаточных мер по их сохранению.
Меры по сохранению ненарушенных экосистем имеют экстенсивный характер, поскольку незначительная площадь большего числа особо охраняемых природных территорий не в состоянии повлиять на процессы антропогенной деградации природных комплексов и систем.
Существующий правовой статус и режимы особой охраны отдельных особо охраняемых природных территорий не соответствуют реальной потребности, занижая или завышая природоохранную значимость и ценность данных охраняемых природных объектов и комплексов.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Оценка уровня их посещаемости и степени воздействия, оказываемого в процессе рекреационной деятельности, не ведется. Рекреационная нагрузка и допустимая пропускная способность особо охраняемых природных территорий не рассчитана. Отмечается тенденция изоляции особо охраняемых природных территорий от процессов оптимизации экономических структур региона.
Потенциальные для использования в научно-исследовательских, эколого-просветительских и туристско-рекреационных целях возможности особо охраняемых природных территорий изучены фрагментарно и в настоящее время не могут быть реализованы в полном объеме.
Накопленные проблемы сформировали ситуацию, при которой существующая региональная сеть особо охраняемых природных территорий в долгосрочной перспективе не сможет оказать существенного влияния на процессы деградации экосистем Кировской области, выполнить компенсирующие функции, стать органичной частью экономики и культурного наследия области.
3. Принципы и методологические основы Концепции
Одним из направлений государственной политики в области охраны окружающей среды является выведение из хозяйственного оборота (использования) природных комплексов, сохранивших свою естественную целостность и ценность. Сохранение ценных природных комплексов обеспечивается приданием им правового статуса особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. Это решает вопросы сохранения отдельных природных объектов, комплексов и позволяет создать разрозненную сеть особо охраняемых природных территорий.
Однако цели государственной политики предполагают в качестве основных принципов необходимость принятия мер не только по сохранению отдельных природных объектов, но и поддержанию их жизнеобеспечивающих функций в долгосрочной перспективе для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, обеспечения экологической безопасности.
В качестве методологической основы достижения этих основных принципов Концепция определяет необходимость формирования системы взаимодополняющих (комплектарных) особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции экологического буфера, компенсирующего текущие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
С учетом основных принципов и методологических основ Концепция формирует условия для развития существующей сети охраняемых природных объектов на территории Кировской области в региональную систему особо охраняемых природных территорий. Определяет параметры ее развития как комплекса взаимодополняющих, функционально и территориально взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий, в вопросах осуществления природоохранных функций, а также унитарных методов, способов, приемов и средств их выполнения.
4. Цель Концепции
Основной целью Концепции является обеспечение комплексного формирования и развития системы особо охраняемых природных территорий Кировской области, а также создания условий реализации ее экономического и рекреационного потенциала в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей населения Кировской области, в том числе в активном полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к природе и культурным ценностям.
5. Задачи Концепции
К числу основных задач, решаемых Концепцией, относятся:
сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных объектов и комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания;
реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий;
осуществление государственной поддержки научно-исследовательских работ на объектах природно-заповедного фонда области;
совершенствование организационных форм и методов государственного управления в вопросах организации и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;
интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе особо охраняемых природных территорий.
6. Основные направления реализации Концепции
Основные направления реализации Концепции формируются исходя из целей и задач, определяя необходимость реализации системы мероприятий организационно-методического, правового, финансового, социально-экономического, научно-исследовательского и прикладного характера в сфере отношений, связанных с организацией функционирования особо охраняемых природных территорий.
Структурированные задачи Концепции, основные направления и мероприятия по ее реализации приведены в таблице.
Таблица
N п/п |
Задачи Концепции |
Основные направления реализации Концепции |
Мероприятия по реализации основных направлений Концепции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания |
формирование на территории Кировской области системы взаимодополняющих особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих максимальное выполнение природоохранных функций; концентрация создаваемых производств на уже трансформированных землях в районах с развитой инфраструктурой; учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования |
масштабирование отдельных охраняемых природных объектов посредством формирования их охранных зон с регулируемым режимом хозяйственного использования; изменение категорий отдельных особо охраняемых природных территорий в целях усиления природоохранного статуса; изменение регионального статуса отдельных особо охраняемых при родных территорий на статус особо охраняемых природных территорий местного значения; проектирование и организация новых особо охраняемых природных территорий; определение и установление границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами земельного законодательства; резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью; формирование правовых условий, исключающих безвозвратную антропогенную трансформацию экосистем, связанную с превышением экологи ческой емкости природных систем, при освоении этих территорий |
2 |
Реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий |
создание условий для решения задач сохранения ландшафтного и биологического разнообразия на территории Кировской области, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности |
эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции; исследование биологических систем особо охраняемых природных территорий по параметрам средообразующих функций в целях определения пределов их экологической устойчивости и емкости; ведение экологического мониторинга компонентов окружающей среды в целях оценки достаточности принятых мер по сохранению компонентов окружаю щей среды; инвентаризация особо охраняемых при родных территорий для выявления и специальной охраны земель, при годных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным потенциалом |
3 |
Совершенствование организационных форм и методов государственного управления в вопросах организации и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий |
оптимизация системы управления в сфере отношений, связанных с организацией, функционированием и развитием особо охраняемых при родных территорий, в целях наиболее эффективного их сохранения; обеспечение нормирования и регулирования использования особо охраняемых природных территорий; формирование условий вывода рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий из теневой экономики |
разработка и совершенствование правовых актов Кировской области, регулирующих вопросы образования, организации функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также механизмы обеспечения режима их особой охраны; разработка и внедрение требований по рекреационному обустройству особо охраняемых природных территорий; разработка механизмов регулирования и контроля за степенью воздействия, оказываемого на особо охраняемые территории в процессе рекреационной деятельности; разработка, внедрение правил охраны и использования особо охраняемых природных территорий и контроль за их исполнением; формирование эффективной системы охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая формирование правового статуса службы охраны особо охраняемых природных территорий, осуществление общественного контроля за состоянием особо охраняемых при родных территорий; консолидация финансовых, матери аль но-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов в самостоятельном органе управления, обеспечивающая эффективное функционирование и комплексное развитие особо охраняемых природных территорий |
4 |
Интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе особо охраняемых природных территорий |
формирование условий для вовлечения природно-ресурсного и рекреационно-оздоровительного потенциалов особо охраняемых природных территорий в социально-экономические отношения; комплексное развитие информационной составляющей особо охраняемых природных территорий, являющихся существующими объектами рекреационного и туристического спроса; разработка и реализация механизмов привлечения внебюджетных средств для достижения целей создания и решения задач особо охраняемых природных территорий |
разработка и издание презентационных материалов об особо охраняемых природных территориях и их привлекательности (буклеты, календари, сувенирная продукция и прочее); формирование и развитие экспозиционного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе в рамках проектов, ориентированных на дизайнерские решения при оформлении рекреационных и туристических объектов с ориентацией на потребительский спрос определенных социальных групп; развитие на особо охраняемых при родных территориях форм и методов предоставления населению сервисных услуг природоохранного назначения; формирование в натурных условиях особо охраняемых природных территорий, востребованных в познавательных, эстетических и рекреационных целях визуализированных образов (экспонатов) живой природы; формирование условий использования особо охраняемых природных территорий в качестве источников первичной научной информации, в том числе извлечения коллекционных экспонатов; развитие рекламного потенциала особо охраняемых природных территорий, реализующего возможности использования имиджа особо охраняемых природных территорий в продвижении региональных товаропроизводителей на рынках сбыта продукции |
7. Механизмы реализации Концепции
Участниками реализации Концепции являются Правительств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.