5 марта 2013 г.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" и распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 N 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие лесного хозяйства" (далее - Государственная программа). Прилагается.
2. Признать утратившими силу с 01.01.2013 постановления Правительства Кировской области:
2.1. От 25.04.2011 N 101/152 "Об утверждении областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011 - 2013 годы".
2.2. От 06.09.2011 N 119/426 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 N 101/152".
2.3. От 18.10.2011 N 123/520 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 N 101/152".
2.4. От 13.02.2012 N 139/57 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 N 101/152".
Постановлением Правительства Кировской области от 5 марта 2013 г. N 198/102 пункт 2 настоящего постановления дополнен подпунктом 2.5, вступающим в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяющимся на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
2.5. От 28.12.2012 N 189/872 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 N 101/152".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.
Губернатор - |
Н.Ю. Белых |
Государственная программа
Кировской области "Развитие лесного хозяйства"
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/837)
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие лесного хозяйства"
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Леса Кировской области являются главным природным ресурсом, самым обширным по территориальному масштабу и экономическим возможностям, а также важнейшим фактором экономического роста области.
В настоящее время лесистость области составляет 63,5%. Лесами в области занято 8142,8 тыс. гектаров. Общий запас древесины достигает 1263,3 млн. куб. метров, что составляет 1,6% от общего запаса древесины в лесах России, а средний ежегодный прирост составляет около 22,01 млн. куб. метров. Из них 93,8%, или 1185,2 млн. куб. метров, находится на землях лесного фонда, то есть в ведении департамента лесного хозяйства Кировской области, на площади 8037,3 тыс. гектаров.
Расчетная лесосека по всем видам рубок на землях лесного фонда составляет 16,6 млн. куб. метров (по России - 576 млн. куб. метров), в том числе по хвойному хозяйству - 6,8 млн. куб. метров. По состоянию на 01.01.2012 на территории области заключено 785 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины общей площадью 4999,4 тыс. гектаров и ежегодным установленным объемом заготовки древесины 11550,6 тыс. куб. метров.
В последние годы в Кировской области отмечается рост объемов заготовки древесины. Так, в 2010 году было заготовлено 8,7 млн. куб. метров, что составило 52,4% от расчетной лесосеки, в 2011 году заготовка составила 9,5 млн. куб. метров, или 57,2% от расчетной лесосеки (в среднем по России осваивается только 22%). Значительный рост освоения расчетной лесосеки в 2011 году по сравнению с 2010 годом связан прежде всего с выходом из кризисного состояния предприятий лесопромышленного комплекса, увеличением спроса на древесину и увеличением объема санитарных мероприятий, связанных с необходимостью ликвидации последствий лесных пожаров 2010 - 2011 годов.
При этом наблюдается неравномерное освоение расчетной лесосеки по хозяйствам: по хвойному хозяйству расчетная лесосека в 2011 году была освоена на 75%, по мягколиственному - на 45,4%. Неравномерное освоение расчетной лесосеки ведет к ухудшению состояния лесного фонда, накоплению перестойных мягколиственных насаждений, товарные качества которых утрачиваются.
Недостаточное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры лесного хозяйства (на 1 тыс. кв. км леса в Кировской области приходится 2,2 км лесных дорог круглогодового действия) приводит к наращиванию запасов спелых и перестойных насаждений в труднодоступных лесных участках, а также способствует распространению крупных лесных пожаров.
Помимо этого, процессу смены пород в значительной степени способствовало несоблюдение лесозаготовителями лесоводственных требований при проведении заготовки древесины (не всегда сохранялся подрост, не оставлялись обсеменители), а также лесные пожары. Площадь мягколиственных насаждений увеличилась на 8,9% за счет березы и осины, возобновляющихся естественным путем на вырубках из-под ели.
В результате интенсивной лесоэксплуатации площадь спелых и перестойных хвойных насаждений уменьшилась на 16,4%, а их запас - на 5,8%. В мягколиственных хозяйственных секциях площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 15,2%, а их запас - на 23,9%.
Неравномерная возрастная структура насаждений в Кировской области сложилась в результате недостаточной работы по лесовосстановлению. Наибольший процент площади занимают средневозрастные насаждения (31%) и молодняки (24%). Спелые и перестойные насаждения занимают 30% лесной площади. Доля приспевающих насаждений очень низкая - всего 15%. Высокая доля молодняков и средневозрастных насаждений и низкая приспевающих обеспечивают замещение вырубаемых древостоев не ранее чем через 50 лет.
Следует отметить, что без интенсивного ухода в первые годы формирования лесонасаждений мелкий подрост и самосев хвойных пород, как и лесные культуры, будут заглушаться мелколиственными породами, и в результате будет происходить нежелательная смена породного состава молодых лесонасаждений.
Остается высокой доля гибели созданных лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте.
Низкой (около 7,0%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 4,0% от общей площади их создания. Отсутствует специализированный лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию селекционного улучшенного посадочного материала с закрытой корневой системой. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 1,0%.
Снижение качества лесовосстановления несет реальную угрозу лесосырьевому потенциалу лесов будущего, восстановлению экологической обстановки в регионах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
Наметившиеся тенденции в лесовосстановлении в случае непринятия своевременных организационно-технических мер могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.
Лесное хозяйство области несет большие потери от лесных пожаров, стихийных бедствий и других факторов.
Показатели горимости лесов Кировской области на протяжении последних 9 лет имеют четкую тенденцию к ухудшению.
В 2011 году сумма ущерба от лесных пожаров по сравнению с 2008 годом выросла в 43 раза до 127 млн. рублей (по России ежегодный ущерб оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей), а площадь лесных пожаров за тот же период выросла в 6,2 раза - до 1439,6 гектара.
Пожары 2010 - 2011 годов, распространению которых способствовали экстремально высокие летние температуры на территории Кировской области, обнажили важную проблему: существующая противопожарная инфраструктура полностью изношена, что делает невозможной эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение.
Другой проблемой является своевременное обнаружение лесных пожаров. Так, в 2010 году площадь обнаружения лесного пожара составила 1,28 гектара, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 5,51 гектара. С момента обнаружения до момента ликвидации площадь пожара увеличилась в 4,3 раза. Обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания пожары, как правило, являются пожарами невысокой сложности и намного легче поддаются тушению.
В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:
наземное патрулирование территории лесного фонда;
использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ Рослесхоза);
авиационное патрулирование лесного фонда.
Первые два способа не позволяют своевременно обнаруживать лесные пожары, в том числе на небольших площадях.
Кроме того, возможности использования наземного патрулирования в качестве основного источника информации о пожарах ограничены нехваткой соответствующей инфраструктуры и кадров. На сегодняшний день для обнаружения возникающих в зоне наземной охраны лесных пожаров на всю Кировскую область имеется лишь 10 стационарных пожарно-наблюдательных вышек, при этом фактически пригодны для использования только 3 вышки, не оснащенные средствами наблюдения. Для целей наблюдения используются также 17 приспособленных пунктов наблюдения, расположенных на господствующих высотах (10 штук) и высотных объектах (7 штук).
Согласно Лесному плану Кировской области в районах массового отдыха вокруг крупных населенных пунктов должно проводиться наземное патрулирование лесных массивов (609 маршрутов патрулирования общей протяженностью 14614 км), однако наземное патрулирование проводится ограниченно в связи с недостаточными трудовыми и материальными ресурсами. Кадры лесничеств не укомплектованы в связи с несоответствием объемов нагрузки, возлагаемых на инспекторов, уровню заработной платы.
Еще одним фактором, определяющим ограничения использования наземного патрулирования, является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры Кировской области. В связи с этим наземное патрулирование как способ выявления пожаров не может обладать достаточной эффективностью.
Несмотря на надежды, связываемые ранее с использованием спутниковых (космических) технологий для раннего обнаружения лесных пожаров, фактические результаты их использования в 2010 году показали, что на сегодняшний день спутниковая система мониторинга требует существенной доработки.
Данные космических снимков ИСДМ Рослесхоза в 2010 году позволили обнаружить лишь 55 лесных пожаров из 625 официально зарегистрированных, или 8,8%. При этом существующая система спутникового наблюдения ИСДМ Рослесхоза не позволяет получать достоверные данные в условиях высокой облачности или задымления, а наибольшая точность определения площади и координат лесного пожара возникает лишь при площади пожара от 25 гектаров и более, что, очевидно, неприемлемо для основного источника получения информации о пожарах.
Наиболее эффективным вариантом функционирования подсистемы обнаружения и тушения лесных пожаров в Кировской области является сочетание авиационного и наземного способов их обнаружения и тушения.
Район осуществления авиационных работ Кировским областным государственным специализированным автономным учреждением "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КОГСАУ "Лесоохрана") в лесах области составляет 7712,3 тыс. гектаров.
Налет воздушного судна для авиационного патрулирования лесов менее 200 часов при малой горимости лесов и менее 400 часов при средней горимости лесов Кировской области является недостаточным.
По мере удорожания аренды воздушных судов ежегодно снижается налет часов и кратность полетов, что ведет к снижению процента обнаружения возникающих лесных пожаров силами авиации. Так, в период с 1995 по 2002 год средний процент обнаружения лесных пожаров силами авиаотделений составлял 32,5%, в 2006 - 2010 годах этот показатель снизился в 1,5 раза и составил всего 20,6% от количества зарегистрированных пожаров.
Для обеспечения охраны лесов от пожаров в условиях средней горимости необходимо увеличение налета до 600 часов, а в условиях высокой горимости - до 1000 часов.
Лесные массивы области продолжают испытывать негативное воздействие различных факторов. Лесопатологическая ситуация в насаждениях области остается сложной.
Основными причинами ослабления лесных массивов являются комплексы неблагоприятных факторов абиотического, биотехногенного и техногенного характера. Основными из них являются антропогенное воздействие, неблагоприятные природно-климатические условия (ветер), грибные болезни - корневая губка. Именно в лесных насаждениях, имеющих высокую рекреационную нагрузку, формируются первичные очаги хвое- и листогрызущих вредителей леса и возникают очаги опасных заболеваний, поэтому данные насаждения требуют повышенного внимания со стороны специалистов лесного хозяйства.
Основными болезнями в лесах области являются смоляной рак сосны, корневая губка, ложный и настоящий трутовики, основными вредителями - короед-типограф.
Основной задачей лесозащиты является предупреждение вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое снижение прироста древесины и ухудшение ее деловых качеств. Проведение лесопатологических обследований направлено на своевременное обнаружение очагов вредителей и болезней леса, повреждений лесов неблагоприятными природными факторами и на принятие соответствующих решений по назначению тех или иных санитарно-оздоровительных мероприятий. Однако в связи с нехваткой финансирования санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в неполном объеме, что в долгосрочной перспективе приведет к наступлению еще более негативных последствий.
Большими проблемами остаются нарушения со стороны лесопользователей лесного законодательства. В 2011 году в ходе проведения 953 плановых и внеплановых проверок при патрулировании лесов и приемке работ выявлено 4266 нарушений действующего законодательства, выдано 642 предписания, составлено 1716 административных протоколов, рассмотрено 1706 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 6381,9 тыс. рублей, из них взыскано 4750,7 тыс. рублей. Направлено в правоохранительные органы 478 материалов по делам, где усматривается уголовная ответственность, или для выявления виновных лиц. По результатам проведенных оперативных мероприятий к уголовной ответственности привлечено 67 виновных лиц.
Лесоустройство считается информационной основой лесного планирования и освоения лесов. Отсутствие достоверных материалов лесоустройства препятствует эффективному и комплексному освоению лесных ресурсов в государственных интересах, интересах бизнеса и граждан на территории области. Несвоевременное проведение лесоустроительных работ и инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве лесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать развитие отрасли. Необходим перевод базовой картографической лесоустроительной информации в геоинформационный пакет.
Последнее лесоустройство на территории Кировской области было проведено в 1997 - 2003 годах. По состоянию на 01.01.2012 давность проведения лесоустройства составляет более 10 лет на 6,9 млн. гектаров, или на 86,3% общей площади земель лесного фонда. На 85% площади лесных участков, располагавшихся на землях сельскохозяйственного назначения и переведенных в 2008 году в земли лесного фонда, давность лесоустройства составляет от 10 до 25 и более лет. Согласно проектам организации и ведения лесного хозяйства бывших лесхозов срок действия материалов лесоустройства был установлен на 10 лет.
Материалы лесоустройства необходимы для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов насаждений, необходимой при планировании освоения лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукционы, при уточнении расчета ежегодно возможного размера отпуска древесины на арендованных лесных участках.
До настоящего времени не решен вопрос финансирования лесоустройства.
Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность, что не позволяет качественно проводить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах,что сказывается на ухудшении состояния и качества лесов, непринятии оперативных мер по выявлению, пресечению и устранению нарушений лесного законодательства.
Таким образом, в области лесного хозяйства сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом серьезных проблем в отрасли:
несовершенством законодательного и нормативного правового регулирования лесных отношений;
недостаточным финансированием за счет бюджетных средств мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
недостаточным техническим обеспечением отрасли;
несовершенством системы по борьбе с нарушениями лесного законодательства;
отсутствием централизованного лесоустройства и лесного планирования.
Реализация мероприятий Государственной программы позволит не только решить наиболее острые проблемы, но и повысить ресурсный потенциал лесов, находящихся на территории Кировской области, обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшению технического обеспечения противопожарной охраны лесов, внедрению новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, улучшить состояние естественной природной среды обитания человека и животных, улучшить полезные функции лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечить создание новых рабочих мест.
2. Приоритеты государственной политики в области лесных отношений, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
Одним из основных направлений государственной политики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", является закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе через укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны. В соответствии с этим приоритетными направлениями развития лесного хозяйства являются создание системы воспроизводства лесов и улучшение породного состава лесных насаждений.
Основные цели государственной политики в сфере лесного хозяйства определены в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 248 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 482 от 30.10.2008 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года". Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года одними из целей стратегического развития лесного комплекса являются обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала и обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Этим же документом определяются приоритетные направления развития лесного хозяйства, одним из которых является организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия), определяет, что приоритетом экономического развития области остается лесопромышленный комплекс, развитие которого определено на период с 2011 по 2015 год, и проецирует заданные федеральными документами цели и задачи на региональный уровень.
К факторам, негативно влияющим на развитие лесопромышленного комплекса, обозначенным в программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной Законом Кировской области от 25.02.2011 N 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы", относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, значительные объемы незаконных рубок и теневого оборота лесной продукции, низкая эффективность государственного лесного контроля. Создание благоприятных условий для рационального и наиболее полного использования лесного потенциала области, обеспечивающего на этой основе повышение вклада лесопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие области, является одной из основных целей Государственной программы, которая повторяет цель Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
Целями Государственной программы являются:
повышение эффективности использования, охраны и воспроизводства лесов Кировской области;
обеспечение устойчивого управления лесами;
сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных Лесным планом Кировской области (далее - Лесной план), утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 19.12.2008 N 90 "Об утверждении Лесного плана Кировской области", и задачи по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля и надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах, борьбы с незаконными рубками леса:
обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
организация использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда;
доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.
Количественные значения целевых показателей эффективности реализации Государственной программы определяются на основе данных формы отраслевого наблюдения Федерального агентства лесного хозяйства Форма 1 - Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей".
Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить многоцелевое рациональное использование лесных ресурсов, повысить эффективность работы в лесном хозяйстве Кировской области, добиться высоких показателей как в освоении лесных ресурсов, так и в деятельности организаций лесного комплекса и к концу 2015 года достичь следующих результатов:
сохранения объема рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 1,3 куб. метра древесины;
сохранения соотношения площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда на уровне 20%;
увеличения доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда с 51,6% до 51,8%;
увеличения объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 91,28 рубля, или на 4,5% по сравнению с плановым значением на 2012 год.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы и их значения приведены в приложении N 1.
Срок реализации Государственной программы - 2013 - 2015 годы. Разделения Государственной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы
Мероприятия Государственной программы направлены на обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов, организацию использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство. Они ориентированы в первую очередь на мобилизацию собственного потенциала, а также привлечение инвесторов в сочетании с государственной поддержкой, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Кировской области. Достижение целей и задач Государственной программы обусловливает выполнение производственных, инвестиционных, финансово-экономических, организационно-структурных мероприятий.
Правительством Кировской области департамент лесного хозяйства Кировской области (далее - департамент) назначен органом исполнительной власти в области лесных отношений, который осуществляет переданные статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории Кировской области ив пределах исполнения своих функций решает следующие поставленные задачи:
3.1. Задачу по обеспечению устойчивого управления лесами, сохранения и повышения ресурсно-экологического потенциала лесов, которая включает в себя:
своевременное и в полном объеме планирование лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесоохранных и лесозащитных мероприятий, предусмотренных Лесным планом и лесохозяйственными регламентами лесничеств, а также обеспечение их выполнения силами арендаторов лесных участков, инвесторов, специализированных организаций, исполнителей государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов;
обеспечение ведения государственного лесного реестра, которое позволяет в текущем времени иметь систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, об изменениях объемных, качественных и экономических показателей, об использовании лесов;
принятие нормативных правовых актов субъекта в области лесных отношений в пределах переданных субъекту полномочий, направленных на обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов.
Решение данной задачи осуществляется в рамках реализации отдельного мероприятия "Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы".
3.2. Задачу по организации использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, для решения которой должны быть реализованы следующие мероприятия:
3.2.1. По использованию лесов:
размещение государственных заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на не переданных в аренду лесных участках;
проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
приемка лесных деклараций;
предоставление лесных участков в пользование.
3.2.2. По охране, защите, воспроизводству лесов.
В целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов привлекаются лица, использующие леса: арендаторы лесных участков, лица, которым предоставлены лесные участки в постоянное бессрочное пользование, лесопользователи, заключившие договоры купли-продажи лесных насаждений, и иные исполнители работ, с которыми заключаются государственные контракты на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, и за выполненные мероприятия осуществляется оплата за счет субвенций из федерального бюджета, средств областного бюджета и из внебюджетных источников (средств лиц, использующих леса).
Государственные услуги (работы) по обеспечению пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров осуществляет КОГСАУ "Лесоохрана" путем выполнения государственного задания. Для тушения лесных пожаров учреждение должно быть обеспечено силами и средствами пожаротушения, должно иметь достаточное количество пожарно-химических станций различного типа, обученных специалистов, выполняющих авиационную охрану лесов от пожаров (летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, десантников-пожарных).
Отдельные мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов:
3.2.2.1."Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров":
противопожарное обустройство лесов, создание действенной системы по недопущению возникновения и распространения лесных пожаров, недопущению их распространения на населенные пункты и объекты экономики;
строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения;
устройство противопожарных минерализованных полос и противопожарных барьеров и проведение ухода за ними;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;
устройство и содержание мест отдыха;
устройство и содержание аншлагов, плакатов, указателей;
создание запаса горюче-смазочных материалов, приобретение смачивателей для тушения лесных пожаров;
содержание пожарных сторожей и средств связи;
содержание пожарно-химических станций;
осуществление авиационного и наземного мониторинга пожарной опасности в лесах, тушение лесных пожаров в целях принятия управленческих решений по ликвидации возникающих лесных пожаров и принятие превентивных мер по их недопущению и ликвидации в кратчайшие сроки;
тушение лесных пожаров авиационным и наземным способом.
3.2.2.2. "Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" (для обеспечения своевременного тушения лесных пожаров в условиях средней горимости лесов области).
3.2.2.3. "Защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов":
осуществление лесопатологических обследований;
проведение сплошных и выборочных санитарных рубок;
очистка лесных насаждений от захламленности и захламления отходами;
проведение наземных биологических и химических мероприятий.
3.2.2.4. "Воспроизводство лесов":
проведение искусственного лесовосстановления путем посадки лесных культур и посева семян;
содействие естественному возобновлению лесов;
проведение агротехнического ухода за лесными культурами и обработка почвы под лесные культуры;
приобретение семян лесных растений и выращивание посадочного материала. Повышение качества лесовосстановительных работ за счет создания лесных культур селекционно-улучшенным посадочным материалом обеспечит создание высокопродуктивных лесных насаждений. Создание лесного селекционно-семеноводческого центра в Кировской области по выращиванию селекционно улучшенного посадочного материала с закрытой корневой системой позволит повысить приживаемость лесных культур с 81% до 95% и снизить в последующем гибель лесных культур;
проведение ухода за лесами путем осветления и прочисток, прореживания в насаждениях и проходных рубок.
3.2.2.5. "Отвод и таксация лесосек" (осуществляется в целях предоставления в пользование лесных участков).
3.2.2.6. "Проведение лесоустройства" (позволит получить достоверные материалы лесоустройства, точную и объективную оценку эксплуатационных запасов насаждений, необходимую при планировании к освоению лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукционы, при уточнении расчета ежегодно возможного размера отпуска древесины на арендованных лесных участках в целях эффективного и комплексного освоения лесных ресурсов в государственных интересах, интересах бизнеса и граждан на территории области).
3.2.2.7. "Обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства и обеспечение надзорной деятельности" (осуществляется Кировским областным государственным казенным учреждением "Кировлесцентр" (далее - КОГКУ "Кировлесцентр") и направлено на осуществление департаментом полномочий в области лесных отношений, на обеспечение деятельности по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, пресечение и своевременное выявление нарушений и преступлений в области лесного законодательства, а также на привлечение к предусмотренной действующим законодательством ответственности виновных в совершении нарушений лиц. Финансовое обеспечение деятельности КОГКУ "Кировлесцентр" осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета на основании бюджетной сметы).
3.3. Задачу по обеспечению стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах, выполнение которой осуществляется путем заключения с населением договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесного фонда.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
Для своевременной и эффективной реализации мероприятий Государственной программы, направленных на достижение целей Государственной программы, необходимо принятие основных нормативно-правовых документов, указанных в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия нормативного акта |
4.1 |
Указ Губернатора Кировской области |
о внесении изменений в Лесной план Кировской области |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
по мере необходимости |
4.2 |
Распоряжение Правительства Кировской области |
о внесении изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Кировской области |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
ежегодно |
4.3 |
Указ Губернатора Кировской области |
о сводном плане тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона на территории Кировской области |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
ежегодно |
5. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников в 2013 - 2015 годах составит 6009574,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 957358,3 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 90852,9 тыс. рублей, за счет средств из внебюджетных источников - 4 961363,4 тыс. рублей, из них средств арендаторов лесных участков - 4 566166,7 тыс. рублей, средств из иных источников - 395196,7 тыс. рублей, в том числе от продажи лесных насаждений при выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, не переданных в аренду.
Средства федерального бюджета на обеспечение Государственной программы будут выделяться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Расходы на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета приведены в приложении N 2.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства арендаторов лесных участков и средства от продажи лесных насаждений при выполнении лицами, использующими леса, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, не переданных в аренду, а также средства от иной приносящей доход деятельности подведомственных департаменту государственных учреждений.
Прогнозная оценка ресурсного обеспечения Государственной программы за счет всех источников финансирования в разрезе мероприятий представлена в приложении N 3.
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Государственной программы относятся к капитальным вложениям и прочим расходам, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Государственной программы
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования Государственной программы |
Объемы финансирования в 2013 - 2015 годах |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Государственная программа Кировской области "Развитие лесного хозяйства"- всего в том числе: |
6 009 574,6 |
1 75 718,5 |
1 978850,6 |
2 055 005,5 |
капитальные вложения |
36 000,0 |
15000,0 |
12 000,0 |
9 000,0 |
прочие расходы |
5 973 574,6 |
1960718,5 |
1 966 850,6 |
2 046 005,5 |
6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Государственной программы могут возникнуть следующие группы рисков:
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Невыполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов |
принятие поправок по увеличению расходной части бюджета на исполнение полномочий в области лесных отношений |
Пассивное сопротивление юридических и физических лиц требованиям лесного законодательства при использовании лесов, их охране, защите и воспроизводству, ухудшение социально-экономической обстановки и увеличение количества лесонарушений |
принятие управленческих решений; разъяснительная работа в средствах массовой информации и привлечение общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства; активное межведомственное взаимодействие различных органов исполнительной власти |
Критические ситуации, связанные с гибелью лесов вследствие лесных пожаров и вспышек массового размножения вредителей леса, что приведет к увеличению незапланированных объемов реабилитационных работ |
организационная работа по привлечению дополнительного финансирования за счет средств нераспределенного резерва Федерального агентства лесного хозяйства на проведение реабилитационных мероприятий |
Неисполнение обязательств по заключенным контрактам исполнителями работ, выявленное в результате проверок по исполнению контрактов |
мониторинг выполнения государственных контрактов, заключенных в соответствии с Государственной программой, регулярный анализ, принятие управленческих решений и при необходимости корректировка показателей и мероприятий Государственной программы |
Аномально критические погодные условия и другие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
активная организационная работа по проведению торгов, аукционов на выполнение соответствующих работ, услуг |
7. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Государственной программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Государственной программы и выработать правильное управленческое решение.
Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится как в процессе (по годам), так и по итогам реализации Государственной программы в целом и включает проведение качественных и количественных оценок эффективности.
Количественный показатель эффективности реализации Государственной программы оценивается на основании выполнения показателей Государственной программы путем сопоставления количества выполненных показателей и общего количества показателей по формуле:
, где:
- показатель выполненных мероприятий Государственной программы, %;
- количество выполненных мероприятий Государственной программы;
- общее количество мероприятий Государственной программы.
Качественный показатель эффективности реализации Государственной программы характеризует степень финансирования за счет бюджетных средств и производится по формуле:
, где:
- полнота использования бюджетных средств, %;
- фактическое финансирование мероприятий Государственной программы в соответствующем периоде;
- плановое финансирование мероприятий Государственной программы в соответствующем периоде.
Оценка эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов производится по формуле:
, где:
- эффективность реализации Государственной программы, %.
В целях оценки эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя , то уровень эффективности реализации Государственной программы в отчетном году оценивается как высокий;
если значение показателя Э находится в пределах от 50% до 90%, то уровень эффективности реализации Государственной программы в отчетном году оценивается как удовлетворительный;
если значение показателя , то уровень эффективности реализации Государственной программы в отчетном году оценивается как неудовлетворительный.
Оценка эффективности Государственной программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителем ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Государственной программы подготавливается ответственным исполнителем, согласовывается с заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу ответственного исполнителя Государственной программы, и в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, представляется ответственным исполнителем в Правительство Кировской области, департамент экономического развития Кировской области и департамент финансов Кировской области.
По итогам реализации Государственной программы ответственный исполнитель представляет в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным, в Правительство Кировской области доклад, включающий оценку степени достижения целей и решения задач Государственной программы за весь период ее реализации.
Приложение N 1
Сведения
о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы
N п/п |
Наименование программы, наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателей эффективности |
||||
2011 год (базовый) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
|
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Кировской области" |
|
|
|
|
|
|
1 |
Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда |
куб. м/га |
1,27 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2 |
Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда |
процентов |
19,84 |
20 |
20 |
20 |
20 |
3 |
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда |
процентов |
51,85 |
51,6 |
51,6 |
51,7 |
51,8 |
4 |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
руб./га |
93,35 |
87,39 |
88,42 |
91,28 |
91,28 |
Приложение N 2
Расходы
на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета
Статус |
Наименование программы, наименование отдельного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) |
Расходы (тыс. рублей) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Государственная программа Кировской области |
"Развитие лесного хозяйства" |
всего |
33366,8 |
28354,3 |
29131,8 |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
33366,8 |
28354,3 |
29131,8 |
||
Отдельное мероприятие |
"Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров" |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
24867,9 |
20186,9 |
20642,0 |
Отдельное мероприятие |
"Обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства и обеспечение надзорной деятельности" |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
7029,8 |
6809,9 |
7053,8 |
Отдельное мероприятие |
"Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы" |
департамент лесного хозяйства Кировской области |
1469,1 |
1 357,5 |
1436,0 |
Приложение N 3
Прогнозная оценка ресурсного обеспечения Государственной программы за счет всех источников финансирования
Статус |
Наименование государственной программы, отдельных мероприятий |
Источник финансирования |
Оценка расходов (тыс. рублей) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Государственная программа Кировской области |
"Развитие лесного хозяйства" |
всего |
1975718,5 |
1978850,6 |
2055005,5 |
федеральный бюджет |
311 468,9 |
322944,7 |
322944,7 |
||
областной бюджет |
33366,8 |
28354,3 |
29131,8 |
||
внебюджетные источники |
1630882,8 |
1627551,6 |
1702929,0 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
средства арендаторов |
1513795,5 |
1492042,7 |
1560328,5 |
||
иные источники |
117087,3 |
135508,9 |
142600,5 |
||
Отдельное мероприятие |
"Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров" |
всего |
186121,6 |
187824,8 |
201773,3 |
федеральный бюджет |
40214,3 |
42870,8 |
44287,3 |
||
областной бюджет |
24867,9 |
20186,9 |
20642,0 |
||
внебюджетные источники |
121039,4 |
124767,1 |
136844,0 |
||
|
|
в том числе: |
|
|
|
средства арендаторов |
66539,4 |
48723,8 |
61344,0 |
||
иные источники |
54500,0 |
76043,3 |
75500,0 |
||
Отдельное мероприятие |
"Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" |
всего |
15 000,0 |
12 000,0 |
9 000,0 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
||
областной бюджет |
- |
- |
- |
||
внебюджетные источники |
15 000,0 |
12 000,0 |
9 000,0 |
||
в том числе средства арендаторов |
15 000,0 |
12 000,0 |
9 000,0 |
||
Отдельное мероприятие |
"Защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов" |
всего |
78361,9 |
86 102,3 |
89803,6 |
федеральный бюджет |
1 080,0 |
1 140,0 |
1 544,0 |
||
областной бюджет |
- |
- |
- |
||
внебюджетные источники |
77281,9 |
84962,3 |
88259,6 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
средства арендаторов |
65 179,2 |
69 183,3 |
73 448,9 |
||
иные источники |
12102,7 |
15 779,0 |
14 810,7 |
||
Отдельное мероприятие |
"Воспроизводство лесов" |
всего |
1025793,6 |
1031468,5 |
1083267,3 |
федеральный бюджет |
15481,1 |
22848,2 |
17105,9 |
||
областной бюджет |
- |
- |
- |
||
|
|
внебюджетные источники |
1010312,5 |
1008620,3 |
1066161,4 |
в том числе: |
|
|
|
||
средства арендаторов |
973611,7 |
978745,8 |
1028512,4 |
||
иные источники |
36700,8 |
29874,5 |
37649,0 |
||
Отдельное мероприятие |
"Отвод и таксация лесосек" |
всего |
337916,5 |
338369,4 |
358671,5 |
федеральный бюджет |
5 667,5 |
5 667,5 |
6 007,5 |
||
областной бюджет |
- |
- |
- |
||
внебюджетные источники |
332249,0 |
332701,9 |
352664,0 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
средства арендаторов |
318465,2 |
318889,8 |
338023,2 |
||
иные источники |
13783,8 |
13812,1 |
14640,8 |
||
Отдельное мероприятие |
"Проведение лесоустройства" |
всего |
75 000,0 |
64 500,0 |
50 000,0 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
||
областной бюджет |
- |
- |
- |
||
внебюджетные источники |
75 000,0 |
64 500,0 |
50 000,0 |
||
в том числе средства арендаторов |
75 000,0 |
64 500,0 |
50 000,0 |
||
Отдельное мероприятие |
"Обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства и обеспечение надзорной деятельности" |
всего |
181860,0 |
182809,9 |
183053,8 |
федеральный бюджет |
174 830,2 |
176 000,0 |
176000,0 |
||
областной бюджет |
7029,8 |
6809,9 |
7053,8 |
||
Отдельное мероприятие |
"Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы" |
всего |
75664,9 |
75775,7 |
79436,0 |
федеральный бюджет |
74 195,8 |
74 418,2 |
78 000,0 |
||
областной бюджет |
1469,1 |
1357,5 |
1436,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/837 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2021 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 29 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 20 декабря 2019 г. N 686-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 29 июля 2019 г. N 416-п
Изменения вступают в силу с 12 августа 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 30 января 2019 г. N 26-п
Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 12 сентября 2018 г. N 430-п
Изменения вступают в силу с 25 сентября 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 21 февраля 2018 г. N 93-п
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 20 декабря 2017 г. N 145-п
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Кировской области от 24 августа 2017 г. N 428-п
Постановление Правительства Кировской области от 17 февраля 2017 г. N 47/89
Постановление Правительства Кировской области от 15 ноября 2016 г. N 28/183
Постановление Правительства Кировской области от 18 августа 2016 г. N 4/42
Постановление Правительства Кировской области от 16 февраля 2016 г. N 85/81
Постановление Правительства Кировской области от 17 ноября 2015 г. N 70/754
Постановление Правительства Кировской области от 29 июня 2015 г. N 46/347
Постановление Правительства Кировской области от 2 февраля 2015 г. N 23/63
Постановление Правительства Кировской области от 17 декабря 2014 г. N 16/214
Постановление Правительства Кировской области от 10 сентября 2014 г. N 279/626
Постановление Правительства Кировской области от 30 июня 2014 г. N 269/448
Постановление Правительства Кировской области от 17 марта 2014 г. N 253/204
Постановление Правительства Кировской области от 18 февраля 2014 г. N 249/104
Постановление Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/935
Постановление Правительства Кировской области от 2 октября 2013 г. N 229/613
Постановление Правительства Кировской области от 10 июля 2013 г. N 216/411
Постановление Правительства Кировской области от 5 марта 2013 г. N 198/102
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.