Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция развития
особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 26 апреля 2013 г. N 109)
1. Общие положения
Концепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные направления деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем, комплексов и объектов как необходимого условия экологической безопасности и поддержания соответствующего качества окружающей среды на территории Кировской области.
В указанной сфере Концепция формирует приоритеты в разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в вопросах развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории), на долгосрочный период, систематизирует механизмы и условия реализации государственной политики в аспектах ее методологического, организационного, правового и финансового (ресурсного) обеспечения.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Реализует и учитывает положения и условия реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р "Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года".
В настоящей Концепции используются понятия, закрепленные Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Кировской области от 08.10.2007 N 169-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Кировской области".
2. Современное состояние и проблемы развития особо охраняемых природных территорий в Кировской области
На 01.01.2013 существующую сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области формирует 201 объект общей площадью 395,2 тыс. гектаров (3,28% площади территории области). В структуру охраняемых природных объектов и комплексов входят: 1 государственный природный заповедник (федерального значения), 3 государственных природных заказника регионального значения, 175 памятников природы регионального значения, 2 лечебно-оздоровительных местности и курорта регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, 21 особо охраняемая природная территория местного значения, в том числе 2 лечебно-оздоровительных местности.
Распределение особо охраняемых природных территорий по муниципальным районам области, видовой состав охраняемых природных объектов и комплексов, а также их площадь и режимы особой охраны существенно различаются.
Территориальной охраной, осуществляемой специальными службами охраны, обеспечены 4 особо охраняемые территории: государственный природный заповедник "Нургуш" и государственные природные заказники регионального значения "Былина", "Пижемский" и "Бушковский лес".
Особо охраняемые природные территории служат опорной площадкой для ведения мониторинга окружающей среды и научных разработок, в том числе в аспектах изучения биологического разнообразия. Значительное число особо охраняемых природных территорий используется населением в рекреационных целях. В целом на территории Кировской области сформирована и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции сохранения отдельных компонентов природных комплексов и систем.
Тем не менее необходимость принятия дополнительных системных мер, связанных с перспективным развитием имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, имеет объективный характер.
Так, территориальная схема охраны особо охраняемых природных территорий нуждается в оптимизации организационных процессов, поскольку не обеспечивает эффективную охрану всех имеющихся охраняемых природных объектов и комплексов.
Текущая оценка состояния, системная инвентаризация и мониторинг природных комплексов фрагментарны, что исключает возможность объективной оценки степени деградации природных экосистем, а также принятия достаточных мер по их сохранению.
Меры по сохранению ненарушенных экосистем имеют экстенсивный характер, поскольку незначительная площадь большего числа особо охраняемых природных территорий не в состоянии повлиять на процессы антропогенной деградации природных комплексов и систем.
Существующий правовой статус и режимы особой охраны отдельных особо охраняемых природных территорий не соответствуют реальной потребности, занижая или завышая природоохранную значимость и ценность данных охраняемых природных объектов и комплексов.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Оценка уровня их посещаемости и степени воздействия, оказываемого в процессе рекреационной деятельности, не ведется. Рекреационная нагрузка и допустимая пропускная способность особо охраняемых природных территорий не рассчитана. Отмечается тенденция изоляции особо охраняемых природных территорий от процессов оптимизации экономических структур региона.
Потенциальные для использования в научно-исследовательских, эколого-просветительских и туристско-рекреационных целях возможности особо охраняемых природных территорий изучены фрагментарно и в настоящее время не могут быть реализованы в полном объеме.
Накопленные проблемы сформировали ситуацию, при которой существующая региональная сеть особо охраняемых природных территорий в долгосрочной перспективе не сможет оказать существенного влияния на процессы деградации экосистем Кировской области, выполнить компенсирующие функции, стать органичной частью экономики и культурного наследия области.
3. Принципы и методологические основы Концепции
Одним из направлений государственной политики в области охраны окружающей среды является выведение из хозяйственного оборота (использования) природных комплексов, сохранивших свою естественную целостность и ценность. Сохранение ценных природных комплексов обеспечивается приданием им правового статуса особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. Это решает вопросы сохранения отдельных природных объектов, комплексов и позволяет создать разрозненную сеть особо охраняемых природных территорий.
Однако цели государственной политики предполагают в качестве основных принципов необходимость принятия мер не только по сохранению отдельных природных объектов, но и поддержанию их жизнеобеспечивающих функций в долгосрочной перспективе для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, обеспечения экологической безопасности.
В качестве методологической основы достижения этих основных принципов Концепция определяет необходимость формирования системы взаимодополняющих (комплектарных) особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции экологического буфера, компенсирующего текущие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
С учетом основных принципов и методологических основ Концепция формирует условия для развития существующей сети охраняемых природных объектов на территории Кировской области в региональную систему особо охраняемых природных территорий. Определяет параметры ее развития как комплекса взаимодополняющих, функционально и территориально взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий, в вопросах осуществления природоохранных функций, а также унитарных методов, способов, приемов и средств их выполнения.
4. Цель Концепции
Основной целью Концепции является обеспечение комплексного формирования и развития системы особо охраняемых природных территорий Кировской области, а также создания условий реализации ее экономического и рекреационного потенциала в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей населения Кировской области, в том числе в активном полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к природе и культурным ценностям.
5. Задачи Концепции
К числу основных задач, решаемых Концепцией, относятся:
сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных объектов и комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания;
реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий;
осуществление государственной поддержки научно-исследовательских работ на объектах природно-заповедного фонда области;
совершенствование организационных форм и методов государственного управления в вопросах организации и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;
интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе особо охраняемых природных территорий.
6. Основные направления реализации Концепции
Основные направления реализации Концепции формируются исходя из целей и задач, определяя необходимость реализации системы мероприятий организационно-методического, правового, финансового, социально-экономического, научно-исследовательского и прикладного характера в сфере отношений, связанных с организацией функционирования особо охраняемых природных территорий.
Структурированные задачи Концепции, основные направления и мероприятия по ее реализации приведены в таблице.
Таблица
N п/п |
Задачи Концепции |
Основные направления реализации Концепции |
Мероприятия по реализации основных направлений Концепции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания |
формирование на территории Кировской области системы взаимодополняющих особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих максимальное выполнение природоохранных функций; концентрация создаваемых производств на уже трансформированных землях в районах с развитой инфраструктурой; учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования |
масштабирование отдельных охраняемых природных объектов посредством формирования их охранных зон с регулируемым режимом хозяйственного использования; изменение категорий отдельных особо охраняемых природных территорий в целях усиления природоохранного статуса; изменение регионального статуса отдельных особо охраняемых при родных территорий на статус особо охраняемых природных территорий местного значения; проектирование и организация новых особо охраняемых природных территорий; определение и установление границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами земельного законодательства; резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью; формирование правовых условий, исключающих безвозвратную антропогенную трансформацию экосистем, связанную с превышением экологи ческой емкости природных систем, при освоении этих территорий |
2 |
Реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий |
создание условий для решения задач сохранения ландшафтного и биологического разнообразия на территории Кировской области, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности |
эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции; исследование биологических систем особо охраняемых природных территорий по параметрам средообразующих функций в целях определения пределов их экологической устойчивости и емкости; ведение экологического мониторинга компонентов окружающей среды в целях оценки достаточности принятых мер по сохранению компонентов окружаю щей среды; инвентаризация особо охраняемых при родных территорий для выявления и специальной охраны земель, при годных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным потенциалом |
3 |
Совершенствование организационных форм и методов государственного управления в вопросах организации и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий |
оптимизация системы управления в сфере отношений, связанных с организацией, функционированием и развитием особо охраняемых при родных территорий, в целях наиболее эффективного их сохранения; обеспечение нормирования и регулирования использования особо охраняемых природных территорий; формирование условий вывода рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий из теневой экономики |
разработка и совершенствование правовых актов Кировской области, регулирующих вопросы образования, организации функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также механизмы обеспечения режима их особой охраны; разработка и внедрение требований по рекреационному обустройству особо охраняемых природных территорий; разработка механизмов регулирования и контроля за степенью воздействия, оказываемого на особо охраняемые территории в процессе рекреационной деятельности; разработка, внедрение правил охраны и использования особо охраняемых природных территорий и контроль за их исполнением; формирование эффективной системы охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая формирование правового статуса службы охраны особо охраняемых природных территорий, осуществление общественного контроля за состоянием особо охраняемых при родных территорий; консолидация финансовых, матери аль но-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов в самостоятельном органе управления, обеспечивающая эффективное функционирование и комплексное развитие особо охраняемых природных территорий |
4 |
Интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе особо охраняемых природных территорий |
формирование условий для вовлечения природно-ресурсного и рекреационно-оздоровительного потенциалов особо охраняемых природных территорий в социально-экономические отношения; комплексное развитие информационной составляющей особо охраняемых природных территорий, являющихся существующими объектами рекреационного и туристического спроса; разработка и реализация механизмов привлечения внебюджетных средств для достижения целей создания и решения задач особо охраняемых природных территорий |
разработка и издание презентационных материалов об особо охраняемых природных территориях и их привлекательности (буклеты, календари, сувенирная продукция и прочее); формирование и развитие экспозиционного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе в рамках проектов, ориентированных на дизайнерские решения при оформлении рекреационных и туристических объектов с ориентацией на потребительский спрос определенных социальных групп; развитие на особо охраняемых при родных территориях форм и методов предоставления населению сервисных услуг природоохранного назначения; формирование в натурных условиях особо охраняемых природных территорий, востребованных в познавательных, эстетических и рекреационных целях визуализированных образов (экспонатов) живой природы; формирование условий использования особо охраняемых природных территорий в качестве источников первичной научной информации, в том числе извлечения коллекционных экспонатов; развитие рекламного потенциала особо охраняемых природных территорий, реализующего возможности использования имиджа особо охраняемых природных территорий в продвижении региональных товаропроизводителей на рынках сбыта продукции |
7. Механизмы реализации Концепции
Участниками реализации Концепции являются Правительство Кировской области, органы исполнительной власти Кировской области и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории особо охраняемых природных территорий или планирующие осуществление деятельности в их границах, а также общественные организации и объединения граждан.
Предусматриваются следующие механизмы реализации Концепции:
учет положений Концепции органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при планировании и осуществлении деятельности в границах существующих и перспективных особо охраняемых территорий в Кировской области;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере создания, организации деятельности и развития особо охраняемых природных территорий;
расширение существующей сети особо охраняемых природных территорий на основе природных объектов и комплексов с преобладанием естественных процессов саморегуляции и жизнедеятельности;
формирование региональной системы особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима особой охраны как неотъемлемого компонента развития региона, сохранения его уникальных природных комплексов;
организация деятельности и перспективное развитие особо охраняемых природных территорий на основе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий как объектов природного достояния, культурного наследия и рекреационно-оздоровительного значения;
реализация мероприятий по обеспечению режима особой охраны, текущему содержанию, организации функционирования и комплексного развития особо охраняемых природных территорий, осуществляемых самостоятельным бюджетным учреждением на основе консолидации финансовых, материально-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов;
разработка и реализация программ по формированию и развитию региональной системы особо охраняемых природных территорий;
разработка и реализация муниципальных целевых программ по формированию и развитию особо охраняемых природных территорий местного значения;
реализация на территории области инвестиционных проектов, направленных на комплексное развитие особо охраняемых природных территорий;
сохранение уникальных природных комплексов Кировской области и создание условий для повышения их доступности в целях удовлетворения потребностей населения Кировской области в активном и полноценном отдыхе, приобщении к культурным ценностям.
Формы и методы управления реализацией областных программ и муниципальных целевых программ, а также количественные показатели эффективности их реализации будут определяться при разработке и утверждении соответствующих программ.
8. Сроки и этапы реализации Концепции
Реализация Концепции охватывает период до 2020 года и включает три этапа:
первый этап - 2012 - 2013 годы,
второй этап - 2014 - 2016 годы,
третий этап - 2017 - 2020 годы.
На первом этапе осуществляется подготовка и принятие первоочередных нормативных правовых актов Кировской области, связанных с реализацией Концепции, организуется взаимодействие с участниками реализации Концепции, осуществляется разработка, утверждение и этапная реализация программных мероприятий, обеспечивающих исполнение основных направлений реализации Концепции.
На втором этапе осуществляется плановая реализация программных мероприятий, обеспечивающих исполнение основных направлений реализации Концепции, обеспечивается взаимодействие с участниками реализации Концепции, формируются и внедряются основные элементы механизмов реализации Концепции, осуществляется необходимая корректировка программных мероприятий и проектов с учетом изменяющихся условий.
На третьем этапе осуществляется завершение программных мероприятий, обеспечивающих исполнение основных направлений реализации Концепции, определяется их эффективность, обеспечивается устойчивое достижение результатов осуществления основных направлений реализации Концепции, определяются на долгосрочную перспективу приоритеты основных направлений деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем и комплексов в целях обеспечения экологической безопасности и поддержания соответствующего качества окружающей среды на территории Кировской области.
9. Результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий основных направлений Концепции, решение ее задач и достижение поставленных целей позволит сформировать условия для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем Кировской области, биологического и ландшафтного разнообразия ее территории, а также сохранения природного и историко-культурного достояния Кировской области.
В частности, в среднесрочной перспективе будут решены задачи:
актуализации факторов экологической безопасности, поддержания соответствующего качества окружающей среды на территории Кировской области;
оптимизации существующей сети особо охраняемых природных территорий регионального значения на основе принципов биогеоценотического масштабирования территорий охраняемых природных объектов и комплексов;
развития механизмов и методов организации функционирования существующей сети особо охраняемых природных объектов и комплексов, направленных на формирование региональной системы особо охраняемых природных территорий;
совершенствования правового механизма организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, исключающего возможность утраты уникальных природных объектов и комплексов Кировской области;
повышения эффективности обеспечения режима особой охраны, реализации мероприятий по текущему содержанию, организации функционирования и комплексного развития особо охраняемых природных территорий;
апробирования и внедрения инновационных проектов в сфере комплексного развития особо охраняемых природных территорий;
осуществления на системной основе комплексных мер по обеспечению режима особой охраны, нормирования и регулирования использования особо охраняемых природных территорий Кировской области;
развития рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий на основе научно-исследовательской, эколого-просветительской и туристско-рекреационной деятельности, сопоставимой с целями и задачами создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;
активизации деятельности органов местного самоуправления по вопросам создания особо охраняемых природных территорий местного значения;
повышения эффективности регионального государственного экологического надзора и активизации общественного контроля в части сохранения охраняемых природных объектов и комплексов Кировской области;
оптимизации в целом и повышения эффективности государственного управления в сфере отношений, связанных с организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий;
создания условий повышения инвестиционной привлекательности Кировской области;
создания условий для удовлетворения потребностей населения Кировской области в активном полноценном отдыхе, приобщении к культурным ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.