Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к муниципальной программе
Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белохолуницкого района" на 2020 - 2024 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
администрация Белохолуницкого муниципального района (отдел жилищно-коммунального хозяйства) |
Соисполнители подпрограммы |
администрация Белохолуницкого муниципального района; управление образования Белохолуницкого района; управление культуры Белохолуницкого района; администрации поселений |
Цель подпрограммы |
эффективное использование энергоресурсов |
Задачи подпрограммы |
энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Целевые показатели эффективности реализации подпрограммы |
доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования; удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека); удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека); удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего); удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы. Выделение на этапы не предусматривается |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы - 400,00 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 80,00 тыс. рублей; 2021 год - 80,00 тыс. рублей; 2022 год - 80,00 тыс. рублей; 2023 год - 80,00 тыс. рублей; 2024 год - 80,00 тыс. рублей, из них: внебюджетные средства - 400,00 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
сохранение до 100% доли объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования; сокращение до 55,73 кВт.ч/чел. удельного расхода электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека); сокращение до 0,153 Гкал/кв. м удельного расхода тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади); сокращение до 0,6 куб. метра/чел. удельного расхода холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека); сокращение до 0,194 Гкал/кв. м удельного расхода тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); сокращение до 22 куб. метров на 1 проживающего удельного расхода холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего); сокращение до 1002,6 кВт.ч на 1 проживающего удельного расхода электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего) |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основной проблемой топливно-энергетического комплекса Белохолуницкого района является дефицит собственных энергоресурсов. Энергетические ресурсы формируются в основном за счет поступлений из других регионов Российской Федерации и в очень незначительной степени за счет местных видов топлива (торфа, дров, щепы, опила). Зависимость от цен и условий поставки внешних поставщиков снижает энергетическую эффективность и безопасность региона.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов в полной мере снижать затраты на энергоносители.
Одной из основных причин напряженного состояния топливно-энергетического комплекса Белохолуницкого района является низкая энергетическая эффективность отраслей экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового регионального продукта значительно превышает показатель стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
Одной из основных угроз социально-экономическому развитию района становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов ежегодно приводит к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и, как следствие, недостаток налоговых поступлений в бюджет.
В бюджетной сфере повсеместно проводятся различные мало- и среднезатратные мероприятия по энергосбережению (заменяются лампы накаливания на энергосберегающие, заменяются оконные блоки и утепляются на зиму существующие, устанавливаются приборы учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов). Проводимые мероприятия, касающиеся энергосбережения, выполняются лишь по личной инициативе отдельных руководителей и служащих, без какой-либо системной работы и оценки экономической целесообразности. Практически всеми бюджетными учреждениями не ведется учет фактически потребляемых топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном виде.
Оборудование, на котором сегодня работают предприятия жилищно-коммунального хозяйства, морально и физически устарело. Значительный износ основных фондов систем тепло-, водоснабжения и водоотведения является причиной низкой ресурсной эффективности оборудования. Как следствие, существуют значительные перерасходы топлива и электроэнергии.
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании за последние годы показывает, что произошло существенное изменение структуры тепловых и энергетических нагрузок. Значительная часть потребляемого тепла используется неэффективно по не зависящим от населения причинам.
Располагаемый потенциал энергосбережения в муниципальном образовании как по тепловой, так и по электрической энергии составляет не менее 25 - 30%.
Финансирование мероприятий по капитальному ремонту бюджетных учреждений и основных фондов организаций коммунального комплекса значительно ограничено дефицитным бюджетом Белохолуницкого района.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать факт, что потенциал повышения энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы, в жилом комплексе, а также на предприятиях коммунального хозяйства Белохолуницкого района достаточно высок. Решение обозначенных выше проблем, приводящих на сегодняшний день к низкому уровню энергоэффективности во всех сферах потребления и перераспределения топливно-энергетических ресурсов, планируется путем реализации комплекса мероприятий.
2. Приоритеты государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса отражены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпрограмма соответствует приоритетам, установленным в Стратегии, и направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережение, в том числе топливно-энергетического комплекса, что снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики, и позволит:
обеспечить энергетическую безопасность путем повышения надежности энергоснабжения;
повысить конкурентоспособность отраслей экономики;
сократить нагрузку на бюджетные ресурсы;
улучшить экологическую обстановку;
увеличить комфортность проживания населения.
Основной целью подпрограммы является:
эффективное использование энергоресурсов.
Данная цель достигается за счет решения следующей задачи подпрограммы:
энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Для решения указанной задачи необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях, а также на объектах коммунальной инфраструктуры, являющихся собственностью района. Повышение энергетической эффективности в жилых домах, на частных предприятиях и других объектах, использующих топливно-энергетические ресурсы, будет стимулироваться различными способами, начиная от организации грантов и конкурсов среди населения (жилых домов) на лучшие проекты в сфере энергосбережения до компенсации части процентов по кредитам, взятым на внедрение энергоэффективного оборудования частными предпринимателями и крупными предприятиями.
Ожидаемый результат от реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей.
Источниками получения информации о значениях показателей эффективности являются:
отчетная информация структурных подразделений и отраслевых органов администрации Белохолуницкого района;
статистическая отчетность.
Целевыми показателями эффективности реализации подпрограммы являются следующие расчетные показатели:
Значение показателя "Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования" определяется по формуле:
, где:
- доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования (%);
- объем электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (тыс. кВт.ч);
- полезный отпуск электроэнергии на территории муниципального образования (тыс. кВт.ч).
Значение показателя "Удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного - годовой расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (кВт.ч), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями;
- общее количество работников в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях (чел.), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями.
Значение показателя "Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (кВт.ч/кв. метр);
- годовой расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (кВт.ч), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями;
- общая площадь помещений, занимаемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями (кв. метров), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями.
Значение показателя "Удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (кВт.ч/чел.);
- годовой расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (кВт.ч), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями;
- общее количество работников в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях (чел.), данные представляются органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями.
Значение показателя "Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (кВт.ч/кв. метр);
- годовой расход тепловой энергии в многоквартирных домах (кВт.ч);
- общая площадь в многоквартирных домах (кв. метров).
Значение показателя "Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (кВт.ч на 1 проживающего);
- годовой расход холодной воды в многоквартирных домах (кВт.ч);
- общее количество проживающих в многоквартирных домах.
Значение показателя "Удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 проживающего)" определяется по формуле:
, где:
- удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (кВт.ч на 1 проживающего);
- годовой расход электрической энергии в многоквартирных домах (кВт.ч);
- общее количество проживающих в многоквартирных домах.
Сведения о целевых показателях эффективности представлены в приложении N 1 к подпрограмме.
Срок реализации подпрограммы - 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белохолуницкого муниципального района Кировской области" на 2020 - 2024 годы осуществляются следующие мероприятия:
3.1. Мероприятие "Совершенствование энергетического менеджмента", которое направлено на:
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
освещение в средствах массовой информации, проведение конференций, выставок, семинаров, конкурсов и иных мероприятий по пропаганде энергосбережения, распространение социальной рекламы в сфере энергосбережения,
информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов,
распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности,
информирование об установленных правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях,
информирование руководителей муниципальных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения,
создание и обеспечение функционирования муниципальной системы мониторинга энергосбережения, включая сбор данных для государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации.
3.2. Мероприятие "Сокращение бюджетных расходов на потребление энергетических ресурсов", в рамках которого осуществляются:
проведение энергетических обследований в бюджетных учреждениях;
реализация бюджетными учреждениями программ по энергосбережению по итогам проведенных энергетических обследований.
3.3. Мероприятие "Повышение эффективности использования энергетических ресурсов при производстве, передаче энергетических ресурсов", в рамках которого осуществляется:
проведение промывки систем отопления.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
Разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов Белохолуницкого муниципального района осуществляются в случае принятия нормативных правовых актов на федеральном, областном и муниципальном уровнях, затрагивающих сферу реализации подпрограммы.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы - 400,00 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 80,00 тыс. рублей;
2021 год - 80,00 тыс. рублей;
2022 год - 80,00 тыс. рублей;
2023 год - 80,00 тыс. рублей;
2024 год - 80,00 тыс. рублей,
из них:
внебюджетные средства - 400,00 тыс. рублей.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 2 к подпрограмме.
6. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Одним из факторов риска является недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы, в том числе за счет средств местного бюджета. Недофинансирование может привести к неисполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и, соответственно, привлечению как должностных, так и юридических лиц к административной ответственности.
В целях снижения указанных рисков необходимо определять приоритетные направления финансирования, а также привлекать средства областного бюджета и внебюджетные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.